во всем мире нет таких людей без слез ахматова
🌲Не с теми я, кто бросил землю
В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.
Фон стихотворения
Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.
Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Горечь выбора
По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.
Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий, во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти.
Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя…
Пряник или соль
Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.
Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.
Как понимать строки Ахматовой
В стихотворении Ахматова говорит, что она никогда не встанет в ряд с теми, кто предал свою землю, среди них для неё никогда не будет места. Ахматова не уехала из СССР не потому что не могла, а потому что любит свою землю, свою Родину. Россия для неё это не Сталин и иже с ним, а духовность. Власти меняются, земля же остаётся родной до гроба и после… Как отсюда ухать, как её бросить?
Вопросы-ответы
Почему Ахматова не уехала из СССР?
Потому что любит Родину и эта любовь кратно сильнее страха за свою жизнь. Выше подробно описано.
Какие эпитеты есть в стихотворении?
В данном произведении встречаются эпитеты: глухой чад и грубая лесть. Также Анна Андреевна использует средства художественной выразительности – сравнения и аллитерацию. Рифмовка стихотворения перекрёстная, написано оно классическим ямбом.
Читаем стих
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Слушаем
Читает стихотворение Елена Демидова. Слушая строки их проще понять и легче запомнить.
Во всем мире нет таких людей без слез ахматова
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
О стихотворении Ахматовой «Родная земля»
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может
быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение
истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идёт к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.
Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в
послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных
конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в
поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки
воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
Памяти Анны Ахматовой
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
А.А. Ахматова
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.
Анна Ахматова
Серебряный век. Королева,
К ней лебедем слава плыла.
Классический профиль камеи,
Испанская шаль – два крыла.
Есть имя сладчайшее – Анна,
Звучащее, как благодать,
В глазах похоронена тайна,
Печали глубокой печать.
Дарованы Анне от Бога
Таинственный песенный жар
Израненной птицы дорога,
Сивиллы пророческий дар.
2012
***
Я мечтою была в Петергофе,
У моста над холодной Невой.
Знаменитый ахматовский профиль
Белой ночью узнала живой.
Ангел города вел вдоль канала,
Шла за тенью его, не дыша,
А в воде отраженье дрожало,
Здесь навеки осталась душа.
В темной шляпке под тонкой вуалью,
Головой чуть подавшись назад,
Губы в плотную линию сжала,
Жег надменный Морозовский взгляд.
Гордый шпиль, Медный всадник и профиль,
На холсте белой ночи углем,
Подарил мне на память художник
О прогулке под летним дождем.
2012
***
Бьет волна гранит Невы,
Монотонно и устало,
В белой мгле встречали вы
Чьи-то тени у канала?
Незнакомец – профиль строг,
Роза, смятая в петлице,
Сердце тайну выдаст – Блок,
В поздний час неясны лица.
Здесь Ахматовой следы,
Незнакомка, не она ли?
Вьется прядь волос седых
Из-под траурной вуали.
***
Тот силуэт в тени аллеи
Туман окутал, как вуаль,
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
2012
Парижская богема, нищенская жизнь.
Поэзия преобразила чувства.
Ей предстояло всех любимых пережить,
И петь, склоняясь в лебединой грусти.
Женское начало есть в России,
И ее в согласии звучал.
Всех оплакав, унесла в могилу
Песни дар и вещую печаль.
2016
Мы о любви превратно судим
Оставь, и я была как все,
И хуже всех была,
Купалась я в чужой росе,
И пряталась в чужом овсе,
В чужой траве спала.
Анна Ахматова
Мы о любви превратно судим,
Она оправдана в веках,
А мы беспомощны, по сути,
Пытаясь выразить в словах.
Кто не любил, то сердце глухо.
Прощен, кто много возлюбил.
Подняться на вершины духа –
Лишь у Любви хватает сил.
Прекрасный образ тенью зыбкой,
Как лебедь, выплывший из снов,
Печальна нежная улыбка
И не кончается любовь.
💗 Родная земля
Анна Ахматова написала немало стихотворений о Родине, одно из них «Родная земля», анализ которого и предлагается читателю блога Stihirus24. Написаны строки в 1961 году, поэтому каждая из взвешена, а не является спонтанным порывом поэтического дара.
Тема стихотворения
В стихотворении отдаётся дань должного не всей России, а её главной составной части – земле, дающей жизнь и принимающей нас на вечный покой. Поэтесса прошла тяжёлый жизненный путь, далеко не была обласкана властями и проводила на плаху многих друзей и бывшего мужа, Николая Гумилёва. Такая боль не отвернула автора от любви к земле, ведь по ней она делала первые шаги, в неё же скоро и придётся вернуться.
Любовь к Родине отражается в стихотворении через отношение к родной земле и относит произведение к разряду патриотической лирики.
Да, родную землю не берут с собой в ладанках, покидая отчий дом, о ней мало красивых строк, более того, для многих она незаметна из-за естественности –
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
Любовь, веру, семью можно потерять, но невозможно расстаться с родной землей. Она часть жизни и для большинства неотделима от понимания Родины. Для русского человека нива является кормилицей, она даёт хлеб и силы для жизни, но это не подарок, а кредит, так как после окончания бытия человек ложится в землю и отдаёт все долги сполна.
Но ложимся в нее и становимся ею
Не предать свою землю
Анна Андреевна просто не могла себе представить, как она будет жить и что писать на чужбине. Она не осталась ради любви к советской власти, а не покинула свою землю, ведь по ней ходили ей предки и в ней обрели покой.
Метафоры, эпитеты и размер
В стихотворении используется парная и перекрёстная рифмовка, последние 6 строчек написаны анапестом, первые 8 классическим ямбом. Метафоры помогают автору передать естественность повествования и придают стиху музыкальности. Отметим метафоры:
Эпитеты используются для придание стихотворению колорита – обетованный, горький, заветные, замешанный.
Строки легко читаются, в полной мере передают чувства Ахматовой к Родине и объясняют, почему поэтесса осталась в СССР на свой риск и страх.
Текст
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Песня на стихи Ахматовой
Завершает анализ песня на стихи стихотворения.
Во всем мире нет таких людей без слез ахматова
Восьмое марта выдумали импотенты. Как можно вспоминать о женщине один раз в году?
Отодвинув мечты и устав от идей,
Жду зимы как другие не ждут.
Помнишь, ты обещал, что не будет дождей?
А они всё идут и идут…
Удивлённо смотрю из квартирных окон-
Я во сне или всё ж наяву?
Помнишь, ты говорил, что вся жизнь — это сон?
Я проснулась, и странно, живу…
А назавтра опять мне играть свою роль,
И смеяться опять в невпопад.
Помнишь, ты говорил, что любовь — это боль?!
Ты ошибся, любовь — это ад…
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
… показать весь текст …
А назавтра опять мне играть свою роль
И смеяться опять невпопад
Помнишь ты говорил что любовь — это боль?
Ты ошибся. Любовь — это ад
Анна Ахматова (ГОРЕнко) Москва 1948 (на Пасху)
Я всем прощение дарую,
И в Воскресение Христа,
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего — в уста.
Я пью за разоренный дом
за злую жизнь мою
за одинночество вдвоем
и за тебя я пью
за ложь меня предавших губ
за мертвый холод глаз
за то, что мир жесток и груб
за то, что бог не спас.
Говорила себе, что сильна,
Говорила себе, что жестока.
Допила эту чашу до дна
И ушла… ни любви, ни порока
Говорила себе, что с тобой,
Говорила себе, что я справлюсь.
Обманула себя, что ты мой,
Обещала себе, что исправлюсь.
Говорила себе, что люблю
И тебе я в любви признавалась.
Утешала себя, что уйду,
А ночами в слезах я купалась.
Говорила, что я не как все,
Но себя убеждала я дольше.
… показать весь текст …
После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума.
Мужчины, вы думаете женщины любят красавцев или героев… Нет, они любят тех кто ими занимается.
Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен.
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
… показать весь текст …
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты, —
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
… показать весь текст …
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
… показать весь текст …
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал- истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная, и милосердье Бога.
Двадцать первое, ночь, понедельник,
Очертанья столицы во мгле,
Сочинил же какой-то бездельник,
что бывает любовь на земле.
И от ленности или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки,
И любовные песни поют,
Но другим открывается тайна,
И почиет на них тишина,
Я на это наткнулась случайно,
И с тех пор я как будто больна…
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.
Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.
Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в мое воспоминанье.
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь —
С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.