во избежание мошенничества банк отклонил операцию и приостановил действие карты что делать
Что делать, если заблокировали карту
Блокировка карты – событие во всех отношениях неприятное. Но не смертельное. Правильные действия в этой ситуации помогут вам восстановить доступ к денежным средствам. Главное – не поддаваться панике
Проснувшись утром, Алексей с удивлением обнаружил в телефоне СМС с текстом: «Ваша карта заблокирована банком». Как назло, именно сегодня он собирался поехать в магазин бытовой техники и купить новый холодильник. Первым делом он заглянул в кошелек – карта оказалась на месте. Но легче от этого не стало, ведь теперь это лишь кусок пластика. Давайте вместе с Алексеем разбираться, что делать, если заблокировали карту.
Что это вообще такое – блокировка карты
Блокировка карты – это запрет на совершение каких-либо операций по ней. Вы не сможете расплатиться ей в ресторане, заказать товар в интернет-магазине, снять наличные в банкомате.
Чаще всего блокировка направлена на предотвращение хищения средств со счета клиента. Поэтому не спешите сыпать проклятиями в адрес банка – скорее всего, таким образом он пытается уберечь вас от действий мошенников.
Первый вопрос, который обычно возникает в этой неприятной ситуации: а что с деньгами? Теряет ли владелец доступ к средствам на счете? В некоторых случаях да, а в некоторых – нет. Все зависит от причины блокировки.
Кто и за что может заблокировать карту
Блокировку может осуществить владелец, банк или платежная система. Нас с вами интересуют два последних случая. Давайте разберем самые частые причины, почему это может произойти, а потом уже обсудим, что нужно делать.
Нестандартные операции
Банк может заблокировать карту, если заподозрит, что ей завладели мошенники. В каждой крупной финансовой организации есть алгоритм, который отслеживает нетипичные для клиента операции.
Рассмотрим пример. Начальство отправляет вас в командировку в Германию на два дня. Перед поездкой вы решили закупить продукты для семьи на неделю, пришли в магазин рядом с домом и оплатили покупки безналом. Через каких-то шесть часов вы уже сидите в кафе в центре Берлина и наслаждаетесь ужином. Но при попытке оплатить счет возникает проблема – банк отклоняет платеж. Вы в растерянности и не знаете, что делать.
Неудивительно, что для системы операция оказалась подозрительной. Раньше вы пользовались карточкой только на территории России, да и смена локации произошла слишком быстро. Обычно в таких случаях сотрудники банка сразу звонят клиенту и выясняют, совершал ли он попытку оплаты. Если он подтверждает свои действия, специалист снимает ограничения.
А если нет, то карта блокируется во избежание хищения средств с нее. То же самое происходит в случае, когда сотруднику не удается дозвониться до клиента.
Компрометация карты
Платежные системы Visa и Mastercard собирают информацию о банкоматах, торговых точках, объектах общепита, где злоумышленники копируют данные карт с помощью скимминговых устройств. Если не так давно вы расплачивались через опасный терминал или снимали деньги с опасного банкомата, ваша карта может быть скомпрометирована. Платежная система сообщает об этом банку, а тот, в свою очередь, блокирует ее.
Ввод неверного ПИН-кода три раза подряд
Банк может расценить эту ситуацию как попытку злоумышленников подобрать ПИН-код. Обычно блокировка снимается автоматически через сутки. Но иногда этот процесс можно ускорить, обратившись к сотрудникам банка.
Подозрение в нарушении закона 115-ФЗ
Этот закон направлен на борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Относиться к нему стоит предельно серьезно. Если вас заподозрили в его нарушении, разблокировать карту будет не так просто, как в предыдущих случаях. Потребуются подтверждающие документы, время и крепкие нервы.
Все банки обязаны следить за операциями своих клиентов. Центробанк даже разработал специальные критерии, по которым нужно оценивать действия владельца счета. Подозрительными являются операции, похожие на обналичивание средств, незаконный вывод их за границу, запутывание схем расчета и сокрытие участников сделки.
Требование судебных приставов
Банк обязан исполнять судебные решения, вынесенные в отношении его клиентов. Если у вас есть долги (кредитные или любые другие), от уплаты которых вы уклоняетесь, приставы вправе взыскать их в принудительном порядке.
При этом происходит арест конкретной суммы на банковском счете. Если сумма меньше остатка, она просто списывается со счета, и клиент может пользоваться им дальше. Если же доступные средства не покрывают весь долг, то счет замораживается.
Можно ли вывести деньги с заблокированной карты
Если мы имеем дело с первыми тремя описанными причинами, то можно продолжать беспрепятственно пользоваться деньгами. Блокировка затрагивает только карту и никак не отражается на состоянии счета.
Изъять средства можно несколькими способами.
При подозрении в отмывании денег все не так просто. В некоторых случаях банк может приостановить онлайн-операции и отказать в выдаче наличных в офисе. Клиенту предстоит документально подтвердить источник происхождения средств и экономический смысл операций. Уйти на это может не одна неделя.
Если же счет арестован по требованию судебных приставов, доступ к нему можно будет получить только после погашения долга или отмены решения суда. Для получения разъяснений должнику следует обратиться в ФССП – Федеральную службу судебных приставов.
Что делать, если карту все-таки заблокировали
Вернемся к Алексею и поможем ему решить возникшую проблему. Все-таки холодильник – вещь в хозяйстве нужная, и надолго откладывать его покупку не стоит.
Первое, что должен сделать парень, – внимательно прочитать СМС о блокировке. Не исключено, что его прислали мошенники. Если в сообщении предлагается перейти по ссылке или позвонить по какому-то телефону, делать этого ни в коем случае нельзя. Нужно набрать номер, указанный на карте или на официальном сайте банка, и связаться с оператором. Он опровергнет или подтвердит информацию о блокировке и сообщит причину.
Если блокировку осуществил банк из-за подозрения в краже данных мошенниками, сотрудник расспросит о последних совершенных операциях. Убедившись, что «все чисто», он разблокирует карту.
Если же инициатор – платежная система, то разблокировать карту нельзя, можно только выпустить новую. Как правило, банк сразу же запускает процедуру перевыпуска, дополнительно его просить об этом не нужно.
В случае подозрения в нарушении закона 115-ФЗ Алексею придется предоставить документы, подтверждающие легальность операций. Только после этого ограничения будут сняты.
Важно: сделать это нужно как можно скорее. Не получив необходимой информации, банк вправе расторгнуть договор с клиентом и сообщить о данном факте в Росфинмониторинг. Эта организация собирает информацию обо всех лицах, заподозренных в нарушении указанного закона.
Какие действия могут привести к блокировке
Про ввод неверного ПИН-кода больше трех раз подряд и оплату за границей мы уже рассказали. Это далеко не единственные факторы риска. Также к ним относятся:
Позвонив по горячей линии, Алексей выяснил, что карта заблокирована по требованию платежной системы. Оказывается, не так давно он расплатился ей в кафе, сотрудники которого были уличены в краже данных карт клиентов. А значит, разблокировать карту уже не получится – придется ждать новую.
Но мужчина быстро разобрался, что делать. Через онлайн-банк он перевел необходимую сумму на зарплатный счет жены, и они вместе отправились покупать холодильник. А в сомнительных заведениях с тех пор он расплачивается только наличными.
Как обезопасить себя
Чаще всего карты блокируют при подозрении в краже данных мошенниками. От подобных случаев никто не застрахован, но можно существенно снизить риск их возникновения. Давайте разберемся, что нужно делать.
Последуйте примеру Алексея и откажитесь от безналичной оплаты в подозрительных местах. Особенно бережно относитесь к своей зарплатной карте. Если при себе нет наличных, следите за тем, чтобы все манипуляции проводились на ваших глазах.
Сделать это можно, позвонив по номеру колл-центра или в мобильном приложении. Если собираетесь посетить сразу несколько стран, подробно опишите маршрут.
Держателям карты «Халва» от Совкомбанка доступно удобное и функциональное приложение для управления личным счетом. В нем есть онлайн-чат, в котором можно сообщить о предстоящих поездках и задать все интересующие вопросы.
Не пользуйтесь банкоматами на улицах и в маленьких магазинах. Часто мошенники устанавливают на них скимминговые устройства и скрытые видеокамеры.
В любой момент вам может позвонить сотрудник банка и уточнить, вы ли пытаетесь совершить операцию по карте. Если клиент не берет трубку, карта блокируется.
На один счет можно оформить сразу несколько карт. У них будут разные номера – если мошенники завладеют данными одной, другие останутся неприкосновенными. Сделать это можно в отделении банка.
Подведем итоги. Ситуация Алексея разрешилась благополучно, в том числе благодаря его правильным действиям. В подобных случаях важно понимать, что банк вам не враг и просто так блокировать карту не станет. Поэтому будьте готовы сотрудничать с ним, не чините препятствий, общайтесь с сотрудниками корректно и вежливо. И тогда блокировка карты из серьезной проблемы превратится в маленькую неприятность.
115-ФЗ. Как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось
Центробанк опубликовал методичку с советами по 115-ФЗ: о профилактике блокировки счетов, ограничении дистанционного обслуживания и отдельных операций. В методичке заботливо подобраны советы для предпринимателей: как работать, чтобы банк не заподозрил в обнале и незаконных доходах. А еще там есть инструкция на случай, если блокировка уже произошла.
Мы несколько раз внимательно прочитали эту методичку и рекомендуем всем ценителям прекрасного тоже проделать наш путь. Но жизнь коротка, а время — единственный невосполнимый ресурс, поэтому для всех остальных мы подготовили желтую плашку и подробный рассказ.
10 заповедей необнальщика
Кого это касается
Это касается всех, кто имеет счет в банке и использует его для бизнеса, подработок, личных расчетов или крупных переводов. Это могут быть предприниматели, фирмы и физлица, которые честно работают и ничего не нарушают. Но они могут неправильно оформить документы, ошибиться в платежке, пытаться снизить налоги или просто не сообщить банку об изменении важных данных. Банку это может показаться подозрительным, он задаст вопросы и на время приостановит операции по счету.
Иногда предприниматели решают, что во всем виноват конкретный банк. И вместо того чтобы готовить документы по запросу банка, они ищут справедливости в соцсетях. Но банки выполняют требования Росфинмониторинга, ЦБ и федерального закона. Если банк закроет глаза на нарушения или сомнительные операции, его накажут и пострадают остальные клиенты.
Какие операции могут попасть под подозрение
В методичке есть отдельный термин — подозрительные операции. Это платежи и переводы, на которые банк обязан обратить внимание и выяснить, нет ли тут чего-то незаконного.
Подозрительной считается операция, у которой есть хотя бы один из этих признаков:
Если банк замечает такую операцию, это еще не значит, что он сразу заблокирует счет. Это значит, что он должен разобраться и может использовать для этого меры, которые описаны в законе. Центробанк напомнил о них в инструкции.
Как работать с банковским счетом, чтобы не было лишних запросов и проверок
ЦБ советует делать так.
Сообщайте банку и налоговой об изменениях в бизнесе. Например, если добавился новый вид деятельности, поменялся адрес или назначен новый директор. Все можно сделать через интернет: сначала внести изменения в госреестры, потом сообщить об этом банку. Тогда у банка не вызовет подозрений поступление денег за ремонт автомобиля, если по документам фирма занимается дизайном сайтов.
Инструкция ФНС по внесению изменений в регистрационные данные:
для ИП,
для юрлиц
Проверяйте достоверность сведений в ЕГРЮЛ. Налоговая периодически проверяет адреса: вдруг фирма зарегистрирована в офисном центре, а на самом деле никогда там не работала и арендует офис в другом месте. Если такое подтверждается, компанию могут исключить из реестра. Но сначала в ЕГРЮЛ появится отметка, что сведения недостоверные. Банк это тоже заметит и может обращать больше внимания на операции по счету. На самом деле фирма могла не получить письмо с запросом от налоговой, а ситуация легко решается представлением договора аренды. Отметку о недостоверности уберут.
Подробно заполняйте платежки. В назначении платежа нужно указать не только номер счета, но и за что переводятся деньги. Так же должны делать ваши клиенты.
Как указывать назначение платежа
Неправильно ❌ | Правильно ✅ |
---|---|
Оплата по счету № 25 от 01.06.19 | Оплата обслуживания сайта на основании договора № 18 от 01.02.19 за июнь по счету № 25 от 01.06.19 |
Оплата по договору № 8 от 01.05.19 | Оплата аренды офиса за июль 2019 года на основании договора № 8 от 01.05.19 и коммунальных услуг за период с 01.06.19 по 30.06.19 по счету № 11 от 01.07.19 |
Вовремя отвечайте на запросы банка. Если банк задает вопросы, их не стоит игнорировать. Если просят представить документы для проверки, нужно это сделать в установленный срок или объяснить банку, почему сейчас это невозможно и когда получится. Иногда банку хватает устных пояснений, но если запрашивают письменные, то подробно опишите специфику бизнеса, схемы операций, их экономическую суть.
Банк не может знать об особенностях всех видов бизнеса. Например, ему может показаться странным, что вы получаете деньги от клиента и сразу же перечисляете их за какую-то рекламу, а себе оставляете только фиксированный процент. Но это законная схема работы с контекстной рекламой, просто банку нужно ее объяснить.
Не дробите бизнес. Иногда предприниматели открывают несколько фирм или оформляют ИП на жену и маму, чтобы снизить налоги и уменьшить свои риски. Например, имущество записывают на одну фирму, кредиты берут на другую, договоры аренды заключают с третьей, а с поставщиками работают через четвертую. Это может быть как законным способом вести бизнес, так и налоговой схемой, которая вызовет подозрения у банка.
Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной
Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок
Тогда банк может принять такие меры:
Если у клиента повышенный уровень риска
Банки присваивают клиентам степень риска с учетом своих регламентов. Этот уровень может повышаться или понижаться в зависимости от операций. Если у клиента повышенный уровень риска, банк может:
Иногда в соцсетях и СМИ появляются слухи о блокировках счетов и судах с банками, хотя на самом деле речь шла только о том, что клиенту ограничили дистанционное обслуживание и какое-то время все платежки пришлось приносить на бумаге.
Если ограничен доступ к интернет-банку
Ограничение дистанционного обслуживания — это одна из мер, которые может предпринять банк, если операции кажутся ему подозрительными. В этом случае клиент распоряжается своими деньгами без ограничений, но должен передавать платежки на бумаге. Такая мера может быть вообще не связана с законом 115-ФЗ. Если не можете войти в интернет-банк, позвоните в колцентр или своему менеджеру, чтобы выяснить причину.
Если банк запрашивает много документов
Банк может запрашивать столько документов, сколько нужно для проверки операции. Это могут быть любые документы. Список устанавливает служба контроля конкретного банка.
Банк это делает не чтобы подтвердить подозрения, а чтобы их снять и убедиться, что клиент ничего не нарушает. ЦБ объяснил, что запрос и проверка документов — это не повышенный интерес к конкретному клиенту, а стандартная процедура любого банка. А финмониторинг — это его обязанность по отношению к любому владельцу счета.
Если операция приостановлена
Банк может приостанавливать операции, по которым ему что-то кажется подозрительным. Иногда из-за такого статуса клиенты делают вывод о блокировке счета. Но приостановление — это не блокировка и даже не отказ от проведения. Приостановление — это когда банк не выполняет распоряжение о переводе денег в тот же день, а задерживает его на срок до пяти рабочих дней, как положено по закону. Еще это может быть из-за ограничения дистанционного обслуживания, тогда платежку нужно принести в банк лично.
Приостановление может понадобиться на время проверки. Если представить по запросу все документы и пояснения, операцию проведут.
Если банк не запросил документы, но не провел операцию
Центробанк пояснил, что это означает отказ в проведении операции или заключении договора банковского счета. То есть конкретное поручение клиента не будет исполнено, а договор с ним не заключат.
Но точную причину лучше уточнить в банке: иногда платежку не проводят потому, что она неправильно заполнена. Выяснять причины отказа нужно самостоятельно. Банк не обязан сообщать о них без запроса.
Если все-таки есть решение об отказе в проведении операции, банк обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Это не право банка, а обязанность по федеральному закону.
Если не получается собрать все документы или нужно больше времени
Банк сам решает, какие документы запрашивать и в какой срок клиент должен их представить. Если проигнорировать запрос или не уложиться в сроки, это повод для отказа в проведении операции.
Если потом представить недостающие документы и пояснения, банк может пересмотреть решение об отказе. Об этом он тоже сразу сообщит в Росфинмониторинг. Документы рассматривают в течение 10 рабочих дней. После этого скажут, устранена причина первичного отказа или нет. Если банк не пересмотрел решение, но оно кажется необоснованным, нужно обращаться в межведомственную комиссию при ЦБ. Это можно сделать через сайт ЦБ или почтой.
К заявлению нужно приложить:
До обращения в комиссию нужно обязательно подать в банк заявление о пересмотре решения об отказе. И только после ответа банка, что это невозможно, стоит писать в ЦБ. Иначе обращение вообще не рассмотрят, потому что не соблюдается процедура.
Что ответит комиссия ЦБ
Комиссия рассматривает обращения 20 рабочих дней. Ответ пришлют тем же способом, каким отправляли заявление. Итогом может быть:
Если решение в пользу клиента
Комиссия сообщит об этом самому клиенту и в тот банк, что ему отказал.
Банк направит сообщение в Росфинмониторинг. Оттуда информация уйдет в ЦБ. А ЦБ отправит ее в другие банки. Реабилитация клиента по одному случаю отказа в проведении операции не означает, что автоматически будут пересмотрены решения по другим операциям.
Если комиссия отказала в пересмотре решения банка
Проверьте, вдруг есть новые документы, которые раньше не передавались ни банку, ни комиссии. Их можно еще раз отправить в банк. Или придется идти в суд.
Документы можно повторно отправить в банк, даже если комиссия пока не прислала ответ. И в суд тоже можно пойти не дожидаясь ее решения.
Кто еще следит за операциями и сообщает в Росфинмониторинг
За вашими операциями следит не только банк. Еще обязанность присматриваться к ним и сообщать в Росфинмониторинг без предупреждения есть:
Они сообщат Росфинмониторингу о подозрениях по поводу покупки квартиры, регистрации фирмы или оформления доли в бизнесе вообще без предупреждения и объяснения причин. Не потому, что не захотят вам рассказывать, а потому, что это им запрещено по закону.
Во избежание мошенничества банк отклонил операцию и приостановил действие карты: что это в Сбербанке
За последние годы система безопасности Сбербанка стала в разы надежнее, но иногда её работа вызывает ряд вопросов у пользователей. Например, многие клиенты Сбербанка начали получать сообщениям с сервисного номера 900, в которых говорится о своеобразной блокировке карты: «Во избежание мошенничества банк отклонил операцию и приостановил действие карты». В статье мы расскажем, в каких случаях приходит данное оповещение и каким образом можно снять ограничения.
СМС от Сбербанка «Во избежание мошенничества банк отклонил операцию»
Что сообщение означает?
Сообщение от Сбербанка с текстом «Во избежание мошенничества банк отклонил операцию» приходит клиентам в случае обнаружения сомнительных операций по карте и подозрительных списаний, лишенных явного экономического смысла. Алгоритмы безопасности банка приостанавливают действие карты, тем самым защищая денежные средства своих клиентов.
В последние годы значительно возросло количество онлайн-сервисов, подключенных к системе рекуррентных платежей. К примеру, многие современные онлайн-кинотеатры предлагают бесплатный месяц пользования, приобрести который можно после привязки банковской карты. Во время такой привязки активируется рекуррентная система оплаты и продление услуги будет выполнятся автоматически без ввода нового кода подтверждения.
Блокировка операции для подтверждения клиентом
По каким причинам еще отклоняют операцию?
Помимо вышеописанной причины, имеется ряд других ситуаций, при которых банк может отклонить операцию.
Конечно же, данный список является частичным и факторов, по которым алгоритмы безопасности выявляют мошеннические действия, достаточно большое количество.
Блокировка мобильного банка из-за подозрительных операций
Что делать, если пришло СМС о приостановке действия карты
Если вы получили подобное сообщение от Сбербанка — необходимо срочно звонить в контактный центр по номеру «900» (или через приложение). Специалист проанализирует блокировку и укажет вам на дальнейшие действия.
Если заблокированную операцию клиент совершал целенаправленно — специалист подтвердит перевод, либо попросит владельца карты дать согласие через приложение Сбербанк Онлайн (либо нажатием выделенной клавиши). Если же автоматическое списание окажется мошенническим — перевод будет отменен, а карта на время заблокируется системой безопасности.
В некоторых случаях система блокирует Сбербанк Онлайн, после чего клиенту нужно ожидать звонок от специалистов контактного центра. Важно отметить, звонок должен поступить от официальных номеров банка. Сотрудник центра никогда не запросит у вас данные карты или логин/пароль от банкинга.
Если в ходе проверки была обнаружена компрометация данных карты и мошенническое списание рекомендуем заняться перевыпуском карты. Перевыпуск сменит номер карточки, CVV-код, срок действия и PIN-код, после чего автопокупки сторонними сервисами станут невозможны.
Заключение
Если вы получили сообщение от Сбербанка «Во избежание мошенничества банк отклонил операцию», срочно связывайтесь со специалистом контактного центра через номер 900. Причин блокировки карты может быть множество, но наиболее вероятной является автоматическое списание сторонним сервисом, к которому привязаны реквизиты пластика.
ВС РФ: блокировка карты после подозрительного платежа из соцсети может быть законной
Chayanin Wongpracha / Shutterstock.com |
После «сомнительного» перевода денежных средств на счет клиента банк вправе заблокировать его банковскую карту и отказать в проведении банковских операций по счету, если это соответствует условиям договора и правилам внутреннего контроля банка. А если отказ в проведении банковских операций был незаконным, то банк обязан уплатить на соответствующую сумму проценты по ст. 395 Гражданского кодекса, при этом потребительская неустойка по п. 5 ст. 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) не начисляется. На это прямо указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между гражданином – владельцем заблокированной карточки и банком-эмитентом (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 октября 2017 г. № 11-КГ17-23).
Банк заблокировал карту своего клиента после того, как на его счет поступил перевод от некоей организации с назначением платежа – «возврат неиспользованных средств из социальной сети». Перевод был значительным – чуть более 70 тыс. руб. О блокировке карты клиент узнал в тот же день из смс-сообщения.
Следующие несколько недель клиент неоднократно обращался в банк с претензией и требованием, во-первых, зачислить на его счет поступивший платеж, а во-вторых, расторгнуть договор банковского счета и перевести весь остаток денежных средств в другую кредитную организацию. Спустя почти два месяца банк зачислил «подвисшие» деньги на счет клиента, а затем и перевел их в другой банк.
Рассерженный клиент обратился за защитой в суд. Банк оправдывался тем, что спорные операции, по мнению службы финансового мониторинга банка, являлись подозрительными, потому что:
Однако в суде банк не нашел поддержки. Там рассуждали следующим образом:
На этом основании – и в соответствии с нормами закона о защите прав потребителей – с банка была взыскана неустойка в размере 3% суммы вклада за каждый день просрочки, моральный вред и штраф в половинном размере от всего вышеперечисленного (в целом, размер присужденного был в полтора раза больше «подвисшей» на два месяца суммы перевода).
Апелляционный пересмотр оставил решение суда в силе, при этом суд дополнительно указал, что и карту банк заблокировал неправомерно, так как:
ВС РФ с этими судебными актами не согласился, и вот почему:
С учетом всего этого, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.