внутрипредметный модуль что это такое
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Внутрипредметный модуль.
Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
Просмотр содержимого документа
«Внутрипредметный модуль.»
(слайд 2) Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
(слайд3) Эта часть учебного плана обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Соотношение учебных часов инвариантной и вариативной частей по предмету: обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования (35 часов).
(слайд 4) Чтобы понять, что такое внутрипредметный модуль, необходимо знать, а что же означает термин «модуль»?
(слайд 5) Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули должны быть зафиксированы в программах учебных предметов, а также в рабочих программах учителей.
Сейчас я приведу примеры некоторых упражнений из внутрипредметного модуля «Риторика».
Рабочая программа по внутрипредметному модулю
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНУТРИПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
— ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов, на их соответствие требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающего на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку своей работы;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве.
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной формах;
— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— владеть основами смыслового чтения текста;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей)
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку)
— видеть проблемы, ставить вопросы; выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения, эксперименты;
— высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами;
— фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— допускать возможность существования у людей разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие УУД:
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач способствует получению качественно новых результатов усвоения учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга этих результатов; также закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация деятельности в форме школьного образовательного модуля «Делаем проекты» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Проекты в рамках предмета «Русский язык»
«Интересный мягкий знак». «Приключение в стране «Части речи»» «Волшебный клубок орфограмм». Презентация проектов.
Проекты в рамках предмета «Математика»
«Магические числа в природе». «Оригами». «Древние меры длины». « В мире удивительных чисел ». Презентация проектов.
Проекты в рамках предмета «Окружающий мир»
Внутрипредметный модуль.
Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
Просмотр содержимого документа
«Внутрипредметный модуль.»
(слайд 2) Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
(слайд3) Эта часть учебного плана обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Соотношение учебных часов инвариантной и вариативной частей по предмету: обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования (35 часов).
(слайд 4) Чтобы понять, что такое внутрипредметный модуль, необходимо знать, а что же означает термин «модуль»?
(слайд 5) Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули должны быть зафиксированы в программах учебных предметов, а также в рабочих программах учителей.
Сейчас я приведу примеры некоторых упражнений из внутрипредметного модуля «Риторика».
Рабочая программа по окружающему миру с внутрипредметным модулем «Экскурсионная деятельность».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Заседание МЦ учителей Заседание МС Директор МКОУ СОШ №5
Протокол №____________ Протокол №________ ___________С.Г. Емузова
От «___»________ 2016г. От «__»______ 2016г. «___»__________ 2016 г.
Руководитель МЦ Председатель МС
______________________ __________________
Рабочая программа по окружающему миру с внутрипредметным модулем «Экскурсионная деятельность».
Предмет окружающий мир
Образовательная область естествознание
МЦ начальные классы
Учебный год 2016 – 2017
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
В направлении личностного развития: осознание себя членом общества и государства; установка на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую культуру и закаливание; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; проявление чувств любви к родной природе, желание участвовать в ее делах и событиях.
В метапредметном направлении: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществе разного типа (класс, школа, семья); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
В предметном направлении: умения наблюдать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усвоение первоначальных сведении о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин.
На изучение окружающего мира в 3 классе выделяется 70 ч ( 2 ч в неделю, 35 учебных недель), из них 53 ч программного материала и 17ч отводится на изучение внутрипредметного модуля «Экскурсионная деятельность».
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы.
Как устроен мир? (7ч.)
Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Человек. Ступеньки познания. Богатства, отданные людям. Общество. Что такое государство? Что такое экология. История с комарами и кошками. Что же изучает наука экология? Природа в опасности! О маленьких ранах. О ранах больших. Охрана природы.
Эта удивительная природа.(18ч.)
Тела. Вещества. Частицы. Молекулы и атомы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Состав воздуха. Воздух должен быть чистым! Вода и жизнь. Свойства воды. Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Почему воду нужно беречь? Как охраняют воду от загрязнения? Не расходуйте воду напрасно! Что такое почва? Разнообразие растений. Тайна растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Цепи питания. Разнообразие природы родного края. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Кто такие микробы? Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье. (10ч.)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Как правильно питаться? Школа кулинаров. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Инфекционные болезни и аллергия. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность. (8ч.)
Чему учит экономика? (11ч.)
Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Для чего добывают полезные ископаемые? Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Экономика родного края. Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествие по городам и странам.(16ч.)
Золотое кольцо России. Незабываемое путешествие. Музей путешествий. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Внутрипредметный модуль «Экскурсионная деятельность» ( 17 ч)
Все профессии важны ( 8 ч)
Посещение хлебозавода. Посещение кондитерского цеха. Посещение Почты России. Посещение печатного производства. Посещение производства по обработке и изготовления изделий из дерева. Посещение театра.
Посещение МЧС (отряд спасателей). Посещение отрядов пожарной охраны.
Мир, который нас окружает ( 9ч.)
Посещение городского парка. Наблюдение за изменениями в природе осенью. Посещение городского парка. Наблюдение за изменениями в природе весной. Посещение городского парка. Наблюдение за изменениями в природе зимой. Посещение музея изобразительного искусства. Посещение краеведческого музея. Посещение национальной библиотеки. Посещение городского зоопарка. Посещение форелевого хозяйства. Изучение правил дорожного движения совместно с сотрудниками ГИБДД. Посещение КБГУ.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В направлении личностного развития: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, культур, народов и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетически потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства.
В метапредметном направлении: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального образования в соответствии с содержанием конкретного предмета.
В предметном направлении: наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно – познавательными текстами, составлять план учебной статьи; работать с различными картами; уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников, рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; уметь работать в паре, группе, индивидуально; уметь оценить себя, товарища; формировать коммуникативные умения; развивать познавательные, интеллектуально – учебные умения; уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Изучив курс «Окружающий мир» обучающиеся должны иметь представление: об истории родного края; об истории человека и общества;
Между неживой природой и живыми организмами; внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам; подводить объект (явление) под понятие разного уровня обобщения. (например, природа: живая и неживая; животные и растения); проводить наблюдения за погодой и природой родного края; оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности; выделять главное в текстах учебника; пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой; оформлять результаты исследовательской работы.
Наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России; характерные признаки сезонов года родного края; названия основных сообществ (лес, луг, водоем); правила поведения на природе; правила безопасности в лесу и на водоемах; названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных.
Определять местоположение крупных объектов на физической карте России; фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней; узнавать особо охраняемые растения и животных родного края; приводить примеры растений и животных родного края; называть характерные признаки родного края; узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, цветковые, хвойные
формирование личного отношения к окружающему миру
формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
учебник и учебные пособия по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию,
Эта удивительная природа.
Тела. Вещества. Частицы. Молекулы и атомы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Состав воздуха. Воздух должен быть чистым! Вода и жизнь. Свойства воды. Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Почему воду нужно беречь? Как охраняют воду от загрязнения? Не расходуйте воду напрасно! Что такое почва? Разнообразие растений. Тайна растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Цепи питания. Разнообразие природы родного края. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Кто такие микробы? Великий круговорот жизни.
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
сходство человека и живых существ и отличия его от животных, внешность человека и его внутренний мир, проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе,богатство внутреннего мира человека;
сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверк,
— работать в паре, формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
Мы и наше здоровье.
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Школа кулинаров. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Инфекционные болезни и аллергия.Здоровый образ жизни.
-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре
уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
— взаимосвязь природы и человека
осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира,
Знать и различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,
— готовить сообщение о заповедниках и национальных парках
моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,
— работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека,
усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу
— знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
знать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать тела и вещества,
обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
— определять цель проекта,
Чему учит экономика?
Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Для чего добывают полезные ископаемые? Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Экономика родного края. Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.
— знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
— приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;
Знать группы животных
классифицировать животных из предложенного списка,
— приводить примеры животных разных групп.
распределять обязанности по проекту в группах,
— собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,
— подбирать иллюстративный материал
— оценивать результаты работы
Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и
Путешествие по городам и странам.
Золотое кольцо России. Незабываемое путешествие. Музей путешествий. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности.
Знать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль ворганизме.
— работать с электронным приложением к учебнику;
народы, осуществлять самопроверка рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;
уметь устанавливать причинно – следственные связи.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ