внутри сидят такие обыкновенные люди взрослые дети мужчины женщины
Ребёнок или взрослый внутри меня
Очень длительное время задумывался взрослый человек: это как, во сколько лет, после каких событий, этот взрослый человек начинает жить в человеке. Из личного опыта, когда я устраивался на работу в частную контору психологом, выдали бумагу, назвав её «анкета», нужно было заполнить ряд стандартных вопросов, и один вопрос был такой: как давно вы — взрослый человек, или что-то типа того, сейчас не помню, но смысл такой. Мой ответ: я — ребёнок, но когда нужно, я могу сыграть для вас взрослого человека. Я его видел пару раз, в мультике. Меня пригласили на работу после такого ответа, но их предложение меня не устроило. Так бывает, жизнь продолжается.
Начнём с начала. Из практики я заметил, что к большинству, обратившись ко мне за помощью людей, в детстве применяли методику воспитания — больше кнута — меньше пряника. В общем, точно также, как и их родители. Цепочка воспитания, так сказать. С малых лет нам говорят: ты уже взрослый, так дети не делают… но с чего вы, взрослые, решили, что ребёнок уже хочет быть взрослым. Ну да, после многолетнего внушения мы уже наблюдаем картину, что ребёнок сам говорит: я уже взрослый, мне так нельзя делать, и начинает влиять на своих сверстников, если его поступки не относятся к взрослому классу. Таким образом, мы с детства начинаем аутотренинг, перерастающий в самогипноз и зомбирование ближнего своего. Так и работает система. Мы все — коллективное стадо, поэтому все в нём как один. Один — за всех, и никто — ни за кого. Что и требовалось доказать.
Попробуйте вспомнить, когда вы были ребёнком, да-да, вы тоже им были, просто ваша взрослость вытеснила ребёнка, и вы запретили появляться ему в вашем взрослом сознании. Да, так оно и происходит. Ну, если уж вы не помните себя, то пронаблюдайте за детьми, как быстро они переживают, практически не придавая значения переживаниям, ещё не успевшие привыкнуть к тому, как оно должно быть. Нет к этому взрослой зацикленности ожидания — фантазии, я же взрослый, я всё знаю, что, где и как! И на мой счёт — это большая ошибка, заблуждение в том, чтобы не позволять себе быть ребёнком. Окунуться с головой в какое-либо дело, отдаваться полностью начатому, сомневаться во всём, иметь неподдельный интерес. Любить себя таким, какой ты есть, искренне улыбаться, дружить душой, любить сердцем. Ой! Ну да, извините, увлёкся. Дал волю внутреннему ребёнку. Мы же тут все уже взрослые, да-да. Балда, ой! Если всё это по-взрослому, то запрещаем себе быть, жить, радоваться. Я — взрослый, а взрослые не плачут, взрослые не радуются, сильно много проблем. Да уж, эти проблемы. У кого-то миллионы, у него проблема — ему скучно жить, у другого нет что есть — ну так поделитесь. Нет! Вы что, так взрослые не делают, ой, сори, снова это мой ребёнок. Видно, я не хороший или плохой взрослый или ребёнок, ну это уже судить вам! Ребёнку или взрослому.
Немного из практики. Из жизни. Приходит ко мне мужчина: 40 лет, рост 180, тёмные волосы, кожа лица не видела бритву уже вторые сутки, на радостях такого дела щетина дала урожай. В виде лёгкой небритости. Тело любит спортзал, жаждет к себе внимания. Сейчас дамы любят таких называть «бруталы», прям брутальный самец. Он сам вне себя от себя. Начинается беседа, мужчина старается преподносить себя как элитного самца, образ гуляет по всему телу, давая понять, кто тут царь. В воздухе идёт битва тестостерона, причём только его самим с собой. Увлёкся, снова впал в детство. В общем, сидит мужик. Если ни одно, но до тех пор, пока не стал говорить, и, как оказалось, за всей этой самостью взрослостью скрывался ребёнок. Маленький, испуганный, заблудившейся во взрослой жизни. Большинство таких взрослых, на самом деле, оказываются детьми. По каким-то причинам ещё в детстве стали играть во взрослых. Будучи ещё ребёнком, не прожив подростковый возраст, сразу окунулись в океан взрослой жизни. С большим пробелом знаний, пониманий жизни проживаний.
Вижу, женская часть взрослых дам сейчас приободрилась, снова мужчин выставили не в цвете. Ну да, мужчины и женщины, все одинаковы в своих поступках, у поступков пола нет! И в этом случае прибегну к практике из жизни. Приходит дама, ну прям ммммм, вся такая, прям такая, прямммм — ой. Так о чём это я тут или здесь? Ну да, дамммма, ничего такая, симпатичная — 175, плюс невысокий каблук, сантиметров 15 или 20, дверной проём аж встал. В смысле — на цыпочки, чтобы впустить даму. Рыжие волосы, не короткой длины, декольте подчёркивало не только её окружность, но и шикарное содержимое, талия была. Дама сняла плащ. Повесила его в правильной форме, немного прогнувшись, продемонстрировав всё, что можно. Видимо, вместе ходят в зал с любителем спортзала. Успокоившись, дама села, поняв, что я её уже увидел и не раз. Доложила мне по всей форме, насколько она уже взрослая, самостоятельная, всё у неё есть, и никто ей не нужен. Ну, оно и видно, подумал я, мысленно протянув ребёнку конфетку. Вот так и получается, что живём взрослую жизнь, играем всю жизнь во взрослых, ну да, не все такие.
Вот вы, читатель, ну точно не такой, вы заправду взрослый. Можно спорить по этому поводу всю жизнь. Но есть верный способ узнать о себе всё! Вот мой рецепт. Заведите себе дневник — ежедневник, и записывайте свои мысли, поступки, слова, которыми вы пользуетесь, описывайте ситуации, которые с вами происходят, комментируйте их, перечитывайте спустя какое-то время. Знакомьтесь с собой! Разрешите возвращаться вашему внутреннему ребёнку. Разрешите себе быть взрослым, принять себя таким, какой или какая вы есть. Проживите, почувствуйте, примите в себе себя, ведь это — вы! Примите себя целого, тогда вас примут и другие. Живите и не бойтесь быть собой, я пробовал, это не больно!
10 признаков инфантилизма (5 фото)
Хотите узнать, что из себя представляет такая черта характера, как инфантильность, что это простыми словами, и каковы её причины?
Инфантилизм — это сознательный или бессознательный отказ от взросления. Поэтому инфантильными часто называют людей, которых можно охарактеризовать как «большие дети». Но это не всегда правильно. Нет ничего страшного в том, чтобы иметь несерьёзное хобби или уметь расслабляться и отдыхать.
Если рассматривать инфантильность как признак незрелости, то для определения проблемы нужно узнать все симптомы инфантилизма. Только в этом случае можно точно определить, является ли человек инфантильным и можно ли считать это серьёзной проблемой.
Что такое инфантильность простыми словами?
Что значит инфантильный человек? Это незрелый, похожий на ребёнка, взрослый. Сам термин пришёл к нам из Франции и впервые был применён в 1920 году. С тех пор общее количество инфантильных людей выросло многократно.
Когда ушла необходимость выполнять много работы по дому, защищать своё жилище, добывать еду, испытывать трудности, личности перестали развиваться.
В наше время родители слишком опекают своих детей, отдают им лучшее, защищают на всех уровнях социальной жизни. Тем самым порождают слабые личности. А зачем что-то делать и принимать взрослые решения, если можно уйти от взрослой жизни и положиться на других? С этим девизом инфантильные люди живут до тех пор, пока всю ответственность можно переложить на кого-то другого: родителей, супруга, друзей, коллег, детей.
С развитием технологий, которые облегчают нам жизнь, инфантильных людей становится всё больше. Основная теория возникновения признаков инфантильности в том, что детям не нужно работать с самого юного возраста. Со взрослением по паспорту зрелость мышления и поведения так и не приходят.
Инфантильный человек — это вечный ребёнок, неспособный на зрелые мысли и поступки. Его мышление отличается поверхностностью, непосредственностью и не соответствует возрасту человека.
Зачастую в развитии инфантильности виноваты родители. Слишком бережное отношение к ребёнку, полный контроль всех поступков порождает незрелую личность. С возрастом человек боится самостоятельно принимать решения, он боится порицаний и ответственности.
Детская психология
С годами это так и остаётся, мужчины находят властных жён и только так чувствуют себя комфортно, ведь в таком случае все решения принимает женщина. Женщины находят мужчин, которые будут их оберегать, холить и лелеять.
Кто такой инфантильный человек? Такое понятие можно спутать с обычным эгоистом. Инфантильные люди капризны, безответственны, мечтательны, любят развлечения и очень привязаны к своим родителям. Их легко можно вычислить в обществе. Даже когда им за 30, они живут с родителями, не думают о своей семье, отдают предпочтение компьютерным играм и другим детским развлечениям. Нежелание брать ответственность, страх перед самостоятельной жизнью — это основные черты инфантильности.
📽 Инфантильность (Страх взросления)
Что такое инфантильность у женщин?
Что значит инфантильная женщина? Это женщина, которая в отношениях занимает позицию ребёнка. Самое страшное, что женская инфантильность активно навязывается модой.
Огромное количество пабликов, модных журналов и телепередач транслируют: «Женщина не должна быть ведущей в паре, её задача — быть красивой и вдохновлять мужчину. Только мужчина должен и обязан, а женщина никому и ничего не должна…».
Нежелание брать на себя ответственность, стремление перенести весь груз обязанностей на партнёра, безосновательные капризы и требования — это основные черты инфантильной женщины. Главное желание такой девушки — удачно выйти замуж и ни о чём не беспокоиться.
Основной девиз «За мужем, как за каменной стеной». В Чехии для них даже существует отдельный термин «златокопки».
Инфантильность у женщин в отношениях проявляется по-разному. Инфантильная мать всю жизнь будет опекать своего ребёнка, обеспечивать ему уют и комфорт. Все её действия направлены на то, чтобы ребёнок не мог существовать отдельно.
В результате и появляются мужчины за 30, которые и шагу не могут сделать без маменькиного совета. Такие мужчины редко устраивают свою жизнь, потому что никто его матери не понравится. Кровиночку она не отдаст никому, ведь все вокруг злые и корыстные и не достойны маминой радости. В этом есть скрытый умысел — сделать ребёнка зависимым, чтобы впоследствии перекладывать на него свои проблемы и с его помощью обеспечить себе максимальный комфорт.
Второй вариант инфантильной матери — это перекладывание ответственности на ребёнка. Зачастую это отношения матери-подружки. Она взваливает на дитя свои взрослые проблемы, из-за чего ребёнок не выносит такой груз ответственности и чувствует себя виноватым.
В результате ребёнок также остаётся с ней навсегда, ибо не может оставить «бедненькую маменьку». Болезненное чувство вины заставляет такого ребёнка до самой смерти матери выполнять все её прихоти.
В браке инфантильные женщины полагаются только на своего мужчину. Он ей всё должен — и зарабатывать, и по дому помогать, и мысли читать, когда ей что-то не нравится. Если ты мужчина, то жизнь с инфантильной женщиной это сплошное «Ты должен!». Своих обязанностей у неё нет, потому что она женщина и всё на этом.
Что такое инфантильность у мужчин?
Кто такой инфантильный мужчина? Мужчина-ребёнок, он редко обзаводится семьёй, предпочитая сидеть у родителей на шее. Такой мужчина не возьмёт на себя ответственность, он живёт одним днём. В отношениях это капризные личности, которых нужно холить и лелеять.
Такое поведение часто передаётся от родителей и далее по наследству. Гиперопека матери порождает незрелого мужчину-мальчика или принца. Заводить с ними отношения — значит взять на себя роль матери. А забота матерей бывает просто неадекватной.
Одна блогерша после отношений с таким мужчиной рассказывала, что её истеричный и капризный молодой человек часто удивлял своим поведением. Но после знакомства с родителями она поняла, почему он так себя ведёт, когда мать причесала его и начала ему завязывать шнурки.
Что такое инфантилизм в психологии?
Инфантилизм: что это такое? В первую очередь — это отсталость в духовном, личностном развитии. Независимо от возраста такие люди остаются детьми, с присущим детям мышлением. Термин относится к понятиям незрелости, несформированности личности. Это не психическое заболевание, а незначительное отклонение, не связанное с патологиями психики.
Инфантилизм — это в психологии означает отставание. Само слово в переводе с французского означает «детский». Дословно это значит, что человек застрял на предыдущем уровне развития. Отличительной чертой является нежелание брать на себя ответственность, принимать решения, решать проблемы.
Взрослый человек при возникновении проблемы будет искать пути решения и сделает всё, чтобы вновь не оказаться в такой ситуации. Инфантильный человек предпочтёт скрыться от проблемы, обвинит весь мир, закроется в себе или уйдёт в запой.
Психический инфантилизм — это бич современности, так говорит старшее поколение и с этим сложно поспорить. Если в семье присутствует инфантильный человек, скорее всего, это передастся и ребёнку. Детям свойственно копировать модель поведения родителей, для него это норма.
Особенно сложно приходится мальчикам, они не способны нести ответственность за семью, даже если и заводят своих детей.
В 90% случаев такой брак сразу разваливается. Инфантильный отец не может справиться с ответственностью, а если ребёнок ещё и родился больным, такой брак обречён на провал.
10 признаков того, что вы инфантильны
Перечислим основные признаки инфантильности. К ним относится:
1. Отказ принимать на себя ответственность. Инфантильный человек не желает принимать важные решения. Такие люди никогда не сделают чего-то выдающегося, для этого нужна смелость и «взрослость».
2. Эгоизм — самый частый признак, в чём проявляется инфантильность. Желание потакать только своим прихотям, жить в своё удовольствие. Инфанты не способны на сочувствие, самопожертвование и обеспокоены только собственным комфортом.
3. Желание всё время развлекаться — это также признак инфантильности. Как проявляется этот признак, понятно из поведения человека. Если мужчина или женщина желают всё время проводить на танцполе, в баре, с друзьями или просто в компьютерных играх, стоит задуматься.
4. Нежелание развиваться. Инфантильные люди боятся что-либо менять в своей жизни. Они не развиваются, у них нет целей в жизни. Поэтому они часто довольствуются малым. Опять же — это весь мир виноват, они бы все сделали, но слышали, что у кого-то не получилось и все! Значит, и у них не получится.
5. Стереотипность. Это люди со стереотипным мышлением. Они плохо понимают, что им нужно от жизни, совершенно не воспринимают критику и не способны дать себе оценку. Поэтому всю жизнь и топчутся на месте в надежде, что кто-то их отведёт за ручку в нужном направлении.
6. Инфантильность в поведении выражается в капризности, завышенных требованиях и желании всё время получать, ничего не отдавая взамен.
Такое поведение чаще всего наблюдается у мужчин. Это вполне логично, ведь мамы их опекают и контролируют все аспекты жизни. Чаще всего такие мужчины и остаются жить с мамой, потому что годной замены просто не существует и любящая мать не отдаст своё сокровище абы кому. Даже если мужчина-инфант и обзаводится своей семьёй, мать не даст им покоя и будет всё контролировать, что покушал сынок и как невестка погладила рубашку. В браке он будет требовать полной опеки, как делала его мать.
7. Инфантильность в одежде проявляется несколькими способами. Это могут быть яркие вычурные вещи с весёлыми принтами, горошинками, бантиками. Также инфантильность в одежде проявляется в том случае, если взрослый человек одевается не так, как ему хочется, а подбирает одежду по указанию супруга, матери или другого человека.
Женщина-инфант в любом возрасте может надеть кофту с Микки-Маусом и неприлично короткую юбку, сделать подростковый макияж, татуировку или пирсинг. Но яркий наряд не всегда признак инфанта, возможно, сейчас так модно и человек следит за трендами. В данном случае инфантильность в одежде выражается в том, что яркий модный наряд банально не идёт человеку либо не соответствует дресс-коду.
8. Инфантильность в отношениях — нулевая ответственность и максимум требований к партнёру. Инфанту сложно понять, что не все ему должны и у него тоже есть свои обязанности. При этом поведение представителей сильного и слабого пола в отношениях различается.
▪️Признаки инфантильности у женщин – это стремление к безграничной власти и нулевой ответственности. Таким дамам обязаны все мужчины мира (да и вообще все люди в принципе).
▪️Признаки инфантильности у мужчин проявляются в детском поведении, желании только развлекаться. Между серьёзным, возможно, прибыльным делом и развлечением он выберет второе. Ведь, чтобы посидеть в баре не нужно принимать решение и чем-либо рисковать. Он никогда не возьмёт на себя ответственность.
9. Перекладывание вины. Маленький ребёнок, споткнувшийся об бордюр, будет винить бордюр, а не свою невнимательность. По мере взросления человек начинает осознавать, что в своих бедах виноват преимущественно он сам. Но это не касается инфантильных людей. Они всегда винят кого-то или что-то: родителей, друзей, преподавателей, судьбу.
10. Мечтательность и впечатлительность. Инфантильные люди часто выбирают себе творческие профессии, так как любят витать в облаках. Их легко удивить. Любая мелочь может привести их в восторг или наоборот, вызвать бурю негативных эмоций. Часто они предаются фантазиям о том, как достигнут небывалого успеха. Однако при этом они не делают ничего для того, чтобы реализовать свои мечты.
Если нашли у себя подобные признаки, возможно, стоит что-то переосмыслить.
Каковы причины инфантильности?
Причины инфантильности кроются в детстве.
Инфантильность также может стать следствием пережитого стресса или насилия. Это может быть развод родителей, буллинг, изнасилование, побои.
Инфантильность — это хорошо или плохо?
Чтобы понять, насколько опасна инфантильность, нужно сопоставить плюсы и минусы этой черты характера. Сложно найти плюсы в инфантильности, но всё же они есть. Это не болезнь и её не нужно лечить. Как утверждают психологи, преимущества инфантов в том, что они легко меняют правила игры, подстраиваются под новые обстоятельства.
Минусы инфантильности очевидны:
Инфантильные люди не способны справляться с проблемами, при малейшем препятствии они уходят от цели. Даже если всё получалось ранее, но возникла небольшая проблема, инфант опускает руки и решает, что это не его или кто-то виноват и не даёт ему развиться.
В психологии есть два понятия: инфантильность и инфантилизм. Первый случай — это психическое состояние, нежелание принимать взрослые решения. Инфантилизм — желание вернуться в детство, ощутить беззаботность и подурачиться как следует. Во втором случае человек может «переключаться» между взрослым и ребёнком.
Для сильных мира сего инфантильные личности — это хорошо. Они берут кредиты, оформляют ипотеки, делают то, что им говорят и дорожат стабильностью. Ими легко управлять, внушая страхи и навязывая цели.
Инфантильность у подростков наблюдается крайне часто. Это связано с тем, что мы живём в эпоху вседозволенности и комфорта на всех уровнях жизни.
Если раньше дети приглядывали за младшими детьми, ходили в магазины, помогали по хозяйству, то сейчас это не нужно. Родители, пережившие тяготы и кризисы, стараются обеспечить ребёнка, дать всё то, чего не было у них. Покупают дорогие телефоны, вещи, часто из-за этого родители влезают в долги и кредиты. Они объясняют это тем, что все приложенные титанические усилия направлены на то, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. А это неправильно.
Подросток должен понимать, что деньги не берутся с банковской карты просто так, а зарабатываются тяжёлым трудом.
Как избавиться от инфантильности?
Что делать и как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте? Если любимый человек оказался инфантом, нужно с этим бороться. Однако следует понимать, что это процесс долгий и трудоёмкий. Порой, чтобы убрать инфантильность, требуются годы. Нужно постоянно поддерживать человека, говорить, что всё получится, верить в него и признавать, что не всегда получается так, как хотелось.
Второй вариант показать на личном примере, что можно развиваться, набивая при этом шишки, ошибаясь, но уверенно идти к цели. Так инфант увидит, что в падениях нет ничего страшного, все ошибаются и это норма.
Как побороть инфантильность в себе? Если обнаружили признаки инфантильности у себя, с этим нужно бороться. Инфант никогда не будет счастлив, потому что не знает, что ему нужно от жизни.
Советы как бороться с инфантильностью:
Когда человек ищет, как преодолеть инфантильность, ему нужно в первую очередь полюбить себя и принять свои слабости. Только взрослый человек может осознать собственное «Я» и принять его.
Важно осознать свои сильные и слабые стороны. Единственное, что приносит человеку истинное счастье, — это отношения. Никакие миллиарды не заменят близкого человека. Чтобы сделать его счастливым, нужно взрослеть, потому что никому не нужен ноющий спутник-ребёнок.
Борьба с инфантильностью в себе — это сложный и часто болезненный процесс, но результат того стоит. Только полностью сформировавшийся человек способен обрести истинное счастье и подарить его другому.
Не пугайтесь, если вы обнаружили у себя признаки инфантильности. По статистике лишь 1% населения не обладает ни одним из них. Важно трезво оценить насколько всё серьёзно.
Если вы по жизни инфантильный человек необходимо принимать меры, для собственного счастья. А если вам иногда хочется накупить кучу сладкой ваты и весь день кататься на каруселях, так это только плюс — перезагрузка нужна каждому.
Состояние «Внутренний взрослый», его проявления, и как с ним взаимодействовать
Краткая суть теории
В теории транзактного анализа единица общения – трансакции (стимул и ответ). Линия Родитель-Родитель нужна для непринужденных бесед, сплетен. Взрослый-Взрослый – работы, деловых отношений. Ребенок-Ребенок – для чувств и любви. При совпадении трансакций общение длится долго. Нарушение трансакций вызывает разногласия, конфликты и неадекватное психологическое взаимодействие (опеку, тиранию, манипулирование, подавление, капризы).
Ребенок
Ребенок – «хочу», «нравится». Тут и описывать ничего не нужно, достаточно вспомнить классические поведенческие особенности детей: истинные эмоции никогда не скрываются, они же диктуют слова и действия. Что еще делают дети? Капризничают, хулиганят, плачут, смеются, пугаются, обижаются. Их словарный запас отличается выражениями:
То есть ребенком правят эмоции и чувства, что незамедлительно отражается в поведении и общении. Ребенок отвечает за непосредственность, изобретательность, обаяние (естественный ребенок), но вместе с этим бывает капризным, агрессивным, бунтующим, плаксивым, обидчивым (адаптивный ребенок).
Внутренний ребенок
Многим людям знаком внутренний критик, но порой они мало знакомы со своим внутренним ребенком.
Если в вас живет внутренний критик, который непрестанно распекает вас, то именно та часть в вас, которая подвергается критике и испытывает боль, и есть ваш внутренний ребенок.
Наш внутренний ребенок хранит наши воспоминания и эмоциональную боль так же, как это делает ребенок.
Большинство из нас может вспомнить лишь какие-то важные события своего детства.
По мере взросления мы обычно задвигаем своего внутреннего ребенка на второй план, развивая свою субличность взрослого человека.
Однако наши неразрешенные внутренние болезненные чувства, которые мы пронесли сквозь детство, остаются в наших воспоминаниях и памяти тела, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.
Вспомните какой-нибудь недавний эпизод, когда чьи-то слова вызвали в вас эмоциональную реакцию.
Вы могли расстроиться или разозлиться по этому поводу, или у вас появился какой-то телесный дискомфорт. Спросите себя: «Почему я так убежден, что они правы?» Если с рациональной точки зрения вы понимаете, что другой человек не прав, почему вы все же отреагировали? Это потому, что часть вас (ваш внутренний ребенок) убежден, что этот человек прав.
В ранние годы нашей жизни наш мозг формирует убеждения о нас самих, а взрослыми мы продолжаем хранить в себе наши болезненные переживания.
Как человек взрослый, вы можете понимать, что критика несправедлива. Но с точки зрения вашего внутреннего ребенка этот человек прав. Спросите себя: «Как я себя чувствовал, будучи ребенком, когда кто-то из ближайших членов семьи называл меня ленивым, глупым и бесполезным? Как я воспринимал то, что мои родители были постоянно заняты своей работой и не давали мне того внимания, в котором я нуждался?»
Когда мы были детьми, мы не понимали, почему наши родители относились к нам так или иначе, и мы брали вину на себя.
Если рядом не было никого, кто мог бы помочь нам разобраться с нашими эмоциями, то мы и не могли научиться справляться с чувством вины, гневом, страхом.
Поэтому мы продолжали нести эти не нашедшие правильного выхода эмоции в нашу взрослую жизнь, забывая, что однажды, будучи детьми, мы страдали.
Если прямо сейчас вам трудно почувствовать в себе своего внутреннего ребенка — это нормально.
Родитель
Родитель – «должен», «нельзя». Когда родитель просыпается в нас, то мы занимаем позу «руки в боки», указываем пальцем, выражаем презрение или снисхождение улыбкой. Взгляд тяжелый и направлен к низу. Сидячая поза расслабленная, тело чуть откинуто назад. Родитель всегда отстаивает свою позицию, поучает других, считает правым исключительно себя. В лексиконе такого человека присутствуют выражения:
Родитель всегда стремится подловить оппонента, выявить противоречия в его суждениях, доказать неправоту говорящего. Он опирается на ту информацию, что была получена в детстве из семьи и социального окружения: нормы, требования, запреты. «Делай как я или делай не так как я, но так, как я говорю», – позиция родителя. Он контролирует и заботится. При полной блокировке родителя человек становится беспринципным, забывает о морали и правилах поведения.
Позиция ребенка
Действительно, позиция ребенка – это позиция человека, не отвечающего за свою жизнь полностью. Когда мы говорим, что причина нашего плохого настроения – это погода, мы расстроены, начальник накричал, чувствуем себя виноватыми, в очередной раз опоздали из-за пробок.
Все это примеры «детского» поведения, характерного для позиции Ребенка. Когда у нас что-то не получается, когда мы снова откладываем дело до лучших времен, когда говорим «ну я не знаю…» или «я постараюсь…» – все это именно из этой роли. И в ней нет ничего плохого: мы все с ней хорошо знакомы. Важно просто не увлекаться этой ролью. Потому что если мы постоянно находимся в этой ипостаси – у окружающих нет выбора, кроме как становиться в позицию Родителя по отношению к нам.
Взрослый
Взрослый – «целесообразно», «полезно». Внешне человек всем своим видом дает понять о сосредоточенности на объекте и теме беседы: заинтересованно наклоняется вперед, смотрит прямо на объект, глаза чуть расширены или сужены. На лице написано внимание и заинтересованность. Преобладают такие выражения:
В общем, взрослый он и есть взрослый: продуктивно решает проблемные ситуации, здраво рассуждает. С ним приятно иметь дело, конечно, такому же взрослому.
Взрослый – самая объективная позиция. Она не зависит от заложенного в детстве сценария. Это то, чему человек научился сам. Взрослый действует по принципу «здесь и сейчас». Рационально решает актуальную проблему. Развивать эту роль можно бесконечно, всю жизнь.
Полная блокировка взрослого ведет к невозможности реагировать на изменения мира. За эту роль отвечает мышление человека, это личностная особенность сбора и анализа информации. Развитый взрослый решает, какие стереотипы ребенка и родителя в нынешней ситуации отключить, а какие включить.
Три эго-состояния по Берну — Родитель, Взрослый, Ребенок
Берн различает три эго-состояния, с помощью которых индивидуум взаимодействует с окружающим миром. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Состояние «ребенка». Человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.
Состояние «внутреннего родителя», напротив же, имеет под собой установки поведения человека, перенятые извне (обычно от родителей). Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.
Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.
Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.
Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.
Примеры несовпадения ролей
В жизни несовпадение ролей не редкость, от того и возникают конфликты. Вот как это может выглядеть в разных сферах.
Семья
Муж с позиции взрослого спрашивает: «Любимая, ты не знаешь, где мой галстук?» Жена с позиции родителя отвечает: «Там, где ты его оставил. Как маленький!»
В продажах
Покупатель с позиции взрослого интересуется: «Сколько стоит это платье?» Продавец раздраженно с позиции родителя отвечает: «У вас глаз нет, сами не видите?»
На работе
Молодой специалист обращается за помощью к коллеге или руководителю с позиции взрослого: «Не могли бы вы мне подсказать, какой алгоритм и программу лучше использовать для решения этой задачи?» А в ответ слышит раздраженное родительское: «Давно пора это самому понимать и знать».
Во всех трех случаях неподготовленный и не знающий теорию ролей человек тоже начнет играть роль родителя. В итоге с обеих сторон будут сыпаться бесконечные упреки и претензии. Но если научиться проводить трансактный анализ, выявлять позиции партнеров по общению, то можно вовремя предотвращать конфликты.
Трансактный анализ
Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.
А в книге «Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия» содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, — анализ игр и сценариев, — но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.
Э. Берн
В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.
Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.
Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.
Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а второй что-то отвечает (реакция).
Простой пример трансакции:
– Тебе помочь? (стимул) – Нет, спасибо, я сам. (реакция)
Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?
Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.
Как использовать теорию Берна в общении
Когда мы измотаны, возбуждены, то обращение к нам с позиции взрослого можем расценить как нападение на нашего внутреннего ребенка. А кто заступается за детей? Верно. Родители, но они же ненароком (или специально) обижают детей. Так и будут воевать дети и родители, пока кому-то это не надоест, а точнее пока организм одного из участников не даст сбой (истерика, гипертония, обморок).
Вообще продолжение истории зависит от силы выраженности каждой из ролей в человеке. Если родитель слабый, то человек встретит упрек молча, сглотнет и уйдет, сетуя на несчастную судьбу. Сути это не меняет: проблема останется нерешенной.
Если представить визуально образовавшуюся группу из участников общения (два взрослых, два родителя, два ребенка), то голова начинает болеть от этого базара. Но проблема еще и в том, что решать продуктивно дела могут только взрослые, которых не слышно за криками родителей и детей. В итоге проблема либо остается не решенной, либо решается после скандала. Но зачем тогда тратить на него время? Не проще ли сразу корректно ответить оппоненту?
Конфликтовать, а точнее решать разногласия, можно и нужно с позиции взрослых. Это и называется продуктивным конфликтом, цель которого лучше узнать друг друга, понять и прийти к общему решению.
Поможет в этом психологическая гибкость и умение внешне подчиняться. Суть в том, что вы соглашаетесь с предъявленной вам претензией, потом говорите комплимент оппоненту и повторяете просьбу. В нашем примере с семьей это может выглядеть так: муж ответит, что он действительно как дитя, но зато жена его умница, всегда знает, где и что лежит, аккуратная, и, конечно, поможет ему найти галстук и научит поддерживать порядок.
Это не слабость, не унижение личностного достоинства (вероятно, сейчас в вас заговорил ребенок, который не хочет так поступать). Это проявление гибкости ума и психики, ответ взрослого человека, готового быстро и конструктивно решать проблемные вопросы. Гибкость подразумевает способность легко и быстро перестраиваться между внутренними ролями взрослого, ребенка и родителя. Если же этой подвижности нет, то отмечается:
Гибкий человек умеет быть разным:
Очень хорошо, если и партнер обладает этой психологической гибкостью. Ну, а если не обладает, то вы уже знаете, как с этим бороться. Как развить преобладающую роль взрослого:
Внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый — как их подружить?
Опубликовано: 14 июня 2021 32620
Каждое утро, просыпаясь, мы слышим свой внутренний голос, который говорит: «О, какой прекрасный был сон! Как мне не хочется просыпаться». Или: «Будильник. Надо на работу». Или: «Почему я такая несчастливая?» Или: «Опять надо всех с утра поднимать, кормить, одевать. Как меня это достало!»… Наш мозг работает всегда. Сны — это тоже наши мысли, только бессознательные. В среднем нам в голову в течение суток приходит около 6 000 мыслей. То есть 4 мысли в минуту!
Как же рождаются эти мысли? Где их источник?
Мозг человека начинает развиваться еще в утробе матери: ребенок слышит голоса и «записывает» их на подкорку. За 75 лет, которые в среднем живет человек, в его мозгу помещается целый хор. Это тысячи, сотни тысяч людей, с которыми он взаимодействовал, и каждое услышанное слово — след.
Есть люди, чьи слова стали фоном, невнятным шумом, остались незамеченными сознанием. Но есть голоса, которые приобрели особую значимость, — голоса родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей. Это те люди, которые находились рядом в период развития нашей личности. Благодаря их голосам шаг за шагом формировалось наше мышление. Вот почему все мысли, которые поначалу кажутся монологом, превращаются в нашей голове в диалоги. Согласитесь, внутри себя мы всегда с кем-то говорим, на кого-то злимся, кому-то что-то доказываем, с кем-то смеемся.
Чьи голоса звучат внутри нас?
Американский психолог и психотерапевт, создатель транзакционного анализа Эрик Берн посвятил свои труды изучению мыслей и сценариев человека и сделал акцент на трех аспектах личности: внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый.
Посмотрите на следующие фразы:
Три категории фраз. Какие голоса вы увидели в них: взрослый, ребенок, родитель?
Правильный ответ: 1 — родитель, 2 — дитя, 3 – взрослый.
Первым внутри нас начинает формироваться «внутренний ребенок» (в утробе мамы и в первый год жизни, до появления жевательных зубов). Это личность, которой нужен кто-то опытный, взрослый. Ребенок не умеет удовлетворять свои желания сам: поесть, что-то купить, одеться. Даже в туалет сходить ребенок сам не может. Малыш — как лампочка маяка: он подает сигналы взрослым, привлекает к себе их внимание (улыбки, гуление, смех, плач, крик, болезнь, капризы).
Примерно с года у ребенка формируется «внутренний родитель». Начинается отделение (сепарация) от мамы. Сейчас это уже не «мы», а «я и мама». К 2,5—3 годам отделение уже очень явно! Мама хвалит, злится, ругает, опекает, запрещает. Есть кто-то, кто уже оценивает ребенка и создает границы в виде правил, законов, долженствований.
«Внутренний взрослый» появляется к 7 годам, когда у ребенка начинают выпадать молочные зубы. Теперь это уже не просто ребенок, а мальчик/девочка, ученик/ученица. Появляется социальный статус. Мамы/папы в школе рядом нет. И ребенок учится адаптироваться в социуме как взрослый. Он интересуется новым, определяет, что ему поесть, решает, на какие дополнительные занятия и почему он будет ходить.
Во взрослой жизни внутри человека всегда присутствуют все три голоса. Как их различать?
Как различать «внутреннего ребенка», «внутреннего взрослого» и «внутреннего родителя»?
Если в ваших мыслях и словах есть импульс «хочу» или «не хочу» — это ДИТЯ. Если вы слышите внутри себя и заявляете вслух «надо», «должна», «обязана» — это РОДИТЕЛЬ. Если вы идете за своим «могу», «имею право», «у меня получится» — это ВЗРОСЛЫЙ.
Задайте себе вопрос, в какой пропорции у вас проявлены эти три субличности? В сумме они должны составить 100%. Пусть это будет ваш интуитивный ответ. Не включайте логику. Идите за инстинктивным решением.
А сейчас правильный ответ. Самым большим у вас должен быть Взрослый — 60%, затем Дитя — 30% и Родитель — 10%. Много проблем, внутренний дискомфорт и ощущение «несчастности» появляются именно тогда, когда нарушен этот баланс.
Вот ситуация. Приходят женщины на консультацию с запросом «Как выйти замуж?». И я им задаю один и тот же вопрос: зачем вам это?
Одна отвечает: — Я так устала, все сама. Хочу уже поскорее замуж, чтобы стало легче. Чтобы мужчина зарабатывал, а я, наконец-то, смогла быть женщиной. Расцвету, отдохну и займусь творчеством.
Ответ второй клиентки: — Ну как зачем? У меня уже возраст. Мне уже 39 лет, а у меня ни семьи, ни детей. Потом будет поздно. Мне надо сейчас выйти замуж.
Третья женщина: — Я знаю, за кого хочу выйти замуж, я влюблена. В принципе, все идет нормально. Но я имею право быть не просто любовницей, но его женой.
Думаю, вы догадались, кто в какой роли был. Первая женщина — Дитя, вторая — Родитель, третья — Взрослый.
В чем «минусы» каждой субличности?
В чем минус большой доли «внутреннего ребенка» внутри нас? Есть желания, но нет сил, чтобы их реализовывать. Нет авторской позиции. Нет влияния на других людей. Много манипуляций.
В чем минус большой доли «внутреннего родителя»? Нет веры в радость и удовольствие. Я бы даже сказала, нет веры в Божественное. Слишком все безрадостно и тягостно. Чужое мнение и помощь отвергаются. Вы начинаете притягивать к себе людей, застрявших в детской позиции.
В чем минус слишком большого «внутреннего взрослого»? Взрослый настолько все может, что иногда забывает оказаться бессильным, забывает остановиться и ничего не делать, иногда не слышит голос «внутреннего родителя» и совершает глупые ошибки.
Все три роли в нашей жизни важны. Главное, всех расставить по своим местам и научить договариваться между собой.
Как выбирать внутренние роли самостоятельно?
Поэкспериментируйте в течение недели. Поставьте на телефоне несколько будильников с периодичностью в 2 часа с самого утра и до сна. Каждый раз, когда звенит будильник, чем бы вы ни занимались, дайте себе 5 минут оценить ситуацию: кто вы и в какой роли? Где вы и какая мысль сейчас в вашей голове? В какой роли вы хотели бы быть? И измените вашу мысль в соответствии с желаемой ролью в данный момент.
Послесловие
Чем отличается деловой конструктивный конфликт от деструктивного? В конструктивном люди обсуждают противоречия и стараются понять противоположную сторону ради общего решения и выяснения истины. В деструктивном споре люди стараются отстоять свою точку зрения и победить. Но можно ли победить? Есть ли в распавшейся семье, увольнении, драке выигравшие? Нет. Каждая сторона будет жалеть себя и считать преданной.
Неумение психологически грамотно решать конфликты, быть гибким в ролях приводит к тому, что отношения становятся хронически эмоционально напряженными. В итоге они или распадаются, или участники зарабатывают психосоматические болезни и неврозы. Теория Берна – полезная база для исследования проблемы конфликтов (в семье, на работе, в любом межличностном взаимодействии) и их решения.