внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность

Зарождение новых видов деятельности

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность

Тема 4. Раннее детство

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

2. Развитие предметной деятельности

3. Зарождение новых видов деятельности

4. Познавательное развитие ребенка

6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве

7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

В конце первого года ребенок становится на ноги. На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий, способ их использования не является очевидным для него.

Развитие предметной деятельности

Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийные — это действия с предметом в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным и способом использования (пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой). Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться приспосабливать движение руки к специфическим свойствам предмета.

Один из классических примеров, описанный П.Я. Гальпериным, — овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.

Д.Б. Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Приведем пример из наблюдений Эльконина за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет: «Андрей (второй год жизни) не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем — другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» В последующих попытках она уже только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время Андрей вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!» А затем, встав ногами на пол, восклицает: «Андрей—молодец!»»

Главное звено обучения — образец действия, который дает ребенку взрослый. Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка. Наиболее подходящей ситуацией обучения является «обращенный показ», при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру. Именно в этом случае ребенок с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, подражает им, присоединяется к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребенка одного, тот долго продолжает начатую игру.

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность

Другой тип предметных действий — соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы). Показано, что разные способы обучения выполнению соотносящих действий имеют различный развивающий эффект для способностей ребенка.

Кроме основного правила использования вещи важное значение имеют замещающие действия. Так, палочка может выступить в роли ложки или ножа; камень может стать картошкой или конфетой, лист деньгами и т.д. Замещающее действия характеризуется новым отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребенок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахарa. Такие дети нуждаются в специальном внимании с тем, чтобы выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания.

Зарождение новых видов деятельности

В конце второго — начале третьего года жизни ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, а позже замечая сходство но охотно соглашается и называет себя его именем. («Ты ведешь машину как папа. Миша — папа»).

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют предпосылки сюжетно-ролевой игры. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы.

«Мила занимается с карандашом и бумагой и вдруг обращается ко мне: «Мама, что?» Я не понимаю. Вопрос не относится к тому, что она нарисовала. Мила смотрит пристально на меня и затем вокруг. Такое впечатление, что она не знает, что делать дальше. Проверяю эту догадку: «Нарисуй котика». Мое предложение сразу вызывает активное чёрканье. Через несколько секунд снова: «Мама, что?» «Нарисуй собачку», — говорю я».

Источник

§ 3. Зарождение новых видов деятельности

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Игра. Игра рождается внутри предметной деятельности. Сна-чала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама). Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры, перенос показанного действия на другие предметы (замещение) использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках.

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.

В наших наблюдениях одна из первых предметных игр — игра с носовым платком ребенка 14 месяцев. Она продолжалась более 20 мин. Ребенок воспроизводил поочередно все возможные способы действия с платком: он стелил его на диван и клал на него голову, укрывался им, «сморкался», вытирался, протирал игрушки и др.

Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобра-зителъную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия.

Полуторагодовалый мальчик берет сломанную электробритву, втыкает вилку в дырочки детского кресла, долго водит бритвой по щекам, приговаривая: «Я — папа».

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переимено­вание предметов, отождествление ребенком своих действий с дейст­виями взрослого, называние себя именем другого человека. Со сто­роны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материаль­ную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, ме­бель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.).

Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительная деятель­ность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; наконец, изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование — это знаковая, символическая деятельность, по­скольку любое, самое несовершенное изображение представляет со­бой знак предмета. Требуется руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению. Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребенка и формировать графические образы.

Источник

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность Татьяна Малышева
Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста

В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше становится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая и продуктивная деятельность, исследование-экспериментирование, призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, вытесняются занятиями-«уроками», которые даются по школьной технологии.

Не исключая необходимости и возможности использования «учебных форм» в образовательной работе со старшими дошкольниками,я считаю целесообразным их ограничение и уравновешивание занятиями, построенными в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основные признаки совместной партнерской деятельности – добровольное участие детей в предлагаемой работе и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности [2, с. 22].

Для того чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая организация пространства деятельности, определенный стиль поведения воспитателя, гибкий подбор содержаний, которые несли бы полноценную развивающую нагрузку и одновременно были бы привлекательны и осмыслены для детей.

Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, который может быть организован совместной партнерской деятельности взрослого с детьми [2, с. 49].

Понятие» продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т. е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я, прежде всего, ориентируюсь на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако не исключаю и игровую деятельность. На примере интегрированного занятия «Морское путешествие» хочется показать, как я на практике осуществляю работу по этой теме.

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

развивать способность к самооценки при выполнении работы;

воспитывать организованность, умение оказывать помощь друг другу;

продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную умственную задачу [3, с. 24].

Ход занятия

– Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

– На чём можно путешествовать? (путешествовать можно на машине, поезде, самолёте, на велосипеде, пешком).

– А я вас приглашаю в морское путешествие. На чём можно отправиться в морское путешествие? (На корабле).

– Правильно. Вот посмотрите, какой у меня есть макет корабля. (Показывают макет)

– Скажите, какие основные части корабля вы видите (Я вижу корпус корабля, палубу, мачту, паруса, иллюминаторы). Примерно на таком корабле мы и отправимся путешествовать.

– Чтобы проверить вашу готовность к путешествию, я вам предлагаю выполнить первое задание. (Воспитатель предлагает всем сесть за стол).

– Вы должны соединить все точки между собой по порядку. А затем мы посмотрим, что у вас получится.

– Молодцы! У всех получились корабли! А вам не кажется, что на наших кораблях чего-то не хватает? (Сопровождает вопрос, показом макета корабля, делая акцент на иллюминаторы)

– Какой формы иллюминаторы? (Круглые).

– Чтобы узнать, сколько должно быть иллюминаторов на корабле, я вам предлагаю сосчитать рыбок в аквариуме (Показ слайда аквариума на доске). Девочки рисуют на два иллюминатора больше, чем рыбок в аквариуме, а мальчики – на два меньше. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

– Вот теперь ребята мы можем смело отправляться в морское путешествие. Чтобы наш корабль вышел в открытое море, нам необходимо определить курс корабля. Какой прибор может нам в этом помочь? (Компас).

– Я предлагаю вам подойти ко мне и вместе определить наш курс. Ребята, чем интересен компас? Его стрелка всегда показывает на Север. (Воспитатель демонстрирует перед детьми)

– Какие ещё части света вы знаете? (Юг, Запад, Восток). Давайте правильно установим стрелку компаса и сверим с картой (слайд карты на доске) определим, где мы находимся и куда нам плыть. Воспитатель с детьми встает с детьми лицом на север. Определяет, где находится север, юг, запад, восток.

– Мы находимся на Западе, а нам надо на Таинственный остров. Он находится на востоке (Воспитатель сопровождает свои слова показом курса на карте).

– Итак, наше путешествие начинается. (Воспитатель предлагает детям занять свои места на корабле).

– Ребята, как мы назовём наш корабль (дети предлагают,например: Дружба, Смелый, Победа).

– Теперь нам нужно выбрать капитана корабля. А так как мы в первый раз оправляемся в такое путешествие, разрешите мне быть вашим капитаном, (Воспитатель надевает фуражку капитана, берёт в руки бинокль)

– Отдать швартовые! Машина, полный вперёд! (Видео, по морю плывут корабли). Прямо по курсу остров (слайд с островом, воспитатель сверяется с картой).

– Этот остров Понедельник, и я вам предлагаю на нем побывать. Стоп машина!

– Давайте вспомним, какие дни недели вы знаете. (Дети перечисляют)

Ребенок читает стихотворение: Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

– Ребята, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Живая неделька». Мы с вами говорили, что каждый день недели идёт строго друг за другом, поэтому мы их обозначим цифрами от 1 до 7 (Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и спрашивает, какая цифра, какой день недели обозначает)

Звучит команда «Разойдись!», «Дни недели становись!». Дети, сидящие за столами, дают задание каждому дню недели (Например: понедельник – покружись, среда – хлопни в ладоши)

– Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Но пока мы плыли, несколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной воды, давайте попробуем собрать эти кувшины. (Две команды собирают пазлы с изображением кувшинов. В это время воспитатель спрашивает у детей,которые не участвуют в сборке кувшинов: «Какую воду обычно берут в путешествие?». Ответы детей: чистую, пресную).

– Почему морскую воду нельзя пить? (солёная, грязная).

– Молодцы! Кувшины собраны, теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца путешествия. Мы покидаем остров.

– Отдать швартовые! Полный вперед! (Видео плывущего корабля)капитан смотрит в бинокль.

-Впереди по курсу вижу айсберг, сразу стало прохладнее (Слайд) Корабль! Малый ход!

– Ребята, а что такое айсберг? (Ледяная глыба).

– Чем опасен айсберг кораблям? Большая часть айсберга находится под водой и его не видно. Чтобы наш корабль не столкнулся с айсбергом, нам нужно быстро выполнить следующее задание. Я буду хлопать в ладоши, а вы должны переводить стрелки часов и показывать на часах такое время, сколько раз я прохлопала. (По ходу игры задаются вопросы).

– Как называется корпус у часов? Сколько цифр на циферблате? Как называется маленькая (большая) стрелка? Какая стрелка быстрее? Какой стрелки нет на наших часах?

– Молодцы! Плывём дальше.

– Внимание! Прямо по курсу мель (Слайд).

– А что такое мель? (Это такое место на реке или в море, где мелко).

– Чтобы не сесть на мель, нам нужно на карточках заполнить не достающие предметы в пустых клеточках карточки. (Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

-Ребята, вам не кажется, что пора подкрепиться. Кто знает, как зовут повара на судне? (Кок – слайд)

– А самое любимое блюдо на нашем корабле,конечно же пельмени.

– Я вам предлагаю налепить пельменей и накормить ими не только себя, но и гостей.

– Вот мы и подкрепились и можем плыть дальше.

(Дети встают клином)

Исполняется клип о корабле

(На экране слайд с изображением плывущего корабля)

– Ребята, вот мы и доплыли до Таинственного острова (Слайд).

– Нас кто-то встречает. Это жители острова. Как можно назвать людей, которые живут на острове? (Островитяне. Повторяют хором или индивидуально).

– Островитяне очень гостеприимные, но и сами хотели бы побывать у нас в гостях, но, к сожалению, у нас нет мест на корабле, чтобы взять их с собой. Что же нам делать? Давайте построим лодки, для островитян и тогда они смогут отправиться вместе с нами.

(Дети выкладывают лодки за столами из цветных полосок картона разной длины).

– Жители Таинственного острова очень благодарны вам ребята, и передали вам подарок, вот этот сундук с сокровищами своего острова. Давайте посмотрим, что там. (Открывают шкатулку там маленькие подарки от жителей острова).

– Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, нам нужно сосчитать в обратном порядке от 10 до 1 (обратный счёт). Как только мы сосчитаем, окажемся в детском саду. (Дети считают).

– Ну, вот мы с вами и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Поделиться своими впечатлениями вы можете в виде игры. Игра называется «По цепочке».Первый ребенок начинает: «В путешествии мне понравилось собирать кувшины. Катя, а что тебе понравилось?» и т. д.

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа для дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» : методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Свирская, Л. В.Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.

5. Щербакова Е. И. Учимся рисовать. Клетки,точки и штрихи : методические рекомендации / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 2010. – С. 56 – 60.

внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Смотреть картинку внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Картинка про внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельность. Фото внутри какой деятельности зарождаются такие ее новые виды как игра и продуктивная деятельностьИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Опыт работы воспитателя МКДОУ №200 города Кирова Зубковой Зои Михайловны Тема: «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Конспект продуктивной деятельности «Мы построим новый городок» для детей старшего дошкольного возраста «Мы построим новый городок» Цель: создание условий для изготовления атрибутов в уголок ПДД, повторение детьми правил дорожного движения.

Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста 1 часть Едем по лесной.

План-конспект продуктивной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дождливая пора» Аппликация Тема: «Дождливая пора» Цель: • Упражнять детей в использовании художественных средств выразительности. Задачи Образовательные:.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше.

Источник

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРЕДМЕТНАЯ

ВД – предметно-манипулятивная деятельность (Некоторые психологи считают, что у мальчиков – предметная – рассматривание предметов, у девочек – общение. Такое разделение обусловлено социальными условиями (девочкам изначально предлагают кукол, мальчикам – машины).

Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия – общепринятые способы употребления предметов – осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий. Пример: ребенок не умел слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вниз головой. Бабушка учит его: она поворачивает его головой к спинке дивана, затем спускает одну его ногу, затем другую. При этом бабушка все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» При последующих попытках она уже только поддерживает малыша, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время, когда ребенок вновь оказывается на диване, он самостоятельно поворачиваетсяголовой к спинке дивана и осторожно начинает спускать одну ногу за другой, каждое движение сопровождая словами: «Баба! Так! Баба! Так!» Затем, встав на ноги, восклицает: «Молодец!» (Д.Б. Эльконин).

По мере освоения различных действий, связь действия с предметом проходит три фазы развития:

а) свободное манипулирование (1 год и 1мес.) – ребенок выполняет с предметом все известные ему действия вне зависимости от его назначения, выясняет основные свойства предметов – форму, цвет, вкус и т.д.);

б) предметные действия (2 года) – употребляет предмет только по назначению (куклу – качает, машинку – ведет, карандашом – рисует);

в) начало игры (3 года) – производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета, знает назначение предмета, но может использовать его и по-другому.

В ходе развития предметных действий наблюдаются два типа переноса. В одних случаях имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собственной головы, а затем начинает причесывать расческой куклу, лошадку, медведя. В других случаях осуществляется то же действие, но уже с предметом-заместителем, например, причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а, например, зубной щеткой. Одновременно с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка – градусник и т. д.

Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации.

Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Рисование и игра также важны для развития ребенка. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека – так называемые головоноги.

Игра, которая появляется к 3 году заключается в том, что используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом – режиссерская игра. Например, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в машинку. Такие игры непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем этапе такие игры станут источником сюжетно-ролевой игры.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати – замещение. Когда ребенок перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, это еще более сложные замещающие действия.

По мере развития предметной деятельности совместная деятельность, в которой сначала действия ребенка и взрослого были тесно слиты, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действия, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям как к своим действиям, что отражается в речи: «Вова дает кушать», «Наливает воды Ася». И позже: «Я играю», «Я иду гулять». Действие становится личным (Д.Б.Эльконин). Возникновение личных действий становится предпосылкой нового всплеска самостоятельности и таким образом подготавливает возникновение новообразований и следующего переходного периода (кризис 3 лет).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *