внутренний голос говорит плохие вещи что делать
Навязчивые мысли. Ваш внутренний монолог
Почему ваши самые важные отношения связаны с вашим внутренним голосом
Человека, который иногда не слышит бесполезный голос в своей голове, вероятно, не существует. Почему, некоторым людям бывает полезно обратиться внутрь себя, чтобы понять свои чувства, в то время как другие склонны впадать в депрессию, когда они ведут себя точно так же? Существуют ли правильные и неправильные способы общения с самим собой, и если да, то есть ли методы, которые могли бы использовать те, у кого внутренний голос слишком громкий?
Отрицательные эмоции хороши в малых дозах. Если немного снизить температуру, когда она становится слишком высокой, то это может помочь более эффективно управлять своим опытом.
В настоящее время существует обширное МРТ исследование, показывающее, что, состояние стресса имеет как физический, так и эмоциональный компонент. «Самоанализ» может принести значительно больше вреда, чем пользы, наши мысли не спасают нас от самих себя. Скорее, они порождают нечто коварное: своего рода негативные циклы, которые превращают исключительную способность людей к самоанализу в проклятие, а не в благословение, с потенциально серьезными последствиями как для психического, так и физического здоровья (неправильный самоанализ может даже способствовать быстрому старению).
Ваш внутренний монолог влияет на психическое благополучие
Счастлив тот, кто умеет успокаивать свой внутренний диалог; чувство облегчения от этого может быть ощутимым.
Согласно одному исследованию, мы говорим сами с собой со скоростью, эквивалентной 4000 слов в минуту (для сравнения, обращение президента о положении дел в стране, которое обычно составляет около 6000 слов, длится более часа). Поэтому неудивительно, что прослушивание внутреннего монолога может быть утомительным, будь то бессвязный поток мыслей или навязчивое перефразирование событий, свободно-ассоциативные скачки от одной мысли к другой или яростный внутренний диалог.
Такой шум может парализовать, и это может нам навредить. То, что мы переживаем внутри, может затмить почти все остальное, если мы позволим этому произойти. Например, исследование, опубликованное в 2010 году, показывает, что внутренние переживания последовательно затмевают внешние, что означает, что, как только «задумчивая» мысль овладевает нами, она может испортить даже самую лучшую вечеринку, или заставит упустить самую долгожданную новую работу.
Как мы можем превратить негативную болтовню в нечто более позитивное?
Почему у некоторых людей внутренний монолог громче или тревожнее, чем у других? Сложно ответить дать однозначный ответ. Существует много способов, которыми он может быть активирован, есть генетические аспекты предрасположенности, есть некоторое влияние окружающей среды. Несомненно одно: эти переживания нельзя сбрасывать со счетов. Когда дело доходит до связи между чувством тревоги и физическим состоянием здоровья, результаты выглядят ошеломляюще.
Что интересно в науке, которая занимается этими вопросами, так это то, что она поддерживает интуицию и одновременно ей противоречит.
Существует определенный набор «инструментов» — техник, которые можно использовать для подавления болтовни в голове и, хотя некоторые из них, кажется, противоречат всему, что мы думаем и чувствуем – выход мыслей «наружу», например, может помочь, хотя разговоры о негативном опыте с друзьями часто могут действовать как наоборот, отталкивая тех, кто вам больше всего нужен. И хотя, когда мы действуем согласно определенным инстинктам, мы поступаем правильно, выход мыслей «наружу» может принести человеку больше вреда, чем пользы.
Значит ли это, что произносить свои мысли вслух нехорошо? Что те, кто проходит психотерапию, должны немедленно отменить свое следующее посещение? Вовсе нет!
Техники остановки внутреннего монолога
«Избегать эмоций по всем направлениям» — нехорошо, но давайте вместо этого подумаем о расстоянии. Некоторые люди приравнивают это слово к избеганию и подавлению. Отнеситесь к этому как к способности сделать шаг назад и задуматься, расширить объектив, получить некоторую перспективу. Делая это, мы ничего не избегаем, просто мы не перегружаемся. Возьмем один пример: если вы относитесь к тому типу людей, которые обращаются к себе во втором или третьем лице, когда попадают в затруднительное или стрессовое положение: («Вася, угомонись! Это не конец света!»), то вы действительно делаете себе хорошо. То, что называется «дистанционным разговором с самим собой», согласно проведенным экспериментам, является одним из самых быстрых и простых способов получить эмоциональную перспективу: «психологический прием», который встроен в «ткань человеческого языка». Такой разговор с самим собой — как будто вы совсем другой человек — не только успокаивает, это может помочь вам произвести лучшее впечатление или повысить эффективность, скажем, на собеседовании. Это также может позволить вам переосмыслить то, что кажется невозможным, как вызов, с которым вы, возможно, сумеете справиться с вашей собственной поддержкой.
Некоторые другие техники тоже хорошо известны: сила прикосновения (обнять кого-нибудь); сила природы (обнимите дерево). Действия, вызывающие «трепет» — например, прогулка по горам или время, проведенное перед великолепным произведением искусства — также полезны, они помогают обрести чувство перспективы. Ведение дневника для некоторых людей может оказаться наиболее эффективным (что-то, что в один день казалось ужасным, физически превращается в новости на следующий, техника «компенсационного контроля» — создание внешнего порядка — действительно влияет на порядок в мыслях. Переставьте ящик для носков, и ваш голос станет тише.
Даже плацебо, как было обнаружено, воздействует на болтовню так же, как и при некоторых физических заболеваниях. В одном исследовании назальный спрей с солевым раствором действовал как своего рода обезболивающее для внутреннего голоса: данные сканирования мозга показали, что те, кто вдыхал его, считая, что вдыхают болеутоляющее, проявляли значительно меньшую активность в схема их мозга, вызывающая социальную боль, по сравнению с теми, кто знал, что вдыхал только физиологический раствор.
Попробуйте справиться со своим внутренним монологом самостоятельно, надеюсь, эта статья поможет вам в этом. Если результаты не удовлетворят вас, вы всегда можете обратиться за квалифицированной помощью к врачу – психотерапевту.
4 способа приглушить негативный внутренний голос
Почему многие люди выбирают негативное мышление вполне сознательно? Они думают, что если ничего не получится, то и переживать не придется. В итоге такое отношение ведет к цинизму, а далее — к нежеланию действовать. Простой переход мысли от «Я попробую, но скорее всего не получится» до «Не буду пробовать, ведь все равно не получится» — это очень опасный звоночек, который стоит замечать всем, кто подвержен негативному мышлению.
Внутренний голос — могущественный инструмент. Он позволяет как добиться невероятных успехов, так и снизить самооценку до такой степени, что человек просто перестанет делать что-то значимое. Вспомните, что первым приходит вам голову при столкновении с новым вызовом или проблемой. Если это мысли о том, что вызов слишком сложный, требует ответственности и работы, а проблема нерешаема, то нужно работать над своим внутренним голосом. Вот четыре стратегии для этого.
Не фокусируйтесь на крайностях
Жизнь редко проявляется в ситуациях, которые можно считать на 100% белыми или черными. Есть однозначное зло или добро, но такое происходит крайне редко.
Живя крайностями, вы получаете отличный шанс заполучить массу психических расстройств и оттолкнуть от себя всех близких и не очень людей. Такие качели расшатывают нервную систему и делают вас невротиком. Примеры:
Тенденция видеть все в черно-белых цветах убивает любую разумную личность: трезвым оценкам предпочитаются катастрофы и драмы. Если вам сложно сейчас понять, что такое видеть жизнь в оттенках, сядьте за стол, возьмите лист бумаги и ручку. Перечислите десять событий, которых ожидаете в ближайший месяц. Далее опишите:
Для всех реалистичных результатов, стремящихся к негативу, придумайте способы их разрешения. Например, вы потеряли не все деньги, а только часть — значит, есть шанс все вернуть. К тому же вы здоровы, умны и развиваетесь как личность.
Перестаньте замечать негатив, исходящий от других
Мы часто пытаемся найти двойной смысл в словах собеседника, даже если его там нет. Наблюдаем за действиями и поступками людей, намереваясь понять, что они значит. Но даже обретя мастерство, мы не будем застрахованы от ошибок — многое из того, что касается человека, не может быть истрактовано однозначно верно. К тому же, даже если вы правы, не прав может быть человек, за которым вы наблюдаете, а, значит, его неверные выводы и реакции могут стать ваши неверными выводами и реакциями. Будьте готовы изменять свое мышление в зависимости от ситуации.
Оцените и устраните неразумные правила и ожидания
Нужно научиться принимать мир таким, каков он есть. Изменить его можно, но для начала стоит принять целиком и полностью. И не только мир, но и человеческую психологию, жадность, неразумные поступки.
Уже сто раз было сказано о том, что человек — существо нерациональное. Он покупает то, что ему не нужно, ведет себя плохо с тем, от кого зависит его успех и говорит много глупостей. Вы можете ожидать от людей разумного поведения, но если этого не случится, будьте спокойны.
Помните, что люди могут просто забыть или быть загруженными массой других дел.
Научитесь получать отказы и использовать их для новых возможностей
Вы наверняка без труда вспомните несколько фильмов или книг, главный персонаж которых получал бесчисленное количество отказов, прежде чем добиться успеха. Несмотря на художественную составляющую, в жизни все происходит точно так же.
Чтобы преуспеть в чем-либо, нужно совершить много ошибок, пройти кучу собеседований и получить огромное количество отказов. Разница между успешным человеком и неудачником в том, что первый после провала задает себе такие вопросы:
Главный совет: подпитывайтесь отказами. Пусть они мотивируют вас и вызывают улыбку. Человек, получивший отказ и не потерявший настроения, крайне привлекателен для других. Познайте себя, чтобы понять, что мотивирует вас.
«Заставь его замолчать»: почему внутренний критик мешает нам жить и как его укротить
Как бороться с внутренним критиком, который постоянно оценивает нас, пугает и указывает на промахи, сковывая наши действия? Публикуем отрывки из книги Дэнни Грегори «Заставь его замолчать», в которой автор рассказывает о власти внутреннего голоса, его ложных принципах и правилах и тех ошибках, которые мы совершаем в борьбе с ним.
Мы постоянно слышим внутри себя голос, который нам что-то говорит. Он каждый раз раздается в голове, когда мы хотим изменить жизнь — предложить идею на работе, решиться на переезд или перемену в отношениях. Он предостерегает, пугает, указывает нам на ошибки и всегда знает, что думают о нас другие. Дэнни Грегори в книге «Заставь его замолчать» называет этот голос обезьяной: он надоедлив, противен и вреден. Грегори рассказывает, почему голос действует на нас деструктивно и как заставить его замолчать.
Кого преследует голос
Обезьяна — страшный противник.
Она более изворотлива, чем вы, и у нее полно времени. Она на месте круглосуточно: ждет, наблюдает, не начнете ли вы что-то делать (или хотя бы задумаетесь о том, чтобы что-то сделать), к тому же вы волей-неволей всюду берете ее с собой. Она может использовать против вас все, что вы знаете, нажимать на все кнопки, тянуть за все рычаги — и она безжалостна. У нее есть ключи от архива, и она знает код сейфа, спрятанного у вас в голове. Пусть это не лишает вас надежды. Но и недооценивать ее не стоит.
Чаще всего ее жертвы — творческие люди. Они часто сомневаются в себе, стремятся к новым горизонтам, поэтому становятся наиболее уязвимы. Каждая новая идея — это повод для обезьяны включить голос на полную мощность, потому что она терпеть не может риск и перемены.
Однако обезьяна не ограничивается творчеством. Она преследует нас даже в быту: когда мы думаем, что подарить, куда пойти, что надеть, она тут как тут. Новое нельзя контролировать, поэтому обезьяна так боится, что события пойдут не по ее сценарию.
Читайте также Необихевиоризм: возможно ли запрограммировать поведение человека?
Выслушайте свою обезьяну
Заткнуть свою обезьяну — своего рода избавление от некой привычки, после которого вы начинаете по-другому видеть мир. Не позволяйте обезьяне убедить вас, что «либо всё, либо ничего». Она любит впадать в крайности и придумывать правила.
Читайте также Предвзятость подтверждения и другие ошибки мышления
Заставьте обезьяну защищаться. Но на этот раз попросите своего внутреннего адвоката допросить ее с пристрастием, растоптать ее доводы, один за другим. Вы должны действовать спокойно. Пусть говорит обезьяна, не перебивайте ее, просто поддакивайте.
К примеру, на работе вы хотите предложить начальнику хорошую идею.
«Твоему начальнику она не понравится. Может, он вышвырнет тебя с работы».
Ладно, продолжим эту мысль. Что тогда?
«Он не даст тебе рекомендаций, и ты никогда не найдешь другую работу. Ты станешь нищим и лишишься дома».
Ничего себе, и все это всего лишь из-за одной новой идеи? Правда? Это должна быть очень мощная идея.
Садитесь за работу. Прямо сейчас
Мне кажется, что вы тратите слишком много времени на защиту от обезьяньей критики, а борьба с ней помогает лишь частично и на время. Все равно вы с обезьяной стоите лицом к лицу, схватив друг друга за горло.
Вместо этого мы будем использовать совершенно другую стратегию. Секрет ее очень прост и понятен, но у меня ушли годы, чтобы сформулировать его: забудьте про обезьяну и принимайтесь за работу.
Я беру ручку и, не задумываясь, начинаю рисовать. Я не пытаюсь понять, что я рисую. Не думаю, все ли в порядке с пропорциями, интересную ли тему я выбрал. Не размышляю о том, не затек ли мой зад, не просачиваются ли чернила сквозь бумагу.
Я сажусь за клавиатуру и начинаю писать. Что угодно, первые же слова, которые напечатают мои пальцы. Скоро слова потекут свободно и на экране один за другим начнут появляться абзацы. Я не перечитываю их, не правлю, даже не исправляю опечатки. Я просто слушаю чечетку, которую отбивают мои пальцы на пластиковых кнопках. Мои пальцы говорят, они поют, громче и громче, хор десяти — и голос обезьяны затихает.
Привычка против обезьяны
Обезьяна борется против перемен, поэтому создайте новую реальность, пусть перемены сопровождают вас постоянно. Установите жесткий режим. Заведите свои ритуалы. Будьте непреклонны в том, что касается самодисциплины. Двигайтесь вперед, к привычке работать творчески.
Что бы ни случилось, всегда садитесь за работу в одно и то же время. Всегда держите под рукой все необходимое для работы. Обустройте уютное рабочее место. Уберите все препятствия.
Заведите будильник. Обезьяна ленива. Просыпайтесь раньше нее. Работайте с утра до вечера. Одно движение — одна задача; на остановки и разговоры нет времени.
Также по теме:
Обложка: Wikimedia Commons.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Враг внутри: чем опасен диалог с самим собой
Наталия Киеня
В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.
Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.
С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.
Роман
Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.
В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.
Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.
Анастасия
В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.
Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.
То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.
Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.
Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.
Ирина
Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.
Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.
Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.
Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.
Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»
Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.
В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» — глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, — это продуктивный подход.
Наглядная иллюстрация к общей теме — это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», — это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, — то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой — это, к сожалению, типично.
Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.
В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, — классика: внутренний редактор — это все тот же критик.
«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»
У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.
Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.
В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди — бабушка и подруга — говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга — когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.
Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, — по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, — или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.
Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко — в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него — огромные, важные, сильные хозяева этого мира — взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.
В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, — а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.
Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, — это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.
В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку — это незыблемый фундамент. А ошибки — это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».
Иконки: Justin Alexander from the Noun Project