внутреннее побуждение заставляющее человека делать что либо или поступать определенным образом
Ответы 1
1. Универсальные черты политической власти : свойства ассиметричности, инверсионности, кумулятивности и …
2. Кто рассматривал политическую власть как язык, средство и компонент коммуникативного акта:
3. Какие теории рассматривали в основном развитие эффективной организации:
5. К какой теории власти относится М Макиавелли?
6. В какой теории потребности делятся на гигиенические и мотивирующие:
7. В какой теории рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства
8. М Вебер относится к концепции:
9. Какая теория рассматривает политическую власть как важнейшее средство коммуникации в обществе
— концепция средств коммуникации
10. Форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами:
11. Тимбилдинг является очень важной частью ____ менежмента
12. Закончите список информационных ролей: приемник информации, распространитель информации и …
13. Существует ли психологический тимбилдинг?
14. Согласно чьей теории каждый член группы играет одновременно две роли?
15. Кто выделил 6 основных типов лидерства?
16. Закончите список статусных позиций, согласно Я. Морено: лидер, звезда, принятые, изолированные и…
17. Сколько ролей лидера выделял Э. Берн?
18. К какой категории относится утверждение: «Каждый член команды обязан информировать остальных обо всем»?
— обязанности членов команды
19. Закончите фразу «К основным факторам успеха для эффективной командной работы относится способность участников команды к _____ работе
20. Какие проблемы возникают в группе, имеющей состав более 12 человек?
21. Выберите лишнее: «К вектору аудита относятся…»
22. Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости ___ управления персоналом
23. Функции общего управленческого характера эффективной кадровой службы: планирование, организация координация и контроль работы по …
24. Схема отношения самостоятельных или методических проблем к стратегическому или исполнительному вектору – это аудит…
25. Какое число направлений аудита службы управления персоналом?
26. Как называется аудитория, которая подвергается аудиту?
27. Кто отвечает за человеческие ресурсы компании?
28. Аудит включает в себя ___ исследование организационных приемов и способов достижения целей, политики, правовых требований к компании и профессиональных стандартов:
29. Согласно американским исследованиям, сколько вариантов деятельности кадровой службы существует?
30. Аудит человеческих ресурсов обращен к…
31. Теренс Дил и Аллан Кенеди создали концепцию…
32. Сколько уровней организационной культуры существует?
33. Можно ли считать ценности качественными характеристиками организационной среды?
34. Верования как часть организационной культуры относят к ____ составляющим
35. Согласно Ф.Харрису и Р.Морану существует ___ качественных характеристик организационной культуры
36. Сколько существует групп определения термина «культура»
37. Организационная культура имеет две точки зрения: структурную и…
38. Уровни организационной культуры: базовые представления, ценности и верования и..
39. Можно ли отождествить организационную и корпоративную културу?
40. Организационная культура это явление…
— несет интеграцию объективного и субъективного
41. Какой аспект культуры речи связан с правилами выражения благодарности, поздравления, комплимента?
42. К функционально-смысловым типам речи относятся:
45. В каких аспектах изучается культура речи:
46. Такое качество речи, как _____ определяется умением ясно мыслить, четко выражая свои мысли в процессе коммуникации
47. Это было на рассвете. А.С. Пушкин «Выстрел»
48. Строгое соответствие слов обозначаемым предметам
49. Изучение таких качеств речи как ее логичность, точность, уместность, выразительность, богатство, чистота и понятность, составляют основу ____ аспекта культуры речи
50. ____ нормы определяют правильный выбор слова, его лексико-грамматическую сочетаемость и логическую соотнесенность с другими словами
51. Точность, абстрактность, логичность и объективность изложения являются основными чертами ____ стиля
52. Очерк, репортаж, пресс-конференция, рекламное сообщение являются жанрами ___ стиля
53. Говоры, диалекты, наречия относятся – это ____ разновидности национального языка
54. Прецедентные тексты (элементы) являются характерной чертой ____ стиля
55. Какого функционального стиля не существует в русском литературном языке?
56. Социолекты включают в себя две разновидности – жаргоны и ___
57. _____ стилем называется исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности
58. Начало процесса формирования русского национального языка датируется:
— серединой 17 – н. 18 в
59. _____ языком называется исторически сложившаяся, высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей
60. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили относятся к _____ стилям литературного языка
61. Укажите слова с ударением на втором слоге:
62. Укажите слова с ударением на первом слоге:
63. Какие ряды слов содержат случаи нарушения акцентологических норм?
64. В каких словах выделенный скобками согласный произносится твердо?
65. Отметьте слова, написанные без ошибок
66. В каких словах после выделенных скобками согласных должна писаться буква ё ( в произношении соответственно это (о))
67. В каких словах после выделенных скобками согласных должна писаться буква ё ( в произношении соответственно это (о))
68. В каких словах после выделенных скобками согласных должна писаться буква ё ( в произношении соответственно это (о))
69. В каких словах произносится (о) в безударной позиции?
70. Отметьте слова, написанные с ошибками:
71. В каких словах поставленное ударение не соответствует норме?
72. В каких словах поставленное ударение соответствует норме?
73. В каком слове ударный гласный выделен верно?
74. Укажите слова, в которых выделенные скобками согласные произносятся мягко:
75. Грамматические нормы не нарушены в следующих предложениях:
— Привели пленного раненного офицера, в кителе, без погон
— По прилете делегация отправилась на Пискаревское кладбище, где посетила мемориальный музей
— Завершились торжественные мероприятия в связи с восьмисотпятидесятилетием города
76. Ваш депутат – Корень Алексей Васильевич. В случае необходимости запишитесь на прием к ____ Алексею Васильевичу
77. К мужскому роду относятся следующие существительные:
78. Следующие слова относятся к историзмам:
79. Вышедшие из активного употребления слова, на смену которым пришли их более употребительные синонимы:
80. Выберите верные суждения:
— слова, имеющие одно значение, называются моносемичными
— Слова, противоположные по значению, называются антонимами
— слова, имеющие несколько значений, называются полисемичными
81. Определите тип синонимов: лгать – брехать – трепаться:
— различаются эмоционально-экспрессивной окраской
82. Сложные по составу эмоционально-оценочные языковые единицы, имеющие устойчивый характер
84. Укажите грамматически правильно продолжение предложения
Учитывая финансовый кризис,
— целесообразно приостановить переговоры
85. К какому виду коммуникаций относится ритуальное общение?
86. Витальными в коммуникации могут быть …
87. Основные элементы коммуникационного процесса: отправитель, получатель, сообщение и …
88. Общение имеет три стороны: перцепция, коммуникация и …
89. Критерии социальной стратификации: объем власти, престиж профессии, уровень образования и…
90. В видах деловых коммуникаций выделяют ____ признаков классификации
91. Что отличает одного человека от другого по ряду показателей
92. Сколько выделяют подходов к достижению своих целей и умению договариваться
93. Коммуникация рассматривается в рамках технократического и ___ подходов
94. Профессиональный успех на __% зависит от профессиональных знаний и умений
95. Сколько % информации доходят о дирекции до работников?
96. Что выражается в виде стереотипов мышления, предвзятых представлений, неправильных отношений, отсутствии внимания и интереса, пренебрежения фактами?
— дефекты установки сознания
98. К чему относится утверждение «Мы верим тому, чему хотим верить»?
99. Что называют устойчивым упрощенным мнением в отношении людей или ситуаций?
100. Что можно вызвать воздействием на положительные или отрицательные мотивы поведения?
101. Какой прием подкрепляет словесными репликами сдвиги в поведении человека?
102. Если у вас просят совет, какой вид слушания необходимо применять?
103. Правда ли, что мужчины чаще перебивают собеседника?
104. Одно и то же слово может иметь несколько значений. Это выражение относится к …
— неправильному выбору слов
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Внутреннее побуждение заставляющее человека делать что либо или поступать определенным образом называется
Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. [c.75]
В основе объяснения этого положения в широком смысле слова лежит теория мотивации. Мотивацию определяют как силу, побуждающую к действию. Мотив — это внутреннее побуждение, импульс или намерения, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом. [c.441]
Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения, которые заставляют человека действовать. [c.122]
Начнем с признания того очевидного факта, что экономическая активность людей осуществляется во имя реализации потребностей — получения различных благ экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Осознание потребностей порождает мотивацию — внутреннее побуждение к действию. С точки зрения современной экономической теории хозяйственное действие мотивировано интересами. Это означает, что при возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия. Оцениваются прежде всего два фактора относительная полезность получаемого блага и величина издержек, необходимых для получения данного блага. При этом считается, что интерес хозяйствующего субъекта заключается в максимизации полезности или(и) минимизации издержек для получения блага или набора благ. [c.56]
Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. [c.131]
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать вполне определенным образом. В то же время не существует единой идентификации потребностей, признаваемой всеми. [c.112]
Всякая экономическая деятельность людей осуществляется, в конечном счете, во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул, т.е. актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию. [c.25]
В то время как низшие потребности выступают в качестве прямого, безусловного побуждения, т.е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется), потребности высших уровней имеют множество вариантов реализации, поэтому в данном случае не обойтись, например, без понятия идеала. Здесь даже определение почти совпадает идеал — это представление (может быть недостижимое) о будущем, побуждающем активность личности. [c.108]
При 10—21 баллах Ваше желание стать менеджером в большей степени продиктовано рекламой и модой, чем внутренними побуждениями, но если ваше намерение твердо, то для того, чтобы стать хорошим менеджером. Вам потребуется существенная социально-психологическая подготовка. [c.251]
Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование — это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы. [c.58]
Трудовая мотивация — это состояние внутреннего побуждения к трудовой деятельности для достижения личных целей работника и организации. [c.102]
С помощью изучения совокупности внешних и внутренних побуждений к работе можно ответить на вопрос, почему так, а не иначе поступает данный человек. [c.112]
Системный подход к трудовому потенциалу работника рассматривает и оценивает профессионализм с учетом значения того, что движет человека в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. [c.69]
Среди примеров активного трудового поведения есть смысл выделять инициативное поведение, в основе которого лежит действие по внутреннему побуждению стремление к усвоению опыта, достижений, новаторских приемов и методов труда коллег. Инициативный человек является зачинателем, а потому прилежен, систематически совершенствуется, перенимает передовой опыт и совершенные приемы труда. Постепенно такой работник начинает приобретать преимущество даже перед более способными, творчески работающими коллегами, если последние пренебрегают стремлением к новым формам деятельности. Инициативное поведение сопряжено со многими трудностями, которые приходится преодолевать первопроходцу и одновременно от многого отвыкать. [c.120]
Деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность характеризуется понятиями мотивов, целей, предметов, структуры, средств. Мотив — совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на [c.69]
Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта — потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага, психологического воздействия для формирования тех же целей, что и у предпринимателя). Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием). [c.70]
В новой ситуации для руководителя необходимо уметь проводить квалифицированный анализ психологического аспекта экономических и организационных, а не только социально-бытовых проблем. Притом желательно, чтобы качества руководителя воспринимались окружающими как естественное проявление его натуры, характера. Когда обязательные для него правила общения с подчиненными соблюдаются не по внутреннему побуждению, а под давлением обстоятельств, то это прекрасно чувствуют окружающие, и никакой декорум не в состоянии возместить недостаток искренности с его стороны. [c.129]
Предприятия всех форм собственности должны сами испытывать сильные внутренние побуждения к научно-техническому прогрессу. Следует помнить о ведущей роли самого производства, его потребностей в техническом перевооружении предприятий и повышении их эффективности. [c.24]
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. [c.21]
В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличающейся от цены равновесия, рынок оказывается несбалансированным. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Здесь возможны два случая [c.22]
Этап мотивации предназначен для выражения мотивов, внутренних побуждений личности и осуществлению служебных (производственных) обязанностей. [c.217]
Предпосылки формирования внутренних побуждений к инициативному творческому труду [c.231]
Весьма полезно, если качества руководителя воспринимаются окружающими как естественное проявление его натуры. Когда руководитель соблюдает обязательные для него правила обращения с подчиненными не по внутреннему побуждению, а под давлением обстоятельств, то это прекрасно чувствуют окружающие, и никакой декорум не в состоянии возместить недостаток искренности с его стороны. [c.116]
Потребность в чтении—сложное общественно-личностное явление, которое объективно представляет собой общественную необходимость, а субъективно переживается человеком в качестве внутренних побуждений. [c.70]
Формирующиеся читательские интересы могут осознаваться людьми раньше, чем потребности в чтении, и служить промежуточной стадией в процессе превращения общественных потребностей в личные. При этом читательские интересы бывают истинные, когда они соответствуют объективной необходимости в чтении, и ложные, если противоречат ей. Ложные интересы характеризуются тем, что внутренние побуждения людей к чтению являются искаженным отражением действительных потребностей социальной группы. Скажем, группа читателей увлекается низкопробным детективным чтивом, в то время как объективно этой группе необходимо чтение общественно-политической или научно-популярной литературы. Особенно важно различать истинные и ложные интересы при социально-психологическом анализе чтения масс. Например, в капиталистических странах ложные читательские интересы раздуваются с помощью прессы и потока низкопробной литературы, в которых смакуются подробности преступлений. [c.75]
Что мы делаем, чтобы скрыть свои внутренние побуждения и потребности Мы пытаемся создать свой образ как человека, который чувствует себя прекрасно, не имеет проблем, держит себя в руках и, разумеется, умеет если не все, то многое. Нам хочется выглядеть независимыми и самостоятельными. Но посмотрим, во что это выливается. [c.369]
Мотивированная деятельность — это обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей, реализацию своих интересов. В такого рода деятельности работник сам определяет форму и меру своих действий, в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды. [c.64]
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. [c.362]
АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — 1) безразличное, безучастное отношение к окружающему состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции 2) одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. [c.413]
Интегрированные (комбинация ценностей, порождаемых мотивацией извне и изнутри). Это своего рода украшение, верхняя надстройка над иерархической пирамидой классификации ВАЛС представляет собой небольшую группу людей, получивших название интегрированных. Эта та редкая категория людей, которым удается совмещать несовместимое, объединять все ценности в своем жизненном укладе. Они как бы сочетают силу людей, побуждаемых извне, с утонченностью и чувствительностью тех, чей образ жизни базируется на внутреннем побуждении. [c.222]
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, какправило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами вы ступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию. [c.227]
Экономический мир Ф. Перру покоится на неравенстве какосновог лагающем принципе хозяйственной жизни. Он считает, что в социальь экономической системе современного капиталистического общества р никаких внутренних побуждений, которые толкали бы эту систему к усг [c.90]
Мотивации и потребности человека
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, регулирующих интенсивность его действий, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность при достижении целей. Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личностных целей, целей манипулятора, это основа управления человеком.
Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, и, следовательно, стремлением от него избавиться.
Мотивы формируются у человека под воздействием многих субъективных и объективных факторов – стимулов (stimulus – лат. заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных), в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, возможности, надежды и многое другое. У отдельных людей реакция на одинаковые стимулы различна. Процесс использования стимулов для мотивации человека называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия человека должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, что он от стимулирования получает, сколько своей энергии он затрачивает на достижение поставленной цели.
Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чего требует ваше тело и разум. То, чего вы хотите добиться, называется целью, стимулом или объектом. Мотив всегда внутри. У меня есть стремление нравиться, хочу, чтобы я нравился людям, чтобы меня любили, чтобы меня уважали. Потребности тоже внутри меня. Мне требуется пища, энергия, требуется воздух, вода. Некоторые из потребностей имеют самое решающее значение для физического здоровья организма. Некоторые – для душевного здоровья. Важно пользоваться уважением, быть любимым, иметь воду, воздух, пищу. Некоторые из имеющихся у нас потребностей почти целиком являются внутренними. Чувство, что меня уважают – внутреннее. Если я чувствую, что меня уважают другие, я чувствую это разумом.
Те стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям манипулятора, называют побудительными мотивами. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет четыре основных вида мотивов деятельности личности:принуждение, денежное вознаграждение, солидарностьс целями манипулятора и приспособление целей манипулятора к своим целям.
Дж. К. Гэлбрейт привел примеры, которые поясняют суть этих мотивов. Представим, что человеку поручено выкопать канаву. Копание канавы для обычного человека работа неинтересная. Цель будет достигнута, когда канава будет полностью вырыта. Как же можно сделать так, чтобы человек отказался от своих личных устремлений в интересах манипулятора. Это можно сделать разными способами:
• манипулятор может заставить человека принять свои цели. За человеком с лопатой стоит манипулятор с дубинкой. Отказ человека согласиться с целями манипулятора приведет к отрицательному вознаграждению в виде наказания. Такого рода побудительный мотив называют принуждением;
• согласие с целью манипулятора может быть куплено: в конце канавы стоит манипулятор с деньгами. Согласие с целью манипулятора ведет не к отрицательному, а к положительному вознаграждению. Взамен – человек предлагает манипулятору свое время и умение. Это денежный мотив;
• если человек каким-либо образом связан с манипулятором, то он может прийти к выводу, что цели манипулятора выше его собственных целей, важнее его первоначальных намерений, и потому он примет участие в их осуществлении. Человек способен оценивать свои позиции относительно чужих позиций и воспринимать чужие цели как свои собственные. Такое восприятие не будет принудительным. Оно не куплено, хотя оно и не исключает вознаграждение. Такой побудительный мотив называется солидаризацией с целями манипулятора;
• человек может принять цели манипулятора не потому, что он ставит их выше собственных целей, а потому, что он надеется привести их в соответствие со своими целями. Участие в деятельности манипулятора для того, чтобы привести его цели в соответствие с собственными целями, является важным мотивом, называемым приспособлением целей манипулятора к своим целям.
Принуждение, денежное вознаграждение, солидарность и приспособление целей служат мотивами деятельности личности, как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Такое совместное влияние называют системой мотивов. Системы мотивов значительно отличаются друг от друга в зависимости от того, какие мотивы в них входят. Некоторые мотивы приходят в столкновение и тем самым нейтрализуют друг друга. Некоторые мотивы сочетаются слабо. Другие значительно усиливают друг друга.
Обсудим взаимоотношения между различными мотивами. Принуждение и денежное вознаграждение сочетаются различным образом. Те, кого принуждают участвовать в осуществлении целей манипулятора под угрозой наказания, обычно не получает положительное вознаграждение. Принуждение несовместимо ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если человека принуждают принять цели манипулятора, то вряд ли он, по крайней мере, до тех пор, пока он чувствует принуждение, признает их приоритет перед своими собственными целями. Точно так же принуждение несовместимо и с приспособлением. Если человек под угрозой наказания вынужден принять цели манипулятора, то он не будет действовать во имя этих целей и будет надеяться приспособить их к своим целям.
Мотив вознаграждения может сочетаться с принуждением. Это зависит от уровня вознаграждения и характера выбора, который имеется у данной личности. Если элемент принуждения значителен, то в этом случае мотив вознаграждения несовместим ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если он незначителен, то другие мотивы вполне совместимы.
Подобно тому, как принуждение и денежное вознаграждение могут выступать в различных сочетаниях, солидарность может сочетаться с приспособлением целей. Эти последние мотивы в высшей степени удачно дополняют друг друга. Человек, тесно связавший себя с каким-либо манипулятором, скорее воспримет его цели, чем свои, если он надеется изменить те из них, которые считает неудовлетворительными или неприемлемыми. С другой стороны, чем больше он проникся целями манипулятора, тем настойчивее он будет пытаться исправить их: изменить (то есть приспособить к своим) все, что считает неудовлетворительным.
Отношения между солидарностью и приспособлением целей зависит и от темперамента; некоторые, связав себя с манипулятором, больше склонны воспринимать его цели, а другие – оказывать на них влияние.
Начнем обсуждение внутренних потребностей людей. Что движет людьми? Чего они хотят? Разумеется, они хотят выжить, хотят быть здоровыми, наслаждаться жизнью.
Существуют физические и нефизические потребности. Например, потребность уважения – нефизическая. Физической потребностью для нас может стать потребность сменить место работы, проживания, более удобное средство передвижения. Это типы физических потребностей. Есть осязаемые потребности – дотронуться до тех вещей, которые нам нравятся. Например, погладить кошку или собаку. Неосязаемые потребности – душевные. Это внутренние стимулы. Внутренние потребности тела обычно имеют стимулы вне тела, а некоторые в самом теле.
Заставляют нас действовать мотивы и побуждения. Существуют два вида деятельности. Один вид называется «деятельностью или поведением, направленным на достижение цели». Другой – «деятельностью или поведением после достижения цели». Мы поступаем определенным образом, когда пытаемся добиться своей цели. И по-другому, когда мы ее достигли. Например, мне хочется есть. Это моя внутренняя потребность в пище. Мне надо наполнить желудок. Мне необходима энергия. Моя цель или мотив – достать пищу и съесть. Мои поступки: я иду к холодильнику или в кафе, или в продуктовый магазин и покупаю еду. Это действия, направленные на достижение цели – съесть какую-нибудь пищу. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.
Обычно потребности разделяют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими. Вторичные потребности по своей природе психологические. Поэтому можно сказать, что первичные потребности заложены в нас генетически, а вторичные приходят с опытом. Поскольку люди имеют различный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. Потребности невозможно измерять или наблюдать. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда человек ощущает потребность в чем-либо, она побуждает в нем состояние устремленности к достижению цели. Целью в данном случае надо понимать средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает своей цели, его потребность становится удовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в будущем. Так как потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то манипуляторы могут создавать такие ситуации, которые позволили бы человеку выбирать типы поведения ведущие к достижению их целей и одновременно удовлетворяли бы потребности человека.
Существуют два типа поведения, которые определяются наличием у вас тех или иных потребностей. Один тип поведения характерен для ситуации, когда вы стараетесь удовлетворить свою потребность. Второй, когда вы уже как бы живете в своей потребности. У нас есть цель, и мы пытаемся ее достичь. Мы можем потерпеть неудачу. И тогда попробовать еще раз. Через какое-то время нам или удастся добиться своей цели, либо мы откажемся от дальнейших попыток, так как эта цель вне нашей досягаемости. Схема показывает, что у вас есть потребность. Она внутри вас. Она называется мотивом, стимулом, мечтой. Стремление достичь цели или реализовать желание побуждает к действию.
Можно выделить два вида поведения: когда вы пытаетесь достичь цели и когда вы фактически ее уже достигли. Например, вы хотите, чтобы вас ценили как бегуна-марафонца. И вы считаете, что, выиграв какой-то марафонский забег, вы завоюете всеобщее признание. Вы тренируетесь, бегаете, держите форму. Это называется поведением, направленным на достижение цели. Затем вы принимаете участие в забеге – это тоже поведение, направленное на достижение цели. Если вы победили, и люди кричат – вот победитель, значит, вы добились того уважения, которого хотели, и вы живете в состоянии достигнутой цели.
Мы все знаем, что может существовать несколько потребностей в одно и то же время. Та потребность, которая сейчас проявляется сильнее, и будет определять ваше поведение в данный момент. В этом случае потребность важная потребность управляет поведением человека.
Разделяют подсознательные потребности и осознанные потребности. Осознанная потребность та, которую вы представляете себе вполне определенно. Например, я хочу пить, дайте мне воды. Подсознательная потребность – та, которая определяет ваше поведение, но вы в этом не вполне уверены.
Подсознательная потребность иногда может управлять. Такие подсознательные потребности есть у каждого. В определенный момент человеком управляет одна потребность, но все может измениться.
Потребности могут очень быстро меняться местами. Ваша потребность в воздухе, когда вы дышите, появляется каждые три секунды. Если спросить людей, какая у них самая важная потребность, то никто не скажет, что им нужен воздух. Но если окунуть их головой в воду и подержать там, тогда они поймут, как важна потребность в воздухе. Вот почему говорят, что некоторые потребности являются подсознательными. Мы не думаем о потребности в воздухе до тех пор, пока нам его хватает.
Потребности могут исчезать по мере их удовлетворения. Иногда они становятся менее важными, так как появляются другие и приобретают первостепенное значение. Иногда потребность отпадает, так как мы отказываемся от нее.
Можно полностью разувериться в способности реализовать свое желание и тогда желание пропадает. Пусть вы имеете потребность утолить голод. Это ваша мотивация. Ваше побуждение или цель – достать пищу. Ваше поведение или действия, направленные на достижение цели – приготовить еду или пойти в кафе. Процесс употребления пищи – действие после достижения цели. Если вы не достанете еду, вы расстроитесь и умрете.
Слегка изменим схему рассуждений. Добавим понятия вероятности и доступности. Доступность означает, что можно получить что-то. Если чего-то нет в наличии, то это, естественно, не может управлять нашим поведением, так как мы и не пытаемся это получить. Но если что-то становится более доступным, тогда мы можем этого захотеть, и своими действиями будем стараться это получить.
Доступность влияет на наше поведение в особенности, когда доступность затруднена, сказывается она и на наших ожиданиях. Ожидание означает, что вы рассчитываете что-то получить. Доступность сказывается на наших надеждах получить что-то, а вероятность влияет на поведение или на мотивы. В схему рассуждений введем сумму прошлого опыта. Когда ребенку что-то хочется, он ведет себя соответственно. Если ему удалось добиться своего, то следующий раз он использует те же действия. Вы запоминаете действия, позволившие удовлетворить свои потребности и те действия, которые не привели к успеху. Естественно, вы выбираете те действия, благодаря которым вы добивались успеха в прошлом. Вы используете их в настоящее время и в будущем.
Большинство психологов считает, что индивидуальность человека представляет собой набор образцов его поведения. То, как вы ведете себя в определенных ситуациях, говорит о вашей индивидуальности.
Переходим к другому взгляду на личность и поведение. Ваша личность складывается из ваших поступков. В сфере экономики существует закон уменьшения предельной полезности. Его ввели утилитарные экономисты, принадлежавшие к австрийской и ранней английской школе экономики. Слово «полезность» означает также «выгода». Закон уменьшающейся предельной полезности означает, что, чем богаче опыт, тем меньше радости или счастья этот опыт дает.
Закон уменьшающейся предельной полезности
Существует закон уменьшающейся полезности, который имеет эффект замедления и исчезновения бывшей позитивной полезности. Вы добиваетесь чего-то, а затем еще чего-то и это кажется вам все более хорошим. Но со временем, чем больше вы получаете, тем меньше радости или счастья приносит очередное приобретение.
Это относится и к другим вещам. Закон уменьшающейся предельной полезности означает: чем больше вы получаете, тем меньше удовольствия доставляет следующее приобретение. Надо учитывать и временной фактор. Фактор времени очень важен.
Вдыхая воздух, мы каждые 3 – 4 секунды получаем одинаковый балл счастья. Но, если мы задержали под водой дыхание на одну минуту, а затем выбрались на поверхность, то вдыхаемый нами воздух доставит нам куда больше радости и наслаждения. Закон уменьшающейся предельной полезности гласит: чем больше вы получаете, тем меньше радости или удовольствия вам приносят новые приобретения.
Манипуляторы знают, что нельзя постоянно поощрять человека одним и тем же способом. Если он похлопает человек по спине и скажет ему, что он хорошо работает, он очень обрадуется этому. Но если он станет каждые пять или десять минут хлопать его по спине – это будет его просто раздражать. Поэтому манипуляторы постоянно делают большой интервал между поощрениями. В этом тоже закон уменьшающейся предельной полезности.
Какие бывают исключения из закона уменьшающейся предельной полезности? Исключением может быть знание. Чем больше мы узнаем, тем с большим интересом овладеваем следующей порцией знаний.
Различают два основных типа мотивации: от и к, или метод кнута и пряника. Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры сообщества
и т. п.
познавательные
исследовательское поведение
игровая деятельность
Мотив власти стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет/Википедия/.
Понятие потребности. Будет рассматриваться концепция деятельности в полемике двух людей, очень разных даже по жизни А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. Особенности: 1. Потребность это необходимость организма в чем-то внешнем. Рожденный организм рассчитан на потребление. И тогда условно в ленинградской школе это нечто внешнее коротко называют благом, потребность во внешнем благе. При этом обычно всегда начинают с организмических нужд. Благо в широком смысле, и потребность в общении и в еде и состояние эмоциональной близости, и необходимость разрешить определенную проблему т. д. Леонтьев предпочитает сказать, что у потребности есть свой предмет, который Леонтьев выносит наружу, необходимость контакта с окружающей средой. Слишком узко говорить «предмет». Более широко благо есть предметное содержание потребности. Леонтьев высказывается, что потребность, есть нужда. И это положение вызывало отчасти справедливую критику. Нужда это конечно проявление потребности, актуальное. Но даже когда нужды в чем-то нет, потребность остается.
Объем потребности – есть количество благ, необходимое для её удовлетворения. Объем постоянный, который существует всегда и актуальный, который например можно переживать при дефиците благ. Вторая характеристика вводится Рубинштейном. Говорить о потребности как о нужде мог бы даже биолог, психолог начинает анализ тогда, когда потребности представлены психически. Потребности представлены в психике, прежде всего в виде эмоций. Эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции организма определяются по своему отношению к потребностям довольно легко. Животное голодно – возникает эмоция фрустрации, т.е. негативное эмоциональное состояние возникающее при невозможности достичь цель, удовлетворить потребность. Эмоции могут быть прямым представлением потребностей в психике.
П.В.Симонов предложил теорию эмоций. Чтобы возникла эмоция нужна неудовлетворенная потребность и информация чтобы её удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке – позитивная. Эмоции могут быть представлены в психике косвенно, особенно если речь идет о личности. Потому что потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут заведомо отличаться от тех, которые проникают в сознание и в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. Книга Стругацких «Пикник на обочине» или фильм «Сталкер». Есть такая ситуация: можно войти в заветную комнату (блестящий шар) куда можно войти и осуществятся самые заветные желания. Учитель сталкера более опытный когда-то зашёл в эту комнату и загадал желание вернуть к жизни своего брата. Но комната выполнила подлинное желание – этот сталкер разбогател.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.
Опредмечивание потребностей и понятие мотива. Например, ребёнок издает громкий звук – потребность есть, а в чём она пока не известно. Подросток меняет компании, хаотическая активность, он как бы ищет не направленно. Опредмечивание – ребенок питается молоком, подросток находит друга и т.д. Самый яркий пример – это гусята К.Лоренца (запечатление). Нужно пометить что было до и что стало после опредмечивания.