внук хулиганит что с ним делать
Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям
Подростковый возраст: причины агрессии и хамства
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?
Почему подросток хамит
Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?
Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.
Как отвечать на хамство подростка
Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.
Ну, и пара общих рекомендаций — они помогут в любом случае:
Агрессивное поведение подростков: что делать?
На тему повышенной эмоциональности подростков существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?
А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.
Если кратко: вчера весь мир тебя любил, а сегодня — ненавидит. Вам бы такое понравилось? Сомневаюсь!
Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?
Что делать, если ребенок хулиган: 6 советов родителям
Многие родители глубоко заблуждаются в том, когда считают, что их ребенок хулиганит лишь до поры до времени, и что все это скоро пройдет. Безусловно, каждый родитель всегда будет стараться защищать своего ребенка, по-разному оправдывая его поведение. Но если его хулиганство происходит в стенах школы, то родителям срочно нужно взяться за его перевоспитание. Процесс этот может продлиться долгое время, и поэтому взрослым нужно заранее запастись силами и терпением.
Итак, как нужно вести себя родителям, если ребенок хулиган.
1. Взрослый должен показывать ребенку, что он не доволен его поведением. Даже если у его хулиганских поступков были основания и причины, все равно родители должны высказывать ему слова своего недовольства его плохим поведением.
2. Не стоит в присутствии ребенка обсуждать других людей, и плохо отзывать о других детях либо учителях. Также родители должны учить свое дитя отвечать за его поступки самому. Если он себя плохо вёл, родители должны рассказать ему, насколько им было стыдно за него. Необходимо поговорить с ним об умении самоконтроля, и спросить у него пытался ли он когда-нибудь себя контролировать и насколько хорошо у него это получалось.
3. Родители также должны задавать ребенку вопросы и требовать от него на них ответы. Это очень хороший педагогический прием, потому что в таком случае, это не будет расценено как угрозы, запугивания и т.д. Отвечая на вопросы, ребенок дает объяснения, почему он, к примеру, толкнул девочку или нагрубил учителю. Если же такое произошло впервые, то в такой ситуации не стоит относиться к нему со всей строгостью. Но если же такое поведение стало повторяться очень часто, то родители должны докопаться до истинных причин такого хулиганского поведения.
Вопросы могут быть такими:
Подобные вопросы будут побуждать ребенка к эмоциональным ответам, с помощью которых можно будет выяснить причины его хулиганства. Главное не давать ему отмалчиваться. Пусть он учится отвечать сам за свое поведение.
4. Разговор с учителем. Очень часто точки зрения ребенка и учителя могут очень отличаться друг от друга. Поэтому родителям обязательно нужно встретиться с учителем и привести с собой своего ребенка, для того чтобы понять насколько достоверными являются факты которые каждый из них наверняка будет излагать по своему. И только после этого уже принимать соответствующие меры.
5. Разговор с ребенком по душам. Для того, чтобы ребенок начал слушаться и понимать своих родителей, им необходимо научиться понимать его. Прежде чем начать разговаривать с ребенком, чтобы провести нравоучительную беседу, родители должны вспомнить себя в детстве, и те случаи, когда они сами страдали от хулиганов, либо сами были хулиганами. И уже после этого рассказать о своих детских чувствах и эмоциях своему ребенку.
6. Наказания. Если же все попытки родителей исправить плохое поведение своего ребенка не увенчались успехом, то необходимо заранее продумать и наказание. Конечно же, здесь речь не будет идти о телесном наказании. Достаточно просто запретить ему делать то, что он очень любит, например, играть в компьютерные игры, сидеть в интернете, или пользоваться планшетом.
Родители всегда должны помнить о том, что плохое поведение школьника, это результат неправильного воспитания в дошкольном возрасте. Именно поэтому учить отвечать за свое поведение нужно уже с малых лет.
Воспитание детей без наказаний
Когда отношения с ребенком — счастье, а ты воспитываешь прежде всего себя самого
Детское озорство и хулиганство: как реагировать, почему дети так делают
Как реагировать на детское хулиганство? Что это вообще такое — хулиганство? И хулиганит ли ребенок, когда ломает, рвет, рассыпает, проливает, размазывает? Как реагировать, когда на наши комментарии, он смеется и продолжает поступать также? Издевается ли он? Бабушки советуют поругать, подруга или муж — не давать (краски, книжки, стакан с соком), а что чувствую я сама и как быть?
На эту тему приходит очень много писем. Моя собственная жизнь тоже пестрит подобными ситуациями. Я напишу, к каким выводам прихожу сама по мере того, как мои дети растут и воспитывают меня.
У нас с мужем трое детей: Маше 7 лет, Леше 6 лет, Насте скоро будет 4 года. За это время разбито и разлито было приличное количество всего!
Сначала посмотрим на то, что произошло случайно — на такие ситуации реагирую лаской, пониманием и проявлением внимания к ребенку. Признаюсь, я раньше совершала очень большую ошибку — за случайность ругала словно за специально сотворенное зло. Ругала на будущее, чтобы ребенок запомнил и усвоил. Если могло что-то сломаться, взорваться, лопнуть, если ребенок сам мог попасть под машину (едущую со скоростью 100 км в час по дворовой территории), то я ругала так, словно это уже произошло. Словно уже от горящей свечки лопнул стакан, уже разлился горячий чай и обжог коленку Маше, а стекло взяла Настя и порезала руку — и Леша словно уже в этом повинен, едва придвинув свечку на обеденном столе к стакану чая, и должен отвечать по всей строгости уголовного кодекса! Если Вам смешно это читать, я очень рада! Вы хорошая мама (хороший папа), и Ваше чувство юмора обязательно поможет Вам в трудную минуту. Я сама готова смеяться с Вами, если бы только слезы не стояли в глазах и я не помнила бы себя саму на этом месте и не видела бы практически ежедневно таких мамочек, которые, как спичка вспыхивают, едва ребенок толкнул, упал сам, сжал в руке елочный шар или зефирину. Как я сегодня реагирую на такие вещи? Максимально коротко комментирую, а то и просто обнимаю ребенка, давая ему время самому сформулировать, что он почувствовал или понял. Целую и живу дальше.
Теперь рассмотрим специальное хулиганство. Ребенок специально сломал. Специально выдавил все тюбики с краской. Специально разорвал. Не хочет понимать, соображать, думать. Что делать родителю? Прежде всего, заранее внушить себе, что Ваш ребенок хороший! Честно скажу, мой сын шкодил настолько часто, что я жила в страхе, что он плохой. И никак не могла вырваться из этого страха. Пока не стала внушать себе, что, во-первых, он хороший, а во-вторых, даже если сейчас это не так, то с моей любовью, с моим вниманием, с моими изменениями, он таким обязательно станет! Поэтому Леша хороший и быть иначе не может. Родители, для которых такое понимание естественно, не часто заглядывают на мой сайт. Чаще приходят те, кто в глубине души сомневается. Потому что именно какой-то «плохостью» мы чаще всего объясняем все проделки, бесполезность просьб и объяснений, вранье и повторные проделки детей.
Почему чаще шкодят мальчишки? Потому что девчонки быстрее и лучше понимают.
Вчера мой сын сломал окно в теплице у дедушки (мы были в деревне на выходных) и рассыпал 5 кг семян цветов — высыпал их из теплицы в сугроб! Чинить окно теперь целая история. Семена достаточно дорогие, были куплены к весне на посадку для последующей продажи цветов. Понятно, что теперь их съедят птицы, когда растает снег. Леша никому об этом не рассказал. Проделки заметил дедушка, вернувшись с работы. Как реагировать? Что делать?
Что я могу сегодня сказать? Одно дело для ребенка ответить на вопрос: «хорошо ли ломать окно?»- «нет, плохо», «Можно ли рассыпать семена?» — «Нет, нельзя», а другое дело, когда он гуляет один без взрослых, осознать, что стучание кулаком по окну может привести к тому, что оно вывалится из рамы и будет сломано, разбито, потребует ремонта, причем срочного, потому что на улице мороз, а в теплице — цветы; а что маленькие штучки-травинки в пакете — это семена, а не просто мусор, который дедушка забыл выбросить.
О чем думал мой сын? Он хотел открыть окно (никак не сломать его). Он хотел посмотреть, что в пакете. Он увлекся и открыл много пакетов (очень-очень много). Чтобы посмотреть, что внутри, он высыпал содержимое на снег в то самое окно. Оно проваливалось в сугроб, и он продолжил упражнение заново. Увлекся. Опомнился, когда пакеты закончились. Мельком осознал, что сделал что-то не хорошее. Но дойдя до дома, почувствовав запах блинчиков и узнав, что папа включает мультик, а мама напекла блины, радостно разделся и мгновенно забыл о своем поступке. Слова дедушки через несколько часов оглушили его не меньше, чем нас с мужем.
Сегодня, наблюдая за детьми, своими и чужими, я вижу, что 99% их проказ — это не хулиганство. Ругать в такой ситуации не следует, следует коротко объяснить, обнять и подбодрить (ребенок может очень расстроиться осознав после разговора, что он сделал). Если малыш уже большой, то его можно привлечь (не в качестве наказания — нив коем случае! — а именно в качестве доверия ему) к уборке или ремонту того, что было сломано.
Пожалуйста, делитесь своими историями, своим мнением! Жду Ваших комментариев!
Ребенок грубит: как пресечь плохое поведение?
Считается, что взрослые наказывают детей, чтобы они стали лучше. А дети думают, что их наказывают, потому что не любят или потому что они плохие и заслуживают наказания.
Но что делать, когда ребенок переходит черту? Например, кричит “сама убери!” на просьбу собрать игрушки или замахивается на бабушку. Разве можно такое терпеть?!
Конечно, переход границ со стороны ребенка нельзя оставлять без внимания. Но это не значит, что время тянуться за ремнем.
Так как же вести себя маме? Давайте разбираться.
ПОЧЕМУ МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ
Перед тем как выяснить, есть ли необходимость в наказаниях, углубимся в причины, которые толкают нас, родителей, на применение санкций:
Причина 1. Слив эмоций
Часто случается так, что в порыве гнева мы пугаемся дерзким словам ребенка или в порыве гнева хотим как будто ему отомстить. Особенно сильно проявляется такая реакция, когда мы банально устали, раздражены или дошли “до точки кипения”.
Таким образом, причиной, которая толкает нас на санкции, служат не действия ребенка, а наша собственная несдержанность! Сможет ли он после такого “слива эмоций” чему-то научиться? Вряд ли. Только запомнит, что не нужно попадать родителю под горячую руку.
Причина 2. Ощущение бессилия
Причина 3. Запрет на злость⠀
КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ
Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.
Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.
О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.
Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.
За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка
Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.
В каких ситуациях можно применять наказания
Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:
Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;
Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.
Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.
Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.
При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.
КАК ПРИМЕНЯТЬ НАКАЗАНИЯ
Линия поведения родителей в применении наказаний должны зависить от 3 факторов:
1) Мотивов поведения ребенка;
2) Способности ребенка контролировать себя;
3) Обязательности выполнения того или иного правила.
В зависимости от этих трех факторов жесткость границ, которые устанавливает родитель, можно условно разделить на 4 уровня.
Оранжевый уровень – «резиновая стена». Ее суть в том, что если упрямо пытаться ее пробить, то можно и по носу получить… Это те правила, которые нельзя нарушать. Мы устанавливаем санкции и внедряем их при нарушении границ.
Если вы хотите изучить систему 4-х уровней детальнее, узнать о том:
— как устанавливать границы по-хорошему;
— как корректно вводить санкции, если это необходимо;
— какие они бывают и что нужно выбрать в каждом конкретном случае;
рекомендую изучить мастер-класс «Наказания: за, против и альтернативы».
Подробности вы можете узнать по ссылке:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГРУБИТ
Давайте разберем пример и выясним, как же надо действовать маме, когда ребенок грубит.
Вы делаете с ребенком что-то вместе – готовите кушать или гуляете. И тут вдруг он говорит вам какую-то гадость. Например: “Закрой рот!”. Или: “Быстро купи мне то-то!”. Или: “Отстань!”. Это первый акт.
Что дальше? Мама понимает, что произошло нечто недопустимое. Или просто неприятное. Грубое/неуважительное. Словом, граница нарушена. И что делать?
Она злится. А в злости что? Бросается наказывать.
Допустим, мама кричит: “А ну, быстро в угол!”. Или: “Ты будешь лишен мультиков/карманных денег/не получишь подарков, сладкого/не пойдешь к Саше!”.
Ваши действия, призванные наладить границы, привели к эскалации еще большего конфликта и подорвали и без того шаткое равновесие ваших с ребенком отношений.
Почему так происходит?
Наказание, выполненное неправильно, вместо поучения приводит к обратному эффекту. Ведь причины поведения ребенка могут быть разными! Например:
1. Ребенок может грубить не потому, что им движет желание обидеть, а импульсивность (несдержанность). Его просто переполняет усталость/печаль, и он взрывается, как лопнувший пузырь. Тогда ваша цель – учить управлять эмоциями.
Как вводить санкции, если ребенок продолжает грубить
Я предлагаю конкретный алгоритм:
Понять, почему такое произошло. То есть мы должны понять те самые мотивы ребенка, что заставляет его так делать.
Договориться, что если такое повторится, то последует наказание, предварительно выбрав подходящий метод.
Когда у ребенка будет все получится, то похвалить его и поощрить.
Действуя по такому алгоритму, мы используем ситуацию нарушений правил в целях обучения! Но не применяем наказание, пока не объясним ребенку как НАДО делать, а как НЕ НАДО. При этом стоит убедиться, что ребенок вас услышал, понял и в состоянии выполнить требуемое.
Как пресечь плохое поведение без наказаний
Давайте рассмотрим варианты быстрой родительской реакции на конкретных примерах. В каждом из них я хочу продемонстрировать, как можно остановить ребенка, но не наказывать. Предупреждаю: я собрала самые мозговыносящие ситуации 🙂
Ребёнок разбрасывает кашу. На запрет только хихикает. Что делать?
Идите на опережение! Не ждите послушания, нужно сразу пресечь (спокойно) нежелательное поведение. Например, остановить ручку, бросающую еду, и дать следующую задачу: “А где банан? Давай-ка его достанем”.
Используйте голос и сокращение дистанции. Подойдите и помогите закончить то, чем ребенок занимается. Не забывайте про уверенный тон. Когда ребенок с вашей помощью закончит свое занятие, подскажите ПРОСТУЮ задачу, с которой можно начать сбор игрушек: “Дай-ка мне эту чашку, вот так! А теперь. ”. Похвалите, когда он выполнит вашу просьбу.
Вы уговариваете ребёнка сделать уроки, а он все ноет “Не хочуууу”
Помогите начать! Договоритесь с вечера, в какое время начнете, приготовьте учебники заранее и пригласите сесть за парту, чтобы сыграть в “крестики-нолики”. Увидите, что сопротивление уменьшится.
Ребенка переполняют эмоции, он не может с ними совладать в силу возраста, усталости или незрелости своего самоконтроля. В таком случае необходимо помочь ребенку успокоиться, объяснить, какие слова не стоит говорить в порыве злости, и пресечь, если он переходит черту. Повторить правило и обговорите будущее наказание за его нарушение.
Таким образом, обойтись без наказаний возможно! Для этого необходимо:
определить, каков уровень ваших требований и соответствует ли он возможностям ребенка;
поощрять ребенка, когда он демонстрирует желательное поведение;
обучать тому, как себя вести, поправляя его снова и снова;
пресекать нежелательное поведение с помощью речевых замечаний и телесных подсказок;
дополнительно мотивировать к желательному поведению, если ребенку сложно владеть собой.
И только если этих методов недостаточно и вы убедились, что ребенок вполне в состоянии управлять своим поведением, уместно рассмотреть идею о введении санкций.
В моем мастер-классе “Наказания: за, против и альтернативы” я даю методологию, как побуждать ребенка не нарушать границы, причем в 95% случаев можно обойтись без наказаний!
Ну, а если позитивных границ недостаточно, придется использовать “тяжелую артиллерию”. В мастер-классе вы найдете методику справедливых и поучительных методов. Чтобы узнать подробности, переходите по ссылке:
Ребенка обижают в школе — что делать и как помочь?
Автор: Мария Кравчук
Каждый четвертый школьник подвергается буллингу — физическому или психическому насилию со стороны сверстников, а иногда и учителей. Чем чревата для ребенка школьная травля? Как понять, что сын или дочь стали жертвой буллинга? Что делать, если ребенка обижают в школе? Все ответы в этой статье.
В 14 лет моя жизнь превратилась в кошмар. Я никогда не была популярной в классе — обычная тихоня-хорошистка, увлекающаяся оригами. Друзей почти не было, одноклассники могли перекинуться со мной парой слов на контрольной, а в остальное время просто не замечали. И меня, в принципе, все устраивало. Но в 8 классе к нам пришла новенькая — Марина.
Она была дочкой какого-то начальника в районном управлении милиции. Всегда одета с иголочки, с приличной суммой карманных и гонором, как у принцессы Монако. С первого дня она показала, что будет лидером, и почему-то невзлюбила меня. К концу второй учебной недели я с «легкой руки» Марины «обросла» десятком обидных прозвищ — кощеевна, фурункул, зубила… Она не упускала ни одной возможности унизить, оскорбить меня, а одноклассники с радостью подхватывали её идеи и соревновались, кто придумает подкол посмешнее.
Из хорошистки я скатилась в троечницы, искала любой повод не идти в школу. Иногда специально резала руку или падала с велосипеда, чтобы мама разрешила остаться дома. И это не считая придуманных болезней. Кое-как я доучилась до окончания 9 класса. О том, чтобы идти в 10-11, и речи не шло. Я даже не пошла на выпускной. Хотя мама купила мне платье и сдала деньги на банкет. Накануне я специально заморозила воду и целый день сосала ледяные кубики, чтобы обострился тонзиллит и у меня был официальный повод не идти на выпускной.
Только спустя лет 10 я рассказала обо всём этом маме. Она долго плакала и все время спрашивала — «Почему ты ничего мне рассказывала?». А я отвечала: «Ты всё равно не смогла бы мне ничем помочь».
Сейчас моя старшая дочь в 6 классе и я очень боюсь, чтобы с ней не произошла такая же трагедия. Часто задаю себе вопрос: если однажды она придет и скажет, что её обижают в школе, смогу ли ей помочь? Какие у меня, как у родителя, есть возможности защитить своего ребенка от травли в школе?».
Это история Светланы, одной из участниц моей терапевтической программы «Твоя качественная жизнь». Причины большинства проблем, которые мы с ней прорабатывали на консультациях, скрывались как раз в событиях последних двух лет учебы в школе. Но в этой статье я хочу поговорить о том, что беспокоит Светлану большего всего — как защитить от буллинга своего ребенка. Уверена, что её страхи и волнения разделяют миллионы родителей, поэтому постараюсь дать максимум полезной информации.
Что такое буллинг
Каждый четвертый ребенок подвергается травле со стороны сверстников. Буллингом сейчас называют едва ли не все конфликтные ситуации, но это неправильная трактовка. Сора и даже драка между двумя сверстниками — это не травля. Реальный буллинг — это давление группы на одного. Давление может быть психологическим — ребенка морально унижают, оскорбляют, запугивают; или физическим — когда имеет место рукоприкладство, порча его вещей. Любая форма травли отражается на психическом состоянии жертвы и зачастую отражается на всей последующей жизни.
Буллинг — явление не новое, но рассматривать его как проблему общество начало лишь несколько десятков лет назад. В начале 20 века группа психологов занялась изучением травли и её последствий. Результаты ужаснули даже ученых. Буллинг в детских сообществах калечил больше жизней, чем война и стихийные бедствия.
В наши дни масштабы и последствия травли более страшны и опасны. Теперь издевательства над жертвой не прекращаются даже после того, как она покидает стены школы. Агрессоры преследуют её в социальных сетях и мессенджерах: публикуют унизительные фото с изображением ребенка, оставляют непристойные комментарии о нем, отправляют сообщения с угрозами. У этой формы травли есть собственное название — кибербуллинг.
Последствия школьного буллинга
Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников
По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:
Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.
Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.
Какие дети чаще всего подвергаются нападкам
Чаще других жертвами издевательств и унижений становятся дети с низкой самооценкой
Ни один ребенок не застрахован от буллинга. Ничто не дает 100% иммунитета от возможных нападок. Благополучное материальное положение семьи, отличная успеваемость, приятная внешность, дружелюбие — все эти факторы не могут гарантировать, что ваш сын или дочь не подвергнутся нападкам других детей.
За последние 30 лет проведены десятки психологических исследований, в которых специалисты искали общие черты у подвергшихся буллингу подростков. К сожалению, до сих пор ученые не могут четко сказать, что ребенок с определенными психологическими, социальными или физическими характеристиками точно не станет жертвой травли. Нередки случаи, когда в немилость сверстников попадают благополучные во всех аспектах дети.
Но в большинстве случаев от нападок страдают те, кто чем-то отличается от остальных, выделяется на фоне общей массы:
Признаки того, что ребенка обижают в школе
40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками
Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:
Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».
Почему моего ребенка обижают в школе
Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке
Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.
Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.
Как вести себя, если ребенка обижают
Сразу отметайте идею «Все уладится само собой». Не уладится
Будьте готовы, что сын или дочь станут всячески сопротивляться вашему вмешательству в ситуацию. Подберите правильные аргументы, объясните, что без взрослых такие проблемы решить невозможно. Приведите примеры (в Сети их предостаточно) трагических финалов подобных ситуаций. И, самое главное, убедите ребенка, что его вины в происходящем нет.
Ответственность за буллинг
Проблема школьного буллинга стара, как и сама система образования. И хотя в последние 50 лет о ней говорят много и громко, реальных инструментов противодействия травле в среде подростков очень мало. Законом предусмотрены штрафы, которые платят родители агрессоров, если факт буллинга будет доказан. Но суммы этих штрафов несопоставимо малы по отношению к психологическому ущербу, который наносится жертве.
Однако, это не значит, что бороться за ребенка не стоит. Обратиться в полицию, если другие способы не дали результата, необходимо. Это действие окажет сильное моральное воздействие на агрессора и на жертву. Для первого это будет стресс: вызов в райотдел, разбирательства — для подростка все это сложно и страшно. Плюс это лишние хлопоты для родителей задиры, и они наверняка постараются «убедить» его не выкидывать таких фокусов в будущем. Для ребенка, подвергшегося травле, обращение в полицию станет знаком того, что на взрослых можно рассчитывать.
Советы родителям: что делать, если ребёнка обижают в школе
Первая мысль, которая приходит в голову родителям, когда они узнают, что их ребенка обижают в школе сверстники, — пойти и наказать обидчиков. Но делать этого не стоит. Сначала разберитесь в ситуации: поговорите с классным руководителем, с другими учителями, со школьным психологом. Узнайте у ребенка, как именно выражается травля: его унижают психологически, оскорбляют, обзывают, бьют, не принимают в коллектив.
Выясните, как реагируют на эту ситуацию учителя. Нередко педагоги осознанно или неосознанно сами становятся инициаторами травли учеников. Из-за личной неприязни к ребёнку, его родителям они настраивают против «неугодного» класс, делают его изгоем.
Собрав полную картину происходящего, вы сможете составить план действий: подключить учителей, детей, родителей, администрацию школы, при необходимости полицию, и совместными усилиями решать проблему. По большому счету других вариантов нет. Разрешит конфликт в одиночку вы не сможете, но точно усугубите ситуацию.
Многие родители предпочитают не решать проблему, а уходить от неё. Они просто переводят ребенка в другую школу, надеясь, что в ней у сына или дочки все сложится отлично. К сожалению, в большинстве случаев это не работает. В новой школе все повторяется, потому что психологически ребенок остается жертвой.
Если вы решили перевести сына/дочь в другую школу, сначала помогите ему восстановить психику, избавиться от разрушающих установок и поверить в себя. Найдите опытного психолога, который уже работал с детьми жертвами школьного буллинга. Запишите ребенка на спортивную секцию. Это поможет ему стать увереннее в себе и физически сильнее.
Если ребенка обижают в школе — советы психолога
Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:
Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.
Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.
Издевательства со стороны одноклассников имеют катастрофические последствия для жертв школьного буллинга, но есть еще более разрушительная для детской психика ситуация — травля со стороны учителя. Особенно в начальных классах, где у педагога абсолютная власть над детьми, причем детьми с только формирующейся психикой.
«Сын очень хотел пойти в школу. Готовился, старательно учил буквы и цифры. Бабушка (моя мама) даже шантажировала его этим рвением — «Будешь плохо есть — не возьмут в школу. Не научишься шнурки завязывать — не возьмут в школу». Для Дёмы это было самым страшным наказанием, он готов был на всё, только бы его приняли в школу.
Невозможно описать, как он волновался 1 сентября. Для сына это был «День Х». С каким трепетом и блеском в глазах он заходил в свой первый класс… Сбывалась его мечта — он становился школьником. Мы с мамой даже всплакнули, провожая его взглядом за двери классной комнаты.
С таким же энтузиазмом он пошел в школу на второй день, и на третий. А на четвертый, неохотно надевая брюки, спросил — «Мам, а можно я останусь дома?». Я не поверила своим ушам. Начала осторожно расспрашивать, что случилось, почему сын не хочет идти в школу. Он отмалчивался, отводил взгляд, только сказал, что в школе совсем на так, как он представлял.
Вечером я снова аккуратно затронула эту тему, попросила рассказать, как прошел день. Сын явно не хотел говорить об этом. Но мне всё-таки удалось его разговорить. Оказалось, что учительница заставила его целый урок стоять в углу за то, что он хотел отвечать на все вопросы и постоянно тянул руку. Периодически не сдерживался и выкрикивал ответы с места.
На следующий день в самом начале урока учительница подняла его и спросила: «Тебя сразу в угол ставить или сможешь сидеть тихо и не быть выскочкой?». Все дети засмеялись, а на переменах дразнили его выскочкой.
На следующий день я пошла в школу вместе с сыном, чтобы поговорить с классным руководителем. Она не отрицала, что ситуация имела место и ничего сверхъестественного в этом не видела. Мало того, она обвинила меня, что ребенок плохо воспитан, несдержан, что родители не подготовили его к школе, не научили вести себя правильно.
Я поняла, что решить проблему с учителем не получится, и пошла к директору. Она меня выслушала, потом сказала, что наш преподаватель лучший в школе. Что родители мечтают, чтобы их дети попали именно к ней, и нам очень повезло, что сына учит этот педагог. Порекомендовала поговорить с ребенком о его поведении, а ещё лучше, обратиться с ним к психологу.
Меня накрыло таким гневом, что я готова была разобрать эту чертову школу на кирпичи и забросать ими учителя вместе с директором. Домой шла с настроем обратиться в прокуратуру. Вечером мы обсудили ситуацию с мужем. Он был категорически против «разборок». Сказал, что если учительница уже невзлюбила нашего сына, ни прокуратура, ни Гаагский суд не заставят её изменить своё отношения к нему. На следующий день мы забрали документы и перевели Дёму в другую школу. Сейчас сын в 4 классе, и за всё время учитель ни разу не пожаловался, что он ведет себя неправильно
Светлана».
Если в начальной школе учитель унижает ребёнка при классе, открыто его недолюбливает, перевод в другую школу может стать лучшим решением. Даже если родители добьются, чтобы учителя как-то наказали, заставили извиниться, вряд ли это повлияет на его отношение к ребёнку. Он может перестать открыто выражать свою неприязнь, но в его власти настроить против неугодного ученика других детей.
Если учитель невзлюбил ребенка-старшеклассника, нужно попытаться разобраться с ситуацией. Перевод в другую школу это уже крайняя мера. Подросткам психологически сложно адаптироваться в новом коллективе и нет гарантии, что в другой школе все учителя будут лояльными. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна.
Что делать, если учитель придирается к ученику
«Когда дочь училась в 7 классе, в школу пришел новый учитель физкультуры. Дочка не понравилась ему сразу, потому что была полной. На первом же уроке он дал ей прозвище — «бодипозитив», и потом обращался к ней только так. Заставлял сидеть на скамейке, когда весь класс играл в волейбол или футбол. Говорил, что она ползала занимает и другим негде развернуться. Подшучивал над ней, а иногда даже открыто оскорблял.
Об этой ситуации я узнала от мамы дочкиной одноклассницы. Сама же дочка не хотела обсуждать эту тему, боялась, что я пойду в школу разбираться и физрук станет издеваться над ней еще сильнее. Когда я сказала, что хочу поговорить с учителем, она расплакалась и просила «не позорить её». Сказала, что если я это сделаю, она вообще больше не пойдет в школу, потому что её засмеют одноклассники.
Почти две недели я пыталась объяснить дочке, почему нельзя оставлять всё как есть. Но никакие доводы не помогали, на все мои слова она отвечала — «Будет только хуже». Тогда я предложила перевести её в другую школу, но она наотрез отказалась.
На следующий день на работе случайно зашел разговор об учителях и я рассказала о нашей ситуации. Коллега посоветовала мне детского психолога. Сказала что у неё с сыном была похожая история, и после разговора с психологом он согласился, чтобы родители приняли меры.
Дочка была не против консультации и уже через пару дней мы были на приеме. И это сработало. На следующий день мы с мужем вдвоем пошли в школу. Пошли сразу к директору. Объяснили ситуацию и она, на наше удивление, полностью нас поддержала. Вызвала физрука, попросила объясниться, но он так толком ничего и не сказал. Директриса пообещала уладить ситуацию.
Вечером дочка рассказала, что физрук при всём классе извинился перед ней. И, что самое важное, большинство одноклассников поддержали её».
Подростки не хотят, чтобы родители вмешивались в их школьные дела, потому что боятся осуждения сверстников и психологического давления со стороны преподавателей. Но, несмотря на это, они нуждаются в помощи, поскольку не способны самостоятельно решить проблему. Если бы могли, уже решили бы.
Что делать в такой ситуации:
Есть ли гарантия, что выполнив все эти шаги вы добьетесь своей цели? Нет. Но выиграете в любом случае. Потому что покажите своему ребёнку, что готовы бороться за него до последнего.