влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

Влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

ПЕДКАМПУС / Ответы на тест запись закреплена

Теория и методика воспитания младших школьников

1. Что из нижеперечисленного не способствует адаптации к школе младших школьников?
• +большие физические нагрузки вне школы
• заведенный режим активного дня учащегося
• +одновременное посещение большого числа кружков, студий и дополнительных занятий
• +большие эмоциональные нагрузки вне школы

2. В воспитании детей определяющее значение имеют:
• +личность учителя
• +содержание образования
• +методика преподавания
• +знания учителя

6. В.В. Краевский считает, что результатом гуманистической направленности образования является становление человека, способного к:
•+ уважению себя
• +индивидуальному усилию
• +гуманистически ориентированному выбору
• +сопереживанию
• +уважению других

8. Укажите верные утверждения:
• В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, но это не способствует социализации
•+ Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности, и способствуют этому точные науки, удельный вес которых в общем, объёме школьной программы за последние годы увеличивается
• +Придя в школу, ребёнок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению

11. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда:
• каждый ребенок чувствует себя выше и важнее других
• +каждый ребенок становится незаменимой личностью
• каждый ребенок чувствует себя менее важным, чем другие
• каждый ребенок чувствует себя таким же, как все, и понимает, что он заменим

12. При традиционной модели воспитания учителем в школе ученик является:
• +объектом воспитания
• субъектом воспитания
• объектом и субъектом воспитания

13. В чем состоит преимущество учебной деятельности в плане воспитания перед трудовой и игровой?
• +возможность нравственного воспитания
• возможность гуманного воспитания
• возможность социализации
• возможность целенаправленного формирования и научных, и нравственных убеждений одновременно

14. Исследования показали, что здоровый, за день гармонично развитый ребенок 6-7 лет совершает условных шагов:
• от 5 до 7 тыс.
• от 8 до 10 тыс.
• +от 12 до 15 тыс.
• от 2 до 3 тыс.

16. Психическое здоровье младшего школьника зависит от:
• +факторов психологической природы
• +факторов биологической природы
• +факторов социальной природы

17. При самовоспитании ученик является:
• +субъектом воспитания
• объектом воспитания
• объектом и субъектом воспитания

18. При обучении и воспитании в младших классах детей с проявлениями застенчивости, робости, пугливости рекомендуется:
• +спрашивать их с места
• +открыто хвалить их за достижения
• стимулировать для них соперничество
• организовывать их публичные выступления

19. Возможность регуляции отношения субъекта с действительностью определяется такими качествами, как:
• +осознание своих возможностей
• +соотнесение своих возможностей и стремлений с условиями объективной действительности
• пассивность
• +целенаправленность

20. Укажите верное утверждение о выставлении оценок младшим школьникам:
• Если младший школьник ошибся, необходимо сделать замечание, при этом не стоит хвалить школьника, чтобы не снизить педагогическую ценность замечания.
• +Если же у ребенка что-то не получается, следует сперва отметить положительные моменты и только потом указать на ошибки.
• Делать замечания младшим школьникам нельзя, лучше предложить еще одно задание.

Источник

Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как Светлана Сорокина
Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника

В современном обществе понятие «коллектив» все больше стало выходить на первый план, хотя несколько лет назад оно было не столь популярно.

Часто упор делался на формирование и поддержание индивидуальности ребенка, что несомненно важно, но при этом гораздо меньше говорилось о том, как научить эту индивидуальность сосуществовать с себе подобными, и не менее уникальными, личностями. А нужно ли это? И будет ли детский коллектив способствовать развитию индивидуальности ребенка, или наоборот, будет ограничивать ее?

Педагоги прошлого, которые уже внесли свой значимый вклад в мировую педагогику, подчеркивали значение коллектива для ребенка. В частности, великий советский педагог А. С. Макаренко, который, согласно позиции ЮНЕСКО,отнесен к четырем педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кергенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке) подчеркивал роль коллектива в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими участниками коллектива.

Главное, считал А. С. Макаренко,в коллективе то, что каждый его субъект яляется активной единицей (то есть не теряет своей индивидуальности, и все участники осуществляют совместную деятельность, ставят перед собой новые цели, которые их объединяют, в процессе этого происходит их рост,как личностей, поскольку новые задачи требуют нового уровня общения, развития себя, повышается общий настрой.

В настоящее время много говорится о необходимости воспитания «нового» гражданина – инициативного, успешного, коммуникабельного. Так противоречат ли запросы современного общества практике прошлого века?

Дело в том, что,к сожалению, в современном мире утрачено понятие «детское игровое сообщество». Во двор ребенка родители пускать боятся, вот и общается и играет такой малыш только в саду, и, если у папы и мамы хватает свободного времени, в кружках и секциях. И для того, чтобы ребенку такое общение пошло на пользу,конечно, необходимо руководство педагога, который сможет, при необходимости, исподволь моделировать ситуации, в которых ребенок сможет проявить себя. Ведь коммуникабельность и инициативность, как и другие качества, можно и нужно развивать. И именно детский коллектив будет служить ребенку стартовой экпериментальной площадкой, где он попробует свои силы и проявит себя.

Из опыта своей работы я могу рассказать о ситуации, когда в подготовительной группе были собраны дети, некоторые из которых росли вместе,еще с младшей группы,но было много и новичков, которые прежде посещали другие сады, кроме того, группу пришли и «домашние» дети, никогда детского сада не посещавшие. И поначалу вместе им было трудно.

Некоторые из пришедших ребят уже позиционировали себя, как лидеры, и пытались самоутвердится засчет тех детей, которые в чем-то на тот момент были слабее. Сразу же появилась проблема «предпочитаемых» детей, все хотели дружить со «звездами». Выявилась ситуация, при которой одни дети общались, а других общения лишали из-за «непризнанности». И здесь нужно было,чтобы «непризнанные» дети смогли раскрыться не только для других, но и для себя, и именно через это включиться в процесс коммуникации с другими детьми. В этом и заключается уникальность детского коллектива для ребенка, ведь вне его процесс познания себя как личности ребенком был бы невозможен. Но конечно здесь необходима правильная работа педагога.

Надо сказать, что при условии правильной работы педагога в коллективе происходит формирование и расширение внутреннего мира ребенка засчет взаимообмена новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Кроме того, в коллективе ребенок познает и принимает общественные нормы – правила, по которым ему предстоит жить по мере его взросления.

Возвращаясь к теме, мне хотелось бы отметить, что с самого начала зарождения детского коллектива мы стали широко использовать коммуникативные игры и театральные этюды, где все дети смогли раскрыться, и выяснилось, что многие из детей «не предпочитаемых» могут передать свои чувства лучше, чем «звезды». Конечно, я старалась максимально этим воспользоваться, чтобы «поднять» ребенка в глазах коллектива и включить его в процесс коммуникации.

Современная личностно-ориентированнаямодель дает преимущества современному педагогу перед педегогами прошлого: она дает возможность быть не «над» детским коллективом, а частью его, что позволяет добиться больших результатов, организовывая детей в разные виды деятельности, предлагая новые формы взаимодействия, объединяя их в проекте по предложенной ими же проблеме.

То есть задача воспитателя заключатся в том, чтобы незаметно направлять жизнь детского коллектива в развивающее его русло с помощью создания ситуаций, которые помогут детям самостоятельно находить новые цели и достигать их вместе, это же также помогает сплочению детского коллектива. Кроме всего прочего педагог решает проблему детей «изгоев», поскольку,как я отмечала выше, он является частью детского коллектива и может создавать ситуации, в которых дети «изгои» имеют возможность проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.

Большое значение в своей работе я уделяю фольклору. Дети с удовольствием играют в народные игры в группе и на улице. Эти игры в большинстве случаев сопровождаются пением, и когда ребята поют вместе,это очень сближает и веселит, улучшает эмоциональный фон в коллективе, происходит формирование коммуникативно-эмоциональных отношений.

Для того, чтоб ребенок раскрылся, очень важен стиль общения который предлагает детскому коллективу педагог. Если стиль демократический, то и дети стремятся к взаимопомощи, решению вопросов сообща. Если стиль авторитарный, то желание одних детей доминировать над другими будет преобладать, и именно это будет мешать детям осуществлять взаиморазвитие в общении.

В нашей группе нам удалось взять верный тон и, кроме всего прочего, сделать акцент на взаимопомощи. Дети имеют возможность проявлять свои лучшие качества – доброту,сопереживание, сочувствие, помочь другому и ощутить от этого положительные эмоции.

В детском коллективе у ребенка появляется целая сеть взаимоотношений, дети, с которыми он легко общается, и даже те, кто,возможно, не примет его сразу, но тем не менее, и с теми и другими ему нужно научиться взаимодействовать. Ребенок настойчиво ищет и находит свое место в коллективе, свой статус, пусть и детский, но не менее от этого важный, реализует себя, и,конечно, растет,как личность.

Воспитатель должен понимать, что детский коллектив нуждается в постоянной работе для сплочения, формирования детской дружбы и от него, и от родителей, необходимо уделять внимание работе с семьей в этом отношении. К сожалению часто родители, руководствуясь не всегда позитивным собственным опытом в этой области, настраивают своих детей по принципу «Каждый сам за себя».Эта позиция глубоко ошибочна. Ребенок, не умеющий сопереживать, сочувствовать, зацикленный на себе, впоследствии будет испытывать трудности в общении и, на что нельзя не обратить внимание, не сможет быть ни успешным, ни,самое главное,счастливым.

И конечно,если мы вновь зададим себе вопрос: «Будет ли детский коллектив способствовать развитию личности ребенка?», ответ будет напрашиваться сам собой. Вне детского коллектива гармоничное всестороннее развитие ребенка невозможно, и при умелом руководстве со стороны воспитателя, коллектив не только не ограничивает рост личности, но, напротив, помогает ему.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же какФотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника» 4 октября 2017 года на базенашего МБДОУ «Нивенский д/с» прошел семинар для педагогов и родителей «Влияние взаимосвязи музыки и других видов.

Развитие личности дошкольника среднего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является личностное, умственное развитие.

Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств.

Консультация для сотрудников ДС «Игра и развитие личности дошкольника» Игра и развитие личности дошкольника В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность.

Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда» Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда. Автор: Порохова Э. Г, учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшет.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Консультация «Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника» Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Влияние театра на развитие личности ребенка Влияние театрального искусства на формирование личности ребёнка. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной.

Источник

Пути и условия педагогического влияния коллектива на личность

Взаимовлияние коллектива на личность и личность на коллектив многогранно и в равной мере зависит как от характеристик коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей.

Влияние коллектива на личность зависит от уровня развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее и многостороннее это влияние.

Рассмотрим механизмы (каналы) этого влияния.

1. Коллектив влияет на личность через совместную деятельность. Это воздействие будет эффективным при следующих условиях:

· если цель деятельности привлекательна для всех детей или для большинства;

· если цель деятельности совпадает с мотивами участия детей в данной деятельности;

· если ребенок является субъектом деятельности, ее активным участником. Потому что коллектив воздействует на личность в меру и в силу ее активности в коллективе (Т.Е. Конникова);

· если деятельность носит коллективный характер: когда результат деятельности зависит от вклада каждого.

2. Коллектив воздействует на личность через отношения.Здесь имеет значение то, какие отношения существуют в коллективе, и то, какое место (положение) занимает ребенок в системе отношений.

В коллективе между детьми складываются деловые и личные отношения. Деловые отношения возникают в совместной деятельности. Их еще называют отношениями взаимной ответственности, или отношениями руководства и подчинения (А.С. Макаренко). Эти отношения очень важны для воспитания дисциплины, ответственности, культуры поведения.

Личные отношения сопровождаются проявлением чувства симпатии и антипатии. Каждый ребенок занимает в них определенное место (положение): благоприятное или неблагоприятное, изолированное. Неблагоприятное положение в системе личных отношений вызывает у ребенка тяжкие переживания, это отталкивает его от коллектива, и он ищет другую группу, где его принимают и у него есть возможность стать уважаемым членом.

Естественно предположить, что воздействие коллектива будет сильнее на того ребенка, чье положение (статус) в системе личных отношений будет благоприятным.

3. Коллектив воздействует на личность через общественное мнение. Многие авторы (А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова) склонны считать общественное мнение коллектива главным механизмом его воздействия на личность.

Общественное мнение вырабатывается в совместной деятельности, когда каждый член коллектива становится активным участником всех ее этапов от постановки цели до анализа результатов. Важное значение для формирования общественного мнения имеет коллективное обсуждение конкретного опыта коллектива, повседневных событий его жизни, положительных и отрицательных поступков отдельных его членов.

В традициях выражается отношение коллектива к старшим, к младшим, к классу (школе) в целом, к порядку, к дисциплинарным нормам и требованиям, к вещам и т.д. В традициях закрепляется то лучшее, что есть в коллективном опыте.

Не стоит смешивать традиции и традиционные мероприятия (праздники, школьные и классные дела и т.д.)

Традиции создаются и поддерживаются самими детьми, они пронизывают повседневную жизнь коллектива, выражают его ценностные отношения (к человеку, к школе, к учебе, к самому себе как личности) и становятся регулятором поведения членов коллектива.

Единство педагогических требований обеспечивает элементарное соблюдение норм общежития. Соуправление приобщает школьников к заботе об общем деле. Самоуправление выводит их на ответственность за дела и поступки каждого члена коллектива.

Самоуправление возникает при следующих условиях:

· когда существует конкретная деятельность;

· если школьникам предоставляются реальные, а не фиктивные права.

6. Коллектив воздействует на личность через психологический (эмоциональный) климат. И это влияние будет более глубоким, если в коллективе царит мажорный тон, существуют товарищеские отношения, постоянная готовность к действию, дети чувствуют себя защищенными, если у них выработана привычка торможения (сдержанность, вежливость и т.д.)

Таковы механизмы воздействия коллектива на личность.

[1] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 49-50.

[2] Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 57.

[3] Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М. – Воронеж, 1996. – С. 294-308.

[4] Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 334-34.

Источник

Роль детского коллектива в воспитании личности

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо создание особых условий, одна из которых-создание коллектива в детском саду. Для начала мы определим, что же такое детский коллектив и как он влияет на развитие личности человека, а именно ребенка-дошкольника.

Исходя из анализа можно сделать вывод, что детский коллектив — это группа детей, в которой они объединяются для полезной деятельности, то есть главным признаком коллектива является единая цель, вокруг которой организованы совместные занятия. При этом коллектив имеет особое влияние для развития личности ребенка. Можно предположить, что дает коллектив для развития личности:

Обычно, воспитание ребенка в коллективе начинается с детского сада, так как ребенок попадает в новую для него среду. Ведь дома ребенок самый любимый, обожаемый, и на любое его слово или просьбу обязательно откликнется кто-нибудь из взрослых. Дома также ребенок привыкает, что ему говорят: «Ты самый красивый», «Самый лучший». Но, попадая в детский коллектив этого больше не происходит. Его мировоззрение резко меняется, ведь он оказывается не самый главный и любимый. Так же его периодически могут сравнивать с другими, например, «Почему Ванечка может сам одеваться, а ты нет?», да и дети бывают жестоки друг к другу. Достаточно того, что в младшей группе, одна девочка скажет другой, что у той некрасивая кукла или одежда у нее ужасна, это отразиться на психологическом состоянии ребенка, вплоть до тяжелых последствий, если вовремя с этим не начать работать. Поэтому, очень важен психологический климат в коллективе. Самым важным в группе является руководитель, то есть педагог. Если он не отдается полностью своей работе, не выкладывается полностью, то и дети будут вести себя так же, не проявлять инициативы и заинтересованности в общих делах.

Именно поэтому педагог должен найти подход к каждому ребенку и объединять детей, чтобы они были заинтересованы друг друге. Государственная политика также ориентирует нас, педагогов, проектировать воспитательный процесс с целью «…развития в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности», как указанно в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Анализируя собственный опыт, можно выделить основные проблемы при формировании детского коллектива:

Для детского коллектива, основным средством, способствующим его формированию, являются различные виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, общение, художественно-эстетическая и др, организация которых необходимо уделять специальное. Так же совместные переживания, вызванные положительными эмоциями, сближают и сплачивают детей в коллектив. Например, утренник в детском саду, радостные эмоции, полученные во время спектакля, прослушивание сказки, музыки, совместное исполнение песен- все это вызывает бурю положительных эмоций.

Во время совместной детской деятельности воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную окраску.

Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могут распределять роли между собой, а затем играть, соблюдая все правила игры. Ведь игра- одно из самых важных и незаменимых средств для сплочения детского коллектива.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитателю можно использовать литературные произведения, рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить беседы.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной – значит, коллектив в достаточной степени сформирован. В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

Таким образом, мы можем утверждать, что коллектив влияет на развитие личности ребенка. И чем больше воспитатель уделяет внимание для формирования детского коллектива в своей группе, тем более сплочённые будут дети. При создании условий для формирования детского коллектива нужно заботится как о благополучии каждого ребенка отдельно, так и об общем психологическом климате детского коллектива, чтобы дети чувствовали себя счастливыми при решении общих задач, которые перед ними стоят.

Источник

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Смотреть картинку влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Картинка про влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как. Фото влияние коллектива на личность оптимально тогда когда каждый ребенок чувствует себя таким же как

ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Следует отметить, что утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности было одним из главных отличий социалистической системы воспитания. То, что отечественная педагогика на основе концепции А.С. Макаренко, предполагающей формирование личности в коллективе, в 30-е годы прошедшего столетия отказалась от ориентации на личностные компоненты человека, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания.

Сегодня, когда осмыслен прошлый воспитательный опыт, стало ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Только гармоничное сочетание личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности теперь составляет одну из главных задач современного российского общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждый человек формировался как личность, взаимодействующая с окружающими ее людьми. Для этого требуется не только его умственное развитие, совершенствование творческих возможностей, умения самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, взглядов, чувств, готовности к участию в совместной с другими людьми экономической, социальной и культурной деятельности. Следовательно, важное место в воспитании должно уделяться задаче формирования у человека способности быть субъектом общественных отношений, что возможно лишь в условиях воспитания в группе (коллективе).

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребенка.

Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Общественное мнение коллектива для подростка является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. П.П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться,носить шапку. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика.

Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём. Общественное мнение может быть выражено в самых разнообразных формах, например: собранием, сборе, линейке, отметить ученика, рекомендовать всему коллективу брать с него пример, поместить фотографию наиболее отличившихся в книгу почёта.

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.

Однако учащимся не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

Закономерности развития коллектива как группы

Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий:

1. на первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы сближения.

2. вторая стадия является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы.

3. на третьей стадии отношения между членами группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.

4. на четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», поддерживаемыми всеми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Психологические процессы, протекающие в малой группе:

• Образование и развитие

• Руководство и лидерство

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.

Роль классного коллектива в развитии личности учащегося

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессиона­лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив­но должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини­циативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый учащийся воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Но сегодня содержание воспитательной работы постепенно перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективистское, способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Возрастные особенности взаимоотношений личности и коллектива.

Дошкольный возраст. Закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Усвоение норм, и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства («Я как все»). Нормы межличностных отношений находятся в стадии формирования. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников. Происходит накопление и закрепление в реальном взаимодействии норм сотрудничества.

Младший школьный возраст. Взаимоотношения со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Доминирующими основаниями оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики. В процессе учебной деятельности ученики демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и одноклассников. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель.

Подростковый возраст. Характеризуется активным формированием образа Я. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными, стабильными и не зависящими от взрослых. Повышается роль нравственных характеристик во взаимооценках. Морально-волевые качества сверстников становятся важнейшим основанием предпочтений, статус личности определяется ее волевыми и интеллектуальными свойствами. Эмоциональные связи в коллективе настолько значимы, что их нарушение приводит к психологическим срывам и дискомфорту. Нормы взаимоотношений подростков в большей степени регулируют их поведение.

Подросток, как правило, имеет различные группы общения: семья, классный коллектив, дружеская компания и т.п. Если цели и ценности этих групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка носит безконфликтный характер. В противном случае, несовместимость целей и ценностей таких групп приводит к внутреннему конфликту в развитии личности ребенка. Во множестве сфер общения подросток выделяет авторитетную для себя группу, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Если педагог опирается на авторитет «значимого круга общения», то это усиливает эффект его воспитательных воздействий. Особую значимость приобретают чувства товарищества и взаимопомощи.

Ранний юношеский возраст. Общение со сверстниками становится, во-первых, важнейшим источником информации, не сообщаемой взрослым; во-вторых, условием формирования ценностных ориентаций; в-третьих, специфическим видом эмоционального контакта, необходимого для развития эмоционально-чувственной сферы личности. Доминирует потребность в признании и ценится прежде всего взаимопонимание.

Модели отношений личности и коллектива.

Личность подчиняется требованиям коллектива и принимает его ценности

• естественно и добровольно;

• уступает как внешней превосходящей силе;

• пытается сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально;

• открыто сопротивляется, конфликтует.

Гармонизация отношений личности и коллектива

• полное единство требований и ценностей;

• сосуществуют, соблюдая формальные взаимоотношения;

• устанавливается двойная система ценностей.

Личность подчиняет себе коллектив – неформальное лидерство.

Этапы вхождения личности в коллектив (по А.В.Петровскому):

1. Адаптация личности в коллективе – активное усвоение личностью действующих в коллективе норм и ценностей. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, пока не освоит действующие в коллективе нормы и способы деятельности.

2.Индивидуализация – порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в персонализации, стремлении «заявить» о себе, вызвать интерес к своей личности.

3.Интеграция личности в коллективе – коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот момент личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Процессы социализации исследованы главным образом детской и социальной психологией. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

В качестве источников социализации индивида выступают:

А) передача культуры через семейный и др. социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

В) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

С) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

Д) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля на внутренний самоконтроль при активном освоении индивидом социальных норм.

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процессе развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводиться развитию и умножению контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает способность и возможность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывая влияние на их социализацию.

Детский коллектив – это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. Задачи общества по отношению к детскому коллективу, его воспитательные цели определяются характером общественных отношений и местом детей, занимаемым в системе этих отношений. Детский коллектив характеризуется совокупностью признаков как общих для любого коллектива, так и специфических, определяющих его особенности. С психологической точки зрения он представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, идет психическое развитие ребенка, становление его как личности. Главной отличительной особенностью детского коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей и построении их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции, а также процесса социализации. Будучи условием наиболее активного и целенаправленного воздействия общества на личность, коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению к своим членам. В качестве основной задачи выступает воспитание личности формирование социальной направленности отношений в коллективе учащихся. Своеобразие детского коллектива состоит в том, что в нем в концентрированном виде выражены основные общественные отношения. Он представляет собой специфическую социальную среду, в которой не только формируется, но и разворачиваются, качественно изменяются все отношения детей. Особая пластичность субъекта обеспечивает активное воздействие коллектива на него. Именно коллектив создает возможность наиболее целенаправленного формирования устойчивых нравственных качеств личности ребенка путем присвоения им норм общественной жизни, деятельности.

Уровень психического развития ребенка, его особенности на разных возрастных ступенях качественно изменяются, что находит отражение при построении отношений внутри детского коллектива. В процессе развития дети включаются в разнообразные виды совместной деятельности, выполняемой в различных детских объединениях. В этой совместной деятельности моделируются виды деятельности взрослых людей, их общественные отношения. Однако возможности психологического воздействия различных детских объединений на процесс социализации различны. Только на базе определенных видов деятельности, получающих развитие на определенных возрастных этапах становления личности ребенка, формируется развитый детский коллектив (в отличие от детского конгломерата, объединения и др.). Развитый детский коллектив характеризуется общностью целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, имеющей общественно полезную направленность в различных формах (учебная, организационно-общественная, трудовая, художественная, спортивная и др.)

Фактически все дети школьного возраста включены в специально организуемую с учетом их психологических и возрастных особенностей разнообразную деятельность. При этом важно такое целенаправленное построение совместной деятельности школьников, чтобы в процессе ее складывались оптимальные возможности для развития развернутых отношений детей, обеспечивая тем самым нормальную социализацию индивида.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *