власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной
Вариант 23
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–11 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) первый визит руководителя СССР в США | 1) 1185 г. |
Б) поход Игоря Святославича на половцев | 2) 1380 г. |
В) издание манифеста о вольности дворянской | 3) 1572 г. |
Г) отмена опричнины | 4) 1762 г. |
5) 1861 г. | |
6) 1959 г. |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. битва при Гастингсе
2. сражение на реке Березина
3. сражение у мыса Гангут
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ФАКТЫ |
А) реформа Александра II | 1) укрепление самодержавной формы правления |
Б) экономические реформы 1965 г. | 2) введение всеобщего избирательного права |
В) внутренняя политика Николая I | 3) переход от территориального принципа управления к отраслевому |
Г) реформы середины XVI | 4) отмена кормлений |
5) отмена крепостного права | |
6) указ о «вольных хлебопашцах» |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ | ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ |
А) вхождение Пскова в состав Московского государства | 1) И.В. Сталин |
Б) начало коллективизации | 2) Н.С. Хрущев |
В) введение карательного принципа цензуры вместо предварительного | 3) Василий III |
Г) строительство Софийского собора в Киеве | 4) Ярослав Мудрый |
5) Александр II | |
6) Николай I |
Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля.
«. Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу- экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий.
Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях.
. Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Данное выступление относится к началу XIX в.
2. Автор выступления является сторонником ликвидации помещичьего землевладения в России.
3. Автор выступления занимал пост председателя Совета министров Российской империи.
4. Преобразования, которые подразумевает автор выступления, известны в истории как «реформа государственной деревни».
5. Автор этого выступления погиб в 1911 г. в результате террористического акта.
6. Автор данного выступления — Н.А. Милютин.
Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной
О каком периоде истории страны вспоминает автор? Укажите хронологические рамки этого периода, название, под которым он остался в истории, фамилию руководителя страны во время описываемых событий.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период 1964—1985 гг. (вторая половина 1960-х — середина 1980-х гг.);
2) получил название «эпоха застоя»;
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельнойНа основе текста и знаний по истории назовите характерные черты (не менее четырёх) политического режима в описываемый период. ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА «. Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной. В Совет министров частенько приходили на подпись постановления Совета министров же, но подготовленные в ЦК. Председатель Совмина, будучи по должности членом Политбюро, только на его заседаниях узнавал иной раз о планах деятельности формально подведомственного Совмину военно-промышленного комплекса. Только как член Политбюро председатель Совмина мог обсуждать вопросы внешней политики, государственной безопасности или внутренних дел. Совминовские старожилы рассказывали мне, как оказывался в глупейшем положении тактичный и умный Косыгин, когда [генеральный секретарь] на Политбюро вдруг заявлял: „Тут нам Коля (министр внешней торговли Патоличев) пару сотен миллионов долларов „сэкономил“, можем их потратить на то-то и то-то. “ Патоличев. специально завышал в своих планах стоимость различных сделок, чтобы к нужному дню „сэкономить пару сотен. миллионов и преподнести их [генеральному секретарю] как результат титанической деятельности внешнеторгового ведомства, минуя, естественно, Косыгина. Все мало- мальски руководящие должности — совминовские, министерские, производственные — держали в руках работники ЦК. Партийные верха, диктуя и даже навязывая Совету министров хозяйственные решения, никогда — подчёркиваю: никогда! — не отвечали за их выполнение». Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельнойО каком периоде истории страны вспоминает автор? Укажите хронологические рамки этого периода, название, под которым он остался в истории, фамилию руководителя страны во время описываемых событий. ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА «. Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной. В Совет министров частенько приходили на подпись постановления Совета министров же, но подготовленные в ЦК. Председатель Совмина, будучи по должности членом Политбюро, только на его заседаниях узнавал иной раз о планах деятельности формально подведомственного Совмину военно-промышленного комплекса. Только как член Политбюро председатель Совмина мог обсуждать вопросы внешней политики, государственной безопасности или внутренних дел. Совминовские старожилы рассказывали мне, как оказывался в глупейшем положении тактичный и умный Косыгин, когда [генеральный секретарь] на Политбюро вдруг заявлял: „Тут нам Коля (министр внешней торговли Патоличев) пару сотен миллионов долларов „сэкономил“, можем их потратить на то-то и то-то. “ Патоличев. специально завышал в своих планах стоимость различных сделок, чтобы к нужному дню „сэкономить пару сотен. миллионов и преподнести их [генеральному секретарю] как результат титанической деятельности внешнеторгового ведомства, минуя, естественно, Косыгина. Все мало- мальски руководящие должности — совминовские, министерские, производственные — держали в руках работники ЦК. Партийные верха, диктуя и даже навязывая Совету министров хозяйственные решения, никогда — подчёркиваю: никогда! — не отвечали за их выполнение». Автор: Администратор Д. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Партия всегда проявляла заботу о выдвижении на руководящую партийную и государственную работу новых выросших кадров. Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в Уставе КПСС. 1971 г. В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся: Из воспоминаний Н. И. Рыжкова Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной. По сути, аппарат партии намертво срастился с государственным управлением. В Совет Министров частенько приходили на подпись постановления Совета Министров же, но подготовленные в ЦК. Председатель Совета Министров никого из министров или своих замов без решения Политбюро уволить не мог, даже если те из рук вон плохо работали. Из Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г. Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС П. Е. Шелеста 27 октября 1972 г. Я все чаще и чаще задумываюсь над вопросом: почему среди нас, коммунистов-единомышленников, среди руководящего состава, существует такая коварная подлость, жестокость, необъективность и несправедливость по отношению к бывшим товарищам по работе при перемене его места и должности. Где же гуманность, о которой мы так «прекрасно» говорим? Где товарищество, уважение друг друга? Всего этого по-настоящему-то и нет. Нас губят, разъедают подхалимство, лесть, угодничество, трусость за свое положение. Борьба за власть стала еще сильнее и ожесточеннее, чем в прошлом за частную собственность. Власть — значит все.
|