владельческая деревня что это значит

Владельческое селение

В первоначальном смысле ко владетельным относили дом (или род), который имел неограниченный суверенитет во внутренней или внешней политике или занимавший престол независимого государства. Далее владетелем называли дворянина, имеющего в личной (частной) собственной недвижимое имущество. Такое имущество имело статус «владельческого». Термин происходит от латинского «dominium»— «владение» и определяет обладание собственностью и господство над людьми— административно-судебное, военное, экономическое, иначе иммунитет.

Кроме владельческих селений существовали также казённые (дворцовые) и церковные (духовные, потом — экономические). Владечельским селом также могло быть село, принадлежащее монастырю. При измерении площади владельческих земель в XVIII—XIX века применялась десятина, равна 2400 квадратным саженям.

Связанные понятия

Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.

Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.

Подушные переписи («ревизии») — переписи, проводившиеся на основе новой учетной единицы — мужских душ вместо «тяглового двора», использовавшегося в Русском государстве в XVI—XVII веках. Подушные переписи стали проводить с 1718 г. при Петре I.

Источник

Кошелёвка. 1862 год XIX века

Краткая информация из справочника 1859 года на самом деле даёт очень важную подсказку, так как указывает, что деревня Кошелевка владельческая. Что это значит? Это значит, что в дореволюционной России издревле крестьяне, обитатели пригородных посадов, да и горожане, если городские поселения были достаточно просторными, жили так называемыми «дворами», то есть в отдельных домах с прилегающими к ним хозяйственными постройками, огородами и садами, которые считались личными владениями хозяина семьи или рода, родоначальника. При этом владельческие поселения имели разновидности по размеру и количеству дворов:
стан,
становище,
кош,
двор,
дача,
мыза – основное или временное место пребывания с небольшими простыми строениями;
поместье,
сельцо,
усадьба – исключительно владельческое поселение с домом владельца (как правило, поместника или помещика), хозяйственными постройками и жильём для работников, садом, огородом, парком;
выселок,
починок,
посёлок,
хутор – небольшая владельческая деревня, расположенная вблизи от селения того-же владельца;
владельческая деревня – совокупность дворов, находящихся в самостоятельном (отдельном, персональном, семейно-родовом), казённом (дворцовом), церковном (монастырском) или частном (помещичьем) владении;
владельческое село (городок, город) – совокупность разновидных владельческих поселений.

На картинке: Карта Европейской России и Кавказского края 1862 г. Полное название: «Карта Европейской России и Кавказского края составленная по новейшим сведениям при Военно-Топографическом Депо, изданная Императорским Русским географическим обществом в 1862 году». Масштаб 1:680000. Одна карта размером 190×237 см. Литография, акварель. В левом нижнем углу карты приведены условные обозначения.

Источник

Села и деревни

Типы сельских местностей

Земледельческие жилые местности вообще по административному положению были: черные тяглые, дворцовые, поместья и вотчины. Первые были государственные имения, вторые — собственность государя и его фамилии; поместья были казенные имения, которые раздавались служащим людям, как бы вместо жалованья за их службу: владелец не мог ни продать, ни заложить, ни завещать их, и хотя они очень часто переходили от отцов к детям, но не по праву наследства, а по новой отдаче от правительства, так что каждый раз, получая во владение отцовское поместье, сын должен был справлять его за собою, т. е. приобретать от правительства на него право с обязанностью нести за то службу. Вотчины были собственностию владельцев. Вотчины были: владычные, т. е. принадлежавшие архиереям или соборам, или, как тогда говорилось, домам святых, например, дому Пресвятые Богородицы, дому Софийскому, монастырские и, наконец, частных лиц, т. е. бояр, окольничих, дворян и детей боярских.

владельческая деревня что это значит. Смотреть фото владельческая деревня что это значит. Смотреть картинку владельческая деревня что это значит. Картинка про владельческая деревня что это значит. Фото владельческая деревня что это значит

В Малороссии. Современная цифровая реконструкция цвета ф отографии Проскурина-Горского. Приблизительно 1905-1915 г.

Реставратор: Леонид Олегович Иванов

Несколько слов о технологии, используемой Проскуриным-Горским для получения цветных изображений.

Многие фотографии Прокудина-Горского до революции были опубликованы на почтовых открытках и в качестве иллюстраций в книгах.

Большая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была вывезена за границу и затем куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского.

Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». Для неё были отобраны 122 фотографии и с помощью компьютера восстановлены цветные изображения.

По материалам Википедии


Сельские жители всех наименованных здесь поселений вообще назывались крестьяне, и для означения, к какого рода владениям они приписывались, прибавлялось прилагательное: монастырские крестьяне, владычные крестьяне, дворцовые крестьяне, помещиковы и вотчинниковы крестьяне. В XVII веке крестьяне в вотчинах, принадлежавших отдельным владельцам, вообще назывались боярскими, и господские имения носили общее имя боярщины. С прекращением личного права крестьян на переход с владельческих земель, на которых они были поселены, по мере большего прикрепления к земле, крестьяне мало-помалу входили в один разряд с холопами или рабами. Несмотря на малолюдность края, в XVII веке село чаще было раздроблено между разными владельцами, чем составляло собственность одного: только владения бояр и князей представляли исключения.

По большей части в одном селе было несколько владельческих усадеб. Около них поселены были обыкновенно рядами дворы их подданных и разделялись на дворы людские, крестьянские и бобыльские. В людских жили люди или холопы, обращенные господами на полевые работы; иногда в одном дворе и даже в одной избе помещалось несколько семей этих рабов, не имевших ничего собственного и живших на скаредном содержании от владельца.

В крестьянском дворе обыкновенно жил хозяин не только с семьею, состоящею из детей, братьев и племянников и разделявшеюся на две, на три и четыре семьи с общим достоянием (не в разделе), но часто с несколькими посторонними семьями работников или подсоседников, которые не имели своего угла, жили по найму и в отношении юридическом и административном вместе с хозяйскою семьею составляли одну единицу.

Бобыли и крестьяне

Отличие крестьян от бобылей возникло в давнее время. Когда еще не воспрещено было крестьянам с известными условиями переходить от владельца к владельцу, крестьянин, поселявшийся на земле вотчинника или помещика, брал от него участок, носивший юридическое название жеребья, и должен был отбывать повинности, лежавшие на этом жеребьи. Те, которые не могли брать целых жеребьев, селились на владельческих землях, платя только за свой двор и обрабатывая землю по добровольным особым условиям с владельцем, а потому не подчинялись уже обязанностям, лежавшим на жеребьях. Такие назывались бобылями. После укрепления крестьян бобыльскому сословию предстояло со временем смешаться с крестьянским, но и в XVII веке еще оно не успело совершенно потерять свое отличие.

Бобыльские дворы всегда писались отдельно от крестьянских, ибо всякий крестьянин, как и прежде, отправлял свои повинности с тяглого жеребья, хотя назначение такого жеребья и зависело от владельца, сколько можно судить по дошедшим до нас известиям. Бобылями, т. е. не имеющими жеребья, стали называться тогда те, которые, по бедности, не могли удержать за собою жеребьев. Но в старину, в XVI веке, не всякий бобыль был бедняком. Когда поселяне имели право переходить с земель владельческих на другие, многие могли не обязываться жеребьем не потому только, что по скудости не в силах были вынести лежавших на жеребьях повинностей, но также и для того, что не нуждались в таком количестве земли, какое приходилось на жеребий, и сверх земледелия извлекали из других занятий средства к содержанию. После воспрещения перехода и укрепления крестьян, когда распределение жеребьев зависело уже от владельца, естественно, те, которых владелец не считал удобным посадить на тяглый жеребий, были только бедные люди; без того владелец, конечно, дал бы им жеребий и обложил повинностью. Таким образом, слово «бобыль» перешло в значение бедняка, пролетария и осталось с ним до нашего времени.
До прекращения перехода земледельцев в вотчинах и поместьях было всегда значительное число пустых дворов со строениями, готовыми принять к себе новых жильцов. Одни строились самими владельцами и сдавались приходящим крестьянам; другие — крестьянами, смотря по договорам. Но и в XVII веке, несмотря на укрепление крестьян, повсюду в имениях было не менее прежнего пустых дворов, потому что многие из земледельцев бегали, оставляя свои жилища; другие, вероятно, сами были увольняемы владельцами. Сельская жизнь по-прежнему носила на себе явный недостаток оседлости.


Вообще сельское народонаселение, как и посадское, было скудно и бедно. Частые войны и моровые поветрия истребляли его. В окраинных землях татары сжигали дотла поселения, умерщвляли и забирали в плен людей, не успевших схорониться в городах. При Михаиле Федоровиче вся страна на юге от Москвы была сожжена и представляла голую степь. Правительство не упадало духом и деятельно старалось о заселении ее вновь; но долго еще несчастные условия препятствовали всяким усилиям. Земледелец не мог спокойно располагать своим временем и часто среди летних работ принужден был покидать на поле несобранный хлеб и по зову бирючей спешить в осаду. Крестьянам не дозволялось от правительства строить житницы, а велено было держать зерновой хлеб в ямах. Сами избы обыкновенно сжигались, как только неприятель приближался, и крестьянин убегал в город с тем, что успевал захватить с собою. Нередко плоды долголетних трудов уничтожались в один день. Таким образом, плодоноснейшие полосы государства оставались необработанными и почти незаселенными. Подобных бедствий не чужды были и другие русские области. Так, в разделе между Строгоновыми постановлены были условия, чтоб строения, построенные за укреплениями в их сибирских владениях, были сжигаемы во время опасности.
Недостаток прочной оседлости не допускал жителей прилагать стараний о сборе запасов продовольствия на случай скудных лет. От этого в случаях неурожаев, которые, благодаря климату и почве, были нередки, пустели целые края от голода, как от заразы. Следует прибавить, что неправосудное управление, отягощавшее жителей, принуждало их к побегам и приучало предпочитать бездомовную, скитальческую жизнь оседлой. Все эти причины препятствовали увеличиваться народонаселению и мешали его благосостоянию. Многие известия старых времен указывают на повсеместные пустые дворы, которых обитатели или вымерли, или побиты, или разбежались. Целые села исчезали, оставляя по себе название пустых селищ.

владельческая деревня что это значит. Смотреть фото владельческая деревня что это значит. Смотреть картинку владельческая деревня что это значит. Картинка про владельческая деревня что это значит. Фото владельческая деревня что это значит

В Малороссии. Современная цифровая реконструкция цвета ф отографии Проскурина-Горского. Приблизительно 1905-1915 г.

Реставратор: Ирина Меркулова

О распределении населения

В XVII веке, неподалеку от Москвы, следовательно, в самом населенном крае, в двух селах и одной деревне насчитано только двести шестнадцать дворов и в них 299 душ. В 1675 году в Двинском уезде, во всех его станах и волостях, был всего 2531 двор и в них — 5602 человека. Во всем Чердынском уезде в конце XVII века было всего до трех тысяч дворов. Как сельское население колебалось в каждом месте, то увеличиваясь, то умаляясь, можно видеть из описания одного стана в Вятском уезде: в 1629 году там было 44 деревни и 23 починка; в них дворов было живущих сто, а людей — 106; в 1646 году там оказалось 103 деревни, дворов живущих — 209 и людей — 1055 человек да сверх того пять деревень и семь дворов пустых; в 1658 году в том же стане — 53 деревни, 44 починка, живущих дворов —133, а людей — 714 человек. Более чем в другие края население в XVII веке подвигалось, кажется, на восток, именно в края, занимавшие нынешние губернии Пензенскую и Тамбовскую и южную часть Нижегородской, где в XVI веке почти не было русских жителей, а в половине XVII является много городов, слобод и сел, как видно из дел о возмущении Стеньки Разина. Этому причиною, кажется, было то, что воинственность тамошних туземцев — мордвы и чувашей — была уступчива к силе русских поселенцев. Вообще события XVII века одно за другим представляли очень неблагоприятные условия для оседлости и умножения народонаселения. В первых годах XVII века эпоха самозванцев со всеми ее последствиями сильно потрясла, опустошила и обезлюдила Русь во всех ее концах. При Михаиле Федоровиче не успела Русь еще оправиться от прошедших бедствий, как ее терзали беспрерывные набеги татар на южные области. Отдохнув немного в первые годы царствования Алексея, русское население вслед за тем подверглось целому ряду бедствий: изнурительные войны с поляками, набеги крымской орды, моровые поветрия, внутренние мятежи истощали его. Один англичанин, посещавший Россию в конце царствования Алексея Михайловича, говорил, что на пространстве пятисот верст едва можно было встретить десять женщин и одного мужчину. Не должно обольщаться обилием сел и деревень, встречаемых в письменных актах: были села с церквами, в которых всего-навсего было одиннадцать дворов, а деревни были столь малолюдны, что в них значилось двора по три, по два и даже по одному. Избегая непрерывных бедствий, народ переселялся в Сибирь; несколько времени она была обетованного страною России; но правительство, покровительствуя заселению этого края, неоднократно и останавливало стремление народа на девственную, плодородную, хотя и студеную ее почву. Уже в 1658 году сибирский владыка просил о прибавке земли в его домовых волостях и представлял, что народонаселение увеличилось, а земля выпахалась. Впрочем, и в Сибири солнце светит, гласит русская пословица: и там были воеводы, поборы, разметы, набеги иноземцев, моровые поветрия и неурожаи.

В качестве примера мы приведем описание с. Рассуха Мглинского уезда (ныне Унечского райоа) по книге М. Н. Косич «Литвины – белорусы Черниговской губернии, их быт и песни». СПб., 1902.

Источник

Владельческая деревня что это значит

9 ����. �. 883. ��. 1. �. 200. �. 15, 50 ��., 65 ��., 72 ��.-81, 107-112 ��.; �- 17. ��. 1. �. 295. �. 3; ����. �������� ����� ����������� ���������� (����� � �� ��). 1966 �. �. 2387. �. 22.

17 ����. �. 652. ��. 1. �. 122. �. 1; ����. �� �� 1986 �. �. 8334. �. 6

22 ����. �. 883. ��. 1. �. 200. �. 2, 7 ��., 50 ��., 90.

34 ������ �������� ��������. �. 7. �. 0-1; �. 26. �. 0; �������, ���. ��������. �. 17; ����. �. 4389. ��. 1. �. 206. �. 44 ��.; ����. �. 1290. ��. 11. �. 326. �. 5-218 ��.; ���. 1881. � 14-24. �. 308.

37 �������� �. �. ���������. �. 176; ���. 1899. � 20. �. 493; 1905. � 10. �. 272; ���. 1845. � 38. �. 417; 1847. � 37. �. 366; 1845. � 11. �. 116; � 38. �. 417; 1848. � 36. �. 407; ����. �. 7. ��. 1. �. 19. �. 1-10 ��.

39 ������ ���������� ����. �. 7. �. 444; ���. 1899. � 19 �. 455; � 20. �. 493; 1905. � 13. �. 258; ����. �. 24. ��. 1. �. 13. �. 2.

40 �����. 1923. � 3-4. �. 220; 1928. � 7-8. �. 248; ����. �. 1. ��. 1. �. 34. �. 1-1 ��.

41 ������ ���������� ����. �. 7. �. 444; ���. 1860. � 45. �. 314; ����. �. 7. ��. 1. �. 19. �. 11 ��.; ����. �� �� 1966. �. 2387. �. 12.

43 ����. �. 135. ��. 3. �. 186, 190, 192, 197, 200.

44 ����. �� �� 1987 �. �. 8710. �. 9.

54 ����. ��������� ����. �. 23. � 338, 344; �. 31. � 594; �. 32 � 627; �. 20. ��. 3. �. 75-98; �� ���. �� 1956-1957 ��.; ���� �� �� 1966 �. �. 4374. �. 24, 26; �� �� 1987 �. �. 8710. �. 10.

Источник

История д. Большое Шапово

На протяжении многих веков помещиками этой земли были Измайловы, Вердеревские, Мокринские, Ляпуновы.

Теперь рассмотрим, по каким признакам деревня отличалась от села.
Сельские поселения от деревенских прежде всего отличались наличием церкви, а не количеством проживающих в нём людей. До революции 1917 года, каждое село являлось хозяйственным и административным центром окружающих деревень.
Жители окрестных деревень являлись прихожанами в самом близком к ним селе, как правило для шаповских это была Тюшевская церковь. За сельской церковью, располагалось кладбище. Там, по обычаю, и хоронили всех шаповских жителей.

Тюшево, как село впервые упоминается в 1567 году, с церковью Ильи Пророка на речке Тюшевке. По переписным книгам 1678 года в селе было 12 крестьянских и бобыльских дворов, в которых проживало 110 душ. В 1849 году в селе была построена новая церковь в честь Казанской иконы Божьей матери с Ильинским и Параскевинским приделами.

Деревня – селение в котором жили крестьяне без помещика.
Слово «деревня» в XVI веке обозначало в ту пору место в лесу, которое расчистили под поле (ниву), а после начали применять и к населённым пунктам. В XVIII веке слово «деревня» означало двор. Основные занятия жителей деревень и сёл: сельское хозяйство, земледелие и скотоводство.

Не редкостью было когда деревня и сельцо с практически идентичными названиями (не считая окончаний «-о», «-а») с течением времени соединялись в одну большую деревню. Всё зависило от расположения этих двух населённых пунктов.
В случае сц. Шапово Малое с д. Шапова Большая этого не произошло из-за приличного 2-х км. разъезда.
Со временем сельцо Шапово (Малое) превратилось в обыкновенную деревню и как и любое другое русское сельцо утратило первоначальное значение. Деревни стали писать с таким же окончанием как и сёла и сельцы, т.е., с «-о» на конце., что мы и видим в современном названии д. Большое Шапово.

Есть предположение что близлежащие земли Монино, Махино, были потом переименованы в Малое Шапово, Зимёнки.

Путаница заключается в том, что в документах, помимо упоминания о М. Шапово, как Окологороднего стана в 1748, упоминается и три варианта Б. Шапово.
Куда проще разобраться с близлежащими деревнями, например с д. Щадеево на рчк. Мощенке сц. Окологородний стан (первое упоминание в 1628/29) или с д. Шехманово сц. Окологородний стан. (первое упоминание 1594/7).

Путаница состоит ещё и в том что в разных документах Малое Шапово и Большое Шапово упоминаются то в качестве сельца, то в качестве деревни.

И так, читаем список шаповских землевладельцев, сопоставляем года:

Шапово Малое д. Окологородний стан
1748 ИВАШКИНЫ Григорий, прапорщик и Алексей, кадет Дорофеевичи

И вот теперь. ещё «два Шапова». смущает то что они тоже Окологородние:

Шапово(Мукино, Нидышково ) д. Окологородний стан
1594/7 ИЗМАЙЛОВ Василий Яковлевич

Шапово(Прудище) д. Окологородний стан
1594/7 МОКРИНСКИЕ Денис и Тренка Прокофьевы
1594/7 МОКРИНСКИЕ Сенка и Федор Степановы

Большое и Малое Шапово упоминается и в книге Списки населённых мест Рязанской губернии по сведениям 1859 года (Издана в 1862).
В этой книге есть более подробная информация о деревне, количество жителей, домов и тд.
Читая её, узнаём, что в те времена через окрестные деревни, сельца и сёла лежала Большая верстовая дорога из г. Рязани в г. Зарайск.

Как видим, Большое Шапово в середине XIX века превоходило по числу жителей (390) все окрестные деревни и даже некоторые сёла, такие как Тюшево (350) и Горяйново (341).

РОДОВОЙ СПИСОК ПОМЕЩИКОВ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ Д. БОЛЬШОЕ ШАПОВО

1594 /7 Василий Никитин пуст. Шапово-Монино-Махино
(Сокращение «Пуст.» – пустошь, что означает невозделанный, заброшенный или незаселенный участок земли).
1628/9 Иван и Михаил Петровичи д. Шапово-Монино-Махино
1628/9 Юрий Васильевич и Игнатий Глебович д. Шапово-Монино-Махино
1646 Михаил Петрович д. Шапово-Монино-Махино
1677 Федор и Василий Петровичи д. Шапово-Монино-Махино

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *