включенным называется такой вид наблюдения при котором
Метод включённого наблюдения в психологии с примерами – его плюсы и минусы
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Включенное наблюдение – это один из самых распространенных научных методов, который используется в основном в социальных науках (в том числе и психологии) для изучения поведения человека в реальных ситуациях. Ты, даже не имея психологического образования, вполне могла использовать его в студенческие годы и даже не знать точного названия.
Понятие метода включённого наблюдения
В случае включенного наблюдения наблюдающий сам является частью события, например, как участник группового обсуждения. С его помощью можно изучить поведение человека в настоящих ситуациях, то есть результат будет более точным для специалиста.
Включенное наблюдение характеризуется тем, что ты активно участвуешь в происходящем, несмотря на то, что находишься в позиции наблюдателя. Возможно принять участие в групповом обсуждении или в мероприятии, на котором необходимо понаблюдать за поведением конкретного человека или нескольких людей.
Это должно дать представление о поведении других. Особенно хорошо этот метод работает на психологических тренингах, но и на личных консультациях неплохо себя зарекомендовал.
Для этого нужно лично принимать участие в тех же мероприятиях, что и объекты изучения, и лично знакомиться с ситуацией. Но специалист наблюдает на определенном расстоянии.
Чтобы использовать включенное наблюдение в качестве метода для тезиса, психолог заранее выбираете определенные аспекты, которые хочет изучить и оценить в ходе своего эксперимента. Часто нет необходимости ничего документировать, но в исключительных случаях возможно создания протокола наблюдения, в котором записываете весь опыт.
Включенное наблюдение дает возможность:
В качестве примера можно рассмотреть исследовательский вопрос. Например, какие формы контакта можно наблюдать у школьников во время перемены? А методом будет пользоваться школьный психолог.
Это включенное наблюдение, потому что он активно играет с детьми и проводит с ними перерыв, чтобы лучше понять их чувства. Он анализирует и группу, и конкретных участников. В дальнейшем получится использовать эту информацию в работе с детьми. В процессе игры психолог обнаружит много вариантов контакта между школьниками.
Включенное наблюдение разделено на 4 основных этапа работы:
Как подготовить включенное наблюдение
Важно заранее тщательно спланировать весь процесс.
Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.
Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.
Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:
Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.
Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.
Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.
Как провести включенное наблюдение
Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.
Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.
Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.
Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:
Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.
Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.
Сбор результатов
Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении. Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда.
Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.
Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.
Протокол наблюдения: пример
Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей).
Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.
Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.
День наблюдения: вторник.
Начало наблюдения: 11.30.
Фото автора cottonbro: Pexels
Юлия внимательно оглядывается по сторонам и спрашивает: «Хочешь поиграть, Даша?» Пока девочки играют в какую-то настольную игру, Юля активно что-то рассказывает подруге и подсказывает, как той играть.
Когда она снова смотрит на Дарью, обнаруживает, что за спиной стоит третья школьница и робко просит принять ее в игру. Юлия уверенно отклоняет просьбу коротким «Нет!» Указывает, что она этого не хочет.
Оценка наблюдения
Наблюдение оценивается путем анализа заранее созданного протокола наблюдения. Для этого можно кодировать ранее созданный текст протокола.
Процесс кодирования состоит из 2 простых шагов:
Сначала устанавливаются определенные коды, которые отражают основные темы наблюдения. Можно назначить им фрагменты текста.
Юля спрашивает: «Хочешь поиграть, Дарья?» – Намерение, включение
Другая девочка хочет знать: «Можно ли поиграть с вами?» – Инициатива, инклюзия
Затем сравнить все коды друг с другом и посмотреть, получится ли распознать категории более высокого уровня.
Теперь подвести итоги своих выводов, объяснив основные категории и их отношение к исследовательскому вопросу.
Преимущества и недостатки участия в наблюдении
Включенное наблюдение позволяет анализировать реальное поведение. Однако нужно хорошо знать его преимущества и недостатки, прежде чем использовать этот метод для своей работы.
Преимущества включенного наблюдения:
Недостатки включенного наблюдения:
Этот метод знаком многим, его элементы активно используются даже в повседневной жизни, но, если подходить тщательно, то процесс непрост и результаты не всегда однозначны.
Включенным называется такой вид наблюдения при котором
В зависимости от степени участия исследователя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.
При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – он просто регистрирует ход происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется за массовыми процессами, оно применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующие исследователя явление, факт.
Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Иными словами, исследователь «сливается», «сживается» с наблюдаемой средой, коллективом. Существенно то, что наблюдаемые начинают исследователя считать своим членом данного коллектива и соответственно к нему относится. Например, исследователь вместе с учащимися участвует в различных воспитательных мероприятиях: в организации и проведении вечеров, дискотек, общественно полезном труде, в многообразных конкурсах, спортивных играх.
Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.
Социология. Тест 58
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает
вопрос, который не получил ответа
вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов
вопрос, сформулированный предубежденным образом
вопрос, на который можно ответить как угодно
2. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях
сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента
облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных
упорядочения получаемой первичной информации
помощи респонденту в понимании подлинного замысла исследователя
3. В основе классификации данных социологического исследования лежит
группировка данных по заданному признаку
расположение данных в ранжированном ряду
занесение данных в заранее заготовленные таблицы
расстановка статистических данных по различным кластерам
4. Под вероятностной выборкой понимают
выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения полученных результатов с тем, что есть на самом деле
совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности
выборку, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав
подбор респондентов в соответствии с общим замыслом исследования
5. Репрезентативностью социологического исследования называется
величина, характеризующая объем и масштабы исследования
понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных
степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой
совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» генеральной совокупности
6. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором
условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем
наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности
исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников
исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение
7. Патефонные пластинки начала века послужат источником первичной социологической информации при использовании следующего метода
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент
8. Непосредственное участие социолога в работе рабочей бригады послужит источником первичной социологической информации при использовании следующего метода:
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент
9. В ходе социологического опроса выявляются
данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности
объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции
документальные отображения фактов социальной реальности
субъективные мнения людей, которых называют респондентами
10. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитывает 12 967 человек, то шаг выборки будет равен
100
130
150
200
11. Суть эмпирической социологии состоит в
составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке
изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа
составлении выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений
подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации
12. Верным является суждение
Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным
Одна из отличительных черт социологического опроса — количество респондентов (объем выборочной совокупности)
Перепись населения — разновидность сплошного опроса
В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество
13. Словарь переменных — это
толкование значений каждой из переменных исследования с сопоставлением определений различных авторов
логический анализ смысла вопросов
сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них, кодов, указанных в анкете, а также номеров позиций, которые занимает данная переменная в строке матрицы базы данных
исследовательская интерпретация смыслового значения используемых понятий
14. Модальной категорией в линейном распределении называется
разновидность способа заполнения рядов распределений
то значение переменной, которое встречается среди данных наиболее часто
то значение переменной, которое встречается среди данных наименее часто
наименование заголовка таблицы
15. Укажите, по какой шкале выстроены наборы вариантов ответов на следующий вопрос анкеты, применявшейся в одном из опросов:
«Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?
А) да
Б) нет
в) не помню»
номинальная
интервальная
ранговая
метрическая
Включённое наблюдение
Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:
* участник как наблюдатель
* наблюдатель как участник
полный наблюдательТакой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.
В антропологии и других областях науки насыщенным описанием человеческого поведения является то, с помощью которого можно объяснить не только поведение, но и контекст, то есть, когда действие приобретает смысл, понятный для окружающих.
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» в других словарях:
Включенное наблюдение — Включенное наблюдение изучение социальной группы «изнутри». Включенное наблюдение качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях. Это форма полевых исследований,… … Википедия
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — (participant observation) метод социального исследования, в котором исследователь становится участником естественным образом происходящей социальной активности. Сторонники метода считают его более удобным, чем такие, как экспериментальные методы… … Большой толковый социологический словарь
Включенное наблюдение — метод изучения учащихся учителем, работающим с ними и одновременно параллельно изучающим их особенности. Это метод «участвующего наблюдения». Учитель – наблюдатель при этом активен: он меняет условия, способы взаимодействия с учащимися и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
включенное наблюдение — вид наблюдения, в процессе которого наблюдатель естественно включен в совместную деятельность с теми, за кем он ведет наблюдение … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Включенное наблюдение — Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта. Позволяет свести до минимума влияние наблюдателя на речевое поведение информантов. ♦… … Словарь социолингвистических терминов
включенное наблюдение — Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Включенное наблюдение — Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Включенное наблюдение — – метод, когда исследователи систематически наблюдают за людьми, присоединяясь к их обыденным занятиям … Словарь-справочник по социальной работе
НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия
НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ — метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств, значимых для целей исследования, а также на их фиксации… … Энциклопедия культурологии