включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Арт-терапия для детей: увлекательные техники

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности.
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию

Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать.

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе.

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Источник

Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии

Подготовила: преподаватель хореографии МБУ ДО «ДШИ им. А. А. Бойцова»,І квалификационной категории Нутрихина Е. Н.

Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии

В современном обществе социальная ценность человека является главным показателем его успешности, но большие перспективы открыты в первую очередь здоровым людям. *В наше неспокойное время ребёнок подвержен постоянным стрессам. Едва ли можно усомниться в том, что образовательные учреждения, в частности, школы являются местом, где ребенок получает наибольшее количество стрессов, а порой и психологических травм (требование дисциплины на уроке, ограниченное пространство, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки, так и в неблагополучной домашней обстановке (чрезмерная требовательность или наоборот недостаточное внимание).

В то же время давно установлено, что такого рода переживания, равно как и физические негативные ощущения, оставляют на теле человека отпечатки, что связано с наличием у нас так называемых «запоминающих зон». Всё это вызывает внутреннее напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки.

*На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, разрядиться. Если мы обратим внимание на маленьких детей, то увидим с какой грацией и непосредственностью они ведут себя, передавая свои переживания и общаясь с миром посредством движения. *Чем старше становится ребенок, тем больше снижается его двигательная активность. В результате переживаний и эмоциональных проблем возникают психологические зажимы на теле. *Выражаются они не только в скрытности, робости и замкнутости, но и в сутулости, зажатости, пассивности и малоподвижности. Порой дети даже не могут от души посмеяться.

*Дети борются с перенапряжением тремя путями:

1) находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их походке, в мышечном напряжении;

2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут ходить во время урока, на переменах снимают агрессию в драках друг с другом; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку.

3)демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще. Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на переменах, а в их дневниках преобладает оценка «удовлетворительно».

Учителей более всего беспокоит агрессивное поведение детей, но хронические стрессы приводят и к вегетативным функциональным расстройствам, и даже к органическим изменениям внутренних органов.

В античной Греции Пифагор, Платон, Аристотель считали, что музыка поддерживает гармонию не только во всей Вселенной, но и восстанавливает её в человеческом организме. Аристотель считал, что музыка по своей природе принадлежит к числу тех предметов, которые «доставляют приятное» и предлагал подкреплять интерес к выполняемому делу приятным музыкальным сопровождением.

В процессе размышлений он приходит к следующему заключению: «. Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».

*Танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся постоянно. *Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. Мы попросту гораздо лучше себя чувствуем.

При прослушивании танцевальных ритмов так и хочется пуститься в пляс. *А танцы, как разновидность двигательной активности, оказывают исключительно положительное влияние на работу сердца и состояние мышечного аппарата. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. *Движение и танец, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, его смело можно определять на занятия детскими танцами.

Занятия любым видом танцев – помогают ребёнку выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.

Уроки танца, сами по себе способные подарить чувство свободы, радости и раскрепощенности, выстроенные с использованием некоторых специальных техник и упражнений, становятся незаменимым материалом для борьбы с такими психологическими зажимами. *В этом случае урок танца начинает выполнять функцию арт-терапиии способен решать следующие задачи:

-помощь в тренировке расслабления и концентрации;

-развитие креативности внутреннего «Я»;

-развитие творческого воображения;

-снятие напряженности в отношениях в классе;

-тренировка умения слушать и слышать других;

-снятие телесных напряжений;

-интеллектуальное развитие в области таких видов искусств, как танец и музыка;

-выявление проблем у отдельно взятого ребенка и у класса в целом;

-корректировка проблем отдельно взятого ребенка и класса в целом.

*Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.

*В этой связи хотелось бы особо сказать несколько слов относительно классического танца. Дело в том, что существует точка зрения, согласно которой он мешает раскрытию чувств, так как его вытянутые строгие формы требуют заучивания. Однако мне кажется вполне целесообразным применять его в танцевальной терапии, ведь именно этот вид танца заставляет концентрироваться на своем теле, прислушиваться к нему. Не случайно американский терапевт Э. Зигель считал, что техника классического танца ведет к гармонии тела и души. По нашему мнению сочетание на уроках изучаемых элементов классики и импровизации могут стать оптимальной и эффективной формой танцевальной терапии. И здесь основным орудием для нас конечно станет танцевальная игра-импровизация. Объединяя танец и игру, своей основной целью она имеет помочь детям развить и открыть свои тело и душу, переработать напряжение чувств.

*Импровизация поможет справиться со стеснением. Это отличный способ раскрепостить внутренний зажим у детей танцевального коллектива. Его основой являются небольшие уроки импровизации во время учебного процесса.

Для меня как хореографа очень важно правильно организовать учеников и вовлечь их в танцевальную импровизацию, способную раскрыть потенциал каждого танцора.

*Возможно взаимодействие одного, двух, трёх танцоров – это тоже важно рассказать исполнителям. Может они в процессе раскрытия создадут общий танец. В самом начале таких занятий, дети часто бывают зажаты. Но постепенно это проходит, они погружаются в музыку. Я (педагог, являюсь наблюдателем, но не вмешиваюсь в действо, которое творят дети и которое, рано или поздно, избавит их от внутренних проблем.

От урока к уроку стеснение и скованность каждого танцора будут испаряться, оставляя место для свободы мимики и пластики. *Такой результат от уроков свободной импровизации принесет несомненный успех, как всему коллективу, так и любому из его участников. А хореограф сможет уверенно воплощать любые творческие идеи, реализуя их в танец. В коллективе так же важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.

Для детей младшего возраста занятие строится в игре. Игры подбираются с учётом решения поставленных задач: раскрепощение, ощущение свободы своего тела, ощущение пространства и партнёра. Дети этого возраста открыты, свободны, искренни. Они, как пластичный материал, из которого при грамотном подходе можно вылепить впоследствии импровизатора, способного передать в движении, пластике свои мысли и чувства. *В занятияхможно выделить направления развития способности к импровизации:

2. Общение с партнёром;

3. Осмысление движения в творчестве;

4. Набор движений для создания базовой основы к импровизации.

*Что значит творить в танце для детей более старшего возраста?

— соответствовать стилю танца;

— превносить своё, ещё не изученное;

— быть искренним и выразительным.

Для того, чтобы выполнять эти условия, нужно научиться понимать себя в движении и помнить, что танец импровизирующего уникален. Невозможно станцевать два раза одинаковый танец. Этот танец рождается здесь и сейчас.

Импровизация и хореография – равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаковые значимые роли. Задания на импровизацию дают возможность ученикам свободно и раскованно двигаться, в силу своих физических и эмоциональных возможностей, проявить себя не только в учебном процессе, но в создании репертуара коллектива. Но важно помнить, что чем богаче и качественнее музыка, порождающая импровизацию, тем более широкие возможности она открывает.

*Задачи танцевальной игры-импровизации:

-переработать свою агрессию и страх;

-проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя-«Я» и свой внутренний мир;

-развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями;

-развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.

Иногда ребенок не способен придумать какой-либо танцевальный фрагмент. Однако любой детский опыт необходимо поощрять, понимая, что даже самые простые движения, исполняемые по музыку, помогают, с одной стороны, открыть чувства, о которых дети порой даже не подозревают, а с другой-переработать их. Музыка способна удержать в границах импульсы злобы, которые бывают свойственны детям. Они могут перенести свою агрессию, например, в хлопки руками и топанье ногами.

Вывод:*Каково же истинное предназначение музыки и танца в жизни человека?

Музыкотерапия является частью оздоровления, сохранения традиций и гармонизации личности со средой и миром в целом.

Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков итог размышлений о взаимодействии музыки с танцем, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. Музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

1. «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.

3. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.

4. Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает»куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед,на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот,воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».

5. Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)

Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д. :

тяжелое ведро с цементом;

огромную тяжелую доску;

Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

6. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину,петух и кричит: «Ку-ка-реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики,приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки,приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны,приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову,прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой,поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!».Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись

7.«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее,когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

8. Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)

Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол. лежим, отдыхаем, хорошо».

Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

*Список использованной литературы:

1. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы. Электронный ресурс.

2. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство «Речь». 2014г.

3. Жак- Далькроз Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Электронный ресурс

4. Руднева С. Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал. — 1992.–№3

5. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Европа 2006.

6. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапиюФотоотчёт о работе центра игры «Музыкальная сказка» Игровой центр «Музыкальная сказка» В моём игровом центре «Музыкальная сказка» дети с удовольствием играют на любых музыкальных инструментах.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапиюКонсультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапиюКонсультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя»Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Смотреть картинку включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Картинка про включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапию. Фото включают как изобразительное творчество так и музыкальную и танцевальную терапиюПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *