вк коккинаки кто такой

Вк коккинаки кто такой

Коккинаки Владимир Константинович – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина Наркомата авиационной промышленности СССР (город Москва), командир экипажа самолёта «Москва», майор;
старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина, генерал-майор авиации.

Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края). Русский (этнический грек). Старший брат Героя Советского Союза Константина Константиновича Коккинаки. В 1921 году окончил 4-классное городское училище (позже экстерном сдал экзамены за курс школы 2-й ступени). С 1916 года трудился чернорабочим на виноградных плантациях, матросом (1920–1921) и грузчиком (1921–1922) в Новороссийском порту, проводником грузов и экспедитором Юго-Восточной транспортной конторы (1922–1924), вновь грузчиком в порту (1924–1925). В 1925 – начальник физкультурной работы 65-го стрелкового полка (город Новороссийск).

В армии с декабря 1925 года. Окончил полковую школу. До июля 1927 года служил командиром отделения и химинструктором 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии (город Новороссийск).

В декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в марте 1930 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 11-й истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе). В апреле – декабре 1931 – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

В январе 1932 – марте 1935 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16, И-16П и ДИ-4. Участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, в испытаниях «Звена» (бомбардировщика ТБ-1 с истребителями И-4 на крыльях, а также бомбардировщика ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).

В 1934 году на новом истребителе И-16 достиг рекордной скорости у земли – 359 км/ч. 18 августа 1934 года участвовал в первом показательном пилотаже легендарной «красной пятёрки» над Тушинским аэродромом. В следующем году был ведущим пилотажной группы из пяти самолётов И-16, окрашенных в красный цвет, которая 1 мая 1935 года впервые пролетела над Красной площадью.

21 ноября 1935 года на истребителе И-15 достиг высоты 14.575 метров, что являлось мировым рекордом. С самолёта, для снижения веса, были сняты почти все приборы, вместо сидения установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую лётную куртку с унтами и кислородную маску. Т.к. СССР тогда ещё не был членом Международной авиационной федерации (ФАИ), это достижение не было официально зарегистрировано в качестве мирового авиационного рекорда.

В марте 1935 – октябре 1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.

20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). В июле – сентябре 1936 года установил на ЦКБ-26 четыре мировых авиационных рекорда грузоподъёмности. К этому времени СССР уже был принят в ФАИ, и эти рекорды стали первыми советскими мировыми авиационными рекордами.

27–28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – А.М. Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 километров по прямой (полётное время 24 часа 36 минут – лётчик провёл сутки за штурвалом!). Этим перелётом была доказана возможность быстрой переброски бомбардировщиков на Дальний Восток в случае вооружённого конфликта с Японией.

За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Владивосток* и за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1938 года комбригу Коккинаки Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».

28–29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – М.Х. Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 километров по прямой (полётное время 22 часа 56 минут). Из-за плохих метеоусловий был вынужден совершить вынужденную посадку на остров Мискоу (Атлантическое побережье Америки). С 1959 года именно этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

11 июня 1939 года В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко были награждены орденами Ленина и медалями «За отвагу» (единственный случай, когда за один подвиг награждались одновременно орденом и медалью). Положения о дважды Героях Советского Союза тогда ещё не существовало…

В 1939 году В.К. Коккинаки поднял в воздух и провёл испытания машин, которые, уже через год с небольшим составили основу штурмовой и дальнебомбардировочной авиации страны. 21 мая 1939 года он поднял в небо ДБ-3Ф (Ил-4) – глубоко модернизированный ЦКБ-30 (ДБ-3), а 2 октября 1939 года – ЦКБ-55 – будущий Ил-2.

В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР (март 1943 – февраль 1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

За проявленные мужество и мастерство, проявленные при испытании опытных самолётов, а также за многолетнюю лётно-испытательную работу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 года генерал-майор авиации Коккинаки Владимир Константинович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

Летал до октября 1964 года, его общий налёт составил 7.463 часа (из них 2.752 часа – на реактивных самолётах).

Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936–1937 годах – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958–1960 годах – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.

С января 1966 года генерал-майор авиации В.К. Коккинаки – в запасе. После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, а с 1968 года – ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.

Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1959–1967 годах. С 1961 – вице-президент, а в декабре 1966 – октябре 1967 – президент Международной авиационной федерации (ФАИ).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), Заслуженный мастер спорта СССР (1959), лётчик-испытатель 1-го класса (12.1940).

Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 6 орденами Ленина (25.05.1936; 17.07.1938; 11.06.1939; 16.09.1945; 17.05.1951; 22.06.1984), орденом Октябрьской Революции (03.07.1974), 3 орденами Красного Знамени (29.04.1944; 30.04.1945; 12.07.1957), орденом Отечественной войны 1-й (20.09.1947) и 2-й (19.08.1944) степени, 4 орденами Красной Звезды (05.03.1939; 25.11.1941; 03.11.1944; 02.10.1969), медалью «За отвагу» (11.06.1939), другими медалями; иностранными медалями.

Лауреат Ленинской премии (22.04.1960, за разработку и создание пассажирского самолёта Ил-18). Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (09.1965) и ожерелья «Роза ветров» с бриллиантами Международной ассоциации воздушного транспорта (14.01.1965, за первый полёт по кратчайшему маршруту между Европой и Америкой).

Почётный гражданин Новороссийска (1970).

Бронзовый бюст В.К. Коккинаки установлен в городе Новороссийск Краснодарского края. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Новокузнецк (Кемеровская область), Донской (Тульская область), Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Макеевка (Донецкая область, Украина) и Славянск (Донецкая область, Украина), а также в станице Варениковская (Крымский район Краснодарского края). Бюсты установлены также в городе Борисоглебск Воронежской области и в аэропорту Анапы (Краснодарский край), носящем его имя.

В Новороссийске есть улица Братьев Коккинаки. Имя В.К. Коккинаки носят самолёты Ил-96-300 (RA-96011, авиакомпания «Аэрофлот – Российские Авиалинии»), Ил-76ТД-90ВД (RA-76950, авиакомпания «Волга-Днепр») и Як-42 (RA-42446, МЧС России). С 1986 года имя Героя носит танкер «Владимир Коккинаки» (порт приписки – Новороссийск), до 1958 года его имя носили также два пассажирских речных парохода «Коккинаки» (порты приписки – Москва и село Дуденёво Богородского района ныне Нижегородской области).

Примечания:
1) Так в тексте Указа. На самом деле посадка была произведена в городе Спасск-Дальний (т.е. более чем в 150 км от Владивостока).
2) Единственный дважды Герой Советского Союза, получивший обе Золотые Звезды за испытания самолётов.

Воинские звания:
майор (28.02.1938)
комбриг (16.07.1938, внеочередное)
генерал-майор авиации (30.04.1943)

Сочинения:
Как мы летели. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1939;
Курс на восток. М.: Воениздат, 1939.

Источник

Как Владимир Коккинаки одним звонком вождю сделал богачами трех авиаконструкторов

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Сталину нужно отдать должное. Он понимал, что тот, кто победит в небе в итоге станет победителем в войне.

Ну это будет потом, а пока на дворе 30-е годы прошлого века и перед пилотами ставятся немного иные задачи. Они испытывают новые модели самолетов, удивляют вождя фигурами высшего пилотажа и ставят рекорды дальности перелетов. Популярность некоторых пилотов в ту пору можно сравнивать с популярностью звезд современной эстрады.

Одним из них был Советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Генерал-майор авиации. Дважды Герой Советского Союза. Лауреат Ленинской премии. Владимир Коккинаки, который был частым гостем на даче у Сталина и мог запросто поиграть с ним в биллиард или хлопнуть рюмку-другую грузинского коньяка.

В то время, когда от одного взгляда сурового вождя у партаппаратчиков трусливо дрожали колени летчик мог говорить с вождем на равных и даже просить его об одолжениях.

Сталин и лётчики. Из воспоминаний В. Бротмана

— Слушай, в каком часу пришло позавчера постановление о награждении конструкторов?

(СНК постановил наградить Ильюшина, Поликарпова и Архангельского по 100 000 руб. и «ЗИС»у.)

Приехали. Сначала, как водится, сыграли пульку. Володя играл смело, но расчетливо, умно. Затем мы пошли в кабинет. Он оживленно и волнуясь рассказывал:

— Понимаешь, позавчера, около часу ночи (с 28 на 29 октября) раздается звонок. Слушаю. Говорит Сталин.

— Я, товарищ Коккинаки, хочу пред вами извиниться.

— Да, да. Извиниться за вчерашний прием. За то, что Вам такого не сделали.

— Да что Вы, т. Сталин! Меня встретили и приняли как Бога, на даче, что может быть лучше. И вообще всем доволен. Я стою и краснею.

— Нет, надо было иначе.

— Разрешите, т.Сталин, раз уж Вы позвонили, обратиться к Вам с одним вопросом.

— Вот тут нелепое положение получилось. Возьмем писателя — с каждого экземпляра книжки получает, драматург — с каждого представления. А вот есть у нас конструктора — немного их ведь — так бедствуют. Ильюшин машину продал, Поликарпов — фамильный рояль.

— Насчет Поликарпова — мне сказали, а относительно Ильюшина — совершенно точно сам знаю. Он, по совести говоря, занял у меня деньги, продал машину и отдал.

— Ну это дело поправимое. Большое Вам спасибо, что сказали. Я не знал.

— И еще, т. Сталин. Вот все заводы наградили, а наш нет. Я летал, ставил рекорды, меня награждают, а людей, которые все это обеспечили — нет. Совестно в глаза смотреть. А ведь завод хороший.

— Это поправимо. Составьте список. А как вообще Ваши дела?

— Ничего. 350 получилось.

— Верно? Это хорошо. Зайдите, поговорим. Нам нужно собраться вместе с Вами и Громовым и поговорить.

— Мне независимо от разрешения нужно готовить машину.

— Когда Вы думаете лететь?

— Нужно, чтобы машина была готова к апрелю. Это значит — готовить сейчас.

На том беседа закончилась Володька доволен до черта.

Вот так простой летчик, в течении «дежурных суток» сделал богачами трех авиаконструкторов.

Источник

Владимир Коккинаки и его «рекордный багаж»

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

17 июля исполняется 85 лет с того дня, когда летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский мировой авиарекорд. На ильюшинском самолете ЦКБ-26 он выполнил подъем груза 500 кг на высоту 11 458 м. Коккинаки стал первым в СССР, чей рекорд был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией (ФАИ).

«Я решил начать «наступление» на таблицу мировых рекордов. Нам приходилось много работать, потому что советская авиация ступила на мировую арену без какого бы то ни было «рекордного багажа», – вспоминал позднее Владимир Константинович. С этого момента наши летчики подарили стране огромный «рекордный багаж», и сегодня Россия занимает одно из ведущих мест в мире по количеству завоеванных авиационных рекордов. На счету самого Коккинаки 24 мировых рекорда на различных типах самолетов. Вспоминаем самые яркие из них.

Мечты о небе

Владимир Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске, в большой семье, корни которой восходят к понтийским грекам. Интерес к небу у мальчишек тех лет был настолько велик, что пятеро из братьев Коккинаки пошли по авиационной стезе, а с одним из них Владимиру даже пришлось позже летать в одном экипаже. В юности будущий рекордсмен отличался недюжинной силой, с охотой брался за тяжелую физическую работу, успешно занимался спортом. После окончания в 1930 году Борисоглебской военной авиационной школы летчиков командование отмечает способности Коккинаки и предлагает стать испытателем авиатехники.

Работа летчика-испытателя в те годы считалась высшей ступенью летного мастерства. Задача испытателя – помочь конструкторам довести новую машину до совершенства. Эта работа полна риска, требует высокой отдачи, огромного запаса знаний и умений.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такойО своей профессии Коккинаки рассказывал так: «Испытывая самолеты, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества, и в первую очередь наибольшую скорость, предельный потолок, максимальную дальность. Работа испытателя самолетов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива. Мы стремимся полностью изучить самолет, чтобы после нас никто не мог что-нибудь добавить к его характеристике. Нашу работу нельзя выполнять формально, казенно. На испытателе лежит огромная ответственность». Коккинаки с головой уходит в испытательские будни сначала в НИИ Военно-воздушных сил РККА, затем – на авиазаводе им. Менжинского.

В 1935 году Владимир Константинович приходит старшим летчиком-испытателем в КБ Ильюшина, и в следующие 30 лет все машины фирмы будут проходить через его руки. Примерно в это время Коккинаки увлекается фигурным пилотажем, максимально раскрывающим возможности самолета. Весной 1935 года он возглавляет первую пятерку истребителей-пилотажников для первомайского парада на Красной площади. А в апреле 1936 года Коккинаки первым в стране выполняет петлю Нестерова на двухмоторном самолете – опытном бомбардировщике ЦКБ-26. Росла и развивалась советская авиация, вместе с ней рос опыт Коккинаки, близилось время рекордов.

Покорение высоты

Высотные полеты заинтересовали Владимира Константиновича еще в 1932 году. Большая высота давала массу преимуществ: увеличение скорости полета, хорошую видимость, защиту от наземной артиллерии, широкие возможности для ведения боя и захода в глубокий тыл врага. В то время мировые рекорды по высоте полетов принадлежали иностранцам. Коккинаки, убежденный в качестве советских машин и уровне подготовки пилотов, ставит перед собой задачу сделать СССР новой родиной авиационных рекордов.

21 ноября 1935 года Коккинаки впервые покусился на международный рекорд высотного полета. До этого он уже преодолел отечественный максимум высоты. Для экономии веса горючее в самолет заправлялось только для взлета, спуск планировался с выключенным двигателем. Температура на высоте достигала –50 градусов, и, по словам пилота, последние 1,5 тыс. м самолет уже не подымался, а, можно сказать, медленно карабкался на четвереньках по воздушным ступенькам.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Когда в 1936 году Советский Союз вступил в ФАИ, Владимир Коккинаки решил повторить свой рекорд, но уже с нагрузкой. Полеты с грузом более приближены к реальности, чем абсолютные рекорды высоты – они демонстрируют, что самолет с запасом горючего и, например, авиабомбами может выполнять сложные миссии на большой высоте.

17 июля 1936 года в ильюшинский моноплан ЦКБ-26, которому пилот верил как самому себе, загрузили полтонны груза. Коккинаки поднялся в небо и примерно через час уже был на земле, принимая поздравления с первым в СССР авиарекордом, признанным по международным стандартам. Владимир Константинович с 500 кг груза поднялся на высоту 11 458 м, побив на 1173 м рекорд французского пилота Синьерина. Но на этом Коккинаки не останавливается и в следующие два месяца ставит еще несколько мировых рекордов высоты с различными грузами. Победа Коккинаки вдохновила советских летчиков на новые рекорды, а сам он через двадцать лет еще раз обновит рекордную таблицу высот, уже на самолете Ил-18.

«Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки»

Покорив высоту, Коккинаки включается в борьбу за рекордную дальность полетов. Увеличение радиуса полетов, межконтинентальная связь, расширение возможностей бомбардировщиков − все это было очень актуальными задачами того времени. Летом 1937 года вместе со штурманом Бряндинским на том же самолете ЦКБ Владимир Константинович отправляется в полет по маршруту Москва — Севастополь — Свердловск — Москва. По словам Коккинаки, это был один из самых трудных рейсов в его практике. Средняя скорость полета составила 325 км/ч, благодаря чему было установлено три мировых рекорда скорости на участке 5000 км. С такой скоростью до Коккинаки еще никто не летал.

Возникает идея проложить кратчайший воздушный путь из СССР в США. В июне 1938 года в качестве тренировочного полета Коккинаки и Бряндинский совершили перелет на самолете ЦКБ-30 «Москва» из Москвы в Спасск-Дальний (Приморский край), пролетев всю страну чуть более чем за сутки. За этот полет оба летчика получили звание Героев Советского Союза, а также доказали пригодность самолета к броску между континентами.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой
Экипаж Владимира Коккинаки встречают в Спасске-Дальнем, 28 июня 1938 г

После этого полета в народе появилась частушка, в которой вместе с Коккинаки упоминается военный министр Японии Садао Араки, призывавший к захвату советских территорий:

«Если надо, Коккинаки
Долетит до Нагасаки,
И покажет он Араки,
Где и как зимуют раки».

В отличие от межконтинентальных полетов Чкалова и Громова через Северный полюс, Коккинаки выбирает другой маршрут – через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию и Северную Атлантику, над тысячами километров воды. 28 апреля 1939 года самолет стартовал из Москвы на запад. Из-за сильной облачности приходилось лететь на большой высоте, испытывая кислородное голодание. Американская непогода заставила посадить самолет не в США, а на небольшом канадском острове Мискоу. За 22 часа 56 минут, покрыв расстояние 8000 км (6516 км по прямой), Коккинаки и штурман Гордиенко проложили кратчайший маршрут между Европой и Америкой. В 1959 году этот воздушный путь стал официальным летным маршрутом регулярных рейсов Москва – Нью-Йорк.

Пионер розы ветров

Во время Великой Отечественной войны Коккинаки консультировал авиастроителей и фронтовых пилотов, руководил всей летно-испытательной службой страны и сам продолжал испытывать самолеты. Важную роль в ходе войны сыграли выпестованные Ильюшиным и Коккинаки бомбардировщик Ил-4 и штурмовик Ил-2. Последний немецкие солдаты называли «черной смертью», а немецкие летчики − «бетонным самолетом».

В середине 1950-х годов Владимир Константинович испытывает один из первых советских турбовинтовых лайнеров – дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолет, Коккинаки ставит новые рекорды. Примечательно, что в одном полете с ним работает бортинженером брат − Павел Константинович Коккинаки. В 1958 году уникальный экипаж ставит три рекорда высоты с грузами 5,10 и 15 т. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полета на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой
«Летающий танк» Ил-2

Тогда Владимир Константинович сказал шутливую фразу, за которой скрывается тяжелая и порой опасная работа летчика-испытателя: «Мы, летчики, находимся в очень выгодном положении. Народ дает средства, рабочие на заводах строят самолеты, конструкторы работают над созданием совершенных машин, а мы − садимся, летаем и пожинаем лавры». Все свои международные рекорды (а их в багаже Коккинаки было 24 – больше, чем у любого другого пилота в мире) он ставил не для личной славы, а ради престижа страны и укрепления ее обороноспособности.

В 1957 году Коккинаки был награжден второй медалью Героя Советского Союза, в 1959 году ему присвоено звание заслуженный летчик-испытатель СССР, а в 1965 году Международная авиатранспортная ассоциация наградила пилота бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» за открытие кратчайшего авиапути из Европы в Америку.

В 1964 году Владимир Константинович закончил карьеру испытателя. Его последним самолетом был межконтинентальный авиалайнер Ил-62, одновременно ставший и последней работой Сергея Владимировича Ильюшина, с которым Коккинаки связывали долгие профессиональные и дружеские отношения.

Источник

Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства

Фамилия Коккинаки навсегда вписана в мировую историю авиации. Однако, как это часто бывает сияние ярких звёзд не только освещает путь, но и слепит. Так, слава Владимира Коккинаки и его брата Константина невольно затмили других авиаторов крылатой семьи, но и даже историю собственного необычайно тяжёлого детства и юности и самого происхождения этих великих русских авиаторов с греческой фамилией. Я намеренно пишу русских, так как не берусь спорить с легендарным Владимиром Коккинаки, который во всех анкетах в графе национальность писал «русский». Странность? Отнюдь. В рамках нашей державы национальность – это производная самосознания и принадлежность к культуре, а не анализ крови.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Семья Коккинаки была многодетной. У главы семейства Константина Павловича и Натальи Петровны появилось на свет девять детей. Но времена были тяжёлые, да и банального фельдшера не всегда сыщешь, поэтому выжили семеро. Шестеро братьев – старший Георгий (родился в 1900 году), Владимир (1904 г.), Павел (1906 г.), Константин (1910 г.), Александр (1914 г.) и Валентин (1916 г.). И единственная дочь – Татьяна, родившаяся в 1902 году. Все они родились в Новороссийске. Однако сам глава семьи Константин Павлович родился в Одессе, окончил начальные классы греческой школы и знал не только русский и греческий, но даже один из еврейских языков, так как вырос в «одесском» дворике. Для того времени Константин был весьма образован, в армии его даже назначили писарем. В Одессе родилась и будущая мама легендарных авиаторов Наталья Петровна Гук, смешанных русско-малороссийских корней.

Принято считать, что Коккинаки – понтийские греки, называющие себя иногда также ромеями. Однако происхождение семьи Коккинаки куда более туманно. Сначала приведу нюансы общепринятой версии появления «греков» Коккинаки в Российской империи.

Как вспоминала дочь Владимира Константиновича Коккинаки Ирина, когда отец приехал 1960-х в Грецию на очередную конференцию Международной авиационной федерации (Federation Aeronautique Internationale, FAI), греческие спецслужбы и местные газетчики начали рыть землю, чтобы найти корни советского лётчика. Так выяснилось, что до приезда в Россию семья Коккинаки жила на острове Родос. И вот тут начинается настоящий детектив, некоторые исследователи не остановились на этом.

Вскоре, стало известно, что и Родос, возможно, не был прародиной Коккинаки. И когда-то этот род жил в Италии и покинул её после участия в одном из восстаний против местной власти, и фамилия их была иная, итальянская – Коккини.

И вот тут-то и берёт начало, так скажем, «гарибальдийская» версия. Если ей верить, то род Коккинаки в самом деле жили в Италии и бежали оттуда, потому что часть семьи примкнула к Джузеппе Гарибальди, последнего же подвела фортуна. Однако, учитывая характер расселения греческого народа по всему Средиземноморью, были ли они итальянцами, или же греками – определить невозможно. Единственное, что можно утверждать наверняка это их средиземноморские корни и не такой уж длинный в контексте истории путь с Запада на Восток, пока судьба не прибила их к берегам Цемесской бухты в Новороссийске.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Владикавказская железная дорога и элеватор

В 1888 году была закончена ветка Тихорецкая – Новороссийск Владикавказской железной дороги. Именно на ней и проработал Константин Павлович Коккинаки всю жизнь. Город активно строился и развивался, бойкий торговый порт, мощные цементные заводы – всё это манило безработных даже из заграницы. Поэтому, верно, новороссийский «котёл» не смущали ни национальность горожан, ни их фамилии. В Новороссийске жили русские и армяне, персы и греки, евреи и турки и т.д. и т.п. Даже чехи обосновались здесь, основав два посёлка, что потом вольются в город как районы, Кирилловка и Мефодиевка по имени любимых в Чехии святых Кирилла и Мефодия.

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Однако, жизнь рабочих, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Бараки, низкая зарплата, регулярное недоедание – всё это непременные спутники рабочего класса начала прошлого века. Даже газеты того времени не скрывали факта грубой эксплуатации рабочих. Так «Кубанские областные ведомости» обвиняли АО «ВлЖД» (Владикавказские железные дороги) в скупости и пренебрежении к собственным рабочим, которые были вынуждены «нанимать комнатку в Мефодьевском поселке в одну кубическую сажень, где отдыхали до 10—15 человек».

Семья Коккинаки жила ничем не лучше других. Скромный домишко семейства располагался посредине сплетения железнодорожных путей. Иногда мальчишкам Коккинаки даже приходилось носить одни единственные приличные штаны на всех по очереди, когда надо было идти в школу. Всё жалованье отца уходило на еду, а едоков как мы видим было предостаточно. Порой отец с сыновьями ночевали на полу, а «привилегированные» спальные места доставались женской половине семьи. К примеру, дочка Татьяна спала на шикарном одноместном… сундуке. Благо Наталья Петровна была мастерицей и превосходной домохозяйкой из тех, кто из ничего способен сделать кое-что. Впрочем, в те времена это не было редкостью. Моя прабабушка знала все грибные и ягодные места в округе – сейчас же радуешься, если девушка тебя поганками не накормила.

Так или иначе, работала вся семья. Например, будущий генерал-майор авиации СССР Владимир Коккинаки в возрасте одиннадцати лет устроился работать на плантации виноградников Абрау-Дюрсо. При этом слово плантации я использую не ради красного словца, а в качестве наиболее точного термина описывающего тамошние порядки. Детский труд, летнее палящее солнце, заставляющее кожу пузыриться, площадная брань и нередкое рукоприкладство – вот реальность начала века.

Сначала Володя круглый день собирал мелких вредителей – работа простая, но в летнюю жару утомительная и изматывающая. Потом его «повысили», взгромоздили увесистый металлический баллон с порошком серы, шлангом и рычагом для накачивания. Пошатываясь под тяжестью груза, будущая легенда авиации пошёл в химическую атаку против грибков и прочей сельскохозяйственной гадости. И всё это без какой-либо защиты, руки Владимира Коккинаки огрубели, ноги изъела сера, но главное приходилось серой дышать. Так он работал долгих два месяца. Как-то это не вяжется с открыточной картинкой хруста пресловутой французской булки и брызг шампанского, ради которого мальчишка Коккинаки гробил своё здоровье?

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Митинги «Новороссийской республики»

Но более чем скромный быт, низкая заработная плата и тяжёлые условия труда, верно, не сыграли такой роли как само время, время великих и страшных событий и сотрясений. В 1905 году в Новороссийске начались забастовки железнодорожных рабочих, подавленные жёстко и быстро, включая расстрелы и репрессии. Позже было создание Новороссийской республики, просуществовавшей считанные дни и утопленной военной экспедицией в крови. И это было только начало. Забастовки и ответные репрессии, острая политическая борьба стала повседневной реальностью.

Самыми страшными, разумеется, на фоне других лет, стали 1914-1920-е годы. Хронологически расписывать эти события – это открыть тему для нового объёмного материала. Посему приведу лишь примерный список тех, кто успел «погулять» в Новороссийске с начала Первой Мировой вплоть до Новороссийской катастрофы, коих вспомнил Владимир Коккинаки – «белые, красные, бело-зелёные, донцы, казаки, немцы, англичане, шкуровцы, в полосочку, кого только не было».

Опять же приведу воспоминания Владимира, коих осталось больше, нежели воспоминаний его братьев (не менее заслуженных): «Идут с винтовками двое каких-то «борцов за идею». Навстречу хорошо одетый человек в сапогах. Один из тех, что с винтовками, толкает приятеля в бок и показывает на встречного мужика – «О, Грицко, глянь, це ж той, кого мы шукаем». Поставили его к стенке, на моих глазах расстреляли, забрали сапоги и ушли».

вк коккинаки кто такой. Смотреть фото вк коккинаки кто такой. Смотреть картинку вк коккинаки кто такой. Картинка про вк коккинаки кто такой. Фото вк коккинаки кто такой

Бегство из Новороссийска

Всё это привело к тому, что даже местное население, не принадлежащее к классу рабочих и даже не разделяющее социалистические взгляды, в итоге стало абсолютно лояльным к «красной власти», пришедшей в город в 1920 году. Для семьи Коккинаки же приход Красной армии – конец страху и новые надежды.

Пройдёт ещё немного времени, и Владимир Коккинаки взмоет в небо, а уже вслед за ним возвысятся над землёй и Павел, и Константин, и Александр, и Валентин. Не всем из них будет суждено прославиться, не все из них останутся в живых после Великой Отечественной. Но это уже другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *