виверна это кто такой
Виверна
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Our Wyverns Are Different. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Виверна — это близкий родственник дракона, своего рода «недодракон». В классической мифологии и геральдике главная визуальная разница между драконом и виверной заключалась в количестве лап: у дракона шесть, у виверны черыре, крылья тоже по своему конечности. В настоящее время драконов часто изображают с четырьмя лапами, как и виверн. В чём же тогда разница?
А разница в том, что виверна — куда менее могущественное существо. Если драконы разумны, то виверны неразумны или полуразумны. Если драконы умеют дышать огнём, то виверны только плюются ядовитой слюной (или имеют ядовитый шип на хвосте). Куч золота в логовах виверн вы также не найдёте, но и проблем с убийством её встанет куда меньше.
Содержание
Пятиминутка реальности мифологии [ править ]
Часто можно встретить заявление, мол «виверны это отдельный вид, и в отличие от драконов у них две ноги». Это не так, но не совсем. Взглянув на средневековые картины и бестиарии, можно увидеть, что стандартный средневековый дракон имеет вполне себе две ноги. В плане разумности виверны были на одном уровне с другими драконами, а именно вели себя как животные, причём довольно вредные. Куч золота они оба в большинстве своём не копили, предпочитая терроризировать деревни и города и поедать скот и людей. Огонь вивернам приписывается довольно редко. А вот что часто является их отличительной особенностью, так это кончик хвоста, который принимает самые различные формы, вроде сердца, наконечника стрелы или просто шипа. И да, он бывает ядовитым
Дело в том, что мифология, особенно средневековый европейский фольклор, даже близко не является чем-то монолитным и согласованным. Буквально в каждой второй деревне когда-то был свой дракон. Ну или виверна/накер/линдворм/тарраск, что отличаются лишь названием и парой косметических черт. Но откуда же тогда взялся такой миф? Ответ — из геральдики. Дело в том, что в этом ремесле необходимо наиболее точно описать все фигуры на гербе, их положение и цвет. Именно для этого дракона пришлось «разделить» на дракона (крылья и 4 ноги), виверну (крылья и две ноги), амфиптер (только крылья), линдворм (только 2 ноги) и гивр (змееподобный монстр). При этом даже эта версия имела место преимущественно в английской геральдике. В других странах двуногий дракон всё ещё считается полноценным членом драконьего общества. В российской геральдике в своё время даже порывались исключить из их числа дракона четвероногого, переименовав его в змея, но от этой идеи отказались.
С течением времени разные интерпретации и версии смешивались, и таким образом образ виверны стал таким, каким мы его видим сейчас в фентези. Хорошо ли то, что этот образ не соответствует первоисточнику? Вам решать.
Виверн
Виверн (англ. Wyvern) — принадлежит к семейству дракона и имеет очень важное значение в орлесианской культуре. Довольно редкие и грозные существа, которых, несмотря на дикий нрав, можно приручить. Примером может служить ручной виверн герцога Проспера де Монфора, Леопольд.
Содержание
Внешний вид и повадки [ ]
Взрослый виверн почти такого же размера, как дракон, однако в отличие от грациозного и гибкого ящера виверн — плотный и приземистый. У виверна сплюснутая, квадратная голова, разделённая на две почти равные половинки пастью, из которой торчат клыки. Шкура этих свирепых тварей имеет яркую, кричливую раскраску.
Хотя вивернов считают родичами змеев и драконов, виверны отличаются от остальных драконоподобных как физическими данными, так и поведением. Виверны — одиночки, яростно защищающие свои земли от посягательств других зверей и вивернов в том числе. Бесстрашный виверн будет защищать собственную территорию даже от драконов, которые в бою куда сильнее их. Иногда территории нескольких вивернов пересекаются, и в таком случае они будут совместно кормиться и утолять жажду на общих охотничьих угодьях, однако подобное долго не продлится. Шумные демонстрации превосходства и вонючий помет, которые оставляют эти твари, снижают вероятность стычек, способствуя тому, что каждый виверн будет свирепо защищать территорию, которую считает своей.
Мест естественного обитания вивернов не так много: это лишь несколько горных цепей Тедаса — каменистые равнины, местами бесплодные, местами — покрытые растительностью. Виверн в таких местах занимает место на вершине пищевой цепочки. Обычно виверны не делают различия между разумной и неразумной дичью. Они с одинаковой охотой полакомятся как пасущимся скотом, так и дикими волками, представителями как своего вида, так и цивилизации. Часто виверны заражают жертву своим ядом и оставляют бродить, пока та не умрёт — возможно, подобная тактика вызывает у них некое подобие азарта, а, может, просто облегчает им жизнь.
Крылья виверна — плотные, но плохо сформировавшиеся отростки. Хоть виверны не умеют летать в полном смысле этого слова, они могут планировать, медленно паря над землёй. При наличии больших крыльев и подходящего «трамплина» виверн может планировать несколько миль, преследуя дичь и наблюдая за происходящим на своих территориях. Прочные когти позволяют им взбираться даже на вертикальные камни, чтобы осматриваться и прыгать с них, начиная планирующий полёт. Виверн так же, в отличие от дракона, может прыгать на расстояние, в несколько раз превышающее длину его тела. Эти твари — проворные хищники, которые в драке предпочитают наступательную тактику.
Виверн в культуре людей [ ]
Упорство, с каким виверны защищаются, вошло в легенды. Орлесианские охотники рассказывают сказки и воспевают в песнях самок-вивернов, которые убивали даже высших драконов, если те подходили слишком близко к их гнёздам. Этих свирепых тварей, защищающих свою территорию во что бы то ни стало, часто сравнивают с рыцарями или изображают дикими воителями. Символические изображения вивернов (или изображения их частей тела) украшают гербы как мелких, так и величайших лордов и леди повсеместно, отОрлея до Гварена. Бандиты и разбойники тоже частенько избирают своим знаком виверна, считая, что это повышает их статус, или издеваясь таким образом над местными дворянами. В некоторых уголках королевств виверн — столь желанный и грозный символ, что носить это изображение на знамени без прав на то считается преступлением.
Фольклор [ ]
Виверны, грозные и горделивые, вошли в легенды и сказания многих народов Тедаса. Но, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется предание о виверне и Пророчице Андрасте.
«Войска Андрасте и Маферата собирались на западе. И вот Пророчица в одиночестве отправилась в горы, чтобы спеть там Создателю. Она никого не взяла с собой, кроме Джустины и Маферата. Они карабкались по горам до тех пор, пока не оказались в высокогорной долине, где было небольшое озеро — столь спокойное и чистое, что небеса отражались нём, как в зеркале — и Андрасте, Возлюбленная Создателя, сказала, что здесь они остановятся. Она села на берегу озера и сказала своим любимым друзьям: «Сядьте и ждите вместе со мной, друзья мои. И что бы ни случилось, не пугайтесь». И после этого она начала петь.
Горы склонялись, чтобы послушать её песню. Звёзды спускались с небес, чтобы быть ближе к ней. Самые разные звери и птицы приходили и кланялись ей. Джустина и Маферат видели это, и в их сердцах родился страх.
А потом на краю отвесного обрыва появился огромный виверн; он оскалил зубы, и песнь Пророчицы потонула в его рычании. Подобно тому, как молния обрушивается с грозового неба, прыгнул он с обрыва. Маферат обнажил меч и ударил виверна, и отсёк кусок его гребня.
Но Пророчица положила руку на меч Маферата и остановила его. И виверн подошёл к Андрасте и поклонился, а когда он встал, то на земле осталась кровь, текущая из раны, которую ему нанёс Маферат. И Маферату стало стыдно, что он, несмотря на слова Андрасте, поддался страху. Он провёл рукой по клинку своего меча, и пролил свою кровь, смешав её с кровью виверна. Когда он сделал это, зверь вдруг понимающе кивнул и исчез так же стремительно, как и появился.»
Охота на виверна [ ]
Дворянство Орлея — даже мелкопоместное и те из них, что побогаче — обожает охоту на виверна. Это длительное мероприятие, сопровождающееся празднеством, и демонстрацией богатства, и соперничеством (иногда дружеским, иногда — нет). Многие из тех, кто берётся за право участвовать в охоте, имеют очень малый шанс вообще найти тварь, не говоря уже о том, чтобы победить её. Первое испытание, что встаёт перед ними — отделить настоящие знания от легенд, не расслабляться и думать головой, когда вы находитесь близко от территории виверна — вот второе испытание.
Чаще всего во время охоты вся настоящая работа — и пресловутый риск — выпадает на долю слугам и гончим, которые пытаются выследить знаменитого зверя или спровоцировать его на нападение. Они направляются в дикую местность, чтобы разозлить и выманить, либо преследовать эту сильную, плюющуюся ядом тварь, в то время как их высокородные хозяева руководят издали, потягивая вино и принимая поздравления за успешное убийство.
Хотя и довольно редко, но случается, что люди или гончие погибают во время охоты. Виверны бросают раненых охотников умирать, однако у раненого есть товарищи, которые не будут следовать примеру ящера. Несчастные случаи, смерти и ранения никого не шокируют, гораздо больше ужасает мысль о том, чтобы нарушить традицию охоты. Изготавливать противоядие от яда виверна тоже входит в традиции фестиваля.
Принять участие в охоте на виверна — лучший способ завоевать расположение орлесианского дворянина, что было показано в дополнении «Клеймо убийцы» в Dragon Age II.
Яд и его использовании [ ]
Виверны в настольной игре [ ]
Постарайтесь сделать поединок с виверном кульминацией приключения, которое будет включать его поиск. Или пусть виверн внезапно появится «на сцене», предупредив таким образом героев, что они вступили на его территорию и им не избежать стычки. Помните только, что герои в серьёзной опасности, если столкнутся с ядом виверна, будучи неподготовленными. Виверны — смертоносные твари.
Принять участие в охоте на виверна — лучший способ завоевать расположение орлесианского дворянина. Просто участие плюс демонстрация отваги и охотничьего искусства даёт героям бонус +1 к любому броску на Общение в течение празднества и пира. Если герои нашли виверна и сражались с ним, они получают бонус +2, а если убили его, то +3; этот бонус сохраняется до конца праздника или пока герои не сделают что-то, что обесчестит их.
Менее церемониальная охота будет подразумевает поиск и убийство виверна, который поедает скот, травит местных жителей, или пугает их своими прыжками по горам, и портит пейзаж, оставляя то тут, то там кишки полу-съеденной добычи. Если вы возьмёте верх над такой тварью, это завоюет уважение местных, и вызовет гнев людей, живущих в отдалении, которые почитают вивернов и считают, что их дозволено убивать только дворянам. Честь, традиции и опасность, нависшая над жизнями простых людей, сплетаются в единый клубок и герои оказываются перед очень сложным выбором: пытаться добиться официального разрешения на охоту, в то время как виверн будет угрожать людям, или рискнуть собственными жизнями и попытаться покончить с тварью, пока она не перебила ещё большее количество народу, несмотря на общественный резонанс?
Поиск виверна требует бросков на Разум (Знание Природы) и Восприятие (Выслеживание). На успешность поиска могут влиять и другие факторы, кроме результата бросков: герои могут использовать местных животных для того, чтобы выманить голодного виверна, Общение с товарищами — точнее, соперниками — по охоте, и так далее. И, конечно, если виверн преследует плохо экипированных персонажей, то им будет необходимо сделать удачные броски на Ловкость (Скрытность) и Телосложение (Бег), если они хотят покинуть территорию виверна и нормально подготовиться к следующей атаке.
Персонаж, на которого попали капли яда виверна, получает штраф -4 к Ловкости. А тот, кто оказался отравлен посредством укуса, начинает страдать от истощающей болезни: его Здоровье падает до 0 через количество часов, равное 1 к 6 + Телосложение (минимум через час), если он не получит противоядие до того, как его время вышло. В течение всего этого времени жертвы яда страдают от жара, галлюцинаций и штрафа к Ловкости.
Противоядие от яда виверна — зелье (для изготовления нужен бросок на Разум (Знание Ядов) против сложности 15), содержащее следующие травы: Мантия Андрасте (Andraste’s mantle), драконья жила (drakevein)и остролист (winterberry).
Охота на противоядие [ ]
Герои, которые ещё не готовы начать охоту на разъярённого виверна, будут вместо этого охотиться за ингредиентами для противоядия. Выполнить это задание может оказаться необходимо ради того, чтобы вылечить отравленного союзника, высокоуровнего НИПа (в то время как враги будут прилагать все усилия, чтобы противоядие к НИПу не попало). Поиск ингредиентов должен проходить в весьма и весьма сжатые сроки, ведь НИП медленно умирает. Успеют ли герои собрать всё необходимо и сварить зелье до того, как НИП умрёт?
Мантия Андрасте, драконья жила и остролист, в общем-то, не такие уж редкие травы, однако их может быть нелегко найти в данное время года, или в этой местности и за ними придётся куда-то идти; всё это поможет вам увеличить сложность задания. Вот примеры того, какие трудности нужно преодолеть, чтобы заполучить эти травы:
Последствия Аквэ Люцидиус [ ]
Для того, чтобы изготовить бутылку аквэ люцидиус(содержащую 10 порций), нужна 1 порция яда виверна и дополнительные ингредиенты, такие, как вода, сахар, травы и закваска (всё это стоит из расчёта 10 серебряных на 10 порций напитка).
Изготовление мало-мальски значимого количества аквэ люцидиус требует расширенного броска на Разум (Варка)против сложности 15; каждый бросок равен часу работы. Те, кто пьёт этот напиток, должны сделать бросок наТелосложение (Выпивка) против сложности 13, от результата которого зависит, как подействует напиток. Повышайте сложность на 1 после каждой порции, выпитой после первой. Каждый персонаж, что провалил бросок, впадает в нирвану только после 1к6 минут головокружения и мерзких галлюцинаций, оставляющих его испуганным и опустошенным(-1 к Разуму и Восприятию) на 1к6 часов. На тех, кто сделал успешный бросок, напиток действует согласно таблице — как именно, зависит от Кубика Дракона. (В напитке нет ни капли магии, но героям будет трудно убедиться в этом).
Изменение цифр [ ]
Конечно, виверны различаются между собой по размерам и повадкам. Числа, представленные здесь — средние характеристики взрослого виверна. У вивернов помоложе будет более низкая Сила или менее твёрдая шкура. Необычно крепкие или опасные виверны могут быть сильнее или быстрее.
Например, Леопольд из «Клейма убийцы» — редкий экземпляр. Он получает +1 к Телосложению, +1 к Ловкости (и Скорости) и дополнительные 10 единиц Здоровья. Большая часть уникальности Леопольда как персонажа происходит из того, как с ним обращался Герцог Проспер, и как он ведёт себя в бою; это станет испытанием для вас, как для ДМа. Возможно, персонажи ваших игроков столкнутся с самим Леопольдом?
Мифическая виверна
Благодаря мифам и легендам разных стран и народов мы имеем возможность познакомиться с многочисленными существами, окунуться в мир загадок и тайн. Монстры, чудовища и необычные создания – тема бесконечная и крайне интересная, а потому сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с вивернами.
Виверна – животное, принадлежащее к семейству драконов. Редкое, но грозное и ядовитое существо с острыми когтями и опасным хвостом.
Внешний вид
Виверну легко спутать с драконом. Но, несмотря на то, что во внешнем виде они имеют некоторые сходства, существа все же различаются.
Виверн не такой гибкий и грациозный, как дракон – он скорее плотный и приземистый. Голова имеет сплюснутую квадратную форму, длинную шею и острые клыки.
Наличие мощных задних лап, по всей видимости, является компенсацией за отсутствие передних. Они заменены плотными, плохо сформировавшимися крыльями. Летать, в полном смысле этого слова, виверны не умеют, но они способны планировать и парить над землей. Если рядом окажется подходящий трамплин, драконообразные существа смогут планировать приличное расстояние, преследуя свою жертву или осматривая собственные территории.
Но неумение летать не делает вивернов слабыми и беззащитными. Их огромные прочные когти помогают им взбираться на вертикальные камни.
Еще одной интересной особенностью монстров является умение прыгать.
Да, да, именно прыгать в длину. Причем расстояние может превышать длину тела существа.
Хвост виверна имеет форму булавы или стрелы. Его задача оглушить или пронзить тело жертвы.
Толстая шкура свирепого хищника не останется незамеченной: окрас ее яркий и броский.
Где живет виверна
Наилучшим местом обитания для вивернов будет болотистая местность, лесная чаща или сырая пещера. Как правило, к горам животные не поднимаются.
Если летающий виверн считается опасным существом, то на земле он крайне медлителен и неуклюж. Именно по этой причине гнезда драконообразных располагаются повыше.
Виверн – хладнокровный хищник, как и все змеи, а потому место жительство должно иметь комфортную температуру.
Селятся чудовища парами, но при этом охота проходит всегда по отдельности. Даже если в гнезде остаются яйца, самка не волнуется, покидая их на время: яйца вивернов содержат в себе больше яда, чем взрослая особь.
Сами по себе виверны одиночки: они ревностно относятся к своим территориям, защищая их от посягательств зверей и других особей вида. Бесстрашие монстра так велико, что он будет защищать свои владения даже от дракона, несмотря на явное превосходство противника.
Способы рождения
Согласно мифам и легендам, виверны могут воспроизводить потомство двумя способами.
Питание мифических чудовищ
Как и большинство существ, охотятся чудовища ради пропитания. Рацион же состоит только из животных белков.
Как правило, виверн не делит дичь на разумную и нет. Он с одинаковым удовольствием охотится на домашний скот, волков, других вивернов и людей.
Рост вивернов происходит стремительно: регулярное питание превращает вылупившегося малыша во взрослую особь за 2-3 месяца.
Не только животные могут стать пищей для монстра. Люди, забредшие далеко, приблизившиеся к месту жительства виверна, будут съедены или отравлены.
Виверна
Виверна (от англ. Wyvern — уайверн; этимология восходит к лат. vipera — гадюка), виверн — вымышленное существо, разновидность дракона, в отличие от классического геральдического дракона имеющий только одну, заднюю пару конечностей, а вместо передней — перепончатые крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья.
Содержание
В мифологии
Согласно средневековым бестиариям, виверны обитали в Скандинавии, Греции и Эфиопии. Виверн считали крайне агрессивными, они якобы использовали своё жало для того, чтобы резать или колоть жертву, кроме того, часто жало считали ядовитым. Некоторые легенды связывали появление вивернов с эпидемиями чумы.
В символике и геральдике
Виверн часто встречается в алхимической иконографии, в которой олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия с драконом.
Виверн, олицетворяющий свирепость, изображён на гербе польского рода Лацких, гербе семейства Дрейк, гербе Враждов из Кунвальда.
В литературе и массовой культуре
В «Часе презрения», чтобы придать английскому слову wyvern польское звучание, польский писатель в жанре фэнтези Анджей Сапковский дал чудовищу название «виверна».
Это, конечно, вымысел и неологизм, но не лишённый смысла. В соответствии с некоторыми теориями, wyvern выводится из латинского «vipera» (змея), название же змеи идёт от её предполагаемого живорождения (vivipara, хотя есть и другая этимология, см. Гадюка). Отсюда взялась и моя виверна — опирающаяся на корень «vivi…» и, как и змея, — женского рода. В польских переводах фэнтези и бестиариях ролевых игр неизменно фигурирует английский «wyvern» (произносится — уайверн), хоть в других случаях рольплейенговых текстов переводчики не раз щеголяли стремлением название полонизировать. Может, кто-нибудь наконец решится взять на вооружение мою виверну? У меня на неё авторских прав не меньше, чем у Толкина на орка, но — обещаю — я не стану им (правом) чрезмерно размахивать. |
В романах Роджера Желязны из цикла «Хроники Амбера» виверн упоминается как одно из животных, связанных с Хаосом — антиподом Амбера.
Термин «виверна» часто встречается в компьютерных играх.
Виверна
Что мы знаем о драконах? Это такие большие рептилии, зачастую способные дышать огнём и охраняющие несметные богатства. В большинстве случаев так оно и есть, но есть один подвид дракона, который стоит рассмотреть поподробнее. Это виверна. От геральдического (т.е классического) дракона её отличить несложно — у виверны всего две лапы, два крыла, и она крайне редко дышит огнём.
Да, вы правильно прочитали, виверны это разновидность драконов, по крайней мере в средневековых бестиариях. Но в фэнтези виверны нередко считаются недомонстрами, которые зачастую даже не состоят с драконами в родстве.
И хотя виверны редко дышат огнём, безобиднее от этого они не становятся — зачастую, они способны плеваться ядом или их укусы ядовиты. В средневековых бестиариях эти твари были ещё страшнее — виверны распостраняли чуму. Но по какой-то причине эта способность мифических виверн в фэнтези почти не встречается.
Nota bene: не всякий дракон с двумя ногами — виверна. В последнее время пошла мода приписывать такое строение тела вообще всем драконам, как более реалистичное с биологической точки зрения (в жизни у всех позвоночных не более четырех конечностей, поэтому, если две из них — крылья, то ног не может быть более двух). Если существо с вивернообразным телом называется драконом, да ещё и дышит огнём — дракон это, дракон! Не записывайте уже Смауга, Партурнакса, Дрогона и Виллентретенмерта в виверны!
Содержание
Примеры [ править ]
Фольклор, религия, мифология [ править ]
Литература [ править ]
Кино [ править ]
Мультипликация [ править ]
Видеоигры [ править ]
Настольные игры [ править ]
Примечания [ править ]
Виверна входит в серию статей
Посетите портал «Бестиарий», чтобы узнать больше.