витязь кто такой в древней руси
У лукоморья дуб зеленый;…
И тридцать ВИТЯЗЕЙ прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;…
Там русской дух. там Русью пахнет!
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила
Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан в 922 г. побывал в Волжской Булгарии, по результатам своей поездки он написал книгу «Записка», в которой изложил некоторые сведения о руссах. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: к порядкам (обычаям) царя русов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) БОГАТЫРЕЙ, его сподвижников».
1) Существующая этимология
По другой этимологии, польско-чешско-лужицкие исследователи А. Брюкнер, К. Махек и Х. Шустер-Шевц по хронологическим и фонетическим причинам считают слово исконно-славянским. Последний исследователь выводит слово, как древнее обозначение «конного воина», из слав. *vitь «добыча, трофей», ст.-слав. възвить «польза, выгода, прибыль, барыш»».
Разве можно к этой «этимологии» относиться серьёзно, а ведь укоряют «дилетантов» за подобное истолкование.
Корень – нет. Значение: трад.-поэт. храбрый, доблестный воин.
Этимология по Максу Фасмеру
«Происходит от праслав. *vitezь, от кот. в числе прочего произошли: укр. витязь, др.-русск. витязь, болг. витез, сербохорв. витез, сербск.-церк.-слав. витяѕ|?|ь, словенск. vitez, чешск. vitez, словацк. vitaz, польск. zwyciezyc «победить», в.-луж. wicaz «герой», «крестьянин, арендатор». Следует также обратить внимание на ср.-в.-нем. Witseze «rustici» (с XI в.) и ср.-лат. withasii «вид наследного воинского сословия всадников у гломачей в Мейсении». Др.-прусск. witing (с 1299 г.) «служилое дворянство» предположительно заимств. из польск. Слав. *vitezь, несомненно, заимств. из герм. *viking-, др.-исл. vikingr. Стар. *vicezь могло дать в результате диссимиляции *vitezь (ср. ц в церковь, цата и др.). Англос. viking известно начиная с VIII в.; засвидетельствовано также фриз. witsing. Труднее определить путь заимствования.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М. 1975
Витязь (витезь). Воин из дружины князя, охраны короля. «Латына бестудие въземше от худыхъ римлянъ, а не от витязЪи» Пересл. Лет. «кои ранен спереди, тому честь велию даваше и витязем его учиняше», Пов. о Дракуле, 1490 г. || Отважный воин, богатырь. Храбрый витез(ь). Бова. XVII в.
б) Национальный корпус русского языка
Термин «витязь» применялся в русской литературе XIX-XX вв., в 1812 году достиг максимального значения, затем резкое падение почти до минимума в 1828 году, с этого периода небольшой рост, очевидно связанный с литературной деятельностью Пушкина, Лермонтова и др. до 1835 года. С 1847 года и по настоящее время употребляется в литературе редко.
* Ф. И. Буслаев. Русский богатырский эпос (1887): «Где бы следовало сказать богатырь, мы читаем то кмет (в «Слове о полку Игореве»), то витязь (в летоп.)».
в) Словарь Владимира Даля
ВИТЯЗЬ м. храбрый и удатливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.
Витязной ветер, волжск. сильный, очень свежий (вытяжной?).
«Витязь, (от древненемецкого Witing). В различных славянских языках оно обозначает победителя, смельчака, рыцаря, богатыря и особенно часто повторяется в русских народных сказках, где всегда обозначает доброго и храброго молодца».
3) Обобщение и вывод
* Очевидно, что приведенная выше этимология термина «витязь» носит гадательный характер и не отвечает действительности – образу смелого и доблестного воина. Слово применяется в литературе с XV века исключительно в светских исторических произведениях.
Очевидно, что термин «витязь» сформировался не на «поле брани», а в среде средневековых писателей, переводчиков и переписчиков рыцарских романов – популярное чтение в среде грамотных людей того времени. Скорее всего, термин является составным (искусственным), содержит характеристику сильного, смелого, храброго и доблестного воина. Соответственно нам необходимо искать указанные значения в библейских образах и терминологии иврита; т.к. сознание средневекового человека было религиозным.
4) Терминология иврита и библейский образ
В годы Второй мировой войны психологи выяснили, что только один солдат из четверых в бою действует активно, активность и пассивность во время боевых действий, по мнению психологов, зависит от врожденных психических качеств людей. Утрата боеспособности (психотравмы) во время боевых действий выводят из строя сотни тысяч солдат. В современных массовых армиях созданы и работают специальные системы профессионально-психологического отбора, которые помогают распределить солдат по военным специальностям в зависимости от их психических качеств.
* Втор. 20: 1-8: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, … 8. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».
Итак, в библейский период учитывали сопротивляемость солдата (его устойчивость) к гиперстрессовым состояниям, в психической организации человека выделяли определенные качества – боязлив (робость, опасается принимать волевые решения), малодушен (слабость характера, трусость, недостаток силы воли). Термин «витязь» необходимо должен характеризовать воина именно на устойчивость к стрессу во время боя, т.е. витязь – обладатель СИЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, способен вынести все ужасы и тяготы войны, повести за собой воинов и выполнить боевую задачу.
а) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – ВИТЯЗЬ (ВИТЕЗЬ) = ВИТ+ЯЗЬ; у нас моментально проявляется один из корней иврита АЗ сильный, могучий, крепкий, следовательно, следующий корень иврита должен указывать на характер.
ВИТ = прочитан наоборот (как в иврите) – ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность (поздний, талмудический термин).
ВИТ+ЯЗЬ = ВИТ – ивр. ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность + АЗ сильный, могучий, крепкий.
Воин с сильным характером (структура постоянных психических свойств, определяющих поведение личности).
б) Библейский образ
* Исаия 25:3: «Посему будут прославлять Тебя народы сильные (АЗ); города страшных племен будут бояться Тебя».
* Числа 13: 28: «но народ, живущий на земле той, силен (АЗ), и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых (великаны) мы видели там».
Откуда взялись слова «богатырь» и «витязь»
Давайте попробуем разобраться, кто же такие богатыри, витязи, а кто их враги. Когда мы читаем былины, понимаем, что Илья Муромец — положительный герой, а Идолище Поганое — точно нет.
Всегда ли богатырь становится центральным героем русских былин? Если да, то почему в сказании о Тугарине Змее большая часть истории посвящена как раз этому не самому симпатичному персонажу?
С одной стороны, богатырь — главный положительный образ русских преданий. А с другой — фольклорные сказания иногда говорят нам и о некрасивых поступках добрых молодцев (например, вспомним, как себя вел Алёша Попович). Сразу возникает вопрос: так ли уж безупречны были славные витязи с точки зрения морали?
Слово «богатырь» есть только в русском и польском языках. Причем в польский оно пришло из русского. В других славянских языках такого слова нет.
В славянских былинах богатырь предстает перед нами могучим воином с особыми качествами. У него могли быть невероятная сила (Никита Кожемяка разрывает сложенные вместе бычьи шкуры), мудрость (Илья Муромец выступает перед князем Владимиром, что подчеркивает опыт и справедливость героя), ловкость (Алёша Попович в борьбе с врагом проявляет удальство) или некое умение (Вольга Святославович способен обратиться любым зверем или птицей). Качества богатырей должны обязательно служить какой-то цели. Например, доб рому молодцу было положено горой стоять за родную землю. Причем именно за свою, потому что в былинах упоминаются герои и из других городов (например, Ставр Годинович), и чужеземцы. Они, как известно, особой любви к Руси не испытывали (вспомним историю о Дюке Степановиче).
Давайте попробуем разобраться, кто же такие богатыри и витязи и чем они отличаются друг от друга? Откуда пришли в русский язык эти слова? Может ли называться витязем славный воин в исторической летописи?
БОГАТЫРЬ
Некоторые считают, что богатырь — это человек, в котором много бога, кто полон божьей волей, богатый человек (но богатство его не в деньгах и сокровищах, а в духовной красоте). Скорее всего, поэтому добрые молодцы защищают не только землю Русскую, но и христианскую веру.
Другие предполагают, что слово «богатырь» пришло из иностранного языка. Оно обозначает «удачный, обладающий счастьем». В пользу этой мысли можно привести такой пример — древнее индийское слово «баатар». Оно переводится как «герой, доблесть». Но баатаром можно назвать лишь могучего, храброго, ловкого воина. О защите христианской веры тут не упоминается.
ВИТЯЗЬ
Есть версия, что слово «витязь» произошло от древненорвежского «викинг». Вы спросите, что общего между славянским витязем и северным викингом? Скандинавское «инг» у славян часто превращалось в «езь» или «язь» (например, пенязь, колодезь и т. д.). Вместо звука [к] люди нередко говорили и [к], и [т]. Получается, что восточные славяне вполне могли вместо «викинг» сказать «витязь».
Существует и другое мнение: слово «витязь» с самого начала было в славянском языке. Оно образовалось от «вить» (что значит «трофей, добыча») или «взъвить» («прибыль, польза»). Можно сказать, что витязи — это славные ратники, которые участвуют в военных походах и возвращаются домой с богатой добычей. Самой правдоподобной, пожалуй, следует считать такую версию: слово «богатырь» образовалось от славянского глагола «вити». Это можно доказать тем, что в русском языке есть понятия «битва» и «воин». Они совершенно точно образованы от «вити».
Интересное
Кем были на самом деле витязи и богатыри Руси?
Витязи и богатыри Руси, кем они были по своей сути?
О витязях и богатырях Древней Руси мы узнаем вскользь из некоторых сказок, подвергавшихся чудовищной цензуре на протяжении многих лет. В дошедших до нас официальных исторических источниках вообще нет упоминаний о витязях и богатырях, как о касте воинов. Интересен и тот факт, что и само понятие Древняя Русь, как и название, Русь Киевская, возникли как научный термин в середине 19-го века.
В некоторых древних монастырских летописях, хранящихся под десятью замками от посторонних глаз, можно встретить такие строки; « В лето 6664-ое, в год правления славного и великого князя Ярополка, на земле Киевской появился муж великий, силой не виданной и храбрости не слыханной».
Из подобных многочисленных источников и прижизненных свидетельствах, можно с высокой точностью утверждать, что в Древней Руси могла существовать такая каста воинов, как витязи и богатыри, состоящих на службе у местных князей и воевод, так и действующих наемников одиночек.
Убрав из устных былинных повествований религиозную и политическую пропаганду, то можно выделить ряд интересных закономерностей, которые прослеживаются практических во всех сказках и былинах доступных в нашему времени.
Древние витязи и богатыри, как спецназ древнего мира.
Углубившись примерно на тысячу лет назад, когда греческие жрецы не раз обламывавшие свои зубы о Веру наших дедов и прадедов, существовала целая система воспитания и тренировок кастовых воинов, известных в наше время, как витязи и богатыри.
Планирование рождения на свет богатыря или витязя происходило очень тщательно. Зачатие происходило в специальных местах силы на заговоренных травах полыни, зверобоя и можжевельника. Специально рассчитанный временной промежуток волхвами и кудесниками, система питания и физических упражнений будущей матери воина, генетическая память и сами физиологические задатки родителей позволяли призвать в наш мир сильную и уникальную душу.
Само появление на свет и сами роды будущего война сопровождались под тщательным контролем специально обученных людей, под защитой рунических символов и магических артефактов. Все эти меры предосторожности были нужны для того, что бы ни кто и ничто не могло повлиять на душу новорожденного младенца.
До семи лет чадо прятали от посторонних глаз, с семи до 13 лет воспитанием дитя занимались волхвы и кудесники, с 13 лет молодой воин участвовал в первых походах и сражениях.
Стоит отметить особую уникальность программы воспитания будущих витязей и богатырей, в нее входило не только нравственная, культурная, политическая, религиозная система воспитания, а так же ряд навыков, использования магических приемов ведения боя. Чадо с ранних лет владело приемами рукопашного и копейного боя, фехтования, стрельба из лука, кузнечное, кожевенное, гончарное дело, молодые витязи и богатыри обладали в совершенстве каллиграфическим письмом и многими другими талантами.
К примеру, обувь, которая имела натуральное природное происхождение, позволяла получать силу земли и аккумулировать ее в особо трудных условиях боя. Тренировка в естественных природных условиях такие, как отбивание капель дождя и града, позволяло развить ловкость и силу рук. Встречая утреннюю зорьку и провожая вечером солнце за горизонт и при этом ни разу в течении дня не сдвинувшись с места, это упражнение развивало выносливость и скорость.
Обнявшись с деревом, и простоявши так несколько суток, это упражнение помогало богатырю или витязю становится не видимым в лесу для врагов. Специальные заговоры так же помогали в бою совладать с противником. Вооружение из булатной стали, техники ведения боя, скованные доспехи по специальным секретным технологиям, все это делало непобедимым витязя или богатыря на поле боя.
Куда пропали эти герои древнего мира?
Куда пропали все витязи и богатыри, конечно же спросит меня мой любимый читатель? Ответ на этот вопрос очень трагичен, как и вся история современной России. Гражданские войны, запрет на веру дедов и прадедов, влияние Греческой культуры, предательство, преднамеренная и методичная замена исторических фактов, уничтожение книг, гонения на волхвов и кудесников, все это способствовало тому, что каста профессиональных воинов на Руси перестала существовать.
При Петре Первом на смену профессиональным воинам приходят на государственную службу мало обученный простой люд, с которого снимают все доспехи и защиту, дав в замен обмундирование, сделанное из простой ткани. Должности воевод упраздняются. И еще существует множество интересных подобных вопросов, которых хотелось бы задать современным историкам.
Как не было бы грустно осознавать факт того, что все знания и умения богатырей и витязей, как системы воспитания касты воинов были безвозвратно утеряны, в наше время энтузиасты-одиночки пытаются на свой страх и риск возродить потерянные знания и умения прошлого.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься, как руководство к действию и тем более, как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.
Витязи на Руси
Во все времена, когда земле Русской угрожала опасность, на её защиту вставали люди, которые без страха шли и умирали ради народа русского. Так и в древние времена на страже границ стояли русские витязи!
Статью «Рыцари в Европе 1» можно прочитать здесь.
Статью «Рыцари в Европе 2» можно прочитать здесь.
Содержание
Кто такие витязи
Витязи — это храбрые воины, доблестные ратники, герои, воители, рыцари, богатыри. Витязи — это профессиональные солдаты и это понятие даже шире, чем рыцари, так как витязи в отличие от рыцарей могли быть и пешими.
Если русских витязей сравнить с западными рыцарями, то сходство налицо. Методики подготовки похожи, вооружение и кони почти такие же. У рыцарей — замки, у витязей — поместья. И те и другие были из дворянства. И у тех и у других были свои кодексы чести.
На Руси взяли лучшее, что было с той и другой стороны для создания мощной профессиональной армии. Устройство княжеской дружины позволяло осуществлять руководство на поле боя на принципах единоначалия. Князь руководил войсками через своих военных начальников, именуемых воеводами. А на главном направлении наступали самые сильные и опытные воины — богатыри. Таким образом, на витязи были тем же, чем рыцари в Европе.
Русь, волей исторических судеб оказавшаяся между двух огней, Западной Европой и мусульманским Востоком, уже в IX-X веках создала «сбалансированную армию». Во главе этой армии были дружины тяжеловооруженных всадников. Княжеская дружина состояла из старшей и младшей дружин (старшая около 1/3 численности, младшая около 2/3 численности). Численность дружин была от нескольких десятков, до 1-2 тысяч из наиболее больших и богатых княжеств.
К конной дружине примыкало ополчение городов и континенты добровольцев. Кроме того, в начале X века появились отряды конных лучников — кочевников. В России в XIII-XIV веках ситуация была очень близка к Западноевропейской, хотя сам термин «Копьё» никогда не употреблялся.
Обучение и воспитание витязей
Будущего воина профессиональным навыкам обучали «с пелёнок». В четыре года за его обучение брались «дядьки». Дядьками называли определенную воинскую структуру попечительства. Они брали на себя ответственности за обучение, которое походило на воспитание древних спартанцев и проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.
Наши предки создали действенную систему подготовки и отбора бойцов. Это кулачные бои «стенка на стенку», где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т. п.). Также были всевозможные игрища с использованием военных парусно-весельных судов, на которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.
А ещё, европейские рыцари на балах танцевали «сальтарелло» и «павана», а русские витязи лихо отплясывали под рожки да бубны. Если внимательно присмотреться к их танцам, то можно заметить элементы рукопашного боя, для обучения которому эти танцы и предназначались.
По своему положению и воинской подготовке вооруженные русские витязи практически не отличались от западноевропейских рыцарей. Но они сильно различались по своему мировоззрению и духовно-нравственным основам. Рыцари совершали свои подвиги либо ради внутренних убеждений, либо во славу себя, либо же ради прекрасной дамы. Витязи же защищали свою родную землю. В этом и есть огромная разница между богатырём и рыцарем.
Экипировка витязей
С конца IX до середины XI веков (очень примерно) были распространены мечи каролингского типа в целом ряде славянских поселков и городов.
Но потом находки мечей сменяются саблями.
Эти сабли попали на Русь вмести с воинами — кочевниками. И они прижились на долгие времена. Семь столетий назад сабли рисовали художники, а сейчас их находят археологи.
На Руси и в Европе главным основным доспехом была кольчуга.
Кольчуга и шлем витязя
Вот только на западе предпочитали кольчуги с длинными рукавами, а витязи с короткими. Позже примерно в XII — XIII веках появились панцирь или пластинчатые доспехи.
Пластинчатые доспехи
Кроме того, на витязи могли использовать и комбинированные доспехи. Они могли быть кольчужными на груди и чешуйчатыми на рукавах и подоле. Так же в доспехах присутствовали такие защитные элементы, как наручи, налокотники и поножи. Важным защитным элементом на был шлем конической формы и круглый щит.
В дальнейшем стали использовать шлемы сфероконической формы с защитой лица и шеи в виде сплетенных колец.
Также изготавливались ценные клинки, булатные мечи и копья.
Дальше развитие доспехов разошлось. В VI-VII века европейский рыцарь сражался длинным мечом и был закован в немецкие латы, а на русские воины защищали родные рубежи восточной саблей и были облачены в доспехи турецкого либо персидского образца.
Оруженосец (рында/подрында)
Существовала особая прослойка воинов, подобных европейским оруженосцам. Их называли рындами. Попасть в рынды могли только юноши знатного происхождения. Как правило, рындами становились придворные стольники и стряпчие. Грубо говоря, стольник — это царский официант. Он занимался обслуживанием трапезы государя: подносил яства, подливал напитки в кубок и прислуживал гостям. Если кто-то из приглашенных гостей, по веской причине, не приходил на пир, в обязанности стольников входило развозить еду и подарки по домам. Также они сопровождали царя в походах. Во время дворцовых церемоний они стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. На иностранных приемах рынды вооружались короткими серебряными топорами, при других дворцовых церемониях — внушительными бердышами с длинными древками.
Рынды-оруженосцы
Бердыш
Над рындами был главный рында, а у рынд – подрында, чистивший одежду, помогавший одеваться. Каждый рында имел от одного до трех помощников — подрынд или податников. Внутри телохранителей также была своя иерархия и местничество. Например, стоять справа от царя считалось наиболее почетным. Удостаивались такого права либо главный рында, либо рында из наиболее знатной фамилии. Так как рынды не были чинами придворными, то у них не было жалования. Они состояли в ведении «оружейного». Рында мог иметь большой саадак (набор вооружения конного лучника), который состоял из лука в налуче и стрел в колчане.
Налуч и колчан
Также был главный оруженосец царя. Рында одевался в белую одежду расшитую серебром и белые сапоги. На голове он носил высокую шапку. Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.
Степень профессионализма таких телохранителей остается под вопросом. Их служба носила чисто декоративный, церемониальный характер. Они не были искусными воинами, поэтому вовремя среагировать на опасность и защитить царя, скорее всего, не могли. В начале XVII века рынды, стольники и стряпчие были отменены Петром I.
Знаменитые воеводы — витязи
Александр Невский (1221-1263)
Александр Невский был князем Новгородским. Также он был великим полководцем и защитником Русской православной церкви. В 1240 году возглавил войско в битве со шведами на реке Неве и в Ледовом побоище с тевтонским рыцарями. Александр Невский был Святым благоверным князем, не проигравший ни одной битвы.
Рюрик (неизв-879)
Согласно истории он стал править в 862-879 гг. Рюрик основал династию Рюриковичей, которая правила русскими землями в течение семи с половиной веков. Рюрик первый русский князь, который основал Древнерусское государство в Новгороде. Вскоре под контролем оказалась вся Северная Русь.
Дмитрий Донской (1350-1389)
Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве в 1380 году, уже в 9 лет стал князем Московским. В 13 лет стал Великим князем Владимирским. Когда Дмитрий Донской стал править, то он объединил русские земли с Московским княжеством.
Также он известен, как основатель белокаменного Московского Кремля. Дмитрий Донской был выдающимся военным начальником, который смог успешно противостоять Золотой орде. Это был самый справедливый и добросердечный правитель.
Владимир I Святославович (прибл. 957-972)
В 988-989 гг. Владимир I, известный как Владимир Святой, ввёл христианство, как государственную религию и первое крещение на Руси.
Христианским символом стал Крест.
Дмитрий Переяславский (1250—1294)
Дмитрий Переяславский — великий князь Владимирский. Он положил конец Тевтонскому ордену на Руси. Также по некоторым данным Переяславский — первый из Северорусских князей, кто сумел одержать крупную победу над ордынцами.
Правление Дмитрия Переяславского было омрачено междоусобной войной, татарскими нашествиями и из-за притязаний младшего брата Андрея Городецкого на трон.
Вещий Олег (неизв-912)
Он правил в 879-912 гг. Был регентом при молодом князе Игоре Рюриковиче. После смерти Рюриковича объединил Новгород, Смоленск и Киев, куда потом перенес столицу государства, положив начало единому Русскому государству.
По русским летописям успешно воевал с Византией, осадил Константинополь. Заключил успешно договор о беспошлинной торговле между Византией и русами. Также заключил договор о возможности найма русов на военную византийскую службу. Из за неясности династического статуса и скудности источников, не был запечатлен должным образом, в отличии от других первых русских князей.
Михаил Воротынский (около 1510-1573)
Воротынский был русским воеводой и боярином родом из князей Воротынских. Составитель первого русского устава сторожевой и пограничной службы. Он был выдающимся полководцем. Стал героем при взятии Казани и битвы при Молодях.
Картина Васнецова «Богатыри»
Виктор Михайлович Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
Главные события в военное и мирное время
XI век. Ярослав Мудрый победит печенегов при городе Киеве. Так же он основал город Ярославль и город Юрьев. Положил начало разделению Руси.
XII век. Юрий I Долгорукий основал город Москва. Андрей Боголюбский со своим войском совершит погром в Киеве, позже в 1169 году примет титул великого князя. Великий Новгород достигнет наивысшего торгового могущества.
XIII век. Было первое появление татар и их победа на реке Калке над Галицким князем Мстиславом Удалым и другими южными князьями. В 1237 году произойдет гибель князя Владимирского в сражении с татарами. Александр Ярославич в 1240 г. победит шведов, а также одержит победу над ливонскими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).
XIV век. Появится Литовские князья — Гедимин, Ольгерд и Витовт. В 1380 году 8 сентября произошла знаменитая Куликовская битва, где Русь победила под предводительством Дмитрия Донского.
XV век. В 1480 году Русь освободилась от Ордынского ига.
XVI век. Василий III присоединил Псков, Рязань, Новгород и отвоевал у Литвы Смоленск. Иоан IV примет титул царя в 1547 г. А в 1552 г. завоюет Казань, Астрахань и будет участвовать в последней войне с Ливонией. В 1598 году прекратят царствовать Рюриковичи. В 1569 году произойдет соединение великого княжества Литовско — Русского с царством Польским.
Турниры
После крестовых походов среди европейского рыцарства стали особенно модными и распространёнными рыцарские турниры. Были ли русские всадники-дружинники рыцарями? Да, были и по вооружению, которым они не уступали западноевропейцам и по мироощущению, и даже потому, что точно так же, как и рыцари в Европе, витязи участвовали в рыцарских турнирах. Об этом нам сообщает наша история.
В летописи был описан турнир, который устроил сын Михаила Черниговского Ростислав под стенами города Ярославля — Галицкого, который сам и осаждал. Он устроил турнир, чтобы устрашить осажденных, а заодно и повеселить гостей. Вот только сам русский князь выступил на нем неудачно: был сбит с коня предводителем поляков, а при падении повредил себе плечо. Произошло этот турнир в 1249 году.
Попал в историю и поединок между московским воеводой Родионом и бывшим дружинником Александра Невского Аканфом Великим. Этот турнир закончился гибелью последнего.
Почти столетием ранее прошел менее известный рыцарский турнир в самом Киеве: временно захвативший его с «уграми и ляхами» князь Изяслав, соперник Долгорукова, на центральной площади города, на демонстрировал, как венгерские рыцари «на скаку копьями играли». Событие датируется 1150 годом.
Так что, как и по остальной Европе, в XII-XIII веках на Руси достоверно зафиксированы случаи рыцарских турниров. Причем надо учесть, что еще больше их просто не попало в летописи. «Ответственная» за них Церковь (точно так, как и в Западной Европе) не могла одобрять подобных светских забав и незначительные случаи княжеских «сомнительных» развлечений. Эти события просто не вносились в летописи. Хотя известно, что внука Владимира Мономаха князя Всеволода новгородский летописец порицал за «игрушки военные с вельможами».
Рыцарские турниры на были редкостью. В основном были кулачные бои и поединки перед битвой.
Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах.
Васнецов. Кулачный бой
Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Вид кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, бой без правил.
Конец эпохи витязей
Военное формирование средневековой Руси было аналогично войскам феодальных государств Востока и Запада, но качественно превосходила их. И на Руси и в государствах Европы существовала особая категория бойцов — профессионалов, ими были тяжеловооруженные всадники.
В течение сотен лет развивались традиции русских витязей. Эти традиции витязи передавали из поколений в поколения. Высокие нравственные каноны и высокая военная подготовка бойцов, в конечном итоге, создали феномен русского богатырства. Раздробленность государства и княжеские междоусобицы в XII веке сделали Русь слабой, беззащитной перед лицом внешней угрозы. В этих условиях именно витязи и спасли родную землю, являясь не только сильным войском, но и живым примером, хранимыми древние воинские традиции.
Символичным эпизодом стала последняя битва богатырей у реки Калке. В XIII веке до Руси дошли смутные слухи через купцов и кочевников о том, что на Востоке возникла новая могущественная держава. Речь шла о созданной Монгольской империи. Монголию от русских земель отделяли многие тысячи километров. Монголы, как и все степные кочевники, славились бесстрашием и высоким воинским искусством, умением легко и быстро маневрировать в степи, используя сложную боевую атаку. Под руководством Чингисхана монголы стали мощной, дисциплинированной армией.
Чингисхан
В связи с нарастающей раздробленностью Русь просто потеряла возможность собрать многочисленные войска и для нее монгольское войско, спаянное железной дисциплиной, стало угрозой.
Русь поспешила собрать свое войско, вступить на половецкую территорию, чтобы первыми напасть на монголов. К Руси присоединились половецкие ополчения. Известно, что почти половину военной армии русских на тот момент были княжеские и боярский дружины.
Воины Чингисхана были своего рода бойцами-универсалами. У каждого воина были лук, сабля и копьё. Таким образом, монгольский воин мог вступить в бой и обстреливать противника на расстоянии. На Руси не знали о таком мощном и подготовленном войске монголов.
На реке Калке между русскими князьями начались разногласия. Одни предлагали ждать, когда монголы первыми нападут, другие же предлагали первыми атаковать. Никто из князей не хотел уступать. В итоге войско русских разделилось пополам. Одни остались на берегу реки Калке, другие перебрались через реку, и это их и погубило.
В конце концов, 31 мая 1223 года монгольское войско победило в войне с русскими. В этой войне полегли лучшие богатыри — витязи русского воинства. С ними ушла целая эпоха. После 1223 года русское богатырство, как уникальное военно-духовное явление исчезло. Дух древнего богатырского братства ушел безвозвратно, сохранившись лишь в старых былинах.
Также уже при Петре I была упразднена должность воеводы после проведения областной реформы. На смену профессиональным воинам приходит на государственную службу мало обученный простой люд, с которого снимают все доспехи и защиту, дав взамен обмундирование, сделанное из простой ткани.
P.S.
Сегодня подвергается сомнению утверждения, что монголо-татарское войско имело 600 000 воинов, что в Куликовской битве татаро-монголы сражались с русскими, хотя бы потому, что русских и татар было с обеих сторон примерно поровну: С одной стороны это войско москвича Дмитрия Донского и хана Тохтамыша, а с другой – армия новгородских князей и хана Мамая. Утверждается, что Куликовская битва была не на Дону, а в Москве у реки Поддон, что хан Батый и Александр Невский одно лицо и много чего еще. Но самое главное, принято решение считать, что все события, связанные с монголо-татарским игом, являются выдумкой, мифом.
Подробнее о монголо-татарском иге можно прочитать в книге И.С. Прокопенко «Незримая война» в главе 17 «Мифы о Руси».