висячий сад эрмитажа почему так называется
Висячий сад эрмитажа почему так называется
Висячий сад расположен на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа.
Закрытый со всех сторон высокими стенами сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, а ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате, вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.
Проект создания сада был очень важен для императрицы Екатерины II. Она уделила своё время для его рассмотрения во время торжеств, проходящих в Москве по случаю её коронации, и 5 мая 1763 года «недоделанный проект сада» был утверждён и отправлен из Москвы в Петербург на доработку.
С постройкой «Оранжерейного» — Северного павильона по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота в период с 1767 по 1769 годы завершается строительство сада. Окончательное планировочное решение сада принадлежит также французскому архитектору. В Северном павильоне разместилась оранжерея с Зимним садом (арх. Ю. М. Фельтен, садовник И. Л. Гофмейстер). В 1768 году последовало распоряжение о пристройке двух галерей, западной и восточной, соединяющих Южный и Северный павильоны. Таким образом Висячий сад был ограждён с четырёх сторон, высокие стены боковых галерей окончательно скрыли сад от ветров, аккумулируя солнечное тепло.
Из-за постоянных протечек и общего обветшания сооружения под руководством архитектора В. П. Стасова и садовника Т. Грея проводится масштабная реконструкция Висячего сада. Согласно новому проекту растения были подобраны так, чтобы продлить короткое северное лето — азалии, дроки, яблони и др. для августейшей фамилии цвели как бы дважды: первое цветение можно было наблюдать в Висячем саду, второе в загородных резиденциях, куда на лето выезжал весь двор. Реконструкция проходила с 1840 по 1843 годы.
1850-х годах А. И. Штакеншнейдером в северной части открытого сада возводится Зимний сад.
Результатом проведенной работы явилась полная расшифровка стасовского плана, в котором все растения из архивной описи заняли свое место. Каждая сторона сада имеет свой рисунок, что создает живописную объемно-пространственную композицию. Это достигается за счёт чередования графика цветения, плодоношения, изменения окраски листвы, архитектурности крон и изменения чередования блоков и видового состава растений.
Период, на который производилась реставрация сада, ознаменован работами двух архитекторов: В. П. Стасова (1843—1845 гг.), А. И. Штакеншнейдера (1855 г.) и садовников: Т. Грея и В. Ф. Грея. Все растения представляют собой красиво цветущие деревья и кустарники и подобраны так, что сад с весны до осени расцвечивается разными красками за счёт непрерывной смены цветения, плодоношения. В саду высажены в том числе фритиллярии (сорт «Аврора»), тюльпаны (сорт «Эрмитаж»),каринка, деревья облепихи, сливы, яблони и сирень.
Садик императрицы
Висячий сад Малого Эрмитажа первоначально носил другое имя — «Садик Ея Величества при Зимнем каменном дворце». В 1763 году, почти одновременно с завершением строительства дворца, Екатерина II поручила Фельтену разработать проект висячего сада, конюшен и манежа на месте обветшавших домов сановников петровского времени.
Летом в Висячем саду непрерывно цветут растения.» >
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Летом в Висячем саду непрерывно цветут растения.
Висячий сад — сооружение на искусственном своде над жилыми или хозяйственными постройками — расположили на уровне парадного этажа дворца. Открытую террасу поддерживали железные своды в виде арочных конструкций. На клумбах высаживались белые и алые розы. Экзотические растения в летний сезон выставляли в кадках, а на зиму убирали в оранжерею. С ними соседствовали березы, вишни, яблони. Висячий сад с первых его дней украшали мраморные статуи.
Очень скоро в северной части сада был создан Оранжерейный дом. Когда вдоль открытой террасы возвели галереи, где разместились приобретенные императрицей картины, Оранжерейный дом стал называться Малым Эрмитажем, от которого были неотделимы оранжерея и Зимний сад. По воспоминаниям современников, несмотря на суровый климат, в саду комфортно себя ощущали птицы, цветы, ананасы и апельсиновые деревья.
Со смертью Екатерины облик сада менялся. За свою историю он пережил не одну реконструкцию. Стасов перестроил его после пожара 1837 года, использовав новейшие достижения техники и садово-паркового искусства. Для этого пришлось разобрать стены и конструкции XVIII века, а взамен возвести новые опоры — каменные аркады на мощных столбах. На новой террасе садовник Грей разбил сад регулярной планировки, похожей на предыдущую. Вдоль центральной аллеи расположилось два ряда деревьев, цветочные клумбы и мраморная скульптура.
Изменения в облик Висячего сада внес и Штакеншнейдер. В 1850 году по поручению Николая I он вынес екатерининскую оранжерею с экзотическими растениями в северную часть, накрыв ее стеклянным шатровым перекрытием. В Малом Эрмитаже появился Зимний садик, в центре которого итальянский скульптор Феличе де Фово соорудил фонтан. Это все, что осталось от задумки Штакеншнейдера.
Следующая реконструкция пришлась на 1893 — 1895 годы. Архитектор Красовский заменил гидроизоляцию и отремонтировал перекрытия. Знаменитый петербургский завод «Сан-Галли» починил конструкции.
Висячий сад — один из немногих сохранившихся до наших дней. Уникальность отчасти и объясняет трудности создания и эксплуатации подобных сооружений в нашем климате. В архивных документах рефреном проходит фраза: «. великая течь и сырость. ». В 1837 году из-за проникновения влаги в одной из кладовых под садом обрушился свод.
Ремонтные работы, не раз проводившиеся под руководством выдающихся архитекторов, были связаны в основном с многочисленными протечками.
Планы последней реставрации Висячего сада разрабатывались с 1980-х годов. С начала 2000-х велись исследовательские работы: изучались архивные материалы, выяснялись причины протечек в помещениях под садом, обследовались фундаменты, подвалы и своды центральной части Малого Эрмитажа. Десять лет назад Висячий сад закрылся на реставрацию, которая продолжалась до 2012 года.
С помощью геофизических (неразрушающих) методов российские и голландские специалисты осушали стены и своды, обследовали инженерные сети, выясняли, где нарушена гидроизоляция и находятся источники сырости.
Споры вызвал исторический период, на который проводить реставрацию. Было принято решение принять за основу планы и описания ХIХ столетия — времени, связанного с деятельностью архитектора Стасова. Сад оставили открытым, оранжерею Штакеншнейдера восстанавливать не стали, обозначив ее границы.
Образцом для композиции зеленых насаждений послужил план сада и примыкающих галерей на 1843 год, а также «реестры Кустам предполагаемых к посадке в сад при Малом Эрмитаже и находящихся в школах при Таврическом и Елагиноостровском дворцовых садах». По спискам, составленным Стасовым и Греем, высажены растения, создающие непрерывное цветение. Копии мраморных скульптур отлиты из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
В Висячий сад публика не допускается. Любоваться им можно из окон Эрмитажа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.
Висячий сад Малого Эрмитажа
Из Википедии — свободной энциклопедии
Вися́чий сад Ма́лого Эрмита́жа — составляющая часть здания Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1773 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном, перестроен в 1841 году В. П. Стасовым. Висячий сад расположен на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа.
Закрытый со всех сторон высокими стенами сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, а ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.
Оазис под открытым небом: Висячий сад Эрмитажа
Не так давно после реконструкции саду вернули исторический облик середины 19-го века. Именно таким, с такими растениями, его спроектировал архитектор Владимир Петрович Стасов. В начале же екатерининского правления сад был намного меньше, камернее. Летом он наполнялся ароматами цветов и пением райских птиц. Для того, чтобы пернатые не улетали, по всему периметру были натянуты сетки.
Мария Дубровская, научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Но Романовы не желали постоянно зависеть от капризов переменчивой погоды. Ещё для Екатерины была создана первая оранжерея. В середине же 19-го столетия архитектор Штакеншнейдер в северной части Висячего сада проектирует масштабный зимний сад.
Мария Дубровская, научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
После революции уход за садом был минимален. В застеклённой, зимней, его части стали выпадать стёкла. В итоге, эту часть пришлось разобрать. Сад же под открытым небом так или иначе продолжал существовать. В трагические военные годы он превратился в гигантский огород. Запечатлённые на блокадных рисунках грядки помогли выжить многим оставшимся в городе сотрудникам музея.
Мария Дубровская, научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Прошли года и любимый сад Екатерины вновь стал безлюдным и тихим, своеобразным «приютом отшельника». За этим «оазисом на крыше» можно понаблюдать только сквозь окна, в летнее время часто открытые, слушая журчание воды в фонтане и вдыхая ароматы тюльпанов и роз особенного сорта, сорта «Эрмитаж».
Малый Эрмитаж
Здание Малого Эрмитажа расположено на участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей рядом с Зимним дворцом. В 1705-1706 годах на участке, который ныне занят южным павильоном Малого Эрмитажа, а также на соседней территории с востока от него, был построен деревянный дом вице-адмирала Крюйса. В 1719-1723 годах на месте северного павильона был построен новый каменный дом Крюйса, старый оказался в глубине двора [5].
Появление здесь другого здания обусловлено желанием Екатерины II пристроить к своей резиденции павильон с Висячим садом. В 1763 году соответствующий проект был составлен архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, в 1764 он начал реализовываться. В процессе строительства проект дорабатывался Ю. М. Фельтеном, который возводил южную часть Висячего сада. В 1765 году ему было велено в корпусе со стороны Миллионной улицы обустроить помещения для фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова. Я. Штелин свидетельствовал:
К достройке северного павильона Малого Эрмитажа приступили после приказа Бецкого Конторе от строения Зимнего каменного дома в феврале 1767 года: «От Невы досталную часть саду и на Неву верхнее строение также с поспешанием исправлять» [Цит. по: 4, с. 420, 421]. Проект северного павильона исполнил Ж. Б. Валлен-Деламот. Исполнен вчерне он был уже к ноябрю 1767 года. Важно отметить, что современники особо отмечали зависимость фасада нового здания от его наполнения. Колонны на фасаде соседнего Зимнего дворца играют только декоративную роль, тогда как колонны северного павильона Малого Эрмитажа действительно несут на себе нагрузку антаблемента. О новом применённом здесь принципе архитектуры в ноябре 1767 года участвовавший в строительстве Игнацио Росси писал Бецкому:
Фасад павильона украшали скульптуры Флоры и Помоны, олицетворяющие богатство растительного мира и земное плодородие [6, с. 269].
В примыкающем с севера к оранжерее зале Екатерина II в сентябре 1768 года приказала: «в новопостроенной при Зимнем доме оранжерее в эрмитаже сделать против царскосельского, чтоб два стола один за другим выходить могли, а в ненадобности пол задвигался» [Там же]. Приказ был выполнен вольными столярными мастерами Иоганом Цунфортом и Христофором Фрейтагом к следующему февралю. Так в Малом Эрмитаже были оборудованы подъёмные столы на шесть приборов, что позволяло императрице и её гостям принимать пищу без присутствия слуг. Это устройство подробно описал Беллерман:
В марте 1768 года Бецкой приказал приступить к возведению галереи со стороны Зимнего дворца. Вскоре была построена не только западная, но и восточная галерея. С южной стороны они объединились третьей. В январе 1769 года по требованию хранителя императорских коллекций живописи Л. К. Пфандцельта для установки в галереях картин было изготовлено до ста рам, готовых к золочению.
Строительство северного павильона было завершено в 1769 году. В его центре располагался двусветный зал, украшенный плафоном работы Стефано Торелли и статуями в углах. Между ним и висячим садом находилась оранжерея. Подъёмные столы находились в одном из помещений, примыкавших к залу и оранжерее с востока и запада.
В висячем саде высаживались на клумбах белые и алые розы. Вдоль всего пространства сада росли ряды берёз, подстригаемые в форме пирамид. Летом сад дополнялся экзотическими растениями, которые на зиму убирались в оранжерею.
Первый ужин Екатерины II в новых покоях состоялся 1 февраля 1769 года. Через неделю сюда был приглашён английский посол Чарльз Каткарт:
Нарушителям последнего правила запрещалось посещение следующих вечеров.
Картины, скульптуры и другие предметы искусства собранные Екатериной II хранились в галереях Малого Эрмитажа. Это собрание положило начало коллекции самого известного музея в России. Сама идея создания музея пришла к Екатерине в покоях Малого Эрмитажа. В одном из писем она призналась что картинами вместе с ней могут любоваться разве что мыши, и что она желает исправить эту ситуацию. Впоследствии здесь был открыт музей и библиотека. Позже, когда места для коллекции стало не хватать, были построены Большой и Новый Эрмитаж.
Подъёмные столы просуществовали в Малом Эрмитаже до конца XVIII века, когда были разобраны за ненадобностью. В 1799 году кабинет «эрмитаж» был полностью переделан.
По воспоминаниям князя Сергея Михайловича Волконского:
Располагавшиеся в Малом Эрмитаже манеж и конюшни в 1931 году были сданы в аренду Кавалерийской школе ОСОАВИАХИМа. Другие помещения использовались как склады. К 1938 году почти все комнаты Малого Эрмитажа стали служить музейным целям [6, с. 247].
В Павильонном зале Малого Эрмитажа расположены музейные экспонаты, одним из которых являются знаменитые часы «Павлин».
- висячие ботинки на проводах что это значит
- висящая штука в горле зачем