вискомуфта не работает что делать
Восстановление работоспособности вискомуфты вентилятора, Lexus LX470.
Приветствую всех, кто обратил внимание на мой новый бортжурнал.
В нём я хочу рассказать ещё об одной проблеме, которую удалось решить собственными силами. Проблема носила больше сезонный характер, нежели постоянный и проявляла себя только в холодный период.
Проблема заключалась в том, что при запуске холодного двигателя вискомуфта продолжительное время не выключалась, тем самым усложняя прогрев двигателя и создавая дополнительный шум вентилятора. Иногда даже с полностью прогретым двигателем вискомуфта продолжала работать и отключалась только после перегазовки до 3500–4000 об/мин.
Ремонт вискомуфты заключается в том, что:
1. Необходимо снять, разобрать и промыть весь узел;
2. Приобрести достаточно редкую силиконовую жидкость ПМС-10 000;
3. Угадать точное количество заливаемой жидкости.
Данный порядок рекомендую проделать только в том случае, если на вискомуфте целый подшипник. Если же подшипник вискомуфты изношен и имеет достаточно большой люфт, то здесь единственное верное решение – поменять вискомуфту на новую.
Переходим к процессу снятия вискомуфты. Предварительно следует снять всасывающий патрубок от фильтра до дроссельной заслонки. После этого открывается доступ к болтам крепления вентилятора с вискомуфтой. В моём случае болты крепления открутились относительно легко, поэтому никакими проникающими смазками я не пользовался. Вискомуфта откручивается от фланца кронштейна («паук») вместе с вентилятором. Некоторые затруднения вызывают её извлечение, так как есть необходимость в некоторых случаях снимать диффузор вентилятора (я этого не делал). Вентилятор с вискомуфтой вытаскивается вверх с небольшим поворотом лопастей. Нужно следить за тем, чтобы фланец или лопасть вентилятора не повредили трубки радиатора.
Что такое ПМС? Или ремонт вискомуфты своими руками =)
Лазил я тут как-то под капотом, проводил осмотр дизельных владений. И как-то случайно задел рукой крыльчатку вискомуфты. Мой интерес вызвало то что она туго вращается, прям с усилием. Т.е. вискомуфта была заблокирована. При этом двигатель тёплый, было прохладно. Подозрительно. Я этот момент засёк, а дальше наблюдал за ней на разных режимах.
Насколько мне известно, исправная вискомуфта находится в заблокированном состоянии первые секунды/минуты после запуска холодного двигателя. Поэтому звук от неё как от самолёта. Затем она разблокируется и лопасти вращаются свободно. Их можно легко остановить например газетой, до момента полного нагрева двигателя. В общем принцип работы вязкостной муфты хорошо известен, поэтому в подробности физики процесса я вдаваться не буду…
У меня же она была заблокирована на всех режимах и всегда. Что на холодную, что на горячую. И просто на тёплом двигателе, без нагрузок. Она одинаково молотила постоянно. Причём она была не заклинившая, как это иногда бывает при поломке вискомуфт. Нет, просто лопасти туго вращались. Кстати люди пишут что при таком раскладе прилично возрастает расход топлива… Сопротивление муфта даёт приличное…
В общем дело ясное что дело тёмное. Однозначно виска неисправна. Хорошая новость в том что она разборная и ремонтопригодная.
Но первым дело нужно проверить работу биметаллической спиральки. Снимаю виску, а спиралька вся плотно заросла грязью! Возможно в этом и причина! Промываю, вычищаю спираль. Мою весь корпус виски, все рёбра. После этого проверяю саму ось — она легко вращается без заеданий. Ну и напоследок проверяю работу самой спиральки, аккуратно нагрев её. Всё работает и крутится. Ставлю на место. Но чуда не произошло. Муфта заблокирована также на всех режимах. Значит будем вскрывать…
А ремонт муфты, в общем-то, заключается в замене специальной жидкости внутри корпуса. А для этого эту жидкость надо найти!
Toyota под своим артикулом предлагает такую:
Но её хрен дождёшься, да и ценник не скромный…
Но есть отечественный аналог. Жидкость под страшным названием ПМС! =))
Или ещё её называют силиконовое масло. На самом деле это аббревиатура — полиметилсилоксановая жидкость. Простыми словами это специальное масло рассчитанное на определённые условия работы и достаточно много где применяется, в т.ч. и в вискомуфтах автомобилей.
Жидкости эти бывают разной вязкости: ПМС-200, ПМС-300, ПМС-1000 и т.д. Наиболее популярная вязкость при ремонте вискомуфт — ПМС-10000. Именно её все и пытаются найти при самостоятельном ремонте. Хотя я где-то натыкался на информацию что ПМС-60000 более предпочтительна именно для муфт охлаждения.
Вообще эту жидкость можно найти в магазинах радиодеталей или заказать в интернете.
На моё удивление ПМС-60000 оказался в наличии в магазине под боком!
100мл хватит за глаза.
Ну а дальше дело техники и ничего сложного. Снова снимаю муфту.
Откручиваю 8 болтов крепления по кругу. С болтами нужно быть осторожнее — они под «крестовую» отвёртку и скорее всего за все 20 лет до меня её никто не вскрывал.
И муфта разбирается пополам.
Внутри старая смазка жёлтого цвета. Консистенции мёда. По цвету может показаться что она будто подгоревшая, но если приглядеться в эти бутыльки, то можно увидеть что оригинальное новое масло такого же цвета:
Масло достаточно густое. Сначала сливаю старое, сколько получается. Для ускорения можно немного нагреть половинки корпуса муфты. А затем просто промываю. Я промывал бензином и очистителем карбюратора. Неохотно, но старая смазка потихоньку вымывалась.
Теперь всё готово к заправке новым маслом. И тут встаёт главный вопрос — а сколько лить? В сети нет однозначного ответа. Для каждого типа муфт, полагаю, своё строго определённое количество. Даже на схожих машинах эти муфты бывают разных разновидностей и конструкций.
Из опыта тех кто менял масло чаще всего фигурирует количество 45-50мл. Но кто-то лил и 100 и даже больше! Думаю тут только пробовать. И при необходимости добавлять или убавлять количество…
Не знаю почему, но я решил залить 47мл =))
Масло прям густущее! Хоть и тёплое. В шприц я его так и не смог набрать — он просто не мог втянуть его в себя! Поэтому в шприц я заливал прямо из бутылька.
Отмеряю нужное количество и закачиваю в камеру муфты, проворачивая корпус, чтобы масло попало в каналы.
Вот, собственно, и всё. Аккуратно ставлю уплотнительное кольцо на место и без всякого герметика собираю муфту.
Вот теперь можно ставить на место.
Первые испытания показали что на холодную, при запуске двигателя, муфта заблокирована буквально с минуту-другую, затем разблокируется и её можно остановить даже рукой. Признак исправной работы.
Теперь надо ехать в горы!)) Проверять на всех режимах. Но думаю всё будет ок!
Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения
Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.
Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает
Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит
В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.
Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.
При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.
Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)
Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.
Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи
Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.
При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.
Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.
К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.
Исправление неполадок своими руками
Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.
Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:
Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой
Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа
Ключ вставить сверху между двумя лопастями
Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:
При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.
Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.
Вискомуфта вентилятора: устройство, неисправности и ремонт
Вязкостная муфта вентилятора авто – как раз та деталь, о которой многие автолюбители знают не понаслышке, но об особенностях устройства которой не знают практически ничего. А ведь это весьма интересное в своей простоте устройство, которое ломается не так уж и часто – настолько оно надежно. Впрочем, грамотный автолюбитель должен знать об особенностях устройства и работы как крупных, так и мелких узлов авто чтобы в случае их поломки он мог быстро прикинуть, обязательна ли поездка на СТО буквально в тот же день, или с ремонтом можно повременить. Сейчас мы попробуем разобраться, как же устроена вискомуфта вентилятора охлаждения, каков принцип ее работы и даже как производить ее ремонт.
Подробно о принципе работы
Здесь стоит рассказать подробнее о т.н. дилатантной жидкости на силиконовой основе, которой заполнен герметичный корпус вискомуфты. Эта жидкость в обычных условиях действительно вязкая, но она сохраняет текучесть. А вот стоит начать ее перемешивать или нагревать, как она сгустится и начнет занимать несколько больший объем. Плотность при этом тоже изменится – дилатантная жидкость станет похожей на заставший клей. При отсутствии термических или механических воздействий она снова вернется в свое обычное жидкое состояние. Здесь нельзя не рассказать и об еще одном интересном момента: когда жидкость сильно перемешивается, она становится настолько вязкой, что вискомуфта блокируется.
Немного о применении вискомуфт
На сегодняшний день вязкостные муфты в автомобильной индустрии применяются всего в двух случаях, причем первый еще остается актуальным, но и от него постепенно отказываются. Итак:
Запчасти на Hafei princip
Запчасти на Audi 80
Почему же вискомуфты в целом остаются актуальными? Причин несколько:
Проверка работоспособности
Вискомуфты радиаторов проверить не так уж и сложно. В эксплуатационных пособиях указано, что вращение вентилятора положено проверять сначала на холодном, а затем на горячем моторе. При этом на горячем моторе при перегазовке частота вращений серьезно возрастает, тем временем как на холодном – нет. «Народный» способ проверки очень хорош, так как он предусматривает еще и уход за системой охлаждения двигателя. Вот что надо сделать:
Как производится ремонт
Первое, на что стоит обратить внимание автолюбителю, так это на перегрев двигателя. Возможно, с ним связана именно вискомуфта, хотя стоит проверить и, к примеру, термостат. Если проблема кроется именно в вязкостной муфте, стоит попробовать ее отремонтировать. Хоть во многих описаниях и написано, что замена силиконовой жидкость невозможна и оная заливается в корпус единожды вплоть до утилизации всего устройства, на практике долив свежей жидкости осуществить очень просто. Проблема лишь в том, чтобы найти ее. В как в офлайн, так и онлайн-магазинах она может быть найдена под именами «жидкость для ремонта вискомуфты», «масло для вискомуфт» или просто «силиконовая жидкость». Если речь идет о ремонте вискомуфты в системе подключаемого полного привода, то покупать стоит именно оригинальную – недорогие аналоги недостаточно вязкие. А если вы ремонтируете вискомуфту вентилятора, то купить можно универсальную жидкость.
Итак, для ремонта сломавшейся детали стоит начать с проверки уровня силиконовой жидкости. Очень часто наблюдается ее утечка. Необходимо залить новую жидкость, для чего делается следующее:
Шум при работе вискомуфты свидетельствует о выходе из строя подшипника, которым она оборудована. Для замены подшипника нужно фактически проделать то же, что описывалось выше, а также произвести еще несколько операций. По этой причине мы сразу отметим, что при замене подшипника вискомуфты старую силиконовую жидкость нужно обязательно слить, а сразу после замены детали необходимо залить новую порцию силикона. И вот как быть со сломанным подшипником:
Здесь важно учитывать, что вискомуфта не терпит силовых воздействий – даже слегка деформировав диск, вы сделаете невозможным дальнейший ремонт. Само устройство покрыто тонким слоем специальной смазки, которую лучше не снимать в ходе ремонта. Во всем остальном, процедуру нельзя назвать очень сложной. Практика показывает, что у многих автолюбителей, занявшихся самостоятельным ремонтом вискомуфты вентилятора, возникают некоторые трудности с обратной сборкой устройства. Советуем или найти видеоруководства, или фиксировать каждый этап работ на камеру смартфона.
Выбор нового устройства
Теперь давайте ответим на вопрос о том, как выбрать вискомуфту вентилятора охлаждения. Вести поиски проще всего в интернет-магазинах, поскольку здесь вы сможете если и не купить новое устройство, то хотя бы узнать код оригинала и коды всевозможных аналогов. О последних мы вскоре поговорим. Искать можно по:
Конечно, важным параметром поисков является производитель конечного продукта. Многие автолюбители вполне оправданно не доверяют продукции фирм-упаковщиков. В случае вязкостных муфт брать можно продукцию даже таких фирм, так как, по сути, выпускают ее ограниченное число компаний, которые одновременно являются поставщиками на конвейеры крупных автомобильных концернов и чью продукцию реализуют даже упаковщики. Стоит обратить внимание на продукцию вот этих компаний:
Весьма неплохие решения можно найти в каталогах фирм Meyle и Febi (Германия). Появившиеся относительно недавно польские и турецкие аналоги показали себя не так хорошо. Как правило, достойные производители вязкостных муфт одновременно выпускают и радиаторы, крепежные элементы и некоторые элементы трубопровода. Если вы уверены в каком-то производителе радиаторов, стоит поискать в его каталогах и нужную вам вязкостную муфту.
Вывод
Вязкостная муфта вентилятора охлаждения двигателя – простое и весьма надежное устройство, которое выходит из строя крайне редко. Диагностировать его поломку можно и не обращаясь к специалистам на СТО. Стоит лишь проследить за температурой двигателя и проверить работу вентилятора, как все станет ясно. Хоть ремонт вискомуфты не рекомендован многими экспертами, с ним справится даже новичок. Выбор новых устройств достаточно велик: есть продукция фирм-производителей из стран Европы, Америки и отдельных стран Азии (лучшие варианты), а есть автозапчасти от фирм-упаковщиков, лучшими из которых являются немецкие, американские и французские.
Регулировка температуры срабатывания вискомуфты.
Всем, купившим новую неоригинальную вискомуфту, которая постоянно молотит, либо просто имеющим вискомуфту которая сильно рано включается посвящается…
Предыстория:
Пала смертью храбрых оригинальная заводская виска (которая типо боргварнер). Встал вопрос покупки новой виски. Нашел в ближайших магазах виску за 2000р, отдельно без крыльчатки. Поставил. И столкнулся с проблемой. При прогреве виска отключается, как надо, но, когда двиг прогреется, виска включается и больше до момента остывания не выключается. Оценив работу виски сделал ввывод:
1) Теоретически, если виска выключается на прогреве — она жива.
2) имеется брак — температура срабатывания виски ниже необходимого предела.
Поискал теорию работы виски, проблемы которые встречает народ и накопал решение.
Начал с принципа работы виски.
Принцип действия вискомуфты
Вискомуфта, или вязкостная муфта, конструктивно состоит из двух дисков. Они находятся близко друг от друга, но механически никак не соединены. Их объединяет закрытая полость, в которой они расположены. Один диск находится на вале, соединенном с приводом от коленвала, другой на роторе вентилятора.
В полость, в которой расположены диск, при нагревании биметаллической пластины по мере прогрева двигателя поступает вязкая жидкость. На дисках для обеспечения большего вязкого зацепления расположены ребра и гребни. При заполнении полости гелем диски приходят в «вязкое» зацепление, и начинают вращаться синхронно(почти).
При охлаждении двигателя клапан, управляемый биметаллической пластиной, перекрывается, и жидкость откачивается центробежными силами.
Конструкция вискомуфты имеет вид:
2 – пластина биметаллическая, 3 и 4 — каналы B и А впуска 13 – подшипниковый корпус, 15 и 17 — задняя и передняя пластины,
Отсюда сразу хочу выделить важную деталь. Очень много людей заблуждаются, считая что в вискомуфте находится некая мифическая жидкость, которая изменяет свою вязкость от температуры. Это в корне не верно!
В вискомуфте находится просто очень вязкое силиконовое масло. Оно практически не изменяет свою вязкость при нагревании вискомуфты. В движение вискомуфту приводит именно вязкое трение в жидкости между пластинами. Жидкость в зазор между пластинами попадает после открытия клапана. вот этот клапан нас и интересует. Практически везде в интернете (по крайней мере в русском сегменте) имеются мануалы по регулировке вискомуфт с пластинчатой биметаллической пластиной и линейным клапаном.
Принцип регулирования —
1) пластина нагрелась
2)пластина выгнулась
3)пластина потянула клапан
4)клапан открыл отверстие перепуска жидкости в рабочую полость
5)жидкость замкнула через себя поток мощности
6)крутимся, радуемся
7)Пластина охладилась, выгнулась обратно, потянув за собой клапан
8)Клапан закрылся
9)Жидкость путем гребенчатого насоса перетекла из зоны контакта с пластинами
10)виска начала проскальзывать
Так вот пластинчатые регулируются путем подгиба управляющей пластины.
Но! У нас же не пластина! У нас же биметаллическая спираль!
Как же работает она?
Принципиально — абсолютно так же. Разница только в механике работы клапана. У нас он поворотного типа.
Для наглядности — на разборной виске:
Под лепестками находятся по одному отверстию с каждой стороны. При нагревании спирали пластина поворачивается, открывая эти отверстия и начинает перепуск жидкости в рабочую полость.
Так вот. Нашел вот такое видео:
3)удерживаем центральную ось спирали от проворота вторыми тонкогубцами начинаем крутить спираль за усик:
Для увеличения t срабатывания — против часовой стрелки, для уменьшения — по часовой.
4) после пробной деформации заводим усик на место
5) ставим на машину и идем кататься. Смотрим — получилось или нет
6)если получилось — снимаем виску и заливаем на всякий случай герметом усик (хотя я не заливал, год уже езжу, проблем нет
Для удобства перед регулировкой можно сделать отметки на спирали об изначальном положении до деформации.
Рекомендую за один подход деформировать спираль не более чем на 1мм от предыдущего положения, чтобы не пролететь. окно регулировки небольшое, лучше несколько раз по чуть чуть чем за 1 раз погнуть нафиг спираль 🙂
Если эффекта нет или он мал — повторяем процедуру регулировки.
Таки образом я себе отрегулировал, уже год стоит, проблем нет абсолютно никаких. При температурах ниже +10 виска практически вообще не включается, выше — включается в пробках. При езде по трассе летом она отключается и включается редко и на минуту-две. Короче абсолютно стабильный штатный режим.
P/S:
Как оказалось моя старая виска не померла. Она разрегулировалась. Я потом попробовал провести действия по регулировке по схеме, описанной выше, всё удалось. Поэтому, если ваша заводская виска начала постоянно молотить не выключаясь — попробуйте. Это условно бесплатно 🙂
P.P.S:
ОЧЕНЬ ВАЖНО! ДЛЯ КОРРЕКТНОЙ РАБОТЫ ВИСКИ НЕОБХОДИМ ЧИСТЫЙ НЕ ЗАБИТЫЙ РАДИАТОР (Ни изнутри ни снаружи)! ОСОБЕННО В ЦЕНТРЕ НАПРОТИВ ВИСКОМУФТЫ! ИНАЧЕ БУДЕТ НЕВЕРНО ПРОИСХОДИТЬ ОХЛАДЖЕНИЕ СПИРАЛИ И БУДЕТ НЕКОРРЕКТНАЯ РАБОТА! РАДИАТОР — НАШЕ ВСЁ!
UPD: Нашел хорошее видео о принципе работы виски со спиралью и золотником. Очень наглядно: