вишневый сад неустойчивая экосистема так как в ней отсутствуют пищевые сети
Агроэкосистема (агроценоз)
Это искусственная экосистема, созданная человеком (поле пшеницы, яблоневый сад).
1. В агроэкосистеме живет меньше видов, чем в естественной экосистеме. Поэтому пищевые цепи в агроэкосистеме короткие, неразветвленные, из-за этого круговорот веществ неустойчивый, следовательно, сама агроэкосистема неустойчива. Если человек не будет за ней ухаживать (поливать, удобрять, пропалывать), то она разрушится, например, поле пшеницы зарастет, превратится в луг. Таким образом, естественная экосистема получает энергию только от солнечного света, а агроэкосистема – от Солнца и от человека (основной источник энергии для агроэкосистемы – всё-таки Солнце).
2. В агроэкосистеме живет очень много растений одного вида (монокультура), следовательно, создаются хорошие условия для консументов, питающихся этим видом (вирусов, бактерий, нематод, клещей, насекомых и т.п.). Поэтому в сельском хозяйстве обязательно надо бороться с вредителями. Основные способы:
3. В естественной экосистеме растения своими корнями забирают из почвы минеральные соли, затем растения поедаются консументами, разрушаются редуцентами, и соли возвращаются назад в почву – это замкнутый круговорот веществ. На поле пшеницы урожай собирается и вывозится, и минеральные соли в почву не возвращаются (незамкнутый круговорот веществ). Поэтому в сельском хозяйстве применяют удобрения – минеральные (соли) и органические (навоз).
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основным источником энергии для агроэкосистем являются
1) минеральные удобрения
2) солнечные лучи
3) органические удобрения
4) почвенные воды
Выберите один, наиболее правильный вариант. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играет
1) превышение нормы высева семян
2) введение севооборота на полях
3) выращивание растений одного вида
4) увеличение площади агроценоза
Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой
1) отсутствуют цепи питания
2) не происходит круговорот веществ
3) кроме солнечной используется дополнительная энергия
4) растения не располагаются в пространстве ярусами
Выберите один, наиболее правильный вариант. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга
1) имеют незамкнутый круговорот веществ
2) для них характерна небольшая длина цепей питания
3) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
4) имеют пищевые цепи и сети
Выберите один, наиболее правильный вариант. УКАЖИТЕ НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как
1) культурные растения вытесняются сорняками
2) он не может существовать без удобрений и ухода
3) он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами
4) усиливается конкуренция между культурными растениями
АГРОЦЕНОЗ
1. Выберите три варианта. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов одного вида
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Агроценозы, по сравнению с биогеоценозами, являются неустойчивыми экосистемами, так как
1) цепи питания неразветвленные и короткие
2) отсутствуют разрушители
3) цепи питания отсутствуют
4) преобладает один вид производителей
5) круговорот веществ незамкнутый
6) отсутствуют потребители
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки агроценоза
1) активное размножение консументов III порядка
2) имеет продуцентов, редуцентов, консументов
3) часть продукции изымается человеком
4) имеет сбалансированный круговорот веществ
5) происходит перегнивание растительных остатков
6) характеризуется небольшим видовым разнообразием
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков характерны для экосистемы кукурузного поля?
1) короткие пищевые цепи
2) низкая продуктивность
3) преобладание монокультуры
4) большое разнообразие консументов
5) низкая экологическая устойчивость
6) сбалансированный круговорот веществ
СОБИРАЕМ ИЗ ПОЛОВИНОК:
2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений
3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв
6) характеризуется большим разнообразием видов растений
АГРОЦЕНОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К агроценозам относятся
1) еловый лес
2) лесное озеро
3) лесопосадки
4) суходольный луг
5) пшеничное поле
6) вишневый сад
2. Выберите три варианта. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) длинные цепи питания
2) короткие цепи питания
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для биогеоценоза:
1) использование минеральных удобрений
2) разветвлённые пищевые цепи
3) осуществление замкнутого круговорота веществ
4) относительная устойчивость и стабильность
5) отсутствие редуцентов
6) проявление искусственного отбора
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Коралловому рифу как устойчивому сообществу свойственны
1) богатое разнообразие видов организмов
2) очень высокая биологическая продуктивность
3) изъятие части зообионта человеком
4) преобладание в сообществе кораллов одного вида
5) сбалансированный круговорот веществ
6) короткие цепи питания
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме пойменного луга
1) разнообразный видовой состав трав
2) преобладание продуцентов одного вида
3) отсутствие консументов и редуцентов
4) сбалансированный круговорот веществ
5) действие искусственного отбора велико
6) разветвленные пищевые цепи
БИОЦЕНОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных сообществ относят к природным биоценозам?
1) вишнёвый сад
2) мхи на коре деревьев
3) заливной луг
4) смешанный лес
5) ковыльная степь
6) пшеничное поле
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят
1) низинное болото
2) ржаное поле
3) суходольный луг
4) вишневый сад
5) банановую плантацию
6) сосновый бор
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К устойчивым экосистемам относятся:
1) вишневый сад
2) картофельное поле
3) таежный лес
4) смешанный лес
5) пшеничное поле
6) березовая роща
2. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом: 1) природная экосистема, 2) агроэкосистема
А) преобладают растения одного вида
Б) обитает большое разнообразие видов
В) осуществляется саморегуляция численности популяций
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) большую роль играет антропогенный фактор
Е) пищевые цепи длинные
3. Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: 1) биогеоценоз, 2) агроценоз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) преобладание монокультуры
Б) большое видовое разнообразие
В) использование дополнительной энергии
Г) сбалансированный круговорот веществ
Д) действие естественного и искусственного отборов
Е) пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трех звеньев
4. Установите соответствие между признаками и экосистемами: 1) ковыльная степь, 2) пшеничное поле. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) разветвленные сети питания
Б) короткие пищевые цепи
В) низкая саморегуляция
Г) разнообразие продуцентов
Д) видовое разнообразие животных
Е) доминирование монокультуры
5. Установите соответствие между экосистемами и их особенностями: 1) картофельное поле, 2) луг. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладает монокультура
Б) круговорот веществ незамкнутый
В) совместно обитает много видов
Г) устойчивая система
Д) цепи питания длинные
Е) требуется приток дополнительной энергии
6. Установите соответствие между экосистемами и их особенностями: 1) дубрава, 2) яблоневый сад. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) круговорот веществ незамкнутый
Б) характерно видовое разнообразие
В) круговорот веществ замкнутый
Г) присутствует доминантный вид
Д) неустойчивая экосистема
Е) пищевые цепи разветвленные
7сб. Установите соответствие между характеристиками и примерами экосистем: 1) пресноводное озеро, 2) нагульный пруд хозяйства. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) несбалансированный круговорот веществ
Б) большая биомасса монокультуры
В) включает в себя неразветвленные пищевые сети
Г) действует искусственный отбор
Д) используются пищевые добавки
Е) происходит самовозобновление экосистемы
8е. Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: 1) мелколиственный лес, 2) гречишное поле. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сбалансированный круговорот веществ
Б) пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев
В) преобладание монокультуры
Г) использование дополнительной энергии
Д) большое видовое разнообразие
Е) действие естественного и искусственного отборов
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите общие признаки, характерные как для естественных, так и для искусственных экосистем.
1) имеют сбалансированный круговорот веществ
2) используют дополнительные источники энергии
3) устойчивы во времени
4) содержат продуцентов, консументов, редуцентов
5) представляют собой открытые системы
6) испытывают действие естественного отбора
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Общие признаки, характеризующие природную и искусственную экосистему:
1) ярусность
2) использование энергии Солнца и энергии, вносимой человеком
3) наличие всех функциональных групп
4) полный круговорот веществ
5) влияние экологических факторов
6) постоянно высокая продуктивность
2. Установите соответствие между примерами экосистем и их типами: 1) искусственная, 2) естественная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) пшеничное поле
Б) вишневый сад
В) дубрава
Г) луг
Д) озеро
Е) болото
3. Установите соответствие между экосистемами и их видами: 1) агроценозы, 2) биогеоценозы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) яблоневый сад
Б) осинник
В) гречишное поле
Г) смешанный лес
Д) ельник-черничник
Е) прерии и пампасы
Выберите три верных ответа из шести.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ.
Выберите два верных ответа из пяти.
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите три верных ответа из шести.
2. Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам?
1) совокупность популяций белок в лесу
4) совокупность всех видов растений в озере
5) морских млекопитающих
6) пруд с обитающими в нем организмами
3. Биогеоценоз — это:
1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов
2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций
3) целостная система, способная к саморегуляции
4) закрытая система взаимодействующих популяций
5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне
6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов
4. Биогеоценозы характеризуются
1) сложными пищевыми цепями
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) наличием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием
5. Каковы особенности биогеоценоза смешанного леса как биологической системы?
1) низкая устойчивость
2) высокая устойчивость
3) способность изменяться во времени
4) неспособность изменяться во времени
5) отсутствие саморегуляции
6) наличие саморегуляции
6. Каковы существенные признаки экосистемы?
1) высокая численность консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) сезонные изменения температуры и влажности
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
7. Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
1) верхний ярус продуцентов образуют древесные формы
2) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
3) консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
4) недостаток света является ограничивающим фактором
5) звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ
6) отсутствуют редуценты
8. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
9. Биогеоценоз реки характеризуется
1) наличием автотрофов
2) отсутствием редуцентов
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищных рыб
5) постоянной численностью популяций животных
6) замкнутым круговоротом веществ
10. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу
1) более плодородная почва
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) незамкнутый круговорот веществ
6) более разнообразные связи между видами
11. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что
1) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
2) волки ограничивают рост численности кабанов
3) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
4) численность белок зависит от урожая семян ели
5) популяция кабанов полностью уничтожается волками
6) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей
12. Лишайники первыми заселяют места, непригодные для жизни других организмов, так как
1) представляют собой симбиоз грибов и одноклеточных водорослей
2) легко переносят загрязнение окружающей среды
3) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
4) поглощают корнями воду и минеральные соли
5) обеспечиваются водой и минеральными солями с помощью гифов гриба
6) роль продуцентов в них выполняют гифы гриба
13. Какие признаки свойственны любой экосистеме?
1) взаимосвязь компонентов живой и неживой природы
2) пищевые связи между организмами одного вида
3) четко очерченные границы
4) обмен веществ и превращение энергии
5) совокупность организмов разных видов
6) преобладание консументов над редуцентами
14. В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислорода
4) высокое содержание кислорода
5) резкое колебание теплового режима
6) низкая прозрачность среды
15. В естественной экосистеме
1) разнообразный видовой состав
2) несбалансированный круговорот веществ
3) незамкнутый круговорот веществ
4) замкнутый круговорот веществ
5) разветвлённые пищевые цепи
6) среди консументов преобладают хищники
16. К естественным биогеоценозам относят
5) банановую плантацию
17. Признаки, характерные для биогеоценоза
1) использование минеральных удобрений
2) разветвлённые пищевые цепи
3) осуществление замкнутого круговорота веществ
4) относительная устойчивость и стабильность
5) отсутствие редуцентов
6) проявление искусственного отбора
18. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется
1) наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне
2) наличием водоросли – ламинарии
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищников
5) малым разнообразием видов
6) замкнутым круговоротом веществ
19. Чем характеризуется биоценоз леса?
2) хорошей освещённостью всех ярусов
3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ
4) разнообразием древесных растений
5) наличием только консументов второго порядка
6) наличием консументов 1, 2, 3 порядков
20. В экосистеме широколиственного леса – дубраве
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии – солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
21. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) минерализации почвы дождевыми червями
3) усыхании деревьев при устойчивой засухе
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
22. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
1) отсутствием редуцентов
2) большим видовым разнообразием
3) замкнутым круговоротом веществ
4) колебанием численности популяций
5) короткими пищевыми цепями
6) разветвлёнными пищевыми сетями
23. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
1) отсутствуют пищевые сети
2) преобладают продуценты одного вида
3) небольшое число видов
4) нет пищевых цепей
5) короткие цепи питания
6) отсутствуют редуценты
24. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется
1) короткими цепями питания
2) разветвленными цепями питания
3) незамкнутым круговоротом веществ
4) преобладанием монокультур
5) замкнутым круговоротом веществ
6) большим видовым разнообразием
25. Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
26. Какими особенностями характеризуются агроценозы как искусственные биологические системы?
1) большим видовым разнообразием
2) способностью к саморегуляции
3) короткими цепями питания
4) использованием искусственной подкормки
5) высокой численностью организмов одного вида
6) непрерывным круговоротом веществ и энергии
27. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные
источники энергии наряду с солнечной
28. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) более плодородная почва
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) используются дополнительные
6) замкнутый круговорот веществ
29. Какие признаки свойственны экосистеме озера в отличие от экосистемы пруда?
2) большое разнообразие видов
3) неспособность существовать без вмешательства человека
4) длительное существование без вмешательства человека
5) низкая устойчивость
6) небольшое число видов
30. Природный луг, в отличие от поля,
1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового
2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений
3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв
4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению
5) не имеет редуцентов
6) характеризуется большим разнообразием видов растений
31. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
32. Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?
1) преобладает культура картофеля
2) замкнутый круговорот веществ
3) в круговороте веществ не участвует солнечная энергия
4) короткие цепи питания
5) большая численность видов, кроме картофеля
6) из круговорота веществ с урожаем изымается большая биомасса
33. В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме,
1) осуществляется саморегуляция
2) имеются продуценты, консументы и редуценты
3) осуществляется замкнутый круговорот веществ
4) используется солнечная энергия
5) образуются пищевые связи
6) имеются разветвлённые пищевые сети
34. Почему березовую рощу считают неустойчивой экосистемой?
1) вследствие небольшого числа пищевых связей
2) в ней обитает небольшое число видов
3) из-за обилия хищников
4) вследствие сильно разветвленных пищевых сетей
5) из-за коротких цепей питания
6) в ней обитает много разнообразных видов
35. Какие общие свойства присущи естественным и искусственным экосистемам?
1) наличие в них продуцентов, консументов и редуцентов
2) замкнутый круговорот веществ
3) взаимосвязь с абиотическими факторами
4) способность к самостоятельному существованию
5) длинные пищевые цепи
6) наличие пищевых связей между организмами
36. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
1) небольшое число видов
2) наличие цепей питания
3) замкнутый круговорот веществ
4) использование солнечной энергии
5) использование дополнительных источников энергии
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов
37. Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
A) пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть B) высокое видовое разнообразие Г) преобладание монокультуры Д) действие естественного и искусственного отбора Е) замкнутый круговорот веществ | 1) природный биоценоз 2) агроценоз |
38. Установите соответствие между видом экосистемы и признаками, для них характерными:
А) высокое разнообразие видов 1) агроэкосистема
Б) виды подвержены искусственному отбору 2) природная экосистема
В) экосистема не способна к саморегуляции
Г) малое разнообразие видов
Д) экосистема способна к саморегуляции
Е) виды подвержены естественному отбору
39. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
А) разнообразные цепи и сети питания 1) агробиоценоз
Б) большое разнообразие видов 2) биогеоценоз
В) наличие монокультуры
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) неустойчивость во времени
Е) необходимость в дополнительной энергии
40. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
А) включает большое разнообразие видов Б) продукция частично изымается из системы В) используются удобрения разных видов Г) круговорот веществ незамкнутый Д) является саморегулирующейся системой Е) имеет разветвлённые сети питания | 1) пшеничное поле 2) смешанный лес |
41. Установите последовательность процессов, приводящих к смене экосистем.
1) изменение среды обитания, уменьшение в ней ресурсов, необходимых для жизни данного вида
2) заселение среды обитания особями других видов
3) сокращение численности особей данного вида вследствие изменения ими среды обитания
4) поглощение из окружающей среды организмами одного вида определенных веществ
42. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
2) появление кустарников и полукустарников
3) формирование травяного сообщества
4) появление накипных лишайников на скальных породах
5) формирование лесного сообщества
43. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами
44. Установите последовательность процессов сукцессии.
1) образование почвы в результате эрозии материнской породы и гибели лишайников
2) формирование разветвлённой сети питания
3) прорастание семян травянистых растений
4) заселение территории мхами
45. Установите последовательность смены экосистем.
46. Установите правильную возможную последовательность восстановления ельника,