виртуальный музей что это такое
Виртуальный музей что это такое
Понятие «Виртуальный Музей» означает совокупность цифровых ресурсов в художественно-культурной сфере, доступных с помощью программных средств. Виртуальный Музей традиционно считается одной из форм, с помощью которой можно продвигать и внедрять инновации в реальные музеи.
Очевидно, что виртуальный музей не может рассматриваться как альтернатива реальному музею, но он становится ценным инструментом для партнерства с традиционными институтами, выполняя их образовательные и разъяснительные функции, особенно в современных реалиях.
Аудитория виртуальных экспозиций сравнялась с числом посетителей крупнейших музеев страны.
Используя новые методы, искусство формирует новое, более модное и привлекательное пространство для посетителей. Поскольку и сегодня главным собирателем и хранителем искусства по-прежнему остаётся музей, то и он оказался вовлечённым в мир новых технологий.
Функции и возможности виртуального музея
Виртуальный музей мотивирует человека посетить реальный.
Ниже представлены основные функции виртуального музея:
Теперь рассмотрим возможности:
Таким образом, актуальность продолжения исследований феномена виртуальных музеев необходима. Кроме того, существует потребность в улучшении информированности российского общества о познавательных, исследовательских и многих других возможностей виртуальных музеев.
Заключение
Подведем итог, виртуальные музеи – это прекрасная возможность показать посетителям экспозицию, но вместе с тем виртуальные музеи должны стать дополнением к посещению музея реального, а не конкурировать с ним.
Всемирный опыт свидетельствует, что деятельность, которая способствует популяризации организации в одной среде, как правило, приносит ей популярность и в других. Чем чаще люди посещают музеи он-лайн, тем чаще они будут посещать их в реальной жизни.
Виртуальный музей
Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.
Первые вебсайт-музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Логика проста: если дом может стать дом-музеем, то домашняя страница может стать страницей-музеем. Первый персональный вебсайт-музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году.
Не всякий набор фотографий имеет право называться вебсайт-музеем. Цифровая коллекция виртуального музея должна иметь 2 отличительные характеристики: виртуальный тур и продвинутый поиск экспонатов.
Виртуальный музей Канады объединяет коллекции более 2500 канадских музеев. Европейский виртуальный музей — намного беднее и охватывает лишь доисторический период Европы.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Виртуальный музей» в других словарях:
Виртуальный музей Канады — Виртуальный музей Канады, англ. Virtual Museum of Canada [1] национальный виртуальный музей Канады. Является презентацией коллекций более 2500 канадских музеев, расположенных в самых различных городах [2]. Включает виртуальные выставки [3],… … Википедия
Европейский виртуальный музей — Европейский виртуальный музей интернет сайт, организованный при поддержке Европейского союза. На сайте представлен доисторический период Европы в виде фотографий экспонатов из крупнейших европейских музеев, исследуются доисторические пути… … Википедия
Музей одной улицы — Музей одной улицы … Википедия
Музей Гардинера — Музей Гардинера, англ. Gardiner Museum музей в Канаде, посвящённый исключительно искусству керамики. Расположен в Квинс Парке (Парке королевы) к югу от Блур Стрит в Торонто напротив Королевского музея Онтарио. Ближайшая станция… … Википедия
Музей эротического искусства — Помпеи. III II века до нашей эры … Википедия
Музей холодной войны (США) — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей холодной войны (значения). Музей холодной войны военно исторический музей в Лортоне, штат Виргиния, США.[1] Музей был основан в 1996 году сыном Фрэнсиса Гэри Пауэрса (американского… … Википедия
Музей секса (Нью-Йорк) — Координаты: 40°44′39.47″ с. ш. 73°59′13.34″ з. д. / 40.744298° с. ш. 73.987041° з. д. … Википедия
Музей Сонобудойо — Координаты: 7°48′08.75″ ю. ш. 110°21′50.23″ в. д. / 7.802431° ю. ш. 110.363953° в. д. … Википедия
Музей секса — Avril, Édouard Henri «Музей Секса» открыл свои двери 5 октября 2002 на углу Пятой Авеню и 27 ой Улицы в городе Нью Йорке (США), под сокращённым названием «MoSex» (что созвучно с фразой: «Больше секса»). Экспозиция музея рассказывает о развитии и… … Википедия
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» — Малые Корелы. Георгиевская церковь В Малых Корелах В 2006 году в честь музея Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей Малые Корелы … Википедия
Виртуальные музеи мира
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использо вание во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном про странстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стреми тельно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, ани мацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интер нет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием. Что они представляют собой, что скрывается под вывеской «Виртуаль ный музей» и попытаемся выяснить в этой статье, целью которой является обзор и некоторая попытка классификации того множества явлений, пред ставленных в сети, которые носят название виртуальный музей.
По ключевым словам «виртуальный музей» любая поисковая система в Интернете выдаст множество сайтов, где эти слова задействованы. При просмотре этих сайтов возникает желание разобраться в том, «что есть что», и навести некоторый порядок. В современном Интернете существуют два типа музейных сайтов, которые делятся на
1) представительства реально существующих музеев и
2) собственно виртуальные музеи,
но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи. Сайты на музейную тематику реальных музеев (РМ) весьма многочис ленны и популярны и обеспечивают Интернет-пространство информацией о многих музеях мира, их экспозициях, выставках, каталогах, месте распо ложения, времени работы и разных мероприятиях, т.е. традиционный сайт
РМ есть лишь техническое средство для распространения музейной инфор мации и в некотором роде реклама. Сайт реального музея надо бы называть (в отличие от виртуального музея) виртуальный мир такого-то реального музея, чтобы не путать с собственно виртуальным музеем, например, Вир туальный мир Эрмитажа или Русского музея. Собственно виртуальные музеи (ВМ) встречаются в Интернете реже, их куда меньше, чем представительств реально существующих музеев, но
они набирают силу и их становится в последнее время все больше и боль ше. Далее займемся рассмотрением особенностей музеев второго типа в Интернете, которые и будем называть виртуальными. Общим для реальных и виртуальных музеев является то, что любой му зей — это место, где история продолжается, они не являются хранилищем древностей. История здесь встречается с современностью, так как экспона ты музеев пополняются отражениями событий текущего момента (книги и биографии, документы и вещи, проекты и фотоматериалы и т.д.).
Отличительные черты виртуального музея
Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать — органи зационно), но все же это музей, так как соответствует данному выше опре делению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый органи затор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для ВМ служит РМ и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспози ции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей. Надо отметить, что идея создания вирту ального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация. При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей — это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки тради ционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идея ми, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного му зея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, кол лекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образ цов.
Особенностью виртуального музея является и то, что зритель (он же пользователь) «посещает виртуальный музей на своем компьютере, обща ется с ним один на один и сам устанавливает с ним (ВМ) личные отноше ния, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании. Именно в «новой реальности» виртуального музея человек из
зрителя превращается в участника этой «новой реальности», здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея». Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов. Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него мож но из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сай та, тоже есть свой «сценарий»: это его структура, план, карта, но инициати ва при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому чело веку.
Таким образом, виртуальный музей — это не просто сайт реально суще ствующего музея, а созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий сво его аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире. Есть даже мнение, что виртуальный музей — это зеркало будущего реального музея, а не наоборот, т.е. на основе вирту ального музея можно создать реальный музей, если это кому-нибудь надо. Представительства реальных музеев в сети Интернет и виртуальные му зеи — это разные организации. ВМ отличаются от виртуальных представи тельств РМ прежде всего тем, что они являются не только носителями той или иной информации, но и ее первоисточником.
Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу
Дата публикации: 24.02.2020 2020-02-24
Статья просмотрена: 1941 раз
Библиографическое описание:
Наумова, И. В. Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу / И. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67558/ (дата обращения: 14.11.2021).
На всех этапах развития общества музеи играют очень важную роль. Они представляют редкие, уникальные в своем роде разнообразные предметы и привлекают к ним внимание. Музей призван подчеркнуть ценность наследия с целью сохранения преемственности культуры. На мой взгляд, музей — это социокультурное учреждение, в котором собираются, изучаются и хранятся памятники искусства, истории, науки, техники и других сфер человеческой деятельности. Кроме того, музеи занимается просветительской деятельностью, выставляя разнообразные подлинники и копии экспонатов на всеобщее обозрение.
Музей берет свое начало из частных коллекций предметов искусства, артефактов, реликвий и антиквариата. В России первым музеем, доступным для широкой публики, можно считать музей — Кунсткамера. Его коллекция основана XVIII в, на коллекциях Петра Великого (Петра I). Главным скачком в развитии музейной деятельности можно считать вторую половину XX века, музееведы называют этот период «музейным бумом». В этот период наблюдается рост интереса к музеям в городской среде. Музеи начинают активно работать со школьниками и студентами, привлекая их к различным исследовательским проектам. Чтобы все — таки понять, зачем нужны музеи, современному обществу, нужно точно знать, что же они собой представляют.
В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и исторических музеях просветительского типа. В просветительской модели музея все расположено на полочках, ящиках, в коробочках, и отделах. Исторический же музей просветительского типа, устроен как учебник истории — экспозиции расставлены с древнейших времен и до наших дней. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена на хронологической основе. Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.
На сегодняшний день мы видим, что просветительская Музейная система плохо работает для современного посетителя. Посетители XXI века предъявляют высокие требования к музею, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психологических особенностей современного общества, особенностей образа жизни и перенасыщенности информационного фона, музей делает все возможное, чтобы заинтересовать посетителей.
Именно поэтому музеи все чаще используют интерактивные, мультимедийные элементы при выставке экспонатов. Главным продуктом интерактивного мультимедийного продукта стал виртуальный музей. Концепция виртуального музея зародилась в 1992 году.
Определение термина «виртуальный» (лат. «VIRTUALIS»), пришедшее из научно — технической среды со значением «мнимый», в современных условиях характеризуется как «возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях» или «не имеющий физического воплощения; отличающийся от реального».
Поэтому, мы сделаем вывод, что виртуальное — это все — таки искусственно построенное (созданное), которое нельзя считать реальным. Проанализировав несколько источников, можно выделить две модели «виртуального музея». Во-первых, это то, что относится к Интернету или к искусственным построениям в компьютере. Это тот самый случай, когда компьютер имитирует искусственное трехмерное пространство, интерьер, в котором размещены музейные предметы. Вторая и наиболее распространенная модель виртуального музея — это реальная комната, в которой хранятся интерактивные объекты. Это могут быть голограммы, различные виды трехмерных и плоских проекций, 3D-панорамы, фотопанорамы.
Виртуальные музеи нужны современному обществу для того, чтобы показывать произведения искусства и многие другие экспонаты людям, которые по тем или иным причинам не могут прийти в музей. Эта функция применима к обеим моделям виртуального музея. Но есть и более интересные вещи, которые делают эту технологию весьма перспективной. Самое интересное начинается в тот момент, когда в виртуальном музее демонстрируют не то, что где-то существует, а то, чего нет и быть не может. В этот момент современное общество начинает максимально использовать возможности современных технологий в виртуальном музее. Наличие современных технологий помогает музеям создавать выставки, позволяющие посетителям всех возрастных и социальных категорий в доступном для них формате получить новую информацию для дальнейшего ее использования.
Например, в Третьяковской галерее в декабре 2006 года была юбилейная выставка Александра Иванова, где провели следующий эксперимент: с помощью проекций стали показывать «Библейские эскизы» Александра Иванова с сильным увеличением, приблизительно в том размере, как они были бы в храме Христа Спасителя. В результате возник совершенно новый эффект, новое качество восприятия этих произведений. Этот случай показывает, что сегодня, виртуальный музей начинает серьезным образом дополнять реально существующий музей. Виртуальный музей — это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому, благодаря современным технология в сфере IT.
Сегодня технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше интегрируются с реальной музейной экспозицией. Зачастую виртуальные экспонаты начинают сосуществовать с реальными. Виртуальные музеи решают реальную проблему доступности мирового культурного наследия. По мере развития средств коммуникации в интернете происходит объединение в группы интересов, даже если они расположены в разных частях нашего мира. Пользователи могут обмениваться информацией, впечатлениями и создавать собственные музейные проекты. Сегодня есть возможность говорить о виртуальном музейном пространстве, где уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, объединяющие музейных работников и заинтересованных пользователей.
Но, если говорить о тенденции современного музейного развития, компьютеры постепенно начинают покидать музейную экспозицию. По крайней мере, с видимой его части. Причина проста: больше десяти лет назад компьютер как технический способ отображения был весьма привлекательным. Но современное общество уже воспринимает компьютер как нечто тривиальное.
Поэтому виртуальные музейные технологии на данном этапе требуют хороших IT-специалистов, для перехода виртуальных музеев на новый уровень.
Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие, сохраняемое музеями, формирует личность, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа и его культурное наследие.
Создание и использование виртуального музея необходимо для привлечения внимания современного общества ко всем музеям мира и вносит неоценимый вклад в развития музееведения. Ведь не каждый экскурсант может посетить реальные музеи. Причем, возможность увидеть уникальные материалы, находящиеся в фондах таких музеев, с помощью виртуальных музеев, значительно возрастает.
Виртуальный музей: технология создания и реализации
Экономические науки
Похожие материалы
В нынешнем обществе весьма значительно стоит проблема сбережения культурного наследия, так как от этого во многом зависит перспектива страны, а также семей и подрастающего поколения. И, безусловно, сложно представить различную деятельность в отсутствии такого условия, как информационное обеспечение.
Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Они обязаны размещаться на одном или нескольких Web-серверах. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний. Такого рода виртуальный музей можно сделать в варианте каталога (плоский). Есть еще один вид, когда «гость» способен проделать путь по залам или комнатам и любоваться экспонатом со всех сторон (трехмерным). «Гость» такого музея может самостоятельно выбрать любой понравившиеся ему объект, посмотреть его, а также при желании сохранить к себе на компьютер [5]. На сегодняшний день это прекрасный способ решить проблему объединения новейших технологий и культуру. Виртуальный музей – это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому.
Изучения с точки зрения науки согласно данному вопросу имеют важность, так как культура сегодня большая ценность [6].
Виртуальный музей (или веб-сайт-музей) – тип веб-сайта, который специализирован с целью экспозиции музейных материалов. Все материалы, которые могут быть презентованы в подобном музеи обладают различным характером и видом:
Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам).
Отличие подобных музеев от простых выставок фотографий в том, что в способностях музея существует формирование виртуального тура, обширные способности в поиске любых данных об экспонатах.
В 1991 году возникли первоначальные виртуальные музеи, основанные в варианте веб-сайтов. Они считались индивидуальными сайтами настоящих музеев. Однако с расширением способностей интернет-технологий начали возникать и индивидуальные вебсайт-музеи. К такому музею принадлежит «онлайн-Лувр», открытый в 1994 году французским студентом Николя Пьошем.
Существуют следующие функции виртуального музея:
Виртуальный музей возможно применять с целью проведения виртуальных экскурсий, состязаний, различных акций. Самая существенная доля сетевых ресурсов – это взаимодействие, что немаловажно в настоящее время для молодого поколения.
Первое место музейной работы в сетевой сфере достается коммуникационному элементу. «Виртуальный музей – не монумент, а центр общения. Он дает возможность любому человеку отыскать путь к новым территориям знания, навыкам и выражения» [5].
Для того чтобы создать виртуальный музея, достаточно чтобы в наличии были необходимое техническое оборудование (компьютерная техника, выход в Интернет) и подготовленный персонал (историк, музеевед, IT-специалист). На сегодняшний день любое просветительское учреждение, а кроме того разные компании, в том числе и туристические в нашем государстве обладают подобным техническим оборудованием. То, что относится к сотрудникам, то имеются специализированные общественные планы, где обучают работе с такой техникой. Здесь трудятся специально обученный персонал, который заинтересован в данном процессе. При этом организация деятельности при наличии сегодня различных форм работы в детской и молодежной среде, таких как виртуальный музей, позволяет увеличить мотивацию участия молодого поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности.
В современном обществе научно-технические музеи добились значительной степени. Они показали всю силу технических достижений.
Подобные музеи демонстрируют себя с наилучшей стороны, так как дают возможности для формирования общества.
Задачи, которые стоят перед нами в процессе создания музея, состоят в следующем:
Необходимо выделить, что электронные бумаги (экспонаты) музея обладают различным видом: это базы (таблицы) данных и идеографическая сведения (описания, книги и заметки), изображения (фотографии) и видеоматериал, аудиосведения, библиографическая информация, перечни информации, модели и модельные данные. Подобные средства принадлежат к разным учреждениям и организациям. А институты выполняют независимую политику в отношении их применения и публичного доступа к ним.
Для того чтобы музей устойчиво функционировал, следует отметить ряд свойств:
Сегодня можно осуществить отличную идею для того, чтобы реализовать подобные системы. Это – www сервис Интернет. Это простой и эффективный способ организации сетевого доступа к информационным ресурсам различного характера. В технологической среде возможно построение распределенной информационной системы со сквозным поиском и единым для всех подсистем интерфейсами.
Научно-техническая база «Виртуального музея» – применения методов формирования электронных коллекций в рамках распределенных информативных концепций и электронных коллекций. Подобная методика представляет вероятность держать данные отдельно, сформировать презентацию данных, распределить доступ к информационным ресурсам.
Одной из более эффективных технологий визуализации музейных экспозиций считается методика формирования виртуальных панорам (синонимы: 3D-панорамы, круглые панорамы, 360-градусные фотопанорамы). Это настоящий метод демонстрации фотографий объемного пространства. Отличить такую панораму от обычной панорамной фотографии, которую можно поместить в рамку, вложить в альбом, напечатать на странице книги или журнала, можно по главному признаку – виртуальная панорама видна на экране компьютера. В один момент на экране появляется лишь доля панорамы, угловые размеры которой, как правило, соответствуют нормальному углу зрения невооруженного глаза. Все без исключения картинки рассматриваются путем мягкого перемещения либо в левую сторону, либо в правую сторону [3].
Панорама с угловым размером 360º называется круговая панорама. Ее отличие в том, что в каждой выбранной направленности, возможно, совершить целый разворот, однако только лишь в горизонтальной плоскости. Это дает возможность реально воспринимать картину. Поэтому такую панораму можно считать моделью реального мира, и назвать «виртуальной реальностью».
Для того чтобы любоваться экспонатом со всех сторон, достаточно только лишь управлять мышью или клавишами. При желании можно посмотреть экспонат подальше, можно его приблизить. Если не нравится экспонат, его можно упустить, а потом вернутся. Можно оглядеться вокруг. Такое достоинство виртуальной панорамы выделяет ее среди других средств визуализации [4].
При этом есть возможность соединить панорамы между собой. Так можно передвигаться от одной панорамы к другой. При наведении курсора мыши на «активную зону» можно любоваться фотографиями, видеороликами. Также можно акцентировать внимание на отдельных предметах панорамы. В случае музейной экспозиции это могут быть отдельные экспонаты, выставочные стенды, а также любая другая информация, на которую необходимо обратить внимание виртуального посетителя. Когда виртуальный посетитель взаимодействует с такой панорамой, он получает много информации об интересующем его экспонате, чем он почитал в книге или пролистал журнал. Так как совокупность всех технологий, при которых существует данная панорама создает эффект присутствия именно в том месте, которое выбрал посетитель.
Главная и ведущая форма подачи информации – виртуальный тур. Это значит объединение виртуальных панорам.
Виртуальный тур, как и 3D-панорамы, включает:
Такая форма позволяет создать ощущения реального присутствия в залах. Даже если панорамы составлены из отдельно взятых объектов, они предстают перед зрителем совершенно цельным звеном. Также виртуальные туры по музеям и выставкам могут помочь совершить предварительную экскурсию. Посетитель выбирает понравившийся маршрут, и начинает изучать его более глубоко. Такая экскурсия может быть создана на основе фотографий, созданных при реальной съемке и смоделированного 3D-пространства или их комбинации [3].
В современное время технология виртуальных туров широко используется для представления пространства в визуальном мире. Вопрос цельных объектов их разработки требует пристального внимания. Существуют ограничения при организации виртуальных туров:
Безусловно такие ограничения ставят под сомнение эффективность виртуальных туров при отображении больших объемов информации. Так как в сущности таких туров лежит визуализация пространства, то самым главным фактором является демонстрация информации. Применение технологии виртуальных туров делают так, чтобы в первую очередь интерес для пользователя (научный, эстетический) представляло само пространство со всеми объектами. Комбинирование реальных и смоделированных объектов может быть полезно для воссоздания отдельных объектов и их включения в реальное пространство. В то же время целостность 3D-моделирования доступных для реальной фото- и видеофиксации окружений представляется нам сомнительной.
Дело в том, что при разработке таких туров, не всегда возможно соблюдать ту точность моделирования, которая требуется. Следовательно, пространство, которое подвергается моделированию теряет историческую достоверность. Примером такой ситуации может служить виртуальная экскурсия по смоделированному Мамаеву кургану в Волгограде. В основу создания проекта положена технология трехмерного моделирования VRML. Во время виртуальной экскурсии пользователю предлагается прогуляться по «нарисованному» Мамаеву кургану, подойти к любому из памятников, прочитать информацию о нем. Однако при сравнении этого продукта с виртуальным туром, построенным на основе реальных фотографий Мамаева кургана, становится очевидно, что последний является более достоверным, информативным и имеет большую культурную ценность для пользователя [2].
Примером успешной реализации виртуального музея, основанного на реальных 3D-панорамах, является виртуальный музей «Открытие Кремля» [3]. Он позволяет увидеть Кремль с высоты птичьего полета. Становится возможным прогуляться по его улицам и площадям. Можно посмотреть, как работает часовой механизм курантов, посетить Сенатский и Большой кремлевский дворцы. Побывать также у зданий и территорий, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие работу Президента России. А ведь они в реальном пространстве являются закрытыми для туристов объектами.
Съемки для данного проекта велись 2 года (2003-2005 гг.). За период съемок многие кадры успели стать многознаменательными – на них запечатлены ныне уже не существующие предметы. Экскурсия по Московскому Кремлю позволяет визуально познакомиться с ним и включает большое количество пояснительной информации в виде текста, фото-, аудио и видеоматериалов. Виртуальный музей «Открытие Кремля» носит информационный характер и не ориентирован на обратную связь с посетителями.
Еще один очень удачный пример виртуального музея – заповедник «Кижи» [4]. Он полностью направлен на посетителя и на обратную связь с ним. Это один из крупных в России музеев под открытым небом. Заповедник «Кижи» – уникальный историко-культурный и природный комплекс, который является значимым объектом культурного наследия народов России. Такой виртуальный музей знакомит посетителей с архитектурными наследием, традиционной культурой, музейными коллекциями, природой Кижского погоста. Посетители могут насладиться прекрасными прямыми трансляциями из музея, видео- и фотоотчетами. Здесь также можно увидеть виртуальные путешествия (виртуальные туры). Они созданы в интересной форме. Познакомят с усадьбой карельского крестьянина, историческими достопримечательностями Петрозаводска, островом Кижи. Представлены интерактивные познавательные игры для детей и взрослых. В «магазине», который находится в «виртуальном музее» по желанию можно приобрести эксклюзивные товары, изготовленные специально для музея-заповедника «Кижи».
Нужно отметить, что в данном музее можно воспользоваться форумом музея. Здесь же представлена полезная информация об организации: график работы, предоставляемые услуги, афиша, мероприятий.
Виртуальные музеи, которые размещены в открытом доступе в интернете решают реальную проблему, которая состоит в доступности мирового культурного наследия. Так как средства коммуникации в интернете развивается, происходит еще один интересный факт – объединение в группы по интересам, даже если они находятся в разных точках нашего мира. Они могут обмениваться информацией, делится впечатлениями, создавать свои проекты. Сегодня есть возможность сказать о виртуальном музейном пространстве, в котором уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, связывающие сотрудников музейной сферы и заинтересованных пользователей.
Один из значимых проектов, который направлен на объединение информации, является портал «Музеи России». Цели проекта – популяризация познания о культурном наследии России и общественных институтах сохранения и исследования наследства; развитие сферы, содействующей формированию и кооперации интернет-ресурсов культуры; объединение и регуляризация информационных источников сферы культуры; формирование элементов коммуникации профессионалов области культуры; создание условий с целью развития культурного туризма и дистанционного образования. Ресурс содержит информацию о более чем 3000 музеев и больше является энциклопедией для специалистов, чем источником информации для школьника, просто интересующегося человека или туриста. Сайт перегружен специфической информацией, зачастую не понятной обычному пользователю. Описание многих музеев и экспонатов носит формальный характер. Ориентироваться в информации сложно, интерфейс не всегда логичен и понятен, многие разделы работают нестабильно, техническая реализация сайта морально устарела. На сайте есть форум, что подразумевает создание площадки для общения заинтересованных пользователей, но и он требует срочной модернизации.
Итак, можно сделать вывод о том, что виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию. Сложившаяся ситуация доказывает, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом, что существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет-ресурсов, систематизирующих информацию о них. Однако успешные проекты реализуются крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение. Условия для массового внедрения практики создания виртуальных музеев в наше время не созданы. Наше дальнейшее исследование направлено на поиск возможностей создания условий для его реализации, в первую очередь, на примере создания виртуального музейного пространства в одном из регионов России – Вологодской области.
Таким образом, во всем мире научно-технические музеи играют роль символов национальных достижений и торжества национальной технической мощи, подчеркивая особое значение музеев для развития общественного сознания и общества в целом. В настоящий период наиболее популярным методом с целью осуществления такой концепции считается www сервис Интернет, как наиболее простой и продуктивный метод организации сетевого доступа к информационным ресурсам разного характера.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.