виновник дтп не установлен что делать и кто возмещает ущерб
Выплата по ОСАГО если виновник ДТП не установлен 2020
Если в результате ДТП не установлен виновник аварии — получить выплату по ОСАГО достаточно трудно. Кроме того, суды между страховыми компаниями и автомобилистами проходят чуть ли не ежедневно.
Что делать, если виновник ДТП не установлен сотрудниками ГИБДД?
Ситуации, когда невозможно установить виновника аварии, встречаются достаточно часто. Если такое произошло необходимо настаивать на том, чтобы сотрудники полиции продолжали расследовать ДТП.
Сколько ищут виновника ДТП?
После ДТП со скрывшимся с места происшествия водителем проводится административное расследование (до 2 месяцев). Иногда сроки растягиваются по заявлению инспектора. Выплату по ОСАГО невозможно получить до завершения административного расследования.
Сотрудники ГИБДД обычно проводят расследование на протяжении всего времени. Даже если виновник ДТП установлен спустя неделю после начала поиска, его необходимо привлечь к ответственности, на что также требуется время.
Можно ли получить выплату по ОСАГО при ДТП если виновник еще не найден?
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Полис ОСАГО страхует именно ответственность гражданина. Это означает, что возмещение ущерба потерпевший получает за счет страховки виновника. Однако, это не означает, что компенсации не будет если виновник не установлен или не имеет полис ОСАГО.
Когда не бывает выплаты по ОСАГО
Виновник скрылся. При каких условиях можно получить выплату?
По договору КАСКО страхуется не ответственность других участников ДТП, а конкретно имущество – автомобиль.
Заключение
Если виновник ДТП скрылся, получить выплату по ОСАГО 2020 вполне реально, главное иметь сильную доказательную базу. Стоит учитывать, что при аварии лучше самостоятельно записать государственный номер автомобиля виновника.
Если не удалось самостоятельно записать данные виновника — желательно подталкивать сотрудников ГИБДД к поиску свидетелей и виновного водителя. Если страховая компания отказала в выплате по ОСАГО, пострадавший имеет полное право взыскать ущерб с виновника.
Авария без виноватого
Но позже суд кассационной инстанции решил, что экспертиза, на основании которой установлена вина Прусакова, не может служить таким доказательством, и вернул дело на доработку. После чего суд первой инстанции в иске отказал.
Однако Верховный суд посчитал иначе. Он пояснил, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, в рамках дела об административном правонарушении вопрос вины или невиновности, именно в ДТП, не разрешается. Как многократно указывал Верховный суд, при разрешении дел по главе 12 КоАП РФ вопрос вины в ДТП не выясняется, так как это не входит в предмет доказывания в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Поэтому в рамках КоАП РФ привлекают за сам факт нарушения того или иного пункта ПДД РФ, а не за факт ДТП.
Вопрос же вины в ДТП решается только в гражданском процессе. На момент рассмотрения дела в гражданском порядке в суде первой инстанции доказательством вины в ДТП было исключительно заключение эксперта. Эксперт указал, что виновен второй водитель, разворачивавшийся не из крайнего положения, да еще и в месте остановки маршрутных транспортных средств. Нижестоящие суды, после того как им указал на то президиум облсуда, признали экспертизу необязательным доказательством по делу и отказали в иске первому водителю. Так вот, Верховный суд РФ в данном определении указал, что так как нет иных доказательств вины, то экспертизу суды отвергли неправомерно в качестве доказательства вины второго водителя. И отправил дело на новое рассмотрение.
Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:
Даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию. Ее можно взыскать в рамках гражданского процесса.
В данном случае госавтоинспекция в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности не смогла решить вопрос о виновности конкретного участника ДТП. Ситуация действительно была сложной. Столкновение произошло на встречной для обеих машин полосе. Первая шла на обгон, вторая разворачивалась. Но, как было установлено экспертизой, вторая машина нарушила правила разворота. В таком случае именно водитель разворачивающейся машины должен был убедиться, что не создаст никому помех. Если бы вопрос «кто виноват?» был решен своевременно, то проблем с выплатой компенсации не возникло.
Верховный суд подробно объяснил, какие ошибки были допущены. По сути, Верховный суд встал на сторону истца. Одна из главных ошибок нижестоящих инстанций: они фактически заставили человека доказывать вину того, кто причинил вред. Между тем, как объяснил Верховный суд России, причинитель вреда считается виновным до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины. Таким образом, отказ в иске со ссылкой на недоказанность вины другого водителя не соответствует нормам материального права.
Виновник ДТП не установлен: что делать и кто возмещает ущерб
Если виновник ДТП не установлен, несмотря на все принятые меры со стороны сотрудников полиции, у водителей возникают проблемы. Кто возместит ущерб автомобилю?
В некоторых случаях поможет выплата страховки по ОСАГО. Существенно упростит решение проблемы наличие полиса КАСКО. Однако в большинстве случаев, автовладельцы вынуждены заниматься восстановлением своего транспорта самостоятельно.
Как бы там ни было, требуется иметь представление о том, как устанавливается причастность водителя к ДТП. Ведь второй участник инцидента может настаивать на своей невиновности, и тогда ее предстоит доказать в суде.
Как определяется вина водителя в ДТП
Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.
Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.
Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.
Условия, влияющие на меру вины:
Зачастую ответственность за ДТП несут оба водителя. В этом случае речь идет об обоюдной вине. Ее наличие не влияет на административное наказание, но может отразиться на содержании приговора по уголовному делу.
Нередки ситуации, когда из составленных сотрудниками ГИБДД материалов нельзя достоверно установить виновника аварии. Тогда степень вины каждого из водителей в процентах определяет суд, при условии подачи соответствующего иска, одним из участников дорожного происшествия.
Возмещение материального ущерба происходит также в пропорциональном соотношении. К примеру, когда суд распределяет вину автовладельцев как 70 на 30 %, также компенсируется и ущерб, нанесенный транспортным средствам.
Если виновник погибает, выплаты осуществляет его страховая, в случае превышения лимитов, бремя возмещения несут наследники.
Существуют наиболее распространенные причины ДТП по вине водителя. Их можно сформировать в виде такого списка.
Факторы дорожно-транспортного происшествия:
Следствием аварии могут стать плохое состояние дорожного покрытия или сложные погодные условия.
Здесь вина водителя чаще всего заключается в отсутствие требуемых мер предосторожности. Они подразумевают снижение скорости до минимума, увеличение безопасной дистанции до транспорта, двигающегося впереди.
Нередко возникновению происшествия способствуют действия других водителей. «Подрезание», выезд на встречную полосу, агрессивное поведение само по себе.Тогда сидящие за рулем граждане, уходя от столкновения, сами невольно попадают ДТП.
Как установить виновника аварии
В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.
Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.
Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.
К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.
Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.
Примерный перечень доказательств;
В расчет также берутся показания специальных технических средств. Речь идет о радарах скорости и приборах, определяющих уровень алкоголя в крови водителя.
Теперь самое время перейти к процедуре определения виновника.
На месте ДТП
Во многих случаях виновник автоаварии становится понятен сразу. Большинство нарушений правил дорожного движения имеют очевидный характер и не требуют дополнительных способов доказывания.
В составляемый протокол вносятся обстоятельства инцидента со ссылкой на те нормы ПДД, которые не были соблюдены. О многом расскажет и схема ДТП.
Типичные проступки автолюбителей:
В случае, когда сидящий за рулем был нетрезв, это тоже относится к несоблюдению правил дорожного движения (ст.12.8.1 КоАП РФ). Первоначально количество алкоголя в крови гражданина определяется сотрудником ДПС с помощью специального прибора – алкотестера. Дальше, как правило, следует медицинское освидетельствование.
Каждый из участников происшествия вправе написать к протоколу собственные пояснения. Их содержание принимается во внимание при вынесении постановления о назначении штрафа и/или определении срока лишения водительского удостоверения.
Если не виноват, как доказать на начальном этапе
По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждается административное производство. Исходными документами в рамках него является схема, составляемая на месте аварии, пояснения участников и свидетелей.
В свою очередь, между оформлением материалов дела и принятием постановления о привлечении виновника к административной ответственности проходит определенный период времени – 2 месяца.
За этот отрезок водитель не должен сидеть, сложа руки для того, чтобы подтвердить собственную правоту.
Основные права владельца машины:
Кроме этого, участник ДТП может настаивать на проведении дополнительных экспертиз. Они, на основании ч. 2 ст. 27 КоАП РФ проводятся за счет бюджетных средств. С кругом вопросов, которые нужно поставить эксперту, определяются заранее.
Обжалование виновности КоАП
Логическим итогом ДТП становится постановление дознавателя ГИБДД о привлечении одного или обоих водителей к административной ответственности в форме штрафа. Его допускается оспорить. С этой целью лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе подать жалобу вышестоящему руководству или в районный суд.
Протокол об административном правонарушении по законодательству оспорить нельзя. Требуется дождаться постановления о назначении штрафа.
Многие выбирают второй путь в надежде большую объективность. Как бы там ни было, необходимо все успеть сделать в десятидневный срок с момента получения постановления. Иначе, придется писать ходатайство о восстановлении упущенного времени, обосновывая причины допущенной задержки.
Обжалование постановления может иметь место последовательно в нескольких судебных инстанциях. Многие водители в поисках справедливости доходят и до Верховного Суда РФ.
Кстати, обжалуется постановление не только о применении денежных санкций, но и об отказе привлекать гражданина к административной ответственности. Здесь действует то же правило 10 дней. В жалобе требуется по пунктам описать процессуальные нарушения, допущенные со стороны сотрудника ГИБДД.
В случае, когда в возбуждении административного производства отказал мировой судья, его определение может быть пересмотрено. С этой целью пишется жалоба в районный суд по месту расположения участка мирового судьи.
В гражданском суде
Рассмотрение дела имеет свою специфику. Предъявляется иск ко второй стороне не только о взыскании ущерба, но и об окончательном определении виновника дорожного происшествия.
Необходимо будет внести госпошлину, которая состоит из двух частей. Определение виновника рассматривается как неимущественное требование и оплачивается в размере 300 рублей.
Касаемо возмещения материального ущерба, пошлина исчисляется в процентах от выдвигаемых требований. За основу берется п.1 ст. 333.19 НК РФ. Там определен размер платежа с привязкой к цене иска.
Полезно привлечь к участию в деле страховую компанию в качестве третьего лица. Когда суд выяснит, что страховое возмещение предоставлено пострадавшим не в полном объеме, взыскивается недостающая сумма, но в пределах, действующих по ОСАГО, лимитов.
А если скрылся
К сожалению, не всегда виновник ДТП остается на месте аварии для дальнейших разбирательств. И это только добавляет проблем владельцу пострадавшего транспорта. Тем не менее, нужно предпринимать конкретные действия и со своей стороны.
Так, на место столкновения обязательно вызывается патрульный экипаж, который зафиксирует факт повреждений. До приезда сотрудников ГИБДД водитель может сделать несколько снимков поврежденных участков автомобиля.
Отдельно делаются снимки асфальта, поскольку там могут остаться частички от другого транспорта: осколки фар, зеркал. Кстати, отпечаток протектора на дороге также помогает экспертам идентифицировать автомобиль.
После приезда дежурной группы начинается работа, по идентификации второго участника инцидента.
Основные действия на месту столкновения:
Схематически розыск скрывшегося автомобиля происходит следующим образом. Вначале выносится постановление об осуществлении розыскных действий. На основании пояснений потерпевшего, свидетелей устанавливаются приметы транспортного средства. На первом месте среди них стоят марка и цвет.
Дальше по базе данных делается выборка машин, соответствующих описанию. После этого сотрудники полиции проверяют автомобили на предмет возможной причастности к аварии.
По законодательству на поиск машины отводится 2 месяца. При этом пострадавший хозяин транспорта также может осуществлять поисковые мероприятия со своей стороны.
Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен
Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?
Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.
В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.
Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.
Позиция Верховного суда
Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.
Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.
В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.
Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.
Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.
Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.
В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.
В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.
Советы водителю при определении степени вины
С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.
Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.
А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.
Основной список конкретных шагов:
Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.
При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.
К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Верховный суд попал в аварию
В такой ситуации разбирался Верховный суд. Надо сказать, что это вообще довольно частое явление, когда в аварии сложно установить степень вины того или иного участника. А это крайне важно для определения, кому выплачивать возмещение. Как правило, в таких ситуациях признается обоюдная вина участников. А кому и сколько должна выплачивать страховая компания?
В такую неприятную историю попал в Нижегородской области некто Дмитрий Седов. Его автомобиль стоял на правом краю дороги с открытой задней левой дверью. В эту дверь и въехал второй участник. Приехавший на место сотрудник ГИБДД установил вину Седова в ДТП, указав на нарушение пункта 12.7 правил. Но дежурный ГИБДД отказал в возбуждении административного дела. А позже решением командира роты ДПС из определения были исключены ссылки на виновность Седова. Саровский городской суд оставил в силе отказ в возбуждении административного дела с учетом исключения из него ссылок на виновность Седова. То есть Седов в аварии не виноват.
С этими документами он и обратился в свою страховую компанию за выплатой. Однако страховщик ему отказал, утверждая, что именно Седов виноват в ДТП.
Тогда автовладелец пошел в суд и попросил взыскать со страховщика возмещение в сумме 71 151 рубль, неустойку в размере 217 722 рубля 06 копеек, штраф в размере 35 575 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, почтовые расходы в размере 460 рублей 50 копеек, расходы по оплате услуг адвоката в размере 5000 рублей.
Саровский городской суд удовлетворил его требования частично. Со страховщика взыскано возмещение в размере 60 435 рублей 90 копеек, расходы по оплате услуг оценщика в размере 720 рублей, почтовые расходы 82 рубля 89 копеек, расходы по оплате услуг адвоката в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
То есть суд отказал во взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. Объяснил это суд тем, что вина участников ДТП установлена только в ходе рассмотрения этого дела. Значит, ответственность страховщика за несвоевременность выплаты не наступила. С этим согласился и апелляционный суд.
Если страховщик не произвел такой выплаты, то он должен отвечать по всей строгости. То есть уплатить еще и неустойку, штраф и моральный ущерб. Если он такую выплату произвел, то тогда он освобождается от санкций.
Поэтому решение апелляционного суда ВС отменил и направил дело на новое рассмотрение.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.