вим вендерс так далеко так близко
drugoe_kino
ДРУГОЕ КИНО
Смотрим. Пишем. Обсуждаем.
Так близко и так далеко…
Ангелы летают над Берлином, заглядывая в окна многоэтажных домов, заходя в магазины, бары. Сидят в метро и читают мысли пассажиров. Они невидимы. Только дети, старики и бывшие ангелы ощущают их присутствие. Ангелы знают секреты людей, пытаются понять их, иногда завидуют их способности чувствовать.
И такая возможность им предоставляется. Один из ангелов влюбляется в акробатку и становится смертным, он счастлив. Другой становится человеком, чтобы спасти девочку, выпавшую из балкона. В отличие от первого, второй не может найти свое место в мире смертных, ему это дается нелегко.
Время проходит слишком быстро. Мои нервы этого не выдерживают! Это не жизнь. Я больше не могу.
Ангелы считают, что в суете большинства людей мало смысла, они просто убивают время. Сами ангелы не могут влиять на время. Им трудно наблюдать за временем, которое не имеет своих границ и вообще почти ничего не знает о себе.
Фильм философский, его целиком можно разобрать на цитаты. Многочисленные внутренние монологи умиротворяют, а съемки завораживают, камера летает с ангелами. Это очень красиво!
Насколько забавным кажется появление бывшего ангела, актера Питера Фалька, известного всем как лейтенант Коломбо, настолько неожиданно появление Горбачева.
Вы, вы, кого мы так любим: вы не видите нас, вы не слышите нас, вы считаете, что мы от вас так далеко, а ведь мы так близко! Мы посланы, чтобы приблизить тех, кто вдали. В нас самих нет никакого значения. Мы всего лишь посланцы, и послание наше – любовь. Вы для нас все. Позвольте нам жить в ваших глазах! Смотрите на ваш мир через нас. Верните себе с нашей помощью глаза, полные любви! Тогда мы будем близки к вам, а вы к нему.
Этими словами начинается и заканчивается фильм.
Так далеко, так близко! / Небо над Берлином — 2 / In weiter Ferne, so nah! (1993)
1993. Германия. 144 минуты.
Жанр: драма / мистика / сюрреализм-авангард.
Режиссер: Вим Вендерс.
Сценарий: Вим Вендерс, Ульрих Зигер, Ричард Райтингер,
Оператор Юрген Юргес.
В главных ролях: Отто Сандер, Бруно Ганц, Настасья Кински.
В ролях: Уиллем Дефо, Рюдигер Фоглер, Питер Фальк, Михаил Горбачёв, Ханс Рюман, Моника Хансен, Лу Рид, Йелла Роттландер.
Награды:
1993 — Гран-При Жюри — Вим Вендерс (Каннский кинофестиваль)
1994 — Лучший режиссёр — Вим Вендерс (Bavarian Film Award)
1994 — Лучшая операторская работа — Юрген Юргес (German Film Award).
Интересные факты о фильме:
Питер Фальк, Лу Рид и Михаил Горбачёв играют в фильме самих себя.
Кстати, сняться Горбачёва уболтала его секретарша, которая была большой поклонницей творчества Вендерса.
А плакат Лу Рида можно увидеть в подземке, где идёт Кассиль после превращения в человека.
Персонажа Уиллема Дефо зовут Emit Flesti (Эмит Флести), что представляет собой надпись «Time Itself» («Само время») наоборот.
Это третий совместный фильм Настасьи Кински и Вендерса после «Ложного Движения» и «Париж, Техас».
Человеческое имя ангела Кассиля — Karl Engel. «Engel» — это «ангел» по-немецки.
В одном из эпизодов снялась актриса Йелла Роттландер, которая до этого последний раз снималась в 1970-х годах (ещё ребёнком), в том числе играла главную роль в фильме Вендерса «Алиса в городах» (1974). Тогда её партнёром по фильму был Рюдигер Фоглер в роли Филиппа Винтера. В «Так далеко, так близко!» она играет ангела персонажа, которого тоже зовут Филипп Винтер, и которого снова играет Рюдигер Фоглер. Вот такой «совместный столилайн» главных вендерсковских франшиз.
Из первоначального монтажа картины, который получился больше трёх с половиной часов, Вендерс вырезал больше часа, чтобы всунуть фильм в прокатный формат.
Я отлично понимаю, почему этот фильм у нас везде называется по-русски «Небо над Берлином — 2». Ну, и вы тоже без труда догадаетесь. Потому что это — продолжение «Неба над Берлином». Но при этом, принимать такое название мой моск отказывается. Неслучайно ведь сам Вендерс назвал свой фильм так, чтоб ну уж вообще никаких параллелей не было с первым фильмом: «Так далеко, так близко». И я бы настаивал на том, чтоб пользоваться именно этим названием.
Сюжет, если коротко пересказывать, в следующем. Кассиль, который в первом фильме оставался ангелом, в этом вмешивается в дела людей — он спасает падающую из окна девочку — и становится человеком. Дальше он идёт к своему другу, которого здесь, так же, как и в первом фильме, играет Бруно Ганц, они вместе отрываются и радуются жизни, но уже через какое-то время начинает страдать от одиночества. Ганц-то падал на землю к живой бабе, которая его уже практически ждала. А у Кассиля, наоборот, баба осталась там, среди ангелов — её играет Настасья Кински, удивительно красивая в этом фильме. И вот он страдает, и мучается, но никак почувствовать её не может. И в этом, собственно, весь фильм, и называется он так именно поэтому: что вот, мол, она так близко, но при этом почувствовать невозможно. И поэтому мы думаем, что ангелы так далеко — а они-то так близко. И так далее.
Дальше там он устраивается на работу к какому-то сыну бывшего нациста, который нанял частного сыщика искать свою потерянную сестру, а потом он его спасёт от смерти, а потом. в общем, и так далее. Не буду спойлить, к этому фильму, в отличие от предыдущего, понятие «спойлера» вполне применимо. Михаил Горбачёв, цитирующий Тютчева, Лу Рид, и всё тот же Питер Фальк играют самих себя, причём Фальк всё такой же жук-соблазнитель, протягивающий руки в пустоту, и приглашающий всех ангелов присоединиться к нему на Земле. Но самый колоритный персонаж достался Уиллему Дефо, и, будучи помноженным на его актёрский талант, он становится едва ли не центральной фигурой в картине. Его персонаж, названный везде в описаниях «охотником на ангелов», в картине оказывает не-пойми-кем, но при этом кажется каким-то порождением хтонических сил. На деле же он — просто время, которое добро к тебе, если ты сам добр, и зло, если ты зол. Эдакий трикстер, играющий, в итоге, решающую роль в судьбе героев.
Интересный, своеобразный, хотя и слегка затянутый фильмец.
Джим Джармуш и Вим Вендерс: так далеко, так близко
22 января Джиму Джармушу исполняется 60. Сергей Дешин сравнивает путь, пройденный юбиляром, с опытом его учителя и старшего товарища – Вима Вендерса.
В фильме Джармуша «Более странно, чем рай» один из героев с какой-то горечью произносил: «Странная штука: приезжаешь в другой город, а как будто никуда и не уезжал». (– «Не валяй дурака», – отвечал ему второй.) В этой жалобе можно расслышать сходство с репликой из вендерсовской «Алисы в городах»: «Иногда мне кажется, что на следующий день я приеду сюда же». Бодлер считал, что «путешествия нас не меняют». На первый взгляд, и Вендерс, и Джармуш согласны со словами поэта. Однако более внимательное рассмотрение показывает, что согласен с Бодлером только Джим Джармуш.
Вим Вендерс и Джим Джармуш оба участвовали в альманахе «На десять минут старше: труба» (2002). Что такое десять минут у Вендерса? Десять минут, которые решают судьбу. У Джармуша? Ничего, всего лишь перекур под прелюдию Баха.
Вендерс и Джармуш. Один – несостоявшийся художник, второй – несостоявшийся поэт и музыкант. Обоим указал дорогу Париж, ставший для каждого из них своим «Вавилоном»[1]. Для обоих режиссура оказалась так привлекательна, потому что стала синтезом многих увлечений сразу. Оба – паломники французской «Синематеки» и поклонники житейских притч Ясудзиро Одзу (Вендерс сделал посвящение японцу в своем главном фильме «Небо над Берлином», Джармуш именем Одзу нарек одну из лошадей, приносящих героям удачу, в «Более странно, чем рай»). Оба стали классиками при жизни, сняв каждый по культовому фильму (соответственно «Небо…» и «Мертвец»).
«Мертвец»
Оба – творцы в жанре роуд-муви, певцы и короли дороги. Оба приложились к созданию мифа о странной, незнакомой Америке с ее пустыми мотелями и бесконечными дорогами. «Поэтическое созерцание выше философии», – писал Сартр. В документальном фильме «Токио-га» Вендерс бросает, любуясь небом в иллюминаторе самолета: «Мне думалось, вот бы научиться снимать, как будто открываешь глаза, смотришь на мир, ничего не стараясь доказать». В этой фразе весь ранний Вендерс. Да и Джармуш, пожалуй, тоже.
Для обоих самой главной музой всегда была музыка. Их фильмы рождались из мелодий Боба Дилана и криков Джей Хоукинса. Свой будущий принцип съемки, еще не догадываясь о существовании Одзу, фильма Вендерс разглядел на конвертах пластинок Kinks: «снимать людей фронтально, статичной камерой, сохраняя при этом определенную дистанцию». Первая (утерянная) короткометражка Джармуша была целиком снята под музыку Генри Коуэлла. «Сначала была музыка» – таким неслучайным эпиграфом начинается книга Вендерса «Логика изображения». Вендерс вырос на роке, Джармуш – в клубе CBGB, родине панка и будущей «новой волны».
Джон Лури и Боно, Том Уэйтс и Ник Кейв, Джо Страммер и Лу Рид, скромный барабанщик Ричард Эдсон и великий Чак Берри, американские хипхоперы RZA, эфиоп Mulatu Astatke и португальцы Madredeus, – все они принимали участие в создании фильмов не только как авторы саундтреков, но и как актеры, а порой – и как соавторы сценариев. Мы все еще слышим звуки их гитар: невозможно представить «Париж, Техас» без затягивающей гитары Рэй Кудера или «Мертвеца» без запилов Нила Янга. В знак почтения к музыкантам каждый снял по целому фильму: Вендерс – «Клуб Буэна Виста», Джармуш – «Год лошади».
Джим Джармуш и Том Уэйтс
Оба сыграли в фильме Мики Каурисмяки «Неаполь – всю ночь напролет» (1987). Кроме Ника Рэя и совместной «Молнии над водой» Вендерса и Джармуша объединяет общий оператор (великий Робби Мюллер, снявший 11 фильмов для Вендерса и 6 для Джармуша) и французский режиссер Клер Дени (работала в начале своей карьеры ассистентом на фильме «Париж, Техас» и спустя два года – на «Вне закона»). Оба почитали старика Сэма Фуллера.
Вим Вендерс (слева) в фильме «Неаполь – всю ночь напролет»
Наконец, продюсерская компания Вендерса имела частичное отношение к созданию второго полнометражного фильма Джармуша «Более странно, чем рай»[2]. Каннский фестиваль 1984 года. На церемониях награждения присутствуют Вендерс и Джармуш. В руках одного – «Золотая пальмовая ветвь», в руках второго – «Золотая камера» за дебют. Все логично. Мастер и дебютант. Учитель и ученик.
Сын туманной Германии, ВВ долго менялся и со временем изменился совершенно. После «Неба над Берлином» встал в позу пророка и сменил сонное безразличие и чистоту «взгляда туриста» на прямой, иногда даже кондовый политический дискурс. Можно сказать – «проснулся». Так появились фильмы «Так далеко, так близко», «Конец насилия», «Земля изобилия», не принятые, кажется, никем. Вендерс организовал европейский аналог «Оскара» – киноакадемию «Феликс» и на десять лет стал ее почетным председателем. Возглавлял жюри различных фестивалей, в том числе Каннского (1989) и Венецианского (2008). На протяжении многих лет ВВ в одном лице – политик, профессор Сорбонны, миссионер, рекламщик.
Вим Вендерс
При этом, что на первый взгляд удивительно, он продолжает много снимать, практически по фильму в год, игровому или документальному, не пропуская ни одного сколько-то крупного киноальманаха. Приверженец Вертова, он на деле утверждает постулат: «Просто возьми и снимай!». В «Положении вещей» Вендерс убивает главного героя фильма – режиссера Фридриха Мунро (Friedrich Munro). Тот умирает, но в его руках остается включенная кинокамера. Через 12 лет Вендерс снимет вольное продолжение под названием «Лиссабонская история», где Munro удивительным образом воскреснет (кто еще рискнет отрицать, что Вендерс сказочник?) и первыми его словами, конечно, будут: «Да здравствует Дзига Вертов!»
Видимо, именно вертовский дух (как и бартовская мания запечатлевать «работу смерти») и привел ВВ к тому состоянию, в котором он сейчас находится, к моменту «Съемок в Палермо».
«Алиса в городах»
В отличие от Вендерса, Джармуш лекций категорически не читает. «Это было бы просто смешно», – отвечает он в таких случаях. От предложений возглавить фестивальные жюри – отказывается. На просьбы посоветовать, какой город посетить, отвечает: «Откуда мне знать? Я не уполномочен давать советы – что-то понимать начинаешь только в процессе». Все так же и сидит у себя на Манхэттене, медитирует и бренчит на гитаре. Элли в «Бессрочных каникулах» говорит: «Некоторые люди отвлекают себя всякими амбициями и мотивациями на поприще работы. Но это не для меня». И не для Джармуша.
«Бессрочные каникулы»
В 1984 году, только прославившись, Джармуш сразу дал понять, кто он такой, подряд отказавшись от всех голливудских предложений. Объяснение: «Потому что я хочу сам решать, что мне делать, и не хочу опережать события. В этой ситуации есть смысл держать процесс под контролем и делать то, что я делаю, а не кидаться сломя голову в студийное кино, которое меня пока что не интересует». От многострадальных продюсерских конфликтов (вспомним опрометчивое сотрудничество Вендерса с Копполой на фильме «Хэммет») терпеливый Джармуш заведомо себя обезопасил. Помогла, впрочем, не только принципиальность, но и – не менее важно – кассовый успех «Более странно, чем рай». Провались фильм в прокате, быть может, сегодня и не было бы того Джима Джармуша, каким мы его знаем.
Успех фильма «Рая» и еще тот факт, что Джармушу принадлежали все права на фильм, дали ему большую фору перед многими режиссерами его поколения. Вспомним хотя бы, чем занимался в то же самое время в Голливуде 80-х Андрей Кончаловский. Еще Франсуа Трюффо завещал каждому режиссеру обзаводиться собственной кинокомпанией. Джармуш стал одним из немногих, если не единственным, американским режиссером, владеющим продюсерскими правами на свои фильмы.
И до сих пор, спустя почти тридцать лет, он остается верен себе. Все так же независим и непреклонен, как и в те далекие времена манхэттеновского no-wave. Снимает так же неторопливо, как течение его фильмов, как походка его героев[3].
Тем не менее, говорить в наше время о независимости фигуры Джима Джармуша уже не так актуально, как в 80-е или в 90-е. Мало ли сейчас независимых авторов, владеющих всеми правами на свои фильмы? И Джармуш, и Вендерс, как и все другие режиссеры первой синефильской волны, уже просто не признанные культурные герои, а своеобразные константы культа. Ни убавить, ни прибавить. Поэтому новых фильмов Вендерса уже давно никто не ждет, а «выживающих любовников» Джармуша ожидают не столько прежние его поклонники, сколько новое поколение киноманов, которое и знать не знает о том, что когда-то этот режиссер был настоящим гуру радикального независимого кино.
[1] В финале «Бессрочных каникул» главный герой фильма Элли, перед тем как сесть на корабль и отправиться в Париж, встречает французского денди, который сам только что приехал в Нью-Йорк из Парижа. Перекинувшись парой фраз и показав друг другу свои татуировки, они обмениваются мыслями, что для каждого из них новый город «станет своим Вавилоном».
[2] Самая известная «совместная» история Вендерса и Джармуша – это история с кино пленкой, на которую Джармуш снял 30-минутную к/м «Более странно, чем рай» (в итоговой версии фильм называется «Новый свет»). В 1982 году у Вендерса после съемок фильма «Положение вещей» осталась неиспользованная пленка, и он предложил ее Джармушу. Но только предложил, а в руки Джармуша пленку передал продюсер Вендерса Крис Северник. Когда же Джармуш решил сделать из истории полнометражный фильм, компания Вендерса «Грей-Сити» не смогла профинансировать фильм. Вендерс в то время искал средства на съемки собственного «Париж, Техас». Чтобы найти другого продюсера, Джармуш должен был сперва выкупить пленку у компании Вендерса. Таких денег у Джармуша, разумеется, не было. Тогда в игру вошел один человек, которого в этой истории редко кто вспоминает и мало кто знает, но именно он сыграл, возможно, ключевую роль в тогдашней судьбе Джармуша. Это был Пол Бартелл, независимый режиссер («Поедая Рауля», «Страсть в пыли») из клана Роджера Кормана. Джармуш рассказывал: «Полу очень понравилась первая часть, он с удовольствием выступил бы в роли продюсера полнометражной версии, но тоже не смог найти достаточно денег. И тогда он одолжил мне сумму, которую было необходимо выплатить компании Вендерса, причем одолжил как другу – без процентов, не преследуя ни какой выгоды. Просто дал мне пятнадцать тысяч долларов. В финальных титрах фильма я выражаю ему благодарность – кстати, я до сих пор не уверен, что он об этом знает. В сущности, он был сопродюсером этого фильма, без его помощи я не смог бы продолжить работу». Сам Бартелл мотивировал свой добрый жест очень просто. В то время он сам долго боролся за статус независимого режиссера, и когда он его добился, то решил кому-нибудь помочь на этом пути. И встретил Джармуша. Фильм «Более странно, чем рай» в итоге финансировали немецкое телевидение, компания ZDF и продюссер Отто Грокенберг, с которым Джармуш сотрудничал и в дальнейшем. В фильме «Ночь на Земле» у немецкого таксиста будет фамилия, верно, Грокенберг.
[3] Хотя, похоже, он перестал бояться снимать только своих друзей. В «Сломанных цветах» и «Пределах контроля» больше звезд, чем друзей-музыкантов. Такая же ситуация складывается и в новом вампирском проекте «Выживут только любовники». До сих пор неизвестно, будет ли в актерском составе голландский композитор-минималист и лютнист Джозеф Ван Виссем, с которым Джармуш не так давно записал совместный альбом.
«ТАК ДАЛЕКО, ТАК БЛИЗКО!» Вима Вендерса
Андрей Смирнов запись закреплена
Андрей Смирнов запись закреплена
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ВИМ ВЕНДЕРС, ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ
Вим Вендерс – один из самых выдающихся режиссеров мирового кино, представитель «Нового немецкого фильма». Несмотря на общую тенденцию к глобализации и предложения больших студий, он всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю.
Показать полностью.
Родившись в Дюссельдорфе 14 августа 1945, уже в 7 лет он начал заниматься фотографией, в 12 создал темную комнату, а в 17 обзавелся первой «Лейкой». Учился медицине и философии, пока в 1966 не объявил себя художником и не уехал на Монпарнас в Париже. В свободное время он не вылезал из Синематеки, смотря всё подряд, включая классические немецкие фильма периода экспрессионизма. В 1967 он поступает в только что открытую Академию кино и телевидения в Мюнхене. В конце 60-х дебютирует с короткометражными лентами, которые были вдохновлены «Новым американским андеграундом» в стиле Уорхола: длинные сцены с минимальным действием и сложным авторским текстом. Его первым полнометражным фильмом стала дипломная работа «Лето в городе» (1970), выполненная в черно-белом изображении.
Вим Вендерс был одним из 15 режиссеров и сценаристов, которые в 1971 основали Film Verlag der Autoren, чтобы заниматься производством, правами и дистрибуцией собственных лент в рамках независимости от больших студий. Его профессиональная карьера режиссера началась в тот же год с адаптации романа Петера Хандке «Страх вратаря перед пенальти», за который он был удостоен приза критики в Венеции.
В «Алисе в городах» (1973), «Ложном движении» (1974) и «С течением времени» (1975) Вим Вендерс обращается к характерам послевоенной Германии, которые ищут свой путь в жизни, и получает несколько немецких и международных призов. Эти три фильма, равно как и «Американский друг» (1977) с участием Денниса Хоппера и Брюно Ганца, показывают изменения, которые происходят в Германии.
Огромная любовь Вима Вендерса к кино и рок-н-роллу встретились с чертой исследователя, открывающего мир вокруг себя и не устающего удивляться всему новому в своей работе. «Американский друг» сделал его известным по ту сторону Атлантики, и в результате следующий проект он делает вместе с Фрэнсисом Фордом Копполой, который пригласил 1978 году Вендерса в США. Он начал работать над «Хэмметом». Картина была посвящена автору детективных романов Дэшиллу Хэммету, однако длительные творческие разногласия позволили закончить работу только в 1982. О конфликтах Вендерс снял следующий фильм – «Положение вещей» (1982), где раскрыл темную подноготную кинопроцесса. За эту ленту Вендерс получил Золотого Льва за лучший фильм в Венеции.
Вместе с Сэмом Шепардом он исследовал свою следующую историю в техасской пустыни: безмолвный человек, теряя память, ищет зацепки, чтобы вспомнить прошлое. Его «Париж, Техас» с Настасьей Кински и Гарри Дином Стентоном выиграл в 1984 Золотую пальмовую ветвь в Каннах и была названа лучшей режиссерской работой на БАФТЕ.
С Брюно Ганцем, Питером Фальком и другими звездами Вендерс снимает продолжение «Неба над Берлином» в 1993. После этого последовала вторая длительная командировка в Америку, которая началась с ленты «Конец насилия» (1996).
В 2000 Вендерс снимает в Лос-Анджелесе трагикомичную историю, которую ему рассказал певец Боно. «Отель Миллион долларов» повествует историю дружбы, предательства и всепоглощающей любви. На Берлинале он получает Серебряного Медведя.
В течение своей карьеры Вендерс снимал множество документальных лент, включая «Молнию над водой» (1980) про Николаса Рея, «Токио-Га» (1985), посвященную японскому режиссеру Ясудзиро Озу, чей фильм «Токийская история» очень повлиял на Вендерса, и «Записки об одежде и городах» (1989), посвященную модельеру Йоши Ямамото. Также он был режиссером нескольких музыкальных клипов и фильма-концерта «Вилли Нельсон в театре» (1998).
С 2003 он преподает в колледже изящных искусств в Гамбурге. Является почетным доктором факультета искусств и литературы в Сорбонне, теологического факультета фрибургского университета в Швейцарии, Католического университета Лувана (Франция), факультета архитектуры университета Катаньи. В 2006 Вендерс стал первым режиссером, получившим французский орден «За заслуги». Он живет вместе с женой, фотографом Донатой Вендерс в Берлине и руководит производственной студией «Neue Road Movies «.
- виляние хвостом у кошки что значит
- вим проектирование в строительстве что это такое