виджиланте это что такое
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кто установил законы и назначил их исполнителей? Народ. Кто наблюдал, что эти законы не соблюдаются, нарушаются и попираются? Народ. Кто имеет право защищать эти законы и проводить их в жизнь, если слуги народа неспособны к этому? Народ.
Уильям Колмен, президент вигилантского комитета
Цитата Колмена как нельзя лучше характеризует деятельность первых вигилантов. Для начала давайте разберемся, кто это такие.
В словаре приводится следующее определение:
Вигиланты — это персоны, целью которых является поиск и преследование лиц, обвиняемых в настоящих или вымышленных преступлениях и не получивших заслуженного наказания.
Грубо говоря, вигилант — доброволец, деятельность которого направлена на восстановление справедливости, в обход всех правовых процедур. Однако на поиске и поимке его деятельность не заканчивалась: чаще всего вигиланты не просто отлавливали преступников, но и предавали их суду, что автоматически ставило их по другую сторону закона. Впрочем, в то время, когда собирались их первые Комитеты, иного выбора у вигилантов просто не было.
Типичными вигилантами были участники фемических судов, зародившихся в XII-XIII веках в Вестфалии, и широко распространившихся по всей Германии. «Свободный суд», фрейгерихт, возглавляли императорские судьи, кои призывали в свои ряды некоторое число жителей округа, заинтересованного в разрешении спорной ситуации. Количество этих людей, называемых шёффенами, варьировалось от 7 до 100 человек, а в отдельных случаях доходило и до 800 участников, каждый из которых соблюдал строгую клятву. По сути, они являлись потенциальными исполнителями приговора, и были весьма уважаемыми людьми. Кроме судей, в обязательном порядке присутствовал писец, ответственный за ведение протокола, и председатель, он же фрейрихтер, на чьем столе всегда лежали веревка и меч.
В XIII веке рядом с фрейгерихтами появляются фемгерихты. Они вступали в игру в том случае, если подсудимый уклонялся от явки на судебное заседание. Если фрейгерихты судили открыто, то заседание фемгерихта всегда было тайным, полумистическим. Никто из посторонних не знал о том, какой преступнику вынесен приговор, и когда (и как) он будет приведен в исполнение. Впрочем, великой тайны это все же не представляло: обе разновидности фемического суда выносили только два вида приговора: казнь, или изгнание из города. У фема имелся свой Кодекс, хранившийся в Дортмунде, там же размещался Генеральный капитул тайного закрытого трибунала, куда осужденный мог подать апелляцию. Фемы не судили детей и женщин, язычников и евреев, дворян, имеющих титул и представителей духовенства.
Приговор, вынесенный фемическим судом, не имел срока давности. По мере усиления влияния этого органа и увеличения почтения к нему жителей Германии, число шёффенов только росло. После вынесения приговора фем назначал оплату за приведение его в исполнение, и шёффен, которому поручили наказать преступника, отправлялся на его поиски. Чаще всего судили за изнасилование, святотатство, убийство и воровство, но история говорит, что еретиков шёффены преследовали особенно яро, и Папа Римский весьма благосклонно относился к фемическим судам.
Фемические суды пользовались популярностью среди населения ровно до тех пор, пока и в эту структуру не проникла ржавчина произвола и коррупции. К XV веку жалоб набралось столько, что от этой формы судейства пришлось отказаться. Однако формально фемы существовали до 1811 года — в этом году французское правительство официально распустило последний из них.
Перенесемся в XIX век, в Калифорнию. В то время там бушевала одна из самых страшных эпидемий — золотая лихорадка, унесшая столько жизней, что и не счесть. В Сан-Франциско стекались не только добропорядочные искатели сокровищ, решившие подправить семейный бюджет, но и всякого рода сброд, для которого потенциальная добыча была стократ важнее чужой жизни. Отчаянные авантюристы, скрывающиеся от властей, люди с буйным нравом, попадая в суровые условия, решили установить свои порядки. В итоге уже через 8 месяцев с момента избрания органы власти в Сан-Франциско пришли в ужасное состояние. Большая часть постов была занята выходцами из австралийских каторжных колоний и прочими головорезами, так что ни о каком законе и речи не могло идти. Казна города «распиливалась» без всякой отчетности, а полиция, получая от преступников в законе свою долю, не чинила им никаких препятствий. В феврале 1851 года, когда в городе произошло особенно дерзкое ограбление, чаша терпения горожан переполнилась, и они пришли на площадь, в количестве 5000 человек.
«Мэр, палач и законы – это мы! – кричали они. – Судьи ещё не повесили ни одного человека в Калифорнии!». По ходу собрания сформировался первый Комитет вигилантов, состоявший из 14 человек. Этим составом было проведено и первое судебное заседание, по результатам которого одного осужденного повесили, а со второго сняли обвинения и отпустили. Оба решения были приведены в исполнение незамедлительно.
Прошло совсем немного времени, и городские власти, ошарашенные своевольными поступками вигилантов, потребовали ареста девяти человек, которые принимали непосредственное участие в казни грабителя. Ответной акцией Комитета была публикация списка новоиспеченных вигилантов, подписавших устав образовавшейся организации, в котором значилось ни много, ни мало — 180 фамилий. Городской судья, поразмыслив, пошел на попятную: большинство из подписавшихся были уважаемыми людьми города, и их арест с последующим судебным процессом мог привести к народному восстанию. А Комитет времени не терял: вскоре число участников перевалило за 700 человек, которые развернули активную деятельность по задержанию преступников.
Так, ими было арестовано более 90 человек, обвинявшихся в поджогах Сан-Франциско. Скорее всего, суд вигилантов был непредвзятым: больше 40 человек были оправданы, около 15 — высланы, один — выпорот, еще 15 переданы городским властям, и только трое повешены. Комитет провел на главенствующие городские посты людей, в чьей честности у вигилантов не возникло сомнений: они приняли на себя должности мэра, прокурора и судебного исполнителя. После того, как добровольцы убедились в тишине и спокойствии, установившихся в городе, Комитет принял решение о самороспуске.
Но оказалось, что вигиланты поспешили. Несколько лет прошли в мире, перерыв пошел городу на пользу, но спустя пять лет, в 1856 году, Сан-Франциско взорвала очередная волна беспредела. Среди бела дня на улице был застрелен безоружный человек, помимо того — убит редактор местной газеты. И вновь звонит Калифорнийский пожарный колокол, созывая Комитет самообороны.
Горожане были возмущены. В первом случае адвокат умудрился предоставить дело так, что застреливший на улице человека мужчина всего-навсего защищался, и суд присяжных, несмотря на показания многочисленных свидетелей, оправдал убийцу. А тот, кто лишил жизни редактора, сделал это в отместку за публикацию своего уголовного прошлого (в «новой» жизни он являлся школьным попечителем), и благополучно спрятался в полицейском участке у своих влиятельных друзей. Люди были возмущены: одного убийцу собирались отпустить, а на защиту второго встала полиция!
Люди высыпали на улицы. Один из братьев в пламенной речи потребовал смертной казни через повешение. Толпа вокруг тюрьмы становилась всё гуще. Прибыли войска для усиления тюремной охраны. Мэр увещевал: «Предоставьте действовать закону. Справедливость будет восстановлена.
Но люди уже насмотрелись на справедливость. Они отказывались разойтись.
И Комитет собрался в эту же ночь. На этот раз у него появился президент — Уильям Колмен, один из активистов предыдущего созыва. Он опубликовал в газете объявление следующего содержания:
Членов Комитета бдительности и добрых граждан просят прийти на собрание в дом №105 S на Сакраменто-стрит сегодня, в пятницу, в девять часов утра.
Уже к полудню более полутора тысяч человек вступили в ряды вигилантов. Через три дня это количество возросло до восьми тысяч. Каждый из участников получал порядковый номер, и впоследствии оказывался в одной из рот-сотен, где под началом избранного сотней командира проходил военную подготовку.
…Вскоре часть этой армии, 2500 тысячи вооруженных людей (не считая 15 тысяч зрителей), окружила тюрьму и выкатила вперед артиллерию. Надо отдать должное тюремному смотрителю: он не стал раздувать возникшую конфликтную ситуацию, и выдал убийцу вигилантам. Вскоре экипаж вернулся за вторым преступником. Обоих доставили в штаб. Там Комитет избрал 12 присяжных заседателей, и выделил подсудимым адвоката из числа участников — на выбор арестованных. В итоге убийцы были признаны виновными, и казнены через повешение. Впрочем, один из них заметил (и это отражено в протоколе судебного заседания), что доволен судопроизводством.
Этот процесс был только первой ласточкой. Почти месяц с момента сбора Комитет проводил расследования, судил и карал преступников. Большая часть была выслана из города (причем все транспортные расходы в случае необходимости Комитет брал на себя), убийц повесили. К этому времени официальные власти окончательно пришли в себя, и губернатор потребовал роспуска организации вигилантов, объявив осадное положение в городе. Но не тут-то было. Президент Франклин Пирс, к которому глава Сан-Франциско обратился за помощью, отказал губернатору, тем самым показав, что одобряет действия комитетчиков и не собирается им препятствовать. На том и остановились.
Когда Комитет решил, что в городе снова спокойно, вигиланты в очередной раз объявили о самороспуске. 4 июля, в День независимости США, комитетчики в «длинных, застегнутых по самое горло сюртуках, блестящих шляпах и с белыми шелковыми ленточками в левых петлицах, у командиров в ружейные стволы были воткнуты букетики цветов» маршировали под звуки оркестра. Несмотря на роспуск, вигиланты все же оказывали косвенное влияние на городскую власть: кандидаты из числа «своих» заняли наиболее важные должности, а над остальными были поставлены контролеры.
Событиями в Калифорнии движение вигилантов не закончилось — наоборот, там оно взяло свое начало и распространилось по стране. Тому может послужить примером история шерифа Генри Пламмера, который настолько прославился своей жестокостью, что еще долго служил прообразом негодяя в вестернах.
Полиция ищет сбежавшего преступника, а он, не теряя времени, дает в газету объявление: мол, его вместе с подельниками схватили в штате Вашингтон и благополучно повесили. Естественно, розыск прекратился, а Пламмер с сообщниками сколотил новую банду и нашел свою «золотую жилу», причем практически в прямом смысле этого слова: он грабил дилижансы, с которыми старатели с золотых шахт отправляли зарплату своим семьям, не гнушался и самими шахтерами. Вскоре везучая банда выросла до сотни человек, и Пламмер ввел особую систему, по которой бандиты распознавали «своих», в том числе и кодовую фразу «Я невиновен». Учитывая размах, становится неудивительной скорая «заморозка» работы в шахтах штата Монтана: старатели больше не видели смысла спускаться за золотом, так как с огромной вероятностью Пламмер и компания присвоят его себе.
Горожане задали риторический вопрос: что делать? Одним из решений были выборы нового шерифа. Сказано — сделано, и вскоре подготовка к мероприятию шла полным ходом. Правда, кандидатов нашлось всего два: местный мясник, и… Генри Пламмер собственной персоной. Естественно, выборы он проиграл, но и новоиспеченный шериф на должности пробыл от силы пару недель: в первой же перестрелке бывшего мясника убили. На перевыборы явился всего один кандидат, который стал новым шерифом и рьяно принялся за «чистку». На городской площади была установлена виселица — на нее отправились грабители из конкурирующих банд, те же, кто успел и оказался достаточно сообразительным, покинули штат. Оказавшись полным хозяином района, Пламмер начал методично грабить золотые шахты, а всех, кто возмущался этим фактом, отправлял на ту же виселицу. В общей сложности за время пребывания на посту шериф повесил более ста человек.
Сложно, да и бессмысленно говорить о том, были правы эти люди, или нет. Но в любом случае. мы можем поздравить себя с тем, что нам не пришлось жить во времена, где приходилось делать непростой выбор и отстаивать свою жизнь и покой столь суровыми методами, как пришлось вигилантам во времена золотой лихорадки в Калифорнии.
Вигилант
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Vigilante Man. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Осторожно, деликатная тема! Posmotre.li никого не поощряет заниматься самосудом. Меньше рецептов, больше культурных отсылок. |
« | Лайт: Сначала я внесу в тетрадь имена самых жестоких преступников. Я хочу навсегда освободить от них мир, чтобы они не могли больше творить зло. Когда все отпетые преступники умрут от сердечного приступа, я постепенно расправлюсь с прочими мерзавцами. Теми, кто причиняет другим страдание. Я буду делать это с помощью смертельных болезней или несчастных случаев. После этого жизнь всего человечества станет гораздо лучше. Я создам идеальное общество, воссоздам такой мир, в котором будут жить только ответственные и добрые люди. Рюк: И в этом идеальном мире ты окажешься единственным злодеем. Вигилант — это человек, производящий самосуд над преступником. Фактически — с точки зрения закона — вигилант также является преступником, однако преподносится в положительном свете. Исторически вигиланты — члены «комитетов бдительности» (англ. vigilante/лат. vigilans значит «бдительный», от лат. vigilo — «наблюдать»), неправительственных формирований, имевших целью борьбу с преступностью силами граждан при бездействии полиции. Вигилант (лат. букв. «блюститель» или «бдительный» [1] ) — подвид антигероя. Его целью является приведение в исполнение его собственного приговора, а не предание злодея независимому суду. Вигилант всегда точно знает, что его цель — злодей, который должен понести наказание за содеянное. Ну, или просто сдохнуть, чтобы впредь так не чудил. Или в назидание. Соответственно, и способы могут варьироваться от имитации пафосного правосудия в условиях отдельно взятого сарая до раскладывания частей тушки (со следами лютых пыток) в общественных местах. Часто вигилантом становится бывший сотрудник органов правопорядка, который, разочаровавшись в государственной системе исполнения наказаний, неспособен противостоять преступности законными методами. К счастью, от действий вигиланта редко серьёзно страдают случайные люди, и, разумеется, вигилант всегда сожалеет о таких потерях. Постфактум. Впрочем, хороший вигилант изначально старается не навредить невинным; плохого же заботит только исполнение приговора, и он готов убивать всех, кто встанет на его пути. Естественно, за вигилантом идёт охота — и со стороны преступников, и со стороны полиции. Вигиланты часто являются главными героями боевиков с сюжетом «враги сожгли родную хату». Более поздний и изощрённый подвид тропа — вигилант в погонах. Полицейский (а то и прокурор или судья) в свободное от службы время занимается самосудом, один или в составе целой организованной группировки, куда кроме него входят и другие «слуги закона». Говорят, основано на реальных событиях 1980—2000-х гг., как в нашем отечестве, так и в США и Европе. Виджиланте: Краткая история персонажаВиджиланте (Vigilante) – персонаж, которого многие считают бесполезным. У него нет суперспособностей, но в отличие от Бэтмена или Капитана Америки, он не настолько эпичен. Виджиланте появился в комиксах DC в 1941 году. Это был бравый ковбой-бард по имени Грег Сандерс. Никаких суперсил, только верные револьверы и лассо. Но для поимки разных бандитов и этого хватало. После Грега под маской Виджиланте сменилось несколько людей. Особыми достижениями Грег похвастать не может — все его враги тоже не обладали суперспособностями. Однако однажды Грег спас жизнь Супермену, подстрелив оборотня серебряной пулей. В награду Грегу подарили новый мотоцикл. В конце своей карьеры Грег был убит, но необъяснимо ожил и отошёл от дел, став шерифом в небольшом городке. В 1947 году про Виджиланте вышел 15-серийный сериал. В сюжет добавили немало отсебятины, но основу оставили — меткий стрелок всё так же боролся с преступностью. Правда, при этом был агентом под прикрытием. Кроме того, Грег появился в нескольких сериях Лиги Справедливости и в одной серии мультсериала «Бэтмен: Отвага и Смелость». При этом в Лиге Справедливости он пользуется револьверами-бластерами, а в Бэтмене у него пушка встроена прямо в гитару. Вторым Виджиланте стал прокурор из Нью-Йорка, Адриан Чейс. Это воплощение героя не особо впечатлило читателей — это был всего лишь «Каратель без брутальности». Чейс пользовался огнестрелом, но не убивал преступников. При этом он частенько сомневался, стоило ли ему вообще ввязываться в эту героическую-антигероическую авантюру. Адриан Чейс появился на страницах комиксов в 1983 году. Суперсил у него тоже не было, но был костюм с поясом «как у Бэтмена» и прибором ночного видения. Всерьёз задумываться о прекращении карьеры Чейс начал после того, как по ошибке избил до полусмерти не того человека. Решив окончательно забросить самосуд, он стал судьёй, а костюм и личность Виджиланте перешла к его другу, Алану Уэллсу. И Алан, и Чейс успели об этом пожалеть. Но и это не всё! Ещё один Виджиланте, не связанный с предыдущими — Джастин Пауэлл. В детстве он увидел самого настоящего убийцу – и у него началось раздвоение личности. Джастин придумал себе воображаемого друга, супергероя Виджиланте, а когда подрос, воображаемый друг стал второй личностью. Джастин по ночам антигеройствовал — по началу он даже понятия не имел, что делает это. Потом, правда, его две личности познакомились поближе. В последний раз этот Виджиланте появился на страницах «Бесконечного Кризиса». Vigilante-exploitation: краткий гайд по фильмам о мстителях и линчевателяхКогда говорят о традиционном американском жанре в кинематографе, обычно вспоминают вестерны. Это вполне логично: помимо того, что они опираются на собственно американскую историю «завоевания Запада» и романтику «покорения фронтира», в нем присутствуют многие сюжетные ходы и образы, позднее ставшие частью голливудского кино вообще. В отличие от обычного боевика, фильм о линчевателе отличается портретированием главного героя: как правило, это не спецназовец в отставке, и не полицейский, в своих методах борьбы с преступностью выходящий за рамки закона, а обычный человек. Линчеватель таким образом наследует архетипической фигуре «одинокого стрелка», восходящей ко временам Дикого Запада и прочно укорененной в американской фольклорной традиции. Так что есть основания полагать, что не в меньшей степени чем вестерн, vigilante film — это национальный жанр экшн-кинематографа. А возможно, даже в большей: вестерны очень хорошо снимали и европейские режиссеры, но практически все исторически значимые фильмы о линчевателях родом из США, и в Европе этот жанр не прижился. Истоки этого жанра (или, говоря точнее, поджанра) восходят, как было сказано выше, к вестернам, где обнаруживается фигура героя-одиночки, берущего правосудие в свои руки. Еще один источник — литературный, в частности, криминальные романы категории «pulp», процветавшие в тридцатых и сороковых годах прошлого века и повествующие о крутых немногословных частных детективах и борцах за справедливость в городских джунглях. В точке пересечения этих традиций и возникает фигура vigilante, городского мстителя, в законченном виде представленная в середине 1970-х с выходом первой «Жажды смерти». Чарльз Бронсон в фильме «Жажда смерти», 1974 Как всегда бывает при хорошем синтезе, сочетание архетипов вестерна и криминального детектива породило совершенно особый тип героя, задавший тон всему жанру. Во-первых, линчеватель был мотивирован не соображениями личной мести конкретным врагам, а желанием уничтожить преступность и сделать город безопасным для обычных людей — таких же, как и он сам. Во-вторых, он практически всегда находился в неоднозначных отношениях с полицией: выполняя ее работу и не переходя ей дорогу, он, тем не менее, формально находился вне закона. В-третьих, он действовал в специфической среде мегаполиса, характерной, опять же, для США, где очень высока концентрация мелкого криминала. Здесь, кстати, стоит кое-что сказать и об историческом контексте. Вряд ли случайно, что vigilante-жанр возникает и достигает своего расцвета в семидесятые, поскольку это был период, характеризовавшийся стремительным ростом уличной преступности в крупных американских городах, прежде всего — в Нью-Йорке. Сейчас об этом мало кто помнит, но к середине 1970-х перед городом встала реальная перспектива банкротства, что заставило власти жестко срезать зарплаты многим городским службам, в том числе — полиции. Как следствие, улицы захлестнула волна мелкой преступности, бороться с которой было просто невозможно из-за отсутствия людей и денег. В такой атмосфере действия мстителя-одиночки, отстреливающего панков и наркоманов (пусть и на экране) заведомо были обречены на симпатии общества. Роберт Де Ниро в фильме «Таксист», 1976 Успех «Жажды смерти» сформировал каноны жанра, и вплоть до второй половины 1980-х на экраны кинотеатров регулярно выходили не только многочисленные сиквелы эпопеи с Чарльзом Бронсоном, но и аналогичные по стилистике фильмы разной степени жестокости. Даже сам Мартин Скорсезе обращался к образу героя-линчевателя в своем «Таксисте», превратив экшн-сюжет в трагическую историю отчуждения. На другом фланге были чисто жанровые картины, такие как вышедший в 1981-м «Мисс 45-ый калибр» (режиссерский дебют Абеля Феррары), в котором немая девушка безжалостно отстреливала насильников в нью-йоркских трущобах. С течением времени vigilante-фильмы все больше смещались именно в эксплуатационном направлении, и драматический компонент, весьма заметный в первой «Жажде смерти», выветрился из них к концу 1980-х, уступая место все более масштабному отстрелу криминалитета в городских условиях. Чтобы далеко не ходить за примерами, стоит вспомнить хотя бы такой заметный фильм как «Дикие улицы» (1984) вышедший ровно через десять лет после всплеска популярности vigilante-жанра: в нем Линда Блэр (девочка из «Изгоняющего дьявола») устраивает кровавую месть банде отморозков, изнасиловавших ее сестру. В чуть более позднем фильме «Колеса возмездия» (1987) ситуация доведена почти до абсурда: в нем дальнобойщик собирает огромный грузовик, с помощью которого беспощадно давит банду реднеков, напавших на его семью. К началу девяностых линчеватель окончательно стал карикатурной фигурой, и если подобные персонажи и появлялись в знаковом кино, то уже вряд ли в качестве заслуживающих симпатию персонажей. Отличная иллюстрация к этому тезису — культовый фильм «Святые из Бундока» (1999), в котором образы мстителей, очищающих улицы от преступности поданы уже в пост-тарантиновском ироническом ключе, и социальная повестка практически полностью исчезает. «Святые из Бундока», 1999 В 2000-х образ линчевателя уходит в забвение, несмотря на то, что под конец декады появляются два примечательных и очень разных фильма, посвященных теме «городского мстителя». В первом («Отважная», 2007) сделана попытка вернуться к корням vigilante-фильмов, совместив экшн и драму, но в этот раз баланс заметно смещен в пользу последней. «Смертный приговор», 2007 В какой-то степени эту ситуацию отражает франшиза «Судная ночь», хотя ее и нельзя назвать в чистом виде vigilante-фильмами, зато ремейк «Жажды смерти» вполне органично вписывается в новую эпоху, как и вышедший немного позже фильм «Перечная мята», в которой Дженнифер Гарнер ведет личную войну с целым наркокартелем. Так что народный мститель, добровольно помогающий полиции в ее работе, вряд ли скоро исчезнет с экранов. Примечание редактора: «Берегись автомобиля», 1966 Кстати, советскую кинокартину «Берегись автомобиля» вполне можно было бы внести в категорию советских vigilante-фильмов. Юрий Деточкин, хоть и не похож на героя Чарльза Бронсона, но тоже народный мститель, в одиночку борющийся с жуликами, закостеневшим бюрократизмом и обывательщиной в СССР.
|