виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая

Виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая

виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая. Смотреть фото виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая. Смотреть картинку виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая. Картинка про виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая. Фото виды рифмовки бывают такие смежная перекрестная обвязывающая

Рифма и ее разновидности

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Рифма и её разновидности Лекция 2

Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.
Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;

Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;

Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.

Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.

По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),
2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный),
3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),
4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),
5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно,
2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,
3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,
4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.

Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

Было
Социализм –
Восторженное слово!
С флагом,
С песней
Становилась слева,
И сама
На головы
Опускалась слава.

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.

— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или
звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Ночами август ярок и прохладен,
Над морем льются звёздные дожди,
Зелёный свет стеклянных виноградин
Горит листвы узорной посреди.
Ты всех моложе, всех великолепней,
Любимей всех, талантливее всех,
Увенчаны легендой, мифом, сплетней
Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех.
А с набережной пахнет эвкалиптом,
Там в чебуречной общество не спит
За столиком, сухим вином облитым,
Где мачта бреда гнётся и скрипит.
На этой мачте закипают флаги
Надежд на извержение чудес,
Поскольку силой накачались маги
И август ночью звёзды льёт с небес.
Продли блаженство, невесомость плоти,
Плывя сквозь ливни звёздные времён,
В оконном издавайся переплёте,
Где ты любим безумно и влюблён.

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы

Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации

Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.

Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:

Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.

В гости к нам пришла весна – (А)

Лес проснулся ото сна! (А)

Мы гулять пойдем по лужам! (Б)

До свиданья, злая стужа! (Б)

Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.

Застыло небо яркой синевою, (А)

Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)

Средь них река игривою волною, (А)

Петляя, лобызает берега. (Б)

Где каждый путник преподнес урок. (Б)

Случайных нет тропинок и дорог, (Б)

Как и случайных нет на них людей. (А)

Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.

Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.

Источник

Лекция 10. Виды рифм

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕНОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)

Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *