виды игры у детей появляются в такой последовательности
Особенности развития игровой деятельности на разных возрастных этапах дошкольного детства
Марина Бунина
Особенности развития игровой деятельности на разных возрастных этапах дошкольного детства
В формировании игры выделяют три основных этапа:
1. усвоение условных действий с игрушками и
1год- 2года 6 месяцев
2. усвоение ролевого поведения
1 г. 6 мес. 4 г. 6 месяцев
3. усвоение способа построения сюжета-
На втором уровне в качестве основного момента, организующего игровое взаимодействие детей, выступают правила ролевого поведения.
На третьем уровне предметом игровоговзаимодействия является согласованное построение сюжета игры: выбор темы, последовательное развёртывание событий, ситуации ролевого взаимодействия.
В каждом из периодов игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения связаны с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга.
Игры детей постоянно усложняются и совершенствуются.
Уже, В ИГРАХ ДЕТЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАБЛЮДАЕТСЯ НЕСЛОЖНЫЙ СЮЖЕТ, В КОТОРОМ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
В игре малыша реализуются действия взрослых, те события из жизни, которые его заинтересовали.
Игровая деятельность маленьких детей тесно связана с формирующими воздействиями взрослого.
Поэтому подбор игрушек, организация предметно-ролевой среды для самостоятельной игры в большей мере дублируют ситуации совместной игры взрослого с детьми. Маленьким детям трудно перенести реальные действия из жизни в ролевую игру, поэтому воспитатель должен как можно чаще обращать внимание детей на разные действия, проговаривать их, и по возможности вовлекать малыша во все эти действия. Малыши могут самостоятельно подготовить условия для игры,совершая при этом подготовительные действия: например перед кормлением кукол «готовят» им обед.
Ребёнок ещё не берёт на себя роль он только стремиться определить себе роль, может еёвыполнять незначительное время: (покормить куклу, полечить её.).
Но если малыш увлечён ролью, то он играет всерьёз, искренне переживая все чувства своего героя, поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определённой роли, обучать в процессе игры необходимым умениям, подсказывать различные действия, сообщать те или иные сведения.
С возрастом дети начинают действовать в воображаемой ситуации, при этом реальные предметы приобретают
Для ребёнка, особый смысл (стул-машина, обруч-руль, который и создаёт воображаемую ситуацию.
Она является центром игры и преобразует предметную игровую деятельность малыша в сюжетную игру. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни.
Детям младшего дошкольного возраста обязательно нужны игрушки, они для детей данного возраста являются первичным организующим началом в творческих играх.
Поэтому в младших группах игрушек должно быть больше, ассортимент их разнообразнее и в нескольких экземплярах, так как дети этого возраста склонны к подражанию.
Для развёртывания детской активности малышам необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению. В них должны быть ярко обозначены основные детали, несущие функциональную характеристику предмета. А второстепенные, отвлекающие ребёнка на манипуляцию, сведены к минимуму.
Масштаб игрушек должен соответствовать размеру руки ребёнка, его росту. Предметные игрушки должны соответствовать по величине образным (кукольная мебель и куклы).
Наряду с игрушками игровую деятельность детей стимулируют ролевая атрибутика (белый халат, каска).
Часть игрушек постепенно заменяются игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так ребёнок к трём годам осознаёт условность в игре, игровую воображаемую ситуацию,заявляя:
И, наконец, дети могут уже не производить знакомые действия, а обозначать их словами (кукла уже поела). Маленьким детям свойственна эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, красочному, поэтому в этом возрасте ребёнку свойственна подражательность.
Необходимо вызывать у детей интерес, желание подражать, поэтому воспитатели проводит дидактические игры, используя игрушки, драматизируют разные художественные произведения.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЭФФЕКТИВЕН приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками,
с предметами-заместителями. Педагог беря любимую игрушку детей просит их от её имени, например, напоить её чаем, покатать на машине и т. п.
В младшем возрасте возникает интерес к играм сверстников и в первую очередь к их игрушкам, так куклу могут лечить два и более врача, автомобилем управлять два и более шофёра.
В СИЛУ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ дети не могут согласовывать свои действия с одной и той же игрушкой, поэтому возникает ссора. Каждый хочет выразить в игре свои желания, проявить свои чувства, но часто, заполучив желаемую игрушку, ребёнок откладывает её в сторону, потому что тему скучно играть одному, не с кем поделиться своими впечатлениями, переживаниями.Воспитатель должен увлечь детей совместными действиями с игрушкой: Миша, почини пока машину, а ты, Коля, сходи в магазин за запасными колёсами», или переключить внимание одного из играющих детей на другую игрушку и организовать совместную игру.
С возрастому детей появляется интерес к ролевым действиям сверстников и желание выполнить эту же роль:
ребёнок лечит куклу, увидав, как другой кормит куклу, бросает её лечить, хочет завладеть посудой другого играющего и тоже начать кормить свою кукл
На ПОМОЩЬ ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН ПРИДТИ ПЕДАГОГ
и организовать совместную игру детей. У детей 2-3 лет следует воспитывать простейшие навыки совместной игры, помогать развивать содержание игр, поэтому воспитатель берёт на себя главную, ведущую роль и играет вместе с детьми.
Детям младших групп свойственны элементы игр-драматизаций, они с удовольствием перевоплощаются в кошек, собак и других знакомых животных, но развить и обыграть сюжет они ещё не могут.
Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. В этом возрасте важно учить детей некоторым способам игровых действий по образцу, показать, как машут крылышками птички, как неуклюже ходят медвежата, можно дать детям их любимые игрушку, придумать небольшой сюжет и обыграть его (игрушки пошли гулять, вовремя прогулки они стали петь, танцевать).
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывают игрушки- самоделки и их изготовление на глазах у детей. Такие игрушки делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают объединению детей в игре.
Большую радость и удовольствие малышам доставляют игры-забавы с заводными игрушками, с движущимися фигурками животных, с ветром, солнечным зайчиком и другими, также малыши любят играть с водой, песком и снегом.
Для усвоения и закрепления у младших дошкольников всевозможных знаний и умений воспитатель проводит различные дидактические игры, объясняя по ходу правила игры.
Известно, что внимание у малышей не устойчиво, они часто отвлекаются, поэтому для решения дидактической задачи важно использовать различные игровые приёмы, красивые и любимые игрушки.
Занимательность игры возрастает, если в неё включается элемент загадочности (кто-то постучал в дверь, что-то лежит в коробке и т. п.).
Для того, чтобы дидактическая игра проходила успешнее, надо обязательно знакомить детей с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, с изображениями на картинках. Целесообразно предложить потом детям игрушки, которые использовались в дидактической игре. Для творческой игры дошкольника среднего возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными в различных видах детской деятельности. Обогащается содержания прежних игр.
Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие группы по 6-7 человек, на основе личных симпатий. Накопленный запас знаний позволяет детям использовать его в играх, делиться своим небольшим жизненным опытом со сверстниками, но для согласованности игровых действий необходимы чуткость, отзывчивость, доброта, а этих нравственных качеств у ребёнка данного возраста не хватает, поэтому возникают ссоры, которые приводят к распаду игр и разрушению дружеских контактов. На помощь детям, как всегда должен придти педагог и по возможности удовлетворить все заявки детей на игру.
На 5-м году жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или вымышленное лицо, ребёнок стремиться реализовать собственные знания, представления о его поступках, мыслях, чувствах, делах. Наряду с предметно образными игрушками важное и ведущее значение приобретает ролевая атрибутика.
Воспитатель, участвуя в играх детей этого возраста, может взять на себя любую роль. Ребёнок среднего дошкольного возраста не всегда бывает удовлетворён знакомой игрушкой. У него нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры, игрушки, сделанные своими руками доставляют ребёнку творческую радость.
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА 4-5 ЛЕТ НАХОДИТ СВОЁ место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые произведения, стремятся к правдивому изображению героев. Эмоционально переживают все описанные события, сочетают в роли движение и слово., начинает развивать чувство партнёрства.
Игровой образ созданный по мотивам литературных произведений находит выход и в других игра, что говорит о развитие творчества детей.
Детям 4-5 лет характерна большая устойчивость внимания, произвольное запоминание, развитость мышления, учитывая эти возрастные особенности, воспитатель отбирает дидактические игры, в которых закрепляются, уточняются знания детей о свойствах предметов, и их назначение.
Всё чаще роль ведущего поручается выполнить детям, а правила игры объясняются детям до её начала. В этой группе часто организуются словесные игры.
Дети среднего дошкольного возраста любят играть с природным материалом, снегом, песком, с игрушками-самоделками и т. п.
Для творческих игр старших дошкольников характерны игры с самыми разнообразными сюжетами, они становятся более сложные, как по содержанию использованию, средств отображаемой действительности, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые могут продолжаться от недели до месяца и больше, с постепенным развитием и усложнением содержания; игры глубоко затрагивают чувства и интересы детей, игровые образы ребёнок создаёт творчески, сознательно. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью. («Выборы мера, (президента)», «Банк» «Поле чудес» и мн. др., или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами.
В развитие сюжета игры на определённую тему прослеживается логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.
Свою роль в игре дети выполняют с большей выдумкой, изобретательностью, их интересует каждая деталь. Детей этого возрастного периода привлекает красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения. Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли, с учётом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ. В роль дети вживаются настолько серьёзно, что чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют.
6-7 летние дети с удовольствием играют в театрализованные игры по литературным произведениям, самостоятельно находят способы образной выразительности, наиболее правильно передают характеры героев, дошкольники участвуют в создании декораций и костюмов.
Дидактические игры старших дошкольников имеют более сложную степень трудности игровых правил и действий.
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении её задач, и роль ведущего в большинстве случаев выполняют сами дети. Иры-забавы в старшей и подготовительной к школе группе могут носить характер весёлых эстафет, соревнований, аттракционов с участием 2 или более команд. Любят старшие дошкольники играть с природным материалом, со снегом, песком, водой и т. п.
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, и мира человеческих отношений.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры дошкольников, тем богаче и шире становится для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Бондаренко А. К. «Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими».
Зворыгина Е. В. «Игра и этапы её развития».
Михайленко Н. Я. «Особенности формирования игровых умений у детей разного возраста».
Новосёлова С. Л. «Роль игрушки в детской игре».
Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.
Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду «Дельфине». Вот такая.
Осеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.
В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры
1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действования, а не в том результате, к которому это действие должно привести. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»).
2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. Этап ролевой игры обусловлен овладением ребенком отношениями между людьми, опосредующими отношение к предметам. Этой игре соответствует и следующий по сложности способ — ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией ролевой позиции, подчиняющей себе предметные действия (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров»).
3. Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре. Этап игр с правилами связан с выделением ребенком скрытых в отношениях между людьми задач и правил человеческих действий и сдвигом мотива игры с процесса на результат.На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования. Третий способ построения игры — сюжетосложение, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных ситуаций («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»).
Д.Б. Эльконин выделяет основные линии развития игры в дошкольном возрасте:
· от малолюдных группировок ко все более многолюдным;
· от неустойчивых группировок ко все более устойчивым;
· от бессюжетных игр к сюжетным;
· от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;
· от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.
Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность ребенка. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса становится очевидной, если попросить 3-летнего ребенка нарисовать, например, последовательность таких предметов: мяч, арбуз, картофелину, воздушный шар, грушу, свеклу, лампочку и кубик. Все перечисленные предметы pe6eнок изображает при помощи одинаковых неправильных кружочков.
В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Сходство изображения с реальным объектом для ребенка несущественно: он знает, что так рисуют этот объект, и этого оказывается достаточно. Поэтому шаблонные образцы изображения отдельных предметов (домика, лодочки, человечка, елочки и т.д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах. Так, современные городские дети, живущие в высоких многоэтажках, все же рисуют одноэтажный домик с треугольной крышей и трубой, из которой идет дым.
Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — возраст расцвета рисования, когда ребенок может выполнять до 25 рисунков в день. В это время от изображения отдельных предметов дети переходят, как в игре, к сюжетному рисованию (изображению бытовых сцен и событий, иллюстраций к сказкам и мультфильмам) со множеством предметов и персонажей. Особенностями рисунков дошкольников являются следующие:
1) наличие предварительного замысла рисунка из-за чего дети часто пользуются ластиком, исправляя рисунок;
Классификация игр дошкольников
Елена Лыкова
Классификация игр дошкольников
Классификация игр дошкольников
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).
Классификация игр
(по С. Л. Новоселовой)
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
•Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры:
• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
деятельность поведение между людьми
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
игры – игры на темы
драматизации литературных произведений
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.
детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.
помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку.Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.
• Стоительно – конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Показатели развитого игрового интереса.
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.
Фитнес для дошкольников «Фитнес для дошкольников». Перспективное планирование составлено на основании программы автора Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные.
Игры для дошкольников Методика проведения подвижных игр. Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.
Классификация дизартрии В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Классификация посуды» Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи Тема : «Классификация посуды» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.
Консультация для воспитателей «Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста» Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих.
Новая классификация детских игр Изучение проблем игровой деятельности в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а затем в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца позволило.
Спартакиада для дошкольников Сценарий I городской Спартакиады для дошкольников Цель и задачи Спартакиады. 1. Основной целью Спартакиады среди воспитанников структурных.
Валеология для дошкольников По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не.