видоизмененный углерод что это значит
«Видоизмененный углерод»: о чем самый дорогой сериал в истории Netflix
То была присказка, а сказка вот: осужденный за мятеж против власти Протектората преступник Такеши Ковач (Юэль Киннаман и Уилл Юн Ли) после пары веков небытия воскресает в теле тренированного качка-полицейского милостью сказочно богатого мафа Лоренса Бэнкрофта (Джеймс Пьюрфой). В обмен на помилование и солидный куш Бэнкрофт нанимает Ковача расследовать собственное убийство — кто-то выстрелил ему прямо в стек. У Бэнкрофта была припасена резервная копия, но в ней отсутствуют воспоминания о последних часах до гибели, они уничтожены вместе с оригиналом. Ковач пускается по следу, ведомый особой интуицией, которой обладали мятежники, а на хвост ему садится энергичная служащая полиции Кристин Оргета (Марта Игареда), которая неровно дышит к позаимствованной им чужой оболочке.
Посмотреть тут вообще есть на что: Netflix вбухал в сериал рекордную кучу денег — около 7 миллионов на эпизод, поэтому боев в новом шоу много, поставлены они изобретательно, а фон отрисован более чем прилично, хотя и целиком позаимствован из «Бегущего по лезвию» — но какой киберпанк без «Бегущего»? Окутанные дождем силуэты небоскребов в неоновых огнях, теснящиеся между ними воздушные суда, темные улицы и мерцающие вывески — не плагиат, а следование традиции. Да и задница новой экшен-звезды Голливуда Киннамана тоже, в общем, выглядит достойно. Правда, подвергнув пригожего актера объективации что твою Памелу Андерсон, через пару серий авторы сериала спохватываются, что Ковач все-таки воин и романтический герой, а не девушка с пляжа. Отныне он будет ходить одетый и насупленный и выбивать двери в квартиры подозреваемых выстрелом («метод Ковача»), потому что, кроме прочего, он ведущий персонаж неонуара — циничный сыщик, верящий не в правосудие, а в справедливость. А знатоки и любители классического нуара обнаружат в названиях серий отсылки к легендарным фильмам жанра.
Легендарными становятся зрелища, где стиль перерастает в смысл. Чтобы обнаружить его в «Углероде», нужно дождаться седьмой серии — с телевизионными шоу такое случается сплошь и рядом: поначалу они могут заговариваться, упоенно демонстрировать фактуру или просто долго раскачиваться, прежде чем наконец сообщить подуставшему зрителю, в чем он, собственно, заключается. Сценаристка Лоэта Калогридес, переработавшая одноименный роман Ричарда Моргана в десятисерийное шоу, долго разгоняется, чтобы, перевалив за середину рассказа, взять терпеливого зрителя за грудки и завести с ним серьезный разговор. Как всегда было модно, в сюжете присутствует омерзительный русский по прозвищу Дими Близнец, устами которого глаголет истина: «Мы хотели свободы, которую реальность нам предоставить не могла. Но кто сказал, что видоизмененный углерод освободит нас от нас самих и нашей плоти? Кто сказал, что он сделает нас ангелами?» «Carbon» — это еще и «не первая, сделанная под копирку копия», черты оригинала в которой видны нечетко. Меняя тела как перчатки, проходя с технической легкостью сквозь время и события, сознание человека, прирастая полученным опытом, изменяется, в то же время оставаясь прежним по сути. Это все еще он, тот же человек, и в то же время это altered carbon, постоянно изменяющаяся «альтернативная копия» самого себя. Мысль нехитрая, но и не самая никчемная. Как и осознание того, что бессмертие лишь фальшивый клон свободы. Для одного сериала, будь то киберпанк или нуар, или оба сразу — вполне достаточно.
«Видоизмененный углерод» Ричарда Моргана: все, что нужно знать накануне ТВ-премьеры
2 февраля на Netflix выходит первый сезон киберпанк-сериала «Видоизмененный углерод», снятого по мотивам одноименного романа Ричарда Моргана. «Афиша Daily» объясняет, откуда взялся этот автор, чем хороши его книги и чего стоит ждать от долгожданной экранизации.
О чем книга
Будущее не столь отдаленное. Человечество овладело технологией межзвездных перелетов и начало заселять другие планеты. Однако космическая экспансия оказала не такое значительное влияние на общество, как изменение человеческой природы.
В «Видоизменном углероде» переплелись традиции нуара и киберпанка. Из нуара в роман Моргана перекочевала фигура крутого главного героя, вооруженного метким циничным словом — и, чтобы добиться большего, пистолетом. Такеси Ковач — футуристический собрат персонажей Реймонда Чандлера и Дэшилла Хэммета. Именно этих писателей сам Морган называет среди тех, кто в наибольшей степени повлиял на его стиль. Наследует у родоначальников нуара он и критический взгляд на общественное устройство, позволяющее сильному безнаказанно попирать слабого. А вот обилием боевых и сексуальных сцен «Видоизменный углерод» напоминает книги другого автора — Мики Спиллейна.
Еще одна примета детективного жанра — спутник главного героя, помогающий ему в расследовании. Здесь в его роли выступает искусственный интеллект отеля «Хендрикс», готовый ради постояльцев нарушить любые законы робототехники и причинить своим действием вред человеку.
Демонстрация же влияния на общество технологических инноваций навеяна классикой киберпанка. Их лозунг «Передовые технологии, отсталая жизнь» хорошо передает мрачную безнадегу, обесценивающую и лишающую смысла человеческое существование. В творчестве Моргана градус этой антикапиталистической критики доведен до предела: работодатели даже метят штрихкодом головы сотрудников, как работорговцы когда-то клеймили свой живой товар.
Кто автор
«Видоизмененный углерод» стал первым опубликованным романом Ричарда Моргана. К этому времени 37-летний британец закончил университет и зарабатывал на жизнь, преподавая английский язык сначала в Испании и Турции, а затем в Шотландии. Коммерческий успех книги позволил ему полностью посвятить себя литературному труду.
Следующий его роман, «Сломанные ангелы», был посвящен новым приключениям Ковача. Вопреки ожиданиям автор отошел от нуар-стилистики: вторая книга оказалась образцовой военной фантастикой, живописующей — по-прежнему весьма брутально — трудовые будни отряда наемников, которые разыскивают звездный корабль марсианской цивилизации. Завершил историю Ковача роман «Woken Furies», в котором харизматичный герой нашел достойного противника — молодую копию самого себя.
Книга «Market Forces» разоблачала капиталистический мир прибыли и чистогана в стилистике производственного романа из жизни менеджеров и гангстеров — причем различия между ними оказывались минимальными. После злободневного романа Морган обратился к жанру темного фэнтези и написал трилогию «Страна, достойная своих героев». Кроме того, писатель всегда охотно соглашался на предложения поработать в смежных жанрах. В его активе несколько комиксов и сценариев для компьютерных игр.
На русский язык переводились только три романа Ричарда Моргана. Теперь, по случаю выхода сериала, к выходу планируется не только трилогия о Коваче в новых переводах, но и лучший, по мнению критиков, роман Моргана «Черный человек». Сюжет этой книги напоминает роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»: в ней генетически выведенный суперсолдат Карл Марсалис идет по следу своих собратьев-отступников. Однако если Дик исследовал экзистенциальную природу человека, то Моргана больше интересуют ее социальный и биологический аспекты.
Как книга стала сериалом
На дебютный роман Моргана — динамичный, умный и, что важно, щедрый на эффектные сцены — быстро обратили внимание продюсеры. Сразу после публикации «Видоизмененного углерода» в 2002 году права на его экранизацию приобрел Джоэл Сильвер, к этому времени уже спродюсировавший «Матрицу» и активно разыскивавший новые фантастические проекты. Однако проект так и не был реализован, и над экранизацией романа для Netflix работала уже другая команда. Шоураннером стала Лаэта Калогридис, сценарист триллера «Остров проклятых», которая также была одним из исполнительных продюсеров «Аватара» и работала над адаптацией «Ночного дозора» для американского проката.
Роль Ковача — точнее, одной из его оболочек — исполнил Юэль Киннаман, отметившийся в не очень удачных «Отряде самоубийц» и ремейке «Робокопа». Роль трехсотлетнего миллионера Банкрофта досталась Джеймсу Пьюрфою, который уже играл асоциального персонажа, не знающего моральных ограничений, в «Последователях».
Создатели телеверсии «Видоизмененного углерода» обещают придерживаться сюжета литературного первоисточника. Разве что искусственный интеллект отеля предстанет перед зрителями в виде аватара с внешностью Эдгара Аллана По, да и особенно откровенные сцены пыток, красочно описанные Морганом в романе, для экрана будут смягчены.
С заявленным бюджетом от 6 до 7 миллионов долларов за эпизод «Видоизмененный углерод» станет одним из самых дорогостоящих шоу в истории Netflix. Впрочем, сомневаться в его успехе почти не приходится. На поддержку сериала брошены лучшие аналитические силы Netflix. Алгоритмы машинного обучения, используемые компанией, способны не только определить реакцию зрителей при просмотре фильмов, но и персонализировать рекламу своей продукции для каждого пользователя в соответствии с его вкусами и предпочтениями, чтобы максимизировать доход, получаемый от каждого абонента. Черта, вполне соответствующая тому будущему, которое описывает Морган в своих книгах.
«Видоизмененный углерод» вышел на Netflix, представив обширную научно-фантастическую мифологию, где тела можно покупать, а бессмертие — больше не мечта. Джоэл Киннаман игает Такеши Ковача — боевика-повстанца, который был заключен в тюрьму за участие в восстании против Протектората. Память Ковача была перенесена в новую оболочку. Теперь Ковач должен помочь знатному Мафу найти его убийцу.
Вы еще не запутались в терминологии «Видоизмененного углерода»? Сериал вводит множество научно-фантастических терминов, специфичных для представленного футуристического мира. Если вы не понимаете, что значат мудреные слова, мелькающие в сериале, мы составили мини-справочник по основным понятиям «Видоизмененного углерода».
654 — закон, позволяющий «воскрешать» жертв убийства, чтобы те могли свидетельствовать против своих убийц, даже если жертвы относятся к категории Нео-К.
Аэриум — город в небе, где живут Мафы
Конструкт — виртуальная среда
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
ЦСС (DHF) — Цифровой слепок сознания. Это код, содержащий сознание человека, который обычно хранится в Памяти (Стеке).
Диппер — хакер, специализирующийся на взломе ЦСС и краже памяти.
Старейшины — вымершая инопланетная раса
Посланник — элитный боец повстанцев с развитой интуицией, чувствами и рефлексами
Земляне — люди, которые живут на земле, в отличие от Мафов, которые живут в Аэрориуме
Маф — тот, кто достиг бессмертия, клонируя свое тело и сохраняя разум. Мафов называют по имени библейского героя Мафусаила, который прожил 969 лет.
Мульти-оболочка — возможность содержать ЦСС в нескольких телах одновременно (запрещено законом).
Игольная передача — возможность переносить ЦСС в оболочку удаленно
Нео-К — неокатолицизм — религия, которая настаивает на том, что людей нельзя оживлять после смерти путем переноса сознания в новую оболочку
Обозначение «Neo-C» — религиозный знак в ЦСС человека, который указывает, что его носитель не хочет быть перемещен в новое тело после смерти.
Органический ущерб — повреждение оболочки, которое аналогично материальному ущербу в наши дни
Портативный 3D-биоорганический принтер — устройство для создания клонов
Протекторат — вооруженные силы Объединенный наций, имеющие власть во всех заселеных мирах
Психохирургия — метод восстановления ЦСС, который был поврежден психоэмоциональной травмой
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Видоизмененный углерод — разбор, обсуждение и объяснение концовки
Настоящая смерть — уничтожение Памяти (Стека), ведущее к потери личности
Серп — препарат, который в малых дозах снижает температуру тела и интенсивность эмоций, а в больших — приводит к смерти.
Перенос — перенос ЦСС в новую оболочку
Заселенные миры — планеты, колонизированные людьми
Симуляция — виртуальная реальность
Оболочка — тело
Смерть оболочки — ситуация, когда тело мертво, но ЦСС цел
Сонгшпиль — инопланетное дерево с синими узорами, реликвия Старейшин. Никто не знает, что это такое, но деревья очень красивы. Кроме того, они издают приятные звуки.
Раскрутка — временное помещение Памяти в новую оболочку для допроса или просто для того, чтобы провести время с человеком
Память (Стек) — диск, на котором хранится сознание человека. Память имплантируется всех людям в возрасте одного года.
Цитадель — главная база повстанцев
Синтетическая оболочка — тело, созданное на основе кремния, которое выглядит, как человеческое, но может иметь дополнительные способности
Видоизмененный углерод что это значит
Остросюжетно, боевито, эффектно, захватывающе.
Отзыв кота Бублика
Там, где в романе герой мялся и робел, сериальный Такеши твердо стоит на своем и отпускает саркастичные ремарки. Его гораздо легче принять как трагичного персонажа, убийцу и тертого профессионала.
Александр Трофимов, «Канобу»
Такеси Ковач (Юэль Киннаман), бывший член элитного «Корпуса чрезвычайных посланников» с планеты Харлан системы Глиммера, обнаружил, что его загрузили в неизвестное ему тело, причем он теперь находится в колыбели человеческой расы планете Земля.
Его заставляют подписать Соглашение, которое гласит, что Такеси передают под опеку человека по имени Лоренс Бэнкрофт (Джеймс Пьюрфой) на срок до шести недель.
Обстоятельства смерти Бэнкрофта указывают на самоубийство, так что следственная группа под руководством лейтенанта Кристин Ортеги (Марта Игареда) расследование быстро закрыла.
Бэнкрофта это не устраивает. Во-первых, он уверен в том, что сам бы себе мозги никогда не вынес. Во-вторых, если не выяснить, кто именно смог пробраться в его дом, несмотря на охрану и защиту высочайшего уровня, то это все может повториться и в дальнейшем.
Поэтому Лоренс с помощью денег воскресил Ковача в оболочке, которую он для него купил, и теперь Ковач должен провести расследование. У него на это есть только шесть недель. Если расследование увенчается успехом, срок отсидки в небытии Ковача будет сокращен до отбытого и он получит в постоянное пользование новое тело и крупную сумму денег. Если Ковач не сможет докопаться до правды, то через шесть недель он отправится в небытие, откуда выберется очень и очень нескоро, если вообще это когда-нибудь произойдет.
Сначала о сериале. Он представляет собой дорогой, эффектный и впечатляющий киберпанк-нуар с динамично развивающимся сюжетом. С одной стороны, такой сюжет требует большого внимания при просмотре сериала, с другой, он делает картину очень увлекательной.
Причем я когда уже читал книгу, отметил, насколько Киннаман четко иллюстрирует персонажа, описанного в книге. (Впрочем, это обычный эффект следования наоборот: сначала посмотреть фильм по книге, а потом прочитать книгу.)
Также отель с искусственным интеллектом (в сериале и книге он играет заметную роль) сделан очень здорово, просто класс.
Впрочем, не имеет значения, у кого там что было из этой серии. Поговорим о том, как это реализовано здесь.
Ну и по поводу бэкапов. Что мешает в момент помещения диска на хранение сделать его бэкап? И если диск разнесут вместе с башкой, то восстановить из бэкапа. Ну да, какой-то кусок жизни будет потерян. Но остальная-то сохранится. Даже у всемогущего мафа 48 часов куда-то потерялись.
В общем, вопросов у меня хватает.
В общем, посмотрел с большим удовольствием. И визуально впечатляет, и сюжетно, и постановочно. Первый сезон по сути является законченным произведением, так что его спокойно можно смотреть, не дожидаясь следующих сезонов.
Однако Ричард Морган, насколько я знаю, написал еще пару повестей о Такеси Коваче, так что, вполне возможно, на их основе сделают следующие сезоны. Ну что ж, ждем.
Почему второй сезон «Видоизмененного углерода» — это все еще пародия на киберпанк
Киберпанк — это черная дыра современной культуры, в которую легко провалиться и еще легче раствориться в ее недрах.
Жанр не ограничивает авторов в фантазии, а в придачу помогает прикрыть все шероховатости характерным визуалом, пресетами, где одна и та же лампочка может мигать разными цветами и все будут в восторге.
«Видоизмененный углерод» покрыт гирляндами и залит неоновым светом, в котором он систематически поскальзывается на клише и падает в логические дыры. Роман-первоисточник Ричарда Моргана — это бульварное чтиво, которое писатель сплел с эстетикой киберпанка в надежде выдать свое произведение за научно-фантастический триллер. Однако как бы Морган не углублялся в неонуар, сдержать смех от его описаний секса и в общем вычурной графомании крайне сложно.
Первый сезон «Видоизмененного углерода» был стильным, ярким и во многом идейным произведением, в котором все равно то и дело проскальзывала фальшь.
«Видоизмененный углерод» — это стопроцентный ромком, из которого попытались сделать мужицкую драму с драками и стрелялками. Начавшись как бойкий детектив, первый сезон за несколько серий эволюционировал в любовную историю между телом Райкера и Ортегой, Ковачем и его сестрой. А финальный эпизод преждевременно выкинул завязку второго сезона — главный герой отправится на поиски своей давней возлюбленной Кэллкрест Фалконер.
Второй сезон действительно посвящен интрижке между Ковачем и Фалконер, а в остальное время сериал вновь читает наивные лекции о коварном технологическом прогрессе. Проблема в том, что новый сезон — это «рукав» предыдущего. Та же самая история, показанная в другой оболочке. Как во вселенной сериала персонажи переносят сознание из одного тела в другое, так и «Видоизмененный углерод» транслирует нам все то, что мы видели еще в 2018 году. И если для героев шоу почти каждый новый «рукав» — это апдейт, то сам сериал сделал заметный даунгрейд.
Это становится ясно с первых же кадров, когда вместо харизматичного Киннамана на экране появляется Энтони Маки — новое тело Ковача, из дисишного Рика Флэга превратившийся в марвеловского Сокола. Вместе с массой мускул поредела и выразительность главного героя. Актера с каменным телом, но острой харизмой сменил оголтелый булыжник, за все восемь эпизодов не способный выдавить из себя ни единой эмоции.
Выбор Маки действительно оказался роковым для сериала: к шоу захотели привлечь больше внимания знакомым лицом, однако само это лицо никак не вписывается в рамки истории, полностью зависящей от одного, ключевого персонажа. Актер определенно проникся концептом оригинального романа и зачитывает свои строчки с максимальным, практически машинным пафосом. Как если бы вы попросили Siri, Алису или любой другой ИИ прочитать сборник цитат великих философов — четко поставленной, но совершенно безэмоциональной речью.
Привлечение явно недешевого актера сказалось на внешности «Видоизмененного углерода» — второй сезон заметно мрачнее и «коридорнее» предыдущего.
Картонные локации напичканы формальной киберпанковской атрибутикой и только ей. Денег, кажется, не хватило даже на разовую консультацию с переводчиком: клуб «ДЛФ БЙЖЦ» передает привет. Понятно, что авторы подстраивались под зарубежного зрителя и специально отобрали буквы, которых нет в латинском алфавите, но выглядит все равно смешно.
Вместо новых идей и развития заложенной в первом сезоне философии второй представляет собой небывалый образец парафраза. Сериал вновь исследует феномен бессмертия, разными словами пытается донести мысль, что хотя тел может быть много, душа всего одна — и она улетучивается после первой жизни.
Если первый сезон еще старался выжать что-то хорошее из оригинального романа, то второй стал исключительно догоняющим, формальным продолжением.
Будто Netflix требовалось закрыть квоту чем-нибудь в стиле киберпанк. Однако «Видоизмененный углерод» — это пародия на неоновый жанр. Она переворачивает неофициальный слоган — «High tech. Low life». Здесь у нас high life в виде мейнстримного актера и экранизации новомодного автора, и low tech с картонными декорациями, пустым лором и драками в слоу-мо под мультяшные звуки KA! и POW! И это далеко не тот формат, не та концепция и не те дроиды, которых мы ищем в хорошем киберпанке.