вгик имени герасимова кто такой герасимов

Сергей Герасимов

Биография

Сергей Герасимов — советский актер, сценарист, педагог и режиссер, который внес неоценимый вклад в отечественный кинематограф и оставил о себе память в сердцах зрителей и учеников.

Детство и юность

Сергей Аполлинариевич родился 21 мая 1906 года в селе Кундравы Оренбургской губернии (сейчас Челябинская область) в семье инженера-технолога Аполлинария Алексеевича Герасимова и дочери еврейского купца Юдифь Борисовны Эстрович, в православии принявшей имя Юлия.

Его отец принадлежал к последователям социал-демократического движения и в 1888 году за революционную деятельность был сослан на 4 года в Енисейскую губернию, где вскоре познакомился с будущей супругой. Братья жены Аполлинария Герасимова Осип и Михаил были народовольцами, которые в ссылке в Якутске в 1889 году устроили восстание. В 1894 году после женитьбы Герасимовы переехали на Южный Урал, где Аполлинарий устроился на Миасский завод.

К моменту рождения Сергея в семье подрастало четверо детей. В 1909 году Аполлинарий Герасимов отправился в геологическую разведку по реке Лозьве и во время неудачного сплава погиб в водовороте. Юлия с детьми переехала в Екатеринбург.

В большом городе Сережа приобщился к искусству. В 8 лет он впервые увидел оперу «Евгений Онегин». Большое впечатление на мальчика произвел драматический спектакль «Разбойники» по Шиллеру. С 14 лет Сергей вынужден был устроиться разнорабочим на металлургический завод.

В начале 20-х юноша перебрался в Ленинград, где поступил в художественное училище. В 1924 году Герасимов устроился в труппу театра «Фабрика эксцентрического актера», которым руководили Григорий Михайлович Козинцев и Леонид Захарович Трауберг. Молодому человеку наставники посоветовали поступить в Ленинградский институт сценических искусств. В 1928 году, окончив учебное заведение, Сергей получил возможность работать в театре ФЭКС ассистентом режиссера.

Фильмы

В кинематографе Герасимов дебютировал в 1924 году, сыграв персонажа Шпика в картине «Мишки против Юденича». Сергей прошел школу эксцентричного актера и на экране пользовался приемами, освоенными под началом театральных наставников.

Не прекращая актерской карьеры, Сергей Герасимов устроился режиссером на студию «Совкино» (в дальнейшем «Ленфильм»). В 1930 году состоялась премьера первого фильма постановщика Герасимова «Двадцать два несчастья», который не смогут посмотреть зрители XXI века, потому что короткометражная лента не сохранилась, как и 2 следующие картины — немой черно-белый фильм «Сердце Соломона» и снятая по авторскому сценарию комедия 1934 года выпуска «Люблю ли тебя?».

В отличие от актерского амплуа, в режиссерских постановках Герасимов использовал приемы реализма, не оставляя поисков авторского почерка.

Успех к молодому Сергею Аполлинариевичу пришел в 30 лет после выхода первой звуковой картины кинорежиссера «Семеро смелых», сюжет которой опирался на реальные факты из жизни первых советских полярников. В фильме снялись воспитанники и последователи Сергея Герасимова Тамара Макарова и Петр Алейников. Режиссеру удалось совместить на экране непринужденное живое повествование с героическим пафосом времени.

Источник

Сергей Аполлинариевич Герасимов

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня по новому стилю) 1906 года в станице Кундравинская Троицкого уезда Оренбургской губернии.

Родители Герасимова познакомились в ссылке в Енисейской губернии.

В 1894 году родители Сергея Герасимова переехали на Урал. Там его отец работал инженером на Миасском заводе. В 1909 году он трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции.

В 1923-1925 годах учился в Ленинградском художественном училище.

В 1928 году окончил Техникум сценических искусств.

С 1925 года начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Мишки против Юденича», в котором сыграл роль шпика. Первые годы актёрской деятельности проходили в мастерской «ФЭКС», где прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. Сыграл шулера Ярыжку в «Шинели», Медокса в драме «Союз великого дела», журналиста в картине «Новый Вавилон».

Сергей Герасимов в фильме «Союз великого дела»

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Сергей Герасимов в фильме «Новый Вавилон»

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

В начале 1930-х сыграл председателя сельсовета в ленте «Одна», меньшевика в фильме «Обломок империи», Якова в картине «Граница».

С начала 1930-х увлекся режиссурой и далее, не оставляя полностью актёрской работы, занимался преимущественно постановкой картин. Во многих своих фильмах выступал также и как сценарист.

Режиссёрским дебютом был фильм 1930 года «Двадцать два несчастья», снятый совместно с С. И. Бартеневым. Затем поставил фильм «Сердце Соломона» (совместно с М. Кресиным) и «Люблю ли тебя?».

С 1931 года руководил актёрской мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». В дальнейшем на протяжении всей жизни педагогическая работа занимала большое место в его творческой биографии. В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе, опираясь на опыт реалистической прозы, он искал собственные пути в киноискусстве.

Заметной работой в его предвоенном творчестве стали и фильм «Учитель», премьера которого состоялась 10 декабря 1939 года. Молодой специалист Степан Иванович Лаутин (Борис Чирков) после завершения учёбы в Москве возвращается в родное село с намерением построить в нём новую школу. Сюжетная линия, связанная с конфликтом поколений, развивается параллельно с лирической темой фильма. Приезд учителя вызывает смятение в душе молодой соседки Аграфены Шумилиной (Тамара Макарова). В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, в 1941 году поставил фильм «Маскарад», стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Михаила Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Сергеем Герасимовым роли Неизвестного.

В годы войны принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

Член КПСС с 1943 года.

В 1944-1946 годах возглавлял Центральную студию документальных фильмов.

В 1944 году вернулся к педагогической работе, руководил объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Работая со студентами, всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» в Театре-студии киноактёра. На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия». Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства, в т.ч. лично И. Сталиным, за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон»

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

В 1962 году снял двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Сам Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля, в котором ярко раскрылся талант его ученика Николая Еременко (младшего).

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Сергей Герасимов совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе, где вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Н. В. Розанцев, И. В. Макарова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Н. Н. Губенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских, Ю. В. Кара и многие другие. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Сергей Герасимов в фильме «Лев Толстой»

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Был депутатом Верховного Совета СССР 3-4 созывов (1950-1958). Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950). Доктор искусствоведения (1967). Секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Член Союза писателей СССР.

В 1986 году имя Сергея Герасимова присвоено ВГИКу.

В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени. В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски (к 100-летию С. Герасимова). В Челябинске имя С. Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).

Личная жизнь Сергея Герасимова:

Макарова вспоминала: «Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать».

Далее вместе снялись в картине «Чужой пиджак», где и начались их отношения. Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан, а уже через месяц они поженились. Стали главной парой советского кино. Тамару Макарову называли советской Гретой Гарбо, а ее чарующий и недосягаемый образ женщины-загадки стал источником вдохновения для Сергея Герасимова.

Сергей Герасимов и Тамара Макарова

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

3 октября 1995 года в возрасте 63 лет Артур Макаров был убит при загадочных обстоятельствах: его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди, преступников так и не установили.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Фильмография Сергея Герасимова:

Режиссерские работы Сергея Герасимова:

Сценарии Сергея Герасимова:

Библиография Сергея Герасимова:

Призы и награды Сергея Герасимова:

Образ Сергея Герасимова в кино:

Источник

Вгик имени герасимова кто такой герасимов

ВГИК ныне носит имя Сергея Герасимова. Заслуженно носит. Мастер выпустил из стен этого ВУЗа столько замечательных актеров и режиссеров, что только их перечисление заняло бы десяток страниц.

Судьба этого человека, героя социалистического труда, лауреата всех мыслимых и немыслимых премий, кроме всего прочего горестная иллюстрация юдофобского характера той страны, где он жил и работал.

Пишут, что свою маму – Юлию Борисовну Эстрович – Герасимов прятал на комфортабельной даче под Москвой. Возможно, это так, но в самый тяжелый 1967 год, год Шестидневной войны, когда «израильским агрессорам» путь во ВГИК был закрыт наглухо, он принял на свой курс двух евреев Леонида Бердичевского и Бориса Фрумина. Помню, что услышав об этом, не поверил, пока не нашел этих первокурсников и не познакомился с ними.

1972 г. Курс Сергея Герасимова

Детей у Герасимова и его жены – Тамары Макаровой – не было. Мастер этот жил ВГИКом, своими студентами и, как говорил мой учитель И.М. Маневич – матерью, которую хоть и прятал на даче, но боготворил. Сергей Аполлинариевич воспитывался без отца, рано погибшего.

Какая судьба у человека! Он сумел выжить, так как честно и талантливо служил преступной власти и делал это, надо думать, искренне. Русский отец подарил ему «охранный билет», мать – еврейка, вернее всего, талант, силу воли и большевицкую убежденность. О ней, мало что известно, о матери одного из самых выдающихся режиссеров и педагогов советского кино. Вот только осталось, что имя, отчество и фамилия.

История любви. Сергей Герасимов и Тамара Макарова

Говорят, что союз режиссёра Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой был союзом равных. Ещё говорят, что Макарова, идя рядом с Герасимовым, всегда была на полшага позади супруга. И всё же никто не мог сказать, кто в этой паре играет главную роль. Они удивительно дополняли друг друга. Такие союзы, наверное, создаются на Небесах.

Сергей и Тамара познакомились в конце 20-х годов 20 века. Макарова – девушка изумительной красоты – была начинающей актрисой. Он – актёром, мечтающим снимать своё кино. Их первое свидание действительно проходило как в кино. Только режиссировала его Макарова. Она решила проверить своего аристократичного кавалера – Герасимов был из дворянской семьи – на прочность. Сама Тамара жила на Лиговке – самом опасном районе Ленинграда и была знакома со всеми местными хулиганами. Дочь военного врача царской армии характер имела решительный. По её задумке, на выходе из ресторана, где проходило свидание, Сергея окружила лиговская шпана. Герасимов и не подумал удирать. Тамару это потрясло. Через месяц молодые люди уже были женаты. В первые годы жили скромно. В их комнатке не было даже занавесок. Макарова о них просто мечтала.

В своих дебютных картинах Герасимов жену не снимал. Главную роль она получила лишь в четвёртой его работе. Но настоящая слава обрушилась на Герасимова и Макарову после выхода на экраны фильма «Семеро смелых». В этой картине снимался и Пётр Алейников. Он не на шутку увлёкся Макаровой. Но рядом был «Аполлинариевич» – так Алейников называл Герасимова. «Не судьба», – вздыхал несчастный влюблённый.

Когда началась война, Макарова и Герасимов отказались от эвакуации. Он снимал фильм о защитниках Ленинграда, она работала медсестрой в госпитале. В 43 году всё же пришлось уехать в Ташкент. Там в семье Герасимова и Макаровой появился ребёнок – приёмный сын Артур. Сестру Тамары и её мужа репрессировали, а отдавать племянника в детский дом Макарова не захотела. Фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество – от приёмного отца.

К концу войны Герасимов и Макарова переехали в Москву. Он занимался документальным кино. Знаменательный факт: Герасимов снимал парад Победы на Красной площади. Это по его задумке был снят эпизод с брошенными вражескими флагами. А Макарова тогда впервые за много лет снялась в кино у другого режиссера. Сказка «Каменный цветок», где Тамара Фёдоровна перевоплотилась в Хозяйку Медной горы принёс актрисе мировую известность и предложение сыграть Анну Каренину в Голливуде. Конечно, в то время этот проект осуществиться не мог. Зато реализовался другой. Герасимов и Макарова набрали свою первую актёрскую мастерскую во ВГИКе. Всего же курсов было десять. И все они оказались звёздными. Мастера относились к своим студентам, как к родным детям. Помогали деньгами, подкармливали, покупали обувь и одежду, устраивали на съёмки. О педагогах Герасимове и Макаровой при жизни слагали песни и легенды.

В 1983 году супруги отпраздновали 55-летие совместной жизни. В их доме, обстановку которого Герасимов воссоздал в своём фильме «Дочки-матери» никогда не закрывались межкомнатные двери. Герасимову было важно даже сквозь стены чувствовать присутствие жены. Они всюду появлялись вместе: на съёмках, во ВГИКе, в театрах. Вдвоём изъездили полмира. Он называл жену хозяйкой семейной мастерской, а она его — мастером Герасимовым.

Последней работой великого режиссёра и большой актрисы стал фильм «Лев Толстой». После смерти Герасимова Макарова в кино не снималась. Одиночество и простой в работе приняла как данность. Жаловаться на жизнь не умела и опускать руки не собиралась. Говорила так: «Если каждое утро встречать стоном, а вечером не благодарить Бога за прожитый день, а только жаловаться и причитать, — это же с ума можно сдвинуться…».

Тамара Фёдоровна пережила мужа на 12 лет. В одном из последних интервью, она сказала: «Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и вышла замуж за Герасимова».

Про них говорили, что удача сама плывёт к ним в руки. Фильмы, премии, звания, слава. Основой для всего этого было семейное счастье. Такого Герасимова не было бы, если бы рядом, но всегда на полшага позади, не шла такая Макарова.

Источник

Биография Сергея Герасимова

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Советский кинорежиссер, сценарист, драматург, актер, педагог, Народный артист СССР Сергей Аполлинариевич Герасимов родился 3 июня (21 мая по старому стилю), (по другим данным – 21 мая (8 мая по старому стилю)) 1906 года в селе Кундравы Оренбургской губернии (ныне село на территории Челябинской области).

В 1923-1925 годах учился в Ленинградском художественном училище.

В 1928 году окончил Ленинградский институт сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актер в фильме «Мишки против Юденича».

Первые годы актерской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актера). В своих первых ролях он проявил себя как актер преимущественно гротескового плана.

В период с 1924 года по 1929 год Герасимов много снимался в кино, зрители увидели его в фильмах «Чертово колесо» (1926), «Шинель» (1926), «Союз великого дела» (1927), «Обломок империи» (1929), «Новый Вавилон» (1929) и др.

В дальнейшем, не оставляя полностью актерской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

С 1930 года он был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм), с 1931 года руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме.
Режиссерский дебют Герасимова состоялся в 1930 году короткометражным немым фильмом «Двадцать два несчастья», затем он снял фильмы «Сердце Соломона» (1932) и «Люблю ли тебя?» (1934).

Режиссерский талант Герасимова проявился в его первом звуковом фильме «Семеро смелых», снятом в 1936 году. В этом, по сути, дебютном фильме Герасимов проявил себя не просто режиссером, а педагогом, воплощавшим свои замыслы через глубокую работу с актерами. Сергей Герасимов работал над этим фильмом совместно с коллективом воспитанников его актерской мастерской – Петром Олейниковым, Тамарой Макаровой и другими.

Затем были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939; Сталинская премия, 1941), заметно выделявшийся простотой житейской истории и негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов считал лучшей своей картиной.

Перед самой войной режиссер экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941). Одной из самых значительных актерских работ в этом фильме была роль Неизвестного в исполнении самого Герасимова.

В годы Великой Отечественной войны Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил военные драмы «Непобедимые» (1943, совместно с Михаилом Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944-1946 годах Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов.

С 1944 года руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману Александра Фадеева; Сталинская премия, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков.

В 1950 году совместно с киноработниками Китая Герасимов снял документальный фильм «Освобожденный Китай» (Сталинская премия, 1951).

В конце 1950-х годов Сергей Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957-1958) по мотивам одноименного романа Михаила Шолохова. Фильм решен в жанре народной драмы, он передает высокую правду человеческих характеров.

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками.

В 1960-х годах режиссер перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин социально-публицистические интонации: фильмы «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972) и «Дочки-матери» (1974).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, Герасимов не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. М. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля.

В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, по роману Алексея Толстого «Петр Первый»).

Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль.

Большое место в творческой биографии Сергея Герасимова занимала педагогическая работа. С 1944 года совместно с Тамарой Макаровой он вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. С 1947 года — профессор, с 1955 года — заведующий кафедры режиссуры, доктор искусствоведения (1966). Автор теоретических работ по вопросам киноискусства.

Среди его учеников за 40 лет педагогической деятельности: Сергей Бондарчук, Фрунзе Довлатян, Николай Губенко, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Кира Муратова, Александр Рехвиашвили, Ермек Шинарбаев, Александр Рогожкин; актеры — Инна Макарова, Николай Рыбников, Лариса Лужина, Жанна Болотова, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Галина Польских, Наталия Белохвостикова, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Удовиченко и многие другие.

В 1948 году Сергею Герасимову было присвоено звание «Народный артист СССР».

В 1978 году он был избран действительным членом (академиком) Академии педагогических наук СССР. Был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, членом Союза писателей СССР.

Лауреат трех Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971), премии Ленинского комсомола (1970), Ленинской премии (1984). Герой Социалистического Труда (1974).

Сергей Герасимов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1950), орденом Красной Звезды (1944), четырьмя орденами Ленина, орденами и медалями иностранных государств.

Ушел из жизни 26 ноября (по другим источникам – 28 ноября) 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1986 году имя Сергея Герасимова присвоено ВГИКу. В 2004 году на родине режиссера, в селе Кундравы, был открыт музей имени С.А. Герасимова.

Супругой режиссера была народная артистка СССР Тамара Макарова (1907-1997).

Подготовлено на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Сергей Герасимов — Забытый гигант

История кино содержит имена не только больших авторов, создававших великие шедевры, но также и некоторого числа деятелей, заботившихся о передаче знаний последующим поколениям. Одним из таких режиссёров был Сергей Герасимов.

В длинном ряду великих имён, сыгравших значительную роль в становлении кинематографа, как искусства, принято называть таких мастеров, как Сергей Эйзенштейн или Дэвид Уорк Гриффит, Лев Кулешов или Фриц Ланг, Альфред Хичкок или Джон Форд. Про многих из них Craftkino уже успел выпустить соответствующий материал, чтобы хоть в малой степени представить современному читателю важнейших классиков киноиндустрии. Но о многих деятелях тексты ещё лишь предстоит написать. И некоторых из героев будущих статей сегодня редко вспоминают даже профессиональные кинематографисты. Одним из таких забытых гигантов сегодня стал Сергей Герасимов, видный советский актёр и режиссёр.

Нам кажется необходимым хотя бы обзорно поговорить о его достижениях и месте в развитии отечественного кино.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

На первый взгляд утверждение, что Сергей Герасимов – забытое имя, может показаться парадоксальным. Как может быть забыт человек, чьё имя носит Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), центральный кинематографический вуз страны? Как может быть забыт режиссёр, чью эпическую картину «Тихий Дон» (экранизацию великого романа Михаила Шолохова) каждый год показывают по телевидению?

Однако зачастую сегодня знание о Сергее Аполлинариевиче Герасимове на том и заканчивается. Старшее поколение зрителей, как правило, редко видело другие картины режиссёра (или, по крайней мере, не помнит автора); студенты кинематографических вузов также не всегда озадачиваются исследованием творчества Герасимова (в отличие от наследия Андрея Тарковского или Сергея Эйзенштейна).

Среди некоторых специалистов бытует мнение, будто Сергей Герасимов всего лишь «режиссёр культурных кодов» (мнение киноведа Петра Багрова из журнала «Сеанс») – просто конъюнктурный функционер, советский кинематографический чиновник, работавший в индустрии лишь по причине своего политического конформизма и подстраивавшийся под эстетическое дыхание того или иного времени. Характеристика, прямо скажем, не отличающаяся объективностью, сдобренная взглядом свысока. Разумеется, подобная трактовка вряд ли способствует как понимаю, так и популяризации Герасимова.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Между тем, редакция Crafrkino полагает, что изучение творчества Сергея Герасимова может быть чрезвычайно полезно для современного кинематографиста, а потому предпочтём рассказать о нём поподробнее. Заодно разберёмся, одними лишь «культурными кодами» ли славится Сергей Аполлинариевич.

Становление

Происхождение Герасимова трудно назвать рабоче-крестьянским: сын инженера-технолога и купеческой дочери имел возможность получить солидное по тем временам образование и соприкоснуться с культурной жизнью. Ещё в детстве он посещал театры, где и зародилась его страсть к сценическому искусству.

Собственно, сперва Сергей Герасимов стал именно актёром, а не режиссёром – будучи студентом Ленинградского художественного училища, он поступил в Фабрику эксцентрического актёра (ФЭКС), основанную тогда ещё молодыми режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Тогда на дворе стояли 20-е годы ХХ века. Изначально ФЭКС ориентировался на экспериментальный театр, потому Герасимов делал первые шаги на театральных подмостках, зарекомендовав себя в качестве яркого эксцентрика.

Впрочем, вскоре его учителя, Козинцев и Трауберг, стали тяготеть к активно развивающемуся новому искусству – кино. Естественным образом, при переквалификации ФЭКСа в кинематографическую организацию, вошёл в кино и Сергей Герасимов. Он представал в различных ролях в фильмах «Мишки против Юденича», «Шинель», «Союз великого дела», «Новый Вавилон» и других.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Постепенно в нём пробуждается интерес к режиссуре. Как вспоминал сам Сергей Герасимов, первые проекты в качестве постановщика ему не слишком удавались.

«Картина, которая вышла на экран под названием «Двадцать два несчастья», получилась на редкость безликая и дрянная»

Но, начиная с первого полноценного звукового фильма «Семеро смелых», к режиссёру приходит всесоюзная известность. В довоенное время он успевает снять весьма популярные ленты «Комсомольск», «Учитель» и «Маскарад». К этому моменту Сергей Аполлинариевич уже успевает превратиться в серьёзного профессионала, начинает преподавать режиссуру и актёрское мастерство – в будущем педагогическая деятельность займёт значительную часть его жизни.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Война застаёт Герасимова и его супругу, актрису Тамару Макарову всё в том же Ленинграде. Как видные деятели культуры, они имеют возможность эвакуироваться, однако принимают решение остаться в городе. Один этот случай заставляет нас задаться вопросом – был ли Сергей Герасимов таким прожжённым конформистом, каким его пытаются изображать иные наши современники?

Так описывает блокаду режиссёр в своей автобиографии.

В блокадном Ленинграде Герасимов вместе с Михаилом Калатозовым (будущим создателем «Летят журавли») снимают военную картину «Непобедимые». Лишь в 1944 году режиссёр с женой переедет из Ленинграда в Москву.

Здесь и начинается всё наиболее для нас интересное.

Педагогика и психологические картины

В том же 44-м году Сергей Герасимов возглавляет объединённую режиссёрско-актёрскую мастерскую во ВГИКе. Именно здесь обнаружится талант Герасимова-преподавателя. Вряд ли даже самые большие недоброжелатели режиссёра станут отрицать тот факт, что он – великий педагог. Стоит лишь упомянуть первых герасимовских звёзд, начавших творческий путь под его чутким руководством: Сергей Бондарчук, Татьяна Лиознова, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Николай Рыбников. Кроме того, в его фильмах дебютировали Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов.

Многие артисты впервые появились на экране в постановке Сергея Аполлинариевича «Молодая гвардия» (адаптации романа Александра Фадеева). Вместе с организацией заметного дебюта для студентов, в этой картине режиссёр показал свое умение работать с масштабным действием.

Вероятно, этот проект морально подготовил Герасимова к работе над своим любимым (по его собственному признанию) литературным произведением – «Тихим Доном» Михаила Шолохова, одним из величайших романов ХХ века. Огромное 5-часовое кинополотно, повествующее о судьбе донского казачества в драматические годы Первой Мировой войны, Русской революции и Гражданской войны стало советским хитом и, конечно, самым известным фильмом Сергея Герасимова. Возможно, «Тихий Дон» из-за своей темы, а также из-за того, что он является экранизацией, в значительной степени заслонил всё остальное творческое наследие Герасимова.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Если взглянуть на «Тихий Дон», то определённые претензии по части «режиссуры культурных кодов» и правда могут быть к нему применены. На картине лежит печать сталинского кино с его максимизированной эмоцией, известной условностью действия (несмотря на весь «соцреализм») и пафосом. Но будет большой ошибкой через экранизацию Шолохова мерить работу Сергея Аполлинариевича в целом. Потому обратим более пристальное внимание на фильмы, вышедшие после «Тихого Дона».

В последующие годы Герасимов, как мастер, выпустил невероятное количество видных фигур в советском кино. Людмила Гурченко, Лев Кулиджанов, Жанна Болотова, Кира Муратова, Галина Польских, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Наталья Аринбасарова, Николай Ерёменко-младший, Наталья Бондарчук, Вадим Спиридонов, Александр Рогожкин, Лариса Удовиченко, и это далеко не полный список. Пожалуй, из его выпускников вполне можно было бы сформировать небольшую армию.

Кто-то может сказать, развивая версию о «конъюнктурщике», что перечисленные имена изначально были талантливы, и Герасимов ничего особо нового в них не вложил. Но ведь из сотен человек абитуриентов, ежегодно приезжающих штурмовать ВГИК, нужно было путём какой-то селекции отобрать наиболее способных к обучению – это задача мастера курса. К тому же, необходимо за годы учёбы максимально полно раскрыть потенциал студентов. И с этой задачей «режиссёр культурных кодов» справлялся высококлассно.

«Когда мы говорим о том, что режиссер является педагогом, мы отнюдь не ставим знака равенства между ним и человеком, передающим своим ученикам известную сумму фактических сведений. Не с таким педагогом сравниваем мы режиссера, а с педагогом-поэтом, педагогом-художником, который не только информирует, но и живописует, который одновременно убеждает и заражает актера своим пониманием образа. Режиссер-педагог вскрывает закономерности изображаемых в сценарии явлений, и у актеров появляется не только знание этих явлений, не только понимание породившего их процесса, но страстное отношение к этим фактам. Режиссер обязан вложить в актера свою страсть, свое увлечение произведением»

Большинство выпускников, так или иначе, сотрудничали с учителем на его картинах. И Сергей Герасимов старался использовать их актёрские способности на полную мощность.

Начиная с 60-х годов, Герасимов начинает делать насквозь актёрские фильмы. Рискнём предположить, что в 60-70-х Сергея Аполлинариевича можно назвать одним из тех режиссёров, которые лучше всего работают с актёром в советском кино.

В фильме «Люди и звери» (1962 год) рассматривается серьёзная общественная проблема: как жить человеку, вернувшемуся на в СССР из-за границы, куда он попал после немецкого плена. Лента по жанру представляет собой сочетание роуд-муви и ретроспективного рассказа о разных странах, где побывал герой, а также с какими русскими он столкнулся на Родине и на чужбине.

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

Кинокартина «Журналист» (1967 год) рассказывала о том, как столичный, самодовольный журналист отправлялся на пустяковое задание в глухую провинцию, и сталкивался там с совсем иным миром. Фильм сделан в лучших традициях реализма, он глубоко психологичен, что, соответственно, тоже воссоздаёт на экране и правду характеров, и правду ситуаций. Пожалуй, создавая «Журналиста», Герасимов пытался понять, чем живёт молодое поколение, люди 60-х (то поколение, которое по-своему анализировали Данелия в «Я шагаю по Москве», Хуциев в «Заставе Ильича» и Спешнев в «Тысяче окон»).

вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть фото вгик имени герасимова кто такой герасимов. Смотреть картинку вгик имени герасимова кто такой герасимов. Картинка про вгик имени герасимова кто такой герасимов. Фото вгик имени герасимова кто такой герасимов

«Любить человека» (1972 год) – очень тонкая, также психологически выстроенная мелодрама, одна из сильнейших советский картин о любви. Фильм показывал зрителю, что любить друг друга людям также предстоит научиться, и это не так-то просто, потому что реальная жизнь подвергает чувства и брак бесконечным испытаниям.

Все перечисленные фильмы отличает потрясающая работа с актёрами, запоминающиеся характеры, безотказно устанавливающееся сопереживание со стороны зрителей по отношению к героям.

Именно из-за этого современному кинематографисту стоит смотреть и изучать Герасимова: в его фильмах можно посмотреть, каким может быть человек, каким может быть артист в кадре, если с ним провести тщательную работу. Глядя картины Сергея Аполлинариевича, становится понятно, что в плане умения воссоздания человеческих чувств сегодняшним режиссёрам не просто есть куда стремиться, а нужно упорно и самоотверженно наращивать творческие мускулы.

Наконец, чтобы поставить точку в вопросе о Герасимове-конформисте, просто приведём два примера.

Первый заключается в том, что когда в 30-е и 40-е годы у ещё молодого артиста Георгия Жжёнова были серьёзные проблемы с законом (по нему как следует прошёл каток сталинских репрессий), именно Сергей Герасимов неоднократно ходатайствовал о том, чтобы облегчить Жжёнову жизнь и добивался в этом определённых успехов.

Второй – в 1967-м году фильм Александра Аскольдова «Комиссар» определили, как антисоветский, самого Аскольдова практически исключили из профессии, а картину постановили уничтожить, смыв все негативы. Именно Сергей Герасимов, не послушавшись вышестоящего решения, сохранил единственную копию «Комиссара», которую и нашли в сейфе после его смерти.

Выводы читатель может сделать сам.

Отдельно стоит заметить, что по количеству «созданных» суперзвёзд Сергей Герасимов может соперничать с Роджером Корманом, выучившим чуть ли не весь золотой цвет Голливуда второй половины ХХ века. Но в отличие от Кормана, чьи собственные режиссёрские проекты практически не представляют никакой художественной ценности, Герасимов нередко создавал выдающиеся шедевры.

В этом он схож с другим советским режиссёром и педагогом, своим современником, Михаилом Роммом – о нём мы обязательно поговорим в отдельной статье рубрики «Великие».

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *