ветошь что это такое в медицине
Ветошь — что это за материал, применение и виды
Многие люди воспринимают ветошь, как кусок тряпки для уборки. Ею удобно мыть пол или обрабатывать поверхности. Но немногие знают, что на самом деле это целая категория хлопчатобумажных тканей различных видов. Ветошь – что это, и какие у нее характеристики, рассмотрим далее в статье.
Свойства и характеристики
Разновидностей ветоши так много потому, что на самом деле это не какой-то отдельный вид ткани, а обрезки, которые остались от производства других материалов. А также ветошь может быть б/у и представлять собой остатки старой одежды.
Это популярный обтирочный материал, который используется в технических целях и для уборки. Главным требованием, которое предъявляется к таким остаткам, является состав. Это хлопчатобумажная ткань с примесью синтетических веществ не более 15%. Конечно, недобросовестные производители нарушают это правило и называть ветошью ткани с добавками до 30%, но они хуже впитывают жидкости. Лучшей считается та, которая состоит из чистого хлопка без добавочных компонентов.
Ветошь поставляется из-за границы, преимущественно из Европы. Перед отправкой в места назначения специальные цеха занимаются ее обработкой – обрезают пуговицы и другие царапающиеся детали, дезинфицируют, если лоскуты крупные, то их разрезают (например, постельное белье). Далее их упаковывают в пакеты по 10 кг, загружают в паллеты и поставляют в цеха и другие места, где необходимы технические ткани на расход.
Размер ветоши зависит от ее происхождения. Если это новые лоскуты, то они остаются от рулонов тканей при покрое. Они не будут большими, в среднем 20х30 см. Если нужны тряпки больше, то лучше приобрести б/у, здесь встречаются лоскуты размером до квадратного метра.
Виды ветоши
Вся ветошь при упаковке в пакеты сортируется по типам. Это необходимо для того, чтобы каждое производство получило те виды тканей, которые им необходимы. Например, ветошь нужна для обработки станков, испачканных мазутом или маслом. Если в составе пакета половина будет из маленьких тонких лоскутов – они не подойдут. Поэтому принято классифицировать ветошь на виды, которым соответствуют характеристики содержимого.
Обтирочная
А также она известна под маркировкой «Стандарт». Здесь встречаются все виды б/у тканей, главное требование – чтобы в составе было не более 15% синтетики. Но иногда попадается и больше – до 30%, это удешевляет и без того небольшую цену. Чаще заказывают именно такую разновидность ветоши, потому что она бюджетнее остальных видов. Будьте готовы к тому, что среди содержимого можно встретить даже джинсовую ткань или шерсть.
Бельевая
Пакеты фасуются из постельного белья: простыней, наволочек и пр. Если вам нужны большие тряпки – это единственный вид, где размер может доходить до метра квадратного.
Вафельная
Фасуется из обрезков ткани, используемой для изготовления вафельных полотенец. Эти лоскуты имеют только 100%-ный хлопковый состав и используются для пошива бюджетных небольших полотенец. Считается элитным видом ветоши, поэтому стоит больше других.
Техническая
Это лоскуты, которые остались после переработки рулона ткани на швейных производствах. Сюда входят разные типы тканей, в том числе марля, куски одежды или постельного белья и пр. Она похожа на обтирочную ветошь, но еще должна соответствовать маркировке ГОСТа. По требованиям этого документа, материал не должен содержать махровых и ворсовых изделий, которые могли бы оставлять следы на полируемых изделиях.
Это популярные разновидности ветоши, но есть также и другие подвиды, которые встречаются реже, но некоторым производствам необходимы именно они.
Название ветоши | Состав | Размер от (см) |
Стандарт | Хб с содержанием синтетики до 15% | 15х40 |
Цветной хлопок | 100% хб – тонкие ткани наподобие ситца и бязи | 40х40 |
Белый хлопок | 100% хб – тонкие отбеленные | 40х40 |
Бельевая | 100% хб и смесовая до 15% синтетики – из постельного белья | 70х80 |
Трикотажная | Обрезки новой ткани или б/у трикотаж | 15х20 |
Махровая | Старые махровые полотенца и обрезки махровой ткани | 15х20 |
Марлевая | Отбеленная или суровая марля разной плотности | 15х20 |
Нетканая холстопрошивная | Прошитая через каждые 2,5 или 5 мм материя | Рулон |
Применение материала
Ветошь эффективна для уборки помещений, но на самом деле круг ее возможностей гораздо шире. На производствах ее используют чаще как расходник, которым можно вытереть загрязнения, которые потом не отстираются – мазут, машинное масло и пр.
Для шлифовки
Мягкие лоскуты ветоши подходят для шлифовки поверхностей. Конечно, она не устранит неровности или заусенцы в дереве, но на последних этапах шлифовки применяется именно ткань. Она незаменима на этапе полировки, когда необходимо натереть поверхность до блеска, а наждачная бумага может повредить эмаль.
На производстве
Цеха различного направления используют ветошь как техническую расходную ткань. Ею можно протирать разные пачкающиеся жидкости, не боясь испортить лоскут – он все равно потом пойдет на выброс. Это актуально в грязных зонах, например, автосервисе, где необходимо вытирать с деталей автомобиля мазут или масло, чтобы очистить узлы. Чтобы не делать это рабочими перчатками или не вымазаться рабочей формой, используется ветошь.
В школе
Эта ткань подходит по нормам ГОСТа для применения в общеобразовательных учреждениях, как уборочная. Она прочная и рассчитана на большое количество мытья пола или посуды (в отличие от бытовых тряпок и швабр, которые не предназначены для такой частой стирки). И также она дешевая и не красится.
В качестве наполнителя
Для удешевления общей стоимости ветошь используется как наполнитель, например, для мебели. Она обеспечивает плотную набивку, которая не продавливается так быстро, как синтепон.
При окраске
Одной из самых грязных работ считается покраска. Здесь ветошь пригодится, чтобы вытирать руки или убирать потеки краски. А также ею можно замотать участки, которые должны остаться чистыми.
Утилизация
Утилизация ветоши – ответственный процесс, так как отработавшая материя относится к 4 классу опасности. Кроме того, использованная промасленная ветошь должна храниться там, где она не причинит никому вреда – это баки емкостью до 200 литров. Они находятся на территории производства под навесом, а пол, на котором стоит бак, обрабатывается маслонепроницаемым составом, чтобы исключить риск его протекания и возгорания.
Переработкой ветоши занимаются специальные организации, в которые тряпки доставляются в баках, но некоторые производства нарушают этот регламент и либо стирают не особо грязные лоскуты, либо самостоятельно сжигают их, чтобы не платить за перевозку. Делать это категорически запрещается, потому что ткань относится к категории легко воспламеняемых материалов, которые могут привести к пожару. Поэтому норма безопасности – хранить баки подальше от солнечных лучей, чтобы не допустить самовозгорания.
Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!
Маркировка уборочного инвентаря в 2021 году
Согласно требованиям СанПиНа уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры, урны, совки, сгоны, ершики, ведра, щетки) должны иметь четкую маркировку или цветовое кодирование.
Для каких помещений выделяется уборочный инвентарь
Для помещений различных по функциональному назначению и видов уборочных работ. С кодированным по цветам или промаркированным инвентарем намного проще поддерживать высокий уровень гигиены помещения и отслеживать его перемещение по учреждению, тем самым не допуская перехода из одной зоны в другую, предотвращая распространение бактерий и избежать перекрестного загрязнения.
Зачем нужна маркировка уборочного инвентаря
Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу, образец которой приведен в этой статье, необходима для предотвращения перекрестного обсеменения болезнетворными микроорганизмами во время уборки разных зон одного и того же учреждения. Маркировка инвентаря для уборки помещений регламентируется сводом Санитарных правил и норм.
С 1 января 2021 года утратило силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. От 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10».
И вступило в силу новое постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953).
С какой целью используется маркировка уборочного инвентаря
На предприятиях сектора HoReCa (Hotel, Restaurant, Café/Catering – Отель, Ресторан, Кафе/Кейтеринг) при несоблюдении маркировки уборочного инвентаря можно допустить порчу продовольственных товаров, а также допустить распространение инфекции приводящей к тяжелым заболеваниям.
Маркировка уборочного инвентаря в медицинских учреждениях и ЛПУ (лечебно-профилактических учреждениях)
Предотвращает распространение внутрибольничных инфекций.
СанПиН маркировка уборочного инвентаря в школе, ДОУ (детских садах), образовательных учреждениях
Занимает особое внимание, поскольку правильная уборка и маркировка в детских учреждениях-залог здоровья детей. Маркировка регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Маркировка уборочного инвентаря на предприятиях общественного питания
Не регламентируется по четкому назначению цветов. Поэтому каждое предприятия самостоятельно может обозначать свои цвета для каждой зоны. Например, красный цвет – для уборки мясного цеха, синий – для рыбного, зеленый – для овощного, желтый – для мучного цеха. Зачастую сотрудники задаются вопросом какого цвета используется инвентарь для уборки зоны раздачи? – можно использовать зеленый цвет, также его можно использовать для уборочного инвентаря барных стоек и столов, где пища потребляется.
Еще один часто встречающийся вопрос: требуется ли специально промаркированный уборочный инвентарь для холодильных камер? – ответ, однозначно «Да!», для уборки каждой группы помещений (горячего и холодного цеха, мясного и рыбного цеха, мучного и кондитерского цеха, цеха по приготовлению полуфабрикатов, заготовочного цеха, неохлаждаемых складских помещений, холодильных камер, вспомогательных помещений, санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь, согласно требованиям СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
Виды маркировки:
Цветовое кодирование уборочного инвентаря
Очень часто работники различных сфер сталкиваются с вопросом, каким цветом кодируется ветошь и уборочный инвентарь для уборки санузлов согласно международной клининговой системы маркировки, ответ на этот вопрос приведен в таблице ниже.
Красным цветом помечают инвентарь, который используется в помещениях с большой степенью бактериального загрязнения (туалеты, ванные комнаты, кладовые для грязного белья). | |
Зеленый цвет используют для маркировки инвентаря, к которым предъявляются более строгие требования к чистоте (операционная, места по хранению, приготовлению и потреблению пищевых продуктов, кухня, барная стойка). | |
Синий или голубой цвет наносится на оборудование и инвентарь, используемое для мест с небольшим загрязнением (коридор, ресепшн-зоны, витрины, вестибюль, офис, больничная палата, ординаторская, номер гостиницы, классы в школах и дошкольных учреждениях). | |
Желтый цвет используют для маркировки инвентаря используемого для уборки условно-грязных помещений (спортивные залы, складские и подсобные помещения). | |
Уборочный инвентарь с маркировкой белого цвета можно применять для уборки в остальных помещениях. |
Какого цвета используется инвентарь для уборки внешней территории (улицы)?
Ответ на этот вопрос стоит начать с основного требования: инвентарь, который используется для уборки внешней территории должен быть отдельным от инвентаря, используемого для уборки внутри помещений, также не допускается их совместное хранение и обработка. Уличный инвентарь должен иметь свою маркировку согласно требованиям СанПиН желтого или оранжевого цвета.
Как проводится маркировка уборочного инвентаря
Инвентарь можно разделить на две группы:
Маркировка уборочного инвентаря (образец)
Масляной краской на черенке щетки или рукоятки швабры наносится маркировка, если черенок или рукоятка выполнены из дерева, то применяется способ выжигания
Салфетки для уборки используются различных цветов для каждой зоны
Маркировка половых тряпок и тряпок для уборки
Считается обязательным действием на всех предприятиях, маркируются тряпки методом нашивки цветного ярлычка на угол тряпки, что является уже устаревшим, на сегодняшний день, методом. В профессиональной среде такие тряпки именуются мопами, на которых уже есть нашитые ярлычки четырех различных цветов, при использовании мопа в определенной загрязненной зоне три ярлычка ненужного цвета отрезаются.
Маркировка швабр по СанПиНу
Должна наносится на черенок или рукоятку швабры. Вы конечно можете наносить маркировку масляной краской или маркером, но это ненадежный и устаревший метод, поскольку краска и маркер быстро стираются с поверхности. На сегодняшний день рукоятки от компании ТТС (TTS) разработаны с учетом требований СанПиН и имеют маркировку колпачка определенного цвета на конце рукоятки. Еще одним преимуществом таких рукояток является их эргономичность – они являются телескопическими и подстраиваются под рост оператора.
Маркировка ветоши в медицинских учреждениях согласно СанПиН
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» раздел I: п. 11.5.
Уборочный инвентарь для медицинских учреждений
Тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры должны иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Ветошь маркируют следующим образом: синим цветом маркируют ветошь для уборки в ординаторских, палатах; красным цветом – для уборки санузлов; зеленым цветом – перевязочные, процедурные кабинеты; желтым цветом – подсобные помещения.
Схема цветового кодирования уборочного инвентаря в медицинских учреждениях должна располагаться в зоне хранения инвентаря.
Инвентарь для мытья туалетов должен иметь маркировку цветом сигнализирующим особое внимание. Уборочный инвентарь для туалета: тряпки, ведра, щетки маркируют и хранят отдельно от другого уборочного инвентаря.
Инвентарь для уборки туалетов должен иметь четкую маркировку красного цвета, которая используется в помещениях с большой степенью бактериального загрязнения. В специальной литературе часто встречается такое определение, что уборочный инвентарь для уборки санузлов должен иметь сигнальную маркировку.
Должен ли быть промаркирован краской уборочный инвентарь для производственных, подсобных и вспомогательных помещений? – о твет на этот вопрос-однозначно «Да!» Так же такой уборочный инвентарь должен храниться в отдельных помещениях, оборудованных специальными моечными ваннами ( мойка для уборочного инвентаря ) и сливными устройствами с подводкой горячей и холодной воды, а также регистром для сушки уборочного инвентаря.
Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу в офисах, магазинах, парикмахерских
Проводится в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 (пункт 11.5), которое подразумевает цветовое кодирование уборочного инвентаря в 4 цветовых зонах убираемых помещений: красный, желтый, синий и зеленый.
Хранение уборочного инвентаря:
Использованный уборочный инвентарь подлежит обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства. По окончанию уборки помещений уборочный инвентарь обеззараживают, а затем прополаскивают в воде и сушат.
Правильная обработка поверхностей и изделий медицинского назначения (ИМН) с помощью дезинфицирующих средств
Уборка помещений и качественная обработка медицинского инструментария – самое важное звено в цепочке мероприятий по профилактике ВБИ (внутрибольничной инфекции).
Санитарная обработка должна проводиться систематически. Законодательно установлены правила СанПиН 2.1.3.2630-10, которые регламентируют последовательность и частоту проведения санитарных уборок помещений и инструментария в ЛПУ.
Санитарная обработка – целый комплекс мер для очистки поверхностей от пыли, видимых загрязнений, крови, мокроты с последующей дезинфекцией специальными средствами.
Виды санитарных уборок в медицинском учреждении
Влажная уборка помещений (полов, мебели, дверных ручек, кроватей, медицинского оборудования) проводится дважды в день, обязательно с использованием сертифицированных моющих и дезинфицирующих средств.
Генеральную уборку в помещениях ЛПУ проводят по установленному плану-графику:
Стены, полы, мебель, приборы обрабатывают ветошью, пропитанной раствором дез. средства. Разрешается дезинфекция помещений методом орошения из гидропульта (при условии соблюдения мер индивидуальной защиты). Оборудование протирают ветошью, чистят щетками.
Дезинфекция высокого уровня (ДВУ)
ДВУ предназначена для полного удаления биологических загрязнений, остатков препаратов с медицинских инструментов, которые невозможно простерилизовать в автоклаве.
При выборе дезинфектанта учитывают рекомендацию производителей инструментов и используют инструкцию по применению препарата.
Порядок обработки медицинских инструментов дезинфицирующими средствами
Если инструменты соприкасались с пациентом, сразу после использования их необходимо поместить в дезраствор:
Время выдерживания в дезинфектанте составляет от 5 до 60 минут. Точное время обработки для каждого типа изделий подробно прописано в инструкции по применению препарата.
После дезинфекции инструменты промывают в чистой проточной воде, механически удаляют сильные загрязнения. Следующий этап – предстерилизационная очистка и завершающая стерилизация в соответствии с правилами, установленными Госсанэпиднадзором РФ. Инструментарий одноразового использования после дезинфекции утилизируется.
Нельзя промывать под проточной водой грязные инструменты – это повышает риск инфицирования сотрудников. Сильно загрязненные инструменты: со следами крови, гноя, других биологических выделений дезинфицируются в 2 этапа: предварительная и завершающая стерилизации. Для этого используются специальные емкости, которые затем обеззараживаются с помощью медицинского дезинфицирующего средства.
Если медицинские изделия не соприкасались непосредственно с пациентом, их стерилизуют путем двукратного протирания марлевым тампоном, смоченным в дезинфектанте.
Для ДВУ используют только лицензированные химические дезинфицирующие средства. К ним, в частности, относятся препараты от отечественного производителя ООО «Полисепт».