Вещие сны у мусульман
Какую информацию несут в себе сновидения
Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.
Есть ли вообще смысл у сновидений?
Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.
Однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение) по имени Убада бин ас-Самит (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение) объяснить значение слов Аллаха в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете...». Пророк (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى < لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ >فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه
В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).
حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ
В ещё одном изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Джабир (да будет доволен им Аллах) слышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)
رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ
Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.
Источники сновидений
Источников снов три:
3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Сон от Аллаха, или «вещий сон»
Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى
Сон от шайтана
Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Аллах в Коране сказал:
(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура аль-Муджадаля», аят 10).
إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا
В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.
Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).
Как свести к минимуму сновидения от шайтана?
Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.
Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.
Сонники и исламские сонники
Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.
Так, например, однажды к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл некий человек и сказал, что видел себя во сне призывающим (к молитве). Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) растолковал его сон так, что он в ближайшем будущем совершит хадж [паломничество в Мекку]. Однако, когда к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл другой человек и рассказал ему про такой же сон, Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) заявил, что он вор! Сон первого был растолкован таким образом, потому что он был праведным человеком. Аллах в Коране сказал: (смысл) «И призови, о Ибрахим, людей к хаджу. » (сура «аль-Хадж, аят 27).
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ
Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) « затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).
ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ
Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей.
Можно ли рассказывать свой сон?
Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).
الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة
Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мусульманский сонник
Символы снов из Мусульманского сонника
Значение сна в религии Ислама
Для мусульман сон и сновидения играют огромную роль. Сторонники ислама считают, что через сон Аллах общается с ними и отправляет подсказки и знамения. Некоторые сновидения очень явные, и им не нужна расшифровка. А некоторые под силу разобрать только настоящим толкователям.
Мусульмане считают, что обучиться толкованию снов через книги невозможно. Эта способность под силу только тем, кому Аллах ниспослал такой дар свыше.Причем получить такой подарок могут те, кто не грешит, не позволяет этого делать окружающим, свято почитает своего Бога и живет по Корану.
Только такие люди, по мнению сторонников ислама, способны верно истолковать «видения души».
В связи с этим мусульманский сонник является не каким-то учебником, который можно изучить и затем расшифровывать сновидения, а вероятнее неким пособием для тех, кто интересуется токованием снов и хотел бы узнать немного об исламской религии, культуре и их представлении о трактовке снов.
Три вида снов по мусульманскому соннику
1. Сны от Аллаха. Их мусульмане считают благоприятными. Они представляют собой некие послания о будущем, и в них сновидцы обычно видят пророков, ангелов или святых. Человеку следует обязательно поблагодарить Аллаха за такое видение и рассказать о своем сне определенным людям.
3. А еще сторонники Ислама могут во сне увидеть то, что происходило с ними наяву. В этом случае нужно тщательно проанализировать грезы и определить важнейшее. Если же сновидение слишком запутанное, то можно воздержаться от его толкования.
Как поступить, чтобы ваш сон сбылся?
Сторонники Ислама считают, что если сон вы считаете благоприятным и желаете его воплощения в жизнь, то вам стоит поделиться им с небезразличными людьми.
Если же грезы навели на вас страх или просто вызвали негативные эмоции, рассказывать его никому не стоит.
Интересно, что мусульмане не считают нужным расшифровывать всё привиденное. Если толкованием сна занимается настоящий интерпретатор, и он не понимает значение грезы, то он лучше промолчит о значении сновидения, чем даст ложное толкование.
Исламский сонник
Немалую часть земной жизни люди спят. В это время к большинству из нас приходят сновидения, которые не зависят от человеческого сознания. По этой причине мы не всегда наблюдаем то, что хотим.
Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы её неподвижной. Затем Мы делаем солнце её путеводителем и постепенно сжимаем её к Себе. Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением (25:47)
Все сны можно разделить на три вида:
Вещие сны
Некоторые сновидения могут нести в себе определённую информацию о прошлом, настоящем и даже будущем. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) называл их «одной из 46 частей пророчества» (Бухари). При этом с приближением Дня Суда количество вещих снов будет увеличиваться.
Согласно хадисам, чаще они снятся тем людям, которые придерживаются искренности во всём. Пророк (с.г.в.) говорил: «Вещие сны зачастую видят те, кто правдив в своих высказываниях» (Муслим). Кроме того, с наибольшей вероятностью сновидения-предсказания приходятся в последнюю треть ночи. Также, по мнению богословов, шансы увидеть вещий сон повышаются у тех, кто засыпает в состоянии ритуальной чистоты, читает перед этим Коран, питается исключительно халяльной пищей и не совершает тяжких грехов.
Особое внимание во все времена исламские учёные уделяли именно толкованию снов, поскольку в них может быть запечатано некое послание, важное для конкретного человека. Основной упор при раскрытии значения сновидений делался на положениях Корана и Благородной сунны, однако использовались и другие источники.
На сайте Islam.Global собрана трактовка большого разнообразия снов. Для удобства пользования все предметы, явления и существа, которые могут присниться мусульманам, размещены в алфавитном порядке.
Для того чтобы найти образ из сна воспользуйтесь поиском ниже, либо нажмите на букву:
Как правильно толковать сны по исламу?
Сны, с точки зрения Ислама
Ислам признает, что человек — это создание, состоящее из тела, разума и души. Сновидения непосредственно связаны с душой человека и являются связующим элементом между душой и миром сокровенного.
Некоторые сны могут нести в себе какую-то новость о ближайшем или далеком будущем. Такие сны, например, могли видеть пророки Всевышнего. Некоторые сны являются результатом проявлений самого человека, например его мыслей, о которых он думал во время бодрствования. Затем эти мысли могут, собственно, проявиться в снах человека.
Согласно Ахли Сунне, сновидение — это сотворенное Всевышним видение, которое человек способен видеть в спящем состоянии. Ибо Всевышний в Священном Коране сказал: “Аллах Творец всего сущего” [Сура аль-Зумар 39:62].
Мусульманские ученые разделяют сны на три категории: вещие [Садк] сны, сны от шайтана, обычные сны, которые являются проявлением нашей повседневной жизни.
В Священном Коране придается особое значение сновидениям таких великих пророков как Йусуф и Ибрахим (мир им). В жизнеописании и хадисах Посланника Аллаха (мир ему) отдельное место занимают сновидения. Ислам изначально придавал важное значение такой части человеческой жизни как сновидение.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) поведал о том, что «благая весть», о которой идет речь в одном из аятов Священного Корана была получена через вещий сон Пророка (мир ему). Это указывает на важность вещих снов. На самом деле это утверждение можно обосновать следующим хадисом Посланника Аллаха (мир ему), ибо он сказал:
В другом хадисе, связанном со сновидениями, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников” [Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи / Ибн Хазм, 657, № 2277].
Можно ли предвидеть будущее во сне с точки зрения ислама?
Можно ли рассказывать свои сны?
Посланник Аллаха (мир ему) во многих своих хадисах советует не рассказывать неприятные сны. В одном из своих хадисов он косвенно порицает человека за то, что тот рассказал неприятный сон:
“Прекрасное сновидение от Всевышнего. Поэтому если кто-то из вас увидит приятные ему вещи, то пусть расскажет об этом лишь любимым [близким] людям. Если кто-то увидит неприятные вещи, то пусть от этого [сна] и злого умысла шайтана просит защиты у Всевышнего и три раза сплюнув через [левое] плечо никому не рассказывает о нем. В таком случае от этого сна не будет вреда” [Бухари, Тыбб, 39; Бадуль-Халк, 11].
Если уверовавший человек будет видеть все больше вещих снов, то — это признак приближения Судного Дня. Ибо согласно Бухари и Муслиму Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) предал следующие слова Посланника Аллаха (мир ему): “Когда время приблизится, то сны уверовавшего все больше будут становиться явью” [Бухари, Табир, 26; Муслим, Руйа,8].
На что необходимо обращать внимание во время толкования снов
Некоторые важные пункты, которыми должен руководствоваться человек толкующий сновидения:
1. Верховенство Корана.
4. Появление некоторых просветлений по поводу сна во время важных моментов: например, во время намаза, поклона, земного поклона, тавафа, дуа т.д..
Некоторые считают толкователей снов слишком непостоянными и изменчивыми в своих трактовках. Причиной может быть то, что сон связан непосредственно с какой-то определенной личностью, временем или ситуацией.
В мусульманских сонниках, из-за того, что не описана конкретная личность, время и ситуация, на одни и те же сны могут даваться совершенно разные трактовки. Поэтому растолковывая тот или иной сон необходимо об этом помнить. Иначе невозможно будет избавиться от противоречий.
Сновидения для верующего являются благом и местом прогулок его души. Есть некоторые условия, которые желательно соблюдать перед сном:
— Засыпать с сердцем, удаленным от плотских желаний, ненависти.
— Не засыпать с конкретной целью увидеть сновидение.
— Быть удаленным от чувств и событий, которые могут повлиять на ваше душевное состояние.
Правила отхода ко сну по Сунне, которые были подтверждены современной медициной
Можно ли руководствоваться сном?
Если говорить языком хадиса, то сны являются “мубашширатом”, то есть источником благих вестей.
Период, во время которого люди несут непосредственную ответственность за себя, — это время нашего бодрствования. Другими словами, в таких ситуациях, как сон или обморок, люди не несут ответственности. Считается, что в этот период человек не способен ни давать предписаний, ни выполнять какие-либо предписания.
Из вышесказанного, следует, что если человек во сне сказал что-то делающее его неверным, то он не считается вышедшим из веры. Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения доказательств или ссылок, то нет утверждений о том, что благие вести или предостережения, полученные посредством сна, имеют объективную ценность.
В этом аспекте они не могут быть приняты в качестве обязательных предписаний или аргументов. Тем не менее, в делах, которые не противоречат религии, сон может выражать особое послание увидевшему его человеку. Опять же при соблюдении обязательного условия: это не должно противоречить Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему ). Иначе сновидение не имеет абсолютно никакой ценности.
Предположим, что человек имеющий все возможности для совершения паломничества [хадж], увидел сон и растолковал его как знак того, что он не должен совершать паломничество. В таком случае, согласно исламскому праву, нельзя отказываться от совершения предписаний Всевышнего и его Посланника (мир ему), а сон в этом случае не является причиной или юридическим обоснованием. Даже если человек увидит аналогичный сон не один, а сотни раз, он все равно должен действовать в соответствии с положениями исламского права.
Использовать сны для того, чтобы возвысить себя над другими, является большой ошибкой и проявлением открытого неуважения к положениям религии. Тем не менее, всегда приемлемо, чтобы сны выполняли направляющую функцию, при условии, что все остается в пределах дозволенного. Тем не менее, это нельзя рассматривать как правовое решение вынесенное на основе иджтихада Священного Корана и Сунны.
Исламский сонник
Сновидения играют в жизни мусульманина значительную роль. Священная книга Коран, как и Сунна Пророка ﷺ, неоднократно упоминает сновидения, поскольку посредством них были переданы пророчества и важные установления, и об этом неоднократно упоминается в Коране и Сунне.
Сны в исламе
Если следовать тому, о чем гласят достоверные хадисы, переданные в таких авторитетных мусульманских сборниках, как сборники Бухари и Муслима, то относительно сновидений Сунна имеет определенную позицию, по которой:
Виды снов
Сновидения подразделяются на три вида, среди которых:
По словам Пророка Мухаммада ﷺ, сны от шайтанов приводят человека, который увидит их, в расстройство. А сны от своей души – это такие сны, которые идут от мыслей человека: о чем он думает перед тем, как лечь спать или то, с чем он сталкивается в своей ежедневной жизни, то он и увидит во сне.
Сны пророков и праведников
Сновидения пророков называются «вахи», что означает в переводе «откровения». Эти сновидения защищены от шайтана – такой позиции придерживаются и толкователи, и вся мусульманская умма. Пророк Ибрахим послушался того приказа, который ему дал во сне Аллах, и собирался принести своего сына в жертву, поскольку не сомневался, что сновидение, которое он увидел, послано ему Аллахом.
Сновидения обычных людей следует оценивать с точки зрения чистого откровения, то есть того, что предписывает Священная Книга Коран и Сунна Пророка ﷺ: если они соответствуют положениям Сунны и Корана, то в них нет ничего предосудительного, но если в них есть нечто, противоречащее Корану или Сунне, то действовать в соответствие с ними нельзя. Данная проблема является в Исламе одной из серьезных, поэтому те крайние суфии, что являются нововведенцами или бидатчиками, по этой причине сбиваются с верного пути.
Если мусульманин желает увидеть сон истины, то ему следует стремиться к тому, чтобы говорить правду, питаться только пищей халяль, строго выполнять приказы шариата и избегать всего того, что запретил Всевышний Аллах, а также ложиться спать в состоянии полной ритуальной чистоты к Кибле лицом и поминать Всевышнего Аллаха перед сном.
Наиболее правдивыми и вещими оказываются сны, которые мусульманин увидел перед рассветом во время сухура, ведь в это время спускается Всевышний Аллах, и Его прощение и милость близки как никогда. В это время спокойны шайтаны, в то время как в темное время или сразу после заката шайтаны действуют активно и распространяются по земле.
Действия снов
Сновидения можно разделить на три категории по тому действию, которое они оказывают:
Что делать, если увидел во сне что-то хорошее или плохое?
Относительно типов и категорий сновидений Абу Саид аль Худри приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил, что мусульманин, увидевший сон, в котором будет что-то приятное, должен поблагодарить Всевышнего Аллаха, потому что это сновидение – от Него и сулит радость. Если же ему приснится что-то, что ему не понравится, то ему следует искать убежища от шайтана у Всевышнего, потому что такой сон – от шайтана, и о таком сне не следует упоминать или рассказывать кому-то, потому что это может навредить человеку.
Также Абу Катада приводит в достоверном хадисе слова Посланника Аллаха ﷺ об этом: Пророк ﷺ советует тому, кто увидит во сне что-то, что ему не понравится, плюнуть налево три раза, а затем искать убежища от шайтана у Аллаха, и тогда этот сон вреда не причинит. В данном случае подразумевается сплевывание сухое, без слюны. Также приводятся по этому вопросу слова Пророка ﷺ, переданные в хадисе от Джабира, в которых он говорит, что мусульманин, когда приснится ему сон, должен сплюнуть три раза налево, а затем повернуться на другой бок и снова лечь спать.
Ибн Хаджар, подводя итог тому, что было сказано о сновидениях, сказал, что мусульманину следует помнить три вещи: следует восхвалить Всевышнего Аллаха за хороший сон, который он увидел, он сулит радость, а также следует рассказать об этом тем близким, которых он любит, но не следует рассказывать об этом тем, кого человек не любит. Если же человек увидел кошмар, то он должен искать убежище у Всевышнего Аллаха от зла этого сна и от зла шайтана, а после того, как проснется, ему следует три раза плюнуть на левую сторону, а затем не упоминать про это сновидение никому. Абу Хурайра приводит хадис в главе «аль Гайд филь Манаам» сборника Бухари о том, что человек, которому приснился плохой сон, должен встать с кровати и помолиться Всевышнему Аллаху. Такая же информация передана и в сборнике «Сахих» имама Муслима, а также Муслим указывает, что в таком случае человеку, которому приснился дурной сон, следует перевернуться на другой бок. В хадисе, переданном от Абу Разина Тирмизи упоминается, что говорить кому-то о приснившемся плохом сновидении не следует, и можно рассказать такой плохой сон только близкому мудрому другу, относящемуся к рассказчику с душевной теплотой. Есть также в других хадисах упоминания о том, что рассказывать такие сны следует только мудрым людям или ученым. Кади Абу Бакр ибн аль Араби объясняет это так: ученый сможет растолковать сон должным образом, а также дать совет, поскольку мудрый человек знает, когда сон следует растолковать, а когда лучше промолчать.
Как толковать сон?
По мнению Имама Багави, существует два вида толкований снов:
Толкование снов по Священному Корану и Сунне мусульманину необходимо делать, следуя правилам:
Исламский сонник по Сунне или Корану
Многие спрашивают о книге «Значения снов», которую приписывают Ибн Сирину, известные исследователи относятся к ней с большой долей сомнения, что она может быть книгой этого известного мусульманского богослова, опираясь на эту точку зрения мы не можем утверждать, что она написана этим выдающимся ученым.
Опираясь на Коран или хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, можно составить исламский сонник по Сунне и Корану.
Толкование снов по Священному Корану
Если приснилась веревка, то она может означать завет (в суре Корана «Имран», 103 аят приводят слова ««…и держитесь за вервь Аллаха…»).
Если увидеть во сне корабль, то это можно расценивать как предсказание спасения (в суре «Анкабут», аят 15, приводятся слова Аллаха «…И Мы спасли его (Ноя) и тех, кто были на ковчеге…»).
Если приснится древесина, то этот сон можно расценивать как предвестник лицемерия (в суре «Мунафикун» приводятся слова Всевышнего Аллаха «…они(лицемеры) подобны приставным столбам…»).
Если во сне увидеть камень, то это можно объяснить как суровость сердца (в суре «Бакра» есть слова Аллаха: «…они (сердца) тверды, как камень, или еще тверже…»).
Если кто видел грудного ребенка, то он может символизировать врага, потому что в суре «Касас» Священной Книги Коран есть слова «…и подобрали его (Мусу) семейство Фирауна, чтобы для них он оказался врагом и напастью…».
Если мусульманин увидит золу или пепел, то может рассматривать этот сон как предупреждение о бесполезном или неправильном деле, поскольку в суре «Ибрахим» сказано: «Пример тех, кто не уверовал: дела их подобны пеплу, над которым поднялся вихрь…».
Если мусульманин увидел воду, то ему следует толковать сон с точки зрения суры «Джинн», в которой Аллах говорит: «Мы напоили бы их водой обильной. Мы этим испытали бы их…», то есть воду в соннике следует рассматривать как символ испытания.
Если мусульманин увидит, как он вкушает свежее мясо, то исламское толкование снов по Корану и Сунне будет основываться на суре «Худжурат», где сказано: «Захочет разве кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата…», то есть такой сон по Сунне и Корану будет означать поклеп или хулу.
Если же во сне человек увидит, что он берет в руки зелень, овощи, такие как лук, чечевицу, чеснок или огурцы, а также другие, то подобные сны в Исламе могут означать, что человек в своей жизни поменял что-то лучшее на худшее, поскольку в суре «Бакара» Всевышний сказал: «Ты моли Бога своего о нас, чтобы Он даровал нам овощи, что на земле произрастают: и огурцы, и лук, и чеснок, и чечевицу. Он им сказал: «Неужели вы лучшее хотите заменить худшим?».
Видеть хорошее доброе дерево с точки зрения толкования слов в Исламе означает доброе слово, приносящее радость, а если приснится дерево плохое, что такой сон может истолковываться как скверное слово. Такое толкование снов и сновидений о деревьях по Корану обусловлено тем, что в Священном Коране в суре «Ибрахим» приведены такие слова: «Притча (Аллаха) о Добром Слове: оно, как дерево доброе, а притча о Скверном Слове: оно, как древо скверное…».
Если человек видит во сне сад, то это, опираясь на слова «И вихрь огненный обрушился на сад и поглотил в нем все дотла….» в суре «Бакара», указывает на деяния человека, а если во сне он сжигает сад, то это означает, что он аннулирует свои деяния.
Если учитывать, как рассматривает мусульманский сонник толкование снов с опорой на Священную Книгу Коран и Сунну Пророка Мухаммада ﷺ, то, вопреки расхожему мнению, яйца, приснившиеся во сне, будут означать женщину, потому что в суре «Ас-Саффат» приведены такие слова Всевышнего Аллаха: «…они (девы, гурии) подобны тщательно хранимым яйцам».
От того, как рассматривает исламский сонник толкование снов по Священному Корану, зависит и то, какую окраску несет сновидение: позитивную или негативную. Если мусульманин увидит свет, то сура «Бакара» показывает, что свет означает Истинный Прямой Путь, а приснившаяся тьма будет символизировать заблуждение.
Толкование снов по сунне Пророка ﷺ
Толкование снов в Исламе может также опираться на Сунну, то есть на хадис Пророка Мухаммада ﷺ. Случаи, когда в хадисах были упомянуты сновидения или символическое значение вещей и предметов, вошли в исламский сонник по алфавиту как наглядные примеры того, как следует толковать сновидения:
Ворона может символизировать нечестивца и порочного человека, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ назвал эту птицу нечестивой и порочной.
Мышь, увиденная во сне, может символизировать падшую женщину, поскольку приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, который назвал мышь «маленькой порочницей».
Если человек видел во сне рубаху, то она может выступать символом религии или веры, поскольку в одном из хадисов Пророк Мухаммад ﷺ упоминал, что видел во сне людей, на которых были рубахи, и каким-то из них рубахи по длине едва доходили до груди, а у каких-то были длиннее, а потом он увидел во сне Умара ибн Аль-Хаттаба, на котором также была рубаха, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что этот сон означает веру.
Также исламский сонник, который берет за основу толкование снов по Корану и Сунне, рассматривает приснившееся молоко как символ знаний, и ссылается на то, что такое толкование давал сам Пророк Мухаммад ﷺ, а на основании хадиса о том, как Пророк ﷺ был вознесен на Седьмое небо, можно также рассматривать молоко в сне как символ «Аль-Фитра», что означает свойство веры во Всевышнего Аллаха как врожденное по своей природе.
Если человек видел во сне женщину, у которой черная кожа, а волосы у нее перепутанные и безобразные, то это может означать чуму, о чем сказал сам Пророк Мухаммад ﷺ: он сам увидел сон о такой женщине, которая вышла из Медины и дошла до того места, где остановились паломники, чтобы одеться в Ихрам для дальнейшего совершения Хаджа и которое называется Аль-Джухва или Махйя‘а, и объяснил его значение как то, что чума перешла из Медины в это место. Об этом рассказано в хадисе, который был передан имамом Бухари.
Если увидеть во сне дождь, то это может означать, что человек получит знания и Правильный путь – об этом Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Пример тех знаний и Правильного Пути, с которыми Аллах послал меня к вам, подобен дождю…».
Когда во сне человек увидит ровную и прямую дорогу, ему следует ассоциировать ее с Исламом, а если видит стены, то они символизируют заповеди Аллаха, если же в стенах есть открытые двери, то они символизируют запреты Всевышнего Аллаха. Такой способ толкования подобных сновидений исходит из хадиса, который передал Ан-Наввас, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах показывает примеры правильного пути, и по сторонам этого пути были две стены, а в этих стенах были открытые двери. В начале этого пути стоял «призывающий вас».
Есть также хадис, на основе которого увиденное во сне жилище можно толковать как Рай, увиденный во сне пир толковать как Ислам, а если во сне приснился и кто-то, кто призывает на пир, то этот человек может символизировать самого Пророка Мухаммада ﷺ. Если же человек, которому снится подобный сон, ответил на этот зов и вошел в жилище, то такое сновидение будет радостным для него, потому что будет символизировать то, что этот человек войдет в Рай, если того пожелает Всевышний Аллах. Такое толкование снов происходит по Сунне Пророка ﷺ, поскольку в одном из хадисов, который привел Тирмизи, рассказывается случай, когда ангелы пришли к Пророку Мухаммаду ﷺ во сне, и далее сказано: «Поистине ты и твоя Умма подобны царю, который взял землю и построил на ней дом, и закатил в нем пир. Затем он послал глашатая, чтобы тот пригласил людей на пиршество. Кто-то ответил на призыв глашатая, кто-то оставил призыв без ответа. Так вот, Царь это Аллах, земля это Ислам, дом это рай. Ты, о, Мухаммад, посланник Аллаха, тот, кто ответил на твой призыв принял Ислам, кто принял Ислам войдёт в рай, а тот, кто войдёт в рай, вкусит из его плодов».
Если же человеку приснился сладкий лимон, то этот сон может символизировать верующего, который читает Коран. Если же человеку приснился финик, то это сновидение символизирует верующего, который Коран не читает. Это толкование подтверждается хадисом, в котором рассказано, как Пророк Мухаммада ﷺ сравнивал верующего, который читает Коран, со сладким лимоном, вкус которого приятен и сладок, а верующего, который не читает Коран, он сравнивал с фиником, которые на вкус приятен, но запаха не имеет. В этом же хадисе он сравнивает райхану или базилик с лицемером, который читает Коран, и это растение на вкус горькое, но обладает приятным запахом, а с колоквинтом сравнивает лицемера, который не читает Коран – у этого растения и запаха нет, и на вкус он горек.
Если человека во сне притесняют, то этот сон может предвещать для него мрак, а если человек во сне сталкивается со скупостью, то этот сон может сулить ему кровопролитие и даже гибель. Такое толкование также сделано на основе одного из хадисов Пророка ﷺ.
Приснившаяся во сне пальма, по словам Пророка ﷺ, может выступать в качестве символа мусульманина, который предан Аллаху: в одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам с вопросом о том, какое дерево не сбрасывает листья и тем оно подобно мусульманину. И когда сподвижники не смогли ответить на этот вопрос, Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что это пальма.
Если мусульманину во сне привиделся человек, который носит с собой мускус или миск, то это человек символизирует приятеля, а если приснился во сне кузнец или человек, раздувающий кузнечные меха, то этот человек символизирует плохого приятеля. Это толкование также дано на основании одного из хадисов.
Толкование снов по смыслам
В качестве примеров того, как исламский сонник предполагает толкование снов, опираясь на смыслы, сравнения и сопоставления, можно привести следующие толкования:
Увидеть во сне огонь значит, что этот сон может сулить такие символичные огню вещи, как хаос и мятеж, смута, грех, поскольку все эти явления, как и огонь, все на своем пути уничтожают.
Если во сне увидеть звезды, то их можно рассматривать как символы ученых или алимов, которые освещают людям путь к знаниям так же, как звезды освещают им путь на земле.
Если во сне почувствовать приятный запах, то такое сновидение может предсказывать, что в жизни получишь похвалу, услышишь хорошее слово по отношению к себе. Если же запах будет неприятным, то можно услышать плохое слово по отношению к себе.
Если во сне увидел петуха, то это может означать встречу или участие в вашей жизни человека влиятельного и известного.
Увидеть во сне змею означает, что рядом с тем, кто видел сон, есть некто, кто распространяет ересь, и этой ересью он отравляет его.
Увидеть собаку означает, что в жизни человека есть враг, но он слаб, и реального вреда причинить он не сможет.
Если приснилась лиса, то это может символизировать кого-то вероломного и хитрого, который уклоняется от правды и коварен.
Увидеть во сне льва означает, что в жизни сыграет важную роль некто властный и могущественный.
Если во сне увидеть, что кто-то, кто болеет, молча выходит из своего дома, то этот больной скоро умрет. Если же он во сне выходит из дома и разговаривает, то его ждет выздоровление.
Если же приснилось, что человек во сне умер, то это означает, что он покается и вернется к Аллаху или то, что у человека начинается новая жизнь.
Если увидеть во сне путешествие, то такой сон может означать переход для человека в другое положение.
Если человек увидел во сне, что на его теле образовался прирост, который никак не вредит его здоровью, то это сон приснился к добру, но если этот прирост чрезмерен, то такой сон приснился не к добру.
Если во сне увидеть, что выходишь из узких дверей, то это может означать спасение от греха или облегчение.
Если во сне увидеть, как вспахиваешь землю или сеешь, то это может означать работу.
Если снится, что покоряешь высоту, взбираясь на вершину, то это может означать только хорошее, но падение с высоты вниз с травмой означает плохое.
Толкование снов по именам
Сновидения могут быть истолкованы, опираясь в толковании на имена собственные, которые принадлежали определенным историческим личностям или имеют какое-либо особое значение:
Увидеть во сне кого-то по имени Рашид может означать встречу или взаимодействие с благоразумным человеком, поскольку имя Рашид в переводе означает «благоразумный».
Если увидеть кого-то по имени Салим, то это сновидение может быть растолковано как сновидение, приснившееся к безопасности и благополучию, исходя из перевода слова.
Увидеть во сне кого-то по имени Саид – к счастью, исходя из перевода этого слова.
Если приснился некто по имени Нафи, то это сновидение может сулить какую-то пользу, поскольку в переводе на русский это имя означает «приносящий пользу».
Сновидение, в котором увидишь того, которого зовут Укбат, может сулить хороший результат какого-то дела, поскольку это имя означает в переводе на русский язык «результативный».
Если приснился некто по имени Рафи, которое означает в переводе «превосходный, высокий», то сновидение может сулить превосходство в каком-то деле.
Сновидение, в котором присутствует кто-то по имени Ахмад, может означать прославление, поскольку в переводе это имя означает «похвальный».
Если приснился некто по имени Салих, то такое сновидение может сулить благочестие и праведность.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)