Вещие сны от бога или от дьявола
Православная Жизнь
Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.
«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».
(Преподобный Паисий Святогорец)
«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».
(Преподобный Нил Сорский)
«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».
(Преподобный Паисий Святогорец)
«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».
(Святитель Григорий Палама)
«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».
(Преподобный Паисий Святогорец)
«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
(Монах Симеон Афонский)
«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».
(Преподобный Паисий Величковский)
Верить или не верить вещим снам? Отвечает священник
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Из Библии мы знаем, что Бог посылал вещие сны не только святым, но и обычным людям. И у многих верующих возникает вопрос: значит, снам можно верить?
Сновидения как яркое, необычное, порой парадоксальное и пугающее явление всегда привлекали внимание человека. Особенно в древности, когда состояние научного знания не позволяло проникнуть в подробности функционирования нашего мозга. Сон воспринимался как нечто, имеющее потустороннее происхождение. Имелись специальные люди, к которым обращались за толкованием снов. Одним из них был библейский Иосиф, который благодаря своему умению объяснять сны, стал одним из главных советников египетского фараона.
Современная наука определяет сон как вполне естественный для человека физиологический и психологический процесс, не имеющий отношения к мистике. Различают фазы медленного и быстрого сна. В фазе быстрого сна электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования, в то время как сам человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. То есть, пока мы спим, наш мозг упорядочивает и перерабатывает информацию, которую он получил в течение дня. Побочным продуктом этой переработки и выступают сновидения.
В психологии существует целое направление, связанное с объяснением снов для лечения невротических состояний. Начало ему было положено З. Фрейдом, посвятившему этой теме целую монографию под названием «Толкование сновидений». Сам основатель психоанализа называл сон королевским путем к бессознательному. Однако его методы и выводы хотя и весьма популярны, но совсем не бесспорны и продолжают подвергаться критике внутри психологического сообщества. С Фрейдом можно соглашаться или спорить, однако для нас в данном случае важно понимать, насколько внимание к сновидениям и вера в увиденное полезно или вредно для духовной жизни.
С одной стороны, из Библии мы узнаем, что Бог действительно может посылать человеку особые пророческие сны. Ряд ярких примеров содержится в Ветхом Завете. Подобные сны описываются и в первых евангельских главах, когда Иосифу Обручнику сначала было дано указание, как поступить с Пресвятой Девой, зачавшей от Духа Святого, а затем во сне же Ангел предостерег его от мести Ирода и повелел бежать в Египет.
С другой стороны, в православной агиографии встречается немало случаев, когда источником сна выступали злые духи, которые таким образом стремились навредить душе спящего. Последнее обстоятельство обусловило настороженное отношение ко снам в церковном Предании. Через сновидения нас достигает «коварство злохитрых наших врагов», писал преподобный Иоанн Лествичник. А многими столетиями до него, автор книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова замечал: Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир 34:7). Таким образом, учитывая микроскопическую долю «вещих» снов в общей копилке сновидений, в православной традиции сложился скептический взгляд на ночные видения. Им не принято верить и вообще обращать на них внимание.
Доверяя снам, легко впасть в мечтательность и нездоровое фантазирование. Верящий снам находится в крайне опасном состоянии. Для духовного руководства нам даны не сны, а Церковь и Священное Писание.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2
Вещие сны
Аскетическое отношение к сновидениям
Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?
Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.
Не следует верить снам
Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.
Сон праведников
Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.
[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.
[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.
7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.
[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.
[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.
[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.
[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.
[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.
[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.
[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.
[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.
[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.
[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.
[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.
[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.
[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.
[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.
[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.
[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.
[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.
[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.
[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.
[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.
[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.
[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.
[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.
Как услышать Бога во сне
Что говорит Библия о снах?
В отношении снов Библия говорит, что Господь их посылает и будет посылать впредь до самого Своего пришествия. Показаны в Библии и многочисленные примеры пророческих снов. Но в то же время Библия через пророков говорит о том, что большинство снов являются ложными и уводят от Бога (Иер.23:27–33; 29:8,9; Зах.10:2).
Библия нам являет чудный характер Божий и Его непостижимую Любовь. Из Библии мы знаем, что Бог НИКОГДА не говорит ЗРЯ, Он ВСЕГДА предельно конкретен и даже обличает нас с Любовью. Любовь Божья – это ЕДИНСТВЕННОЕ, что очень трудно подделать сатане. Ведь у сатаны и характер, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ Божьему! Из снов от Бога, которые описаны в Библии, мы с Вами можем вынести некоторые закономерности, поминая о том, при каких обстоятельствах они снились и кому. Также принимая во внимание существенный временной разрыв между библейскими временами и современностью, а также тот факт, что человек меняется, но Бог Один и Тот же. К тому же тот неоспоримый факт, что мы с Вами живём в самое последнее время истории искалеченной грехом Земли.
Будем также помнить, что Бог гораздо больше и значительно чаще сообщает нечто существенное нам с Вами всё–таки в состоянии бодрствования. Как же на основании вышеизложенного мы с Вами можем безошибочно заявлять о том или другом сне, от Бога ли он!
Как отличить сны от Бога и сны от сатаны?
В нашем мире, где правит сатана, жизненно важно научиться отличать сны от Бога от прочих снов. Некоторые впечатлительные люди принимают ВСЕ сны на библейскую тематику, как имеющих происхождение от Бога. На самом деле такие сны ВЕСЬМА РЕДКИ. Самовольное записывание своих снов понуждает сновидца поклоняться им как идолу. Именно этого и ожидает сатана, который непрерывно снабжает сновидца замечательными снами.
Подобно тому, как харизматы, да и другие впечатлительные люди, именующие себя верующими, принимают любой дух, как непременно Дух Святой, или любое чудо как исключительно Божье, так и принятие любого сна за сон от Бога совершенно необоснованно, ибо Сам Христос предупреждает нас с Вами о том, что сатана сотворит великие знамения, дабы ОБМАНУТЬ даже ИЗБРАННЫХ. Никогда нельзя забывать об этом предупреждении. Еще надо внимательно и с молитвой исследовать сон человека, заявляющего, что его сон от Бога. Иначе мы с Вами можем действительно пропустить Божье предупреждение.
Если возникает коллизия, то надо просить о ЗНАМЕНИИ. Но просить НЕ ВСЛУХ, ибо сатана может нам подарить такое знамение! Будьте просты как голуби и мудры как змии. Этот совет Христа на все времена до Его скорого пришествия. Не будем забывать о нём!
Каковы основные обязательные признаки сна от Бога?
Сон от Бога – это сон, пронизанный Божьей Любовью, несмотря на то, ЧТО Бог хочет сказать или показать. В таком сне испуг является от созерцания величия Божьего и Его безмерной Любви и осознания своей греховной сущности пред лицом святости. Его ВСЕГДА отличает предельная ЯСНОСТЬ и ВНЯТНОСТЬ того, что происходит. Сны от Бога крайне редко бывают продолжительными по времени. Они ВСЕГДА простые и ясные.
Во сне Господь НИКОГДА НЕ ВОЗВЫШАЕТ того, кому посылает сон, над другими, дабы избежать возрастания человека в своём высокомерии и гордыне. Сие обстоятельство ПРЯМО противоположно снам от сатаны, в которых сновидец занимает особое, ВЫСОКОЕ, положение. Если Иосифу Бог показал подобные сны, то они говорили исключительно о далёком будущем и не повлияли пагубно на характер Иосифа.
Сон от Бога строго соответствует Священному Писанию. В последнее время Господь будет предупреждать об определённых угрозах и о том, как и когда надо действовать. Чтобы не было сомнений, Господь укажет человеку конкретное знамение для начала действий и, скорее всего не одному человеку. При этом ужасные сцены катастроф не будут производить гнетущего впечатления, ибо человек окутан Божественной Любовью, Которая ПЕРЕКРЫВАЕТ весь ужас созерцаемого.
Бог посылает во сне КОНКРЕТНОЕ сообщение человеку ЛИЧНО, либо для передачи другим, а не размытые сцены того, что должно произойти в соответствии с Писанием, и которые направлены на бессмысленное запугивание человека. Конкретность сна позволяет дать сну единственно ВЕРНОЕ КРАТКОЕ НАЗВАНИЕ, в котором отражается суть сна. Название даётся Святым Духом Божьим.
Сон от Бога человек запоминает в мельчайших деталях. Никогда Бог не уничижает человека во сне сообщением банальностей. Повторение снов Богом – это событие исключительное и должно быть исследовано на предмет источника сна через ЗНАМЕНИЕ. Господь обязательно подтвердит сон от Него. Если НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ – ОТРИЦАЕТ.
Во сне, который посылает Бог, цитаты из Писания используются редко и только для открытия их более глубокого понимания. Тогда и весь сон посвящён ТОЛЬКО этому.
Во сне от Бога цитаты из Библии не используются как в плохой проповеди для избыточной иллюстрации достоверности того, что сообщается. Этим способом пользуется сатана, который лучше нас с Вами знает Библию. Господь исходит из того, что сновидец знает Библию. А если не знает, то и цитаты ни к чему.
После сна, полученного от Бога, человек исполнен Святого Духа, что проявляется в умиротворении и покое ВНЕ зависимости от содержания сна. Состояние страха после пробуждения – явный признак сна от сатаны. Бестолково сладкое состояние после общения с дьяволом можно отличить от состояния исполненности Святым Духом Божьим в результате личного опыта общения с Богом. Важно отметить, что отличительным признаком этих состояний является Любовь от Бога к другим, а не только к себе, как после снов от сатаны. Хочется иногда плакать, но только от Любви к Богу и другим, а не только к себе.
Большинство снов Бог посылает для человека ЛИЧНО для его обличения и возрастания в праведности. Когда сны о ДРУГИХ превышают количество снов о СЕБЕ, то это явный признак снов от сатаны. Ибо Бог сначала научает человека видеть сны о духовном состоянии сновидца, чтобы он научился отличать сны от Бога от прочих снов. Только когда человек научится этому, Господь будет давать сны для ДРУГИХ. Однако соотношение снов для ВНУТРЕННЕГО употребления ВСЕГДА будет превышать количество снов для ВНЕШНЕГО употребления.
На запись сна для сообщения другим Бог даёт специальное повеление и помогает описать сон, даже если он начисто забыт. Это Господь делает для воспитания послушания. Повеление звучит ЯСНО и с требовательностью Отца к любимому чаду Своему. Иногда Дух Святой побуждает делиться сном с другими. Однако для этого нужно получить от Бога ЗНАМЕНИЕ. Подобно Гедеону, даже НЕ ОДНО! Сие подтверждение знамением заодно будет подтверждением Божественного источника сна.
Это ОСНОВНЫЕ признаки, общие для ВСЕХ снов от Бога. Есть множество и специфических. Таких, как неземная музыка, неземные цвета и прочее.
Да благословит нас с Вами Господь и сохранит! Аминь.
Православное отношение к сну и сновидениям
Содержание
Часть 1
Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21 ).
Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» ( 3Мак. 5: 6 ). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» ( Еккл. 5: 11 ); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» ( Сир. 31: 22 ).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» ( 1Цар. 26: 12 ); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» ( Есф. 6: 1 ).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» ( Еккл. 5: 2 ), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» ( Еккл. 5: 6 ). Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12 ) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6 );
видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12 ); посредством сна Бог вразумил
Лавана (см.: Быт. 31: 24 ); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9 ), он же давал
толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40 ), а затем и фараона (см.:
Быт. 41: 15–32 ); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13 );
«в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» ( 3Цар. 3: 5 ); пророк Даниил толковал вещий сон
Навуходоносора (см.: Дан. 2 ) и сам видел во сне «пророческие видения» ( Дан. 7: 1 ).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ( Иов 33: 15–18 ).
Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» ( Чис. 12: 6 ). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф. 27: 19 ).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил. 2: 28 ). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ( Деян. 2: 14, 16–17 ).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» ( Зах. 10: 2 ). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» ( Иер. 23: 27 ); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» ( Иер. 23: 32 ); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ( Иер. 29: 8 ).
Еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Состояние сна как метафора
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу сна
Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.
Часть 2
Вещие сны
Аскетическое отношение к сновидениям
Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?
Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.
Не следует верить снам
Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.
Сон праведников
Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.
Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.