вертикализатор для детей что это такое фото

Вертикализация – это реабилитация?

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Вертикализация – это не метод реабилитации. То есть, это не реабилитационное вмешательства, которое само по себе может научить ребенка стоять или ходить. Это часть программы реабилитации постурального контроля (регуляции положения тела в пространстве), которая направлена ​​на поддержку правильного положения тела в течение дня и предотвращения развития вторичных осложнений.

реабилитационные мероприятия, проводятся несколько часов в неделю с помощью специалиста, а постуральный контроль – программа, применяемого 24 часа в сутки ежедневно, она связана с выполнением обычных повседневных дел. Активными участниками программы постурального контроля становится сам пациент и люди, которые ухаживают за ним.

Значение постурального контроля невозможно переоценить. Если реабилитационные занятия с ребенком, что имеет тяжелые двигательные нарушения, проводятся один час в день, а все остальное время ребенок находится в неправильном положении, то никакого толку от такой «реабилитации» не будет. У ребенка все равно будут развиваться вторичные осложнения – контрактуры, деформации, проблемы тазобедренных суставов.

Правильное позиционирование и регулярные изменения положения тела позволяют избежать осложнений.

Почему так важно для человека вертикальное положение

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Способом передвижения человека является прямохиднисть в вертикальном положении (для этого человек преодолевает силу гравитации), что отличает людей от всех животных. При нормальном развитии ребенок уже в возрасте 6-8 месяцев приходит в положение сидя, а в возрасте 8-10 месяцев – в положение стоя. В период с 1 года к 1 года 3 месяцев осваивает ходьбу. Этот удивительный механизм (меньше года проходит с момента рождения – и ребенок самостоятельно вертикализуеться) позволяет правильно формироваться скелета, суставам и внутренним органам.

положения стоя:

Не менее важное вертикальное положение для психологического состояния ребенка, ведь это дает возможность общаться «на одном уровне». Стоя легче устанавливать зрительный контакт, перемещать руки в любом измерении, а значит активно и разнообразно проводить время, расширить зону видимости (смотреть не только в потолок или на стену, лежа на спине) и вообще исследовать мир под новым углом зрения. Вертикальное положение стимулирует активность и социальное взаимодействие, а значит повышает у ребенка уверенность в себе.

Осложнения при отсутствии вертикализации

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Если ребенок вовремя не перешла в вертикальное положение – не стала стоять в 10-12 месяцев, то у него возникнут трудности в правильном формировании грудной клетки. Грудная клетка не сможет, как это должно быть, расширяться в трех плоскостях – вертикальной, горизонтальной и сагиттальной – и не примет конусообразную форму. Неправильно сформированная грудная клетка – это неправильно сформирован объем дыхательной системы, что вызывает сопровождение детского типа дыхания (диафрагмой (животом)) в течение роста ребенка, которого явно недостаточно растущему организму.

Время естественной вертикализации – это время формирования внутренних органов.

При приеме твердой пищи в вертикальном положении формируется (растягивается) нижняя полость желудка. При отсутствии вертикализации выпуклость нижней полости не развивается, пищи нигде задерживаться, появляются отрыжки (невольный упрек в рот содержимого желудка), аспирация (проникновение в дыхательные пути при вдохе жидких или твердых веществ), диспепсия (затруднено пищеварения). Усложняются и процессы выведения (мочеиспускания и дефекации).

Есть вертикализации – нет и напряжение мышц. чтобы стоять, человек напрягает ноги, а значит стимулирует хороший венозный приток. В лежачем положении кровообращение усложняется. Из-за отсутствия осевой нагрузки на скелет риск развития остеопороза. Одно из грозных вторичных осложнений, связанных с неправильным положением тела в течение дня, – контрактуры (ограничение подвижности в суставах).

Тело человека находится под действием двух сил – силы тяжести и силы реакции опоры. Длительное нахождение в несимметричном положении и отсутствие возможности к выравниванию, приведет к деформации костной системы (скелету). Чаще всего возникает сколиотическая деформация позвоночника, уплощение грудной клетки, деформации таза.

Симметричная вертикализации поможет избежать этого.

Из-за недостаточности вертикальной нагрузки на суставы развиваются дислокации или вывихи и подвывихи. Наиболее болезненными являются вывих и подвывих бедра.

Понимая важность и необходимость вертикализации, можно хотя бы частично изменить или замедлить процессы деформации с помощью вертикализатор.

Самый оптимальный период для вертикализации

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

На данный момент считается, что начинать вертикализацию ребенка с двигательными нарушениями необходимо примерно в том же возрасте, что и ребенка с нормальным развитием, есть, около года.

Благодаря характерным признакам специалисты на приеме определяют тех детей, вовремя (до 12-14 месяцев) НЕ «стали на ноги» (не приняли вертикальное положение). Руки у них согнуты и прижаты к туловищу, голова запрокинута, бедра приведены и часто бывают несимметричными. В положении лежа ноги согнуты и «поваленные» на сторону, из-за постоянного пребывания в такой позе формируется паралитический вывих бедра.

Чтобы этого не произошло, нужно использовать вертикализатор, давать возможность ребенку достаточно времени находиться в вертикальном положении, с зафиксированными ногами и тренировать силу мышц физическими упражнениями.

миф 1. Можно размещать и держать ребенка в вертикальном положении, не используя никаких приспособлений, просто поддерживая его руками.

«Мы держим его за ручки», – соответствуют некоторые родители на вопрос о вертикализацию. Но почти гарантированно можно сказать, что положение ребенка в таком случае будет правильным, а время – достаточным. Слишком сложно по несколько часов в день неподвижно держать ребенка в правильном положении, что делает практически невозможным достижение положительного результата.

миф 2. Если ставить ребенка в вертикализатор, это замедлит его развитие, и он не сможет в дальнейшем самостоятельно ходить.

В начале статьи было описано, что ребенку после года крайне необходимо находиться в вертикальном положении. Если уровень его двигательной активности позволяет ему это сделать, то, конечно, можно обойтись и без вертикализатора. Скорее всего, детям с ДЦП I-II уровня по системе GMFCS эту задачу можно решить с помощью простой опоры, за которую ребенок сможет держаться сама.

Детям с более тяжелыми двигательными нарушениями необходим вертикализатор, потому что его отсутствие будет тормозить развитие ребенка.

Но даже при легком параличи, в ситуации, когда ребенок встает на ноги самостоятельно, обязательно обращайте внимание, как он держит туловище. Если он плохо распределяет вес (становится на цыпочки, на боковой (внешний) поверхности стопы), если его бедра сведены друг к другу, если он сильно сгибает туловище (ложится на опору), кратковременное пребывание в вертикализатор поможет научиться правильно распределять нагрузки, предостережет от проблем тазобедренных суставов.

Противопоказанием к принятию положения стоя и средств, которые помогают поддерживать положения стоя, это:

Правильно подобранный вертикализатор

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Итак, мы говорили, что вертикализатор, в отличие от «придерживания руками», может зафиксировать ребенка в правильном положении на длительное время. Поясним.

Правильным положением можно назвать такое, в каком:

Что делать если ребенок плохо переносит вертикализацию? Капризничает или даже кричит?

Если такое поведение связано со знакомством с новым аппаратом (период привыкания), то родителям стоит проявить смекалку, к примеру, принести что-нибудь потрясающе интересное (кусок монтажного цепи, большую металлическую воронку, через которую можно насыпать фасоль в пластиковую бутылку и прочее). Важно быстро и ловко поставить ребенка в фиксаторы, быстро захватить и вынуть минут за пять до того, как она устанет. Если вам это удалось, то ребенок быстро успокоится и в будущем будет положительно к нему относиться. если же, несмотря на все ваши ухищрения, малыш кричит, стоя в нем, скорее всего, устройство правильно настроен на топовые параметры или ребенок неправильно размещена и зафиксирована в вертикализатор.

А что значит проводить в вертикализатор длительное время?

Согласно утверждениям специалистов, необходимо проводить в вертикализатор хотя бы час-полтора в день. чем больше, тем лучше, ведь обычный ребенок проводит стоя (в вертикальном положении) почти весь день. Лучше всего, разбить это пребывание на промежутки по 30-40 минут. Непрерывное полуторачасовое пребывания в вертикализатор может очень утомить ребенка и вызвать отторжение от устройства.

На что обратить внимание при выборе вертикализатора?

Обратите внимание на обивку. поверхность, с которой будет сталкиваться ребенок, не должна быть скользкой. Иначе ребенок будет ускользать, тратить дополнительные усилия, чтобы удержать нужное положение.

проверьте фиксаторы. Плотные крепления будут прочно и безопасно удерживать ребенка. Особенно жесткие и узкие ремни – скручиваться и врезаться в тело. Никакие фиксаторы не должны давить на колени. Ноги лучше фиксировать над или под коленями. Клин для разведения бедер, не должен быть расположен слишком высоко и не должен давить на тело. Кончики пальцев на ногах и колени не должны прижиматься к одной плоскости: от этого искривляется ось конечности.

Советы для фиксации детей в вертикализатор для различных групп детей

Если мы говорим о вертикализаторы для ребенка с ДЦП IV уровня по GMFCS, то фиксация должна быть на уровне стоп, колен (примерно), тазобедренного сустава, груди, при необходимости – боковая поддержка туловища.

Если мы говорим о вертикализаторы для ребенка с ДЦП V уровня по GMFCS, то до сих фиксаторов должна быть добавлена ​​поддержка головы.

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Поскольку у ребенка с нарушениями очевидный дефицит активности, используйте время, проведен в вертикализатор, именно в момент активности.

Дайте ребенку возможность максимально двигаться – поднимать руки, тянуться, смотреть в разные стороны, поворачивая голову, – так он будет частично перемещать вес, у него не возникнет переутомление от недвижимости.

Один из худших вариантов – это поставить ребенка в устройстве и включить ему мультик на планшете. Во-первых, взгляд его будет направлен вниз, а голова наклонена вперед. И такое положение будет зафиксировано на длительное время – от мультика сложно оторваться. Мы уже говорили, что вертикальное положение помогает освободить руки, сделать их более подвижными, важно этим воспользоваться, инициировать активную игру.

Не менее важно использовать время, проведен в вертикализатор, для приема пищи, это актуально для ребенка, в которой есть потенциал самостоятельно держать ложку, ведь вертикальный прием пищи станет отработкой навыков самообслуживания. вертикальный, а не горизонтальный прием пищи – профилактика желудочно-кишечных нарушений для любого ребенка.

Если бы каждое кормление ребенок проводит в вертикализатор, а потом еще 30-40 минут играет, этого общего времени вертикализации за день, будет вполне достаточно.

вывод

«Если у вас есть только 1:00 в день для помощи ребенку с тяжелыми двигательными нарушениями, то тратьте время на организацию программы физического контроля, так как никакие упражнения и занятия не в силах предотвратить развитие вторичных осложнений ».

Источник

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом

вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть фото вертикализатор для детей что это такое фото. Смотреть картинку вертикализатор для детей что это такое фото. Картинка про вертикализатор для детей что это такое фото. Фото вертикализатор для детей что это такое фото

Обзор возможностей реабилитации детей с детским церебральным параличом. В статье представлен подробный анализ видов, методов лечения и реабилитации, предназначенный для врачей-реабилитологов, врачей общей практики, узких специалистов.

This is a review of rehabilitation options for children with cerebral palsy. The article provides a detailed analysis of the types, methods of treatment and rehabilitation, intended for rehabilitation therapists, general practitioners, and subject-matter specialists.

Актуальность вопроса лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом не вызывает сомнения. Особенно важно на современном этапе, когда оценка терапии должна проводиться с помощью доказательных методов. Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка. Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случая на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Среди недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%. У новорожденных с массой тела менее 1500 г распространенность заболевания увеличивается до 5–15%, а при экстремально низкой массе тела — до 25–30%. Многоплодная беременность повышает риск развития ДЦП: частота при одноплодной беременности составляет 0,2%, при двойне — 1,5%, при тройне — 8,0%, при четырехплодной беременности — 43%. В Российской Федерации распространенность зарегистрированных случаев ДЦП составляет 2,2–3,3 случая на 1000 новорожденных [1].

Оптимальное оказание помощи пациенту подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, обращающих свое внимание на потребностях не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации больного. Являясь дисфункциональным состоянием, заболевание требует непрерывной ежедневной реабилитации с первых дней жизни пациента, учитывающей следующие медицинские и социальные аспекты задачи:

У ребенка до 4 месяцев (согласно классификации К. А. Семеновой) диагноз не всегда очевиден. Наличие отягощенного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребенка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребенка педиатром, реабилитологом, эрготерапевтом, психологом, дефектологом, механотерапевтом, гидрореабилитологом и неврологом. На первом этапе реабилитации оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжается на втором этапе — в специализированных отделениях при детских больницах и в дальнейшем переходит на третий этап — амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей-специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.). Первичное обследование пациента и дальнейшее лечение могут проводиться в условиях стационара, дневного стацио­нара и амбулаторно в детской поликлинике, что определяется степенью тяжести общего состояния пациента. Дополнительным этапом восстановительного лечения является направление пациентов в учреждения санаторного профиля, а также центры социальной реабилитации. Продолжительность непрерывного пребывания такого ребенка в лечебном учреждении зависит от тяжести двигательных нарушений и сопутствующей патологии. Важным является не только проведение курсов комплексного восстановительного лечения в условиях медицинского учреждения, но и выполнение рекомендаций относительно уровня и характера физических нагрузок, использования технических средств реабилитации в домашних условиях. Ключевыми принципами оказания помощи при этом заболевании являются ее раннее начало, непрерывность и преемственность всех этапов реабилитации или мультидисциплинарный подход.

После консультации поступающего на реабилитацию пациента врачебной мультидисциплинарной бригадой выставляется реабилитационный диагноз (в категориях международной классификации функционирования или МКФ), определяются краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации, составляется индивидуальный реабилитационный план. Постоянно происходит увеличение числа и совершенствование существующих традиционных и альтернативных методик лечения пациентов с ДЦП, однако принципиальная цель остается прежней — своевременная компенсация функциональных нарушений, развившихся в результате повреждения головного мозга ребенка, и минимизация вторичных биомеханических деформаций и социальных последствий заболевания. При невозможности патогенетического воздействия на причину ДЦП задачей является оптимальная адаптация ребенка к существующему дефекту, основанная на принципах пластичности нервной системы.

На современном этапе хирургическая коррекция является одним из самых эффективных методов реабилитации детей с детским церебральным параличом. Сложность проблемы заключается в том, что принятие решения требует понимания целого ряда факторов, влияющих на прогноз и перспективы пациента. Хирургические методы лечения показаны лишь в случае выраженной спастичности и касаются только резистентных состояний ДЦП, особенно после того, как все консервативные методы оказались несостоятельными. Хирургическое лечение всегда должно проводиться в комплексе с использованием мультидисциплинарного подхода, основываясь на тщательной клинической и нейрофизиологической оценке. Цель этой оценки — определить роль спастичности в формировании патологической позы и двигательного стереотипа и влияние этой спастичности на степень нарушения критериев жизнедеятельности. Необходимо помнить, что в ряде случаев больной может осуществлять свою двигательную активность лишь при наличии определенного уровня спастичности и ее отмена может фактически приводить к ухудшению состояния. Поэтому на этапе выбора тактики лечения очень важно выделить так называемую «функциональную» спастичность, которая помогает сохранить определенный уровень ежедневной активности пациента, и «патологическую», являющуюся собственно инвалидизирующей. Важно также разделить мышечные и суставные контрактуры. При выборе «подходящего кандидата» необходимо очень четко определить цели для конкретного больного, которые должны быть достигнуты в ходе предстоящей операции. Целями предстоящего оперативного вмешательства могут быть повышение качества жизни и независимости, улучшение функции конечностей, уменьшение выраженности ортопедических нарушений.

Подходы к оперативному лечению спастичности при детском церебральном параличе можно подразделить на несколько групп в зависимости от уровня воздействия, конкретной задачи и способа ее решения [2]:

1. Нейрохирургическое лечение:

1.1. Деструктивные нейрохирургические методики:

а) стереотаксическая энцефалотомия;
б) продольная (лонгитудинальная) миелотомия;
в) заднешейная ризотомия;
г) селективная дорсальная ризотомия;
д) нейротомия.

1.2. Функциональная нейрохирургия:

а) стимуляция мозжечка;
б) стимуляция спинного мозга (шейный отдел, поясничный отдел).

2. Ортопедохирургическое лечение:

2.1. По месту воздействия:

а) операции на костях и суставах.
б) операции на сухожилиях.
в) операции на мышцах.

2.2. По способу воздействия:

а) компрессионно-дистракционные методики;
б) костные внутрисуставные операции;
в) костно-пластические операции.

Преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса по-прежнему остаются центральными задачами большинства реабилитационных методик при ДЦП. Вместе с тем следует понимать, что высокий мышечный тонус может играть определенную опорную роль при перемещениях пациента с ДЦП, его снижение не всегда ведет к улучшению двигательной функции [3].

Лечебная физкультура (ЛФК) чрезвычайно эффективный метод, обязательно включаемый в реабилитацию детей с ДЦП [4]. Задачами лечения со стороны ЛФК являются:

Массаж представляет собой мануальное воздействие на кожу и подлежащие образования пациентов с ДЦП. Процедура массажа является традиционной и наиболее назначаемой в структуре комплексной терапии. Массаж решает те же лечебные задачи, что и ЛФК, во главе этих задач лежит спастичность. Массажные техники оказывают воздействие либо на зоны основного поражения — так называемые триггерные точки, либо на организм в целом — проведение общего расслабляющего массажа, либо на рефлекторно-сегментарные области — рефлекторный, паравертебральный массаж. Отдельного внимания заслуживают дозировки массажа при ДЦП. Они на порядок выше, чем при других неврологических заболеваниях и составляют 5–7 массажных единиц.

Методы физической реабилитации традиционно представлены механотерапией, а в ряде медицинских центров и клиник — роботизированной аппаратной терапией с использованием специализированных тренажеров, в том числе основанных на принципе биологической обратной связи (БОС). Наиболее эффективными устройствами сегодня являются аппараты серии «Локомат» (Locomat) — роботизированный ортопедический тренажер для восстановления навыков ходьбы. Предлагаемое устройство применяется в разных комплектациях с учетом особенностей реабилитируемых пациентов. Тренажер «Армео» (Armeo) — это роботизированный комплекс для функциональной терапии верхних и нижних конечностей с биологически обратной связью. Одним из наиболее эффективных механизмов для диагностики, контроля и лечения пациентов с ДЦП является стабилоплатформа, выпускаемая в разных вариантах, дающая возможность не только оказывать лечебный эффект, но и определять состояние пациента в данный период времени, то есть определять качество и динамику реабилитационного процесса. В системе комплексного восстановительного лечения детей важным компонентом являются вертикализаторы различных модификаций. Эти тренажеры создают возможность создания и придания правильного постепенного вертикального положения больного в пространстве. Прорывной методикой в лечении пациентов с ДЦП стало появление экзоскелетов различных видов. Эти тренажеры дают возможность пациенту создать и выработать полное ощущение паттерна ходьбы при крайне низких физиологических возможностях. Отдельно рассматривают тренажерную систему «Моушен Мейкер» (Motion Maker), показавшую высокую доказательную эффективность. Отечественной разработкой, нашедшей широкое применение в комплексной реабилитации таких пациентов, явилось использование метода динамической проприоцептивной коррекции, осуществляемой при помощи специализированных костюмов («Адели», «Гравистат», «Атлант»), систем, состоящих из опорных эластичных регулируемых элементов, с помощью которых создаются целенаправленная коррекция позы и дозированная нагрузка на опорно-двигательный аппарат пациентов с целью нормализации проприоцептивной афферентации.

Традиционно в России при реабилитации пациентов с ДЦП широко используются физиотерапевтические методы, в том числе основанные на природных факторах воздействия: аппликации грязей, парафина, фангопарафина, озокерита с антиспастической целью. Также активно применяются электрофизиологические методы — различные виды электростимуляции, электрофорез с лекарственными веществами. Хорошие результаты показала методика фотохромотерапии, предлагаемая на различные значимые рефлексогенные зоны. Активно используются с хорошим терапевтическим эффектом методы воздействия на головной мозг (Томатис и биоакустическая коррекция). К физиотерапевтическим методам лечения детей с ДЦП также относится метод гипербарической оксигенации, хорошо зарекомендовавший себя при атаксических формах заболевания. Для оптимизации настроения, повышения эмоционального состояния и профилактики витамин D-дефицитных состояний детям с ДЦП назначают гелиотерапию с использованием аппарата «Искусственное солнце».

В случаях, когда речевые и умственные возможности пациента с ДЦП нарушены в той или иной степени, в комплекс реабилитационных мероприятий подключается специалист логопед-дефектолог. В зависимости от направления поражения (речь, умственные, когнитивные нарушения) назначаются те или иные методики. Логопедическая коррекция предусматривает проговаривание определенных звуков, их сочетаний, слогов и слов в определенной последовательности. Также используются различные авторские гимнастики, дающие возможность улучшить состояние челюстно-лицевого аппарата. Как дополнительная помощь специалисту предлагается к применению логопедический массаж лица, языка и нижней челюсти, который проводится мануально или с помощью специальных зондов. Дефектолог проводит обучающие программы, которые улучшают умственное и логическое состояние ребенка с ДЦП.

Для нормализации психоэмоционального статуса семей, в которых живут дети с ДЦП, в программе комплексной реабилитации специалист — клинический психолог решает следующие задачи:

Оценка проводится по специальным опросникам и шкалам, дающим возможность объективно оценивать данные состояния и проводить соответствующую коррекцию.

К методам с высокой доказательностью относят технологии альтернативной коммуникации и различные варианты игровой терапии (сказка-терапия и другие методы).

Эрготерапия — новое направление в реабилитации. В современной медицине на уровне мультидисциплинарной бригады всегда присутствует эрготерапевт, особенно тогда, когда двигательные возможности пациентов в структуре бытовых навыков снижены или нарушены в значительной степени. Эти специалисты помогают детям обрести комфорт в бытовой повседневной деятельности. По образованию эрготерапевт — это психолог или специалист по адаптивной физической культуре, прошедший соответствующую подготовку. В задачи лечения, стоящие перед эрготерапевтом, входят:

Основное направление занятий с социальным педагогом — обучение коммуникативным техникам и взаимодействию с окружающей средой. Оно проводится, как правило, в индивидуальном режиме в течение длительного времени. Создается на основании индивидуальной программы социального обслуживания (ИПСО). Проводится в социальных центрах реабилитации инвалидов, городских поликлиниках или отделениях медицинских центров реабилитации и включает в себя:

Большую роль в качестве жизни детей с ДЦП играют ортопедические устройства. К ним относятся специально изготовляемые стельки, ортопедическая обувь и так называемые ортезы для поддерживания голени. Все эти устройства способствуют нормализации паттерна ходьбы или возможности создания вертикального положения в зависимости от степени инвалидизации ребенка.

Помимо традиционных методов лечения ДЦП предлагаются альтернативные программы реабилитации. К альтернативным методам лечения и реабилитации пациентов относят акупунктуру и иглорефлексотерапию, мануальную терапию, краниосакральные техники, канистерапию, иппотерапию и дельфинотерапию, йогу, тайцзицюань, методы китайской традиционной медицины, однако согласно критериям доказательной медицины эффективность и безопасность данных методик в настоящее время не оценивалась. Также с недостаточной доказательной базой в лечении ДЦП предлагается кинезиотейпирование. Метод, дающий возможность компенсировать нарушения тонуса и оптимизировать двигательные навыки.

Важным и перспективным изобретением в современных гидрореабилитационных технологиях лечения сопутствующих синдромов ДЦП является метод подводного вытяжения. Конструкция аппарата водного вытяжения представляет собой ванну, наполненную водой, с установленным в ней специальным механизмом, в которую погружен пациент. При этом нижние конечности пациента зафиксированы. За плечевой пояс с помощью специального устройства осуществляется тракция, имеющая электронную регулировку вытяжения. Вытяжение осуществляется по специально разработанной методике с учетом заболевания и индивидуальных особенностей пациентов. Больного подвозит к аппарату специальная платформа, которая создает неподвижность в горизонтальном положении. Метод подвод­ного вытяжения оказывает лечебное воздействие на деформации грудной клетки, нарушения осанки различной степени и болевые синдромы, вызванные компрессией, что часто встречается у пациентов с ДЦП. Механизм действия водного вытяжения направлен на снижение компрессии и вытяжения позвоночного столба, а вместе с ним и грудной клетки. Подводное вытяжение оказывает как лечебное, так и профилактическое действие на заболевания позвоночника и на состояние пациента с ДЦП в целом. Метод подводного вытяжения предусматривает возможность изолированной тракции заданных отделов позвоночного столба (можно воздействовать на любой отдел позвоночника). Сама процедура не вызывает болезненности и негативных ощущений. Противопоказанием к назначению подводного вытяжения могут быть нестабильность различных отделов позвоночника, подвижность в отделах позвонков, дисплазия соединительной ткани («растянутость» связок). Также не назначается водное вытяжение при наличии общих противопоказаний для реабилитации. Курс лечения методом подводного вытяжения составляет в среднем 15–18 процедур через день в составе комплексной терапии детей с ДЦП. Рекомендовано проводить не менее 3 курсов в течение года. К методическим особенностям проведения процедуры относят силу и длительность вытяжения в килограммах, определяемую индивидуально. Также индивидуально необходимо определить темп (скорость) вытяжения.

В комплексной реабилитации детей с ДЦП, имеющих двигательные нарушения, отдельным направлением в лечении является использование воды температуры 36–38 °С в бассейне вместе со специальными упражнениями. Эти водные гимнастики, или гидрокинезотерапия, способствуют значительному повышению подвижности суставов и расслаблению мышц, что приводит к нормализации двигательных способностей у пациентов. Упражнения проводятся в воде инструктором, чаще в пассивном режиме вместе со специальными перемещениями и скольжениями по поверхности воды. В занятии могут применяться ныряния и подныривания. Эти движения выполняют с разной скоростью в разных плоскостях и направлениях по строго определенной методике. В начале курса восстановительного лечения необходимо протестировать пациента с ДЦП на толерантность к физической нагрузке и по результатам проб сделать правильные назначения дозировки упражнений.

Важным моментом в прогнозе пациентов с ДЦП являются возможность сохранения двигательных навыков в течение всей жизни и собственно продолжительность самой жизни. Уровень смертности среди пациентов с ДЦП находится в прямой зависимости от степени двигательного дефицита и сопутствующих заболеваний. Другим предиктором преждевременного летального исхода служит снижение интеллекта и неспособность к самообслуживанию. Так, было показано, что в европейских странах пациенты с ДЦП и коэффициентом интеллекта менее 20 в половине случаев не достигали возраста 18 лет, тогда как при коэффициенте интеллекта более 35 — 92% пациентов с ДЦП жили более 20 лет. Что касается прогноза двигательных возможностей, то он не столь оптимистичен. К сожалению, доказано [5], что в подростковом и взрослом возрасте двигательная функция и ходьба ухудшаются и только половина (!) детей с III уровнем моторных функций по шкале GMFCS (Global Motor Function Classification System) продолжают ходить со вспомогательными средствами, уже став взрослыми.

Уровень V — лежачие пациенты, и они достигают максимума своего двигательного развития к 3 годам. Детям IV–V уровня реабилитация должна проводиться по «паллиативным» принципам.

В целом качество жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с детским церебральным параличом в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ребенку и его семье. Социальная депривация и недоступность комплексной помощи могут оказать негативное воздействие на развитие ребенка с ДЦП, возможно, даже большее по своей значимости, чем исходное структурное повреждение головного мозга.

Литература

* ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург
** ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом/ Л. Б. Куранова, Б. И. Херодинов
Для цитирования: Лечащий врач № 12/2019; Номера страниц в выпуске: 45-48
Теги: дети, задержка психомоторного развития, двигательная активность

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *