верстовой столб это что такое
Верстовые столбы
Смотреть что такое «Верстовые столбы» в других словарях:
верстовые столбы — Один из сохранившихся верстовых столбов. Один из сохранившихся верстовых столбов. Санкт Петербург. верстовые столбы, памятники истории, небольшие обелиски («мраморные верстовые пирамиды»), установленные вместо деревянных верстовых столбов в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Верстовые столбы — см. СТОЛБЫ ВЕРСТОВЫЕ. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) … Архитектурный словарь
ВЕРСТА — Старинная русская путевая мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер (1918 г.), равная 1,06 км. Первичное значение слова верста ‘поворот плуга’, затем ‘ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга во время пахоты’ и… … Лингвострановедческий словарь
СТОЛБ — муж. бревно, брус, бревешко, для чего либо поставленное стоймя, стойком; стойка, прямая и толстая подпора, стояк; колонна, и в сем ·знач. б.ч. говорят столп, который бывает и каменный, и чугунный и пр. Заборные столбы, вкопанные, в кои забран тес … Толковый словарь Даля
Дистанционный столб — Виды почтовых столбов Саксонии (XVIII век) Дистанционный столб (или почтовый столб) дорожный знак, показывающий расстояния до почтовых населён … Википедия
тракт — а; м. [нем. Trakt из лат.] 1. Устар. Большая наезженная дорога. Почтовый, торговый т. Московский т. Прямым трактом (прямым сообщением; тем же путём). 2. Спец. Совокупность средств для передачи, перемещения чего л. Т. радиосвязи. Т. звукопередачи … Энциклопедический словарь
Пинаев, Евгений Иванович — Евгений Иванович Пинаев Дата рождения: 1933 год(1933) Род деятельности: прозаик, художник Премии: Премия имени Д. Н. Мамина Сибиряка (2002) http://read … Википедия
Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель — Жан Батист Мишель Валлен Деламот Jean Baptiste Vallin de la Mothe … Википедия
с версту коломенскую — вырасти, вымахать, вытянуться Имеется в виду, что лицо (Х) стало выше ростом настолько, что это сильно бросается в глаза, очень заметно. ✦ X вырос с версту коломенскую. Обычно с глаголами в прош. вр. В роли обст. Мне все постоянно говорили, что я … Фразеологический словарь русского языка
Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия
Первый установленный верстовой столб на Московском проспекте Петербурга: история появления и интересные факты
История появления начального верстового столба на Московском проспекте непосредственно связана с появлением верстовых столбов, возникших в 1744 г. по указу Сената о «столблении» Царскосельской дороги.
Вдоль дороги были установлены верстовые столбы, в связи с чем дорога стала «верстовой». К слову, путевая верста приравнивалась к 500 саженям — 1,0668 километра, затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции.
А нынешний Московский проспект в то время назывался Царскосельской дорогой. Стоит отметить, что этот столб — не единственный сохранившейся верстовой столб в городе, например, такой же можно увидеть на проспекте Стачек.
Фото: «Яндекс»
Изначально для измерения расстояния устанавливали деревянные верстовые столбы, но они в деле были не очень практичными из-за местного влажного климата. Деревянная конструкция быстро гнила и столбы просто гнили и падали. Екатерина II повелела благоустроить въезды в Санкт-Петербург и заменить деревянные столбы на обелиски из мрамора и гранита. Решение о благоустройстве дороги было принято в 1764 году.
Работы по замене деревянных верстовых столбов мраморными верстовыми пирамидами начались в 1770-х году, а закончились примерно в 1780 годах на Петергофской. Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трех рук, указывающих направления трех дорог: в Петербург; на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки».
Пирамиды были «начально-конечные» и «промежуточные». Во времена Екатерины II южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, поэтому первый такой столб на Царскосельской дороге появился в 1774 году на берегу Фонтанки у съезда с Обуховского моста, а по Петергофской — у Калинкина моста… Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны.
Существуют весьма интересные экземпляры верстовых столбов — с солнечными часами. Всего их в Петербурге четыре, появились они в последней четверти XVIII века и были установлены на двух дорогах: в 1772 – 1775 годах на Царскосельской и в 1777 – 1787 годах на Петергофской.
Фото: «Яндекс»
Место расположения: первый на набережной Фонтанки на левом берегу реки. Один по Царскосельской дороге – у Обуховского моста, другой по Петергофской – у Калинкина моста. Последние два верстовых столба появились в Царском Селе у Орловских ворот и в Петергофе у ограды Верхнего сада.
Такая модель верстовых столбов с солнечными часами изготавливалась по единому образцу: четырехгранный обелиск высотой 6,4 метра из красного гранита, помещенный на облицованном мрамором пьедестале, установленном на гранитном основании.
Многие задаются вопросам, как же работали такие часы? Все не так сложно. На обычных часах время показывают две движущиеся стрелки — часовая и минутная, а на солнечных она одна – тень от фиксированного часового указателя — гномона, чаще всего выполняемого в виде фигурного треугольника. Параметры гномона и циферблата зависят от географических координат — широты и долготы, места установки, а для вертикальных солнечных часов еще и от азимута — направления той плоскости, на которой они установлены.
Фото: «Яндекс»
Мраморные верстовые пирамиды должны были появится практически повсеместно на всех дорогах, однако изготовление, которое проходило в строительных мастерских Исаакиевского собора, было весьма дорогостоящим. По этой причине, в 1817 году Александр I отказался от данного плана и вернулся снова к деревянным столбам. К тому же, столбы в черно-белую полосу, обеспечивала лучшую видимость.
Фото: «Patsvu» Верстовой столб углу 7 Красноармейской ул. и Московского проспекта 1961 – 1970 г.
Верстовые столбы
В 1667 г. при строительстве загородной резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском по дороге от Калужской заставы до нового дворца через каждую версту были врыты в землю двухсаженные (около 4 м высотой) каменные, облицованные разноцветным мрамором столбы, увенчанные орлами. Смотреть на них, как на диковинку, сбегались все окрестные жители. Очень скоро среди москвичей пошло гулять выражение «коломенская верста», ставшее вскоре употребительным по всей России.
Повсеместное распространение верстовых столбов началось со времен Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами». В течение XVIII в. деревянные верстовые столбы появились на всех основных дорогах Российской империи. Как гласит один анекдот того времени, за такой столб в степи однажды задел задремавший в повозке хохол и остался недоволен такой диковиной: «Вот кляти москали, верстов на дороге понаставили, проихати не можно. ».
22 сентября 1764 г. в царствование Екатерины II было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов по единому образцу. Их возводили в стиле барокко, венчал это довольно высокое, около 10 м высотой, сооружение флюгер в виде коня. На каждой версте почтовых дорог велено было также посадить по 20 деревьев. В 1774 г. первые верстовые столбы из гранита и мрамора появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (которая в XVIII в. проходила по Фонтанке) до Царского Села. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы.
Однако изготовление и установка каменных верстовых столбов обходилась казне слишком дорого, и в 1817 г. император Александре I подписал указ, предписывающий установку деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами обеспечивающие лучшую их видимость. В том же указе говорилось: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ». Появились те самые верстовые столбы, о которых Пушкин писал в своем известном стихотворении «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни черной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».
Вестовые столбы просуществовали до 1918 г. Большевики ломали их как символы самодержавия, поскольку почти на всех сверху был установлен двуглавый орел. Ныне по всей стране их сохранились считанные единицы. Например, в Москве, близ Рогожской Заставы, можно увидеть своеобразный памятник версте – каменный столб с надписью: «От Москвы 2 версты».
Верстовые столбы. Откуда и куда?
22 сентября 1764 года в Санкт-Петербурге огласили распоряжение Екатерины Великой о замене деревянных верстовых столбов на каменные
Мостники и ямщики
Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку. Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях. Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из «Повести временных лет». В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: «Теребите пути и мосты мостите».
Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас
Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда». Там содержится «Урок мостникам» и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. В состав России вливаются Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь и другие территории, которые должны были иметь устойчивую связь с центральной властью.
Уже в начале XVI века появились описания больших российских дорог – Русский дорожник, Пермский и Югорский дорожники, а чуть позже были написаны «изгонные книги» с описанием мелких местных дорог. Серьёзным вкладом в развитие дорожного дела стала Ямская изба, созданная Иваном Грозным.
Столбовая дорога
А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. А в старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км.
Верстовой столб в Соликамске
Начали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».
В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение «коломенская верста», которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.
По единому образцу
22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.
Путешествие мимо верстового столба
Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни чёрной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».
Но всё когда-нибудь кончается. Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Новой власти не понравилось, что эти столбы украшает ненавистный символ самодержавия – двуглавый орёл. Но несколько столбов сохранились и до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: «От Москвы 2 версты».
Верстовые столбы. Откуда и куда?
22 сентября 1764 года в Санкт-Петербурге огласили распоряжение Екатерины Великой о замене деревянных верстовых столбов на каменные
Мостники и ямщики
Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку. Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях. Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из «Повести временных лет». В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: «Теребите пути и мосты мостите».
Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас
Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда». Там содержится «Урок мостникам» и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. В состав России вливаются Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь и другие территории, которые должны были иметь устойчивую связь с центральной властью. Вот и спешили гонцы во все концы огромной страны, сообщая о вторжениях неприятеля, мятежах и царских указах. Обратно в Москву двигались обозы с пушниной, зерном и металлами.
Уже в начале XVI века появились описания больших российских дорог – Русский дорожник, Пермский и Югорский дорожники, а чуть позже были написаны «изгонные книги» с описанием мелких местных дорог. Серьёзным вкладом в развитие дорожного дела стала Ямская изба, созданная Иваном Грозным.
Столбовая дорога
А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. А в старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км.
Верстовой столб в Соликамске
Начали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».
В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение «коломенская верста», которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.
По единому образцу
22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.
Путешествие мимо верстового столба
Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни чёрной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».
Но всё когда-нибудь кончается. Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Новой власти не понравилось, что эти столбы украшает ненавистный символ самодержавия – двуглавый орёл. Но несколько столбов сохранились и до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: «От Москвы 2 версты».