верить в себя значит верить в бога
(Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»)
Согласно социологическим опросам, сейчас в России 40-50% людей называют себя верующими в Бога. Казалось бы — огромная цифра! Но что за ней стоит? Можно ли всех этих верующих считать каким-то единым сообществом, единомышленниками, близкими по духу людьми? Можно ли считать, что все эти верующие чем-то существенным отличаются от неверующих? Можно ли надеяться, что такой резкий рост количества верующих в России за последние годы коренным образом изменит настроение в обществе, улучшит нашу жизнь? Для ответа на эти вопросы надо прежде всего выяснить, что люди имеют в виду, когда говорят о своей вере в Бога.
На самом деле люди, утверждающие, что они верят в Бога, прежде всего говорят о своем согласии с тем, что Бог существует, существует реально, независимо от наших представлений. Это уже немало, это очень важно, это свидетельство крупного переворота в умах, десятилетиями засорявшихся антирелигиозной пропагандой. Но это, пожалуй, и все, что объединяет всех этих людей. Дальше начинаются различия, причем различия эти могут быть не мелкими и несущественными, а коренными. Здесь не имеется в виду различие религий, конфессий, течений и толкований. Здесь идет речь о более важных вопросах.
Очевидно, что признавать существования Бога могут самые разные люди. Ведь они же не говорят, как они относятся к Богу: положительно, отрицательно, или нейтрально. То есть непонятно, считают ли они Бога источником добра и света, который надо любить, к которому надо всеми силами стремиться. Или же они считают Бога неким суровым и даже жестоким начальником, который только и смотрит, как пожестче наказать людей, только и думающих о наслаждениях и удовольствиях. Или же они полагают, что Бог когда-то давно создал мир, а дальше уже никак не вмешивается в наши дела, безразличен к нам, и нам не надо об этом задумываться в нашей повседневной жизни. То есть получается, что признание каким-то человеком существования Бога ни в коей мере не характеризует еще этого человека. Как известно, дьявол, полный антагонист и враг Бога, тоже верит в то, что Бог существует, однако это не делает его хоть сколько-нибудь лучше.
Допустим, мы будем далее говорить только о тех верующих, кто относится к Богу положительно. Тогда возникает следующий вопрос: «А что же должен делать человек, верующий в Бога?». Ответы могут быть самые разные. Например, существует мнение, что от поступков человека ничего не зависит, что человек слишком ничтожен, чтобы повлиять на мир и даже на свою судьбу (это, можно сказать, пассивная вера). Есть также мнение, что человек должен регулярно посещать богослужения, и этого вполне достаточно для демонстрации своего уважения к Богу, а остальная жизнь совершенно не важна (это полупассивная вера). Наконец, существует и мнение о том, что каждый поступок человека влияет на судьбу не только этого человека, но и на судьбу мира в целом (это активная вера). Понятно, что только в этом последнем случае человек действительно настроен на активное участие в судьбе окружающих, страны, мира в целом. Два других случая подразумевают, что вера — это частное, интимное дело человека, и существенного изменения повседневной жизни она от человека не требует.
Не надо забывать еще и о тех людях, для которых вера в Бога — только средство разделить весь мир на свое и чужое, поделить людей на друзей и врагов, предлог для разрушительных дел. Это скорее не вера, а фанатизм, при котором поводом для разделения может быть не только вера, но и все что угодно: пол, возраст, национальность, раса, толщина кошелька, род занятий, социальное происхождение и т.д. В данном случае результат оказывается прямо противоположным провозглашаемой ими вере в Бога.
Такие истинно верующие люди, тоже, конечно, есть среди тех, кто называет себя верующими. Именно они называются совестью народа. Именно они верно понимают смысл своей жизни на Земле и живут по-настоящему, правильно. Но, к сожалению, таких людей вовсе не так много, как показывают социологические опросы.
И что интересно, иногда такие люди могут даже уверенно относить себя к неверующим, они могут искренне полагать, что Бога не существует. Но голос совести заставляет их поступать именно так, как должны поступать истинно верующие люди. И поэтому они все равно являются помощниками Бога, все равно выполняют то, для чего им и была дана жизнь Творцом. Просто их разум еще не освободился от навязанных обществом стереотипов. Это, конечно, усложняет им жизнь и мешает порой принять правильное решение.
Как научиться доверять Богу?
Ответы пастырей
Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
Нам, кроме Бога, некому доверять
Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде
– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.
Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.
Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.
– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!
Чувствовать Бога, служа ближнему
– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.
Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.
Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.
Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы
Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру
– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.
О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.
Быть внимательным к своей жизни
– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.
Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?
И нужно учиться это замечать.
Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.
Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.
Доверие Богу укрепляется духовной жизнью
– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.
Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.
Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно
И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.
Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.
Научить смирять свой ум
– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.
А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.
И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.
Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.
Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.
Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»
Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.
Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.
Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.
Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.
Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию
Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.
Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.
Утвердить в сознании, что Бог – любящий
– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.
Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.
Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.
Если ты сам не веришь в силу своей молитвы, то почему ждешь чуда?
Ты живешь, озаренный Божественным светом. А при свете не может быть мрака и страха. Есть только любовь, ощущение любви, уверенность, внутреннее тепло, мир на душе и сердце. Если так жить, то вся жизнь изменится, и ты будешь воспринимать все свои проблемы спокойно, а это, в свою очередь, отразится и на состоянии здоровья. Ведь, как тебе известно и как ты уже убедился на собственном опыте, свет в душе «переходит» и на тело.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Ты когда-нибудь замечал, как состояние души влияет на телесное состояние? Например, если сейчас тебе позвонят по телефону и сообщат какую-то очень приятную новость, то всё твое тело будто содрогнется, ты почувствуешь, что тебя словно накрывает теплая волна.
Верить – значит доверять. Верить в Бога – значит вручить себя Ему. Если, плавая в море, расслабиться, то тебя не будет тянуть вниз. Наоборот, ты будешь легко держаться на плаву.
Когда не сопротивляешься воде, расслабляешь мышцы, успокаиваешься – то не тонешь, а остаешься на поверхности. Но стоит только напрячься, зажаться, начать делать резкие движения – начинаешь захлебываться, погружаешься всё глубже и тонешь.
То же самое и с нашей верой. Если веришь в Бога – чувствуешь, как эта вера влияет и на состояние твоего тела. Каждая наша мысль, наполненная Божественным светом, влияет на организм и делает его еще крепче, здоровее.
Неслучайно в Своей земной жизни Господь, как и сейчас, даровал людям телесное здоровье. При этом сначала Он умиротворял сердце человека, успокаивал его совесть.
Так Он делает и сейчас – сперва успокаивает нас, делает биение нашего сердца ритмичным, нормализует давление. Когда мы со Христом, у нас нет высокого или низкого давления, нет никакой слабости. Мы пребываем в душевном равновесии и, как следствие, наше тело функционирует нормально. Вера в Бога, то есть доверие к Нему, восстанавливает душевное равновесие, а это отражается и на телесном состоянии.
Многие доктора говорят, что болезнь начинается с внутренних проблем и что серьезные душевные переживания могут привести к серьезным заболеваниям. Если человек никому не доверяет, если не может смотреть на жизнь с надеждой и оптимизмом, а постоянно думает о неприятностях, пребывает в дурном настроении и ждет чего-то плохого, это плохое в итоге и случается.
Помнишь, что спрашивал Господь у больных перед тем, как совершить то или иное чудо? Он спрашивал: «Веришь ли ты, что Я могу это сделать?» И каждого из нас Господь спрашивает: не сопротивляешься ли ты мысленно, можешь ли ты довериться Мне, отбросив логические доводы? Доверяешься ли ты Моей любви? Чувствуешь ли, как сильно Я люблю тебя? Исчез ли твой страх? Ощутил ли ты то прощение, которое Я дал тебе с таинством крещения, освободив от греха?
Вспомните: перед тем, как исцелить кого-либо, Господь сперва избавлял человека от чувства вины за совершённые грехи. Сначала он говорил: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Эти слова означали: «Я забираю у тебя огромный груз, который давит на твою душу. Я снимаю его с тебя и дарю тебе надежду и оптимизм, а после того, как ты освободился от своих страхов, Я дарую тебе и телесное исцеление».
Телесное здоровье зависит от здоровья души. Если в твоей душе свет, то и в теле будет свет и здоровье.
Об этом говорят многие врачи, работающие в реанимации. Они рассказывают, что когда больной верит в Бога, не имеет страхов и не теряет душевного мира, спокойствия и уверенности, то он выздоравливает быстрее остальных.
Состояние души влияет на состояние телесных органов. Например, ребенок отправляется на экзамен. А дома его не приободрили, не внушили ему надежду и оптимизм, не убедили в собственных способностях, не сказали: «Дитя, Господь тебя не оставит. Ты не глупый. Ты способный». И если ребенок отправляется на экзамен без всего этого, а напротив, заранее уверен, что ничего не получится, он действительно не сдаст экзамен.
Очень часто так бывает с детьми – еще даже не дойдя до экзамена, они уже представляют, как их «завалят» и они ничего не сдадут. А как сдать, если ты боишься, дрожишь и паникуешь?
Что вообще означает фраза «Мне страшно»? Подумаем над этим. Она означает следующее: я сразу начинаю думать о результате. И думаю, что не смогу, что меня оттолкнут. – Кто тебя оттолкнет? – Общество, родители, система. У меня не будет будущего, не будет денег, я навсегда останусь на задворках. И всего этого я очень боюсь.
Вся эта картина, это душевное состояние блокируют ум. Ребенок уже не может думать, не может вспомнить выученный материал.
А теперь представим, что в тот момент, когда Господь прикоснулся к глазам слепого, чтобы исцелить его, чтобы дать ему благодать, тот подумал: «Что это Он делает? Разве это возможно, чтобы я прозрел? Да ладно!» И о чём бы говорило такое состояние его души? О сопротивлении. И еще – это была бы огромная помеха для чуда. И Господь не смог бы его сотворить.
Бог не может всё сделать. И не я первый об этом говорю. Так написано в Библии, в Евангелии: «И не сотворил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). В Капернауме Иисус не мог творить чудеса. То есть, получается, Господь не всемогущ в буквальном понимании этого слова – потому что для проявления Его всемогущества очень важно наше со-действие. Мы должны дать Ему возможность войти в нашу душу, должны сами схватиться за Его руку и оказаться в Его объятиях. Но если мы отталкиваем Его, не верим Ему и сопротивляемся, никакого чуда не произойдет.
Чудеса со слепорождённым и расслабленным (как и со всеми остальными, к кому приближался Иисус) потому и происходили, что их души «расслаблялись». Внутреннее противоборство, сопротивление исчезало, сердце утихало, душа предавалась воле Божией – и человек становился «проводником» Божественной благодати, Божественной энергии, которая проходила через его тело и давала исцеление – как телу, так и душе.
Подобное можно рассказать о многих людях. Я читал рассказ одного врача, к которому женщина привела свою мать, страдающую болезнью желчного пузыря.
– Доктор, я привела к вам свою мать. Пожалуйста, посмотрите ее и вылечите ей желчный пузырь!
А мать этой женщины была очень верующим человеком.
Доктор прооперировал ее, но во время операции обнаружилась опухоль с метастазами. Он понял, что женщину ему не вылечить, и так и сказал ее дочери:
– Простите, но я вынужден честно признать, что не смогу вылечить вашу мать. Ее желчный пузырь в порядке, но мы обнаружили опухоль с метастазами. Вылечить ее невозможно. Она умрет через несколько дней.
Это было в Америке.
Дочь больной ответила:
– Доктор, я прошу вас только об одном. Не говорите этого моей матери! Хватит и того, что я знаю. Не лишайте ее надежды. Пусть она думает, что у нее были проблемы с желчным и что операция прошла успешно. Всё равно она скоро умрет.
– Хорошо, можете забрать мать домой – под вашу ответственность.
А через несколько месяцев эта больная женщина снова пришла в больницу, чтобы пройти обследование. Доктор увидел ее и сначала подумал, что перед ним – привидение. Разве она не должна была уже умереть? Он поздоровался с женщиной и спросил ее:
– Как вы себя чувствуете? И что вы здесь делаете?
– Доктор, вы удивлены? Да, это я! Знаете, после того, как в прошлом году вы мне сделали операцию, у меня появился такой оптимизм, я почувствовала такую радость, что стала благодарить Бога. И после выписки уже больше не болела.
Этот случай был одним из немногих в практике врача, когда он был вынужден констатировать, что душевное состояние человека – в данном случае определенный ход мыслей при полном доверии к Богу – оказывает огромное влияние и на состояние организма.
Эта женщина выздоровела. При повторном обследовании у нее не нашли рак, хотя во время операции была обнаружена злокачественная опухоль.
Иными словами, если сидеть и постоянно думать о болезнях, если повсюду находить микробы и тому подобное, то в конце концов начинаешь видеть всё это у себя. Таким образом мы словно нарочно «привлекаем» к себе болезни.
А когда постоянно что-то к себе притягиваешь, оно на тебя и сваливается. Кто-то так и сказал мне: «Чем больше я боюсь заболеть, тем больше болею». А чем больше мы боимся ошибиться, тем чаще ошибаемся, потому что думаем о потенциальных ошибках в панике и страхе.
Вот почему в первую очередь необходимо очистить свой ум, чтобы его просветил Божественный Свет, о чём мы и говорили в начале. Господь, Который есть Истинный Свет, пусть просветит тебя. И ты станешь смотреть на всё с оптимизмом.
Есть люди, которые молятся о других, но не верят в силу своей молитвы. А когда молишься, нужно видеть каждого человека озаренным Божественным Светом, как говорил святой Симеон Новый Богослов, который видел, как этот Свет освещает всех в этом мире. Тогда твоя молитва будет сильной.
Одна женщина долго не могла забеременеть. Она молилась Богу о даровании ей ребенка, но при этом сомневалась, то есть была двоедушной. Она думала: «Я помолюсь, но вряд ли это случится». В ее сердце не было уверенности. В таких случаях Бог говорит: «Дитя мое! Раз ты сама не веришь в свою молитву, как чудо может произойти?» Сначала нужно поверить, и вера должна быть твердой, – в то, что Бог может это сделать и, если для нас это к лучшему, сделает. А если не сделает – значит, так лучше для нас, так должно было случиться, это – хороший жизненный урок, из которого мы должны усвоить определенные вещи. Какие? Может быть, что нужно попытаться еще раз, и постараться сделать это лучше.
Но если мы стараемся, а результата нет и во второй, и в третий раз – значит, Господь хочет, чтобы мы научились жить без того, о чём молимся.
Почему? Потому что Бог говорит: без получения просимого ты не теряешь своей самоценности, совсем нет. Ты представляешь собой великую ценность.
Большая ошибка, например, думать, что ты чего-то стóишь в этом мире только в том случае, если у тебя есть ребенок. Что только в этом случае ты достиг определенного успеха в жизни и являешься значимым человеком. Господь дает тебе понять, что, рассуждая так, ты недооцениваешь себя. «Если у тебя нет детей, то это не значит, что ты представляешь для Меня меньшую ценность и Я не люблю тебя».
Бог хочет научить нас чему-то и иногда не дает нам того, о чём мы Его просим, чтобы дать что-то лучшее, чего мы пока не осознаем и потому не можем желать. Господь хочет, чтобы мы почувствовали Его любовь, которая выше всех критериев – успеха, детей и т.д.
Это очень важно – полностью положиться на волю Божию и сказать: «Господь знает! Он знает, что это хорошо для меня, что это сделает меня сильнее и благодаря этому у меня появятся такие удивительные качества, о существовании которых я и не подозревал».
Фото: Надежда Князева / sreda.org
Когда в школе ребенок говорит мне: «Не давайте мне это упражнение, я не смогу его сделать!» – я понимаю, что он, по сути, недооценивает себя. И делаю наоборот, не как он просит. Я даю ему еще более трудное упражнение. Почему? Разве я хочу причинить ему зло?
Напротив! Я хочу оказать ему честь, говоря тем самым, что он недооценивает себя. Ведь у него есть способности и таланты, которые он никогда сам в себе не увидит, если сейчас я не причиню ему дискомфорт, задав упражнение, которое, как он думает, для него невыполнимо. И проходит какое-то время – упражнение сделано! Так поднимается самооценка и появляется вера в собственные силы.
Перевод: Елизавета Терентьева, старший преподаватель ПСТГУ,