веревочка синкопированная в народном танце что такое

Методическая разработка ведения занятия по народному танцу на тему»Комбинация верёвочка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 10

С углубленным изучение физики и технических дисциплин

Муниципального образования города Ноябрьск

Для обучающихся творческого объединения «Позитив»

По программе «Танцевальная палитра»

Занятие по народному танцу

Разработал педагог дополнительного образования

Соловьев Олег Олегович

Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого.

Актуальность занятий хореографией сейчас очень большая, так как с стремительным развитием современных технологий, быт людей становится более статичный и активности которая нужна организму недостает. Уже со школы у детей начинает ухудшаться осанка, современная обувь не дает нужного качества и появляется плоскостопие и косолапость, дети стали проводить много времени играя в телефонные и компьютерные игры, из-за чего появляется недостаток движения.

-разучить комбинацию и выполнить ее самостоятельно на основе приобретенного ими хореографического комплекса знаний, умений, навыков.

— стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

— воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;

Форма и режим занятий

Форма проведения занятий- групповые занятия с индивидуальным подходом

На выполнение цели необходимо 4 занятия по 45 минут

Ожидаемые результаты и способы:

-самостоятельное выполнение комбинации

Важным условием выполнения данной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:

-Наличие специального зала, оснащенного зеркалами и тренировочными станками;

-Качественное освещение в дневное и вечернее время;

-Музыкальная аппаратура, видео аппаратура.

Примерный план проведения занятия:

1.Каждое занятие начинается с поклона. Ученики и педагог приветствуют друг друга.

-на 1-2 опускаем корпус на 90 градусов на 3-4 возвращаем в исходное положение

-исполняется Preparation на 4 счета на 5-6-7-8

-начинаем простые шаги по кругу с вытянутой и выворотной стопой на каждый счет делаем один шаг, всего 16 шагов

-на 2 счета заканчиваем упражнения

Веревочка по 3 позиции выполняется из-за такта

— исполняется Preparation на 4 счета на 5-6-7-8, присаживаемся в demi plie на полупальцы

-на 3 счета выполняем «веревочку» с правой ноги 3 раза на 4 счет делаем перескок вперед, повторяем еще один раз

— на 3 счета выполняем «веревочку» с правой ноги 3 раза на 4 счет делаем перескок вперед

-на 1 счет делаем 1 «веревочку» с правой ноги, на 2 счет делаем 1 раз «ковырялочку» левой ногой, повторяем 1 раз с левой ноги

Источник

1. Простая (одинарная)

Простая (одинарная) «веревочка» является основой для всех других видов «веревочки».

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е.

Руки в 1-м положении.

И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу)правая нога, сгибаясь, поднимается с вытянутым подъемом впереди левой до колена, слегка прикасая

И — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая нога, сгибаясь. поднимается с вытянутым подъемом впереди правой до колена, слегка прикасаясь к ней, и на этом уровне переводится назад.

Два — левую ногу опустить позади правой на всю стопу в 3-е положение. Колени обеих ног выпрямить. Движение исполняется с правой и левой ноги. Разновидностью простой «веревочки» является «косички» при энергичном движении ногами назад («заплетении») в ней отсутствует проскальзывание на опорной ноге. Как и в простой «веревочке», на сильную долю такта ноги ставятся сзади с полупальцев на всю стопу в 3-е положение. Так как отсутствует проскальзывание, исполнитель продвигается назад.

2. С двойным ударом (двойная)

И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу) правая сгибается и с вытянутым подъемом поднимается впереди левой до колена, слепа касаясь ее, и на том же уровне переводится назад, опускаясь сзади с ударом полупальцами в пол в 3-е положение.

И — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая сгибается и с вытянутым подъемом поднимается впереди правой ноги до колена, слегка касаясь ее. и на том же уровне переводит ся назад, опускаясь с ударом полупальцами в пол позади правой ноги в 3-е положениесь к ней, и на этом же

И — пауза. При выполнении «веревочки необходимо следить затем, чтобы удары полупальцами в пол были четкими, сильными. Корпус прямой, спокойный; на проскальзывании

следует избегать приподнимания вверх-вниз. Колени выворотны; работающая нога, поднимаясь вверх, слегка касается опорной ноги мизинцем. Простая «веревочка» и «веревочка» с двойным ударом исполняются также с акцентом на слабую долю.

3. Простая (одинарная) с переступанием

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е.

Руки в 1-м положении. И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу) правая, сгибаясь, с вытянутым подъемом поднимается впереди левой до колена, слегка касаясь ее, и на том же уровне переводится назад.

Раз — правую ногу опустить позади левой на низкие полупальцы в 3-е положение. Колени обеих ног присогнуты. Левую ногу со свободным подъемом слегка приподнять

И — левую ногу опустить полупальцами на пол в 3-м положении впереди правой; колено левой ноги присогнуто. Правую ногу со свободным подъемом слегка приподнять над полом позади левой.

Два — правую ногу опустить полупальцами в пол в 3-м положении позади левой. Колени обеих ног присогнуты. Движение повторить с левой ноги.

Движение выполняется одной ногой или поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками п. опорной ноге — на всей стопе или полупальцах.

На первом этапе обучения мы познакомимся с «маятником» — разновидностью «моталочек».

Это движение, исполняется только одной ногой, при этом нога «шаркает’

— движется от колена вперед-назад или вправо-влево, словно маятник у часов.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 4-е.

Руки в 3-м положении.

• С подскоком на полупальцах

Раз — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, сгибая в колене, поднять б невыворотном положении назад со свободной стопой.

вытянутыми коленом и стопой.

Два — после небольшого подскока на полупальцах присогнутую левую ногу выпрямить в колене. Положение правой ноги не меняется.

• С подскоком на всей стопе

Раз — небольшой подскок на присогнутой левой ноге, и резко, с акцентом, опуститься на всю стопу. Одновременно правую, сгибая в колене, поднять в невыворотном положении назад со свободной стопой.

поднимается не ниже 45° с сокращенной стопой.

Движение повторить с той же ноги. В описанном варианте «маятника» с подскоком на всей стопе одновременно с резким акцентом левой ноги в пол на счет «раз» руки резко раскрываются в 3-е положение.

«Маятник» можно закончить тремя притопами, выполнение которых займет еще I такт.

Раз — притоп правой ногой.

И— притоп левой ногой.

Два — притоп правой ногой.

И — пауза. В движении «маятник» нога делает взмахи не только вперед-назад, но и в стороны, как в перекрещенном, так и в открытом положениях, т. е. вправо-влево.

• В перекрещенном положении вправо-влево

Раз-и — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, выпрямляя в колене, вывести вперед-вправо. Два-и — с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, свободную в колене и стопе, слегка приподнять и по воздуху перевести влево накрест (впереди левой ноги) полупальцами в пол. При повторении движения правая нога возвращается «право, затем —- в перекрещенное положение влево. Корпус во время исполнения этого вида «маятника чуть наклонен вперед; верхняя его часть слегка, а нижняя довольно энергично поворачивается вслед за движением ноги то вправо, то влево. Руки находятся в 1-м или 3-м положении. Голова направлена прямо или слегка поворачивается вправо-влево, синхронно с ногой.

«Маятник» и все его разновидности чаще всего исполняются на месте или с небольшим продвижением в сторону или вперед. Продвижение происходит в момент небольшого подскока.

«Маятник» можно исполнять и без подскока, стоя на всей стопе.

Это трудный элемент русского танца, требует большой физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног и исполняется только мужчинами. Если присядки разучивать постепенно, правильно, регулярно и систематически, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядки делятся на два вида;

полуприсядки (танцор после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост)

полные присядки (танцор находится в положении глубокого приседания и исполняет вес движение, не поднимаясь из этого положения).

Полготовка к присядке

Начинать подготовку к присядке необходимо держась за станок. Ноги на низких полупальцах находятся в 1-м положении (если они расположены шире, то танцор теряет Устойчивость) или в 4-м невыворотном (стопы ног соединены вместе).

Бедра параллельны полу. Мышцы бедра и голени упругие. В момент глубокого приседания сидеть надо легко и красиво,’ корпус прямой, подтянут, без наклона впеРед (необходимо крепко держать спину). Для «выработки Для рук завести за спину и прижать вытянутые ладони к корпусу, направив локти в стороны. Посадка может быть мягкой или резкой.

• В 1-м положении ног

Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки на станке, позднее в 1-м или 3-м положении. И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах. Раз — глубокое, полное приседание на низких полупальцах в 1-м положении. И — не поднимаясь из глубокого приседания, небольшой подскок на обеих ногах в 1-м положении. Два — опуститься на низкие полупальцы в 1-е положение.

Движение исполняется от 4 до 8 раз.

• В 4-м положении ног

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 4-е. Руки на станке, позднее в 1-м, 3-м или 4-м положении.

И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

При повторении движения ноги, перекрещиваясь, меняются — левая впереди, правая сзади. Во время подскока и приземления плечи расправлены, корпус не наклоняется вперед, а движение выполняется легко, напоминая движение мяча, упруго отскакивающего от пола. В глубоком приседании танцор подпрыгивает, не разгибая при этом ног; прыжок совершается за счет силы мышц ног, особенно стопы и пальцев.

Очень полезно для правильного выполнения этого движения начинать «мячик» не с полного приседания, а стоя во весь рост.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 3-м положении.

И (затакт) — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге небольшой бросок правой ноги вперед-вправо на 25°. Раз — резкое и глубокое приседание. Руки переходят в 4-е положение.

И-два — продолжить присядку «мячик», как описано выше. При выполнении этого движения несколько раз подряд посадка на присядку или прыжок (соскок в полное приседание) исполняется только один раз — вначале, перед первой присядкой. Разучивание движения «мячик» лучше начинать с подскоков в 1-м положении в полный рост, затем в полном

приседании; положение ног сначала не менять.

По мере освоения вводить перекрещивание ног, а уже затем в полном приседании — смену ног в перекрещенном положении.

Раз — глубокое, полное приседание на низких полупальцах в 4-м положении; колени соединены вместе.

И — не поднимаясь из глубокого приседания, небольшой подскок на обеих ногах в 4-м положении.

Два — опуститься на низкие полупальцы в 4-е положение.

Движение исполняется от 4 до 8 раз.

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — на низких полупальцах глубокое, полное приседание в 1-м полол/сепии.

Руки в 1-м или 4-м положении.

И (затакт) — резко оттолкнувшись полупальцами. подскочить невысоко вверх. Во время подскока-прыжка ноги, согнув в коленях и вытянув в подъеме, перекрестить — правая впереди, левая сзади.

Раз — опуститься в глубокое приседание в исходном положении на сильные, крепкие полупальцы.

С выносом ноги на ребро каблука в пол — вперед-«-сторону Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 1-е. руки в 1-м положении.

И (затакт; — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо на 25°.

• С открыванием ноги на воздух

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 1-м положении.

И (затакт) — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо на 25″.

Раз — резкое и глубокое приседание на низких полупальцах в 1-е положение; руки остаются в 1-м положений или опускаются вниз в перекрещенное положение.

И — резко подняться из глубокого приседания и сделать небольшой подскок на всю стопу вытянутой в колене правой ноги. Одновременно левую ногу, вытянув в колене, поднять вперед или влево не ниже 45″. Стопа вытянута (или сокращена).

Руки раскрыть в 3-е положение. Корпус и голова остаются в исходном положении (или поворачиваются в сторону работающей ноги влево). Это движение может, выполняться и на полусогнутой опорной ноге. В этом случае, поднимаясь из глубокого приседания после подскока на правой ноге, опорная, сгибаясь в колене, опускается на пол на всю стопу или низкие полупальцы. При выполнении присядки с открыванием ноги на воздух вперед нога может быть согнута в колене в выворотном положении.

Стопа вытянута (или сокращена).

• «Разножка» в стороны на ребро каблука

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 3-м положении или на станке.

И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

Раз — резкое и глубокое приседание. Руки опустить вниз в перекрещенное положение.

Два — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, широко развести в стороны и поставить на ребро каблука с сильно сокращенными стопами, сделав перед самым окончанием движения ног короткое и резкое проскальзывание каблуками. Руки» открываются в 3-е положение.

И — пауза. Движение повторить с одновременного подскока на обеих ногах и резкого опускания в глубокое приседание в 1-е положение.

Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении или одна рука на станке.

И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах. Раз — резкое и глубокое приседание.

Два — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, развести: правую — вперед на ребро каблука, а левую — назад на полупальцы, делая короткое и резкое проскальзывание перед самым окончанием движения ног. Руки открываются в 3-е положение.

И — пауза. Движение повторить с резкого подскока на обеих ногах и опускания в глубокое приседание в 1-е положение. Ноги могут чередоваться — вперед идет то правая, то левая. По мере усвоения оба варианта движения «разножка» могут выполняться в более быстром темпе. Присядки 2-го вила.

Движение занимает 1 такт. Исходное положение — глубокое приседание на низких полупальцах в 4-м положении.

Руки в 3-м или 4-м положении.

И (затакт) — ноги приподнимаются на полупальцы, Центр тяжести перенести на левую ногу.

Раз — небольшой шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всю стопу. Центр тяжести перенести на правую ногу, корпус слегка наклоняется (переваливается) вправо. Левую ногу, подняв на высокие полупальцы, перевести на подъем, при этом колено не касается пола.

И — левая нога в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к правой. Одновременно правая Н0Га поднимается на полупальцы. Центр тяжести на правой ноге

Два —- левой ногой, продолжая скольжение на подъеме, сделать небольшой шаг вперед на всю стопу. Центр тяжести перенести на левую ногу, корпус слегка наклоняется влево. Правую ногу, подняв на полупальцы, перевести на подъем.

И правая нота в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к левой. Одновременно левая нога поднимается на полупальцы. Центр тяжести на левой ноге. Этот вид присядки исполняется, как правило, с продвижением вперед, вперевалочку, плавно, в среднем темпе. Необходимо следить за тем. чтобы шаги не были большими.

Источник

Методические требования

· Plie на опорной ноге следует начинать в тот момент, когда рабочая нога
поворачивается в невыворотное положение.

· В момент вырастания из demi-plie ноги по принципу классического battement fondu и заканчивают движение одновременно.

· Особое внимание необходимо обратить на корпуса. Плечи во время исполнения всего упражнения сохраняют положение en face.

· При 1-ом выворотном положении (sur le cou de pied) голова находится в повороте направо (лицом в класс); при переводе ноги в невыворотное
поворачивается к станку; с разворотом колена в выворотное положение голова опускается вниз и возвращается в исходное положение.

· По мере усвоения движения прибавляется работа руки в зависимости от характера комбинации.

Характерные ошибки

1. Не соблюдается точность трех положений.

2. Рабочая нога не соблюдает единый уровень при переходе из выворотного положения в невыворотное.

3. Не выполняются правила классического battement fondu.

4. Нет «мазка» при первом движении.

5. Корпус не сохраняет положение en face.

Движение комбинируется с классическим fondu, с pas tortille, подъемом на полупальцы, поворотами и полуповоротами, различными переступаниями и т.д

ПОДГОТОВКА К «ВЕРЕВОЧКЕ».

Это движение является подготовительным упражнением к элементу «веревочка» Название «веревочка» объясняется внешней формой движения ног, которые как бы заплетают веревочку. Изучение подготовки к самому элементу обеспечивает в дальнейшем правильную работу ног.

1-й вид: перевод рабочей ноги вперед и назад:

Исх. п.: 3-я позиция ног.

В дальнейшем раскладка занимает 1 такт 2/4.

2-й вид: подготовка к «веревочке» в сочетании с подъемом на полупальцы опорной ноги.

Исх. п.: 3-я позиция ног.

Движение выполняется так же, как в 1-м виде, но в момент поднимания рабочей ноги к колену, опорная нога поднимается на высокие полупальцы. Одновременно с опусканием рабочей ноги в позицию опорная нога опускается с полупальцев на всю стопу.

3- вид: подготовка к веревочке в сочетании с полуприседанием.

Исх. п.: 3-я позиция ног.

Движение выполняется так же, как в 1-м виде, но в момент поднимания рабочей ноги к колену, опорная нога опускается в demi plie. Одновременно с опусканием рабочей ноги в позицию опорная нога вытягивается. Возможно исполнение на едином plie.

Источник

Народно-сценический танец

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Признаком этого движения является резкий акцент. Отведенной ногой при соприкосновении вытянутого носка её с полом, но мазок этот производится стопой ненапряжённой и движущейся не только «от себя»,но и «с себя». Характерный при этом звук должен быть четким как при flic так и при flac.

Большое внимание надо уделить положению ноги на con-de-pied, четко показывать разницу между положением con-de-pied впереди и сзади. Необходимо следить за выворотностью стоп и коленей. Верх рабочей ноги должен быть закреплён, работает только низ ноги. По окончанию первого года обучения в комбинацию на flic-flac могут быть включены, переступания, упражнение может исполняться на peie с разнообразным ритмическим рисунком. Движение может заканчиваться с фиксацией стопы как на con-de-pied, так и носком на полу.

Дроби- один из самых распространенных элементов русского народного танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В ни выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими- стучащими, но они могут быть и тихими- журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах.

Очень важно не перенасытить дробные выстукивания чересчур сложными элементами, и сложным ритмическим рисунком. Лучше всего дробные выстукивания сделать в форме перепляса. Можно сделать с ковырялочкой, игровыми элементами, позировками.

Relevelent battement devellope.

Одно из наиболее трудных движений экзерсиса, развивает силу ног, бедра, шаг, подготавливает ноги и тело. При исполнении этого движения нога поднимается на 90°и выше.

Музыкальный размер:4/4,изучается на два такта 4/4. Необходимо следить за подтянутостью опорной ноги, и мышц бедра, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Поднимать и опускать ногу надо сдержано, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвинуть ногу скользящим движением в исходное положение. Движение следует выполнять не менее 2-х раз по всем направлениям. Рука должна находится во II позиции, это даёт дополнительную устойчивость и неподвижность корпусу.

Упражнение направленное на развитие стопы. Выполняется как на ровных ногах, так и на plie. Необходимо следить за положением стоп как в выворотных позициях так и в обратных. Под конец 1-го года обучения это обучения это упражнение может выполняться в любой национальности.

Grand battement jete.

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта, проходя и фиксируя все положения стопы на полу, затем на один такт. Упражнение выполняется не менее 4-х раз в каждом направлении. В комбинацию могут быть включены releve, plie. Рука должна быть открыта во II позиции. Менять позицию руки необходимо при неподвижном положении ног. Бросок должен быть легким, резким, с акцентом наверх. В дальнейшем можно применять более сложный вариант после броска наверх, рабочая нога опускается на пятку, опорная при этом сгибается в колене, затем одновременно рабочая нога переводится на носок, а опорная вытягивается.

2.УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.

Танцевальные шаги наиболее характерный элемент народной хореографии. Они являются основой всех танцев, особенно русских как старинных, традиционных так и современных.

Чаще всего шаги встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках.

В русском народном танце существует большое количество шагов-шаг с переступанием, простой сценический шаг, переменный шаг, тройной, шаркающий, шаг с соскоком, шаг с притопом, подбивка, припадание и многие другие. Они играют большую роль в соединении отдельных движений между собой. Простой шаг исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа шаг переходит в бег.

Движение под названием веревочка прочно вошло в русский танец. Движения ног в танце имитируют процесс завивание веревки.

В то время как ноги энергично » вьют веревочку «- исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни назад, ни вперед, корпус его прямой и почти неподвижный. Эта простая или, как ее часто называют, одинарная, является основой других видов. Может исполняться на всей стопе, и на не высоких полупальцах. Необходимо следить за тем, чтобы соскок в пол был четким, рабочая нога скользила носком точно по опорной ноге, колени были предельно развёрнуты в стороны, рабочая нога поднималась не ниже чем до колена опорной ноги.

По усвоению и закреплению навыков исполнения простой верёвочки, можно приступать к более усложненной: двойной, синкопирован ной, с переступанием, с вращением и передвижением вперёд, назад, влево и вправо. Первоначальное изучение на 2 такта 2/4.

Исполняется 2 такта 2/4. Необходимо следить за четким соскоком опорной ноги в пол, четким одинаковым по значению «шарканьем» рабочей ноги об пол. В дальнейшем движение исполняется на 1 такт 2/4,поочерёдно левой и правой ногой, добавляются более усложненные элементы.

Сначала идёт разучивание отдельных, входящих в этот танец, движений ног; затем необходимо «ввести» руки и если есть, работать над позами и положениями в парном танце. В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

С разучиванием движений танца, начинается основная работа над танцевальным образом. Точный показ педагога должен помочь ученикам увидеть типичные черты образа. Таким образом, чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, осмысленность с творческим поиском учащихся. Движения применяемые в танце не должны опережать программу первого года обучения, они должны быть направлены на закрепление, повторение, отработку выученных элементов. Выполняемые движения не должны противоречить методике на 1-ом году обучения.

ПРИМЕРНЫЙ УРОК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЙ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНО- СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.

Исходное положение I позиция, лицом к станку, обе руки на станке. Музыкальный размер 2/4

1-4- Стоим по первой позиции, все мышцы напряжены, стопы выворотные, колени затянуты, ягодицы подтянуты, голова прямо.

1-4- Расслабить все мышцы

1-24- повторить упражнение еще 3 раза

Не меняя музыкальный размер выполнить RELEVE

1-6- 3-и releve по I позиции

7-8- 3-4- battement tendus в сторону

По такому же принципу выполнить releve по всем позициям

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 3/4 вальс

1-4- Pour- de- bras назад, голова повернута к правому плечу

1-4- Вернуть корпус в исходное положение. Голову перевести в лево

1-4- Pour- de- bras назад, голова повернута к левому плечу

1-4- Вернуть корпус в исходное положение. Голову перевести в право

1-12- Повторить комбинацию еще 2 раза

1-24- По такому же принципу выполнить перегибы в сторону

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 4/4

1-Demi plie по I позиции

2- Demi plie по I позиции

3- Demi plie по I позиции. Рука I- на пояс

4-Battement tendus в сторону во II позицию

1-Demi plie по II позиции

2- Demi plie по II позиции

3- Demi plie по II позиции. Рука I-II позиция

4-Battement tendus в V позицию вперед

1-8-По такому же принципу выполнить demi plie по V позиции впереди и сзади

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2- battement tendus по полу вперед. Голова повернута на право

3-4- battement tendus по полу вперед

-/ Поставить стопу на каблук

-/ Закрыть ногу в V позицию назад

3-4- Demi plie. Рука I- на пояс.

1-2- battement tendus по полу в сторону. Закрыть назад. Голова переводится прямо 3-4- battement tendus по полу в сторону. Закрыть вперед.

1-2- battement tendus с переводом стопы на каблук

3-4- Demi plie. Рука I-II позиция.

1-16- Повторить всю комбинацию в обратном направлении.

BATTEMENT TENDUS JETE

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2-пауза позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2-battement tendus jete вперед. Голова повернута на право

3-4- battement tendus jete вперед

1-2- battement tendus jete pour-le-pieds

4- Левая пятка поднимается, колени согнуть. Рука на пояс

1-2-battement tendus jete в сторону. Голова переводится прямо

3-4- battement tendus jete в сторону

1-2- battement tendus jete pour-le-pieds

4- Левая пятка поднимается, колени согнуть. Рука II позиция

1-16-По такому же принципу повторить комбинацию в обратном направлении.

POND DE JAMBE PAR TERRE

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 4/4

2 2^ Рука I позиция

2 ^ battement tendus в сторону. Рука II позиция

2^ Приподнять ногу от пола. Flac к себе, левая нога на cou-de-pieds сзади.

1 2^ 6-я позиция ног. Левая стопа скошена.

2^ Левая стопа ведется носком вперед.

2^ demi-rond до стороны

2^ Приподнять ногу от пола. Flac к себе, левая нога на cou-de-pieds сзади.

4- Полный rond назад. Нога осталась на носке.

1- Degage на правую ногу

2- Degage на левую ногу. Рука- ладонью на грудь.

-/ Закрыть вперед в V позицию

-/ Releve. Рука поднимается в III позицию

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2- 1 каблучное вперед. Голова повернута на право

3-4- 1 каблучное вперед

1-2- 1 каблучное вперед

3- Вытянуть колени. Рука I позиция

4- Plie. Рука- на пояс

1-4- 2 каблучных в сторону. Голова переводится прямо

1-2-1 каблучное в сторону

3- Вытянуть колени. Рука I позиция

4- Plie. Рука- II позиция

1-16- По такому же принципу сделать движение назад и в сторону

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

-/ Battement tendu в сторону. Рука- II позиция

1-2- 1-но b. foundu вперед. Голова повернута на право

3-4- 1-но b. foundu вперед

1-2- 1-но b. foundu в сторону. Рука- I-II позиция. Голова переводится прямо

3-4- 1-но b. foundu в сторону

1-4- 2-а b. foundu назад. Голова повернута на право

1-2- 1-но b. foundu в сторону. Рука- I-II позиция. Голова переводится прямо

3- Поставить ногу на носок

1-8- 2-а b. foundu в сторону с разворотом колена

1-4-1-но b. foundu в сторону с разворотом колена, ногу поставить в сторону на носок

1-2- Demi plie по II позиции, перейти на правую ногу. Рука- I- на пояс, голова поворачивается на право

3-4- Demi plie по II позиции, перейти на левую ногу, правую закрыть вперед в V позицию, голову перевести в исходное положение

ПОДГОТОВКА К ВЕРЕВОЧКЕ

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2- 1- passe по ноге, закрыть назад в V позицию

3-4- 1- passe по ноге, закрыть вперед в V позицию

1-2- 1- passe по ноге, закрыть назад в V позицию

3-4- 1- passe по ноге, закрыть вперед в V позицию

1-12- 3-и подготовки к веревочки с разворотом колена

3-4- Рука- I-II, demi plie

1-24- Повторить комбинацию на demi plie

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-3- 3 flic-flac вперед голова повернута на право

4- Рука- I-II позиция

1-3- 3 flic-flac в сторону. Голова переводится прямо

1-8- По такому же принципу сделать движение назад и в сторону

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4.Движение выполняется в форме перепляса

Движение первыми начинают девочки стоящие на центральном станке

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа

1-2- 4-и двойных дроби с правой ноги

3-4- Одинарный ключ. Рука- I-на пояс

Движение продолжают девочки стоящие на боковых станках

1- два простых шага с ударами каблуков об пол

2-4- 3-и тройных притопа

1-2- 2-е двойные дроби с переступанием с левой ноги. Рука- I- на пояс

3- 1-на двойная дробь с левой ноги, соскок вниз на правую ногу, левая нога согнутая в колене поднимается на верх перед собой

Движение продолжают все девочки

1- 2-е двойные дроби с правой ноги. Рука-I-II

2- 1-а двойная дробь с переступанием с правой ноги

3- 2-е двойные дроби с левой ноги

4- 1-а двойная дробь с переступанием с левой ноги

1-2-4-и семейских дроби с разворотом плечей

3-4- Двойной ключ с правой ноги. Рука- I- на пояс

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 4/4

-/ Медленно поднимаем ногу на верх на 90

-/ Опустить ногу на носок. Закрыть в V позицию

-/ Нога от колена вытягивается вперед

-/ Опустить ногу на носок. Закрыть в V позицию

1-12- По такому же принципу сделать relevelent и develop по всем направлениям

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2-Grand battement вперед

3-4- Grand battement вперед

1-2-Grand battement вперед

3-4- Releve. Опуститься в V позицию. Рука I- на пояс

1-24- По такому же принципу сделать grand battement по всем направлениям

УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Исходное положение : 3 девочки стоят на центральном станке, 1 на правом боковом, 1 левом боковом. Стоят лицом к зрителю по III позиции, руки опущены вниз

Музыкальный размер 4/4. Русский лирический хоровод

Движение начинают 2 боковые девочки которые стоят на центральном станке №1 и №3

1-2- 8 сценических шага с носка вперед

3-4- 8 сценических шага с носка вперед. Руки- I-II. Разошлись по сторонам. Руки- allonge, опустить

1-2- Центральная девочка делает 4 переменных шага вперед. Руки- I-II. В это время 1и 3 девочки проходят по боковому станку и становятся назад.

3-4- Все девочки делают 4 шага на полупальцах с pike колено поднимается перед собой.

1-2- Все девочки делают 4 припадания на правую ногу.

3-4- 4 припадания на левую ногу по диагонали. Руки- I- левая III- правая II позиция

1-2- 4 припадания на левую ногу по точкам 7,5,3,1. Руки-I- на пояс

3-4- С правой ноги 3 переменных шага назад. Левая нога осталась впереди на носке на нее шаг и правую ногу закрыть в III позицию.На переменных шагах руки открываем, на шаге, руки закрываем на пояс

Музыкальный размер 2/4. В русском характере

1-4- С правой ноги 8 шагов с каблука вперед. Руки- I-II

1-4- 8 шагов с каблука по кругу, во круг себя. Девочка №2 в это время выходит вперед образовывая круг. Руки- I- на пояс

1-4- С правой ноги 7 шагов с соскоком по общему кругу. Руки на поясе. Тройной притоп в круг.

1-4- 7 шаркающих шагов в круг. Шаг на левую ногу, соскок на обе ноги. Руки- I-II-взяться за руки.

1-4-4 подбивки с правой ноги. Руки- вытягиваются ровные перед собой.

1-4-8 подбивок с правой ноги. Руки остаются в таком же положении

1-4- 4 подбивки с левой ноги. Руки опускаются вниз

1-4- 8 подбивок с левой ноги. Выстраиваются в одну линию.

1-2- 2 удара (на четные числа) правой ногой. Держась за руки девочки №2 и 4 поворачиваются друг к другу, тоже делают и девочки №3 и 5, одна девочка остается одна.

3-4- 2 удара (на четные числа) правой ногой. Только поворачиваемся к другой девочке.

1- 2-а удара (на «и») правой ногой. Опять поворачиваемся к другим девочкам

2- 2-а удара (на «и») правой ногой. Поворачиваемся к другим девочкам

3- 2-а удара (на «и») правой ногой, повернуться на зрителя

1-4- 8 шагов с каблука с соскоком вперед. Руки-I-II

1-4- 6 шагов с каблука с соскоком во круг себя. Шаг на правую ногу соскок на 2-е ноги, руки закрыть именно в этот момент.

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 4/4

2- Правая рука- I- на пояс

4- Левая рука- I- на пояс

1- Две руки- I-II смотреть в кисть правой руки

2- Две руки- I- на пояс

3- Две руки- I-II смотреть мимо локтя левой руки

4- Две руки- I- на пояс

1-2-4 гармошки с plie. Руки- через стороны складываются перед собой одна на другую

3-4 гармошки в право. Руки остались на месте

4-4 гармошки вокруг себя. Руки медленно открываются во II позицию

1-2- 4 припадания за левой ногой назад. Левая рука- на поясе, правая рука- медленно открывается во II позицию

3- 4 припадания на правую ногу по диагонали. Рука- подготовительное положение-II Левая рука-III

4-4 Припадания на левую ногу по диагонали. Руки закрыть

1-2-а переменных шага с правой ноги. Первая линия назад, вторая линия вперед. Первая линия открывает руки, вторая линия руки держит на поясе

2-2-а переменных шага. Линии меняются в исходное положение. Вторая линия закрывает руки, первая- открывает

3- Повторить еще раз по такому же принципу

4-3-и шага вокруг себя, сзади линия закрывает руки, приставка, руки открыть-I-II.

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4. Движение начинают 3 девочки

Движение начинают первые девочки

1-4- 2-е моталочки вперед правой ногой

1-4- 2-е моталочки вперед левой ногой

1-4- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

1-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

1-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

Первые девочки стоят на месте, вторые продолжают движение

1-2-2-е моталочки вперед правой ногой

3-4-2-е моталочки вперед левой ногой

1-2- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

3-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

Движение выполняют все девочки

1-2- 1-на моталочка с захлестом с правой ноги

3-4- 1-на моталочка с захлестом с левой ноги

1-3- 3-и моталочки в сторону

4- Пройной притоп. Рука-I-II

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 2/4

Движение начинают первые две девочки. Веревочка на целой стопе

1-4- 2-е веревочки, (на «и») Руки-I-II

Движение продолжают вторые девочки. Веревочка на полупальцах

1-4- 2-е веревочки, (на «и») Руки-I-II

Движение выполняют все девочки

1-4- 4-и двойных веревочки. Руки- I-на пояс

-/ ковырялочка левой ногой. Руки-I-II

-/ ковырялочка правой ногой. Руки- I-на пояс

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 2/4

Движение начинают первые две девочки.

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой. Руки- I-II

1-2- 4-и молоточка правой ногой

3-4- 4-и молоточка левой ногой

1-4- 4-и молоточка по очереди правой и левой ногой по кругу. Руки- I- на пояс

Движение продолжают следующие девочки

1-2- 4-и молоточка на месте правой ногой, корпус повернуть на право. Правая рука- I-II

3-4- 4-и молоточка на месте левой ногой, корпус повернуть на лево. Левая рука- I-II

1-3- 6-ть молоточков на зрителя по очереди правой и левой ногой

4- Тройной притоп. Руки закрыть

1-4- Одна моталочка в сторону и 6 молоточков с продвижением в право. Правая рука- I-II

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4

Движение начинает одна девочка

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа, нога «на воздух»

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа, с ударом каблука об пол

1-8- Повторить дробь. Только на первых тройных притопах открыть руки, на следующих тройных притопах закрыть

Дробь продолжают следующие две девочки

1-4- 8-мь двойных дроби

1-4- 4-и двойных дроби с переступанием

1-4- 8-мь двойных дроби. Руки- I-II позиция

1-4- 3-и двойных дроби с переступанием, тройной притоп. Руки- I- на пояс

Дробь продолжают следующие две девочки

1-4- Два одинарных ключа

1-4- Два двойных ключа

1-4- Два одинарных ключа. На первом ключе руки открыть во вторую позицию

1-4- Два двойных ключа. На первом ключе руки закрыть на пояс

Эту дробь выполняют все девочки

1-2- Три трилистника с правой ноги вперед, тройной притоп

3-4- Три трилистника с правой ноги вперед, тройной притоп

1-4- Тоже сделать с левой ноги

1- Один трилистник с притопом в правую диагональ. Правая рука- I-II

2-3- Два трилистника с притопами в правую диагональ

1- Один трилистник с притопом в левую диагональ. Левая рука- I-II

2-3- Два трилистника с притопами в правую диагональ

4- Тройной притоп. Руки- I- на пояс

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4

Вращения начинают две девочки

1-32- Восемь вращений

Вращения продолжают две девочки

Поставлен на материале русского народного танца. В форме перепляса. Музыкальный размер 2/4

Исходное положение; две девочки стоят по бокам друг от друга, две оставшиеся стоят вместе с левой стороны

Движение начинают девочки №1 и №2

1-3- 6-ть простых сценических шага на встречу друг к другу с правой ноги

4- тройной притоп, корпус наклонить

1-3- 6-ть простых сценических шага на зрителя с правой ноги. Руки-I-II

4- тройной притоп. Руки- I- на пояс

1-4- 4-и шага на полупальцах вокруг себя по внешнему кругу с правой ноги

1-4- 4-и припадания в сторону. Девочка №1 делает на левую ногу; №2 на правую. Меняются местами. Девочка №1 проходит впереди

1-2- Вместе этим же движением отходят назад

1-2- 2-е Подбивки друг к другу

3-4- 3-и простых сценических шага назад. Левая нога осталась на носке ее закрыть в 3-тью позицию. Голову повернуть на зрителя

Дальше вступают другие девочки. Музыкальный размер не меняется, аккомпаниатор проигрывает с начало два аккорда. Мелодия должна отличаться от предыдущей

1-4-4-и шаркающих шага на каблук с переступанием с левой ноги

-/ Подтянуть левую ногу в 3-ю позицию

3-4- 4- и простых сценических шага девочки №3 и №4 делают, обходя по кругу через правое плечо

Перепляс начинают первые девочки

1-2-2-е моталочки вперед правой ногой

3-4-2-е моталочки вперед левой ногой

1-2- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

3-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

1-2- 1-на моталочка с захлестом с правой ноги

3-4- 1-на моталочка с захлестом с левой ноги

1-3- 3-и моталочки в сторону

4- Пройной притоп. Рука-I-II

Перепляс продолжают вторые девочки

1-2- 4-и веревочки с правой ноги

3-4- 2-е веревочки с переступанием. Руки I-II

1-2- 4-и веревочки с правой ноги

1-4- 4-и двойных веревочки. Руки- I-на пояс

-/ ковырялочка левой ногой. Руки-I-II

-/ ковырялочка правой ногой. Руки- I-на пояс

Движение выполняют первые девочки

1-2- Ковырялочка с правой ноги, перейти на левую правой притоп

3-4- Тоже самое выполняют девочки №3 и №4

1-4- Все друг к другу выполняют два раза «три шага притоп» образовывая круг

1-4-4 подбивки с правой ноги. Руки- вытягиваются ровные перед собой.

1-4-8 подбивок с правой ноги. Руки остаются в таком же положении

1-4- 4 подбивки с левой ноги. Руки опускаются вниз

1-4- 8 подбивок с левой ноги. Выстраиваются в две линии

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой. Руки- I-II

1-2- 4-и молоточка на месте правой ногой, корпус повернуть на право. Правая рука- I-II

3-4- 4-и молоточка на месте левой ногой, корпус повернуть на лево. Левая рука- I-II

1-3- 6-ть молоточков на зрителя по очереди правой и левой ногой

4- Тройной притоп. Руки закрыть

1-4- Одна моталочка в сторону и 6 молоточков с продвижением в право. Правая рука- I-II

1-4- 4-и молоточка по кругу через правое плечо

1-2- 2-а молоточка на зрителя

3- 1-а моталочка с правой ноги вперед

4- шаг на правую ногу, на каблук, левую подставить. Руки- I-II

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно- физического, эстетического и художественного развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на краткой характеристики каждого из них.

Освоение народных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах народного танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение народного танца дают значительную спортивно- физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела.

Систематические занятия танцев соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, предают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а поэтому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания народной хореографии в системе воспитания.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.Богданов Г. Урок русского народного танца.- М.: Всероссийское музыкальное общество. 1995

3.Борзов А. А. Народный танец на самодеятельной сцене.- М.: ВНМЦНТ и КПР. 1986

5.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца, танцевальные движения и комбинации на середине зала.- М.: Владос. 2004

8.Иноземцева Г. В. Народный танец.- М.: Знание. 1971

10.Народно сценический танец.- М.: Искусство. 1976

11.Современный бальный танец.- М.: Просвещение. 1998

12.Степанова Л. Г. Народные танцы.- М.: Cовременная Россия. 1968

13.Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство. 1967

14.Теория и методика преподавания народно- сценического танца.- М.: 1971

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *