вербальные способности что это такое
Вербальные способности
Вербальные способности — степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербальные способности основываются на использовании индивидом системы языка. Она включает в себя элементы и предписанные правила употребления и использования этих элементов. Система языка имеет несколько уровней использования: фонетический, лексический, грамматический (в том числе словообразовательный), синтаксический. Использование этих уровней в словесно-логическом мышлении индивидуально. При диагностике вербальных способностей исследуются возможности индивида исключать лишнее, искать аналогии, определять общее и оценивается его осведомленность.
Появление высокоразмерного нейросетевого подсознания у биометрических автоматов является предпосылкой для появления у них вербального языка и появления вербальных способностей у искусственного интеллекта (подробнее можно прочитать в работе Иванова А.И. «Подсознание искусственного интеллекта: программирование автоматов нейросетевой биометрии языком их обучения» http://пниэи.рф/activity/science/bio_neuro.pdf.).
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вербальные способности» в других словарях:
Экспертная оценка способности свидетеля давать правильные показания — Предметом этого вида экспертиз является способность свидетеля или потерпевшего давать правильные показания. Именно об этом спрашивают эксперта: (1) учитывая психические особенности и психическое состояние свидетеля, мог ли он давать правильные… … Энциклопедия современной юридической психологии
Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development) — Почему одни люди сохраняют свою поведенческую компетентность до глубокой старости, тогда как другим свойственно раннее угасание? Этот вопрос долгое время был главным предметом исслед. в психологии развития взрослых и в психологии старения. К др.… … Психологическая энциклопедия
Фактор общего интеллекта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… … Википедия
Индивидуальные различия (individual differences) — Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с… … Психологическая энциклопедия
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь
Тёрстоун, Луис Леон — Луис Леон Тёрстоун Louis Leon Thurstone Дата рождения: 29 мая 1887(1887 05 29) Место рождения: Чикаго Дата смерти: 29 сентября … Википедия
Психология половых различий — раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований
Двухфакторная теория интеллекта — Двухфакторная теория интеллекта теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и… … Википедия
ВЕКСЛЕРА-БЕЛВЬЮ, ШКАЛА(Ы) — Первый из тестов интеллекта, в котором систематически разделялись вербальные способности и способности к выполнению. Векслер – Белвью I был издан в 1929 г., а пересмотренный Векслер – Белвью II появился в 1946 г. В 1955 г. он активно обновлялся,… … Толковый словарь по психологии
ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT) — Наиболее широко используемый тест при поступлении в колледж в США. Он состоит из двух тестов способностей, одного на вербальные способности и одного на математические способности, и серии тестов достижения по определенным предметам … Толковый словарь по психологии
Вербальные способности: как развить речь для успеха в жизни
Речь – основной инструмент общения человека. Более того, в эпоху социального развития она является вообще основным инструментом для развития. Для успешного обучения и работы в большинстве случаев требуется речь, так что можно сказать, что от ее качества зависит и вся судьба человека. Чтобы улучшить свое положение, стать харизматичнее, заставить мозг лучше работать, нужно развивать вербальные способности.
Что такое вербальные способности и зачем они нужны?
Под вербальными способностями понимаются навыки использования речи. К ним относится:
У вербальных способностей множество функций. В детском возрасте от их развития зависит и общий умственный уровень малыша. Чем лучше речь, тем способнее ученик будет в школе, а затем и в университете, тем легче ему будет обучаться. В юношестве на передний план выходит такая функция нашего языка, как коммуникация. При помощи вербальных способностей выстраиваются дружеские, рабочие, личные отношения.
Очень важны навыки использования речи для публичных людей. Актерам, ораторам, бизнесменам нужно уметь грамотно пользоваться языком, чтобы производить положительное впечатление на окружающих, склонять их на свою сторону. Также уровень языка влияет и на психическое состояние человека, ведь от него во многом зависит самооценка.
Развитие наших вербальных возможностей сказывается даже на уровне IQ. Постоянно развивая свой мозг, пополняя словарный запас, выстраивая грамотную речь, человек напрягает мозг. В итоге тот развивается, что сказывается и на другой умственной деятельности: концентрации, решении математических задач, скорости мышления.
Важно отметить, что к вербальным способностям относится не только устная речь, но и письменная. Важная часть навыка – это и умение понимать сказанное и прочитанное, а не только складывать слова самостоятельно. В крупных компаниях, которые специализируются на услугах населению, обязательно проводятся вербальные тесты. Они определяют, насколько хорошо кандидат понимает письменные документы, умеет ли понимать приказы начальства, общаться с покупателями.
Если навыки развиты слабо, человек не сможет устроиться на работу.
Тест вербальных способностей
Самый распространенный опросник на проверку развития рассматриваемого навыка – это динамический тест вербальных способностей. Его предлагают соискателям при поступлении на работу, а иногда и ученикам, которые хотят поступить в среднюю или старшую школу.
Суть тестирования заключается в следующем:
Чем выше балл, тем лучше развит навык. Если оказалось, что уровень низкий, умение можно повысить. Для этого существует специальная литература, регулярно составляются новые тренинги.
Лучшая литература
Для улучшения навыков коммуникации и письменной речи следует ознакомиться с этими интересными пособиями:
Помимо указанного, подойдут любые книги по ораторскому мастерству и искусству письменной речи. Такие издания пишут популярные писатели, например, Стивен Кинг. А ораторскими приемами делятся профессиональные мотиваторы.
Как прокачать вербальное мышление: лучшие упражнения и игры для компании
Кто круче — гуманитарии или технари, поэты или математики, лирики или физики? На самом деле, этот спор не имеет смысла (хотя и вечен). Высший пилотаж — развить в себе обе разновидности мышления: вербально-логическое и креативное. Если вам недостает четкости суждений, то вот практическая методика — упражнения, которые позволят «прокачать» вербальное мышление у взрослых и детей.
Головоломки
Подойдут ребусы, логические задачи (в дальнейшем и такие сложные, как «задача Эйнштейна» про дома и их обитателей — погуглите), тесты самопроверки для подсчета IQ.
Карты памяти
Схемы, составленные вручную или с помощью специального приложения, — это замечательная штука, которая тренирует аналитическое мышление и помогает решению самых разных задач.
Освоение нового
Определите для себя новый навык — то, что вы еще не умеете. Например, освоить скорочтение или незнакомый язык. Распишите, какие ресурсы вам понадобятся для его освоения, с какой периодичностью и в каких условиях вы будете это делать, по какому плану? В случае со скорочтением, например, очень помогут одноименные курсы и тренажеры от Викиум. Пройдя их, вы сможете «проглатывать» книги, глубоко осознавая их содержание (это можно будет сделать даже в магазине, не отходя от стеллажа!), более оперативно и продуктивно готовить учебные и рабочие презентации, отчеты, доклады, а также высвободить огромное количество времени для себя.
Все расписали? А теперь приступайте к реализации!
Правильное чтение
Развитие вербального мышления невозможно без чтения. При нем задействуется ваше речевое и понятийное «я», но читать необходимо с умом, а не просто в целях развлечения. Что это значит?
Читая текст, представляйте, как в вашей голове звучит голос автора.
Представьте себя одни из героев повествования, включите все органы чувств, чтобы ощущения были наиболее яркими. Это поможет улучшить память и вербальный стиль — умение словесно воспроизводить информацию.
Самореклама
Придумайте короткую аудиорекламу себя самого — секунд на 45. Запишите на диктофон. Слушайте, учите наизусть, проговаривайте перед зеркалом и, конечно, применяйте эту самопрезентацию в жизни!
Новые словечки
Находите, изучайте и запоминайте новые слова. И, разумеется, активно внедряйте их в свою повседневную речь. Скороговорки тоже помогают развитию вербального мышления. Главное — следите за чистотой произношения!
Играйте и выигрывайте
Разгадывайте кроссворды, играйте в лингвистические игры с друзьями, например, в Alias («Скажи иначе»). Еще одна интересная забава такова. Участники пишут на листочках по одному не очень длинному слову (4-5 букв), а затем перемешивают и вытаскивают случайную карточку. Далее все по очереди составляют расшифровки этих буквосочетаний. Например, МОЗГ можно расписать как «Маг оживил задушенного героя» или «Марк обожает занимать гривны». Если вы хотите усложнить игру, задайте всем фразам определенную тему.
Инакомыслие
Раз в день выбирайте 5-6 предметов из окружающей вас обстановки и называйте их иначе. Дверь станет «открывалкой», чайник — «кипятильником», хлеб — «выпеченкой» и пр.
Метод кластеризации
Эта техника идеально подходит для решения многих проблем и планирования. Берем волнующую нас тему — допустим, вложение денег. Вписываем это слово в рамочку в центре листа. Затем открываем поток сознания — выписываем чувства, мысли и словесные ассоциации, связанные со словом «конфликт». Далее каждое слово обводим и стрелочками обозначаем связи между всеми словоформами. Посмотрев на результат, вы увидите, что четко организовали собственные мысли.
Тренировка внутреннего голоса
Это упражнение помогает управлять речью. Возьмите любимый афоризм и произносите про себя с разной скоростью, громкостью, смысловыми акцентами. Теперь представьте, как та же фраза звучит в исполнении вашего лучшего друга; Николая Баскова; президента при его новогоднем обращении; иностранной поп-дивы, пытающейся говорить на русском. Далее попробуйте прочувствовать, как данная мысль воспроизводится у вас в груди, в правом локте, в левой пятке. Теперь мысленно «напишите» ее мелом на грифельной доске; краской на кирпичной стене; «вышейте» на полотенце…
Специальные тренажеры
Между словарным запасом человека и его уровнем дохода есть прямая и четкая зависимость. Богаче лексикон — приятнее доход. Человек, владеющий умением составлять точное и яркое описание (устно или письменно) зависит успех продажи любого товара или идеи. Это умение, помноженное на аналитические способности, делает из человека незаменимого профессионала в любой сфере деятельности.
Готовый ключ к освоению этих умений — тренажеры и курсы Викиум. Например, интенсив «Развитие мышления» позволит научиться молниеносно принимать верные решения, одерживать верх в словесной полемике, освоить искусство грамотного убеждения и логичных умозаключений. Такие навыки необходимы и исполнителям, и руководителям любого уровня.
Вербальные и числовые тесты
[Как они устроены?]
Международные компании много лет используют психометрические тесты при приеме кандидатов на работу. Основу заданий составляют вербально-числовой тест. Их цель – отсеять несоответствующих стандартам компании кандидатов до того, как приглашать их на очное собеседование.
Подробнее о вербально-числовом тесте
От действий человека, занимающего руководящие должности, напрямую зависит имидж и прибыль компании. Чтобы снизить возможные риски, связанные с недостаточной компетентностью, он подвергается всесторонней оценке.
Опыт, указанный в резюме, или даже рекомендации с прошлой работы не отражают рабочих способностей кандидата. Единственный способ проверить человека «в деле», оценить его поведение, управленческий стиль или умственные способности – провести контрольное тестирование.
Вербальные и числовые тесты давно используются HR, поскольку их результаты позволяют предсказать работоспособность человека.
Разработчики тестов
Разработка и внедрение методик оценки персонала требует много ресурсов, как временных, так человеческих. Более того, необходим доступ к базе статистических данных в различных сферах бизнеса.
Услуги по разработке соответствующих процедур оценки и управления персоналом предлагают международные и местные кадровые консалтинговые агентства. Лидерами отрасли кадрового консалтинга считаются:
Упражнения некоторых разработчиков используются для отбора на престижные стажировки и правительственные конкурсы. В пример можно привести компанию «Shl» или «Экопси консалдинг», числовой и вербальный тест которой используется в конкурсе «Лидеры России». Экзамены первых трех разработчиков из списка используются при наборе на вакансии в Газпромнефть, НЛМК, Роснефть, «Пятерочка» и другие сферы частного и государственного бизнеса.
Каждый разработчик использует собственную методику тестирования и оценок. Хотя тесты от разных разработчиков составлены по единому принципу, подготовка должна вестись по тренировочным заданиям, которые составлены с учетом специфики конкретного разработчика.
Виды задач на анализ вербальной и числовой информации
Тесты на анализ вербальной и числовой информации разработаны таким образом, чтобы снизить влияние сторонних факторов на их результат. К примеру, на итоговую оценку не влияет уровень образования или социальное положение претендента. Результаты зависят от того, насколько оцениваемые навыки использовались соискателем в его повседневной работе.
Упражнения на вступительных испытаниях разделены на две группы:
Ниже вы можете посмотреть наше видео, как устроены числовые и вербальные тесты:
Вербальные вопросы и ответы
Название | Как выглядит | Что требуется |
---|---|---|
Истина-ложь | 1) Текст в 500-800 символов; 2) Одно утверждение; 3) Варианты ответа: — Верно; — Неверно; — Невозможно ответить. | Прочитав предложенный текст, нужно определить, верно или неверно приведенное утверждение. |
Вербальный анализ | 1)Текст в 500-800 символов; 2) 5 и более утверждений. | Сравнив каждое представленное утверждение с текстом, нужно найти единственно верное или неверное утверждение. |
Упражнения на вербальный анализ сложнее классических, поскольку за небольшой промежуток времени, текст приходится перечитывать по нескольку раз.
Числовые (Математические) вопросы и ответы
Числовые задачи входят в группу невербальных вместе с логическими или интеллектуальными и состоят из:
Математические упражнения оценивают умение соискателя находить решение проблемы в условиях ограничений по времени. В задачах используются базовые математические операции:
Как правило, на математических тестах разрешено использовать калькулятор.
Сложность числовых упражнений вызывает не только нехватка времени. Задания направлены на оценку способностей по поиску, анализу и интерпретации информации. Поэтому условие, как правило, перегружено цифрами, графиками или сносками.
Как проходят вербальные и числовые онлайн тесты
Тесты, направленные на оценку числовых и вербальных способностей, как правило, используются перед очным собеседованием в онлайн формате. Если резюме понравилось работодателю, человеку в электронном письме высылают ссылку на экзамен. Она может вести на сайт компании или разработчика, например, shltools. Вместе с заданием высылают подробную инструкцию по прохождению, а иногда и демонстрационные вопросы. Демо версия необязательна для прохождения, но позволяет войти в ритм перед экзаменом.
После того как соискатель нажимает на кнопку «начать экзамен», сделать перерыв или отложить его уже нельзя. Как только закончится время, появится статистика с количеством правильных ответов.
От результатов экзамена зависит, получит ли он приглашение на очное собеседование или нет.
Динамические задачи
Особенностью упражнений от разных разработчиков тестов, например Ontarget или SHL, считается режим адаптивности. Сложность следующего вопроса определяется ответом на предыдущий. Если ответ верный, сложность увеличивается, если неверный – уменьшается. Для кандидата такой подход эмоционально проще, поскольку, решая вопросы, которые ему «по зубам», приобретается уверенность в собственных силах, увеличивается итоговый балл. Хотя у заданий с динамической сложностью есть свои противники, в целом эта методика точнее оценивает соискателя, чем классическая.
Польза
Иногда кажется, что тестирование создает лишь дополнительную нагрузку на отдел кадров или соискателей. Но на деле оно полезно для обеих сторон. Работодателю важно отсеять неподходящих претендентов, поскольку опыт работы и образование в резюме не всегда говорят о способностях человека.
Для кандидата же – это один из немногих шансов выделиться на фоне других претендентов. При классическом отборе работодатель по неизвестным никому критериям или шкалам самостоятельно выбирает подходящую кандидатуру. А при использовании отборочного экзамена вероятность прохождения отбора зависит от самого соискателя.
Формат тестов
Наиболее распространенный формат экзаменов – дистанционный. Логический, числовой, вербальный тест онлайн проще и быстрее очного. Но иногда практикуется очное групповое или одиночное тестирование.
На групповых собеседованиях и при массовом наборе персонала экзамен иногда проходит в очном формате. Кандидаты решают задания под контролем экзаменаторов и сразу же получают результаты, которые определяют, проходят ли они на следующий этап или нет. Это экономит время, поскольку все этапы отбора кандидатов проводятся за один рабочий день.
Контроль на онлайн этапе
Проходя online тестирование, кандидаты часто пытаются обмануть работодателя. Некоторые надеются подсмотреть решение в интернете, вбивая в поисковик фразу «тесты числовые и вербальные с ответам». Другие – обращаются за помощью к друзьям или родственникам. А бывает, что соискатели нанимают экспертов, которые решают задачи за них.
Работодатели борются со списыванием при помощи:
Критерии оценки и порог прохода
Искусственно устанавливать проходной балл для кандидатов нецелесообразно, поскольку тестирование используется в разных странах, компаниях и предназначено для различных групп людей. У каждой социальной группы свой средний результат, который зависит от:
Поэтому разработчики упражнений используют гибкую систему оценок, основанную на результатах других кандидатов. Проходной балл зависит от того, как с заданием справились другие соискатели на ту же должность. Некоторые разработчики в качестве контрольной группы применяют нормативные выборки, собранные при помощи статистических исследований, подробнее здесь. Иногда используются средние результаты сотрудников, которые прошли отбор и устроились работать в компанию.
Как пройти числовые и вербальные тесты [4 совета]
Вывод
Поскольку числовые, вербальные и логические тесты становятся все популярнее среди работодателей, вероятность столкнуться с ними увеличивается с каждым годом. Причем для этого необязательно менять работу. В международных компаниях тестирование используется в качестве ежегодных аттестационных мероприятий и при продвижении по карьерной лестнице. Поэтому даже если смена работы не планируется, пройдя бесплатный вербальный или числовой тест, удастся определить свой уровень, и, возможно, заняться самообразованием.
Вербальный интеллект
Специфические для людей, связанные с усвоением языка навыки, которые, как считается, отражают общие интеллектуальные способности. Большинство исследователей признает важность вербального интеллекта, что проявляется в его выделении как отдельной составляющей во всех основных иерархических моделях человеческого интеллекта.
Оценка уровня развития вербального интеллекта
Вербальный интеллект оценивается по выполнению одного или нескольких тестов (субтестов), исследующих понимание речи, способность определения понятий, способность к логическому рассуждению и т. п. Вербальный интеллект оценивается также и в тестах невербального интеллекта, выполнение которых по факту зависит от уровня развития вербального интеллекта (например, понимание инструкций).
Часто при оценке вербального интеллекта используют тесты, направленные на оценку пассивного и/или активного словарного запаса, которые являются условно универсальными для большинства культур. В этих тестах, как правило, просят указать на одну из нескольких картинок, услышав название или определение предмета/действия/события, изображенного на картинке. Другие типы тестов, оценивающих вербальный интеллект, требуют определенных знаний в самых различных областях (например, проводить аналогии между отдельными словами, что позволяет исследовать не только способность к логическому вербальному рассуждению, но и общие знания об окружающем мире, понимание социальных правил и норм).
Оценить уровень развития вербального интеллекта действительно можно с помощью разных тестов. Например, с помощью одного теста, направленного на оценку словарного запаса, такого как Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) или с помощью нескольких субтестов вербальной шкалы теста интеллекта Векслера или теста Стэнфорда—Бине. Стоит отметить, что в случае последних тестов по результатам оценок, полученных по отдельным субтестам вербальной шкалы вычисляется коэффициент вербального интеллекта. В некоторых исследованиях или в целях сокращения времени оценки в практике используются сокращенные варианты вышеуказанных тестов: коэффициент вербального интеллекта вычисляется по результатам выполнения заданий одного или двух субтестов.
Важно отметить, что большинство тестов, которые оценивают уровень развития вербального интеллекта, являются культурно зависимыми, поэтому недостаточно просто перевода на другой язык, требуется их адаптация для корректного использования в другой культуре.
Уровень развития вербального интеллекта при оценке соответствующими тестами может выражаться в коэффициенте вербального интеллекта или других стандартных баллах, в процентилях, в вербальном ментальном возрасте или в сырых баллах.
Тесты, оценивающие развитие детей младенческого и раннего возраста (например, Шкалы развития младенцев Бейли — Bayley scales of infant development), также как и тесты адаптивного поведения (например, Шкалы адаптивного поведения Вайнленд) часто используются для оценки лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) и включают области, связанные с развитием языка. Однако они оценивают развитие или адаптивное поведение, а не вербальный интеллект.
История исследований вербального интеллекта у лиц с расстройствами аутистического спектра
Уже в самых первых формальных описаниях отмечаются необычные паттерны (профили) вербальных способностей у лиц с расстройствами аутистического спектра. Ни один из 11 детей, описанных Лео Каннером, не отвечал на вопросы, создавая впечатления неслышащего ребенка. У восьми из них впоследствии речь развилась (с задержкой или без), но ни один, по мнению Каннера, не был способен к поддержанию вербальной коммуникации. Большинство из них демонстрировали непосредственную и отсроченную эхолалию, неправильное использование местоимений, невозможность инициировать вербальное общение и неправильное построение фразы. Слова использовались в идиосинкразическом или буквальном значении. Каннер также отмечал хорошую память этих детей, что выражалось в запоминании наименований различных объектов, числительных и времен, больших объемов связанного текста (стихи, псалмы и т. п.), а также в запоминании списков (президентов, животных, композиторов и т. п.).
Четверо аутичных детей, описанных Гансом Аспергером, имели устную речь, по крайней мере, с такими же особенностями, как те, с которыми столкнулся Каннер. Они говорили как взрослые, отвечали неадекватно или ненадлежащим образом — если вообще отвечали — когда их спрашивали. Аспергер, как и Каннер, больше полагался на описание, чем на результаты тестов оценки вербальных способностей, сомневаясь, что интеллект детей с аутизмом может быть справедливо оценен с помощью обычных тестов на интеллект.
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН