вепрь кто это такой в мифологии

Вепрь

вепрь; кабан англ. — boar ————

Склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли.

Противоположен свинье (женская особь домашнего животного) — мужская особь дикой формы этого вида.

Символика вепря (как большинства животных) противоречива, но с преобладанием позитивного значения.

Как враждебная сила, вепрь превосходит дракона или первобытное чудовище, но уступает льву.

Превращения людей в вепрей (свиней) за грехи (проступки) известны греческой и хеттской мифологии.

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Содержание

Священное животное в Вавилоне и других семитских культурах. Может быть посланником богов.

В древнехеттских текстах вепрь, (кабан или свинья тростников) упоминается как одного из «животных бога» (siunas huitar).

В индоиранской мифологии распространен сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

Зло; атрибут Сета в его тифоническом аспекте, когда тот проглатывает глаз Бога Дня.

В Микенах воины носили шлемы покрытые плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками.

Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны.

Эриманфский вепрь был пойман в сеть Гераклом.

В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам.

В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря.

Вепрь в загоне, окруженный охотниками, — Мелеагр.

Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого символа в раннюю эпоху в Западной Европе.

Священное животное как символ воинской мужественности и силы.

Обладает сверхъестественными (пророческими и магическими) способностями.

Помогает на войне, защищая воина: изображения вепря украшали шлемы и щиты.

Посвящен Дергу. Священный огонь назывался «вепрь лесов».

Голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; дает силу жизни, содержащуюся в голове;

может принести изобилие и удачу в будущем году.

Кабан с медведем — духовная и светская власть этого мира. Друиды называли себя вепрями.

Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил.

У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря.

У германцев, скандинавов и тевтонцев — плодородие и урожай, является животное бури, связан с похоронами. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iotfurr, «вепрь», «князь», «бог»).

Посвящен Водану (Одину), Фрею и Фрейе, которые скакали на кабанах. Золотые щетины кабана Фрейи, Гуллинбурсти(н) («золотая щетинка»), — это лучи солнца.

В древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; известен древнегерманским археологическим памятникам.

Шлемы и маски кабанов передавали воинов под защиту Фрея и Фрейи.

Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы,

В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.

Храбрость, упорство, завоевание, воинские доблести.

Богатства лесов; разврат и насилие; чувственность, изобилие и довольство.

В центре Колеса Сансары — символ невежества, лени и обжорства.

Белый кабан считается лунным.

Жу. Двенадцатый знак зодиака, связанный с

«Годы, протекающие под его знаком, благоприятны для деловой активности и промышленности, прекрасно подходят для мирного разрешения споров, благотворительной и общественно-полезной деятельности, но также и для разного рода излишеств».

Дикая свинья (Иношиши)

Белый вепрь символизирует Луну, а также, завоевание и все военные доблести. Символ храбрости (смелости), в память о трехстах свиньях, спасших императорский трон от захвата узурпатором До-кьо.

Кабан охраняет вход в храмы, посвященные Ваке-но-кийомаро.

Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии.

Мотив превращения людей в вепрей (свиней) за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки:

В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

В Зендавесте «сияющий вепрь» ассоциируется с Солнцем.

Третья аватара Вишну — Варахи, или Праджапати, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю.

Олицетворяет Ваджраврахи — богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия.

В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

Кабан — враг Израиля, разрушающий лозу.

Евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого в стадо свиней (Мф 8, 28-33; 2-16; Лк 8, 27-33).

Положительное понимание присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников. Атрибут Свв. Колумбана и Эмилиана.

В германской иконографии вепрь присутствует среди символов Христовых, по ошибочной этимологии герм. Eber (вепрь) ← др.евр. Ибри — якобы родоначальника евреев (ибрим).

Одно из четырех животных, символизирующих похоть.

Несгибаемая воинственность и дикость

Часто использование его названия при образовании имен собственных и топонимов.

Обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом». (Бёклер, 1688).

Атрибут персонифицированного Распутства (его попирает ногами Целомудрие).

Кабан, лежащий на земле с ножом в горле.

В качестве символического образа кабан представлен во всём индоевропейском мире и за его пределами. В северной мифологической традиции представляет собой духовную власть, возможно, вследствие того, что, подобно друидам и браминам, ведёт уединённую жизнь в лесу, способен находить трюфель — мистический гриб, рождение которого древние легенды приписывают молнии, и питается плодами священного дуба (желудями). Медведь противопоставляется кабану как символ(у) временной власти(мощи). У галлов и древних греков охота на вепря и его убийство — эмблема духовного падения с течением времени (emblem of the spiritual bounded down by the temporal).

В Китае кабан — эмблема Miao, медведь — эмблема Hia. Miao принадлежит к очень древним пластам китайского фольклора. Стрелок И изгоняет свирепого кабана фэнси. Геракл ловит Эрифманского вепря; Мелеагр помогает Тесею в охоте на Калидонского вепря. Herakles (Геркулес) берет Erymanthian боров; Meleager, помог Theseus и Atalanta, охотится на Calydonian боров. Здесь весьма ясно проступает циклическая символика: одно правление уступает место другому, один цикл (период, кальпа) — следующему. Индусы определяют современный цикл как «Белый Боров».

В облике вепря (Varaha) Вишну поднял землю над водами, восстановив исходный порядок. Он вновь принимает форму вепря, когда ищет корень огненного лингама Шивы (Брахма вэто время ищет его вершину в облике гуся-hamsa). Таким образом Земля может быть отмечена как атрибут варахи-аватары Вишну, находящаяся под его покровительством.

В Японии где дикая свинья или боров, Inonshishi, последние из животных двенадцати земных ветвей. Символизирует храбрость и безрассудство. Верховое животное божества (ками) войны. Небольшие статуи кабанов стоят близ синтоистских святынь, посвященных Wake no Kiyomaro (Wakenokiyomaro). Собственно военный бог Хатиман (Usa-hachiman), иногда изображается верхом на кабане.

Черный кабан в центре колеса сансары представляет собой невежество и страсть. Иногда кабана называют свиньёй, рассматривая негативную составляющую его символики и таким образом вепрь предстаёт как символ всего, что является благородным, а свинья — всего низменного. Дикая свинья символизирует несдержанную распущенность и жестокость/зверство (BHAB, DANA, GOVM, GRAD, CUES, MALA, OGRJ, PALL, VARG).

«Алмазное рыло» — атрибут Важдраварахи (Vajra varahi; Dordje Phagmo) в иконографии ваджраяны, олицетворяющей женский аспект Пробуждения. Она часто представляется окрашенной в красный цвет и небольшой кабаньей головой возникающей из/из-за её правого уха. This deity is associated with the cycle of Hevajra, whose co-adjutator she may be, as well as with that of Samvara, and should be likened to a realization of EMPTINESS and to the delicate central channel (sushumma) into which respirations are collected in order to liberate Joy.

Вепрь — обычный мотив галльских боевых штандартов (рельефы триумфальной арки в Оранже, Франция) и монет. Известно множество примеров вотивных бронзовых или рельефных изображений кабана. При этом животное не соотносится с «кастой» воинов, будучи символом противостоящей ей священнической касты. Подобно друиду, вепрь тесно связан с лесом, питаясь желудями. В тоже время дикая свинья в символическом окружении девяти поросят подрывает корни/роется в корнях (rooted in the ground at the foot of the apple) дерева бессмертия — яблони. Стада кельтов паслись свободно, поэтому домашняя и дикая свинья практически не отличались, потому свинина была жертвенной едой на празднике Самайн (1 ноября), при том, что богу Лугу был посвящён кабан. Ряд легенд рассказывает о пирах в ином мире, где подаётся мясо волшебного кабане, который не терпит убыли, сколькобы его не готовили. В галло-римской надписи из Langres (Франция) Меркурий именуется Moccus — «свинья». Twrch Trwyth (ирланд. triath — «король») — вепрь, с которым сражался король Артур, символизирует власть духовенства, противостоящую власти короля во времена духовного упадка. Киан — отец Луга, Сиан, спасаясь от преследователей превратился в «druidic pig»; однако, умер он в своём человеческом обличье.

В ирландской литературе, в том числе и испытавшей влияния христианства, вепрь выступает символом добра. В этом кельтский мир резко отличается от остального христианского мира, для которого вепрь — олицетворение Дьявола. Это значение возводится либо к жадности и ненасытности свиней (соотносимой с бурей страстей), либо к опустошениям посевов, садов и виноградников от их безрассудных набегов. В гравюре Дюрера, изображающей сцену Рождества Христова, вола и осла заменяют лев и кабан (боров). (CHAB pp. 173-5; OGAC 5: pp. 309-12; MABG pp. 130ff.; STOG p. 34)

Источник

Богиня и вепрь

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Деметра первая, кто приходит на ум, когда вспоминаешь свинью. Именно свинья была главным жертвенным животным во время знаменитых Элевсинских мистерий. Многочисленные вотивные статуэтки женщин со свиньей на руках можно обнаружить в каждом её храме

Мясо свиньи, принесенной в жертву, было главным блюдом на пирах, устраиваемых в честь дня зимнего солнцестояния строителями британского Стоунхенджа. Вообще, у носителей культуры колоковидных кубков, которые строили каменные круги по всей Британии, вытесняя создателей первых деревянных хенджей культуру желобковой керамики, именно свинья была главным символом плодовитости и связывалась с женской богиней.

Таким образом, со свиньей все более менее понятно, она олицетворяла плодородие и женский принцип, потому её связь с богиней не удивляет.
А вот вепрь, олицетворяющий мужской принцип, яростную, крушащую все на своем пути мощь, как символ женского божества, мне показался интересным. В статье про Богиню Медведицу древних греков, я упоминала, что животное, которое у нас русских связано с образом силы и непобедимости, у древних греков обретало миролюбивые черты, божества-воспитателя, связанного с инициациями и мифами о ребенке, воспитанном дикими животными. Так вот, символом всесокрушающей мощи у древних был вепрь.
Археологические данные говорят о том, что дикий кабан имел особое значение в европейском обществе бронзового и железного века.

И если быть ближе к теме, то он связывался с богинями, которые имели в своем образном арсенале воинственный аспект.

В кельтском искусстве вепрь был символом распространенным: фигурки кабана, иногда в натуральную величину, изображения на монетах или украшения на гребнях шлема в виде кабана, находят по всему ареалу расселения кельтских племен, подтверждают его связь с войной и властью.

Охота на кабана, по мнению ученых, была для кельтов частью ритуалов инициации.

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Последнее видно на примере мифов об Афродите и Адонисе, которые происходят с Ближнего Востока, для которого такие двуполые божества, со временем разделяющиеся на Богиню и её умирающего и воскресающего возлюбленного, очень характерны.
В мифе, Адониса, в которого была влюблена Афродита, убивает кабан. Тут мифы расходятся во мнении, то ли в вепря превратился ревнивый любовник Афродиты, воинственный Арес, то ли животное наслала ревнивая Артемида. В первом варианте мифа, вепрь связывается с яростным и неукротимым богом войны Аресом, а во втором с богиней дикой природы Артемидой. И тот и другой вариант не противоречат символизму вепря в европейских (и иных) культурах в целом.

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Если обратить свой взор на восток, то картина не меняется. На вскидку, можно назвать по крайней мерее двух восточных богинь, связанных с вепрем.

«Я обязуюсь неукоснительно следовать вышеуказанным статьям. Если я нарушу любую из этих статей, пусть покарает меня божество Мариситэн»

Изначально её происхождение выводят от индуисткой богини рассвета, связанной браком с богом Хаягривой, богом лошадей и ритуала ашвамедха:

Важно отметить, что это был мужской монастырь, возглавляемый женщиной. Единственный в своем роде.

В восемнадцатом веке, отряд монгольских всадников появился в Нангарцзе, их предводитель потребовал, чтобы к ним вышла настоятельница. Но получил вежливый отказ. Разгневавшись он стал атаковать монастырь. Ворвавшись внутрь, он обнаружил в зале, наполненном монахами, огромную дикую свинью, восседающую на троне.

Ну и на закуску рисунок с лубка, изображающий нашу родную Бабу Ягу, верхом на свинье. Баба Яга уж точно никогда не отличалась ласковым нравом. Как и её европейские родственницы, она была связана с возрастными инициациями и была грозной богиней дикого мира.

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Так что можно сказать, что именно вепрь является символом женской независимости и силы.

Источник

Лесной ВЕПРЬ подрывает ее, и полевой зверь объедает ее
(Псалтирь 79:14)

1) Терминология – кабан, вепрь, дикая свинья

а) Разночтения Библии
Приведенный в эпиграфе стих из Псалтыри (и зооним ВЕПРЬ) отсутствует в еврейской Библии, существует ещё около 145 разночтений в Псалтыри, которые объясняют разными обстоятельствами: «Что же могло быть причиной такого предпочтения Псалтири в переводе LXX (70 толковников, греческий перевод Библии) еврейскому и другим переводам? Главную причину, коей объясняется сие предпочтение, составляет ПОВРЕЖДЕНИЕ еврейского чтения. Однако оно не было единственной причиной, но за сим повреждением скрывалось еще другое начало, которым можно объяснить в св. отцах такое исключительное уважение к Псалтири по LXX Толковникам, ибо некоторые из них ставят в одном достоинстве еврейский и LXX, а держатся LXX» (Протоиерей С. Терновский. Толкование особых изречений в церковной Псалтыри, излож. по руководству Св. Отцов церкви, М., 1891).
Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: ВЕПРЬ пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.

б) Дикий кабан в европейских языках
Соответствующее греческое понятие: agriochoiros кабан, agriochoirous дикий; латин.- apro, aper кабан и aprum дикий кабан; термин встречается у римского комедиографа Плавта (254-184 до н.э.) в пьесе «Касина»: «In saltu uno duos APROS capere» (В одном лесу поймать двух вепрей)».

2) Термин ВЕПРЬ (свинья, ДИКИЙ кабан) в русских переводах и летописании

а) Национальный корпус русского языка

— Термин СВИНЬЯ
Употребляется в I Новгородской летописи (XIV в.), в Повести временных лет (XII в.), термин «кабан» фиксируется с XVI века (название озера).

— Термин ВЕПРЬ
Наставление Марка Подвижника о духовной жизни, (IV век)
1:15: «Юношеская плоть, утучненная разными яствами и винопитием, делается подобно ВЕПРЮ, готовому на заклание».

— Александрия – древнерусский перевод «Александрии» Псевдокаллисфена
Повествуюет о походах Александра Македонского, перевод не позже XIII в.:
«моужь косматъ, яко ВЕПРЬ, и оужасохомс;, вид;вше такова животна».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1980, 1996
КАБАН, 1. Кабан, дикая свинья (с 1673 г.); 2. Домашняя свинья, самец (с 1603).
СВИНЬЯ ДИКАЯ. «Есть (на берегах Иордана) же тростие много, болонья имать яко Снов рЪка, звЪрь мног тут и свинии ДИКИЕ бещисла много». Х. Дан. игум. 1113 г.

Термин «свинья» употребляется в русских церковных документах с 1057 г., Остромирово евангелие.

в) Поучение Владимира Мономаха
Литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
«Тура мя 2 метала на роз;х и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинъ ногами топталъ, а другый рогома болъ, ВЕПРЬ ми на бедр; мечь оттялъ».

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *veprь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. вепрь, укр. вепер, белор. вепер, болг. вепър, сербохорв. вепар, чешск. vepr, словацк. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapr, н.-луж. japr, полабск. vipr. Родственно латышск. vepris «кастрированный боров», veprelis «грязнуля (о ребенке)», лит. местн. н. Vepriai, далее, вероятно, лат. vepres «терновый куст», др.-инд. vapati «выпускает семя». Также сравнивают слав. veprъ с лат. aper, др.-в.-нем. ebur «вепрь».

б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Вепрь общеслав. Скорее всего, того же корня, что и латышск. vepris «боров», лат. vepres «терновник». В таком случае животное было названо по своей колючей щетине.

4) Обобщения и выводы
а) Изучив «свиную» терминологию, мы обнаружили, что она непосредственно связана с переводом библейских терминов, первые письменные источники Киевской Руси применяют дублирующие друг друга термины – «ВЕПРЬ» и «СВИНИИ ДИКИЕ».

б) В греческой и латинской «свиной» терминологии также просматривается совмещение понятий СВИНЬЯ и ДИКАЯ.

в) Понятие «ВЕПРЬ» фиксируется в восточноевропейских языках, латинское APER зарегистрировано в Вульгате, Псалом 79:14 (дикий кабан, кабан из леса).

5) Образы иудаизма и этимология иврита

а) В иврите
Кабан обозначен как ХАЗИР БАР – вепрь, кабан, ДИКИЙ кабан; досл. свинья вне поселения: в поле, лесу, т.е. дикая. В Ветхом завете термин ХАЗИР (свинья) употреблен в Псалме 80:14 (Вестминстерский кодекс), в Новом Завете (на еврейском языке) применен у Матфея 7:6, Марка 5:16 и 2-е Петра 2:22.

в) Образный мир Библии
Бытие 16:12: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих».

Иов 6:5: «Ревет ли дикий (ПЭРЭ) осел на траве? мычит ли бык у месива своего?».

Осия 8:9: «Они пошли к Ассуру, как дикий (ПЭРЭ) осел, одиноко бродящий».

Бытие 16:12, речь идет об Измаиле: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него».

Иов 11:126 «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому (ПЭРЭ) осленку».

Иов 24:5: «Вот они, как дикие (ПЕРАИМ множ.) ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их».

Иов 39:5: «Кто пустил дикого (ПЭРЭ) осла на свободу, и кто разрешил узы онагру».

Исаия 32:14: «ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких (ПЕРАИМ множ.) ослов и пасущихся стад».

г) Этимология иврита

ВЕ (БЕ) – в иврите предлог: в, внутри, как, в виде; пишется В, читается Б + ПРЕ, ПРИ = корень П.Р., ПЭРЭ дикарь, дикий осел, онагр; ПИРИ дикий.

Таким образом, очевидно, что термин ВЕПРЬ образован от еврейских терминов ВЕ +ПЭРЭ – дикий (кабан, свинья); т.е. как дикий кабан; библейские образы, значение и грамматика иврита совпадают с русским понятием ВЕПРЬ.

Источник

Свинья в религии и мифологии

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

В давние времена свинья была главным действующим лицом удивительных легенд и мифов. Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда она шевелится, происходят землетрясения. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых.

Древние египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи — священного тотемного животного. Черная свинья выступала у них как воплощение противника Осириса, злого бога Сета, надругавшегося над телом мертвого Осириса и съевшего глаз его сына Гора. За это преступление свиноподобного Сета предали сожжению и учредили ежегодное приношение свиньи в жертву богам. От имени бога Солнца Ра всех свиней объявили нечистыми животными. Египтянину, хотя бы случайно прикоснувшемуся к свинье, следовало очиститься в водах Нила.

Но это животное почиталось у египтян не только как демон зла: хотя свинья и проглотила правый глаз солнечного Гора, из-за этого она стала временным носителем света, одним из божеств Египта.

В индуистских мифах свинья тоже связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр.

В древней Финикии почитатели Аттиса и Адониса верили, будто эти боги могли принимать облик свиньи. Предание, по которому Аттиса растерзал вепрь, хорошо согласуется с таким представлением: согласно законам мифологического мышления, животное, убившее бога, первоначально было самим этим богом.

Солнце и плодородие взаимосвязаны, и не случайно среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается свинья. Сохранились изображения этой богини, сопровождаемой свиньей. Рисунок на греческой вазе из Афинского национального музея запечатлел культовую сцену; жрица бросает в огонь поросенка. Приносили свинью в жертву и римской богине плодородия Церере.

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Во время осеннего праздника в честь Деметры, отмечавшегося в Аттике, женщины сбрасывали свиней в священные пещеры. Этот ритуал был связан с мифом о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом. Свиньи подлежали наказанию за то, что затоптали следы несчастной Персефоны. Чтобы умилостивить богов и получить хороший урожай, крестьяне в Аттике перед посевом смешивали с зерном куски свиного мяса.

Сходно с этим некогда распространенное в Европе поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев. На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху.

В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях». Вместе с тем свирепый кабан олицетворял трудолюбие и воинскую доблесть и потому считался животным правителей. Только вождю племени полагалось носить шлем с изображением кабана. В одной из ирландских саг IX века рассказывается, как герой борется с чудовищным вепрем, в которого некогда был превращен король Мабон. В шерсти побежденного зверя он находит магические золотые ножницы, гребень и бритву — предметы, употреблявшиеся в кельтских обрядах.

Религиозный закон запрещал иудеям убивать свиней и есть их мясо.

В христианской религии не сложилось определенного отношения к свинье. Святой Власий, покровитель и целитель животных, по преданию, жил в окружении зверей, среди которых упоминается и свинья. И все же считали ее существом нечистым. В евангельской легенде Иисус Христос изгоняет из одержимого бесов, и они превращаются в свиней. Жизнеописание святого Антония рассказывает об ужасных демонах, которые мучали и искушали отшельника. Среди них несколько раз упоминается свинья. На донышке глиняного светильника из коптского монастыря Багаут в Египте изображен святой Антоний — он стоит на свинье и посохом ее давит, что должно символизировать победу аскезы над страстями, торжество христианства над язычеством. В память об искушениях святого Антония средневековые монахи ордена антуанцев выращивали в монастырях свиней. Нередко на дорогах Франции можно было встретить монаха, ведущего на поводке свинью с колокольчиками

Как писал ученый-монах Цезарий Гейстербахский (XII—XIII вв.), мир переполнен враждебными людям демонами, многие показываются им в облике свиней. Особенно охотно демоны под видом этих животных будто бы истязают монахов, являются им даже во время молитвы. Об этом же повествует и «Печерский штерик» (XIII—XIV вв.).

вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть фото вепрь кто это такой в мифологии. Смотреть картинку вепрь кто это такой в мифологии. Картинка про вепрь кто это такой в мифологии. Фото вепрь кто это такой в мифологии

Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Когда протестанты обвинили римского папу в сношениях с дьяволом и стали распространять карикатуры, на которых черти тащат ватиканского первосвященника в преисподнюю, католики тоже выпустили карикатуру – Лютер и его единоверцы верхом на черных свиньях направляются в открытую пасть чудовища, где их ждет черт с веслом.

Средневековые трактаты, описывающие похождения ведьм, принявших образ свиньи, дают рекомендации для борьбы с ними: если намазать свиным салом детские башмаки, то притаившиеся в храме ведьмы не смогут выйти, пока там находятся дети. За «контакты» с демонами и ведьмами, а также за причиняемый вред людям в средневековой Европе свиней судили с соблюдением всех правовых и процедурных норм. Так, во Франции в 1316 году казнили свинью, которую пред этим облачили в человеческую одежду.

Еще раз вернемся к обычаям и обрядам, ведущим свое происхождение от культа этих животных. Их запрещалось употреблять в пищу не только иудеям, но и многим африканским племенам. Те, кто считал свинью предком всех людей, и кто нарушил это табу, должны были бы сойти с ума. В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи — это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. А папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. На ночь их отправляли с детьми в «женский дом». Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в восемь лет папуасы отмечали «праздник свиньи».

В обрядах ассоциативной магии это животное тоже занимало значительное место. Сибирские шаманы играли пантомиму «гахай онгон», в котором подражали его действиям: хрюкали и рыхлили землю. Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Когда на острове Ниас, в Индонезии, в ловушку проваливалась дикая свинья, ее бережно извлекали оттуда, натирали спину опавшими листьями, чтобы в следующий раз в западню попало столько же свиней, сколько бралось листьев. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на них перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.

Воплощение бога Солнца, вместилище беса, священное животное, нечистое животное — кем только не представала свинья в древних мифах, верованиях и обрядах!

Автор: М. Касперавичюс.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *