веник на могиле зачем
Запись на стене
Колдовство на могилах или что делать если вы нашли на могиле посторонние предметы.
Ни в коем случае не берите с кладбища ничего себе, какими бы ценными не были предметы (украшения, деньги), так как это может быть откуп покойнику (обычно закапывается в могилу, если после проведения порчи с помощью могилы покойника был достигнут летальный исход). Также на самих этих предметах может быть порча, или же их оставили для того, чтобы зарядить негативной энергетикой.
В случае, если вы стали свидетелем, как кто-то совершает ритуал на кладбище (зарывает что-то в могилу, рассеивает землю над могилами, берёт с могил землю), то начинайте молиться про себя и как можно скорее уходите подальше от этого места. Если человек оставил что-то на могиле (фотографию, иглы, ножницы, нож), уберите эти предметы, обернув свою руку шарфом или пакетом, и спустите всё это в бегущую воду (реку) или сожгите. Этим вы можете спасти чью-то жизнь.
Если на могиле вы нашли предметы, которые туда не приносили, ни в коем случае не берите ничего и не трогайте. Если на этом месте проводился колдовской обряд, то свои ритуальные вещи, такие как свечи, черепа животных, книги и прочие ведьма забирает с собой. На могиле она может оставить только так называемый откуп покойнику, то есть жертва, которую она дарит умершему в знак благодарности. Это может быть что угодно – деньги, кукла, бутылка спиртного, колода карт, букет цветов. Некоторые знахари советуют ничего с такими вещами не делать и оставить всё, как есть, обосновывая это тем, что это подарок усопшему, и этому миру вещь больше не принадлежит. Другие советуют окропить предмет святой водой, взять газетой или совком, после чего выбросить в текущую воду. Какой бы способ не был выбран, в любом случае необходимо в церкви заказать молебен за упокой (ни в коем случае не ставить заупокойные свечи у себя дома) и помянуть покойника.
В лексиконе ведьм и колдунов есть такое понятие, как активная, или живая могила. Возле такого захоронение наблюдается повышенный рост растений, активность животных и насекомых, очень часто около таких захоронений находятся муравейники. Почему это происходит? Если есть признаки активной могилы, то это может значить, что в этом месте могут регулярно проводятся магические обряды. Практики чёрной магии с их помощью «привязывают» умерших к этому миру с целью использования их возможностей. Вследствие этого дух не может упокоиться и продолжает находиться в мире живых в том качестве, в каком он необходим в магии. Обычно ведьма благодарит своего потустороннего помощника – регулярно убирает могилу, сажает цветы, носит подарки (монеты, бусы и прочее). Чтобы помочь своему близкому уйти в иной мир и не дать чернокнижникам беспокоить его дух, необходимы следующие действия:
Ни в коем случае сами не читайте на могиле никаких заклинаний и прочего ( а то могут «добрые» люди насоветовать, вы не знаете, с чем имеете дело и можете навредить своими действиями и себе, и душе покойного.
Если у усопшего есть дети, они первыми должны помянуть, поставить свечу за упокой и в церкви заказать Сорокоуст.
В день поминовения своего родственника испеките пирог и раздайте посторонним людям для помина;
Пригласите священника для освящения могилы, поскольку считается, что вера и церковь – самые действенные методы против действия чёрной магии.
aleks1966
Не сочтите меня пapaноиком, но мне кажется, что кто-то постоянно читает то, что я здесь пишу.
Как правильно посещать кладбище? Вопрос, который беспокоит многих родственников умерших людей.
Оказывается, в старину существовали поверья, которых придерживались еще наши прабабушки.
Чтобы не «забрать» с кладбища в дом несчастья и беды, экстрасенсы советуют придерживаться простых правил поведения.
При этом, не стоит забывать и о том, что можно, а что нельзя говорить на местах упокоения. С умершими родственниками можно делиться своими переживаниям, но не жаловаться, а именно делиться. Однако слова не должны вызывать зависть или чрезмерную жалость: и в одном, и в другом случае погибшие могут «забрать» вас к себе.
Помните, что позволить себе быть открытым можно только с тем родственником, которому вы доверяли при жизни и с которым были близки.
Помимо этого не стоит забывать и о том, что разговаривать с умершими, как и приходить на кладбище, можно далеко не всем.
• души умерших заберут душу неродившегося младенца с собой;
• в неродившегося ребенка может поселиться чужая душа.
Эта примета сохранилась с давних пор и была связана с высокой детской смертностью и опасностью тяжелых родов у беременных. Сейчас эта примета не так актуальна, так что относитесь к ней разумно.
Если беременной женщине необходимо проститься с покойным, или по зову сердца посетить могилы родственников, то она должна одеть что-нибудь красное, повязать руку красной нитью, или держать в кармане лоскут красной ткани.
И ни в коем случае нельзя приводить на кладбище детей до 12 лет. Это очень опасно для здоровья ребенка и его будущего. Можно полностью поменять судьбу ребенка»! С мистической точки зрения – аура детей очень слабая, и от проникновения отрицательной энергии детям защититься трудно.
Нельзя приходя на похороны прощаться с одним человеком, посещать одновременно могилы других людей, покоящихся рядом.
Нарушение хотя бы одного из правил, может повлечь за собой притяжение большого количества негативной информации, которая, словно гиря, будет тянуть вас к земле.
Посещение кладбища для поминания
Несомненно, отдать последний долг покойному и почтить его память присутствием на погребении, это показатель прописанных обществом морально-этических норм.
❧ К посещению кладбища нужно тщательно подготовиться, обращая особое внимание на свою одежду. Традиционные цвета – белый и черный. Более всего для кладбища подходит черный цвет, так как именно считается траурным, цветом, символизирующим скорбь. Если в гардеробе нет вещей подходящей расцветки, следует выбрать одежду приглушенных тонов.
❧ Ноги обязательно должны быть закрыты. Недопустимо ходить по кладбищу в открытых босоножках или обуви на высоком каблуке. Погост – место скопления «мертвой» энергетики, особенно сильно пропитана ею земля. Существует такая поговорка: мертвое тянет живое. Расценивать ее можно, как предупреждение – кладбищенская земля, попадая на голую кожу, негативно влияет на человека. В первую очередь отрицательное воздействие сказывается на его здоровье.
❧ На кладбище до полудня, после полудня в церкви. Лучше посещать покойных родственников до обеда, а то после полудня духи могут подшутить над пришедшими.
❧ Нельзя ругаться на кладбище – вся ругань на тебе и останется. Это действительно, правда. Все нехорошее, что сказано на кладбище, ложится на плечи того, кто высказывался. Здесь даже не может быть других вариантов. На кладбище нужно быть особенно осторожным как в высказываниях, так и в делах. Вообще, пребывая на кладбище, необходимо быть очень осторожным. Внимательность и вежливость – это те качества, которые очень ценят усопшие. Это тот самый случай, когда мысль о том, что после смерти жизнь не заканчивается, имеет особое значение. Поэтому, необходимо проявлять уважение к тем, кто уже ушел, иначе они и наказать могут.
❧ Если вы принесёте красивый букет — это замечательно, только не стоит пренебрегать рекомендацией приносить чётное количество цветов.
Выкидывая увядшие цветы, следует заменить их новыми и объяснить покойному, зачем это делается.
❧ Если при посадке цветов, копая на могиле обнаружились какие-то непонятные вещи, посторонние предметы, надо вынести их с кладбища и выбросить. В идеале — сжечь, стараясь не попасть под дым.
Вещи, находящиеся на могилах, могли быть оставлены колдунами, наводящими порчу. Взяв подобный предмет, человек принимает часть порчи на себя.
❧ Через неделю после Пасхи принято приходить на кладбище, чтобы помянуть родных и близких людей. Кушать на кладбище, или, что очень распространено у славян, распивать горячительные (алкогольные) напитки также запрещено.
На кладбище скапливается негативная энергия, место это не располагает к веселью, люди приходят сюда с горем. Пища впитывает все это, и после еды можно себя почувствовать нездоровым.
На том, чтобы не устраивали поминки на кладбище, настаивает и христианская церковь. Тризна на кладбище пришла с языческих времен, когда после захоронения на курганах проводили погребальные обряды. Христианство традиции язычества не поддерживает. Хотя споры об этом обычае ведутся до сих пор теоретиками церкви.
Лучше раздайте подаяние нищим и посетите храм, закажите по усопшему панихиду – такой способ почитания мертвых более приемлем и духовно полезен.
❧ Если вы всё-таки придерживаетесь традиции помянуть усопшего рюмочкой водки у могилки, то вспоминают о них только хорошее и пьют, не чокаясь, чтобы не перебросить беду с одного дома на другой.
Приметы на кладбище
Существует множество примет про кладбище. Даже глубоко безразличные к суевериям люди стараются их придерживаться. Такое уж это место. Никто не знает, что может принести мир мертвых, поэтому лучше отнестись к приметам внимательно.
❧ Осквернителей могил, кладбищенских воров, ждет печальная участь, ибо их преследует злой рок.
❧ Споткнуться на кладбище – не к добру. Еще хуже – упасть. Приметы советуют сразу покинуть кладбище, умыться святой водой, перекреститься и трижды прочитать молитву «Отче наш».
Поверьте, душе неважно, где вы будете вспоминать о ней – на кладбище или в храме, или в разговоре с родными. Главное, чтобы вы были искренни и воспоминания эти носили светлый, добрый оттенок.
❧ Как уже говорилось, бытует суеверие, что на кладбище нельзя рассказывать об успехах и достижениях своей жизни, чтобы здесь все не оставить.
❧ Также не разрешается считать деньги на кладбище, иначе можно их больше не увидеть. Если купюру достали из кошелька, или она, вообще, упала на землю, ее необходимо оставить на могиле родственника или тезки, чтобы откупиться от возможной нищеты и преждевременной смерти.
❧ В принципе, любая вещица, упавшая на кладбищенскую землю больше не принадлежит своему живому хозяину. Не следует ее поднимать. Если вещь действительно необходима, нужно оставить откуп покойным и хозяину кладбища – бутылку водки и сладости.
❧ С кладбища ни в коем случае нельзя приносить домой никаких вещей (это не касается сладостей, которые собирают дети, поскольку ними они поминают всех мертвых). Это принесет вред тому, кто взял вещи, и людям, воспользовавшимся ими.
Ничего не забирайте с кладбища и не приносите в дом, какая бы это ценная вещь ни была. По приметам, вы заберете это у мертвых, и они накажут вас бедами и болезнями.
Данная вещь может причинить вред не только тому, кто принес эту вещь с кладбища домой, но и любому другому человеку, который возьмет ее в руки.
Важно! Платочки со слезами во время похорон бросают тоже, закапывая могилу, с кладбища их не выносят!
❧ Не фотографируйтесь на кладбище; останетесь в окружении негативной энергетики на снимке, и кто знает, как это повлияет на вашу судьбу.
Фотографируясь на фоне множества могил, вы запечатлеваете невидимый мир духов усопших и потусторонних сущностей, которые впоследствии легко найдут дорогу к вашему жилищу.
Примета о сломанном надгробии
❧ Без причины упал памятник или крест, значит, душа покойного не завершила важных для нее дел, что-то ее беспокоит.
Есть и позабытые, устаревшие приметы, которым верят разве что в глубинке, в деревнях, куда современные нравы пока не дошли. Так, примета о сломанном надгробии априори не может обещать ничего приятного и доброго. Если памятник испортился без человеческого вмешательства, а не пострадал от рук вандалов и мародеров, то будет в недалеком будущем в семье умершего еще один покойник.
Неважно, какие повреждения получило место захоронения: просто ли сломался крест, треснула могильная плита или сам постамент, или же просела земля и образовалась глубокая яма – каждое изменение грозит родным лежащего здесь человека очередной смертью. Вы можете понять, к кому старуха с косой заглянет в следующий раз, определив, с какой стороны обвалилась земля:
❧ Самоубийц можно поминать только тогда, когда птица клюет рассыпанное на их могилах зерно. На могилу самоубийцы сыплют несколько пшеничных зерен и смотрят издалека: если птица не станет клевать тех зерен, то не надо и поминать покойника, исключая субботы Дмитриеву и Всех Святых.
❧ Если вы знаете, что побываете на кладбище, возьмите с собой воду, и при выходе обязательно омойте руки и лицо, чтобы убрать негативную энергию.
❧ Не следует пить воду, которая течет в водопроводной системе, расположенной на территории кладбища. Ее используют только для уборки могил и памятников. Водой для питья следует запастись дома, до посещения кладбища.
❧ Следите, уходя, чтобы вы ни в коем случае ничего не забыли на кладбище, на забытые вещи наводят порчу.
❧ Уходите с кладбища всегда той дорогой, которой пришли. Но, навещая усопших, лучше выбирать разные дороги, хотя бы обойти собственную улицу и зайти к дому с другой стороны.
❧ Уходя с кладбища, нельзя оборачиваться назад, даже если вас окликнули или позвали. Считается, что упокоеные души бродят среди могил и не осознают, что им уже нет места в мире живых. Когда человек оборачивается, усопшая душа может воспринять это, как приглашение пойти за живым человеком. В результате посетитель погоста приведет в свой дом покойника, который может доставить множество хлопот обитателям дома.
❧ Также приметы гласят, что после посещения кладбища важно вытереть тщательно ноги, чтобы не нанести домой кладбищенской земли. Эта земля может доставить немало проблем со здоровьем, она несет плохую энергетику.
Кошка на кладбище
Давно известно, что мертвецы умеют передавать информацию посредством различных животных: птиц, кошек, собак. Недаром пернатых в старину считали воплощением потерявших человеческие тела душ. Но птицы, летающие над погостом или домом, где лежит покойник, не так опасны, как кошка, которая, вспомните, считалась мифическим, священным животным еще у древних египтян.
Появление на кладбище кошки приметы трактуют следующим образом:
В любом случае отнеситесь к кошке с уважением – не бейте и не прогоняйте ее, лучше отвлеките от себя (если она увязалась за вами) каким-то гостинцем.
❧ Хорошим знаком для ушедшего на тот свет человека и его сородичей является нахождение в подготавливаемой могиле старого, более раннего захоронения с целыми костьми. Старинное поверье говорит, что покойный в загробном мире найдет утешение, и не будет докучать своей родне, являясь им во снах и галлюцинациях.
Многочисленные приметы и суеверия присутствующим на кладбище людям полны секретов, которые души мертвецов хотят до них донести. Возможно, вы видели, находясь на церемонии погребения кого-то близкого, как астральное тело покидает ставшую ненужной телесную оболочку. Происходит это в момент, когда первая горсть земли касается крышки гроба. Согласно примете, душа взлетает либо смеющейся, либо плачущей, скорбящей.
По материалам grimuar.ru, mistic-world.ru, charybary.ru
Кладбища положено располагать к югу от церкви; с северной стороны хоронят лишь самоубийц и мертворожденных младенцев.
Могилы роют в направлении с востока на запад, и гроб с телом укладывают ногами на восток – по преданию для того, чтобы легче было подняться в Судный День.
Даже не веря в приметы, не стоит нарушать этику посещения мест скорби. Все обряды, связанные с усопшими появились не просто так и не зря народ бережет свои традиции.
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Объявление
Информация о пользователе
Веник как магический предмет. Использование метлы и веника в магии
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12017-01-11 02:13:17
Веник Lilith Dark
Ве́ник, метла — предмет домашнего обихода, наделяемый в народных представлениях демоническими и апотропейными свойствами.
Веник — ипостась, локус, атрибут мифологических персонажей, орудие порчи и колдовства и в то же время оберег от них, средство избавления от порчи, сглаза, болезней, орудие отгона злых духов. Утилитарная функция веника как инструмента метения сообщает ему противоположные свойства чистоты и нечистоты (ср. Мусор). Значимыми оказываются признаки: сухой (мертвый), противопоставляющий веник зелени, ветке, ритуальному деревцу; связанный, стянутый, скрученный, сближающий веник с узлом и перевяслом, предполагающий возможность развязывания, разрубания, разъединения.
Для восточнославянской, отчасти и западнославянской традиции характерно выделение старого веника (в его названиях преобладает магически осмысляемый и многократно обыгрываемый корень *der- ‘драть’: деркач, драпак, драпач, дрепак и т. п., кроме того, голик, окорык, комель, карачун и др.) как обьекта особых ритуалов и верований (ср. отношение к старой обуви, посуде, утвари) в противоположность новому венику, ритуальные функции которого значительно беднее.
Особые магические свойства часто приписываются веникам, используемым в обрядах, в частности покойницкому, колядному, четверговому и др., а также веникам, специально изготовляемым в определенные дни (в канун масленицы, в Иванов день и др.) или с соблюдением специального ритуала (напр., метла, изготавливаемая понемногу ежедневно до восхода солнца в период от Варварина дня до Рождества или от Рождества до Страстной пятницы).
Связь с нечистой силой и колдовством
По поверьям зап. славян, некоторые мифологические персонажи — змей и другие духи, приносящие человеку богатство (з.слав.), — могли появляться в виде летящей метлы (иногда огненной или искрящейся). В русской сказке змей оборачивается веником или помелом. На этих же предметах обычно летают ведьмы, колдуньи, босорки, стриги.
Связь веника с нечистой силой вызывает многочисленные запреты и предостережения, касающиеся контакта с веником человека и скотины. Опасались переступать через веник (особенно беременные и дети), наступать на него босыми ногами (витеб.). Нарушение запрета грозило человеку разными болезнями (головы, спины, ног), коростой, чесоткой (гомел.), особенно недержанием мочи (о.слав.). Считалось, что корова, перешагнувшая через веник, не будет приходить домой, не сможет «погулять» (Житомир.). Строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник — это сулило ссоры, раздор и беды в семье (житомир.). Специальные запреты относятся к битью веником человека и скотины и мотивируются тем, что тот, кого бьют, станет сухим и худым, как веник (ср. укр. «схне як пруття в метлі»); будет страдать от корости, чесотки и т. п. (будет чесаться, «драться як деркач» — полес.); ребенок после удара веником не будет расти (полес.); девушка не выйдет замуж (болг., макед., полес.); у скота «плоду не буде» (калуж., пинск.) и т. п. Считалось опасным оставлять веник на ночь в доме, ибо это грозило бессонницей (хорв.); переворачивать метлу в доме прутьями вверх, иначе будет болеть голова (ю.пол.); поднимать веник выше стола (волын.) и т. п.
Уничтожение веника
Старому, использованному, истертому венику приписывалась особая «нечистота», он подлежал ритуализованному уничтожению, удалению за пределы «своего» пространства, туда, где не ступает нога человека и скотины. Его относили, отбрасывали как можно дальше от жилья; бросали в реку; забрасывали на крышу дома; сжигали в ритуальном костре (на Купалу, в Юрьев день, Чистый четверг, на Пасху, Благовещение) или в своей печи. Вместе с тем известны и запреты сжигать веник, потому что иначе будет сильный ветер, вихрь, буря; будут нападать вши, клопы, тараканы; возникнут ссоры, раздор; коршун будет таскать кур; печь потрескается, расколется.
Веник как оберег и орудие отгона нечистой силы
Выставленная возле дверей дома и хлева метла (иногда перевернутая прутьями вверх) во многих славянских традициях была средством защиты от вредоносных духов. Таким способом хорваты преграждали путь вештицам, словенцы Штирии — морам, сербы — всей нечистой силе. Так же оберегали свои дома в особенно опасные дни жители Силезии, Краковского воев. и других мест. Эффективность оберега повышалась, если такую метлу похищали у беременной (ю.пол.), если несколько веников на длинных жердях воткнуть в свои ворота. У вост. славян выставленный у порога веник считался надежным средством против ходячего покойника.
Одним из способов обезвреживания ведьмы и снятия порчи считалось битье веником; в Жешовском воев. старались побить березовым веником ведьму, чтобы она «засохла»; в Полесье таким образом били бесноватую для изгнания из нее беса; чтобы вернуть подмененного нечистой силой ребенка, подменыша относили на мусорную кучу и били веником (карпат.). На Украине защищались от сглаза, произнося формулу: «Деркач тобі під хвіст».
Бытовая обрядность
У всех славян веник широко использовался для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали под подушку, ставили в изголовье, прислоняли к колыбели или клали под нее (бел.); ставили крест-накрест два веника перед дверью (словен.). Для защиты молодых болгары в первую брачную ночь подкладывали им под подушку веник. Активно использовали его и для оберега хлева: словенцы и хорваты ставили метлу перед входом в хлев; сербы Косова затыкали веник в коровники «от ведьм»; полещуки подвешивали веник в хлеву; в Силезии было принято класть метлы крест-накрест возле хлева накануне дней св. Яна и св. Юрия, чтобы защитить скот от ведьм.
Отгонная функция веника
Отгонная функция веника обнаруживается в ритуалах изгнания полевых вредителей — грызунов и птиц (в. и з.слав.). Для защиты урожая от птиц в Полесье обходили поле по солнцу с деркачом в руках и махали им от себя; для защиты от мышей клали в снопы колядный веник (или три прутика от него), рассыпали прутья веника в амбаре или погребе.
Веник в сельскохозяйственной магии
Когда плохо сбивалось масло, маслобойку били старым веником, подкладывали веник под нее или производили веником движения, отгоняющие порчу (укр., бел., пол.). чтобы не путалась основа при тканье, трижды ударяли ее деркачом, били им кросна при навивании основы; били готовую пряжу «от уроков»; бросали старый веник под кросна на время работы; проводили веником по кроснам, если не шла работа; прутик от веника втыкали в набилки (Полесье). Чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый веник (ю.пол.). Если не удавалось тесто, хозяйка била веником по дну дежи, произнося формулу угрозы (волын., пол.).
Круговые обходы с веником в руках (или верхом на метле) способствовали, по народным поверьям, защите освоенного человеком пространства от всякого зла: при пожаре обходили со старым веником вокруг горящего дома (полес.); считали, что если обмести трижды вокруг курятника и закопать метлу там же, то воры не смогут украсть кур (словен.). С другой стороны, сами воры стремились заполучить т. н. покойницкий веник, чтобы усыпить хозяев «мертвым сном», для чего достаточно было ночью трижды обойти с таким веником вокруг дома (серб.).
Веник в скотоводческой магии
В скотоводческой магии удары или прикосновения веником осмыслялись как средство защиты скота от порчи. Напр., погоняли корову старым березовым веником, когда ее вели на случку (полес.); трижды ударяли скотину веником, если она убегала с пастбища (волын.); так же поступали в случае уменьшения надоев (брест.). Для урожая фруктов били веником садовые деревья (житомир.).
В Полесье при первом выгоне скота хозяева держали в руках веник, терли им корову, кропили святой водой с веника, подкладывали веник под порог хлева. Сходные приемы характерны и для земледельческой магии: старый веник втыкали в капустные грядки, в грядки с огурцами, чесноком, чтобы защитить их от сглаза, от червей; втыкали веник в поле льна (брест., пол.), в ржаное поле (пол.) и т. п.
Веник в лечебной магии
Веник использовался и в лечебной магии: больных били веником, обметали, прикасались или привязывали веник к больному месту, укладывали на веник, клали веник на больного, подкладывали под подушку, водили им по телу, перебрасывали веник через больного, заставляли перешагнуть через веник, кропили больного водой, используя веник, процеживали через веник воду и затем мыли ею больного, парили веник или прутья из него и давали пить, окуривали прутьями веника, готовили снадобья с добавлением пепла от сожженного веник и т. п. Такие приемы практиковались обычно при лечении болезней, вызванных, как считалось, сглазом, порчей, испугом: от ночного плача водили ребенка по комнате, обметая его новой метлой (карпат.), клали ребенка возле печи и обметали (полес.), били веником на пороге дома (пол.), зашивали девять прутиков от веника в одежду ребенка или подвешивали пучок из девяти прутьев над колыбелью (полес.); при недержании мочи у ребенка хорваты трижды ударяли его метлой, сделанной накануне поста, болгары заговаривали младенца, похлопывая его метлой; иногда (особенно в южнославянской традиции) просто держали метлу в руках как магический знак отгона (ср. типичную формулу угрозы в сербских заговорах: «метлою замету»); протаскивали ребенка через кадушку, подстегивая его веником (калуж.). Если ребенок не начинал ходить вовремя, его ставили на метлу (серб.), клали между ножками веник, затем рессекали его и раскыдывали прутья, чтобы ребенок пошел (брян.). С помощью веника лечили кожные болезни (чесотку, рожу, экзему, бородавки), а также желтуху, головную боль, лихорадку и другие болезни. В русской традиции для лечения радикулита рубили березовий веник на пороге, говоря при этом: «Рублю утин», — или надрубали веник прямо на пояснице больного. В южнославянской традиции веник или прутья от него использовались при магическом лечении глазных болезней.
В ветеринарной магии с помощью старого веника снимали порчу со скота: через больную корову трижды перебрасывали деркач, били им скотину, кропили святой водой с веника и т. п. В русских обрядах «изгнания Смерти» во время эпидемий или эпизоотий женщины опахивали село веником или помелом; за гробом последнего умершего от холеры шла вдова, заметавшая веником путь до самого кладбища, или две вдовы бежали за гробом с веником и за селом их выбрасывали (костром.).
Веник в метеомагии
Связь веника с ветром, дождем, градом находит отражение в полесских и польских верованиях о том, что сжигание старых веников в печи вызывает сильный ветер, бурю. Отсюда запрет бросать веник в печь. С другой стороны, когда ветер был необходим для работы ветряных мельниц, для веяния зерна, перемены погоды, рекомендовалось сжигать веник (в Великопольше для этой цели сжигали 12 старых березовых веников).
Веник могли использовать как для вызывания, так и для прекращения дождя. В Полесье, чтобы вызвать дождь, бросали в колодец сухой веник или разбрасывали его прутья на перекрестке дорог (брест.), жгли на перекрестке 12 веников (гомел.), обходили вокруг села с веником (гомел.). Для прекращения дождя и отгона градовых туч из дома во двор выбрасывали веник вместе с хлебной лопатой, кочергой и другими предметами (Полесье, Карпаты, Сербия, Хорватия). На Львовщине для отгона тучи метлу и кочергу забрасывали на крышу.
Связь веника с демонами природных стихий (планетниками, предводителями туч, здухачами и др.) подтверждает отмеченный в Болгарии, в р-не Плевны, обычай изготавливать обрядовую куклу Гермав из веника. Такая кукла чаще служит для прекращения дождя (в этом случае веник должен быть взят у впервые родившей женщины), но может быть использована и для вызывания дождя (тогда веник следовало украсть в доме девочки — пеперуды или додолы).
Веник в семейных обрядах и в гаданиях о замужестве
Поскольку метение входит в ряд типичных женских занятий, веник приобретает женскую символику в некоторых семейных и домашних обычаях. Так, возвращающихся из церкви с окрещенным младенцем кумовьев встречали в доме разложенными на пороге предметами: пилой, топором и кнутом, если ребенок — мальчик, и серпом, веником и молитвенником — если девочка (луж.). В Сибири в шутку говорили: «У бабы какая душа? — Не душа, а голик».
В ритуале испытания невесты подкладывали под порог (или на порог) метлу и следили, поднимет ли ее невеста при входе в дом (знак, что будет хорошей хозяйкой) или переступит через нее (плохой знак) (з.слав.). В сербской свадьбе свекровь готовила специальную метлу, которой молодая мела пол, после чего метлу украшали деньгами в знак приобщения невесты к новому дому.
У вост. славян в девичьих гаданиях о замужестве использовался колядный веник, которым подметали дом в святочный период: его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону ручкой он упадет, бросали на дорогу, ожидая, кто поднимет (тот и станет мужем); подкладывали на ночь под подушку в ожидании вещего сна; выбрасывали на мусорную кучу, прислушиваясь к собачьему лаю, и т. п. В Полесье крали веник у одного из парней, разделяли на прутья, и каждая девушка клала прутик на ночь под подушку; делали из прутьев веника «колодец» и звали суженого прийти напиться воды (гомел»).
Похоронная обрядность
Связь веника с душой умирающего особенно заметна в поверьях карпатской зоны: душа пребывает в метле, поэтому метлу нельзя бросать в грязь или сжигать, не развязав предварительно, чтобы освободить душу (ю.пол.); душа умершего скрывается в венике, которым метут хату, поэтому его кладут возле порога и стараются не трогать без особой нужды, «чтобы не тревожить душу» (укр. снятин.).
Покойницкий веник, т. е. такой, которым мели дом сразу после выноса покойника, выбрасывали вместе с мусором подальше от дома или бросали в воду, сжигали и т. п. У сербов было принято бросать веник и мусор в могилу или относить на кладбище, «чтобы душа там и осталась». Украинцы Покутья считали, что покойницкий веник надо выбросить в недоступном месте, «чтобы не затоптать покойника». В Силезии и у лужичан это делали, «чтобы покойник не вернулся». Вместе с тем, как и другие покойницкие предметы, такой веник расценивался как орудие хозяйственной и лечебной магии. В Полесье его прятали в хлев и использовали для оберега скота от домового, ведьмы, от сглаза; втыкали в грядки с капустой для избавления от гусениц или сжигали веник и обсыпали капусту пеплом. У сербов считалось, что с помощью «мертвецкой метлы» можно наслать порчу на недруга.
В похоронном обряде вост. славян в гроб стелили ветки и листья от веника и делали для покойника подушку из листьев березового веника (ср. русское ярославское выражение «пора на веники» ‘пора умирать’).
Колядный веник
Ритуал рассечения веника. Веники, которыми мели дом на Коляды (период от Рождества до Крещения), в Полесье считали нечистыми, опасными, подлежащими уничтожению (их выбрасывали, сжигали) и заменяли новыми. В зоне Нижней Припяти и междуречья Припяти и Днепра уничтожение колядного веника приобрело характер особого обряда рассечения веника, исполняемого обычно в канун Крещения (иногда после него), т. е. по истечении Святок (когда мусор после метения хаты не позволялось выносить из дома). Делали это женщины или девушки в доме на колоде или на пороге, рассекая веник топором на мелкие части и приговаривая: «Что вязала — развязывайся, что шила — расшивайся, что секла — рассекайся». Это действие и заговор должны были освободить от греха, связанного с нарушением запрета работать на Святки. Разрубленный веник, на котором оставались все грехи, сжигали в печи, разбрасывали по двору, по хлеву, выносили вместе в мусором в сад под плодовое дерево. Нередко эти действия понимались как оберег от нечистой силы, колдовства, порчи, болезней или как магия (напр., «чтобы скотина нормально рожала»). В сев. р-нах Черниговщины, выбрасывая разрубленный веник, девушки часто гадали: выносили веник и мусор на заслонке к перекрестку и слушали, с какой стороны донесется лай собак или другие звуки, по которым судили о своем замужестве.
Если колядные веники не уничтожались, они становились орудием порчи: их собирали в течение 7—9 лет, затем перебрасывали через хату, чтобы вызвать раздоры в семье (брест.). Вне указанного ритуала рассечение веника на пороге дома практиковалось как способ изгнания нечисти (насекомых, гадов) на Новый год, в Чистый четверг; для лечения некоторых болезней; для снятия порчи (рассекали веник, если через него переступала беременная).
Веник в очистительных обрядах
В некоторых р-нах Болгарии во время весенних обрядов (1 марта, Тодоров день, Благовещение), направленных на отгон гадов, насекомых, было принято поджигать старые веники, обходить с ними двор с криками: «Вон, блохи!» или «Убегайте, змеи, ящерицы!» (р-н Преслава). В Софийском окр. в Чистый понедельник одна женщина выносила горящую метлу, а другая шла за ней и спрашивала: «Что ты выкуриваешь?», а та отвечала: «Выкуриваю блох». В зап. Полесье на Благовещение подметали дом, двор и сжигали веник с этой же целью, а украинцы Закарпатья после метения хаты ломали и выбрасывали веник, «чтобы нечисть не шла в дом». На Карпатах в Чистый четверг сжигали мусор вместе с веником и по дыму от костра гадали. Во многих р-нах Полесья в этот день (реже — в Страстную субботу) сжигали во дворах старые веники, сопровождая это произнесением отгонных заклинаний.
Лужичане сжигали старые метлы перед Пасхой или накануне 1 мая, называя это действие «сжиганием ведьм». В Полесье на Новый год совершались превентивные обряды изгнания блох и клопов: в печи сжигали веник, выбрасывали на улицу старый веник или, наоборот, запрещали жечь старые веники в печи, чтобы в доме не заводились жуки.
Веник в купальском обряде
К празднику Ивана Купалы у вост. славян были приурочены обряды уничтожения старых веников (наряду с прошлогодними купальскими травами) и заготовки новых веников (вместе со сбором свежих купальских трав). В Болгарии в Иванов день женщины срезали «метличину» для изготовления новых метел; считалось, что с этого дня в растениях уже нет «злых духов». Этими вениками пользовались до следующего Иванова дня. Белорусы Виленской губ. выставляли новые ивановские веники на длинных шестах возле домов и впоследствии этими вениками мели пол по большим праздникам, чтобы защитить детей от сглаза.
Сожжение старых веников на Купалу более характерно для восточно- и западнославянской традиций. Их накапливали, собирая в течение года специально, чтобы сжечь в купальском костре. В некоторых чешских селах с березовыми вениками сначала обходили вокруг села, защищаясь от ведьм, а затем их сжигали. В Словении на св. Яна молодежь бросала зажженные метлы вверх. Так же поступали в Польше и вост. Словакии (при этом говорили: «Яна сжигаем», «Чаровниц сжигаем»). В Краковском воев. с горящими метлами, насаженными на высокие жерди, парни обегали засеянное поле. В Брестской обл. с горящими вениками обходили свою хату. В Подгалье из старых веников сплетали большое колесо, зажигали и пускали с горы. Остатки недогоревших веников разбирали на прутья и втыкали в капустные грядки против гусениц (вост. Словакия). В некоторых местах, где купальских костров не жгли, веник вместе с другими травами (крапивой, чертополохом, бодяком) втыкали в песочную кучу и перепрыгивали через такие «букеты» (в.укр.).
Гуменная метла
В сербской традиции ритуальными функциями и магической силой наделяется метла, которой подметали гумно. В р-не Косова по окончании молотьбы украшали стожар цветами и укрепляли перевернутую вверх метлу со словами: «Дай, Бог, в будущем году еще больше!» Прутья этой метлы затем опускали в воду и этой водой лечили детей от плача. В окрестностях Левча и Темнича также втыкали метлу в стожар, запрещалось вносить такую метлу в дом. В Славонии метлой с гумна выметали дом на Благовещение, затем ее втыкали в капустные грядки «от гусениц». В Верхней Герцеговине считали, что метла с гумна и молочное ведро — орудие здухачей и стух (см. Двоедушник), которые отнимают их друг у друга, чтобы зааладеть урожаем или удоями.
Пародийная символика веника
В качестве орудия устрашения, битья, пародийного метения веник входит в реквизит ряженых. Среди новогодних ряженых польского Поморья ходил «трубочист» с метлой, делая вид, что «выметает Старый год». Игровые, шутливые действия с веником, смоченным известью или помоями, совершал «Маланка» (персонаж колядной группы в Карпатах). В западнославянских обходах с метлами появлялись «св. Николай», «св. Люция» и другие ряженые. У русских к чучелу «масленицы» подвешивали старые веники (вологод.); иногда само чучело делали из веника (нижегород.); украшенный веник мог заменять чучело «Кузьмы-Демьяна» в обрядовых обходах дворов 1 ноября (нижегород.).
С веником ходили и некоторые ряженые, пародирующие свадьбу: водили «молодых» на сметник и «благословляли» их, т. е. кропили водой с веника (Житомир.). В словацкой пародийной свадебной процессии ряженые заметали за собой дорогу метлами. В таких шутливых «свадьбах» веник мог выполнять роль свадебного деревца: веник украшали, носили за «молодыми», а затем развязывали, (раздавали по прутику участникам (гомел.). Замена обрядового деревца, свадебного знамени или жезла веником встречается и в других контекстах. В Полесье «нечестной» невесте вместо свадебного деревца подносили веник или втыкали метлу перед домом. В Моравии и вост. Словакии вместо мая (см. Деревце обрядовое) не любимым в селе особам ставили 1 мая старые метлы или на вершине майского дерева привязывали веник. По строительным обычаям, плотники, недовольные оплатой своего труда, затыкали в крышу нового дома старый веник (брест.).
В польских пастушеских обычаях известно высмеивание пастуха, последним пригнавшего скот на пастбище в день Зеленых Святок: его называли miotlarz, привязывали к нему старую метлу, которую ему приходилось волочить за собой, возвращаясь в село (Серадское воев.). В селах Мозырского р-на одной из форм отказа сватам было выбрасывание на дорогу старого веника. В польских масленичных играх (т. н. танцах с метлой) метла доставалась парню, который не успевал добежать до своей партнерши.
Роль веника в свадебных и календарных обрядах
Роль веника, употреблявшегося в свадебных и календарных обрядах, оценена, на наш взгляд, недостаточно. Н. Ф. Сумцов, обративший внимание на свадебные обряды и обычаи, в которых фигурирует веник, заключил: «В современном употреблении веника нет указаний на какое-либо особое значение его в древности». Е. Г. Нагаров указал на роль веника как амулета, употреблявшегося наряду с хлебом, янтарем, мылом, иголкой, сеткой и другими предметами. «Труднее,— писал он,— объяснить роль веника как амулета. По-видимому, она стоит в связи с поверьем, что сор — обитель духов, а так как сор выметают веником, то последний приобретает значение магического средства против нечистой силы.
Однако, как указывал Д. К. Зеленин, веник и сам является обителью духов. Он называл веник в числе предметов, которые, по древним представлениям, были вместилищем духов и души: «. сказание о ведьмином помеле как о местожительстве разных духов в пределах Евразии международно». Д. К. Зеленин не отрицает роли веника как оберега, запугивающего или убивающего демонов. В этой роли наряду с луком и стрелами шаманы употребляли веник при камлании, и лишь впоследствии «бубен сменил собой лук и веник».
В 1924 г. Д. К. Зеленин наблюдал камлание ойротской шаманки с луком и веником, без бубна. Очевидно, именно способностью веника становиться обителью духов можно объяснить обычай гадания при обрядовом мытье в бане с помощью этого предмета, вернее, духов, заключенных в нем. Использование веника как вместилища духов малообъяснимо на почве известных нам русских верований. Вероятно, поэтому обычаи, связанные с ним, или просто фиксировались собирателями и исследователями, или вызывали недоумение. Обычаи эти становятся понятны на фоне верований угро-финских и сибирских народов, лучше сохранивших древнейшие слои религиозных представлений.
Например, у вотяков прошлого веник играл особую роль в обрядах жертвоприношений: «В день жертвоприношения, пред самым закланием, жертва окончательно пробуется относительно ее пригодности с помощью наливания водой через веник, приготовленный из ветвей растущих в священной роще деревьев. Для добрых божеств жертва пробуется через веник из ветвей лиственных пород, для злых божеств — через ветки хвойных деревьев. «. Веником обмывали покойника, изгоняли из своего дома человека, пытавшегося завести в дом злых духов. Немалую роль играл веник в семейной и календарной обрядности мордвы.
Особое значение для понимания обычаев, связанных с веником, приобретает чувашский иерех, которого Д. К. Зеленин рассматривает как один из вариантов онгонов — духов или демонов, обитающих в так называемых «идолах», «кумирах» и других фигурках, изображающих людей и животных. Исследование Д. К. Зеленина показало несомненную связь онгонов с тотемами, как животными, так и растительными. Чувашский иерех, бывший первоначально растительным тотемом, в одном из своих главных вариантов представлял собой древесную ветку. По сообщению Георги, «Ерих составляет связка серебориных лоз (шиповника), кои, нарезав осенью, ставят в угол избы своей и почитают столь священными и опасными, что никто и приступиться к оным не смеет.
Они возобновляют своего ериха всякую осень, а старого пущают вплавь по реке». На основании этого и подобных сообщений Д. К. Зеленин пришел к выводу, что почитание подобного растения не может быть объяснено одним его апотропеическим (охранительным) характером. Обереги не бывают неприкосновенными и опасными для человека. Ежегодное возобновление также необычно для оберегов, тогда как в культе растительных тотемов и онгонов оно очень обычно и понятно. В этой связи становится ясной и особая роль веников в свадебной и календарной обрядности. Показательно, на наш взгляд, также гадание с помощью веника, поскольку гадание было одной из характернейших черт культа онгонов.
Возвращаясь к ритуалу мытья в бане, в котором также немалую роль играл веник, можно прийти к заключению, что мытье в бане представляет собой ритуальное очищение путем приобщения к тотему. Подобное очищение с помощью тотемов и онгонов, как показал Д. К. Зеленин, было свойственно многим народам Евразии.
Банный веник.
Ба́нный ве́ник — веник, наряду с использованием для банных процедур, является ритуализованным предметом бытового обихода. Для веника банного обычно используют ветки зеленой здоровой березы, на которой «не сидела кукушка». В плачах невесты веник банный называется «зеленым» и «шелковым».
На Русском Севере веник банный заготавливали в день Аграфены Купальницы (24.VI), причем ветки следовало срывать с дерева без ножа или топора. В этот же день обязательно мылись в бане с первым изготовленным веником, в который добавляли цветы и травы «для здоровья». Считалось, что связанные до Иванова дня веники вызывают «чёс». После мытья девушки бросали свой веник в реку и по тому, плыли они или тонули, гадали о замужестве или о жизни и смерти. Гадая о будущем, девушки перебрасывали веник через голову или забрасывали его на крышу дома, стараясь заметить, в какую сторону скрученным концом он упадет — оттуда и ждать женихов.
Особенно важную роль играл банный веник в ритуале бани невесты. Во время девичника его украшали цветными лоскутами и, пока топили баню, затыкали в крышу, а затем по дороге в баню торжественно несли впереди невесты. В Костромском кр. накануне свадьбы предбанник украшали веником, укрепленными на длинных жердях. Перед баней невеста девушки разбирали несколько веников на прутья, каждый прутик перевязывали ленточкой и втыкали по обеим сторонам дорожки к бане. На обратном пути веник, которым парилась невеста, развязывали и по прутику раскидывали по пути к дому. В Архангельской губ. с веником невесты гадали ее подружки: старались выхватить из кучи использованных во время мытья тот, которым парилась невеста, — это сулило девушкам скорое замужество.
В свадебных обрядах апотропейного характера банный веник мог использоваться для символического метения: напр., крестная мать невесты «разметала дорожку» банным веником., когда невеста с девушками направлялась в баню. Значимыми оказывались и ритуальные действия развязывания и связывания веника. Так, перед совместной баней молодых после первой брачной ночи дружка, приглашая молодых в баню, развязывал украшенный веник и сообщал, что ему нечем его связать, тогда жених с невестой сами связывали веник платком, подаренным дружкой (Ярослав.).
В конце свадьбы во время шуточной бани использованные веники сжигали прямо в бане или в предбаннике (Ярослав.). В некоторых местах их бросали в реку.
В комплексе поминальных обычаев банный веник предназначался для умерших родственников. На 40-й день после смерти члена семьи в бане на полке оставляли для него новый ошпаренный веник (новгород.). В дни календарных поминок для душ умерших клали крест-накрест два банных веника (витеб.). Белорусы Минской губ. при посещении могил родственников брали с собой веник, который оставляли на могиле.
В канун Иванова дня банный веник затыкали в стены коровника или обвешивали ими отелившихся коров, защищая их от ведьм и колдунов. Вместе с тем веник мог служить инструментом вредоносной магии: если в день свадьбы положить его в воротах и встать на него, то свадебный поезд не сможет стронуться с места.
Подобно домашнему венику, банный веник считался опасным предметом, в котором обитает нечистая сила. На Русском Севере верили, что банник живет в куче неошпаренных банных веников. По-видимому, с этим связан запрет вносить веник в дом.