венчание перед богом что это значит

Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви

Среди таинств православной церкви особое место занимает обряд венчания. Соединяясь в брачный союз, мужчина и женщина дают друг другу клятву верности во Христе. В этот момент Бог скрепляет молодую семью как единое целое, благословляет на совместный путь, рождение и воспитание детей по законам православия.

Цель и суть таинства

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
Венчание – важный и ответственный шаг для верующих православных людей. Пройти через таинство просто ради моды или красочных воспоминаний об эффектной церемонии нельзя. Обряд проводится для воцерковленных, то есть крещеных по правилам православия людей, осознающих всю важность создания семьи во Христе.

На сакральном уровне муж и жена становятся единым целым. Батюшка читает молитвы во время обряда, призывает Бога, просит у него милости для вновь созданной семьи стать Его частью.

В православии есть понятие: семья – Малая церковь. Муж, глава семьи – прообраз священника, самого Христа. Жена – Церковь, обрученная Спасителю.

Зачем нужно для семьи: мнение церкви

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:

Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.

Значение по Писанию

Для счастливой семейной жизни мало плотской взаимной любви друг к другу. Особая связь между мужем и женой, объединение двух душ появляется после обряда венчания:

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
Подобно как в Большой церкви молятся Богу, так и в Малой церкви, которой становится венчанная семья, должно постоянно звучать слово Божье. Истинными христианскими ценностями в семье становятся послушание, кротость, терпение друг к другу, смирение.

Сила благодати Господа так велика, что, получив Его благословение во время обряда венчания, потом пара часто с большим рвением посвящает чаяния свои христианской жизни, даже если раньше молодые редко посещали храм. Таково руководство Иисуса Христа, который стал хозяином православного дома.

Что дает и значит для супругов?

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.
венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
Венчание дает особое благословение небес паре:

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят венчаться через несколько лет после обычного брака, чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Духовная подготовка

Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.

Что обязательно знать паре?

Дополнительно нужно знать некоторые тонкости проведения обряда венчания, подготовки к нему:

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит
День венчания нужно предварительно согласовать с батюшкой. Существует ряд ограничений для проведения обряда. Например, не венчают в дни поста, на многие церковные праздники – Рождество, Пасху, Крещение, Вознесение.

Есть и особенно удачные дни для проведения таинства, например, на Красную горку или в день Казанской иконы Богоматери. Батюшка подскажет наилучший именно для конкретной пары день для свершения обряда венчания.

Полезное видео

Венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом. О том, что даёт венчание для семьи и каков его смысл, в видео:

Заключение

Если молодые любят друг друга, считают себя православными христианами, венчание необходимо. Брак, скрепленный церковью, приобретает особое благословение, защиту Бога. Он дарует силы к праведной семейной жизни по законам православия. Венчание становится не просто красивой традицией, а выходом молодой пары на новый уровень взаимоотношений с Богом.

Похожие записи

Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Счастливые часов не наблюдают: сколько длится венчание и от чего зависит продолжительность обряда?

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Как выбрать торт на венчание: советы кондитеров и фото образцов

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Дружок и дружка: кого выбирают в свидетели на венчание – обязанности, правила и дресс-код

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Что нужно знать про правила венчания в церкви в России: дресс-код, подготовка, атрибуты

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Милостью Божией: как получить развод после венчания

11 комментариев

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Мы с мужем венчались. После венчания прожили 3 года. Муж заболел и очень быстро умер. С мужем верующие люди, но не понятно зачем Бог оставил меня одну. И так мало мы с мужем пожили в венчаном браке.
Раньше я слышала такое утвержение от народа. Венчание дает испытание семье.
Дедушка и бабушка мои в 80 лет венчались и деда парализовало.

Мы с мужем венчались,прожили 12 лет. И он ушел к молодой,которая быстренько забеременела,сейчас ждут ребёночка. А у нас сын ему 9 лет.Как ему это все объяснить,мы всегда ходили в храм,праздники вместе. Я думала у нас хорошая крепкая семья. А оказалась,нет. Все рухноло и наш симейный Храм рухнул. Мужа ничего не мешает,вести себя похамски по отношению ко мне,я на него смотрю и не узнаю. И почему-то его мама и сестра тоже,перестали общаться с нами,даже с внуком.хотя мама работает в храме. Мне сказала- что наш брак был не свыше…! Я просто была в шоке. Я спросила у нее,а сейчас то что происходит, это от кого. … И он не разводится со мной. Хочу сама подать на развод. Я уже не знаю,как быть дальше. Чеснок начала сомневаться,наверно от отчаяния.

Наталья, ситуация у вас тяжёлая, если вины вашей нет оставьте бывшего и забудьте. Бог найдет способ помочь вам. Тяготы есть у всех, как пример мне сейчас тоже тяжело, но молюсь и Бог все разрешает наилучшим образом.

Согласна — венчание очень серьезное дело, это ведь союз, который заключался на небесах. Мы с мужем в церкви повенчались уже спустя пять лет после росписи. За это время успели проверить наши чувства, поняли насколько наша семья крепка. И скажу, что то, что мы венчаны, сдерживает нас от скандалов и дурных мыслей( типа измены или еще чего-то нехорошего), мы оба боимся кары божьей. Возможно даже еще поэтому и пошли под венец осознанно, а не ради красоты, престижа и моды.

Поскольку развенчивание или развод, это грех и придумали люди, расторжение венчания. То мы к этому подходим очень серьёзно. Но немножко переживаем. Потому что это очень серьёзное таинство. Но, то, что есть информация такая подробная здесь — намного легче, когда подготовлены, что, да как.

У меня мама с папой не венчались, а прожили вместе уже 33 года, бабушка с дедом тоже всю жизнь, больше пятидесяти лет. Есть одна знакомая, которая с мужем венчалась, а потом развелись. Венчание — это ответственый шаг для осознанных людей, верящих в Бога.

Венчание,в последние годы стало очень распространено, но мне кажется, что это сейчас скорее дань моде, чем реальная вера в бога.
Просто молодым хочется свадьбу не хуже, чем у других. Значит нужно и венчаться, раз сосед иди подруга венчались.
А то, что венчание укрепляет брак, так это зависит только от веры человека, а никак не от таинства….

Венчание в последние годы стало очень распространено, но мне кажется, что это сейчас скорее дань моде, чем реальная вера в бога. Просто молодым хочется свадьбу не хуже, чем у других. Значит нужно и венчаться, раз сосед иди подруга венчались. А то, что венчание укрепляет брак, так это зависит только от веры человека, а никак не от таинства….

Я за венчание только в том случае, когда пара прожила вместе много лет и уверена в своих отношениях. Это дело очень серьезное и не стоит с ним спешить. Потом пойдут измены и скандалы, а это большой грех. Проверьте себя, а после можно и под венец.

Источник

Правила церемонии венчания в Православной Церкви

Смысл сакрального обряда

Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.

Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.

Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Для кого запрещен обряд

Одна из главных основ, которую нужно знать, это, конечно, кому откажут в процедуре. Ведь есть несколько ограничений, препятствующих такому браку. Батюшка не сможет провести церемонию, если:

Для остальных же двери храма открыты и им ничто не помешает оформить отношения перед Богом. Многие интересуются можно ли венчаться беременным, на это любой священнослужитель ответит, что даже нужно. Ведь по христианским понятиям, ребенок должен рождаться исключительно в духовном браке.

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Как выбрать дату

Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.

А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:

Лучше всего обратиться к венчальному календарю, который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.

Основные правила

Список необходимых вещей на обряд

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Что нужно сделать до Таинства

Для духовного очищения за три дня до сакрального обряда необходимо воздержаться от молочных, мясных и рыбных продуктов, а также яиц, алкогольных напитков и сигарет. Иными словами – соблюсти пост.

По правилам, накануне венчания мужу и жене нужно будет и исповедаться. Происходит это очень просто: приходите в собор и рассказываете обо всех своих грехах священнику. Он же, в свою очередь, выступает как посредник между Вами и Всевышним. Постарайтесь не стесняться данной процедуры и ничего не утаивать. Ведь только если Вы будете по-настоящему честны и искренни, то Бог услышит Вас и простит все деяния. Таким образом, в духовный брак Вы вступите безгрешными и обновленными.

В ночь перед церемонией, после 12-ти, придется отказать себе в еде. Так как утром, до Таинства, предстоит посетить литургию и там причаститься. Батюшка даст Вам ложечку вина и кусочек церковного хлеба.

Внешний вид

Невесте и присутствующим в православном храме девушкам нужно обязательно быть с покрытой головой. В случае новобрачной – это может быть фата, капюшон от накидки или болеро, палантин и многое другое. Гостьям же уместно надеть платки.

Всем женщинам стоит прикрыть: плечи, спину, зону декольте и колени. Брачующейся необходимо подобрать максимально целомудренный наряд. Подвенечное платье не должно быть слишком откровенным, обтягивающим, мини длины, пафосным, с большим количеством декора.

Также откажитесь от черных, коричневых и остальных темных расцветок. Ведь в стенах собора это обычно расценивается, как траур. Подойдет любой спокойный светлый оттенок:

Яркий макияж невесте также не рекомендуется делать. Идеальным решением станет скромный нюд и блеск для губ. Украшений должно быть по минимуму, а на руки лучше, вообще, ничего не надевать. В этот день главным пусть станет Ваше венчальное кольцо.

Обувь следует выбрать удобную как молодым, так и их гостям. Ведь Таинство длится примерно час и все это время необходимо будет стоять.

Для жениха и приглашенных мужчин правила намного проще, нежели для девушек. Главное, заходить в собор без головных уборов. Для брачующегося вполне подойдет классический костюм или рубашка и брюки. Главное, чтобы цвет ткани не был кричащим, а фасон – нестандартным.

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Как вести себя в храме

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Свидетели

В первую очередь, это люди, помогающие брачующимся на самой церемонии. Они держат венцы над головами пары, сопровождают ее во время троекратного шествия, расстилают рушник перед аналоем под ноги молодоженам, подают кольца и собирают подаренные цветы, после завершения Таинства.

В большинстве случаев в свидетели супруги выбирают или родных или близких друзей. Согласившиеся на такую роль, становятся духовными родственниками, которые после уже не смогут в дальнейшем обвенчаться между собой. Для пары же они являются, как наставники. Именно поэтому, к выбору подходите со всей ответственностью.

Не рекомендуется брать:

Если в Вашем окружении нет подходящих кандидатов, то лучше обойтись и вовсе без свидетелей на венчании. Главное, сообщите об этом заблаговременно батюшке, который будет проводить ритуал.

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Стоимость

Что касается цены, то ее как таковой нет, ведь расценок не существует. Но хорошей традицией является добровольное пожертвование храму, в знак благодарности за обряд. Сумма варьируется от места проведения, обычно, в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга принято оставлять от 5000 тысяч рублей, в маленьких же городах чаще всего от 500.

Приметы

Хоть Православная Церковь и не одобряет суеверия, считая их грехом, но люди все равно придумывают различные приметы. На пустом ли они месте или же стоит в них верить – решать исключительно Вам.

Источник

Суть Венчания

Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться

Приблизительное время чтения: 3 мин.

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

венчание перед богом что это значит. Смотреть фото венчание перед богом что это значит. Смотреть картинку венчание перед богом что это значит. Картинка про венчание перед богом что это значит. Фото венчание перед богом что это значит

Венчание — это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения — в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание — это важный шаг.

Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья — мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было — и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание — это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые — проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

Венчание — это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно — обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин — то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием — будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

Источник

Венчание

Чем цер­ков­ный брак отли­ча­ется от обыч­ного?

Кра­си­вая тра­ди­ция. «При­ло­же­ние» к сва­дьбе. Гаран­тия кре­по­сти семей­ных уз. Это наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­еся пред­став­ле­ния о Таин­стве Вен­ча­ния. А между тем есть и моло­дые, и зрелые семей­ные пары, живу­щие цер­ков­ной жизнью, но откла­ды­ва­ю­щие совер­ше­ние этого Таин­ства иногда по многу лет. Что же дей­стви­тельно стоит за вен­ча­нием? Насколько допу­стимо для веру­ю­щего чело­века жить в невен­чан­ном браке? Как гото­виться, если вы реши­лись на этот шаг? Об этом бесе­дуем с глав­ным редак­то­ром пор­тала Богослов.ру, кан­ди­да­том бого­сло­вия, насто­я­те­лем Пят­ниц­кого подво­рья Троице-Сер­ги­е­вой Лавры про­то­и­е­реем Павлом Вели­ка­но­вым.

Как появи­лось вен­ча­ние?

– Отец Павел, логично начать с глав­ного вопроса: что такое Таин­ство Вен­ча­ния, в чем его суть?

– Вопрос не такой про­стой, как может пока­заться. Потому что исто­ри­че­ски это Таин­ство появи­лось доста­точно поздно – в том оформ­лен­ном виде, в каком мы его знаем. Ника­кого осо­бого чина для бла­го­сло­ве­ния брака у ранних хри­стиан не было: Цер­ковь при­зна­вала закон­ным тот брак, кото­рый совер­шался в рамках суще­ство­вав­шей в ту эпоху тра­ди­ции. В первых хри­сти­ан­ских общи­нах бла­го­сло­ве­ние ново­брач­ных совер­ша­лось самим фактом при­сут­ствия свя­щен­ника или епи­скопа, главы цер­ков­ной общины, на брач­ном пире.

– Разве не было бла­го­сло­ве­ния с воз­ло­же­нием рук, как, к при­меру, сейчас в про­те­стант­ских общи­нах?

– Дей­стви­тельно, есть сви­де­тель­ства о том, что воз­ло­же­нием рук епи­скопа освя­щался брак – это апо­кри­фи­че­ский памят­ник «Деяния Фомы», кото­рый был напи­сан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века ника­кого спе­ци­аль­ного чино­по­сле­до­ва­ния не было. Только после Милан­ского эдикта Кон­стан­тина Вели­кого (Доку­мент 313 года, про­воз­гла­сив­ший рели­ги­оз­ную тер­пи­мость на тер­ри­то­рии Рим­ской импе­рии и поло­жив­ший конец гоне­ниям на хри­стиан. – Ред.), когда начался про­цесс актив­ного вхож­де­ния в Цер­ковь людей, дале­ких от хри­сти­ан­ского образа жизни и не очень стре­мя­щихся ста­но­виться насто­я­щими хри­сти­а­нами, воз­никла необ­хо­ди­мость осмыс­лить с точки зрения хри­сти­ан­ства брак как союз муж­чины и жен­щины, бла­го­слов­лен­ный Богом. Стало жиз­ненно важным про­ве­сти четкое раз­ли­чие между хри­сти­ан­ским пони­ма­нием семьи и теми пред­став­ле­ни­ями, кото­рые суще­ство­вали в язы­че­ском мире.

– А какие пред­став­ле­ния суще­ство­вали у языч­ни­ков? В чем раз­ли­чие?

– Отли­чие заклю­ча­ется в том, что хри­сти­ан­ский брак не огра­ни­чи­ва­ется пер­спек­ти­вой зем­ного бытия. Это не только бла­го­слов­лен­ное обще­ние между муж­чи­ной и жен­щи­ной и про­дол­же­ние чело­ве­че­ского рода, но прежде всего опре­де­лен­ное духов­ное дела­ние. Cупруги, пройдя через обыч­ные для любого брака этапы, выхо­дят на особую высоту един­ства духов­ного и душев­ного. И един­ство это сохра­ня­ется после их смерти. Мы знаем боль­шое коли­че­ство святых супру­гов – это святые Петр и Фев­ро­ния Муром­ские (8 июля празд­ну­ется их память. – Ред.), Кирилл и Мария (роди­тели пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского. – Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Ната­лия…

В язы­че­стве такого пони­ма­ния, разу­ме­ется, не было. Оно могло воз­ник­нуть только на почве хри­сти­ан­ского пред­став­ле­ния о ближ­нем как глав­ном камер­тоне отно­ше­ния к Богу, из пони­ма­ния необ­хо­ди­мо­сти жерт­вен­ного подвига как фун­да­мента и пер­во­ос­новы всего бытия вообще, а не только отно­ше­ний между супру­гами.

Вот так, на фоне осмыс­ле­ния супру­же­ства, посте­пенно скла­ды­ва­ется чин цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния брака. Только к XVII веку он был фор­ма­ли­зо­ван в том виде, какой сейчас мы имеем в наших пра­во­слав­ных храмах. Вообще, вен­ча­ние – един­ствен­ное Таин­ство, в кото­ром мы нахо­дим огром­ней­шее раз­но­об­ра­зие форм! Некая серд­це­вина – молитва «Боже Святый» – при­сут­ствует уже в IV веке, а осталь­ное могло варьи­ро­ваться.

Вен­ча­ние… в осуж­де­ние?

– Невен­чан­ный брак счи­та­ется непра­виль­ным, гре­хов­ным?

Нет. Глу­боко неверно и опасно счи­тать, что невен­чан­ный брак явля­ется сино­ни­мом блуда. Закон­ный брак – то есть не тайный, объ­яв­лен­ный перед обще­ством и опре­де­лен­ным обра­зом юри­ди­че­ски заре­ги­стри­ро­ван­ный – пол­но­стью при­зна­ется Цер­ко­вью. И это четко про­пи­сано в Соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

– Если обыч­ный брак не может счи­таться непра­вым перед Богом, зачем нужен еще и чин вен­ча­ния?

– Дело в том, что, не имея цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния, хри­сти­а­нам будет непро­сто выстра­и­вать свои супру­же­ские отно­ше­ния так, чтобы они яви­лись для них лест­ни­цей в Цар­ство Небес­ное. Точнее – чтобы в браке уже сейчас сози­дать Цар­ство Небес­ное. А для этого Таин­ство и суще­ствует.

В чем таин­ство? Что таин­ствен­ного про­ис­хо­дит?

– Таин­ство заклю­ча­ется в том, что при­зы­ва­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать на пре­тво­ре­ние есте­ствен­ных отно­ше­ний между муж­чи­ной и жен­щи­ной в духов­ные отно­ше­ния. Это стрем­ле­ние пре­об­ра­жает есте­ствен­ную тягу полов друг ко другу в сту­пеньку ко Христу – вот что про­ис­хо­дит. Образно это пре­красно пока­зано в еван­гель­ском рас­сказе о чуде, кото­рое совер­шает Хри­стос в Кане Гали­лей­ской: пре­тво­ре­ние воды в вино на сва­дьбе. К такому пре­тво­ре­нию пред­на­зна­чен любой брак: «вода» есте­ствен­ных чело­ве­че­ских отно­ше­ний силой и дей­ствием бла­го­дати Свя­того Духа должна стать «вином», при­об­ре­сти совер­шенно иное каче­ство!

– А бла­го­сло­ве­ние – в чем оно заклю­ча­ется?

– Вен­ча­ние – это еще и бла­го­сло­ве­ние на супру­же­скую жизнь внутри самой хри­сти­ан­ской общины. Поло­вое сожи­тель­ство для супру­гов-хри­стиан мыс­лимо только в рамках цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния пред­сто­я­те­лем общины – епи­ско­пом или же свя­щен­ни­ком.

– Можно ска­зать, что это попытка зару­читься помо­щью Божией на этом слож­ном пути?

– Отча­сти да. В закон­ном браке обе поло­вины всту­пают в новую, ранее неиз­вест­ную, неиз­ве­дан­ную для них реаль­ность. И здесь тре­бу­ется особая помощь Божия.

Но к этому нельзя под­хо­дить, как к сделке: мы Тебе – вен­ча­ние, а Ты нам – гаран­тию «дома – полной чаши». Вен­ча­ние – это укреп­ле­ние и бла­го­сло­ве­ние суще­ству­ю­щих отно­ше­ний, но не постро­е­ние их с нуля и тем более – не лега­ли­за­ция фор­маль­ных отно­ше­ний друг друга «не пере­ва­ри­ва­ю­щих» людей.

Я выскажу свое мнение, кото­рое, может быть, не будет соглас­ным с мне­нием доста­точно боль­шого коли­че­ства свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Но я реши­тельно против того, чтобы к Таин­ству Вен­ча­ния при­сту­пали люди, не явля­ю­щи­еся доста­точно воцер­ко­в­лен­ными.

Сего­дня зача­стую вен­чают всех подряд. Подоб­ное отно­ше­ние к браку ниве­ли­рует Таин­ство, пре­вра­щает его в «маги­че­ский костыль» для тех людей, кото­рые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт пока­зы­вает, что «маги­че­ских косты­лей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если отно­сятся друг к другу потре­би­тель­ски, если они, повен­чав­шись, не соби­ра­ются ничего менять в своей жизни, ста­но­виться насто­я­щими хри­сти­а­нами – то это Таин­ство им будет не во спа­се­ние, а в еще боль­шее осуж­де­ние. И их брак, скорее всего, раз­ва­лится, а не укре­пится.

– Почему?

– Потому что любое при­бли­же­ние Бога – это кризис: он обост­ряет, дово­дит до неко­его пре­дель­ного напря­же­ния суще­ству­ю­щую ситу­а­цию. Боже­ствен­ными пред­ме­тами не шутят: они тре­буют к себе долж­ного отно­ше­ния. И если чело­век готов посту­питься собой, своими инте­ре­сами, вырваться ко Христу – кризис для него ока­зы­ва­ется спа­си­тель­ным и полез­ным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обна­же­ние, обостре­ние его истин­ного состо­я­ния только лишь уско­ряет воз­мож­ный распад семьи.

К Богу нельзя отно­ситься пре­не­бре­жи­тельно. А Цер­ковь – это Его тер­ри­то­рия, место Его осо­бого, исклю­чи­тель­ного при­сут­ствия. Поэтому вен­чаться «на всякий случай», «а вдруг сра­бо­тает» – не стоит. И то огром­ное коли­че­ство про­ше­ний о так назы­ва­е­мом «цер­ков­ном раз­воде», кото­рый име­ется во всех епар­хиях, тому самое лучшее сви­де­тель­ство…

Поэтому если речь о людях, загля­ды­ва­ю­щих в Цер­ковь, не явля­ю­щихся, по сути, хри­сти­а­нами, для них форма закон­ного брака – это вполне доста­точно.

Готовы – не готовы

– Если это настолько серьез­ный шаг, стоит ли идти на него сразу? Неко­то­рые пары откла­ды­вают вен­ча­ние, не чув­ствуя себя доста­точно гото­выми к нему…

– Так бывает. Пони­ма­ете, этот про­цесс дозре­ва­ния до вен­ча­ния про­ис­хо­дит парал­лельно с воцер­ко­в­ле­нием.

Я знаю супру­гов, кото­рые явля­ются веру­ю­щими и цер­ков­ными людьми, про­жив­шими в браке около 50 лет, но кото­рые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повен­чаться. Между ними нет такого духов­ного род­ства, един­ства, чтобы совер­шать это Таин­ство – про­цесс еще не завер­шен. Таких при­ме­ров немало.

– Это скорее хорошо, чем плохо?

– Это плохо. Но если бы они повен­ча­лись и после этого в их жизни ничего бы не изме­ни­лось, это было бы еще хуже.

Мне, скорее, сим­па­тична пози­ция тех нецер­ков­ных моло­дых людей, кото­рые, сыграв сва­дьбу, не торо­пятся сразу же обвен­чаться. Тут есть здра­вое зерно: это сви­де­тель­ствует об ответ­ствен­но­сти. Такие супруги должны жить в закон­ном браке, рожать детей, любить друг друга, поти­хоньку изме­няться сами, воцер­ков­ляться и, когда дорас­тут до брака цер­ков­ного, – вен­чаться.

Однако если люди уже доста­точ­ное время живут пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей всту­пать в брак, минуя вен­ча­ние, ненор­мально и более чем странно. Когда веру­ю­щие, воцер­ко­в­лен­ные супруги по каким-то при­чи­нам не вен­ча­ются, это должно наво­дить на мысль: что-то здесь про­ис­хо­дит непра­виль­ное.

– Почему? Если это «дозре­ва­ние», то оно про­ис­хо­дит у разных пар в разное время…

– Потому что для хри­сти­а­нина брак, семья – это не просто «ячейка обще­ства», и тем более не «инсти­тут закон­ного поль­зо­ва­ния друг другом». Это живой пример того, как в полном един­стве могут сосу­ще­ство­вать совер­шенно само­сто­я­тель­ные и отдель­ные лич­но­сти. Семья пред­став­ляет собой един­ство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подав­ляет, не погло­щает, не вытес­няет. Можно про­ве­сти ана­ло­гию со Святой Тро­и­цей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согла­сии и непре­стан­ной само­от­даче друг другу, и в этом обре­тают абсо­лют­ную пол­ноту бытия и то самое бла­жен­ство, к кото­рому при­зы­ва­емся и мы все. И поэтому для Церкви брак – одно из фун­да­мен­таль­ных поня­тий.

Отно­ше­ния между Хри­стом и Цер­ко­вью самим же Гос­по­дом отож­деств­ля­ются с брач­ными отно­ше­ни­ями: Цер­ковь назы­ва­ется Неве­стой Хри­сто­вой. У апо­стола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере при­сут­ствует эта брач­ная алле­го­рия. И это гово­рит только о том, что нет в жизни чело­века более высо­ких, более спо­соб­ству­ю­щих спа­се­нию отно­ше­ний, чем брак. Можно смело ска­зать, что брак – это своего рода «трам­плин» ко спа­се­нию. Но как с трам­пли­ном свя­заны раз­лич­ные риски, точно так же и с браком: не всту­пив на этот путь, ты не достиг­нешь опре­де­лен­ных высот и нико­гда не узна­ешь, что такое полет в сво­бод­ном паде­нии, но, всту­пив, ты должен пони­мать, что тебя ждут не только сия­ю­щие вер­шины, но и опас­но­сти пере­ло­мать себе хребет.

– А могут ли супруги пойти на вен­ча­ние как на созна­тель­ный шаг в сто­рону един­ства? Прося у Бога под­держки в этом?

– Да, это самый пра­виль­ный подход.

Если муж и жена имеют жела­ние устра­и­вать свою жизнь по-хри­сти­ан­ски, конечно, им лучше всту­пать в супру­же­ство через Таин­ство Вен­ча­ния. Но это воз­можно только тогда, когда каждый из них пони­мает всю меру ответ­ствен­но­сти, кото­рую он на себя берет. Ответ­ствен­но­сти не только в том, что они не имеют права раз­ве­стись, что бы у них там ни про­ис­хо­дило, но ответ­ствен­ность духов­ную. За тот образ жизни, кото­рый каждый из них по своим силам пыта­ется осу­ществ­лять согласно еван­гель­ским запо­ве­дям.

– Полу­ча­ется, это Таин­ство – одно­вре­менно и начало чего-то каче­ственно нового, и вер­шина неко­его внут­рен­него про­цесса?

– В таком случае вен­ча­ние – дей­стви­тельно и важное начало, и вер­шина, некое сви­де­тель­ство того, что супруги дей­стви­тельно достигли какого-то духов­ного един­ства, в своих устрем­ле­ниях к Богу их тра­ек­то­рии пере­стали быть парал­лель­ными и стали стре­миться к един­ству. В таком случае жела­ние полу­чить цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние брака ста­но­вится совер­шенно есте­ствен­ным и закон­ным жела­нием.

Раз­вен­ча­ние «раз­вен­ча­ния»

– Многие гово­рят о «раз­вен­ча­нии». Суще­ствует ли в реаль­но­сти такой чин?

– «Раз­вен­ча­ние» – вещь совер­шенно мифи­че­ская. Ника­кого чина снятия цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния на брак не суще­ствует. Есть сви­де­тель­ство Церкви, когда она, по своему снис­хож­де­нию к чело­веку, не сумев­шему выне­сти взятый на себя подвиг брака, дает ему бла­го­сло­ве­ние на второй брак.

– Насколько далеко захо­дит снис­хож­де­ние Церкви? Допу­стимо ли вен­чаться во втором, в тре­тьем и т. д. браке?

– Дей­стви­тельно, есть чин вен­ча­ния вто­ро­брач­ных, кото­рый явля­ется скорее чином пока­ян­ным.

– Он само­сто­я­тель­ный, отдель­ный?

– Да, это само­сто­я­тель­ный чин для тех, кто всту­пает во второй брак. Но вот чина для трое­брач­ных, конечно, уже не суще­ствует. В каких-то край­них слу­чаях, при особых ситу­а­циях может быть дано бла­го­сло­ве­ние на третий брак – но уже без вен­ча­ния. И тут дей­стви­тельно должны быть какие-то совер­шенно исклю­чи­тель­ные случаи и доста­точ­ные осно­ва­ния для такого реше­ния! И, конечно же, ника­кой свя­щен­ник не возь­мет на себя подоб­ную ответ­ствен­ность: это цели­ком и пол­но­стью область архи­ерей­ской власти. Есте­ственно, нормой подоб­ная ситу­а­ция никак быть не может. Здесь мы видим про­яв­ле­ние ико­но­мии, край­ней уступки Церкви, для того, чтобы дать чело­веку воз­мож­ность при­ча­щаться, про­дол­жать жить цер­ков­ной жизнью.

– Это, по сути, бла­го­сло­ве­ние на брак без вен­ча­ния?

– По сути дела, это просто бла­го­сло­ве­ние на при­ча­ще­ние чело­века, кото­рый по своей немощи нахо­дится в тре­тьем браке, и просьба к Богу о про­ще­нии его грехов.

– Если один из супру­гов неве­ру­ю­щий, но из любви к своей «второй поло­винке» читает книги о хри­сти­ан­стве, как-то гото­вится к вен­ча­нию – Таин­ство над такой парой совер­шить допу­стимо?

– Думаю, что да. И апо­стол Павел об этом гово­рит: неве­ру­ю­щая жена освя­ща­ется веру­ю­щим мужем, и наобо­рот. Тот из супру­гов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источ­ни­ком света для дру­гого. И таких при­ме­ров огром­ное коли­че­ство – когда любовь ко своей «второй поло­вине» ста­но­вится для чело­века самой глав­ной в его жизни сту­пень­кой ко Христу. Мы знаем боль­шое коли­че­ство таких пар и за рубе­жом: когда ино­верцы берут в жены рус­ских деву­шек, напри­мер, и, пони­мая, как много значит хри­сти­ан­ство, Пра­во­слав­ная Цер­ковь для люби­мой, посте­пенно втя­ги­ва­ются в стихию бого­слу­жеб­ной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вер­нулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супру­гов откры­вал кра­соту хри­сти­ан­ства для дру­гого.

– Пра­во­слав­ная Цер­ковь допус­кает вен­ча­ние пра­во­слав­ных с хри­сти­а­нами других кон­фес­сий?

– Как ни пара­док­сально, да. Как об этом ска­зано в Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, вен­ча­ние может совер­шаться между пра­во­слав­ными и като­ли­ками, чле­нами Древ­них Восточ­ных Церк­вей и про­те­стан­тами, испо­ве­ду­ю­щими веру в Три­еди­ного Бога. Необ­хо­ди­мым усло­вием для такого вен­ча­ния явля­ется совер­ше­ние Таин­ства в Пра­во­слав­ной Церкви и вос­пи­та­ние детей в Пра­во­сла­вии. Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский неод­но­кратно это допус­кал.

Это уди­ви­тель­ный факт! И еще одно сви­де­тель­ство того, что брак – явле­ние, далеко выхо­дя­щее за пре­делы лишь чело­ве­че­ских отно­ше­ний. В свое время рели­ги­оз­ный фило­соф Васи­лий Васи­лье­вич Роза­нов писал: «Связь пола с Богом боль­шая, чем связь ума с Богом, даже чем связь сове­сти с Богом»

Дей­стви­тельно, то, что явля­ется неотъ­ем­ле­мой сто­ро­ной супру­же­ства, прежде всего затра­ги­вает какие-то глу­бин­ные, духов­ные сто­роны в чело­веке. И я думаю, что Цер­ковь неспро­ста так жестко высту­пает против любых форм близ­ких отно­ше­ний людей, кроме закон­ного брака. Цер­ковь, как чадо­лю­би­вая Мать, бес­ко­нечно ценит и тре­петно охра­няет то, что про­ис­хо­дит в браке, и столь же реши­тельно и бес­ком­про­миссно отно­сится к тому, что про­ис­хо­дит вне его.

– Вы имеете в виду блуд, измену, сожи­тель­ство?

– Да. Это очень сильно выхо­ла­щи­вает и портит важную часть чело­ве­че­ской при­роды, где и про­ис­хо­дит встреча чело­века с Богом. Почему мона­ше­ство, напри­мер, немыс­лимо без подвига цело­муд­рия, подвига абсо­лют­ного воз­дер­жа­ния от поло­вой жизни? Почему оно изна­чально было свя­зано с дев­ством? Осо­бенно всегда выде­ля­лись монахи и мона­хини, кто вообще не имел ника­кого опыта поло­вой жизни – и именно такое мона­ше­ство счи­та­лось насто­я­щим, под­лин­ным посвя­ще­нием себя Богу. Это очень тонкий, мисти­че­ский момент обру­че­ния всего чело­века Христу. Можно даже ска­зать, что своего рода духов­ный «брак» с Твор­цом, кото­рый тре­бует такой же пол­ноты отдачи, какой тре­бует и обыч­ный брак от супру­гов.

В мона­ше­стве чело­век пол­но­стью вве­ряет себя Богу – Им живет, Им пита­ется, Им раду­ется, Им вдох­нов­ля­ется. И тут не может быть ника­кого «двое­жен­ства», раз­дво­е­ния. Точно так же, как в супру­же­стве: ничего помимо или вопреки своей второй поло­вине в здо­ро­вом и счаст­ли­вом браке быть не может.

– Речь не только об измене как тако­вой, но и о легком увле­че­нии на сто­роне, о помыс­лах?

– В свя­то­оте­че­ской аске­тике есть очень четкая гра­да­ция помыс­лов – когда именно при­шед­шую чело­веку страст­ную, блуд­ную мысль уже можно счи­тать грехом. Сам Спа­си­тель гово­рил: Всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Блуд ове­ществ­ляет уже совер­шив­ше­еся в душе чело­века отпа­де­ние от вер­но­сти своему супругу. Но начи­на­ется все – с мысли.

Вообще, мы многое не пони­маем из того, что про­ис­хо­дит в браке. И как бы ни были про­странны иссле­до­ва­ния в обла­сти интим­ных отно­ше­ний муж­чины и жен­щины, до конца понять при­роду этих отно­ше­ний мы не можем. Мы здесь выхо­дим за пре­делы науки как тако­вой и пере­хо­дим в изме­ре­ние скорее духов­ное, нежели физио­ло­ги­че­ское.

– То есть можно ска­зать, что брак сам по себе явля­ется Таин­ством?

– Я, пожа­луй, согла­шусь. И инте­ресно, что еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в свое время писал: «Венцы пола­га­ются на главах бра­чу­ю­щихся в зна­ме­ние победы, для того, чтобы пока­зать, что они, непо­бе­ди­мые стра­стию до брака, тако­выми при­сту­пают и к брач­ному ложу, т. е. в состо­я­нии побе­ди­те­лей похоти плот­ской». Такое пони­ма­ние вен­ча­ния прямо про­ти­во­по­ложно тому, как оно иногда вос­при­ни­ма­ется сего­дня, словно вынуж­ден­ное цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние на поло­вое сожи­тель­ство двух обу­ре­ва­е­мых похо­тью людей, «уза­ко­нен­ный блуд» – чтобы совсем из Церкви не ушли. А свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит: мы их вен­чаем потому, что они побе­дили свою похоть, что ими движет уже любовь, кото­рая ока­зы­ва­ется гораздо выше и силь­нее похоти. И дальше ими, как хри­сти­а­нами, должна прежде всего дви­гать любовь, а не вожде­ле­ния. Ведь страст­ные дви­же­ния когда-то всё равно уйдут – а вот сама любовь только укре­пится и очи­стится. И здесь в каче­стве залога именно такого раз­ви­тия отно­ше­ний высту­пает дев­ство, полная физи­че­ская чистота обоих бра­чу­ю­щихся.

Под­го­товка: прак­ти­че­ские моменты

– Суще­ствует мнение, что вен­ча­ние – столь личное дело, кото­рое про­ис­хо­дит между двумя людьми и Богом, что при­сут­ство­вать на нем должны только вен­ча­ю­ща­яся пара и свя­щен­ник…

– Я считаю, что нет ничего пло­хого в отсут­ствии сви­де­те­лей на вен­ча­нии. В Англии или в Греции это Таин­ство явля­ется еще и одной из форм лега­ли­за­ции брака – там рели­ги­оз­ным кон­фес­сиям предо­став­лено право выда­вать госу­дар­ствен­ные сви­де­тель­ства о совер­ше­нии брака. У нас в стране такого нет: таин­ство про­ис­хо­дит внутри цер­ков­ной общины и не тре­бует сви­де­те­лей того, что люди обе­щали друг другу – это их дело перед Богом.

Но именно с этим свя­зано жест­кое тре­бо­ва­ние: мы вен­чаем людей только после заклю­че­ния ими закон­ного брака и офи­ци­аль­ной реги­стра­ции. За исклю­че­нием край­них слу­чаев, когда этот вопрос затруд­нен по каким-то объ­ек­тив­ным при­чи­нам, а не потому, что люди не хотят рас­пи­сы­ваться, а желают жить в свое удо­воль­ствие и при этом иметь и некие духов­ные пре­фе­рен­ции.

– Если род­ствен­ники рав­но­душно или нега­тивно отно­сятся к Церкви, как лучше посту­пить: позвать их, дабы при­об­щить к Таин­ству, или нет?

– Это один из тех вопро­сов, кото­рые допус­кают оба вари­анта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом вари­анте. Дей­стви­тельно, часто люди желают, чтобы это Таин­ство было совер­шено над ними без сви­де­те­лей – это личный, интим­ный дого­вор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как посту­пить, исходя из того, как для них будет удоб­нее и как им пока­жется целе­со­об­раз­нее.

– Какова роль роди­те­лей при вен­ча­нии?

– И в рим­ской, и в гре­че­ской, и в иудей­ской тра­ди­циях важ­ней­шим эле­мен­том бра­ко­со­че­та­ния был момент, когда отец неве­сты соеди­няет руки бра­чу­ю­щихся – и пере­дает ее руку в руку жениха. То есть роди­тели пере­дают своего ребенка в руки его «второй поло­вины». Этот момент есть в древ­них чинах вен­ча­ния, он сохра­нился в като­ли­цизме, но у нас он, к сожа­ле­нию, ока­зался утра­чен. Однако отго­ло­сок его остался: когда свя­щен­ник перед нача­лом чина обру­че­ния соеди­няет руки бра­чу­ю­щихся, накры­вая их епи­тра­хи­лью, и, держа за руки, ведет жениха и неве­сту из при­твора в храм, а также когда уже во время Таин­ства они все вместе трижды обхо­дят аналой в центре храма. В осталь­ном роди­тели во время Таин­ства – лишь сви­де­тели и сомо­лит­вен­ники своим детям.

– Как самим супру­гам сле­дует гото­виться к вен­ча­нию?

– Для людей цер­ков­ных под­го­товка к вен­ча­нию ничем не отли­ча­ется от обыч­ной под­го­товки к уча­стию в таин­ствах. За исклю­че­нием того, что они должны хоро­шенько поду­мать, готовы ли они взва­лить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немо­щами, стра­стями, про­бле­мами. Четко пони­мая, что не надо рас­счи­ты­вать, что твоя «поло­винка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это опре­де­лен­ное дерз­но­ве­ние, на кото­рое чело­век отва­жи­ва­ется перед Самим Богом! Чело­век должен ясно пони­мать, что он берет на себя.

Если он готов взва­лить на себя дру­гого, причем в самом худшем вари­анте, о кото­ром он знает, – тогда можно наде­яться, что этот брак состо­ится. А если он рас­счи­ты­вает на то, что все недо­статки супруга куда-то исчез­нут, а всё, что в нем вдох­нов­ляет, радует, еще больше рас­кро­ется… то, скорее всего, все будет с точ­но­стью до наобо­рот.

– Жестко. Значит, надо быть реа­ли­стами? И робко наде­яться, что вы оба будете ста­но­виться лучше?

– Наде­яться робко – да, а вот рас­счи­ты­вать нельзя. Почему в созна­нии хри­сти­а­нина брак и мона­ше­ство – это прак­ти­че­ски тож­де­ствен­ные вещи? И там, и там чело­век при­но­сит себя в жертву дру­гому. И нет ника­ких гаран­тий, что эта жертва будет при­нята, понята, оце­нена. Все счаст­ли­вые браки про­хо­дили очень слож­ный, тяже­лый, болез­нен­ный путь «пере­ма­лы­ва­ния» обоих супру­гов, при­тирки их друг ко другу. И это всегда свя­зано с мак­си­маль­ным ума­ле­нием своих соб­ствен­ных инте­ре­сов, себя самого, своих поже­ла­ний, своих пред­став­ле­ний о том, что должно быть в браке. Это про­цесс «врас­та­ния» друг в друга.

Притом, что это «врас­та­ние» очень разных на всех уров­нях орга­низ­мов. Гил­берту Честер­тону при­над­ле­жит изре­че­ние, став­шее афо­риз­мом: по муж­ским стан­дар­там любая жен­щина – сума­сшед­шая, по жен­ским стан­дар­там любой муж­чина – чудо­вище; муж­чина и жен­щина пси­хо­ло­ги­че­ски несов­ме­стимы. И это пре­красно! Потому что таким обра­зом они ста­но­вятся один для дру­гого объ­ек­том хри­сти­ан­ского дела­ния, заим­ствуют друг у друга недо­ста­ю­щие им каче­ства и делятся лучшим, что есть в них самих. Апо­стол Павел писал: Ныне ваш избы­ток в вос­пол­не­ние их недо­статка; а после их избы­ток в вос­пол­не­ние вашего недо­статка ( 2Кор.8:14 ). И в такой посто­ян­ной вза­и­мо­от­даче и вза­и­мо­про­ник­но­ве­нии и выстра­и­ва­ется целост­ный орга­низм хри­сти­ан­ской семьи, кото­рый дей­стви­тельно имеет право про­дол­жаться и после того, как исче­зает, отпа­дает, ста­но­вится ненуж­ным все, что свя­зано с физио­ло­гией. Мы знаем, что в Цар­стве Небес­ном нет брака как соеди­не­ния полов, а вот един­ство – оста­ется… Ока­зав­шись за гробом без тела, супруги все равно сохра­няют свое един­ство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорас­тают? Это вопрос.

Обя­за­тельно ли при­ча­щаться перед вен­ча­нием?

Это не явля­ется строго обя­за­тель­ным, однако для веру­ю­щего чело­века есте­ственно перед важ­ней­шими собы­ти­ями своей жизни испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться Христу. И в Древ­ней Церкви при­ча­ще­ние было одной из важных частей вен­ча­ния. Неко­то­рые слова, сохра­нив­ши­еся в древ­них чинах вен­ча­ния (напри­мер, воз­глас: «Пре­ждео­свя­щен­ная Святая святым»), сви­де­тель­ствует о том, что в ранней Церкви после при­ча­ще­ния всех членов цер­ков­ной общины Святые Дары остав­ля­лись, чтобы при­ча­стить ими ново­брач­ных во время их вен­ча­ния.

Что такое «вен­чаль­ная Литур­гия»?

Это Литур­гия, как пра­вило, совер­ша­е­мая архи­ереем, в чино­по­сле­до­ва­ние кото­рой вклю­чен чин вен­ча­ния. Она совер­ша­ется, к при­меру, в бал­кан­ских и гре­че­ских церк­вях. Сейчас вен­чаль­ные Литур­гии появ­ля­ются и в России. Однако это скорее ново­вве­де­ние: ника­ких сви­де­тельств, что это имело исто­ри­че­ские пре­це­денты раньше, нет.

Если у людей разные духов­ники, как им выбрать свя­щен­ника, кото­рый будет их вен­чать?

Воз­можно собор­ное вен­ча­ние, когда Таин­ство совер­шают сразу несколько свя­щен­ни­ков. И это частая прак­тика. В среде духо­вен­ства по-дру­гому почти не бывает.

Сколько стоит уча­стие в Таин­стве?

Ника­кое Таин­ство нельзя оце­ни­вать, и ника­кой цены у вен­ча­ния быть не может. Однако после совер­ше­ния треб (то есть бого­слу­же­ний по просьбе мирян) при­нято жерт­во­вать на храм, по силам и сове­сти чело­века. При этом нужно пони­мать, что вен­ча­ние – наи­бо­лее «ресур­со­ём­кое» Таин­ство: здесь, как пра­вило, необ­хо­дим как мини­мум квар­тет певчих, а то и целый хор, – кото­рым, есте­ственно, необ­хо­димо опла­тить труды. Лучше всего спро­сить у слу­жа­щих церкви, каким обра­зом совер­ша­ются пожерт­во­ва­ния. На неко­то­рых при­хо­дах вам могут ука­зать их ори­ен­ти­ро­воч­ный размер, однако уплата опре­де­лен­ной суммы ни в коем случае не может быть необ­хо­ди­мым усло­вием совер­ше­ния Таин­ства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *