велоспорт бмх что это такое
BMX (велосипедный мотокросс)
BMX (Bicycle Moto eXtreme) – олимпийский вид спорта, в котором спортсмены выполняют экстремальные трюки на специальных велосипедах, они отличаются малым размером (диаметр колеса – 20 дюймов), конструкцией рамы (центр тяжести сильнее смещён к заднему колесу) и низкой посадкой седла. Конструкция делает велосипед более устойчивым: она предназначена для прохождения трасс с перепадами высот и выполнения трюков.
История возникновения и развития BMX
Предположительно, история BMX берет начало в 60-е годы ХХ века в США, когда подростки, подражая кумирам из мотокросса, носились на велосипедах по импровизированным трассам, одеваясь в мотоциклетную экипировку. Так из детской забавы ВМХ превратился в экстремальный вид спорта.
В апреле 1981 года основана Международная федерация ВМХ (The International Bicycle Motocross Federation — IBMXF). Спустя год под её эгидой был проведен первый чемпионат, где победителем стал американский спортсмен Грег Хилл.
В январе 1993 года ВМХ был включён в Международный союз велосипедистов (UCI).
На Олимпийских играх BMX впервые представлен в 2008 году в Пекине (Китай). Мужские и женские соревнования проводились одновременно. Первыми Олимпийскими чемпионами стали Марис Штромбергс (Латвия) и Анна-Каролина Шоссон (Франция).
Разновидности BMX
BMX Racing (гонки) – состязание на скоростное прохождение трассы. Спортсмены стартуют с насыпи высотой до 4 метров по 8 человек в одном заезде. Сама трасса состоит из четырех прямых и трех виражей, на протяжении трека спортсмены сталкиваются с различными препятствиями (трамплины, ступеньки, волны и др.).
BMX Flatland (англ. flat – плоская, land – поверхность) – состязание, которое заключается в исполнении трюков на ровной поверхности.
BMX Vert (от англ. vertical – отвесный) – состязание, в котором спортсмены соревнуются в выполнении трюков на специальной U-образной рампе.
BMX Dirt (англ. dirt – грунт) – состязание, в котором спортсмены соревнуются в выполнении трюков на специальной грунтовой трассе с высокими холмами.
BMX Street (от англ. street – улица) – состязание, в котором спортсмены соревнуются в выполнении трюков в городских условиях с присущими городу препятствиями (лестницами, перилами и другими).
Одежда и экипировка для BMX
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «BMX (велосипедный мотокросс)».
«BMX — недешёвый вид
спорта» — сколько стоит
стать велоспортсменом?
Про то, как стать BMX-гонщиком и что для этого нужно, «Эльдоблогу» рассказала Марина Шамахина, мастер спорта по BMX, тренер СШОР «Нагорная» Москомспорта, в велоспорте с 8 лет.
Вам пригодится
Фитнес-трекер Xiaomi Mi Smart Band 6
Беговел Navigator ВН10003 Balance
Батут с внутренней защитной сеткой Bradex
Бутылка для воды Igloo Swift 24 Asphalt
Горный велосипед Stark Shooter-3 18«/2020
Начнём с основ
BMX-race (или велоспорт) — Олимпийский вид спорта. Однако в России он только развивается. На соревнованиях (например, Кубке России, Спартакиаде, всероссийских и международных) в заезде участвуют до 8 спортсменов. Победитель — первый прибывший к финишу, а вот трюки — это больше фишки для спортсмена, и баллы за них не дают.
В основном, велоспортом занимаются в тёплое время года на специально подготовленных трассах. Трасса должна состоять как минимум из 3 виражей (участков с крутыми поворотами) и 4 прямых с препятствиями — буграми различной конфигурации. Старт начинается от первой горы 4 — 9 метров. Зимой тренируются на крытых велодромах, например, такой есть в Марьино в Москве.
Помимо основных трасс ВМХ-race, есть ещё «дёрты» и «памп-треки» для прокаченных спортсменов. «Дёрты» — серия трамплинов, которые идут один за другим. Велосипедист после приземления с одного трамплина попадает к месту вылета со следующего и так далее. Велосипедисты используют набранную скорость в самом начале для взлётов в течение всей серии трамплинов. Памп-трек — специальная велосипедная трасса без ровных участков, с чередованием ям, кочек и контруклонов. Набор и поддержка скорости происходят из-за специальной техники прохождения («прокачки») волн, а не из-за вращения педалей. Это короткая кольцевая трасса на десятки метров. Иногда добавляют развилки и перекрёстки, чтобы разнообразить маршрут. На таких трассах катают в любое время и каждый желающий. В период карантина эта была топовая альтернатива для тренировок.
Кто может заниматься велоспортом
Для велоспорта нужна хорошая физическая подготовка и координация. Последнее можно развить с помощью прыжков на батуте с акробатическими упражнениями, кувырками, на балансборде или на велосипеде. Перед тренировками важно проконсультироваться с врачом. Например, людям с больным сердцем велоспорт не подойдёт.
Занятия велоспортом подходят для любого возраста. Профессионалами обычно становятся в 18 лет. Их ещё называют класс «элита». Идеальный возраст для старта — 3–4 года. Все дети начинают с беговелов.
Первое, чему учат на тренировках — уверенно ездить на велосипеде. К 5-6 годам дети пересаживаются на двухколёсные велосипеды. Начинающие занимаются 3-4 раза в неделю, а профессионалы — 7 дней в неделю по 1-2 тренировки в день — утром и вечером. Параллельно тренировки идут у 50-60 человек. Но есть и индивидуальные занятия — для тех, кто настроен добиться серьёзных результатов.
Тренировка состоит из разминки на велосипеде по трассе или без велосипеда (бега). Затем приступаем к основной части, а в конце делаем закатку (легкую езду) и растяжку.
Сколько стоит заниматься велоспортом
BMX — недешёвый вид спорта. Средняя стоимость велосипеда — 25 000 рублей. Шлем обойдётся в 5 000 рублей и выше, защита ног и рук — от 2 500 рублей, а перчатки от 1 000 рублей. Итого под 35 000 рублей уйдёт только на базовую экипировку. В частных экстрим-школах занятие стоит от 1 500 рублей. Но можно заниматься и бесплатно на базе бюджетного учреждения, например, в СШОР «Нагорная».
Как выбрать велосипед, экипировку и тренера
Главные требования к велосипеду BMX — колёса 20 дюймов. Велосипед для BMX-race должен быть легким и жестким — гонщик должен эффективно выполнять элементы прохождения трассы. Рама для BMX-race низкая и с высоким расположением каретки из алюминия или карбона. При проезде трамплинов велосипед не будет задевать бугры. Также есть задний тормоз и одна передача. Велосипед подбирают по росту — даже 2-х метровому спортсмену можно подобрать раму (например, Pro XXXL). Все поломки велосипеда решаемы, а как быстро его менять — зависит только от роста спортсмена. Поэтому велосипед — инвестиция на долгие годы.
Как я и говорила, дети начинают с беговела. В отличие от велосипеда ВМХ, его можно отрегулировать под рост ребёнка — просто поднимите или опустите руль и седло. Можно докупить руль и сиденье больших размеров, если беговел стал мал.
Шлем должен соответствовать типу full face, а марка и дизайн не так важны.
Перчатки — полностью закрывают пальцы рук. Обязательно нужны налокотники и наколенники, а дополнительно — защита шеи, панцырь (защита груди и спины). Лично мне нравится экипировка брендов Fox, Troy Lee Designs, Alpinestars, 100%. Но можно купить и б/у экипировку на специальных сайтах, если бюджет ограничен.
При выборе тренера обращайте внимание на его результаты, личные качества, реальные результаты, а не корочки, зачетные книжки и звания. Для занятия велоспортом для детей обязательно и педагогическое образование.
Плюсы и минусы велоспорта
Велоспорт — это, в первую очередь, выброс адреналина, развитие выносливости и скорости. Здесь важно принимать быстрые и верные решения. Будем откровенны: полезный навык и в спорте, и в жизни. Также это отличная тренировка для сердца, сосудов и органов дыхания. Во время аэробной нагрузки кислород быстрее проникает в органы и ткани. И, конечно, у BMX-еров очень развит весь мышечный каркас, в основном, ноги.
Минусы — травмы, как и в любом спорте. Чтобы их уменьшить, и нужна специальная экипировка.
Велосипед BMX – что это, разновидности
Изначально BMX велосипед создавался для подготовки детей к мотокроссу. Но благодаря его способности стойко выдерживать нагрузки, которые не под силу другим маунтинбайкам, сейчас этот велосипед пользуется большой популярностью в трюковом катании. На нем можно совершать виражи, прыгать с трамплина и осуществлять другие эффектные трюки. Поговорим сегодня, что это такое – BMX велосипед, как он выглядит, для чего используется, как правильно выбрать BMX велосипед и какие модели считаются лучшими на сегодняшний день.
Что такое BMX велосипед
Дословный перевод аббревиатуры BMX (bicycle motocross) – «велосипедный мотокросс», «веломотокросс». BMX велосипеды — это особые модели в велоспорте, которые имеют очень жесткие раму и вилку, что позволяет великам выдерживать колоссальные нагрузки экстремальной езды. Колеса небольшого диаметра, всего одна скорость (а больше и не нужно), сидение низкое, близко расположенное к раме (это и несущественно, так как на него редко когда садятся). Перепутать бимиксы с другими видами байков практически невозможно.
История появления
В 60-70 гг прошлого столетия, когда мотокросс приобрел большую популярность, появился BMX. Подростки и дети, наблюдавшие, как взрослые спортсмены соревнуются на трассах, тоже хотели такого драйва. Они стали сами создавать себе трассы, похожие на трассы мотокросса, надевали экипировку, предназначенную для этих гонок, садились на свои велосипеды и устраивали соревнования.
Спустя время BMX из детского развлечения стал самостоятельным видом спорта и одна из его дисциплин с 2008 года была включена в программу Олимпийских игр.
Конструкция устройства
Как уже говорилось выше, у BMX велосипедов всего одна скорость — нет переключателя скоростей. Велик легкий и жесткий — это позволяет райдеру хорошо «качать» трассу. Рама у него длинная и низкая. И это не все, чем BMX отличается от обычного велосипеда.
Для осуществления прыжков, удачных приземлений и совершения немыслимых трюков конструкция велосипеда должна быть прочной. А потому к раме BMX велосипедов особые требования:
Мотокроссовая рама вытянутая и очень низкая. Правда, длина рамы зависит от вида катания, для которого будет использоваться байк.
Благодаря специальному механизму (гироротатору) руль способен свободно вращаться на 360°. Его прочность обеспечивается кроссбаром (дополнительной перекладиной посередине). Грипсы с заглушками на краях ручек усиливают сцепление рук гонщика с рулем.
Колеса
Колеса для BMX велосипедов небольшого диаметра — от 16 до 24 дюймов. Чаще всего гонщики выбирают средние для этого вида спорта колеса — 20 дюймовые. В зависимости от стиля катания покрышки могут ставиться как «зубастые» (которые хорошо держат велики на грунте и гасят удары, получаемые при приземлении), так и гладкие дорожные (слики). Также популярны полуслики. Давление, поддерживаемое в колесах — 3-7 бар. Обода должны быть прочными, двухкамерными либо трехкамерными.
Вилка
Так же как и рама, вилка – стальная с добавлением хрома и молибдена. Это, а еще внушительная толщина, обеспечивают ей необходимую прочность.
Пеги, необходимые на BMX, изготавливаются из металла, хотя иногда можно встретить модели с пластиковыми или карбоновыми пегами. Эти трубки 10-11 см длиной обеспечивают дополнительную опору во время трюков и благодаря им райдер отлично скользит на перилах и различных гранях.
Скорость и торможение
Вращающийся руль не предусматривает никаких тросиков, которые могут помешать велосипедисту совершить очередной трюк, потому переключателя скоростей на бимиксах нет, все гонщики катаются на одной скорости. Это же касается тормозных тросиков — чтобы они не мешались, тросик переднего тормоза убран внутрь вилки, а для заднего используется гироротор в рулевой колонке.
Многие спортсмены просто убирают тормоза, чтобы сделать велосипед еще легче.
Седло и педали
Сидение расположено очень низко, почти на уровне заднего колеса. Оно практически не используется гонщиками, так как в процессе выполнения трюков им сидеть в седле не приходится. Чаще его используют в качестве опоры.
А вот педали в BMX велосипедах очень важны, так как должны выдерживать большие нагрузки. Обычно они шире, чем у других видов байков, выполнены из магниевого сплава или алюминия. Бывают и пластиковые педали, но они менее прочные и надежные. Если учесть, что велосипедист не только толкает педали, но и тянет, у них есть шипы, увеличивающие сцепление с обувью.
Разновидности
Учитывая, что велосипедный мотокросс делится на несколько дисциплин, что предполагает выполнение самых разнообразных трюков, спортивные велосипеды BMX бывают нескольких видов.
Street (Стрит)
Является наиболее популярным экстремальным видом, потому что райдеру не нужны специально оборудованные площадки и трассы — можно кататься по всему городу. Трюки можно выполнять в парках, на лестницах и перилах, прыгать через бордюры, на парапетах, скамейках. Для соревнований могут сооружаться искусственные стрит-секции. Правда, стрит — это не столько соревновательная дисциплина, сколько стиль жизни, которому присущи свой стиль поведения, музыка, мода.
Велосипеды БМХ для стрита — это облегченные байки без тормозов, иногда и без сидений. Покрышки сликовые или со слабо выраженным протектором, широкие и крепкие. Колеса небольших размеров для более простого управления. Очень удобно выполнять трюки, скользить по граням, если на велике будут установлены пеги. Втулки-фрикостеры, установленные сзади, дают возможность райдеру ехать задом.
«Стритовые» велосипеды — это легкие, маневренные и компактные агрегаты, имеющие хорошее сцепление с поверхностью. Правда, с трамплинов прыгать на таких великах не стоит, так как с приземлением из-за вертикальной вилки могут возникнуть сложности.
Racing (гонки, рейс)
Именно с них и начинались когда-то BMX. Это соревновательная дисциплина на прохождение трассы. На велосипедах для Rasing BMX можно преодолевать на скорости невысокие дропы, крутые повороты и другие препятствия на трассе. На велике устанавливаются:
Это крепкие и одновременно легкие велосипеды, которые уверенно себя чувствуют на сыпучей или скользкой грунтовой дороге.
Dirt (Дерт-джампинг)
Соревновательная дисциплина, где гонщики выполняют трюки повышенной сложности на специально оборудованной грунтовой трассе с холмами, трамплинами, земляными насыпями. Это может быть как один трамплин, так и несколько, расположенных друг за другом.
Здесь задача как можно сильнее оттолкнуться от поверхности трамплина, чтобы, поднявшись высоко в воздух, совершить как можно больше сложных трюков и затем плавно приземлиться. Чем лучше будет выполнена комбинация, тем больше баллов получает спортсмен.
Дерт-джампинг — одно их самых зрелищных и эффектных соревнований, но и самое травмоопасное.
BMX парк
Еще одно интересное направление, возникшее, можно сказать, случайно. Когда в 1976 году в штате Калифорния засуха высушила частные бассейны, обнажилось дно с плавными изгибами. Такой рельеф очень понравился скейтбордистам и они стали активно осваивать новые препятствия. Со временем начали появляться целые скейт-парки, которые пришлись по душе и BMX-рейдерам. Они принялись сооружать свои парки, которые больше подходили для катания на байках, чем на скейтах.
BMX парк сейчас — это езда по конструкциям с полукруглой основой. Во время соревнования райдер должен выполнять различные по высоте и амплитуде фигуры, и чем больше он задействует фигур в парке, тем лучше. Для получения баллов учитывается все: сложность трюков, амплитуда, вариативность использования фигур.
Байк для парка во многом похож на велосипед для дерт-джампинга — такой же крепкий, чтобы выдерживать сложные трюки. При этом он более подвижный, верткий и легкий, чем похож на бимиксы для рейса. Тормозов на велобайке нет, шины тонкие, с хорошим накатом.
Flatland (Флэтленд)
Велосипеды для этого вида катания не предназначены для езды, скорее, для «танцев» на одном колесе без касания земли ногами и акробатических трюков.
У велосипедов для данного вида соревнований база максимально укороченная, вилка расположена почти вертикально. Пеги очень прочные, по 2 на каждом колесе. Множество спиц и усиленные обода. Отзывчивые тормоза отличаются особой цепкостью.
В зависимости от стиля катания, который выбирает райдер, его велосипед должен иметь определенное оснащение, подходящее под конкретную дисциплину.
Рекомендации по выбору
Чтобы знать, какой выбрать BMX велосипед, сначала нужно понять, в каких целях он будет использоваться, какие трюки будете на нем выполнять и что вы ждете от своего байка.
Материал
Цена агрегата, его вес и срок эксплуатации зависят от материала, из которого он сделан. Если это обычная сталь (хай-тен), то цена вам понравится, но велосипед не будет отличаться прочностью. Детали из легированной хромомолибденовой стали (Cr-Mo) в два раза прочнее, но и цена на такой велосипед намного выше.
Если хочется купить недорогой, при этом качественный BMX велосипед, выбирайте «комбинированные» байки, где одни детали сделаны из Cr-Mo, другие — из Hi-Ten. Особенно проверьте, чтобы рама была из легированной стали.
Алюминиевые рамы подойдут только для BMX Racing, а еще для детей и подростков. Серьезные прыжки и удары они не выдержат.
Титановые рамы — неоправданно дорогие, в данном случае лучше предпочесть легированные велики.
Рулевая колонка
Обратите внимание, чтобы рулевая колонка была мощная, в диаметре минимум 1.1/8 дюймов. В идеале, если это будет интегрированный стакан с промышленными подшипниками закрытого типа, которые не будут разрушать трубу.
Кареточный стакан
Выбирайте кареточный стакан, у которого запресованные втулка и подшипники (Mid или более легкая Spanish «испанка»). Есть еще Euro — резьбовые кареточные стаканы с внешними подшипниками, правда, они тяжелые, не слишком надежные и популярные. Другие варианты вообще не рассматривайте.
Втулки
На втулки приходится вся нагрузка, потому на них также нужно обратить пристальное внимание при выборе БМХ байка.
Колеса
Для лучшей устойчивости и прочности приобретайте колеса с двойными ободьями, толщиной 1,8-2,25 дюймов. Большое количество спиц повышает способность выдерживать значительные нагрузки. Подходящая резина — слики или полуслики, для плохого покрытия подойдут шины с выраженным протектором.
Педали
Наилучшими педалями являются магниевые – они прочные и весят меньше алюминиевых. Последние также считаются надежными и при этом по цене – более доступные. А вот пластиковые педали – наименее прочные, зато они легко меняются в случае поломки и являются самыми дешевыми.
Размер
Из-за того, что на BMX велосипедах ездят преимущественно стоя на педалях, размер рамы не имеет особого значения. Хотя, конечно, длина верхней трубы имеет значение и подбирать подходящий вариант стоит методом примерки.
Лучшие BMX велосипеды
Если вы определились со стилем катания, осталось выбрать лучший вариант байка для ваших целей. Предлагаем вашему вниманию рейтинг производителей BMX велосипедов.
Haro Bikes — популярность велосипедам этой фирмы дал ее основатель – профессиональный велогонщик Боб Харо. Он разрабатывал свои велики, а потом выступал на них, выполняя умопомрачительные трюки, чем и продвинул свой бренд в лидеры производителей БМХ велосипедов. Помимо бимиксов, компания выпускает маунтинбайки и пляжные велосипеды.
Sunday — продукция компании наиболее полно соответствует запросам потребителей, потому что разработчиками бренда являются активно катающиеся на байках экстремалы. Компания дает пожизненную гарантию на свои велосипеды, а все благодаря прочной хромомолибденовой раме и другим узлам, которые проходят специальную термическую обработку.
Subrosa — производитель высококачественных и доступных по цене bmx велосипедов и комплектующих к ним. Благодаря широкому ассортименту, и профессиональный велогонщик, и начинающий любитель BMX найдет подходящий для себя вариант.
Stolen Bike — изделия компании изготавливаются из легкого и прочного хрома, оборудованы съемными тормозами — как раз для тех BMX-райдеров, которые предпочитают кататься без тормозов.
Redline — фирма является одной из первых, запустивших выпуск бимиксов еще тогда, когда BMX являлся всего лишь скопированной с гонок мотокросса дисциплиной. С тех пор и по сегодняшний день спортсмены на байках данной компании выигрывают соревнования. Именно модели Redline до сих пор считаются наилучшими для рейсинга.
Заключение
ВМХ велосипеды — это уникальные агрегаты, непохожие на другие велосипеды, в том числе и на байки остальных спортивных дисциплин. Они имеют существенные отличия даже между собой в поддисциплинах. Производители не стоят на месте и постоянно совершенствуют свои модели, что дает возможность райдеру улучшать свои навыки в исполнении трюков. От велосипедиста требуется кроме постоянных тренировок, соблюдение правил безопасности, использование защиты и нарабатывание более сложных трюков и техник.
Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.