велокомпьютер с синхронизацией с телефоном
Смогут ли смартфон и умные часы заменить навороченный велокомпьютер?
Подкачанные ребята на дорогих велосипедах скажут: тренировка без нормального велокомпьютера — не тренировка, а скорее покатушка за кофе. На форумах им отвечают: пустая трата денег, все то же самое умеет смартфон, который есть в кармане у многих. А мы взяли и проверили оба этих утверждения. Отправились на тренировку с крутым гаджетом, но прихватили с собой и смартфон с умными часами впридачу — авось и правда окажутся не хуже? Еще один день протяженностью под сотню километров по живописным окрестностям большого города и самый честный тест в полевых условиях — поехали!
Велокомпьютер или смартфон с умными часами?
Что мы имеем?
В дорогу мы снарядились по полной программе, прихватив с собой навороченный Garmin Edge 530 Sensor Bundle — уважаемый и профиками, и продвинутыми велолюбителями компьютер. Это один из безоговорочных лидеров рынка, и, возможно, многим его представлять не нужно, но все же обозначим, что в комплект входят три основных датчика: пульса, скорости и каденса. Именно они делают профессиональные велокомпьютеры полноценным мозговым центром тренировочного процесса, да и соревновательного тоже. Без датчиков самый навороченный прибор становится колоссом на глиняных ногах, который самостоятельно умеет отслеживать маршрут и скорость по GPS, но все по-настоящему полезные функции остаются, увы, не задействованными.
Датчик пульса крепится на грудь под одежду, остальные два — непосредственно на велосипед (датчик каденса — на шатун, а скорости — на одну из втулок).
Сам компьютер размещается на выносе или на руле — так, чтобы постоянно быть в прямой видимости велосипедиста. И, забегая вперед, отметим, что это первый из сильных козырей профильного велооборудования по сравнению со сторонними гаджетами. Много ли смысла в получении данных о своем текущем состоянии и интенсивности тренировки, если нужно изловчиться, чтобы их увидеть. Как бы там ни было, а закрепленный на руле смартфон никогда не будет так же удобен и органичен, как велокомп. Да и батарею своего гаджета вы высадите за одну-единственную тренировку (при постоянно включенном экране) — «косяк». Добавим, что велокомпьютер совместим с тем же самым смартфоном, что дает возможность мгновенно отгружать сведения о тренировке в любое удобное вам приложение, а заодно подгружать приходящие уведомления.
Но это как раз те навороты, необходимость в которых опровергают некоторые форумные эксперты. Поэтому в противоположном углу ринга у нас сразу два гаджета, которые многие используют в повседневности. В дорогу взяли то, что было ближе к телу, — Samsung Galaxy S8, синхронизированный с умными часами Samsung Galaxy Watch Active2. И сразу подмигнем тем, кто на форумах: без часов либо какого-то схожего приспособления смартфон ни в каком виде не сможет тягаться с укомплектованным велокомпьютером. Нужно то, что будет выполнять роль пульсометра, передавая данные программному обеспечению. Иначе останется все тот же GPS, который вполне неплохо (хоть и не безошибочно порой) дает представление о маршруте и текущей скорости.
Но с таким комплектом мы почти уравновесили исходные данные. Пора отправляться на тренировку.
Пока тихонечко тротуарами выезжаем из города, обозначим важный нюанс. По сути, программное обеспечение смартфона дает возможность привязать к нему те же самые датчики, которые используются велокомпьютером. Цифры будут те же самые, датчики можно купить по отдельности, и, возможно, это своеобразный способ сэкономить. Вот только никак не решается проблема доступности данных во время поездки (с часами-то попроще, но регулярно смотреть на них все равно неудобно). Да и с получаемой с датчиков информацией профильный гаджет все еще справляется куда лучше ПО, доступного на телефоне.
И все же в том, о чем говорят противники всевозможного удорожания тренировочного процесса, есть свой резон. Смартфон (а зачастую еще умные часы или хотя бы пульсометр) есть у многих. Так ли необходимо тратиться на еще один модный гаджет или, раз уж на то пошло, ради чего на него тратиться?
Кому это нужно?
Отправляясь в путь, мы задумали на средней дистанции проверить, как работают оба устройства, насколько они удобны в эксплуатации, насколько совпадут те данные, которые удастся получить благодаря им. Ну и будет ли какой-то прок от всех этих данных для среднестатистического велолюбителя.
Первая двадцатка из города — это всегда разминка и привыкание. Погода хорошая, велик катит, поэтому есть немного времени поболтать о том о сем.
Тот самый среднестатистический веломен по мере углубления в свое хобби превращается в весьма дружественного производителям всякой велосипедной всячины (и маркетологам в том числе) субъекта. Он готов покупать, он хочет быть like a pro, и он верит в то, что, вложив достаточно денег и таким образом прокачавшись, достигнет своей цели. Отчасти так оно и есть. Можно много говорить о том, что сотню лет велосипедисты гонялись в любых условиях без всяких цифр перед глазами — и это правда. Но сегодняшний день подарил возможность без специального образования и навыков получать довольно точную информацию о своем физическом состоянии в широком смысле и готовности в отдельно взятый момент. При должном подходе это позволяет скорректировать тренировки для достижения максимального результата, причем не важно, хотите ли вы победить в общем зачете «Тур де Франс» или намерены просто согнать лишний жирок: если делать это с умом (читай — с нужными сведениями о себе самом), все будет получаться гораздо лучше.
Для профессионала сегодня не стоит вопрос в необходимости велокомпьютера и телеметрии (сбора сведений) как таковых. Этим пользуется каждый, хоть и по-разному. Но об этом чуть позже. Неспешно проезжаем красивейшие пейзажи и делаем первое сравнение.
Сравнение данных
Начнем с простого: соответствуют ли данные, которые нам предоставляют велокомпьютер и южнокорейская пара «синхронистов» смартфон — часы? Кажется, никогда и никем не ставилась под сомнение точность измерений, которые проводят топовые велокомпьютеры, поэтому правильнее будет сформулировать наш запрос так: отличаются ли данные с наших повседневных гаджетов и насколько?
Пока исследуем лишь базовые параметры: скорость, маршрут и, самое главное, — пульс. Каденс смартфон с часами без соответствующего датчика измерять не умеют, поэтому это очко по умолчанию остается за профильным устройством. Впрочем, мы же помним, что комплектация у него богатая.
Но есть чем порадовать и минималистов: GPS у смартфона в порядке — и маршрут отрисовывает как следует, и скорость передает плюс-минус достоверно. Оговорка возникла оттого, что эта скорость в моменте не совпадала с той, которую показывал велокомпьютер, а будто догоняла его с разницей в пару-тройку секунд. Но разбежка даже в эти мгновения не превышала 2—3 км/ч, что для анализа заезда не является принципиальным моментом, тем более что усредненный параметр, так же как и пройденное расстояние, совпадал.
То же касается и пульса. Можно было поймать момент, когда оба гаджета показывали одинаковое значение, затем данные расходились на пару-тройку ударов в минуту, а потом снова сходились. Как нам видится, это не оказывает принципиального влияния на сведения о текущей пульсовой зоне, поэтому чем-то фатальным такое расхождение не станет.
Едем дальше, развлекая себя очередным рассказом.
Что еще за пульсовые зоны?
По мере того как отношение к тренировкам и спорту в целом, даже любительскому, приобретало научные очертания, на первый план выходила важность измерения частоты сердечных сокращений — пульса. Тут можно говорить о необходимой насыщаемости кислородом и способности переносить нагрузку, но чисто обывательски важно понимать одно: чем более осмысленно мы отнесемся к тому, как работает наше сердце, тем более длительную и эффективную тренировку будем способны провести.
Для простоты шкалу допустимого для человека пульса разделили на пять зон, причем для каждого границы этих зон будут отличаться — вот такие мы все разные. Нет необходимости добиваться установления абсолютно точных значений, но важно понимать следующее: мы можем поднимать пульс, причем достаточно высоко, уходя в анаэробную зону или даже зону максимальной нагрузки, однако нельзя делать это хаотично и постоянно. Свои ресурсы нужно расходовать с умом, чтобы не изнашивать внутренний «моторчик» и при этом достигать возможного для вас результата, поднажав там, где можно поднажать, и дав себе продышаться там, где это необходимо. Вот для этого, если совсем упрощенно, и нужно следить за пульсовыми зонами. И правда в том, что это позволяют сделать и велокомпьютер, и часы, но сидя на велосипеде смотреть в компьютер удобнее.
И что, неужели все так заморачиваются?
Если говорить о профессиональном спорте — да, заморачиваются все. Ничего не поделаешь: быстрее, выше, сильнее — вот это вот все ой как подстегивает бороться за каждую секунду, а значит, выжимать из себя каждую каплю.
У любителей, конечно, есть возможность выбора. И тут неплохо упомянуть о еще одной стороне этой высокотехнологичной и очень модной медали. Говорят, если очень долго всматриваться в цифры, то наступает зависимость. На это, кстати, ругаются многие велосипедные болельщики по всему миру. Они говорят: «Спорт перестал быть спонтанным, они все едут как вычислительные машины. А мы хотим безумства, мы хотим эмоций!»
Все это правда, и многие гонщики старой школы так и не подстроились до конца под эту новую реальность, хотя, безусловно, обязаны ей соответствовать (и соответствуют). Расскажем про одного известного велосипедиста, победителя очень престижных гонок и этапов гранд-туров, который хоть и ездит с компьютером, но нередко либо перекладывает его в карман веломайки, либо заклеивает у него экран — чтобы не отвлекал. Человек едет как чувствует, а чувствует он, что вот сейчас добавит, пойдет на все и домчится до звезд, сорвет джекпот! А велокомпьютер такой: «Эй, дружок, погоди. Ты вышел из верной пульсовой зоны, а впереди десять километров подъема. Забьешься и сдохнешь на полпути — люди потешаться будут. Не гони коней!» И все, волшебный момент упоения собственной мощью упущен. В голове — математика и осторожность, а бравая кавалерийская атака умирает не начавшись. Болельщики в трауре, спортсмен осторожничает до самого финиша и приезжает в третьем десятке, аккурат за теми, кто был посмелее, ну либо кому компьютер сказал что-то приободряющее.
Понимаете, к чему мы клоним? Важно добиваться своих целей. Делать это можно с привлечением всех доступных ресурсов, но здорово при этом оставаться собой. Кому-то цифры помогли выиграть семь супермногодневок. А кому-то мешают катить в свое удовольствие — такое тоже случается.
Использовать ли смартфон вместо велосипедного компьютера?
Приложения для смартфонов становятся всё умнее, так велосипедный компьютер больше не нужен?
Смартфоны становятся «умнее» с каждым днём. Когда-то подавляющее большинство велосипедистов записывали свои поездки исключительно с помощью специальных компьютеров, теперь же телефоны с приложениями GPS становятся всё более популярными.
Существует масса велосипедных приложений, способных или записывать поездки, или загружать их прямо на онлайн-платформу, и в результате велосипедный компьютер становится, по мнению многих, просто лишним. Так есть ли преимущества от использования специального велосипедного компьютера? Давайте рассмотрим и сравним…
Срок службы батареи
Все ненавидят наблюдать неумолимый расход батареи: осталось 10%, а вам ещё ехать половину пути.
Велокомпьютер SRM PowerControl 8 имеет заявленный срок работы батареи до 40 часов (наглядное преимущество профессионального монохромного экрана), тогда как Garmin Edge 820 заявляет лишь до 15-и часов. IPhone 8 имеет заявленное время автономной работы до 26 часов, по сравнению с 14 часами для iPhone 7. Естественно, что время работы будет зависеть от интенсивности использования различных функций, работы экрана, его яркости и других факторов.
Использование GPS-приложений значительно уменьшает время работы смартфона, а велосипедный компьютер, напротив, разработан с этой целью. Кроме того, смартфон используется далеко не только на велосипеде и использование его батареи во время езды наверняка повлечёт за собой дополнительную её зарядку в тот же день.
Добавьте к этому тот факт, что севший смартфон отрезает не только обыденную связь, но и доступ к вызову экстренной помощи, а севший велокомпьютер можно рассматривать лишь как не слишком значительное неудобство.
Аэродинамика и прочность
Велосипедные компьютеры в основном имеют аэродинамическую форму. В сочетании со специальными креплениями спереди, вписывающими их в общий абрис велосипеда, они имеют значительное преимущество перед смартфонами в этом аспекте. Смартфоны, да ещё в привычно громоздких чехлах, не предназначены для езды на велосипеде, поэтому об аэродинамике здесь говорить не приходится.
Смартфон, конечно, можно поместить в карман, но это исключает возможность отслеживать статистику на ходу – то, что вам, вероятно, необходимо, если вы хотите строго следовать тренировочной нагрузке и повышать эффективность своей работы на велосипеде.
Прочность и устойчивость к атмосферным осадкам также важный аспект. Хотя можно купить водостойкую модель смартфона или надёжный влагозащитный чехол к нему, велокомпьютеры целенаправленно созданы с учётом специфических требований езды на велосипеде. Компьютеры разрабатываются для надёжности при езде и проходят такие ударные (и прочие) тесты, которые, думается, на своём телефоне вы бы побоялись воспроизвести.
Точность
Далеко не редкость, когда при сравнении данных, например, средней скорости и даже расстояния, записанных на велосипедном компьютере с помощью GPS, с данными, записанными на смартфон с помощью приложения GPS, можно видеть серьёзные различия. Это объясняется, прежде всего, качеством данных GPS.
Компьютеры, как правило, рассчитывают среднюю скорость внутри самого устройства, в то время как, положим, Strava анализирует информацию самостоятельно после загрузки файла, используя как общее расстояние поездки, так и обнаруженное время перемещения.
Поясняя различные данные на смартфонах, Strava говорит на своих страницах поддержки: «Система GPS включает в себя чип в вашем устройстве, а также спутники над Землёй. она может вести себя по-разному в разные дни».
Компьютеры для велоспорта обычно определяют высоту с помощью барометрических альтиметров, измеряя атмосферное давление – среди прочих факторов, точность здесь может зависеть от погоды.
Strava использует свою собственную базовую карту – приложение находит высоту для каждой точки, которую вы записываете. Ирония в том, что эта базовая карта была создана с использованием данных из файлов, загруженных пользователями, ездящими с барометрическими альтиметрами велокомпьютеров. Так что точность определения высоты в этом случае ещё более условна, опосредована и зависит от надёжности данных для региона, где вы едете.
Strava также позволяет «исправить высоту» в файле, созданном с помощью велосипедного компьютера, нажав маленькую синюю кнопку под номером высоты. Коррекция использует свою собственную базовую карту, построенную с использованием сортированных данных других барометрических высотомеров.
Оба вида данных зависят от точности устройства и спутника, которые сильно различаются и у смартфонов и у велосипедных компьютеров.
Фитнес-данные
Тем не менее исторически велосипедные компьютеры и их считывающие устройства – измерители мощности, датчики частоты вращения педалей и мониторы сердечного ритма – используют для передачи данных протокол ANT+. Смартфоны обычно получают информацию по Bluetooth (хотя у некоторых есть возможность поддержки ANT+). С ростом популярности телефонных приложений, теперь есть больше устройств, таких как монитор сердечного ритма Elite Echowell, которые используют Bluetooth, но это до сих пор не так часто встречается.
Если вы используете смартфон, а ваши устройства ANT+, то либо эти данные будут просто недоступны, либо вам будет необходимо купить специальный ключ ANT+ для подключения к телефону.
Выводы
С другой стороны, смартфон, использующий GPS, способен делать почти всё, что делает велосипедный компьютер, но это не его приоритетная задача, поэтому он не оптимален во многих случаях использования.
Подборка функциональных GPS-велокомпьютеров для велосипеда на лето 2021 года
Беспроводной велокомпьютер с GPS чертовский удобная и точная штука для велосипедиста: как новичка, так и спортсмена.
Новичку удобно: не нужно тянуть провода, все параметры берутся с сигнала GPS, и есть трек, всегда можно посмотреть на карте. Спортсмену плюс — поддержка беспроводных датчиков: пульс, каденс и даже мощность. Можно следить за тренировками.
Все перечисленные велокомпьютеры я покупал сам и тестировал в долгих поездках на обычном велосипеде с внешними датчиками и электровелосипеде.
Рассмотрим проверенные варианты с большим количеством заказов.
iGPSPORT iGS620
Открывает подборку флагман от компании iGPSPORT. Модель IGS620 вобрала в себя максимум возможностей велокомпьютера. Сам использую такой.
Поддержка ANT+ датчиков: пульса, скорости, каденса, мощности и комбинированный датчик скорости и каденса.
Есть навигация, поддержка электронной трансмиссии Shimano Di2 и мобильные уведомления!
iGPSPORT iGS50E
Модель от того же производителя, но проще функционально: без навигации и цветного экрана, но с долгим временем работы и так же поддерживает GPS и датчики ANT+. Он на заглавном фото.
В этом лоте есть датчики на выбор и выносное крепление на руль.
CooSpo BC200
Велокомпьютер CooSpo BC200 сбалансированная модель с длительным временем работы (36 ч) и поддержкой русского языка. У модели большой и наглядный экран ч/б 2,4″ и удобно структурированное меню.
Выгрузка треков возможна через смартфон (мобильное приложение) и компьютер.
BC200 поддерживает следующие датчики (Ant+ и BT 5.0):
CYCPLUS M1
У этой модели большой FSTN экран 2,9 дюйма и точный GPS приемник на чипе Switzerland Ublox.
Поддерживаемая периферия: датчик скорости, датчик каденса, датчик частоты сердечных сокращений и датчик мощности.
Подсветка экрана у М1 автоматическая, компьютер вычисляет время восхода и заката по сигналу GPS.
XOSS G Plus
Одина из самых доступных моделей с поддержкой датчиков ANT+
Крепление на руль входит в комплект.
Поддержка мобильного приложения и синхронизация с сервисом Strava
SHANREN Discovery Pro
Необычный GPS велокомпьютер совмещенный в велофарой (съемной) и имеет свтодиодное настраиваемое ДХО.
Функционал очень богатый, есть поддержка возвратной навигации и синхронизация со Strava.
CYCPLUS G1
Завершает подборку модель CYCPLUS G1: мини GPS велокомпьютер с упрощенным функционалом (без записи трека и поддержки датчиков), но с наглядным экраном. Интересный вариант для электросамокатов.
Это компактный индикатор скорости, времени и пробега (не для спортсменов), зато недорого и без проводов.
Надеюсь, подборка GPS велокомпьютеров была полезна и Вы выберете себе вариант для своего велосипеда с необходимыми функциями.
Беспроводной Bluetooth-4.0 велокомпьютер
Чтобы не просто ездить на велосипеде из точки «А» в точку «Б», а делать это безопасно для коленей, нужно знать свой каденс. Данный товар за копеечную цену поможет Вам в этом.
Ну, как бы, для кого-то 10 баксов — не лишние деньги, особенно, если уже есть смартфон и он работает как велокомпьютер по GPS. но лично Я покупал его, исходя из своих соображений, связанных больше с тренировками и превозмоганиями, но всё равно осмелюсь утверждать, что полноценный велокомпьютер с функцией измерения каденса должен быть у каждого велосипедиста, который не хочет через год-два попасть ко врачу с проблемами в коленном суставе и потратить гораздо больше.
До приобретения данного велокомпьютера, я то мастерил самоделки для этих целей, то пользовался программой, которая издает щелчки в определенном темпе: «пик-пик, пик-пик, пик-пик. », кстати, еще один плюс этой программы, люди слышали ей на велодорожке и заранее расступались передо мной =) Было немного не удобно… Стеснялся.
Фирма SunDING давно известна в велосипедных кругах и, думаю, каждый имеет он ней свое мнение; Я считаю, что её изделия имеют минимальную цену, и счастье, что при это они более-менее адекватно работают! Ранее я пользовался таким велокомпьютером: в свободное от поездок время он исправно показывал время на кухне, но, когда батарейка подсела, стал удваивать показания %) забавно наблюдать скорость 90км/ч на велосипеде.
Данный «класс» велокомпьютеров работает в связке с Вашим мобильным телефоном и подключается по Bluetooth 4.0, поэтому разумно будет заранее проверить Ваш смартфон на совместимость. На смартфон нужно будет установить программу, понимающую данное устройство.
В конце Мая заказал — в начале Июня получил. Посылка шла две недели, пришла укрпоштой, трек отслеживался.
В посылке оказалась фирменная коробочка, в которой:
сам велокомпьютер,
стяжки для крепления его к раме велосипеда,
пара магнитов,
инструкция,
и даже батарейка!
В инструкции — ничего интересного, кроме указания приложений, с которыми должен работать данный велокомпьютер, а именно:
Wahoo Fitness: Workout Tracker;
Runtastic Road Bike PRO, на самом деле, будет работать со всеми программами данной компании;
Wahoo Utility (и под Андроид);
Map My Ride — моя первая любимая программа для лога покатушек;
и Map My Fitness — не знаю, почему они вынесли отдельно, кажется, это прога от предыдущих авторов.
на самом деле, поддержка гораздо шире.
К сожалению, в моем смартфоне Xiaomi Redmi 3S нет аппаратной поддержки протокола ANT+, а некоторые программы из вышеперечисленных позволяют подключать велокомпьютеры исключительно через него.
Было замечено, что в программах от Runtastic данный велокомпьютер ведет себя странно: после старта примерно через четыре минуты он залипает и показывает постоянное значение в течение пары-тройки минут, но потом работает нормально.
Сейчас Я пользуюсь Ride with GPS — прекрасная программа, без рекламы и навязчивых предложений заплатить денег. И, как ни странно, только она поддерживает и данный велокомпьютер и второй ми-бенд без проблем. Просто при включении программы, велокомпьютер она не определит (вероятно, при отсутствии активности, он переходит в «спящий» режим): нужно чтобы сработал хотя бы один датчик (или оборота колеса, или педали). Я обычно запускаю программу после выноса велосипеда из квартиры на улицу, а при этом он уж точно пару раз сделает оборот колеса или педалей, или поэтому почти забыл об этом нюансе.
Пример лога сегодняшней покатушки — ridewithgps.com/trips/17752779 — внизу можно включить отображение пульса (HR) и каденса (CAD).
На велосипеде это смотрится так:
Велокомпьютер притягивается к заднему перу стяжками. Он имеет резиновую «стойку», которая, повторяя контур пера, обеспечивает надёжное крепление. На этом фото также виден магнит, позволяющий измерять скорость движения велосипеда.
Он закреплен на спице, крепление рассчитано также и на плоские аэродинамические спицы, которые всё чаще встречаются в шоссейных велосипедах. Датчик, который срабатывает под воздействием данного магнита на фото выше расположен не совсем корректно: против направления вращения колеса — и если случайно соприкоснется со спицами, то может сломаться, поэтому рекомендую развернуть его вниз.
Фото через три месяца:
Вверху справа виден магнит для измерения того самого каденса, он просто крепится на стальную педаль (шатуны обычно алюминиевые). Этот магнит заставляет срабатывать геркон, встроенный в корпус велокомпьютера. Расстояние, с которого срабатывают датчики — в районе 3см.
Влагозащищенность или водонепроницаемость НЕ заявлена, однако, устройство еще не вышло из строя, не смотря на то, что я примерно раз в 2 недели мою покрышки велосипеда с помощью опрыскивателя (2л.). Сопло модифицировано так, чтобы не распылять, а выдавать тонкую и мощную струю: сначала брызгаю покрышки и раму внизу раствором средства для мытья полов, затем смываю его обычной водой. Специально на датчик струю не направлял, но что капли могли попадать на него, сомнений нет. Думаю, это с уверенностью можно назвать эмуляцией покатушки в дождливую погоду.
Следующий наворот на велосипед — пожалуй, ваттметр! Не шибко шарю в этой теме, но такое устройство крепится в педали и выдаёт какую-то взвешенную единицу Вашей мощности, и, возможно, еще рисует график прилагаемой к педалям нагрузки — сдвоенные такие окружности. Анализ этих «окружностей» позволит Вам оптимизировать процесс педалирования и более производительно задействовать свои мышцы… Формулировка мутная, но надеюсь, Вы меня поймёте, посмотре это видео:
Успехов Вам в фитнесе и крепкого здоровья… А про велокроссовки с возможностью крепления шипов, я постараюсь написать в одном из следующих обзоров… Но хотя бы в этом месяце… Надеюсь.