велокомпьютер что это такое
Выбираем велокомпьютер: о чем все эти цифры и на что обращать внимание
Телеметрия, то есть измерение ряда параметров при езде на велосипеде, является неотъемлемой частью профессионального велоспорта, а также активно используется любителями. Даже относительно недорогой велокомпьютер будет вполне точно измерять текущую и среднюю скорость, преодоленное расстояние, время в пути. Во-первых, это позволяет распределять усилия в дороге, во-вторых, помогает анализировать собственную физическую подготовку. Да и просто интересно знать: сколько проехал, с какой скоростью и т. д. Так какой же компьютер выбрать и о чем все эти цифры?
Есть мнение, что функции велокомпьютера может столь же эффективно выполнять смартфон. Разработаны приложения, которые, используя данные GPS, анализируют скорость движения, измеряют расстояние, рисуют маршрут. Но у такого метода сбора данных есть существенные недостатки. Смартфон может быть проблематично закрепить на велосипеде, да и не каждый рискнет. Соответственно, информация будет недоступна в течение всей велопоездки. Ее придется анализировать уже скорее постфактум, отставив велосипед в сторону. Куда продуктивнее отслеживать данные в режиме реального времени, что и приводит к разговору о велокомпьютерах.
С проводом или без
Самые бюджетные модели — проводные. Датчик, который крепится на вилку велосипеда, соединен проводом с велокомпьютером, размещаемым на руле или выносе. Провод лучше всего протянуть вдоль троса переднего тормоза.
Даже самые недорогие велокомпьютеры отслеживают текущую и среднюю скорость на велосипеде, расстояние и время в пути. Это минимум, благодаря которому велосипедист получит представление о том, как быстро и как далеко он может ехать, насколько долог его излюбленный маршрут.
Убедитесь, что ваш велокомпьютер имеет защиту от влаги. Будет обидно, если прибор выйдет из строя только потому, что вы попали под дождь во время велопрогулки.
Беспроводные велокомпьютеры удобнее в эксплуатации: нужно закрепить датчик (или датчики), непосредственно сам прибор — и все готово, никаких проводов. Но у каждой составляющей части будет свой элемент питания — не забывайте их вовремя менять.
Что такое каденс
Каденс — это частота, с которой велосипедист вращает педали. Спортсмены отслеживают этот параметр непременно, и такая информация однозначно не будет лишней увлеченным велосипедистам и людям, которые используют велосипед для фитнеса.
Если коротко — педалировать нужно с умом. Нельзя сильно затяжелять передачу, крутить медленно, прилагая серьезные усилия. Тот факт, что кто-то может провернуть педали на тяжелой передаче, не говорит о мышечной силе, а скорее указывает на то, что человек не бережет суставы. Такое силовое, энергозатратное педалирование изнашивает колени и совершенно не означает, что велосипедист будет ехать быстрее. Он раньше выдохнется — это неизбежно. Слишком быстро крутить еще сложнее — ноги забалтываются. А как вычислить правильный для себя каденс?
Крутить педали нужно относительно легко, без предельного напряжения мышц — если вы не спортсмен. Скорость педалирования — понятие индивидуальное, зависящее от возможностей организма. Но чаще всего называют усредненное число оборотов в минуту — 80—90. В зависимости от рельефа местности и физической подготовки конкретного велосипедиста, при таком каденсе можно ехать быстрее или медленнее, подбирая нужную передачу. Однако усилие, напряжение в ногах должны оставаться на умеренном уровне. В первую очередь это касается новичков и любителей. С профессионалами занимаются квалифицированные тренеры.
Поэтому велокомпьютер с измерителем каденса — это полезное вложение для превращения «велопокатушек» в более осознанные занятия фитнесом.
Личный опыт: велокомпьютеры
Привет, Geektimes! Сегодня хочу поделиться опытом общения с такой штукой, как велокомпьютер. Модельки бывают разные, как дешёвые, так и дорогие, но почти все они, во-первых, одинаково устроены и работают по одному принципу, а во-вторых, имеют схожий набор функций.
Так что если не смотреть в сторону дорогих моделек с GPS и всякими биометрическими датчиками – что одна модель, что другая непрофессионалу – разницы почти не будет.
Как это устроено
Начать стоит, как водится, с теории. Измерять расстояние и скорость можно двумя способами.
Первый, самый простой с точки зрения реализации, требует от нас знания радиуса или диаметра колеса (и числа Пи), подсчитать количество оборотов за единицу времени.
Дальше немного школьной арифметики (вычисляем длину окружности, умножаем на обороты и делим на время) и результаты у нас в кармане. Собственно, так почти все современные спидометры и работают: что в машине, что на велосипеде.
Второй способ – использовать GPS, по которому всё также определять пройденное расстояние за единицу времени. Способ дороже, имеет некоторые ограничения и недостатки, но совершенно не зависит от технического состояния ТС и его механических частей. Все неточности измерения зависят только от приёмника и вычислительной системы. Сейчас почти у каждого есть смартфон (а у некоторых – и по два), так что такой способ измерения тоже допустим, тем более что всё необходимое вы и так носите с собой в кармане.
Велокопмьютеры, естественно, делаются максимально дешёвым, надёжным и неприхотливым способом (то есть первым), и состоят из магнита, закрепляемого на колесе, датчика, который закрепляется на вилке рядом с магнитом и срабатывает при приближении магнита, и выносного модуля, который и ведёт все подсчёты + отображает результаты.
Практика
У меня на тесте было две модели. Производитель, конечно, не самый популярный, но сути это не меняет. Внутри коробок набор примерно одинаковый: стяжки, крепления, сам модуль, батарейка, геркон на вилку, магнит на колесо.
В некоторых моделях есть ещё дополнительный комплект датчиков для установки на шатуны и раму – такие велокомпьютеры могут вдобавок к скорости и расстоянию определять каденс (скорость вращения педалей) и выдавать рекомендации по уменьшению/увеличению текущей передачи.
Установка на велосипед не вызывает трудностей. Маленькими стяжками крепим магнит на спицах, геркон и провод к самому компьютеру закрепляем на вилке. Вставляем батарейку в вычислительный модуль.
Прокладываем проводок так, чтоб он не был уязвим для случайных веток, камней и прочих неприятностей (то есть по задней стороне вилки), цепляем дисплейный модуль куда-нибудь на руль. Некоторые любят вешать велокомпьютер на вынос руля, мне же такое размещение не подходило – вынос не позволял.
Далее переходим к изначальной настройке всего этого великолепия.
Настройка
При включении велокомпьютер попросит ввести размер вашего колеса. Колёса велосипедов (если, конечно, у вас не какой-нибудь дикий самострой с нестандартными колёсами от мотоцикла) давно стандартизированы, и длины окружностей для них рассчитаны.
Подсказка может быть расположена как в инструкции к велокомпьютеру, так и на коробке. Смотрим на боковую поверхность шины, ищем заветные цифры. В моём случае (покрышки 26″ x 2.25″ в велокомпьютер следовало ввести цифры 2115). Установив на обоих компьютерах одинаковые значения и удостоверившись, что каждый срабатывает только от своего магнита (оба были поставлены с разных сторон и на разной высоте) я выкатился на тесты.
Велокомпьютер vs. GPS
Прежде чем доверять показаниям этих шайтан-коробок из поднебесной необходимо было проверить их показания на какой-нибудь дистанции, которая заранее известна. В парке была найдена соответствующая дорожка, по ней отмерено контрольное расстояние (4 раза по 300 метров), показания компьютеров сброшены в ноль, GPS-трекер и спидометр на телефоне также приведены в соответствующие режимы.
Тестовый заезд показал, что, во-первых, оба компьютера брешут (причём один больше другого), а во-вторых, GPS + другие методы определения скорости и расстояния на телефоне если и ошиблись, то на грани погрешности, обусловленной как принципами работы GPS, так и моей неидеальной траекторией.
Для внесения корректировок в работу велокпомьютера мне предстояло пересчитать «правильную» для полученных данных длину окружности колеса: используя простую пропорцию Svelo / SGPS = Lискомое / Lвведённое. Рассчитанные поправки были введены в компьютеры, после чего проведён ещё один тестовый замер. На этот раз все три показателя (GPS и двух компьютеров) совпадали с погрешностью в 2%, на чём я и остановился.
Повседневное использование
Две недели я усиленно катался то с одним компьютером, то с другим, а иногда и с двумя сразу, проверяя, не уехала ли погрешность измерений, и как точно они измеряют относительно GPS.
Очевидные плюсы велокомпьютера, на самом деле, не очень-то и нужны. Да, ты всегда знаешь пройденное расстояние, общий пробег за сезон и текущую скорость. Нужно ли это в парке? При спуске с моста или при активном увлечении каким-нибудь кросс-кантри? Возможно, но не критично.
Из неочевидных плюсов – велокомпьютер долгое время «подогревает» интерес к поездке: «ага, сколько я там накрутил?» и всякие «ух ты, 29 км/ч, надо попробовать сделать 30+». В принципе, банальный score’ing, так нежно любимый многими игроделами из азии в качестве «писькомерки» заставляет ездить больше, быстрее, техничнее.
Минусы, кстати, тоже есть. Во-первых, эти девайсы просто яростно бликует на солнце, а под «комфортным» для чтения информации углом ещё и отражает лучи точно в глаз. Как минимум это неприятно, а как максимум – ещё и опасно с точки зрения кратковременного ослепления. И от этих бликов не спасают ни матовые плёнки, ни «кривой» угол установки. Рано или поздно подлый солнечный зайчик вас настигнет. К слову, этот же минус отметили многие знакомые велолюбители. Решается он покупкой спортивных очков, которые эти самые блики и отражения гасят.
Второй минус сложно назвать очевидным, и, по сути, он является продолжением того же «неочевидного» плюса: в погоне за красивыми показателями, большими цифрами и прочими прелестями некоторые забывают о безопасности и это приводит к печальным последствиям.
Велокомпьютер vs. смартфон на руле
Основной вопрос лично для меня заключался в том, нужен ли велокомпьютер вообще, если у тебя и так с собой и навигатор, и спидометр и GPS-трекер в кармане. Быть может, проще закрепить на руле смартфон?
Кроме того, при любом падении или ощутимой кочке есть шанс потерять девайс, который стоит в 15-50 раз дороже велокомпьютера. Хорошо если отделаетесь парой царапин на задней панели или разбитым экраном, а то ведь может и вообще разлететься на запчасти так, что частей не соберёшь.
Подводим итоги
Велокомпьютер штука приятная, но не без минусов. Крутые модельки, с GPS и всякими датчиками сердечного ритма стоят немало и нужны, наверное, заядлым велолюбителям, которые и на работу на велике гоняют, и зимой по парку рассекают. Недорогие же варианты почти наверняка потребуют калибровки (к тому же с износом покрышки показания будут «уплывать» в большую сторону).
Велокомпьютер | Смартфон | |
Цена | Недорого (от 500 до 2 000 рублей за нормальные модели); | Скорее всего уже имеется; |
Простота установки | Всё необходимое есть в комплекте, может потребоваться калибровка; | Требуется поиск и покупка подходящего крепления; |
Автономность | 1 батарейка CR2032 на год работы; | Напрямую зависит от модели смартфона и сценария использования; |
Всепогодность | Практически полная, ограничена всепогодностью велосипеда и пользователя; | Боится холода и сильных дождей; |
Удароустойчивость | Повредить сложно, т.к. масса низкая, а крепление надёжное / без быстрого съёма гаджета; | Легко уронить при падении, ненулевые шансы «словить камень» из-за размеров девайса; |
GPS-трек | Только в дорогих моделях, требуется подключение к ПК или смартфону для скачивания информации; | Есть на любой платформе и на самых дешёвых девайсах, возможна автоматическая публикация; |
Работа в тёмное время суток | Подсветка имеется далеко не во всех моделях; | Без проблем. |
При аккуратной езде в городе и парке у смартфона миллион преимуществ, дело за малым, найти нормальное крепление на руль. Например, такое. В случае же экстрима… Пожалуй, велокомпьютер будет предпочитетельнее, как из-за массы и размеров, так и из соображений потенциального ущерба при падении. На этом у меня всё, а своим опытом применения таких девайсов вы всегда можете поделиться в комментариях. Хорошей вам погоды в эти выходные!
Стоит ли покупать велокомпьютер? Плюсы и минусы данного устройства
В этой статье рассмотрим плюсы и минусы велокомпьютеров по сравнению с очевидным решением — отслеживанием спортивной активности на велосипеде с помощью своего смартфона. Смартфон есть у каждого, его можно закрепить на руле велосипеда или положить в карман и кататься, а там будет вестись запись трека и прочие возможности. А велокомпьютер нужно покупать.
В качестве иллюстрации возможностей велокомпьютеров будет выступать модель iGPSPORT iGS618.
Содержание
Беспроводные велокомпьютеры оснащенные функцией GPS — относительно новые устройства получающие параметры по сигналу GPS и с беспроводных датчиков, постепенно приходящие на замену классическим велокомпьютерам, которые считают обороты колеса велосипеда. Приемники постепенно дешевеют, а значит за новыми велокомпьютерами будущее.
Сначала перечислим плюсы велокомпьютеров по сравнению со смартфоном.
Плюсы
1. Компактность
Велокомпьютер компактней смартфона, занимает на руле меньше места. Меньше заметен в людных местах.
А еще эта современная тенденция роста диагонали смартфонов. Например iGPSPORT iGS618 имеет размеры 86х54х19 мм с экраном 2,2″, смартфон с экраном 6.39″ уже размерами 151х74х9 мм.
2. Защита от воды
Дождик частый спутник велосипедиста. Велокомпьютер надежно защищен от воды, его не нужно прятать. Обычно корпус имеет защиту от воды на уровне IPX7 (резиновая прокладка между частями корпуса/склеенный корпус, защищенные кнопки и порт для зарядки закрытый резиновой заглушкой). Много ли современных типовых смартфонов имеют такой уровень защиты?
3. Время автономной работы
Велокомпьютер, в отличие от типового смартфона, способен работать 10-40 часов (в зависимости от модели) в режиме GPS и, естественно, с активным экраном. А современный смартфон хорошо если 4-5 часов проработает в таком режиме.
4. Защита от ударов
Корпус велокомпьютера страдает от падений меньше. И будем откровенны, велокомпьютер с GPS дешевле чем среднестатистический смартфон. Смартфон будет жалко. Смартфон так же проще выронить на дорогу из рук или из крепления.
Кстати, крепление на руль для смартфона нужно покупать отдельно. Хорошее алюминиевое стоит не меньше 10$, а базовое крепление велокомпьютера на руль всегда идет в комплекте.
5. Одновременная поддержка датчиков
Типовой GPS велокомпьютер поддерживает беспроводные датчики (соединяются с устройством по протоколу ANT+ или bluetooth):
Модели подороже еще поддерживают датчик измерения мощности.
Все параметры с этих датчиков записываются в трек (обычно еще и высота с барометрического датчика) и, конечно, наглядно выводятся на экран устройства.
Затем, можно посмотреть все параметры поездки/тренировки в любой точке маршрута с ПК или мобильного приложения:
Есть полная статистика и анализ по графикам для спортсменов И для любителей сервиса strava, есть синхронизация данных. Трек GPS можно портировать. Тут все продумано в комплексе, в отличие от смартфона.
Минусы
А теперь минусы, куда же без них в таком функциональном устройства.
1. Навигация
Главный минус, по моему мнению, отсутствие внятной навигации у велокомпьютеров. Возвратная навигация слишком простая и, скажем, в лесу бесполезна.
В смартфоне же городская навигация точная и ей удобно пользоваться на сенсорном экране. С лесными дорогами ситуация хуже, но пользоваться можно. В флагманских устройствах ее внедряют, но стоят такие решения дорого! Да и насколько удобно пользоваться — вопрос.
Например в Byton Rider 750, там сенсорный цветной экран 2,8″:
2. Цена
Как я уже писал, смартфон в среднем дороже GPS велокомпьютера. Но! Если добавить беспроводные датчики полным комплектом цена уже будет сопоставима. Причем, датчики мощности стоят дурных денег. И это мы еще рассматриваем китайские бренды, если посмотреть в сторону Garmin и пр. бренды, то цены могут неприятно удивить. Не каждый готов расстаться с такой суммой, хоть и для любимого спорта.
3. Востребованность
Тоже важный аспект, расширенный спортивный функционал, который предлагают GPS велокомпьютеры, не нужен новичкам и даже любителям. А в качестве «показометра» скорости и других параметров есть более дешевые варианты. Такие функциональные велокомпьютеры покупают профи, следящие за своими тренировками.
Заключение
Я использую комбинированный вариант: смартфон для навигации и, конечно, звонков и велокомпьютер с GPS для записи трека и контроля параметров (каденс и пульс). В целом эта тема довольно спорная, каждый выбирает удобный вариант для себя. Главное не забывать — велосипед друг человека.
А если все-таки решились на покупку, определится с выбором поможет подборка GPS велокомпьютеров:
Как выбрать и подключить велокомпьютер?
10 минут Автор: Михаил Скворцов 2536
Современный байк – сложное техническое устройство, но многие данные, нужные велосипедисту, без велокомпьютера недоступны. Если речь идет о поездке дачника за хлебом, то можно обойтись и без них. А велотуристу, спортсмену подобное устройство более чем необходимо.
Что такое велокомпьютер
Немного истории
Всем, кто передвигается на местности, независимо от типа транспортного средства, желательно знать хотя бы, сколько пути пройдено. Конечно, в автомобиле есть счетчик пройденного пути. Пешеход знает длину своего шага. А велосипедиста долгое время выручали карта местности и наручные часы. Затем где-то в 80-е годы появился велосчетчик. Он крепился к оси на переднее колесо, а на спицы крепилась лапка. Она при движении «цепляла» за счетчик. В итоге прибор считал только пройденный путь.
Какие бывают велосипедные компьютеры?
Классификаций существует множество. Разберем те, которые могут помочь в выборе.
По типу передачи сигнала велокомпьютеры бывают проводные и беспроводные.
Проводной компьютер для велосипеда имеет считывающий датчик, он крепится (как и беспроводной). На спицу колеса (переднего) устанавливается магнит, на вилку закрепляется геркон, прямо напротив магнита. От геркона до компьютера проходит провод. Когда колесо начинает вращаться, геркон получает импульсы от магнита, на которые реагирует: один оборот колеса – один сигнал. На основании частоты этих импульсов и длины окружности колеса компьютер по введенным в память формулам и рассчитывает производные показатели.
У беспроводных компьютеров функцию провода выполняет радиочастотный сигнал.
Какие плюсы и минусы существуют у проводных и беспроводных модификаций?
Достоинствами беспроводных устройств (и недостатками проводных, соответственно) является:
Достоинствами проводных компьютеров (и, соответственно, недостатками беспроводных) будут:
Беспроводные устройства могут крепиться на браслете или на запястье в виде обычных часов, но это не совсем удобно вследствие того, что приходится снимать руку с руля и отвлекаться.
Классификация девайсов по наборам функций
Для удобства можно разделить все велосипедные цифровые устройства на три группы. К первой относятся «базовые» устройства для начинающих, ко второй – более продвинутые устройства, и к третьей – самые «навороченные». Проведем обзор характерных представителей этих групп.
1. К первой группе относятся недорогие устройства, в пределах 500-1500 руб., способные показывать только самые основные функции, которые можно вывести из длины окружности колеса, скорости его вращения и анализа отрезков времени. Это:
По большому счету, это наиболее оптимальный базовый набор для 70% всех велосипедистов.
Примером такого устройства является велосипедный компьютер «Ventura X»
Это устройство годится на велосипеды с любой окружностью колеса. Погрешность составляет не более 1%, существует режим сна. Во время длительного простоя он отключается. Может показывать данные как в милях, так и в километрах. Имеется возможность работать в режиме «сканера», то есть поочередного показа всех параметров по 6 секунд. Корпус водонепроницаемый. Стоимость около 800 рублей. Производитель китайский, но так как фабричные модели приличны, можно их рекомендовать.
2. К средней группе относятся более продвинутые модели, к которым предъявляются повышенные требования.
Примером этой группы является популярный беспроводной велокомпьютер Sigma 1609 STS.
Его стоимость составляет в среднем 2500 рублей, и у него существуют все перечисленные функции.
Кроме того, он обладает следующими удобными опциями:
Кроме того, у велокомпьютера есть важная для спортсмена функция управления каденсом, или частотой вращения педалей.
3. Велокомпьютеры этой «элитной» группы – настоящие «мозги», которые вычисляют почти все, что угодно. К показателям добавляются многочисленные производные. Например, при введенной массе тела прибор может показать количество «сгоревших калорий» на пройденном участке пути или сколько нужно еще проехать, чтобы «сжечь» 300 кКал по плану тренировок, с учетом частоты сердечных сокращений. Кроме того, существует встроенная система GPS, которая позволяет использовать компьютер вместо карты.
Ярким представителем такого высокопрофессионального устройства является Sigma ROX 10.0.
Его стоимость сравнима со стоимостью велосипеда – около 23 тысяч рублей. Можно с уверенностью сказать, что это полноценный спортивный врач, метеостанция и навигатор «в одном лице», пожалуй, лучший из подобных устройств. Кроме всех перечисленных функций, он позволяет:
Как видно, выбор более чем широкий.
Для того чтобы хорошо ориентироваться в международных сокращениях, принятых в велокомпьютерах, нужно их знать.
Аббревиатуры и основные понятия, появляющиеся на дисплее велокомпьютера:
Общие требования к любому велосипедному компьютеру
Несмотря на обилие функций, можно четко сформулировать требования, чтобы легко выбрать прибор из любой ценовой категории. Вот они:
Что продается в комплекте с велокомпьютером
Вместе с цифровым устройством (компьютером) обычно поставляются:
В комплекте обязательно находится руководство, гарантийный талон, может быть запасной элемент питания.
Как установить компьютер на велосипед и провести его настройку
Последовательность действий при установке компьютера на велосипед должна быть такова:
После установки необходима калибровка, или настройка, устройства. В зависимости от существующих размеров колес и длин окружностей, в компьютер «зашиты» разные формулы, поэтому нужно измерить длину окружности и установить соответствующий размер. Таблица размеров и маркировок покрышек приведена ниже.
Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы установить велокомпьютер на свой байк. Дерзайте, неизведанные маршруты и спортивные рекорды ждут вас!