Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей.
После чтения шести псалмов поется песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев «Яко с нами Бог». И в завершение опять повторяется полностью «С нами Бог. «
Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя» и «Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят. «
Читается Символ веры.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», славословие Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия. «
Затем поются покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас. » На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: «Владыко Боже Отче Вседержителю. «
Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие.
Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной.
Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры.
Затем поется «Достойно есть» и читается Трисвятое.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время и на всякий час. «, в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. «
В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое.
Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: «Нескверная «Нескверная, неблазная, нетленная. «, в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души. «. Затем краткие молитвы: «Преславная Приснодево. «, «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе». И отпуст.
В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: «Владыко многомилостиве. «
Благовест церковный зовет нас в храм Божий и в вечернее время дня, при склонении солнца к западу. Обыкновенно совершается в это время вечерня, а к вечерне прибавляется особая служба, которая называется малым повечерием. Но в будничные дни великого поста бывает иначе. Вечерня в эти дни служится вместе с часами в первую половину дня. Поэтому вечером её уже и не бывает. Вместо же вечерни служится повечерие, но не малое, какое прибавляется к вечерне в обыкновенные, не постовые дни, а особое, называемое великим повечерием.
Слово „повечерие» показывает, что служба с таким названием совершается по вечери, или после вечери, т.е. после ужина. Значит, великое повечерие такая служба церковная, которую положено совершать после принятия пищи вечером, перед отходом ко сну. В книге церковной, называемой служебником, говорится, что, совершая молитвы повечерия, должны мы вспоминать о том, как Пресвятая душа Спасителя, с Божеством соединенная, сошедши во ад, пленила там князя тьмы – дьявола, души праведных от мучительства Его освободила и отверзла для них райские двери. Этим воспоминанием св. Церковь побуждает нас благодарить Господа за Его неизреченные к нам благодеяния, а вместе и молить Его об очищении нас от грехов и сподоблении царства небесного. При этом Св. Церковь особенно внушает нам прилежно молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она была Предстательницею и Заступницею нашею во все дни нашей жизни, а особенно в день исхода души нашей из тела. Кроме сего в службе повечерия выражаются и такие вообще чувствования, которые должны быть в душе христианина пред отходом ко сну. С помощью Божьею и при свете Евангелия день прожит; а всякий новый день жизни нашей есть новый знак милости к нам Господа, дающего нам время для покаяния и исправления греховной нашей жизни. Посему сердце наше преисполняется чувствами благодарения к милосердому и долготерпеливому Владыке дней наших. Вечер же дня – наиболее удобное время и для того, чтобы оглянуться на свое прошлое и исповедать пред Богом свои вольные и невольные прегрешения. А наступление ночи побуждает нас молить Господа и о том, чтобы Он и в ночи был нашим Хранителем, как не оставлял Своею помощью в течение дня. Сообразно с такими мыслями и воспоминаниями и определены для повечерия молитвословия и песнопения.
Великое повечерие втрое более обыкновенного – малого. Состав великого повечерия таков, что его удобно разделить на три части, которые мы и рассмотрим порознь.
Вторая часть великого повечерия начинается троекратным молитвенным воззванием: Прuдите, поклонимся Цареви нашему Богу. Затем сначала следуют чтения, взятые из Священного Писания, а потом тропари и молитвы. Все эти чтения содержанием своим призывают вас к покаянию в грехах наших, так что вторая часть великого повечерия вообще может быть названа покаянною. Из Св. Писания, прежде всего читается особенно близкий и дорогой верующему сердцу псалом 50-й. Псалом этот есть молитвенно – покаянный вопль; излившийся из сокрушенного сердца св. пророка Давида, после того как он сознал всю тяжесть сделанного им беззакония. Вместе с св. псалмопевцем взываем Господу и мы под тяжестью грехов своих: „Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои! Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе единому coгрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Ты возлюбил истину и внутрь меня явил мне премудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою»! Подобный же молитвенный вопль кающегося сердца содержится и в псалме 101-м, который читается вслед за псалмом 50-м. „Господи! услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придет! – так начинается псалом 101-й. „Не скрывай лица Твоего от меня,–взываем мы далее словами св. Псалмопевца, – в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое. Сердце мое поражено и изсохло, как трава, так что я забываю, есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прилъпнули к плоти моей. Не сплю я и сижу, как одинокая птица на кровле. Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего; ибо Ты вознес меня и низверг меня. Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся».
Молитвою Манассии оканчиваются чтения из Св. Писания. Затем во 2-й части повечерия следуют: „Трисвятое» и „Отче наш», а за ними Церковь снова выражает сознание нашей греховности и просит помилования, от лица самих молящихся, в покаянных тропарях: „Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Безответны мы пред Тобою, и одну только Тебе Владыке, молитву приносим: помилуй нас! Господи! помилуй нас, ибо на Тебя мы надеялись; не прогневайся много на нас и не помяни беззаконий наших, но призри на нас и ныне по Своему благоутробию, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты Бог наш, а мы – Твои люди, все мы – дело рук Твоих и имя Твое призываем”. „Благословенная Богородица! открой нам двери милосердия Божия, чтобы, надеясь на Тебя, мы не погибли, но ; избавились Тобою от бед, ибо Ты–спасение рода христианского. После этих молений к Господу и Его пречистой Матери 2-я часть повечерия оканчивается таким же порядком, как и первая. Иная только заключительная молитва; в ней мы просим Господа: помилуй мя грешногоимиже веси (какими знаешь) судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего.
Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Mиp, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа. Немолчно прославляют Господа только св. ангелы. Мы же грешные чувствуем, что нечисто наше сердце, нечисты и уста наши. Посему к славословию присоединяем мы и усердные моления к Господу, которые приспособляем ко времени суток – к ночи: Господи! – взываем мы – Ты прибежище наше на все времена. Помилуй меня и исцели душу мою грешную. К Тебе я прибегаю: научи меня творить волю Твою; Ты – Бог мой и у Тебя источник жизни. В Твоем свете мы узрим свет; продолжи Свои милости людям, Тебя знающим. На праздничных утренях, когда славословие поется, здесь оно и кончается трисвятою песнью. Но на утрени постовой, как и вообще на будничной, славословие не поётсяг а читается и продолжено бывает еще следующими молениями: „Сподоби, Господи, в ночь эту сохраниться нам без греха. Научи меня, вразуми и просвети Своими Божественными заповедями, ведущими к оправданию пред судом Божьим. Господи! милость Твоя во век, не презри дела рук Твоих; Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает”.
После поклонов следуют заключительные моления службы. В них воедино сведены все прошения, возносимые Господу и Его Пречистой Матери во время всего повечерия. Сначала читается молитва Приснодеве Mapии: Нескверная, неблазная. чистая Дева. В ней мы просим Богоматерь: „Не гнушайся меня грешного. но, как Мать человеколюбивого Бога, прими мое, от скверных уст приносимое Тебе, моление; моля Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, чтобы Он обратил меня к покаянию; будь мне теплой предстательницей и помощницей в настоящей моей жизни, отгоняя нашествие вражеское, соблюди мою окаянную душу и во время исхода моего из сей жизни, далеко отгоняя от меня темные зраки бесов лукавых; в страшный день суда избавь меня вечной муки и сделай меня наследником неизреченной славы Сына Твоего и Бога нашего.”
Обращаясь затем к Господу Иисусу Христу, мы, отходя ко сну, молим Его: И даждънам, Владыко, на сон грядущий покой тела и души… „Сохрани нас от мрачного греховного сна. укроти стремление страстей наших;.. даруй нам бодрый ум, целомудренный помысел, трезвящееся сердце, сон легкий и чуждый всякого сатанинского мечтания; восставь нас на время молитвы утвержденными в заповедях Твоих и имеющими в себе твердую память о правых судьбах Твоих.”
Но, сознавая опять свое недостоинство пред лицом Всесвятого Господа, мы снова прибегаем к предстательству и заступлению Богоматери: „Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога! Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, чтобы спас Он, по молитвам Твоим, души наши”.
В заключение обращаемся мы с славословием к Пресвятой Троице: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе.”
Отпустом на постовом повечерии служит особая молитва, которую священник читает, вышедши из алтаря и обратившись к народу. Молитва начинается словами: „Владыко многомилостиве, Господи ИucyceХристе Боже наш. В ней священник молит Господа, чтобы Он, молитвами Пречистой Матери Своей, силою, честного и животворящего, креста и предстательством всех святых, сотворил благоприятною молитву нашу, даровал нам оставление прегрешений наших, покрыл нас кровом крил Своих, отгнал от нас всякого врага и супостата, усмирил нашу жизнь, помиловал нас и мир Свой и спас нас, как благий и человеколюбец. При чтении этой молитвы уставом церковным заповедано всем молящимся в храме преклониться до земли. Этим выражается глубокое смирение наше пред величием Божьим и полная преданность Его святой о нас воле.
По отпусте священник произносит ектению, туже, что и в конце полунощницы. В ней возносятся моления о всех живущих, не только любящих, но и ненавидящих насг а также и об отшедших отцах и братьях наших. Ектения заканчивается возгласом священника: ,,Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Певцы отвечают: „Аминь” и тем повечерие заканчивается. Выходя за тем из храма Божия и отходя ко сну; мы должны хранить тот благодатный душевный мир, который ниспослан нам по молитвам св. Церкви. Не должно быть в сердце нашем места злобе, вражде, недоброжелательству. Всех ненавидящих, обидящих нас должны мы простить от искреннего сердца. В монастырях поэтому и бывает после повечерия особый обряд взаимного прощения: предстоятель, сотворив поклон на землю, просит у стоящих в храме прощения себе: „Благословите, отцы святые простите ми грешному». И братия отвечает: „Бог простит ти, отче святый.”
Великое повечерие в первые четыре дня первой недели поста совершается с особенным прибавлением. Псалом 69-й „Боже в помощь мою вонми» читается тогда не в третьей части повечерия, а в самом начале, после возгласа священника. Вслед же за этим псалмом положено чтение великого канона святого Андрея Критского, который и прочитывается по частям за указанные четыре дня.
Святой Андрей, живший в 7-мъ веке по Рождестве Христовом, сначала обнаружил славу своих подвигов благочестия в пустыни палестинской, потом показал себя ревнителем веры на 6-мъ соборе Вселенском и наконец подвизался на архипастырской кафедре острова Крита. В тиши уединения своего он и сложил умилительный канон покаяния, который с любовью приняла св. церковь. Она узаконила читать его, как верное выражение чувств всякого кающегося христианина, дважды во время поста: на великом повечерии первых четырех дней его и весь сполна – на утрене в четверг пятой недели.
Из всех канонов – это самый пространный и замечательный. Содержанием своим он обнимает оба завета – ветхий и новый; с особенною живостью представляет пред нами некоторые из важнейших лиц свящ. истории; находит поучительные для нас уроки даже в греховных их падениях, и плач их о грехах растворяет собственными слезами. Каждая песнь начинается молитвенным воззванием. Выступают пред нами потом праотцы, пророки, судии и цари ветхозаветные. Ищет св. писатель достойного выражения порывов души своей к Богу и в Евангельских изречениях. Вся же девятая песнь, как венец канона, посвящена воспоминанию деяний Спасителя.
„Откуда начать мне оплакивать деяния окаянного моего жития? Какое положу начало, Христе, нынешнему рыданию. Но, как Благоутробный, дай мне, Господи, оставление прегрешений”. „Иди, окаянная моя душа, с плотыо своею, покайся пред Создателем всех, устранись от прежнего безсловесия и принеси Богу в покаяние слезы».
И к сему Жизнодавцу, Спасителю душ, восходит наконец св. проповедник покаяния, прошедши все ветхозаветное. Он, внушает нам взывать, подобно разбойнику: „Помяни мя, Господи», подобно мытарю: „Боже, милостив, буди мне грешному, подражать в неотступности мольбы Хананеянке и слепцам на распутье: „Помилуй мя, Сыне Давидов», источать слезы, вместо мира, на главу и ноги Христовы, подобно блуднице, и горько плакать над собою, как плакали Мария и Марфа над Лазарем. „Закон изнемог, торжествует Евангелие, Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа! отверзта уже дверь царствия, и прежде тебя входят в него и мытари, и фарисеи, и грешники кающиеся».
Когда же пастырь Критский, умиляясь над каждым подвигом земной жизни Спасителя, доходит наконец и до страшных Голгофских событий, то оскудевает крепость сердца его, и он, вместе со всею тварью, умолкает у подножия креста Христова и в последний раз восклицает: „Судия мой и Ведче мой; хотяй паки приити со Ангелы, судити миру всему, милостивым Твоим оком тогда видев мя, пощади, ущедри мя, Иисусе, паче всякого естества человека согрешивша.”
Певцы, от лица молящихся, в ответ на каждый стих канона из глубины сокрушенного сердца взывают к Господу: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”
Подробнее о каноне см. в книжке нашей под заглавием: Утреня.
Повседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. С первых веков христианства в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. О повечерии — последовании, с которым не очень хорошо знакомы многие наши современники, — нашим ученикам расскажет настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин).
В византийской традиции, которой на протяжении нескольких веков следует Православная Церковь, к суточным службам относятся четыре больших последования (вечерня и утреня, Литургия, Изобразительны) и семь малых (четыре дневных часа — первый, третий, шестой и девятый, к которым присоединяются Изобразительны, и две ночные службы — повечерие и полунощница).
Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общественный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и Литургии, а могут быть прочитаны и дома.
Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.
Урок литургики
Келейное правило
Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).
Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же — всегда… Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити».
В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы. Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике.
Великое повечерие
В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иоанникия «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе!» совершенно предаем себя в руки отеческого Промысла Божия.
Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…».
Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го (в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним.
Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…». В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак великомученику Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак праведному Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…».
Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма и взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.
Малое повечерие
Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого. По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы.
Канон на повечерии
Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, — чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?
Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII–IX веках. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII–XIV веках повсюду в православном мире Иерусалимского устава паннихис перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.
Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.
Итак, несмотря на то, что повечерие почти вышло из богослужебного обихода, мы все равно можем и должны вникать в его содержание и смысл, хотя бы когда оно поется и читается в храме, благодаря при этом Господа за все Его благодеяния.