Великий прадед на коне стоит у замка в вечном сне
Великий прадед на коне стоит у замка в вечном сне
«Прадеду Правнук» и год установки – 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте 😉
В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте.
Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго – через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают – странно…
Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.
Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.
Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора:
«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов — мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.
С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.
А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.
На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.
Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру — первый музей Петербурга — в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.
Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»
Чучело покажу:
Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он – конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств – ясной, для остальных не очень…
И ещё одной загадкой больше в любимом городе!
***
Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.
В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.
Белые ночи уже скоро. Три часа ночи. Сходим?
Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.
Конь с человеческой ногой.
Адрес: ул. Садовая, д. 2.
Будем разбираться в этой тайне.
История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.
В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.
В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.
Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.
Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.
А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.
После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.
Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.
За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.
Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.
На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.
Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.
Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.
Оригинал взят у kohama_natalia в Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.
Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.
Адрес: ул. Садовая, д. 2.
Будем разбираться в этой тайне.
История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.
В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.
В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.
Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.
Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.
А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.
После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.
Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.
За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.
Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.
На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.
Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.
Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.
Великий прадед на коне стоит у замка в вечном сне
Перед главным фасадом Михайловского замка в 1800 году, по указу императора Павла I был установлен монумент Петру I. С оздание памятника Петру было главным делом, для которого скульптор и архитектор Б.-К.Растрелли, работавший в Риме и Париже, был приглашен в Россию еще в 1716 году.
В свои 68 лет Б.-К.Растрелли нашел творческие силы создать совершенно новый образ. Петр предстает в образе полководца, триумфатора в традициях лучших конных монументов эпохи античного Рима и европейского Возрождения.
Судьба этого памятника была драматична. Б.К.Растрелли при жизни успел выполнить только модель памятника в натуральную величину. Отливку же производил его сын. После смерти Елизаветы Петровны о памятнике забыли и он кочевал по разным сараям, в том числе побывал и в сарае Таврического дворца.
|
|
Екатерине II памятник не нравился и она подарила его своему фавориту Г.Потемкину. Лишь при Павле I монумент был установлен у Михайловского замка, где находится и по сей день. Пьедестал памятника спроектировал архитектор Ф.И.Волков.
На гранях пьедестала рельефы, изображающие битвы при Гангуте и под Полтавой, которые создавались под руководством М.И. Козловского. А так же надпись: «Прадеду правнук». Памятник уникален он стал самым первым конным монументом в России, до Петровской поры в русском искусстве не существовало скульптуры, в ней усматривали связь с языческими истуканами.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература: Ильина Т.В..Русское искусство XVIII века. Высшая школа.,М.,2001
Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка
Кленовая аллея, у входа в Михайловский замок
при участии арх. В Растрелли
Памятник
Петру I перед
Иженерным замком
Памятник
Петру I.
Фрагмент
На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный (б.Михайловский) замок находится конный памятник Петру I.
«По обычаю римских императоров» создал скульптор первую конную статую в России. Суровым самодержцем и властным военачальником предстает перед нами Петр в этом памятнике.
Величественная, неподвижная поза всадника, казалось бы, не соответствует страстной, полной энергии, деятельной натуре Петра I; богатые тяжелые одежды словно сковывают его движения. Однако в лице скульптору удалось передать не только портретное сходство, но и раскрыть характер преобразователя. Массивность статуи сочетается с тонкостью и мастерством проработки ее отдельных деталей.
Итальянец по происхождению, скульптор Растрелли прибыл в Россию в 1716 г. из Парижа, где он некоторое время работал. В договоре, заключенном с ним, значилось: «Помянутый г. Растрелли обязуется ехать в С.-Петербург с сыном своим и учеником и работать в службе царского величества 3 года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет. «
Тремя годами должно было ограничиться пребывание в России талантливого мастера, но он остался здесь до конца своих дней. Его деятельность отличалась удивительным разнообразием: Растрелли участвовал в планировке города и исполнял эскизы маскарадных костюмов, проектировал здания и создавал модели гидравлических машин для фонтанов.
Одновременно скульптор работал над бронзовым бюстом Петра I. Им были выполнены два варианта, которые хранятся в Эрмитаже и Русском музее; для них была снята восковая маска с живого императора, использованная и при создании конного монумента.
Оба барельефа отличаются четкостью композиции, умелой раасстановкой фигур и уверенной проработкой деталей. Мастерски выполненные, они были отлиты из бронзы русским литейщиком В. П. Екимовым.
Установленный перед замком-крепостью, окруженным рвами, памятник находился словно на небольшом острове. И только в 20-х гг. XIX в. каналы были засыпаны, архитектор К. И. Росси проложил в районе замка сеть новых улиц, а памятник, таким образом, оказался на аллее, ведущей к главному входу.
(И.Лисаевич, И.Бетхер-Остренко.,Скульптура Ленинграда, Издательство «Искусство»,М., 1963, С.20-26)
(П.Я.Канн.,Прогулки по Петербургу, Издательство «Палитра»,СПб., 1994, С.293)
Памятник федерального значния (Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» № 527 от 10.07.2001)
Памятник расположен на Кленовой аллее.
- великий пост что нельзя делать
- великий тенор так и не осиливший нотной грамоты 9 букв