ведьмина узда что такое
Каким пыткам подвергались ведьмы в Средневековье
1. Лишение сна
На обвиняемую надевали железный обруч с четырьмя острыми зубцами, втыкаемыми в рот. Затем обруч прикрепляли к стене позади ведьмы так, чтобы она не могла лечь из-за боли. Мужчины, которым было поручено охранять ведьму, также должны были не давать ей заснуть с помощью любых средств, которые они считали необходимыми. Обычно, примерно через три дня, жертва начинала сильно галлюцинировать.
При допросе в этом состоянии обвиняемый рассказывал фантастические рассказы о полетах, превращении в животных и принятии участия в сатанинских ритуалах.
Охотники на ведьм после этого объявили, что это была «ведьма, пробудившаяся внутри женщины» и считали подобные «признания» неопровержимым доказательством ее вины. В итоге ведьма отправлялась на костер
2. Тест на прикосновение
В 1662 году две пожилые женщины в Англии (Роуз Каллендер и Эми Денни) были подвергнуты печально известному «тесту на прикосновение». Им вменяли, что они «заколдовали» двух молодых девушек, которые страдали от припадков. Охотники за ведьмами считали, что человек, который находился под влиянием колдовства, должен иметь необычную реакцию на физический контакт с тем, кто его заколдовал.
Подозреваемого вводили в комнату и заставляли возложить руки на «жертву». Если болезнь прекращалась, то это было доказательством виновности. В случае с Каллендер и Денни страдающие эпилепсией дети так сильно сжали кулаки, что даже самый сильный мужчина в деревне, где они жили, не мог разжать им пальцы. Тем не менее, как только к ним прикоснулись обвиняемые женщины, у девочек прекратился припадок и они разжали ладошки. Чтобы проверить, не лгут ли девочки, им завязали глаза, после чего к ним начали касаться другие члены суда. Было обнаружено, что у «больных» наблюдалась такая же реакция каждый раз, когда кто-то клал на них руки. Так что они притворялись. Несмотря на это, Каллендер и Денни были признаны виновными, и их казнили.
3. Дыба
Германия считается страной, в которой казнили больше всего ведьм. В 1620-е годы за 5 лет только в Вюрцбурге было убито более 900 человек. Никто не был застрахован он расправы принца-епископа Филиппа Адольфа фон Эренберга, включая его собственного племянника, 19 католических священников и нескольких совсем маленьких мальчиков. Семь человек были признаны виновными в половом сношении с демонами, после чего их обезглавили или сожгли на костре. Обвиняемые были признаны виновными после признания, которых от них добились с помощью пыток.
У немцев было много жестоких методов по «выбиванию» признания из жертв, но наиболее популярной была дыба. Это устройство обычно состояло из железной рамы с деревянным валиком на одном или обоих концах. Несчастного клали на дыбу, привязывая ему руки к одному ролику, а лодыжки к другому. Во время допроса ролики вращали, «растягивая» обвиняемого, пока у того не выходили из сумок, а затем и полностью не разделялись суставы. Стоит ли говорить, что люди признавались в чем угодно.
4. Укалывание
Когда-то считалось, что укалывание считается самым точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемого полностью обнажали перед судом, а затем обривали все волосы с ног до головы. «Ведьмокол» (тогда это было уважаемой профессией) затем искал «метку дьявола», протыкая кожу жертвы повсюду толстой иглой. Считалось, что на теле жертвы должно быть пятно, которое не кровоточит при укалывании, а также человек не чувствует там боли. Это на самом деле была форма ужасающего сексуального насилия.
В обществе, которое высоко ценило скромность, многие женщины признались бы в чем угодно, только чтобы положить конец унижению. В Шотландии ведьмокол мог рассчитывать на зарплату в 6 фунтов за каждую обнаруженную ведьму. Учитывая, что средняя дневная зарплата в те дни составляла один шиллинг, это была значительная сумма. Как и в случае большинства рабочих мест, это была мужская профессия. Но это не помешало одной женщине стать одним из самых известных ведьмоколов всех времен. Кристиан Кадделл, которая одевалась как мужчина и называла себя Джоном Диксоном, приговорила около десяти ведьм к смерти. В конце концов, ее разоблачили и отправили в Барбадос, охваченный лихорадкой, где было практически нереально выжить.
5. Проверка висгоссаров
Швеция была единственной в своем роде в плане преследования ведьм, поскольку в этой стране в значительной степени полагались на свидетельские показания детей (причем, часто это было потомство обвиняемых), которые подвергались пыткам, пока не начинали давать «подходящие» показания. Некоторые из мальчиков буквально соревновались друг с другом в придумывании самых фантастических историй, которые в конечном итоге заканчивались казнью их родителей.
Висгоссары были молодыми ребятами, которые, как считалось, имели возможность видеть незримую метку дьявола на лбу ведьмы. После церковного служения эти мальчики, как правило, указывали на нескольких женщин и называли их виновными. Несчастных часто казнили через несколько дней. Мальчикам же платили за каждую ведьму, а это означало, что многие бездомные сироты и нищие просто заявляли, что они являются висгоссарами, поскольку хотели получить легкие деньги. Конечно, профессия имела и свои опасности. Несколько раз вигоссаров находили избитыми до смерти семьями тех, кого они обвиняли.
6. Утиный стул
Часто называемый «макательным», утиный стул был самым распространенным и надежным методом проверки ведьмы. Подозреваемую привязывали к стулу или ее запястья привязывали к лодыжкам. Затем ее прикрепляли к шкиву и опускали в реку. Логика была простой. Если женщина была ведьмой, то она якобы не должна была тонуть, а если она была невиновной, то шла ко дну и тонула.
Охотники на ведьм полагали, что это будет работать по разным причинам. Некоторые думали, что ведьмы не тонут, поскольку отказались от крещения. Другие полагали, что ведьмы могли использовать свои магические способности, чтобы плавать на поверхности воды и не тонуть. В любом случае повсеместно считалось, что жертва была невиновной и отправилась на Небеса, если она утонула и умерла.
Интересно, что утиный стул был разработан специально для женщин, а также использовался в качестве наказания за занятие проституцией или сквернословие. В этих случаях утиный стул иногда прикреплялся к платформе на колесах и его провозили через весь город к месту казни, чтобы обеспечить максимальное унижение обвиняемой.
7. Взвешивание ведьмы
Обвиняемая становилась на одну их сторону, а на другую клали чугунные грузы. Женщинам «надлежащего» веса вручали сертификаты, подтверждающие их невиновность. Голландцы были не единственными, кто считал, что можно обнаружить ведьму, взвешивая ее. В Эйлсбери, Англия, было обычной практикой раздевать женщину догола и взвешивать ее по сравнению с тяжелой железной Библией.
Если весы не уравновешивались точно, женщину признавали виновной. В других местах Европы женщин взвешиваться по сравнению со стопкой Библий. Если ее не признавали виновной сразу, в стопку иногда добавляли дополнительные Библии.
8. Посмертная реакция
Если кто-то был обвинен в убийстве с помощью колдовства, его могли привлечь к прохождению специального ритуала во многих европейских судах. Считалось, что душа все еще пребывает в теле вскоре после смерти и что тело будет реагировать необычным образом в присутствии убийцы. Обвиняемому было предложено назвать имя мертвого человека, прогуляться по трупу и коснуться частей тела. Если выступала свежая кровь, тело двигалось, у него во рту появлялась пена, подозреваемый считался виновным.
Фактически же суд принимал за вышесказанное сочащиеся из гниющего тела трупные жидкости, действительно похожие на кровь. Мертвые тела могут также слегка дергаться, опорожнять содержимое их кишечника или даже издавать «стоны» вскоре после смерти. Все это принимали за душу человека, которая реагировала на убийцу.
9. Ведьмин сосок
Если у кого-то было домашнее животное, вполне вероятно, что охотник на ведьм мог попытаться доказать вину этого человека, выискивая у него «ведьмин сосок». Считалось, что ведьмы держали демонов в своих домах в качестве помощников, и они были «замаскированы» под собак, кошек, насекомых или грызунов. Этих фамильяров ведьма кормила из специального соска, подаренного ведьме дьяволом.
Анну Паппенхаймер из Баварии пытали заставить признать сексуальные отношения с Дьяволом. В качестве наказания ей отрезали груди, которые запихнули в рот сначала ей, а затем ее двум взрослым сыновьям, после чего всех троих сожгли на костре.
10. Неспособность плакать
Malleus Maleficarum («Молот ведьм») был средневековым документом, в котором описывали ведьм, их методы, а также то, как проводить испытания ведьм и как из наказывать. «Молот ведьм» был написан на латыни двумя немецкими монахами. В течение сотен лет это была одна из самых продаваемых книга в Европе (уступая только Библии).
В «Молоте ведьм» утверждалось, что ведьмы не смогут проливать настоящие слезы, когда их ставят перед судьей или даже подвергают пыткам. Есть одно маленькое «но» в этом, казалось бы, странном утверждении. В течение Средневековья недостаток медико-санитарной помощи и личной гигиены означал, что пожилые люди часто страдали от инфекций слезных протоков, что приводило к неспособности проливать слезы. Неудивительно, что многих пожилых женщин казнили как ведьм просто из-за инфекции глаз.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Ведьмина сбруя, узда сварливой женщины: как в средневековье наказывали жену
Как вы думаете, почему в Средние века не было феминисток, а барышни были тихи и молчаливы? Да потому что против любительниц сболтнуть лишнее применялось простое и эффективное средство — железная маска!
Законы средневековой католической Европы, написанные иезуитами (мужчинами), были особо суровы по отношению к женщинам. Ведь именно они считались потенциальными колдуньями и ведьмами.
Когда очередная ведьма оказывалась в руках церковного правосудия, ей на голову надевали железную конструкцию — кольцо на уровне рта и шеи с изогнутыми вертикальными скобами, замыкавшимися на затылке. Напротив ротового отверстия находился металлический клин, часто с шипами, который жертва вынуждена была взять в рот. Это лишало ее возможности говорить.
Потом «ведьмину сбрую» усовершенствовали, превратив в «узду для сварливой женщины». Появившись в середине XVI века в Шотландии, эта штуковина быстро распространилась по Европе. В народе ее окрестили позорной маской.
К ношению такой маски приговаривались уже не ведьмы и колдуньи, а обыкновенные женщины, осмелившиеся поднять голос против главенствующего положения мужчины. Еще подразумевалась тишина в церкви, но вскоре принцип «Женщина должна молчать» распространился на весь окружающий мир. И машина правосудия закрутилась в полную силу: за 300 лет (до 1800 года) к ношению позорной маски приговаривались десятки тысяч женщин!
Маска была создана по образу и подобию «ведьминой сбруи», но в более смягченном варианте: каркас менее жесткий, а в качестве кляпа вместо клина с шипами — металлический или кожаный шарик. После этого жертву выводили на площадь, где привязывали на целый день к столбу на потеху публике.
Производство позорных масок быстро освоили умельцы-кузнецы в городских кузницах. В XVII веке уже любой мужчина мог заказать такую маску, чтобы иметь возможность, не выходя из дома, наказать жену или домашнюю прислугу за излишнюю болтливость. Примерно в это же время появилась «скрипка строптивых» — деревянная колодка, надевавшаяся на шею двум женщинам, стоящим лицом друг к другу. Таким образом наказывались, например, торговки, поругавшиеся между собой на рынке: в масках, с кляпами во рту, закованные в «скрипку», они могли весь день молча сверлить друг друга ненавидящим взглядом, периодически взвизгивая от щипков и шлепков праздных зевак. Не правда ли, очень действенные меры? Во всяком случае, благодаря им женщины молчали вплоть до XX века!
Утиный стул, лишение сна и другие совсем негуманные способы, которыми в Средневековье находили ведьм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Лишение сна
На обвиняемую надевали железный обруч с четырьмя острыми зубцами, втыкаемыми в рот. Затем обруч прикрепляли к стене позади ведьмы так, чтобы она не могла лечь из-за боли. Мужчины, которым было поручено охранять ведьму, также должны были не давать ей заснуть с помощью любых средств, которые они считали необходимыми. Обычно, примерно через три дня, жертва начинала сильно галлюцинировать. При допросе в этом состоянии обвиняемый рассказывал фантастические рассказы о полетах, превращении в животных и принятии участия в сатанинских ритуалах.
Охотники на ведьм после этого объявили, что это была «ведьма, пробудившаяся внутри женщины» и считали подобные «признания» неопровержимым доказательством ее вины. В итоге ведьма отправлялась на костер
2. Тест на прикосновение
В 1662 году две пожилые женщины в Англии (Роуз Каллендер и Эми Денни) были подвергнуты печально известному «тесту на прикосновение». Им вменяли, что они «заколдовали» двух молодых девушек, которые страдали от припадков. Охотники за ведьмами считали, что человек, который находился под влиянием колдовства, должен иметь необычную реакцию на физический контакт с тем, кто его заколдовал.
Подозреваемого вводили в комнату и заставляли возложить руки на «жертву». Если болезнь прекращалась, то это было доказательством виновности. В случае с Каллендер и Денни страдающие эпилепсией дети так сильно сжали кулаки, что даже самый сильный мужчина в деревне, где они жили, не мог разжать им пальцы. Тем не менее, как только к ним прикоснулись обвиняемые женщины, у девочек прекратился припадок и они разжали ладошки. Чтобы проверить, не лгут ли девочки, им завязали глаза, после чего к ним начали касаться другие члены суда. Было обнаружено, что у «больных» наблюдалась такая же реакция каждый раз, когда кто-то клал на них руки. Так что они притворялись. Несмотря на это, Каллендер и Денни были признаны виновными, и их казнили.
3. Дыба
Германия считается страной, в которой казнили больше всего ведьм. В 1620-е годы за 5 лет только в Вюрцбурге было убито более 900 человек. Никто не был застрахован он расправы принца-епископа Филиппа Адольфа фон Эренберга, включая его собственного племянника, 19 католических священников и нескольких совсем маленьких мальчиков. Семь человек были признаны виновными в половом сношении с демонами, после чего их обезглавили или сожгли на костре. Обвиняемые были признаны виновными после признания, которых от них добились с помощью пыток.
У немцев было много жестоких методов по «выбиванию» признания из жертв, но наиболее популярной была дыба. Это устройство обычно состояло из железной рамы с деревянным валиком на одном или обоих концах. Несчастного клали на дыбу, привязывая ему руки к одному ролику, а лодыжки к другому. Во время допроса ролики вращали, «растягивая» обвиняемого, пока у того не выходили из сумок, а затем и полностью не разделялись суставы. Стоит ли говорить, что люди признавались в чем угодно.
4. Укалывание
Когда-то считалось, что укалывание считается самым точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемого полностью обнажали перед судом, а затем обривали все волосы с ног до головы. «Ведьмокол» (тогда это было уважаемой профессией) затем искал «метку дьявола», протыкая кожу жертвы повсюду толстой иглой. Считалось, что на теле жертвы должно быть пятно, которое не кровоточит при укалывании, а также человек не чувствует там боли. Это на самом деле была форма ужасающего сексуального насилия.
В обществе, которое высоко ценило скромность, многие женщины признались бы в чем угодно, только чтобы положить конец унижению. В Шотландии ведьмокол мог рассчитывать на зарплату в 6 фунтов за каждую обнаруженную ведьму. Учитывая, что средняя дневная зарплата в те дни составляла один шиллинг, это была значительная сумма. Как и в случае большинства рабочих мест, это была мужская профессия. Но это не помешало одной женщине стать одним из самых известных ведьмоколов всех времен. Кристиан Кадделл, которая одевалась как мужчина и называла себя Джоном Диксоном, приговорила около десяти ведьм к смерти. В конце концов, ее разоблачили и отправили в Барбадос, охваченный лихорадкой, где было практически нереально выжить.
5. Проверка висгоссаров
Швеция была единственной в своем роде в плане преследования ведьм, поскольку в этой стране в значительной степени полагались на свидетельские показания детей (причем, часто это было потомство обвиняемых), которые подвергались пыткам, пока не начинали давать «подходящие» показания. Некоторые из мальчиков буквально соревновались друг с другом в придумывании самых фантастических историй, которые в конечном итоге заканчивались казнью их родителей.
Висгоссары были молодыми ребятами, которые, как считалось, имели возможность видеть незримую метку дьявола на лбу ведьмы. После церковного служения эти мальчики, как правило, указывали на нескольких женщин и называли их виновными. Несчастных часто казнили через несколько дней. Мальчикам же платили за каждую ведьму, а это означало, что многие бездомные сироты и нищие просто заявляли, что они являются висгоссарами, поскольку хотели получить легкие деньги. Конечно, профессия имела и свои опасности. Несколько раз вигоссаров находили избитыми до смерти семьями тех, кого они обвиняли.
6. Утиный стул
Часто называемый «макательным», утиный стул был самым распространенным и надежным методом проверки ведьмы. Подозреваемую привязывали к стулу или ее запястья привязывали к лодыжкам. Затем ее прикрепляли к шкиву и опускали в реку. Логика была простой. Если женщина была ведьмой, то она якобы не должна была тонуть, а если она была невиновной, то шла ко дну и тонула.
Охотники на ведьм полагали, что это будет работать по разным причинам. Некоторые думали, что ведьмы не тонут, поскольку отказались от крещения. Другие полагали, что ведьмы могли использовать свои магические способности, чтобы плавать на поверхности воды и не тонуть. В любом случае повсеместно считалось, что жертва была невиновной и отправилась на Небеса, если она утонула и умерла.
Интересно, что утиный стул был разработан специально для женщин, а также использовался в качестве наказания за занятие проституцией или сквернословие. В этих случаях утиный стул иногда прикреплялся к платформе на колесах и его провозили через весь город к месту казни, чтобы обеспечить максимальное унижение обвиняемой.
7. Взвешивание ведьмы
Обвиняемая становилась на одну их сторону, а на другую клали чугунные грузы. Женщинам «надлежащего» веса вручали сертификаты, подтверждающие их невиновность. Голландцы были не единственными, кто считал, что можно обнаружить ведьму, взвешивая ее. В Эйлсбери, Англия, было обычной практикой раздевать женщину догола и взвешивать ее по сравнению с тяжелой железной Библией.
Если весы не уравновешивались точно, женщину признавали виновной. В других местах Европы женщин взвешиваться по сравнению со стопкой Библий. Если ее не признавали виновной сразу, в стопку иногда добавляли дополнительные Библии.
8. Посмертная реакция
Если кто-то был обвинен в убийстве с помощью колдовства, его могли привлечь к прохождению специального ритуала во многих европейских судах. Считалось, что душа все еще пребывает в теле вскоре после смерти и что тело будет реагировать необычным образом в присутствии убийцы. Обвиняемому было предложено назвать имя мертвого человека, прогуляться по трупу и коснуться частей тела. Если выступала свежая кровь, тело двигалось, у него во рту появлялась пена, подозреваемый считался виновным.
Фактически же суд принимал за вышесказанное сочащиеся из гниющего тела трупные жидкости, действительно похожие на кровь. Мертвые тела могут также слегка дергаться, опорожнять содержимое их кишечника или даже издавать «стоны» вскоре после смерти. Все это принимали за душу человека, которая реагировала на убийцу.
9. Ведьмин сосок
Если у кого-то было домашнее животное, вполне вероятно, что охотник на ведьм мог попытаться доказать вину этого человека, выискивая у него «ведьмин сосок». Считалось, что ведьмы держали демонов в своих домах в качестве помощников, и они были «замаскированы» под собак, кошек, насекомых или грызунов. Этих фамильяров ведьма кормила из специального соска, подаренного ведьме дьяволом.
Анну Паппенхаймер из Баварии пытали заставить признать сексуальные отношения с Дьяволом. В качестве наказания ей отрезали груди, которые запихнули в рот сначала ей, а затем ее двум взрослым сыновьям, после чего всех троих сожгли на костре.
10. Неспособность плакать
Malleus Maleficarum («Молот ведьм») был средневековым документом, в котором описывали ведьм, их методы, а также то, как проводить испытания ведьм и как из наказывать. «Молот ведьм» был написан на латыни двумя немецкими монахами. В течение сотен лет это была одна из самых продаваемых книга в Европе (уступая только Библии).
В «Молоте ведьм» утверждалось, что ведьмы не смогут проливать настоящие слезы, когда их ставят перед судьей или даже подвергают пыткам. Есть одно маленькое «но» в этом, казалось бы, странном утверждении. В течение Средневековья недостаток медико-санитарной помощи и личной гигиены означал, что пожилые люди часто страдали от инфекций слезных протоков, что приводило к неспособности проливать слезы. Неудивительно, что многих пожилых женщин казнили как ведьм просто из-за инфекции глаз.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему охотники на ведьм были извращенцами и как от этого страдали женщины
Период охоты на ведьм в Европе по разрушительности сравнивают с эпидемиями чумы, то и дело сотрясавшими эту часть света. Считается, что за триста лет активного уничтожения «ведьм» было убито до полусотни тысяч человек. Последние двести лет человечество постоянно пытается осмыслить произошедшее и находит множество разных причин, которые могли приводить к тому, что иные населённые пункты серьёзно пустели после краткого периода настоящей истерии, когда каждый доносил на каждого, обвиняя в колдовстве и сатанизма (одно, как считалось, не существовало без другого).
Кому выгодно?
Одна из первых теорий популярности ведовских процессов и самосудов над «колдуньями» и «колдунами» была проста: мол, люди были дикие, а дикари любят развлекать себя пытками и казнями. Вероятно, в этом есть зерно истины, но невозможно же из одной любви к кровавым зрелищам доносить на всех своих соседей по очереди?
Увлечение Фрейдом породило гипотезу, что произошедшее было чем-то вроде эротической истерии. Во многом гипотеза стояла на мифе, будто в колдуньи назначали преимущественно молодых красивых женщин. По факту же, исследователи, имеющие возможность сверить цифры по бумагам, отмечают, что во многих областях Европы чаще обвиняли мужчин, а из женщин под большим подозрением были те, кто от «возрастных» проблем, вроде последствий инсульта или деменции, бормотал странные обрывки фраз себе под нос, необычно себя вёл, мог испугать своим видом, например, не имея возможности нормально ухаживать за собой.
Наконец, всё чаще задаются древнейшим из вопросов: а кто получал от ведовских процессов финансовую выгоду? И ответов находится сразу много и разных. Например, практически повсеместно доносчик имел возможность получить долю от имущества ведьмы – что, кстати, даёт ответ, почему доносили так часто на старых вдов (единоличных хозяек чего-либо) или на мужчин (женщины редко бывали состоятельны).
Штука в том, что, каковы бы ни были причины охоты на ведьм – они породили страшные вещи. Это в фильме красивую девушку, назвав колдуньей, тащат на костёр. В жизни европейцы редко прибегали к самосуду. Они запускали холодный, изуверский механизм: жертву допрашивали, её вину доказывали, а невиновность предоставляли доказать самой, и всё время следствия тем или иным способом «колдунью» пытали. Мало того, что жертва целыми днями переносила жестокие страдания, она очень часто могла почувствовать, насколько интерес к ней эротически окрашен. Её буквально насиловали пытками, что только усиливало мучения. Оправдаться было почти невозможно – или возможно целой собственной жизни. Ведь, как известно, если ведьму в мешке бросить в воду – она всплывёт. А честная душа отправится в рай.
Куда бы ни смотрела женщина, она смотрит на дьявола
Вопреки мифам, инквизиция примкнула к охоте на ведьм достаточно поздно. Центром же истерии стали протестантские страны. Именно там вышла знаменитая книга «Молот ведьм», объясняющая, как именно вредят ведьмы людям, как глумятся над верой и как их распознать. Кроме этой книги, выходили публикации поменьше, дополняющие «Молот» в отдельных аспектах. Авторами же стали действительно инквизиторы, но – фактически действующие от своего лица, Магнус Крамер и Якоб Шпренгер.
«Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены. Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа – девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием. Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».
А вот как предлагается интерпретировать выражение лица женщины – и только женщины, потому что они, мол, особенно лукавы и старательны в сокрытии своей связи с дьяволом. Если во время пыток женщина уставилась в одну точку, она смотрит на своего господина (то есть нечистого). Если вращает глазами, то следит за тем, как он летает вокруг. Если закрыла глаза, то не хочет выдавать его присутствия взглядом. Как видите, варианта «возможно, она не видит Сатану вообще» не предусмотрено.
Допросы как форма извращения
Часть пыток, применявшихся к ведьмам, были, если так можно выразиться, обычны. Их применяли и к ворам. Начало процесса дознания знаменовалось тем, что у обвиняемых отнимали одежду. Мужчина мог оказаться совершенно голым, но женщине поначалу оставляли рубашку – которая через некоторое время, однако, превращалась в лохмотья. В любом случае рубашку оставляли не только и не столько ради скромности обвиняемой, сколько из опасения, что она соблазнит своим телом дознавателей и те не будут усердствовать.
Во-первых, потому что по признании от них требовалось назвать других сообщников, а подвергать таким же пыткам других никому не хотелось. Тут-то порой и страдали высокопоставленные лица, ведь «колдунья», отчаявшись, могла назвать тех, кто, как ей казалось, легко себя защитит. Во-вторых, обвиняемые часто до последнего надеялись остаться в живых. Но самым весомым аргументом был третий: ни одна честная христианка не хотела умереть так позорно и к тому же без причастия, как «нераскаявшаяся», и, кроме того, её предупреждали, что за такой самооговор она попадёт прямо в пекло. К вопросу, где находиться в загробной жизни, относились более, чем серьёзно; ада страшились и на милосердие Божье в этом вопросе не надеялись. «Лучше меня разорвут на кусочки уже поскорее, но я отдохну от боли в раю», – думала, вероятно, каждая допрашиваемая.
Когда «ведьма» запиралась, её могли приговорить к Божьему суду (то есть кинуть, наконец, в мешке в воду), но чаще переходили к манипуляциям с гениталиями и грудью, а также другим жёстким и особо устрашающим мерам. Точно так же, как эротизированы были все фантазии о ведьмах – например, о том, что происходит на шабаше, – и пыткам начинали придавать откровенно сексуализированный оттенок. Например, грудь сдавливали разными способами. А одна из самых мучительных пыток была – посадить на «испанского осла», бревно треугольного сечения, на острую его вершину, и привязать к ногам грузики, чтобы промежность рвалась о вершину под весом и тела, и грузиков, медленно, миллиметр за миллиметром.
Во-первых, она постоянно и жёстко подавлялась по причинам её якобы сатанинской природы. На исповеди выспрашивали про сто и один способ, которым супруги могли нагрешить, сменив в постели практику быстрого соития в одной и той же позе на любые ласки или позы поудобнее. Во-вторых, здоровое отношение к обнажённому телу было утеряно окончательно именно с пришествием протестантизма, и под влиянием протестантов (трудно представить, но так) в католических странах художники зарисовывали листиками и веточками обнажённых Адама и Еву, а священники принялись отбивать или закрывать гипсом и без того символические гениталии мраморных статуй, античных или сделанных в подражание античным. Но всё же для большинство людей неистовая тяга к сексу не означала тяги к эротизированным пыткам маленьких детей.
Одна из «лёгких» пыток тоже была очень сексуализирована. С женщины снимали ту самую рубашку, что кое-как спасала её скромность, и сбривали волосы на голове. После этого дознаватель долго втыкал булавки в разные части тела, включая самые чувствительные. Таким образом он искал метку дьявола, пока женщина стояла нагишом под взглядами судей и экспертов. Меткой дьявола считалось место, укол в который женщина не почувствует. Действительно ли такие места удавалось обнаружить или рано или поздно дознаватель, натрогавшись и насмотревшись, просто хитрил, сказать трудно.
Кроме того, на глазах обвиняемой могли начать пытать её детей, чтобы они свидетельствовали против матери, сестры или бабушки (или отца и дедушки). Или ребёнок не выдерживал боли, или мать – его страданий, и дознаватели получали признания. Собственно, очень редко в ведовских процессах вообще рассматривались какие-либо доказательства вины, кроме признания и клитора. Иногда до клитора даже не доходило – хватало какой-нибудь выпуклой розовой родинки на туловище или руке, которую как раз и объявляли дьявольским соском.