ведь здесь и река близко нырну так поминай как звали кто сказал
Недоросль (Фонвизин Д. И., 1781)
Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин и Цыфиркин.
Г-жа Простакова. Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка.
Митрофан. Да, зады, как не так.
Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Митрофан. Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек!
Г-жа Простакова. Что? Что такое?
Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за Часослов. Нет, так я, спасибо, уж один конец с собою!
Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали.
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!
Еремеевна. Все дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что… ни про что…
Г-жа Простакова (в злобе). Ну…
Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться.
Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берет. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется.
Г-жа Простакова (дрожа). Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…
Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да…
Еремеевна. Ах, Создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б Бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
Кутейкин. Нам восвояси повелите?
Цыфиркин. Нам куда поход, ваше благородие?
Г-жа Простакова. Ты же еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)
Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку…
Цыфиркин. А там другую, вот те и умноженье.
Еремеевна (в слезах). Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день.
Кутейкин и Цыфиркин отводят ее под руки.
Цыфиркин. Смекнем же за столом, что тебе доходу в круглый год.
Ведь здесь и река близко нырну так поминай как звали кто сказал
1.1.2. Какую роль в репликах Простаковой играют слова со сниженной стилистической окраской («харя», «бестия», «рыло»)?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют повторы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин
Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!
Г-жа Простакова (в злобе). Ну.
Г-жа Простакова (дрожа). Ну. а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши.
Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь. рада бы не токмо что. живот* не жалеешь. а всё не угодно.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
1.1.1. Почему Кутейкин называет жизнь Еремеевны в доме Простаковых «тьмой кромешной»?
1.2.1. Как в приведённом стихотворении соотносятся темы родины и мира?
1.1.1. Жизнь крепостной Еремеевны сравнивает Кутейкин с «тьмой кромешной». Нет в этой жизни ни радости, ни благодарности за преданность и беззаветное служение хозяевам. Мир Простаковой — это мир ханженства и самодурства, поэтому «госпожа» не способна оценить по заслугам верность Еремеевны, не способна даже задуматься о благодарности кому-то, кроме себя. За все хорошее, что отдала Еремеевна своим хозяевам, получает в ответ лишь упреки и оскорбления.
1.2.1. В стихотворении «Звезда полей» Николай Рубцов в центре мира видит свою Родину. «Звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли», но только на Родине она «ярче и полней». Для поэта знать это — и есть счастье, он любит свою Родину и поэтому она для него краше всего мира, от этого он счастлив.
1.1.2. Фонвизин характеризует своих героев через их же реплики. В репликах Простаковой используются слова со сниженной стилистической окраской, что свидетелствует о грубости, ограниченности ее мира, интересов. Часто звучащие в речи Простаковой слова: харя, рожа, бестии — обнажают мир ханженства и самодурства.
1.2.2. Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Повторы усиливают эмоциональную выразительность текста. В стихотворении Рубцова неоднократно повторяется сочетание «звезда полей», тем самым привлекается внимание читателя к главному образу стихотворения, символизирующему образ мира. Кроме того, повторы в данном стихотворении создают особое настроение размышления о сущности мира и месте Родины в мире:
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Недоросль
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Денис Иванович Фонвизин
Комедия в пяти действиях
Простаков.
Г-жа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Действие в деревне Простаковых.
Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.
Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
Митрофан. Да вот и батюшка.
Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.
Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?
Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?
Скотинин. Нет.
Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.
Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Ведь здесь и река близко нырну так поминай как звали кто сказал
1.1.1. Почему Кутейкин называет жизнь Еремеевны в доме Простаковых «тьмой кромешной»?
1.2.1. Как в приведённом стихотворении соотносятся темы родины и мира?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2
Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин
Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!
Г-жа Простакова (в злобе). Ну.
Г-жа Простакова (дрожа). Ну. а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши.
Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь. рада бы не токмо что. живот* не жалеешь. а всё не угодно.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
1.1.2. Какую роль в репликах Простаковой играют слова со сниженной стилистической окраской («харя», «бестия», «рыло»)?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют повторы?
1.1.2. Фонвизин характеризует своих героев через их же реплики. В репликах Простаковой используются слова со сниженной стилистической окраской, что свидетелствует о грубости, ограниченности ее мира, интересов. Часто звучащие в речи Простаковой слова: харя, рожа, бестии — обнажают мир ханженства и самодурства.
1.2.2. Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Повторы усиливают эмоциональную выразительность текста. В стихотворении Рубцова неоднократно повторяется сочетание «звезда полей», тем самым привлекается внимание читателя к главному образу стихотворения, символизирующему образ мира. Кроме того, повторы в данном стихотворении создают особое настроение размышления о сущности мира и месте Родины в мире:
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром..
1.1.1. Жизнь крепостной Еремеевны сравнивает Кутейкин с «тьмой кромешной». Нет в этой жизни ни радости, ни благодарности за преданность и беззаветное служение хозяевам. Мир Простаковой — это мир ханженства и самодурства, поэтому «госпожа» не способна оценить по заслугам верность Еремеевны, не способна даже задуматься о благодарности кому-то, кроме себя. За все хорошее, что отдала Еремеевна своим хозяевам, получает в ответ лишь упреки и оскорбления.
1.2.1. В стихотворении «Звезда полей» Николай Рубцов в центре мира видит свою Родину. «Звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли», но только на Родине она «ярче и полней». Для поэта знать это — и есть счастье, он любит свою Родину и поэтому она для него краше всего мира, от этого он счастлив.
Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин и Цыфиркин
* Жизни (славянок.). ** Нечто, тайну.
Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку. Цыфиркин. А там другую, вот-те и умноженье. Еремеевна, (в слезах). Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же. Кутейкин. А велика ль благостыня? Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день.
Кутейкин и Цыфиркин отводят ее под руки.
Цыфиркин. Смекнем же за столом, что тебе доходу в круглый год.
Конец второго действия
Стародум и Правдин
Правдин. Сущая истина. Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало? Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо* любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану. Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае? Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди. Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности** дворянина. Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. Правдин. Куда же? Стародум. Ко двору***. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь? Правдин. Как же вам эта сторона показалась? Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога? Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи. Правдин. Так поэтому тут самолюбие. Стародум. Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь: я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.
Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству. Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних. Правдин. Вас, конечно, у двора не узнали? * Стародум. Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот; а то бы выжили ж меня одним из двух манеров. Правдин. Каких? Стародум. От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Открывает свою табакерку.) Стародум (берет у Правдина табак). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты**, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила. Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. Стародум. Призывать? А зачем? Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают. Стародум. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.