вебрайтинг что это такое
Кто такой веб-райтер и чем отличается от копирайтера?
Копирайтингом ошибочно называют любой вид работы по созданию текстов на заказ. На самом деле писательское ремесло имеет много разновидностей. Самыми известными профессиями в сети являются следующие: копирайтер, веб-райтер, рерайтер, блогер.
Копирайтер – это специалист, который занимается созданием продающих и рекламных текстов под нужды конкретного бизнеса. Его цель – продвигать бренды, увеличивать продажи товаров и услуг, привлекать целевую аудиторию. Это самая высокооплачиваемая профессия для писателей, которые дополнительно обладают навыками маркетолога и предпринимателя. Верхней планки доходов здесь нет. Так, один копирайтер может работать по расценке 50 рублей за 1000 знаков, а другой получает за один авторский текст от 200 долларов.
Рерайтер занимается созданием уникальных текстов на основе исходников. Для выполнения простого рерайта достаточно прочитать 1 статью и пересказать её своими словами. Глубокий рерайт предполагает предварительное изучение 3-5 источников. Этот вид работы оплачивается не очень высоко (не более 50-60 рублей за 1000 знаков), так как не требует от автора особых знаний и навыков. Достаточно уметь красиво излагать чужие мысли, быть грамотным и дружить с Антиплагиатом.
Блогер – человек, который пишет статьи для авторского проекта. Как правило, он владеет и другими навыками (создания и раскрутки сайтов, веб-дизайна). Блог может создаваться как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. Основной способ заработка в этой сфере — размещение на своём ресурсе рекламы и партнёрских программ. Некоторые люди создают блоги с целью раскрутки личного бренда. Например, так поступают юристы или психологи, которые хотят привлечь к себе новых клиентов.
Наконец, перейдём к веб-райтингу. Что это за профессия такая? Именно веб-райтеры обычно называют себя копирайтерами и жалуются на низкие и несправедливые заработки по сравнению с крутыми коллегами.
Веб-райтинг – это создание на заказ или на продажу информационных статей. Как правило, специалисты в этой сфере работают на биржах контента. Оплата труда веб-райтеров зависит от следующих параметров:
В отличие от копирайтинга, в веб-райтинге существуют негласные ценовые правила. Заработать большие деньги в этом деле вряд ли получится, но благодаря трудолюбию и упорству можно выйти на приемлемый уровень жизни. 300-600 долларов ежемесячно в веб-райтинге – это реальность. Если хотите получать больше, учитесь писать продающие тексты и уходите в копирайтинг.
На какие расценки за работу может претендовать среднестатистический веб-райтер на бирже, если он выполняет заказы?
Готовые статьи, размещённые в магазине бирже, покупают за меньшую стоимость. Отнимите от указанных выше цифр примерно 30%.
Конечно, всё это очень относительно, но большинство веб-райтеров работают именно в таком ценовом диапазоне. Кто-то умеет выделяться, брать заказчика смелостью, харизмой и в результате зарабатывает больше.
Можно сказать, веб-райтинг – это средний этап (после рерайтинга и перед копирайтингом) на пути становления автора в качестве настоящего мастера слова. Профессия довольно интересная, легко совмещается с любой офисной работой, не требует каких-то особых навыков и познаний, кроме владения выбранной темой и грамотности. Только вам решать, сделать веб-райтинг основным источником дохода или начать осваивать новые ниши и писательские профессии.
Что вам предстоит делать, если вы хотите стать веб-райтером
«А кто ты по профессии?» — иногда спрашивают меня новые знакомые. «Ну вот опя-я-я-я-ть…» — думаю я.
Везет же слесарям, бухгалтерам, врачам, космонавтам. Все эти профессии хорошо известны и понятны. А мне сейчас опять придется говорить слова, которые потом всё равно понадобится переводить, да и звучат они для непосвященного как ругательства.
Копирайтер, веб-райтер… Большинству людей это ничего не говорит. Если я говорю не с работодателем и оттенки смысла не очень важны, то часто отделываюсь фразой «я журналист».
А в чем разница между всеми этими понятиями? Давайте заодно и разберемся, что такое веб-фриланс и какие у него разновидности.
Как же называется моя профессия?
Оттенки словесного творчества
Журналист пишет тексты для журналов и газет. Обычно для офлайн-формата, то есть для настоящих, бумажных. Хотя сегодня многие из таких изданий перекочевали в Интернет.
Специфика работы : информацию обычно приходится брать из разговоров с людьми, лично присутствовать на разных мероприятиях. Чем больше журналист перемещается и общается, тем ближе он становится к репортеру.
Еще пару десятков лет назад для желающих писать тексты всё и ограничивалось газетами и журналами, да еще книгами.
Веб-фриланс — создание текстов для интернет-сайтов
Строго говоря, веб-фриланс — не только тексты. Что же это за зверь?
Веб-фрилансером можно назвать любого человека, который получает деньги, работая в сети.
«Веб» как раз означает Интернет, «фриланс» означает, что человек не прикреплен к одному работодателю, а свободно «нанимается» на сотрудничество, с кем хочет.
Таких специалистов сегодня много:
Заметьте, я разделил две последние профессии. Почему и зачем? Потому что они и правда разные.
Копирайтинг — искусство убеждения словом. Грамотные копирайтеры способны влиять на мнение и поведение людей.
Особенно это применяется, конечно, при создании рекламы. Копирайтер убедит купить продукт, заказать услугу так, что читающий просто не сможет отказаться.
Естественно, копирайтингу есть место и в печатных изданиях, и в рекламных объявлениях, и даже в воззваниях политических лидеров. Если же мы ведем речь про тексты такого содержания в Интернете, то это называется веб-копирайтинг.
Веб-райтинг — это написание текстов для разных интернет-ресурсов.
Работы такого плана бесконечное множество. Представьте: в Интернете миллионы сайтов, на каждый из них нужно написать главную страницу, раздел товаров и услуг, множество других разделов.
Смело можно относить к этому «жанру» создание любых обзорных и аналитических статей («Как удачно выйти замуж», «Как ухаживать за хомячками», «Как получать доход, работая в Интернете». И даже статей для газет и журналов, перешедших в интернет-формат.
Хороший веб-райтер умеет искать клиентов
Как видим, веб-райтинг и копирайтинг — не одно и то же. Хотя понятно, что они могут пересекаться и образовывать такое направление, как веб-копирайтинг.
Большая часть сайтов в сети посвящена товарам и услугам, которые требуется продавать. А потому дар убеждения словом на страницах этих сайтов невероятно востребован.
Надеюсь, теперь вы не будете больше путаться в этих понятиях, которые я и сам развел для себя не сразу. Теперь перейдем к еще более интересной теме, которая звучит так:
Что должен уметь веб-фрилансер
Если вы решили ступить на такую стезю, это хорошо, потому что веб-копирайтинг может приносить неплохие деньги.
Я сам работаю в копирайтинге более пяти лет и последние два года не жалуюсь на доход. Что еще важнее, заказы на написание статей для фрилансера есть всегда и не могут иссякнуть, пока существует Интернет.
Ну а теперь поговорим о самом насущном: что нужно уметь, если вы решили прийти в веб-копирайтинг либо веб-райтинг и остаться здесь всерьез и надолго. Какие есть правила написания текстов и что еще нужно уметь.
1) Писать качественные грамотные тексты
Минимальная грамотность необходима, чтобы написание статей для фрилансера было простым делом. Но недостаточно просто писать без ошибок. Чтобы за ваши тексты были готовы платить деньги, нужно создавать действительно хороший продукт.
Грамотность необходима веб-райтеру
Писать требуется кратко и точно, информативно, без мусорных слов, канцелярских штампов и воды. Можно ли этому научиться? Да, конечно. Совершенствовать качество нужно постоянно, чтобы профессионально развиваться.
А если хотите проверить качество своего текста здесь и сейчас, воспользуйтесь удобным инструментом оценки качества статьи, который для вас подготовила Академия Правильных Копирайтеров.
2) Искать клиентов и договариваться с ними
Никто в веб-фрилансе не ждет вас с распростертыми объятиями и кучей припасенных для вас денег.
Искать клиентов нужно самому. Договариваться с ними, убеждать заказать ваши услуги, торговаться — всё самостоятельно.[/box]
Да, это сложно. Но, с другой стороны, и интересно. И уж точно интереснее, чем сидеть в офисе на ставке 15 тысяч рублей и знать, что вы ближайшие пять лет будете получать ту же самую ставку.
Зарегистрироваться на бирже копирайтинга и начать там работать сравнительно просто. Перерасти этот уровень, освоить пути самостоятельного поиска клиентов намного сложнее. Но чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.
Именно на этой стадии начинается настоящий веб-фриланс.
3) Искать информацию
Прежде чем написать содержательный текст, обязательно нужно собрать для него информацию. Чем больше интересных фактов вы найдете, тем меньше потребуется воды и тем больше пользы получит читатель.
Плюс веб-райтинга в том, что не требуется, как правило, никуда ходить и ни с кем общаться лично. Вся информация есть в Интернете. [/box]
Однако написание статей в копирайтинге требует умения находить то, что вам нужно, на бескрайних просторах Интернета.
С одной стороны, сейчас можно свободно пользоваться поисковыми системами, которые позволят разобраться даже в том, в чем вы никогда не разбирались раньше. Всего за полчаса вы соберете инфу, как разводить морских свинок, как добывать нефть или открыть свое дело в Европе.
С другой — намного лучше писать на темы, в которых вы разбираетесь.
Это позволит не только сэкономить время при написании статьи, но и дать значительно более высокое качество.
Профессионалу всегда будет заметно, что текст писал дилетант либо копирайтер, который посвятил поиску информации ровно 15 минут рабочего времени.
Задача веб-райтера — сделать текст полезным
Но если вы действительно захотите вникнуть, то вникнете в любую тему. И создадите грамотный (в том числе и профессионально) текст, который захочется читать и который даст читателю полезные для него знания.
К этому нужно стремиться.
Расширение профессии веб-райтера
Если вы в этой профессии, как уже говорилось, всерьез и надолго, будьте готовы к следующему →
Но и это не предел и не конец развития, а только начало.
Для фрилансера написание статей — способ получить всё, что ему нужно, то есть деньги. Но с точки зрения заказчика одного лишь текста совершенно недостаточно. Проблема, которую хочет решить заказчик, всегда шире.
Хороший фрилансер решит проблему клиента
Например, ему требуется увеличить продажи своих услуг, и он обращается к специалисту-копирайтеру. Хороший копирайтер напишет неплохой текст.
Очень хороший этим не ограничится, он сделает следующее →
[box type=»info»] Самое главное — постоянно учиться и каждый день осваивать что-то новое.[/box]
Веб-райтер: кто он и чем занимается
Среди большого количества профессий в Интернете многих привлекает написание статей. Такая работа кажется романтичной. Сидишь где-нибудь с ноутбуком, например в кафе, или на берегу моря под пальмой, и за деньги сочиняешь произведения.
На самом деле трудиться под пальмами не очень удобно. Но особый шарм в создании текстов на заказ всё же есть. Тут тебе все преимущества фриланса: независимость, свободный график, и даже возможность для творчества.
Хотя творчества в такой работе все-таки минимум. Во главе угла всегда стоит исследование. Даже на первой ступеньке — веб-райтинге.
Веб-райтер — это специалист, занимающийся написанием информационных текстов. Но если вы думаете, что речь идет только о классических статьях, то ошибаетесь. Сегодня я раскрою вам реальное значение этой профессии.
Путаница в терминологии
Несколько лет назад авторов любых digital-текстов стали называть копирайтерами. Такой термин пошел от специалистов по продвижению сайтов в поисковых системах и со временем получил широкое распространение среди русскоязычных пользователей.
До сих пор встречаются заказчики, которые по-старинке называют любого автора копирайтером. Если встретите такого — не поправляйте! Заказчик не должен разбираться в профессиональной терминологии. А вот автор — обязан! Поэтому давайте разложим знания по полочкам:
Толковый словарь Ефремовой дает следующее определение для статейного автора:
Веб-райтер — литератор, создающий произведения в интернете на соответствующем сайте.
Другими словами, веб-райтер, он же статейный автор, пишет тексты разных форматов, а именно: информационные, аналитические, новостные статьи, посты для социальных сетей, инструкции, рецензии, описания товаров, отз ывы, обзоры и т.п.
Термин «копирайтер» пришел к нам с запада, где так называют специалистов, пишущих исключительно рекламные тексты и слоганы. Давайте обратимся к Википедии:
Копирайтинг — это процесс создания текста с целью рекламы или других форм маркетинга. Продукт, называемый копией, представляет собой письменный контент, цель которого — повысить узнаваемость бренда и в конечном итоге убедить человека или группу лиц предпринять определенные действия.
Итак, разница в терминологии очевидна:
Это абсолютно разные профессии, но они могут пересекаться. Специалист, который пишет информационные и рекламные тексты, называется «универсальный автор».
Нередко из веб-райтеров вырастают профессиональные журналисты, писатели, помощники популярных блогеров и даже редакторы. Если копнуть глубже, то веб-райтинг — одна из самых многофункциональных профессий нашего времени. Ведь современный автор может вести социальные сети, брать интервью, наполнять новостные порталы, сотрудничать с интернет-магазинами и даже разбираться в SEO-оптимизации.
Профессия «статейный автор» подойдет всем, кто любит и умеет писать, не боится собирать и анализировать информацию. А также тем, кто хочет этому научиться. Отличный вариант заработка для мам в декрете, студентов и даже пенсионеров.
Профессиональные навыки веб-райтера
На первый взгляд кажется, что веб-райтеру достаточно уметь лишь хорошо и много писать. Но есть целый ряд профессиональных навыков, которыми должен владеть статейный автор.
Грамотность и словарный запас
Филологом быть необязательно, однако развиваться придется в режиме нон-стоп: пополнять свой словарный запас, а также стараться не допускать ошибок. Не только грамматических и пунктуационных. Косноязычные статьи, усеянные канцеляризмом и сложными оборотами, никому не нужны.
Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, необходимо постоянно читать. Но не развлекательные паблики в социальных сетях, а профильные пособия по веб-райтингу, художественную литературу, а также статьи коллег. Чтение помогает автору подпитываться новыми интересными идеями для своих текстов и улучшать стиль.
А чтобы развивать слог, надо много писать. Можно вести страничку в социальных сетях или просто ежедневно описывать свой день в течение 15 минут. Полезно будет повторить школьную программу по русскому языку. Со временем авторское мастерство оттачивается и ошибок становится меньше.
Работа с информацией
У каждого автора есть любимые темы, с которыми ему работать проще всего. Но рано или поздно придется расширять ассортимент услуг, а значит осваивать малоизвестные ниши. Вот тут понадобится умение работать с информацией: погружаться в проблему и находить достоверные факты. Ведь только при глубоком исследовании создаются по-настоящему прекрасные тексты.
Вначале может показаться, что разбираться с незнакомым материалом очень сложно и долго. Иногда это действительно так. Но каждая статья по новой теме добавляет знания в копилочку авторского опыта. Со временем работа пойдет быстрее.
Работа с SEO
Веб-райтер постепенно учится правильно распределять в тексте ключевые слова или фразы, по которым читатели ищут нужную информацию. Большинство авторов пишет для сетевых ресурсов, а значит, надо подружить ваш текст с поисковым роботом. Но помните, что читатель всегда на первом месте!
Взаимодействие с заказчиками
Профессиональные авторы знают, насколько важно выстроить гармоничные отношения с клиентами. И самое главное здесь — адекватность. Как со стороны автора, так и заказчика.
От каких заказчиков лучше держаться подальше? От тех, кто намеренно занижает стоимость авторского труда, а также от тех, кто убежден, что знает вашу работу лучше вас самих. Кроме того, с осторожностью стоит отнестись к предложению оплатить текст после сдачи работы, или выполнить тестовое задание по индивидуальной теме.
Где искать работу веб-райтеру
Впрочем долго на бирже засиживаться не стоит, нужно двигаться дальше и находить другие каналы. Хороший вариант поиска работы — группы в социальных сетях. Очень часто в них публикуют вакансии.
Обучение профессии веб-райтера
Многие полагают, что веб-райтер — это человек, у которого талант писателя. Не правда. Хорошие, интересные тексты можно научиться писать.
Часто новички выбирают самостоятельное обучение, благо материалов сейчас предостаточно: видеоресурсы, самоучители, настольные книги, специализированные пособия, рассылки опытных веб-райтеров. А теорию подкрепляют практикой, то есть тренируются писать. Со временем вырабатывается авторский стиль, появляются своя аудитория и хорошо оплачиваемые заказы. Но такая учеба может занять продолжительное время. И в большом потоке материалов несложно потеряться.
Процесс обучения пойдет быстрее, если обратиться в профильную школу. Учиться под руководством опытного наставника легче, так как тренер уже прошел этот путь, поэтому подскажет, скорректирует, направит. Такой подход поможет сэкономить время и начать работать раньше.
У желающих попробовать свои силы в веб-райтинге, есть возможность поучаствовать в тренинг-игре Школы копимаркетинга Сергея Трубадура «Статейный автор: начало». Это бесплатный тренинг в игровом формате, где можно получить базовые уроки, выполнить несложные задания и пообщаться с такими же новичками. А уже потом, если понравится, переходить к учебе на платной основе.
Ну вот мы и рассказали о том, кто такой веб-райтер и какие навыки необходимы для этой профессии. От вас потребуется достаточно усилий, но оно того стоит. Ведь на этом поприще, помимо стабильного дохода, вы узнаете много нового, будете самостоятельно решать, с кем работать, и в какой нише стать специалистом. Выбор за вами.
Что такое веб-райтинг, рерайтинг и копирайтинг?
Долгое время я считал, что существуют, по сути, два типа людей, создающих тексты: рерайтеры (те, которые на основе одной статьи создают другую) и копирайтеры (авторы, выдающие тексты на основе своих знаний или переработки множества источников).
Буквально полгода назад (возможно, много раньше) стал активно использоваться ещё один термин — веб-райтер — человек, создающий тексты для их размещения на сайтах.
Ситуация становится ещё интереснее, когда вначале этих слов добавляется слово «сео». Таким образом подчёркивается тот факт, что текст, в первую очередь, оптимизирован под поисковые системы.
Прежде, чем разобрать эти понятия, предложу отвлечься на следующее. Данные слова пришли к нам из английского языка. Ключевым моментом являются производные от write (писать, написать, сочинять): writer (писатель, автор) и writing (писание, запись, произведение, изложенное на письме, написание). Приставку re можно трактовать, как близкую к русской пере. Слово copy имеет много переводов, но наиболее подходящие по смыслу — рукопись, рекламный текст, материал для статьи. Осталось слово web — сеть (имеется ввиду интернет-сеть).
И ещё одно маленькое уточнение: людей, работающим с данными текстами, называют одним общим словом — райтеры. Возможно, это не совсем корректно с точки зрения перевода, но данное слово встречается в каждом обозначении, поэтому нет достаточных оснований считать это некорректным.
Копирайтинг
В английском существует особое слово copywriting, которое на русский не переводится (при этом, в английском словаре его тоже нет). Но, зная составляющие слова, можно предположить, что это написание рекламного текста (часто употребляется как «продающий текст», т. е. информация, которая должна побудить потенциального покупателя совершить покупку). Соответственно, людей, занимающихся этим, называют копирайтерами. А продукт, который получается в конечном итоге, можно назвать копирайт.
Не стоит путать слово «копирайт» с авторским правом — специальным символом ©. Главная проблема мне видится в том, что некоторые слова звучат совершенно одинаково, хотя пишутся различно. Right, употреблящееся во фразе copyright, читается как [raɪt]. Аналогично читается и слово write. Таким образом, произнося слово копирайт, мы имеем, по факту, два: copyright и copywrite. Повторюсь, читаются они совершенно одинаково. Как бы то ни было, многие копирайтеры считают, что копирайт — это именно авторское право. Словари дают такую же трактовку. Но это не означает, что в будущем всё останется так же.
В общем, получаем такую тавтологическую цепочку: копирайтер занимается копирайтингом (созданием рекламных текстов), выдавая копирайт (конечный продукт, т. е. готовый текст).
Рерайтинг
Слово rewriting можно перевести как переписывание. По сути, это процесс преобразования текста (перестановка слов, замена слов и фраз их синонимичными представлениями, плюс, возможно, некое добавление своих познаний). Людей, создающих подобные тексты, называют рерайтерами (rewriter — переписчик).
Интересно, что это слово произносится как [ˌriːˈraɪtə] (наиболее близкое — рирайтер). Но уже плотно укрепилось написание рерайтер. Вплоть до того, что в орфографическом словаре встречается именно этот вариант.
Итогом деятельности становится рерайт — готовый текст. Как правило, процесс переписывания подразумевает наличие одного источника (исходника). Но иногда можно встретить фразу «рерайт с нескольких источников». В данном случае подразумевается, что в работе переписчик волен использовать несколько текстом так, как ему заблагорассудится (по предложениям, по абзацам или целыми частями).
Наша цепочка: рерайтер занимается рерайтингом (переписыванием текстов), в конечном этоге представляя рерайт (завершённый результат, готовый текст).
Веб-райтинг
Как нетрудно догадаться, это текст, предназначенный для размещения на сайте. Пишет его веб-райтер. По смыслу, данный термин закрывает оставшиеся тексты, которые не являются рерайтом или копирайтом, т. е. не используется один источник для непосредственного переписывания, но и не стоит задача что-то продать. К данному типу можно отнести множество текстов, предназначенных для людей (как, например, в Википедии).
Привычная уже цепочка выглядит подобным образом: веб-райтер веб-райтит текст и производит веб-райт.
Выводы
Исходя из вышеописанного, можно уверенно сказать, что для информационных сайтов предпочтительным контентом будет именно веб-райт — уникальный текст, скомпонованный из многих источников (наиболее близкое — школьное сочинение). Рерайт — более дешёвый «аналог». Если в интернете где-то есть статья на нужную тему, то с неё всегда можно сделать рерайт. Но если тема является новой или достаточно сложной и потому неосвещённой, рерайт потенциально невозможен. В этом случае единственный выход — найти человека, специализирующегося в данной области.
Почти всегда для данных текстов заказчики ждут выполнение требований уникальности (которую можно определить с помощью программ-антиплагиаторов). Если, к примеру, рерайтер просто переставит абзацы или предложения в тексте, итоговая уникальность получится низкой (вплоть до нуля). Обычно можно встретить требования в 85-95% уникальности. Некоторые, особо упоротые, заказчики требуют 100%. Такого добиться можно, но это сопряжено либо с бо́льшими временными затратами исполнителя, либо с ухудшением читаемости.
Ещё можно встретить понятия сео-рерайт и сео-копирайт — это тексты, в которые должны быть вписаны определённым образом заданные ключи (слова и/или фразы). Делается такое для того, чтобы поисковые системы выдавали ссылки на сайт исполнителя (на данную статью), когда какой-то пользователь (например, таким пользователем являетесь вы, когда что-то ищете в поисковике) введёт ключевую фразу. Вместе с фразами можно встретить дополнительные требования, в виде «употребить ключевую фразу как есть 1 раз и 3 раза разбавленную».
Рерайт обычно начинается от 20-25 рублей за 1000 символов без пробелов. Дешевле 15-20 рублей, как правило, пишут школьники. Понятно, что на хорошее качество в этом случае особо рассчитывать не приходится. Стоимость копирайт начинается с 30-40 рублей за 1000 символов. За сео-райтинг следуют дополнительные наценки, обычно от 10 рублей.
А вот для случая, когда требуется «цепляющий» рекламный текст, нужно заказывать копирайт. Подобные тексты могут оплачиваются целиком. В этом случае цены могут составлять от 50-200$. Можно встретить предложения с оплатой по количеству знаков. Цены — от 10-20$ за 1000 символов без пробелов.
Уникальность, как и SEO, здесь обычно отходит на второй план. Заказчик берёт на себя необходимость завлечь посетителя на страницу (например, с помощью контекстной рекламы). После этого текст должен сыграть свою роль и сделать из посетителя — клиента.