вайлдберриз закрыт пункт выдачи что делать
Не работает пункт самовывоза Вайлдберриз, где забрать заказ?
Вайлдберрис – достаточно популярный онлайн гипермаркет со своими достоинствами и недостатками, но сегодня не о них. В этой публикации хотелось бы рассказать где забрать заказ, если по каким-то причинам пункт выдачи заказов, на который вы его заказывали, не работает, к примеру, закрылся или переехал.
Не стоит волноваться и сразу же паниковать, так как в интересы магазина входит передать вам ваш товар не смотря на накладки, ибо в противном случае ему придется вернуть вам денежные средства при условии, что ваш товар уже пришлось транспортировать и тратить на эту транспортировку деньги.
Чтобы узнать где забрать заказ, можно позвонить на горячую линию магазина по номеру телефона 8 800 775-55-05, звонок совершенно бесплатный для всех, кто находиться на территории России.
Но есть способ и попроще, достаточно лишь зайти в личный кабинет, в котором отображаются все ваши заказы сделанные за то время, что вы являетесь клиентом магазина.
Итак, если вы сделали заказ и заказ этот уже готов к выдаче, просто зайдите в раздел меню “доставка”
Далее увидите надпись “Готовы к получению”, ниже будет наименование товара, способ его доставки. Если вы заказывали в пункт выдачи, то это будет отображено именно там, но даже если у вас намечается доставка курьером, адрес пункта выдачи, где находиться ваш заказ, так же отобразиться там.
Для того, чтоб получить товар, необходимо будет лишь назвать трехзначный код получения.
Как видите, все просто и не стоит паниковать если вдруг случилось так, что ваш пункт выдачи ВБ по каким-то причинам оказался закрыт.
Почему не работает пункт выдачи Вайлдберриз
Цифровой маркетплейс «Wildberries» – один из самых успешных отечественных бизнес-проектов. Детище бизнесвумен Татьяны Бакальчук росло в геометрической прогрессии со дня своего основания, и ныне может похвастаться тысячами пунктов выдачи товаров по всей России. Любой клиент может посетить ближайший ПВЗ, и померить там заказанную ранее вещь. А в случае несоответствия – легко отказаться от неё без каких-либо потерь. Но получив уведомление о прибытии заказанного нами товара, мы можем обнаружить, что ПВЗ закрыт. Почему же не работает нужный нам пункт выдачи маркетплейса Вайлдберриз, и как поступить в данной ситуации? Расскажем в нашем материале.
Пункты выдачи интернет-магазина Wildberries
Основой успешной деятельности Вайлберриз стала бесплатная доставка товаров и ориентация на женщин среднего возраста, осуществляющих большинство покупок в данном магазине. И если позже магазин отказался от бесплатной курьерской доставки, то бесплатную доставку до ПВЗ было решено сохранить.
Любой желающий может заказать в этом цифровом магазине понравившуюся вещь, выбрать ближайший пункт выдачи Wildberries, а затем и получить смс о доставке товара в указанный пункт. Останется посетить последний, и померить заказанное ранее. Если товар по каким-либо причинам не подошёл, вы можете отказаться от него, и он будет отправлен обратно.
Компанией было запущено более 2500 ПВЗ по всей стране. Ранее данные пункты использовались только самой Wildberries. С 2020 же года компания начала активно работать со сторонними поставщиками, которые получили возможность выдавать заказы своим клиентам через такие пункты.
Тем не менее, в последнее точки Вайлдберриз перестали обслуживать стабильно. Получив смс о наличии нашего товара, мы можем прийти туда и обнаружить, что пункт выдачи сейчас не работает. Почему же это происходит? Давайте разбираться.
Почему не работает ПВЗ Вайлдберриз
Примерно в середине ноября 2020 года сотрудники компании Вайлберриз начали сообщать о массовых увольнениях в компании «по собственному желанию». Увольнения касались целых отделов, от финансового до отдела закупок, при этом администрация магазина никак не комментировала происходящее.
Проблемная ситуация в компании коснулась и пунктов выдачи товаров, которые были частично закрыты с целью снижения расходов на аренду. Тем не менее, в ответ на запросы представитель компании утверждает, что пункты выдачи в 2020 году только открывались. Закрытые же пункты в компании отсутствуют, и речь может идти о временном переформатировании её работы.
Учитывая вышеизложенную информацию, можем сделать вывод, что в связи с короновирусной ситуацией и падением нормы прибыли магазин Wildberries решил прикрыть неэффективные и малорентабельные точки продаж. Одной из таких точек, и стала ближайшая к вам точка, персонал которой был или уволен или отправлен на работу в другие ПВЗ вашего города.
Что же делать в ситуации, когда вы получили смс о доставке вашего товара из Вайлдберриз, а ваша точка выдачи не работает? Расскажем об этом ниже.
Что делать, если не получается забрать свой товар из Wildberries
Если вы столкнулись с ситуацией, при которой ваш пункт выдачи от Wildberries закрыт, то могут помочь следующие шаги:
Информацию о всех активных пунктах выдачи вы можете получить на https://www.wildberries.ru/services/besplatnaya-dostavka.
Видео-инструкция
В нашей статье было рассмотрено, почему в данный момент не работает ваш пункт выдачи товара Вайлберриз, и как поступить в данной ситуации. Если вы не получили смс о переносе вашего товара в другую точку, тогда позвоните в ваш ПВЗ и поинтересуйтесь причинами закрытия. Если ваша точка была временно закрыта по форс-мажорным причинам, то вскоре она возобновит свою работу.
Wildberries массово закрывает небрендированные ПВЗ. Вброс или реальная тактика маркетплейса?
Тема странная и потому подать мы хотим ее как большой вопрос ко всем, кто связан с работой ПВЗ Wildberries. Слышали ли вы о таком факте или все это фейк? Новость звучит очень серьезно, но, вместе с тем, похожа на вброс от конкурентов. Если вы в курсе ситуации, пожалуйста, расскажите о ней в комментариях.
Все началось с того, что в телеграм-чате владельцев ПВЗ появилось сообщение от одного из подписчиков. Он утверждает, что персональный менеджер Wildberries, работающий с ним, сообщил о скором закрытии всех небрендированных пунктов выдачи заказов.
После появились и другие подтверждения. Предпринимателям вновь начали сообщать, что партнерские пункты выдачи будут закрывать. Все как всегда безапелляционно, в стиле Wildberries.
Официальных заявлений от Wildberries по этому поводу не поступало, да и в новостных лентах найти подтверждения этой информации сейчас невозможно. Все разговоры крутятся внутри специализированного чата и поэтому информация, вполне, может оказаться вбросом. Например со стороны конкурентов, которые таким образом решили поднять шум вокруг WB и перетащить одеяло (читайте — сеть партнерских пунктов) на себя.
Но что, если закрывать ПВЗ, правда, планируют?
Совсем недавно, точно также в сети проскользнула инсайдерская информация о том, что WB планирует пролоббировать вопрос о добавлении своих приложений в список обязательного для установки на смартфоны ПО. Уже через пару дней этот вопрос стали обсуждать в Минцифрах, АКИТе и куче профильных организаций. Мы писали об этой истории здесь.
Кстати, уже после всех разговоров о закрытии в телеграмм стали обсуждать, что часть ПВЗ, правда, оказались прикрытыми. Якобы на Яндекс.Картах, многие пункты числятся под статусом «Больше не работает». В подтверждении авторы опубликовали скриншот с адресом одного из них.
Мы попробовали проверить информацию и найти похожие закрытые ПВЗ не смогли. Если у вас получится или вы знаете что-то о реально закрытых пунктах — дайте знать в комментариях.
Закрывать все, действительно, странно. Особенно, если учесть, что работать с партнерскими ПВЗ Wildberries стал не так давно. Маркетплейс всячески избегал подобного сотрудничества, но именно подключение сторонних пунктов позволило ему масштабировать сеть выдачи заказов до крупнейшей в стране. Посмотрите на статистику сами.
Однако, у нас есть несколько версий того, из-за чего Wildberries может пойти на столько рискованный шаг.
Во-первых, сторонние ПВЗ не так подконтрольны Wildberries как официальные точки. Учитывая количество скандалов, связанных с пунктами выдачи заказов, порчей товаров и неправильно оформленных возвратов, было бы верно отказаться от таких партнеров. Маркетплейс не дает никаких комментариев по поводу ошибок работы сотрудников ПВЗ, но никто не мешает ему решить вопрос втихую.
Недовольны, кажется, все. Например, на днях, одна из клиентов Wildberries написала гневный пост о работе ПВЗ маркетплейса. Кроме текста, разносящего маркетплейс в прах, она добавила в него несколько показательных фотографий. Пожаловалась и ладно. Но под постом разрослась такая ветка комментариев, какая даже федеральным новостникам не снилась.
С другой стороны о каком подходе к работе может идти речь, если сотрудников и владельцев ПВЗ заталкивают в жесткие рамки. После свежих изменений договора оферты, пункты выдачи попали в порочный круг — им нужно выполнять KPI под угрозой штрафов и неустоек. Вот история реального владельца ПВЗ:
С середины августа компания Wildberries ввела новую мотивацию для партнёрских ПВЗ, по которой начисляется премия за «вовремя» принятую поставку, и «депремирование» за опоздание при приёмке поставки.
«Вовремя» принятая поставка — это поставка, которую приняли в течение 1 (одного!) часа. Вне зависимости от количества поставленных коробов. Кроме того, поставка должна быть принята ДО начала рабочего дня! «Опоздание» при приёмке поставки — это, соответственно, всё остальное. За каждую минуту «опоздания» при приёмке каждого конкретного товара начисляется «депремирование», а по сути — штраф!
У некоторых партнёров — владельцев ПВЗ штрафы съели весь доход от работы с Wildberries за первую половину сентября, а некоторые — даже остались в минусе! На все возмущённые вопросы в чате руководителей ПВЗ (иного способа нет) менеджмент среднего звена отвечает стоическим молчанием.
Версия вторая. Если сообщения от менеджеров, работающих с владельцами ПВЗ — не фейк, то из них явно видно как предпринимателей пытаются склонить в сторону переформатирования бизнеса. Их всячески подводят к тому, чтобы они забрендировали свои ПВЗ и перестали работать на выдачу заказов других магазинов и маркетплейсов. Это удобный поворот. Если бизнес боится себя потерять, в стрессовой ситуации он может пойти на такие условия. То есть тактика, связанная с сокращением партнерских пунктов, может привести даже к расширению сети фирменных ПВЗ.
Версия третья. Желание получить конкурентное преимущество на рынке. Партнерские пункты выдачи, которые занимаются обработкой заказов от десятков магазинов и маркетплейсов, делают это не просто так: работа с разными игроками позволяет им получать необходимую выручку. Однако, учитывая объемы заказов на Wildberries, легко предположить, что именно эта площадка дает существенную часть оборота владельцам ПВЗ. Если это так, то отключившись от него, пункты могут просто не пережить простоев в ожидании заказов от других маркетплейсов.
Что вы думаете по этому поводу? Насколько реальна возможность того, что партнерские ПВЗ скоро станут не нужны маркетплейсу, а может и другим игрокам рынка? А если вы не верите в это, то кто мог раскрутить такую информационную карусель среди работников ПВЗ?
Новые требования Wildberries по эффективности могут заставить владельцев пунктов выдачи закрыться
Лента новостей
Все новости »
Менеджеров торговых точек штрафуют за недостаточно быстрый прием товара. Чтобы уложиться в KPI, сотрудникам пунктов приходится работать по 12-14 часов в день. В Wildberries заявили, что пункты выдачи должны соответствовать требованиям, предъявляемым компанией
Новые правила KPI, то есть, показателей эффективности от Wildberries, заставляют некоторых бизнесменов задуматься о закрытии. Причина — многочисленные штрафы, приходящие менеджерам торговых точек от компании в случае, если они задержат прием товаров. Почему условия маркетплейса часто сложновыполнимы и готова ли компания сделать какие-то поблажки для предпринимателей?
Предпринимательница Ксения владеет восемью торговыми точками сразу в нескольких городах. Бизнес, по ее словам, еще пару месяцев назад чувствовал себя хорошо, все цепочки были отлажены. Ситуация изменилась после того, как в сентябре основной партнер Wildberries ввел новую систему KPI. Ксения обновила корпоративное приложение и узнала, что за прошедший месяц ее сотрудники проштрафились почти на 200 тысяч рублей. Причем, все задолженности набежали по единственной причине — персонал не уложился в отведенное для приема поставок время. Проблема в том, что при нынешних условиях работы новую норму выполнить практически невозможно, говорит Ксения:
«Курьеры теперь привозят товар ночью без нас. Мы отдаем ключи курьерам, не имея никаких юридически значимых взаимоотношений, ни договора мы не подписываем с ними, ни акты приема-передачи. Вот они ночью привозят товар, и мы должны принять этот товар, то есть поставить себе на баланс в течение одного часа, желательно с 7 утра и до 8. Все бы ничего, но наши пункты в основном работают с 9 до 21 часа, то есть наши сотрудники в порядке вещей работают 12-часовую рабочую смену. А в этой ситуации мы должны их вызывать на работу к 7 часам, они должны принять это в течение часа. И если все будет принято в течение часа до 8, то мы получим премию, если просто до 9, то просто не будет штрафа».
При дневной поставке у пункта выдачи заказов также есть всего один час для приема. К тому же тот, кто забирает товар, одновременно должен выполнять сразу две функции — кладовщика и продавца. Когда число поставок растет, а оно иногда доходит до 600 наименований, менеджеры вынуждены платить сотрудникам за 14-часовой рабочий день. Или расширять штат. То есть перестраивать бизнес, продолжает генеральный директор GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов: генеральный директор GoOmni «Должен быть некий диалог между участниками рынка, между, условно говоря, работодателем, коим в данном случае — даже если это партнерский ПВЗ или что-то еще — выступает Wilberries, и партнером. Диалога нет. Если нет диалога, у этого есть два варианта. Вариант один: если это так выгодно, значит, надо снижать прибыль и искать какое-то другое решение, набирать дополнительно сотрудников, временно на два часа приемки или что-то еще. Либо рассторгать договор».
Ситуация осложняется еще тем, что маркетплейс последовательно снижает процент, который получают торговые точки. Раньше магазинам отводилось 4%, сейчас — 3,5%, сообщила Business FM Ксения. От сотрудничества с Wildberries отказались уже сотни предпринимателей. Но многие пытаются новые нормы соблюдать, ведь этот маркетплейс — крупнейший игрок на рынке. Владельцы точек приема заказов также создали петицию, в которой попросили отменить жесткую систему штрафов, или «гонку за выживание», как ее называет Ксения. Письмо к поставщику, правда, пока подписало всего 250 человек.
Что касается реакции от самой компании, то ее представители в комментарии Business FM заявили, что не собираются менять новую систему KPI. По их мнению, «партнерские пункты обязаны соблюдать стандарты работы компании вне зависимости от того, нравится им это или нет». Справедливости ради стоит отметить, что требования к скорости приема есть не только у Wildberries, но и других маркетплейсов.
Позднее в пресс-службе компании предоставили следующий комментарий: «Любые точки, открытые по франчайзингу, — пункт выдачи, магазин, ресторан или автомойка — должны работать в соответствии с требованиями головной компании к стандартам обслуживания. Если у покупателей есть замечания к работе пункта выдачи, например, он недостаточно хорошо убирается, менеджеры не клиентоориентированы или задерживают выдачу заказов, могут применяться взыскания, вплоть до отключения пункта от партнерской программы. Те же партнеры, которые соблюдают все требования и рекомендации, получают максимальный доход и покупательский трафик. Мы открыты к диалогу с нашими партнерами, получаем от них обратную связь по работе точек выдачи и объясняем, как улучшить их работу и повысить свои доходы. Сейчас также запущена программа субсидирования для брендированных пунктов, в рамках которой доход партнера составляет до 10% от оборота пункта выдачи».
«На работу не выйдут 8000 человек»: почему сотрудники Wildberries готовят забастовку
Что произошло
Петиции, которая к моменту публикации этого материала набрала более 37 000 подписей, предшествовала забастовка. Как рассказали Forbes сотрудники пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и организаторы петиции, 14 сентября примерно на шесть часов была остановлена работа нескольких сотен пунктов выдачи Wildberries. Кампанию поддержали пункты почти в 40 городах России: Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге. Другой источник в компании уверяет, что речь идет о 20 пунктах выдачи в России.
Что именно послужило причиной недовольства сотрудников? С 1 июля в компании ввели новую систему мотивации и оплаты труда менеджеров пунктов самовывоза (новые KPI). В ней за норму приняли скорость обработки поступившего на ПВЗ товара, то есть по сути работу менеджеров склада.
Схема работы пункта выдачи устроена так. Несколько раз за день (обычно 1-4 раза) в ПВЗ поступают заказы. По новым правилам сотрудник пункта обязан в течение часа принять товар, просканировать его и разложить по ячейкам хранения. Одновременно с этим он должен выдавать товары посетителям, принимать оплату за них и делать возвраты.
«Уровень недовольства зашкаливает. Выполнять одновременно функции и кладовщика, и кассира, и продавца физически невозможно. А закрыть ПВЗ на время приемки товара нам не разрешено», — сетует один из организаторов петиции. По его словам, основная проблема в том, что заказы приходят в ПВЗ неравномерно: в одном случае за раз может прийти 10 артикулов, в другом — 3000 или даже 5000, и со всеми нужно справиться за час (такое время отводится на приемку).
Новые правила обернулись переработками. «Официально рабочий день ПВЗ — с 10 утра до 21 вечера, но на самом деле сотрудник работает по 15-16 часов ежедневно, и за это не доплачивают», — рассказывает работник ПВЗ.
Если сотрудник не успел уложиться в условленный час, его ждет так называемое депремирование. Заработная плата сотрудников ПВЗ, по словам организаторов петиции, складывается из двух частей: небольшого фиксированного оклада (выплачивается в два захода) и основной — премии по итогам работы.
По словам составителей петиции, менеджеры пунктов с небольшой проходимостью потеряли в августе в среднем по 10 000 рублей зарплаты в сравнении с июнем 2021 года, а менеджеры более крупных пунктов недополучили порядка 40 000 рублей.
Что ответил Wildberries
Представитель Wildberries подтвердил Forbes, что этим летом компания действительно ввела новые KPI. Но, по его утверждению, доход сотрудников ПВЗ от введенной меры не просто не уменьшился, а значительно вырос — на 30% по сравнению с прошлым годом. Благодаря этому в августе около 90% сотрудников получили повышенную премию.
«Те же, кто работал не очень, — по ним и премии были ниже, — объяснил Forbes представитель маркетплейса. — Но, так как это новые KPI, мы, конечно же, пошли навстречу нашим коллегам, и в рамках переходного периода им уже была произведена доплата до их среднего дохода. Мы встречаемся с сотрудниками, объясняем им новые KPI и как зарабатывать еще больше».
Составители петиции подтвердили Forbes, что Wildberries сделала недовольным сотрудникам доплату за август.
«Доплату мы получили, так сказать, по-среднему: 75% опрошенных коллег получили дополнительные выплаты, 25% по сей день остались ни с чем», — уверяют сотрудники ПВЗ, подписавшие петицию. Что же касается системы оплаты и ее положительного эффекта, то 90% менеджеров как раз ею недовольны, говорят они.
В сюжете на канале «Москва 24» сотрудница одного из пунктов самовывоза рассказывает, что новые KPI позволили ей получить начисления более чем в 190 000 рублей.
«Это немыслимая сумма, таких зарплат у менеджеров никогда не было и не будет», — уверяет один из собеседников Forbes, работник ПВЗ Wildberries. «Мы бы хотели принимать участие в разработке KPI, а нас просто ставят перед фактом (пункт о KPI, по информации сотрудников, не прописан в трудовом договоре, но он подразумевается под «премиальной частью оклада», которая выплачивается на усмотрение работодателя. — Forbes). Почему были выставлены именно такие коэффициенты — непонятно, ведь сложилась парадоксальная ситуация: сотрудники тех пунктов, которые наиболее популярны и на которые приходится наибольшее количество заказов, недополучили больше всех», — рассказывает другой работник ПВЗ.
«Довели до ручки»
Публичные конфликты и споры сотрудников с работодателем в России редкость. «Если люди выходят бастовать, это значит, что их действительно довели до ручки», — говорит юрист в одном из сервисов по подбору персонала. По его словам, люди чаще сдаются и вынужденно уходят по соглашению сторон: «Делают это, чтобы просто забыть компанию, в крайнем случае пишут еще какой-то негативный отзыв».
«Основная борьба, которую сейчас ведут крупные маркетплейсы, — это борьба за клиента, — объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Amulex.ru» Юлия Галуева. — Потеря работника не так страшна для них, как потеря лояльности клиента. А клиент, не вовремя получивший свой заказ, теряет лояльность быстро и, как правило, уходит к конкуренту. Этого крупные агрегаторы допустить не могут. Именно поэтому работникам в случае согласованных действий удается добиться исполнения своих требований».
Забастовка — редкость, но у официально оформленных сотрудников такое право есть, говорит юрист сервиса по подбору персонала. «Цель любых забастовок — сесть за стол переговоров и найти компромисс. К сожалению, к зачинщикам позже могут быть применены жесткие меры, им не грозит ответственность за забастовку, но все понимают, что ни один работодатель не хотел бы иметь конфликтных и нелояльных сотрудников», — продолжает собеседник Forbes. Wildberries неспроста ввела KPI — значит, в такой системе есть потребность, и если маркетплейс и пойдет сотрудникам навстречу, то лишь временно, прогнозирует юрист.
Курьеры на баррикадах
Набирающий обороты бизнес маркетплейсов и служб доставки требует все новых и новых сотрудников. В Санкт-Петербурге в апреле 2019 года от сердечного приступа скончался курьер сервиса «Яндекс.Еда», он работал 10 часов без перерыва. Дело имело общественный резонанс. Представители сервиса тогда пообещали усилить контроль за переработками курьеров.
Сейчас курьеры могут выбирать удобное время и место для доставки: у «Яндекс.Еды» есть плановые слоты или свободные, когда «заказы можно выполнять хоть час в день», рассказал Forbes представитель компании.
В самой системе нельзя выбрать слот продолжительностью более 12 часов подряд, а на каждом слоте курьер может взять паузу и отдохнуть. Выполнение доставок для многих — подработка в свободное от основной работы или учебы время, поэтому в среднем по России курьеры проводят в день около четырех часов на доставках сервиса, уверяет представитель компании.
Ранее за нарушение стандартов сервиса курьеру могли бессрочно закрыть доступ к заказам, но теперь таким дают второй шанс. «Такие случаи разбираются специальной группой и независимым комитетом из курьеров-добровольцев. Кроме того, решения об ограничениях станут более прозрачными и беспристрастными — сами курьеры будут принимать участие в разборе ситуаций и выносить свой вердикт», — говорит представитель сервиса. Пилотный проект запущен в Санкт-Петербурге и области.
В октябре 2019 года из-за недовольства зарплатой забастовку объявили сотрудники службы доставки Ozon в Петербурге. Участники забастовки были недовольны начисленными зарплатами и условиями работы. По их словам, летом 2019 года в компании сменилось программное обеспечение, которое рассчитывает полагающееся курьеру вознаграждение, и на протяжении трех месяцев оно давало сбой. Сотрудники регулярно недополучали от 5000 до 15 000 рублей. Позже руководство Ozon признало требования курьеров справедливыми и погасило долги. Сейчас Ozon привлекает в качестве курьеров индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Летом 2020 года забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет сервисом доставки Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте собрались курьеры Delivery Club. Представители последних уверяли, что им задержали зарплату на два месяца. Руководство Delivery Club объясняло проблему с задержками выплат недобросовестными действиями аутсорсинговой компании — ООО «Амароли», на счетах которой зависли уже перечисленные 9 млн рублей. По словам сотрудника пресс-службы Delivey Club, сейчас все курьеры сервиса являются самозанятыми. «Мы никак не влияем на их рабочий график, они полностью автономны», — уточнил он. Данные по количеству курьеров, их гражданству, условиям работы с контрагентами в компании не раскрывают.
Выгодные самозанятые
Крупные компании с многомиллиардными оборотами видят решение проблемы в отходе от найма сотрудников. Лояльность к рядовым сотрудникам у маркетплейсов и сервисов доставки после конфликтов изменилась, констатируют эксперты по набору персонала. Работодатели стали меньше развивать корпоративную культуру и не заинтересованы в продолжительном сотрудничестве с таким персоналом.
«Крупные маркетплейсы, сервисы доставки — это, по сути, IT-компании, — рассуждает руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова. — Их HR-службы ориентированы на подбор высококвалифицированных специалистов — программистов, дизайнеров, тестировщиков и пр. А курьеры или работники складов — это линейный персонал с большой текучкой. Подбирать и обслуживать таких работников — сложная рутина. Проще отдать «неинтересный» бизнес-процесс профильным контрагентам на аутсорсинг, иметь дело с самозанятыми или нанятыми по договору ГПХ (договор гражданско-правового характера — подряд, оказание услуг, авторский договор. — Forbes)».
«Дело не в простоте или сложности: оформление работника по трудовому договору — это определенный набор социальных гарантий (оплачиваемый больничный лист, ежегодный отпуск, невозможность увольнения одним днем), для компании это ответственность и дополнительные расходы. А о правах самозанятых и работников по ГПХ трудовое законодательство особо не заботится, следовательно, такие работники для компаний выгодны, и в случае чего уволить их несложно», — отмечает Юлия Галуева.
С этим утверждением согласна и юрист сервиса по подбору персонала: главная опасность для сотрудников, оформленных по договору ГПХ, — то, что договор в любой момент может быть расторгнут в одностороннем порядке. Аналогичные меры применимы и к самозанятым. При этом в случае каких-либо нарушений условий договора персоналом (исполнителем) работодатель (то есть по сути заказчик услуг. — Forbes) еще может взыскать неустойки с нарушителей через суд.