василиска это что такое в молитве
Псалом 90 «Живый в помощи вышняго»
Псалом 90. Слушать
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 90 читать:
Псалом 90 на русском:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?
90 псалом — один из самых известных в «Псалтыре». Его также часто называют по первым словам «Живый в помощи». Главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном с Ним общении, ему нечего бояться. В народном сознании за ним закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают опасной ситуации. Так, например, в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой находит на шее убитого партизана ладанку с бумажкой. На бумажке были цитаты из девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух»:
«Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы»
Затем Доктор Живаго уже на шее раненого белогвардейца находит золотой футлярчик на цепочке. В нем также была сложенная бумажка с девяностым псалмом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
Псалом 90
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насы тит» (14–16).
«Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ( «под крыльями Его будешь безопасен» ). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужас ы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ( «от сряща» слав. библ. – случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысяч у и десять тысяч» (круглые цифры) – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Господь будет охранять своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3–8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасени я» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на Псалтирь 90:13
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 90:13 / Пс 90:13
Афанасий Великий (
На аспида и василиска наступиши. Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия
Источник: Беседа на псалом 90.
Лука Крымский (1877−1961)
На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия
Ничто ядовитое, злое, даже смертельно опасное не будет страшно: наступишь на главы змиев, будешь попирать скорпионов; не будет страшен и лев рыкающий, и тот лев, который ищет, кого поглотить — диавол.
Источник: О 90-м псалме.
Иоанн Лествичник (VI—VII вв.)
Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия», то есть диавола и змия плотской страсти.
Источник: Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
Исаак Сирин (
Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Феодорит Кирский (386/93−
на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия
Евфимий Зигабен (
на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (дракона)
Сила молитвы Живые помощи
Всем доброго здоровья! Сила молитвы Живые помощи в том, что она помогает человеку во всех опасных и трудных житейских ситуациях, а также найти путь к выздоровлению от тяжелых заболеваний. Если хотите найти выход из трудной ситуации, то обережная молитва вам в помощь!
Живые помощи — дар Всевышнего
Эта молитва появилась не случайно. Господь дал человечеству тот спасительный оберег, который поможет найти выход из сложившейся ситуации. Нередко он укажет тот путь, который окажется единственным, но очень правильным.
Через эту молитву устанавливается духовная связь со Всевышним, которая помогает выбраться даже из того состояния, когда уже не остается сил бороться.
Псалом 90 записан в Псалтыре (одной из великих книг Ветхого Завета).
Когда вам жизненно необходима поддержка Господа, то читайте псалом 90 и помощь обязательно придет.
Как появилась молитвенные слова
Говорят, что молитва появилась до установления христианства на Руси. Псалом явился подарком человечеству от царя Давида. Царь Давид израильский записал ее еще в XI-X вв. до н. э., когда на страну напал мор и болезни, которые лютовали 3 дня и 3 ночи. За столетия текст претерпел некоторые изменения, стал более понятным, но смысл остался прежним.
Молитвенный текст «Живые помощи» можно читать за себя, за близких людей, оказавшихся в периоде «черной полосы». Священнослужители читают его на старорусском языке. Но для лучшего осмысления, молитва была переведена на русский язык, с соблюдением всех церковных правил.
От чего помогает Псалом?
В первую очередь помогает защититься от нападения врагов. Врагом может стать хулиган на улице, враг, напавший на страну. Явится может защитой от страхов, негативных намерений злых духов, стихийных бедствий, от болезней. От недобрых и страшных сил, а также результатов их влияния
Чудеса, сотворенные молитвой
Молитвенный текст совершал такие чудеса, в которые трудно поверить. Чтобы понимать смысл сказанного в тексте, лучше читать ее на родном языке:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Из личного опыта. Моя знакомая рассказала жуткую историю, как еще в молодости к ней стал привязываться парень, который вышел из тюрьмы. Словесные угрозы, демонстрация ножа перед глазами нагнали страху. Она пожаловалась своей матери. Мать записала от руки ей псалом 90.
Моя знакомая носила с собой рукописную молитву. Внезапно у нее нашлись защитники, которые отколотили этого парня. И тут ей вспомнились слова: «только смотреть будешь очами твоими, и видеть возмездие нечестивым». Божья помощь пришла быстро, а парень снова что-то натворил, потом его больше не видели.
Верующие люди псалом 90 ставят наравне с «Отче Наш» и «Богородица, Дево радуйся». Все они призваны спасать людские души от неверия, а тела – от болезней, человека — от разных жизненных неурядиц.
Как и когда читать молитву
Молитвенный текст лучше выучить наизусть. Напишите его на чистом листочке, читайте в любое время. Постепенно заучите текст, оградив себя от любой опасности.
В церковных лавках продается лента со священным текстом. Ее привязывают вокруг пояса, свято веря в силу не ленты, а молитвы, что на ней написана.
Во времена военных действий, матери вшивали в пояс обережную молитву, которая защитила многих воинов от смерти и увечий.
Было много случаев, когда врачи разводили руками, не зная, как лечить смертельные недуги. Тогда люди опоясывали себя поясом с молитвой, несколько раз в день читая сам текст. Он не только снимал страшную боль, но и излечивал от самых страшных заболеваний.
Если все в жизни складывается не так, то молитва поможет привлечь удачу. Читать молитвенные слова следует тогда, когда удача нужна по-настоящему. Злоупотребление к хорошему не приведет. Ведь на Божью помощь стоит рассчитывать при крайней нужде, а не просто так.
Когда нужно читать молитву«Живые помощи»? Читать можно в любое время, когда станет страшно или трудно, а также тогда, когда хочется совершить греховное деяние. Но самым подходящим моментом для разговора с Господом – считается полдень.
Если нет рядом иконы, то читать можно зажав кулаке нательный крестик, представляя, что разговариваешь с Богом. Полезно произносит молитвенные слова 40 раз, но не скороговоркой, а вдумчиво, не торопясь.
Много раз доказано, что псалом 90 помогает и в таких ситуациях:
Как защититься от беды
Бывают случаи, когда текст еще не выучил, а Божья помощь уже нужна? От беды, грозящей опасности, помогут слова, идущие от души:
“Господи, помоги мне. Спаси мою душу и мою плоть. Ангелы небесные, придите и вы ко мне на помощь и не дайте мне пострадать. Аминь! Аминь! Аминь”
Эти слова надо повторять до тех пор, пока не минует угроза или опасность. Господь обязательно услышит вашу мольбу, и с Небес направит своих помощников. Но прежде, чем читать молитву, следует вспомнить свои грехи, раскаяться, попросить прощения у Господа.
Если желаете дома, в течение 40 дней, совершать молитвенный труд, то придите на исповедь в церковь, потом попросите благословения у батюшки.
Дома, встав перед иконами, начинайте молитвенный труд, не отвлекаясь на посторонние вещи. Читайте текст наизусть, ведь это ваш откровенный разговор с Господом Богом. Произнося святые слова, человек ощущает, что он не одинок, что у него есть Небесный заступник. Нельзя читать псалом 90 «для галочки», иначе «по вере вашей да будет вам».
Почему просящему защиту приходит помощь
Велико значение этой молитвы для каждого верующего. Ведь наш Бог, словно любящий отец спешит на помощь к тому, кто в ней нуждается. Но помощь быстрее приходит к тем, кто больше ее заслужил.
Не стоит рассчитывать на принцип «ты мне — я тебе». Нередко Бог больше поможет грешнику, имеющему сильную веру. Господь видит, что грешник больше верит в благодеяние Господа, чем человек, живущий по Божьим законам. Видя это, Он поможет грешнику еще сильнее в ней укрепиться. То есть Всевышний видит, что этому человеку стоит оказать милость.
Но есть верующие, которые живут по Его Заповедям, а благодетельство с Небес не получают. Вероятно, они считают, что милость и так должна к ним поступать. Господь же приносит им испытания для вразумления от зазнайства, для укрепления их духа. Он дает понять, что этого греха он мог бы не совершать.
Когда христианин это начинает понимать, то его жизнь становится ровнее, успешнее, спокойнее. Все испытания даются человеку во благо!
Господь — Человеколюбец, живя с верой в Его помощь, вы ее получите при любой опасности!
Чтобы молитвенные слова были услышаны. Постарайтесь произнести текст три раза:
Но не стоит полагаться только на молитву. Прислушайтесь, ведь Господь подсказал вам дальнейшие действия. Прокрутите в голове варианты выхода из ситуации, потом выберите правильный путь.
Если вы решите для себя начать молитвенный труд, то есть несколько ограничений:
Церковные обереги
Молитва «Живые помощи» – настоящее чудо, дающая помощь и душевную благодать. В далекие времена пояс с молитвой был одним из самых доступных оберегов. В церковных лавках сегодня можно купить ленты, на которых нанесены обережные слова. Их наносят особыми красками, поэтому они не стираются. Церковная лента «Живые помощи» оберегает от всего злого, что есть на земле, приносить владельцу удачу.
Надевая ленту, прочитайте молитву, чтобы укрепить веру в силу оберега. Узел завязывается под левой рукой.
Браслет с текстом молитвы «Живые помощи» тоже считается мощным оберегом. Но старайтесь носить его так, что посторонние его не видели. Можно приобрести кольцо с молитвой, которое надо носить на правой руке.
Если покупаете браслет или кольцо в лавке, надевайте их сразу здесь же, чтобы святое место придало оберегам большую силу.
Живым в помощь — толкование
Чтобы правильно понимать слова молитвы, Иеромонах Иов (Гумеров) представляет толкование священных слов:
Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Главная особенность псалма – диалог:
– Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
Второй голос подтверждает:
– Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). Первый голос объясняет причины своего упования на Бога:
– Яко Той избавит тя от сети ловчи. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).
– Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).
– оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
– Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
-… от стрелы летящия во дни (5). У восточных народов мор и язва нередко сравниваются со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6): «бесом полуденным называет духа лености».
– Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) – означает огромное большое количество нападающих. Однако праведника от всех защитит Господь.
– обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников.
В 9-м стихе второй голос уверенно произносит:
– Яко Ты, Господи, упование мое…(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
– Вышняго положил еси прибежище твое (9).
Нарастает сила непоколебимого упования:
– Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
– На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).
В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:
– Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16): «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Очень интересное видео по этому вопросу:
Расшифровка слов еще более приближает нас к пониманию смысла великой молитвы, которую подарил Господь для нашего спасения.
Чаще всего, люди приходят к Богу, когда испытывают внутреннюю усталость, когда ноша проблем настолько непосильна, что кажется весь мир настроен против. Этот псалом заряжен мощнейшей энергией, способной вернуть радость жизни, вновь наполнить светом, пониманием и любовью.
На прощание: сила молитвы «Живые помощи» уже испытана не одним поколением христиан. Верьте, что у вас есть Небесный помощник, значит вы никогда не будете одиноки в этом мире. Бог вам в помощь!
Василиска это что такое в молитве
Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.
Первый голос уверенно и утешительно возвещает:
— Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
Второй голос во втором стихе подтверждает это:
— Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).
В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:
— Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).
— … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.
— Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).
— оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
— Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».
— Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.
— обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».
В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:
— Яко Ты, Господи, упование мое…(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
— Вышняго положил еси прибежище твое (9).
Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:
— Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
— На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).
В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:
— Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).
— Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».