вариатор тойота что это такое

ЯПОНСКИЙ ВАРИАТОР!вся правда о них!

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Вот, развлекитесь.:)))Про вариаторы.
Какая коробка передач лучше? Механическая или автоматическая? Этот вопрос, из цикла, кто сильнее, слон или кит, был в свое время очень популярным. Время прошло, «железа» на наших дорогах стало еще больше, и теперь в пытливых умах возникает новый вопрос. Что лучше, автоматическая коробка передач, или вариатор?
С этим вопросом автор обратился к специалистам фирмы «Технохим» г.Владивостока, занимающиеся ремонтом автоматических коробок передач. И вот что удалось узнать. Вариаторные коробки передач бывают двух типов. Первый тип, с использованием клинового ремня (Belt CVT), применяется на автомобилях объемом до 2-х литров. В этом типе ремень, представляющий собой стальную ленту с приклепанными к ней опять же стальными сегментами, вращается на шкиву между его «щеками». Щеки между собой могут сдвигаться, и тогда ремень вытесняется на больший диаметр, или раздвигаться, тогда ремень проваливается и вращается по меньшему диаметру. Таким образом передаточное число всего механизма может плавно изменяться в необходимых пределах. Скорости, вернее передачи, в этом случае будут только виртуальными и сделать их можно сколько угодно.
Второй тип вариаторных коробок, это так называемые тороидальные коробки (Toroidal CVT). В них передача момента осуществляется двумя стальными «грибками». Такие коробки передач устанавливаются на более мощные машины (до 3 литров) и, в частности, фирма «Nissan» уже выпускает «Cedric» и «Gloria» с вариаторами данного типа.

Основным достоинством вариаторных коробок является то, что они позволяют передавать крутящий момент в наиболее оптимальном диапазоне оборотов двигателя. Другими словами, если обычная автоматическая коробка передач, при разгоне автомобиля, вынуждает двигатель работать на разных оборотах, то у вариаторной коробки этого нет. Поэтому машина с вариатором разгоняется гораздо быстрее и ездить на ней более приятно: нет толчков при переключении и расход топлива у ней меньше.
Основным же недостатком вариаторных коробок является то, что фирма производитель не поставляет на рынок к ним запчасти, считая их очень надежными. И в самом деле, нам встречался «Nissan Mach» с пробегом около 600 тыс км. Правда эксплуатируется тот автомобиль в очень легких условиях: ежедневные пробеги Уссурийск – Владивосток. Поэтому, из-за отсутствия запасных частей, отремонтировать вариаторную коробку довольно проблематично.
Сложно, но можно отнести к недостаткам CVT их требовательность к срокам обслуживания и качеству применяемых жидкостей. Обычный дешевый «Dexron» тут, к сожалению, не «прокатит»
И еще один «недостаток» отметили опрашиваемые специалисты. Если рассматривать весь ряд коробок передач – механические, ступенчатые автоматические и вариаторные, то легче всего «надругаться» над двигателем с помощью механической коробки передач. А что, включить на 100 км/час первую передачу и бросить сцепление. Так зачастую и поступают спортсмены автогонщики на своих ралли и называется это у них — торможение двигателем. Со ступенчатой автоматической коробкой передач «надругаться» над двигателем сложнее. Электроника скорее всего не даст принудительно включить первую передачу на 100 км/час (ради бога, не пробуйте!). Но вторую – разрешит. И это тоже будет называться торможением двигателем. С вариаторной коробкой все проще. Вы, высказывая свои пожелания, можете дергать ручку как угодно, электроника решит сама за вас, надо так делать или не надо. И сделает все как считает нужным. Ведь передвигая ручку управления передачами, вы только управляете электрическим переключателем и все. Никакой механической связи с вариатором у этой ручки переключения нет.
Вариаторные коробки всех типов для японских (и не только японских!) автомобилей делает фирма «JATCO». К сожалению, как уже отмечалось, эта фирма не поставляет запасные части. Сломалась коробка – меняйте целиком. Это на ступенчатые автоматы можно купить диски, уплотнительные кольца или тормозные ленты. А тут меняйте целиком и все. Правда, в последнее время между фирмами поставщиками запасных частей (в том числе и нашего города) и фирмой «JATCO» идут переговоры на эту тему, но чем и когда все закончится – неизвестно.
И в заключении следует отметить, что все опрошенные специалисты «Технохим» заявили, что будь у них такая возможность, они бы ездили только на автомобилях с вариаторами. И в самом деле, езда с вариатором гораздо динамичней и приятней, чем даже с хорошо отрегулированным обычным ступенчатым автоматом.

Источник

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Содержание:

Автоматические трансмиссии на автомобилях зачастую называют одним общепринятым наименованием «автомат», однако по принципу действия и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На сегодняшний день существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они отличаются и имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако раньше всех широкое распространение получили классические автоматы, которые уже больше 70 лет применяются на легковых машинах.

Следом широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали скепсис у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. Впрочем, с годами они модернизировались, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно пройден.

А сейчас все большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами». Так что давайте разбираться, что собой представляет вариатор, как он работает, какие у него минусы и плюсы, а также насколько он надежнее и лучше в сравнении с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные «автоматы», но применяли его все же не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и сначала он использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х. Вариатор впервые начал устанавливаться серийно на автомобили марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковушки. Потом их начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х вариатор c фирменном наименованием Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Первый тип — самый распространенный. Так что рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, оборудованный такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — педалей всего две, и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, схожий с машинами с традиционной АКП. Но работает вариатор совершенно по-другому, а именно в нем нет фиксированных передач. Изменения передаточного отношения происходит не «переключениями», а плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, который в разных положениях вращается по специальным коническим шкивам.

В зависимости от диаметра шкивов в месте вращения ремня или цепи меняется и передаточное отношение и изменяется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который дальше передает тягу на приводы и колеса. Поэтому при работе вариатора нет толчков при трогании с места, и тем более нет никаких «переключений передач».

Источник

Модели вариаторов «Aisin» (Toyota) и их кросс-коды у Toyota и Lexus

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Всё чаще к нам приходят в ремонт Toyota Avensis и Toyota RAV4 с проблемами вариаторов (производства Aisin). В интернете очень мало информации о моделях и разных модификациях вариаторов Aisin, поэтому мы решили изготовить несколько таблиц, которые помогут вам разобраться в моделях и модификациях (если возникнет такая необходимость). Ну и если что-то непонятно, то звоните или пишите )))

Toyota вообще уникальная компания, которая устанавливает на свои автомобили (Toyota и Lexus) вариаторы только одного производителя трансмиссий — Aisin AW Co., Ltd, при этом 42% акций которой — принадлежит компании «Toyota Motor Corporation». То есть фактически, Toyota контролирует производство вариаторов для своих автомобилей.

Так как Toyota очень консервативная компания, то они не стали «изобретать велосипед», а по сути купили лицензию на вариаторы у японской компании Jatco и немного доработали (изменили) конструкцию вариатора под свои двигатели. При этом некоторые детали у моделей вариаторов Jatco и Aisin — до сих пор взаимозаменяемые (например, те же металические ремни). Самый первый автомобиль Toyota с вариатором — это автомобиль «Toyota Opa» (продавался только на внутреннем японском рынке с 05.2000 по 08.2005). Модель вариатора была названа «Aisin K110» (Toyota CVT K110). На автомобили для внешнего рынка данная модель вариатора (K110) не устанавливалась.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

В течении нескольких лет Toyota испытывала и экспериментировала вариаторы только(!) на домашнем (японском) рынке и лишь в 2009 году на Toyota Verso и Toyota Avensis (в кузове T270) начали устанавливать вариаторы для европейского рынка (причём сразу 2 модели вариаторов):

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

а) Toyota Avensis с бензиновым двигателем 2.0 — Aisin K111 (модификация K111-05A)
б) Toyota Avensis с бензиновым двигателем 1.8 — Aisin K311 (модификация K311-03A)
в) Toyota Verso с бензиновым двигателем 1.8 — Aisin K311 (модификация K311-02A)

Эксперимент оказался удачным. И в 2010 году на европейском рынке появился так же и Toyota RAV4 с 2-ух литровым бензиновым двигателем и вариатором Aisin K111/K111F (передний / полный привод).

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

При этом, обратите внимание, что вариатор на тот же РАВ4 устанавливали для внутреннего японского рынка ещё аж с 2005 года. Это ещё раз к вопросу о консервативности(!) Тойоты, которая многие годы тестирует вариаторы на RAV4 внутри Японии и только потом, спустя целых пять(!) лет начинает продавать данный продукт в Европе. Но и здесь они так же ещё раз подстраховались. )))) Дело в том, что в Японии данный вариатор устанавливали на RAV4 вместе с бензиновым двигателем объёмом 2,4 литра. Однако в Европе (включая РФ) вариатор на РАВ4 начали устанавливать с менее мощным двигателем, объёмом всего 2.0 литра. А на рынке США вариатор на бензиновые RAV4 не устанавливается до сих пор (исключение — гибридные версии, о них ниже).

На рынке США и Канады компания Toyota начала продавать первые автомобили с вариатором лишь в 2013 году. Это были Toyota Corolla (произведенные в США и Канаде) с бензиновым двигателем 1,8 литра и вариатором модели K313 (модификации K313-04A) и Toyota Corolla IM (производства Японии) с вариатором K313 (модификации K313-06A). Для американских потребителей данный вариатор рекламируется под торговым названием CVTi-S (Continuously Variable Transmission with intelligence and Shift Mode).

Таким образом на сегодняшний день (2018 год) основное количество автомобилей с вариаторной трансмиссией компания Toyota производила и продавала — на внутреннем японском рынке. На внешнем рыке моделей с вариаторной трансмиссией очень мало в продаже. Исключение — гибридные версии Toyota на которых установлена так называемая «планетарная» коробка передач, которая (по сути) является дальнейшей модернизацией вариаторной трансмиссии (хотя многие готовы поспорить на эту тему).

Как определить какой модели и модификации у вас установлен вариатор. Нужно посмотреть на табличку на кузове вашего автомобиля. Форма таблички зависит от страны производства / продажи автомобиля. Однако разобраться не так сложно. Фото ниже:

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Выше были таблички Toyota произведённых и проданных в США и в Японии. На автомобилях Toyota, произведённых в Европе, данная табличка немного отличается, однако и тут вы так же без труда увидите модель и модификацию вариатора:

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Классификация вариаторов Toyota.

Вариаторы Toyota (Aisin) можно разделить на несколько категорий (серий) которые отличаются прежде всего объёмом двигателей, с которыми их устанавливали (соответственно, вариаторы изначально разработаны и рассчитаны на разный крутящий момент).

1. Так называемая «сотая» серия. Для бензиновых двигателей объёмом 2.0 и 2.4 литра.

Модели вариаторов (версии с передним приводом) K110, K111, K112, K114, K115.
Полноприводные версии отличаются наличием буквы «F» в названии модели — K111F, K112F, K114F, K115F.
Большинство этих моделей вариаторов выпускаются до сих пор и они отличаются разными модификациями (часто не взаимозаменяемыми на тех или иных моделях автомобилей). Ниже таблица моделей и модификаций:

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

В случае каких-либо проблем с вариатором моделей K111, K112, K114 на леворульных Toyota Avensis и Toyota RAV4 — выгодно не покупать б/у, а именно отремонтировать(!) данный вариатор. Причина в том, что модификации вариаторов K111 и K112 на праворульных и леворульных автомобилях — имели свои различия. Кроме того, при начальных стадиях проблем с вариатором K111 и K112 — его ремонт дешевле, чем покупка б/у вариатора с неизвестным остаточным ресурсом. К нам на ремонт вариатора достаточно регулярно приезжают Авенсисы и РАВ4 с данными моделями вариаторами.

1.1. Вариатор Aisin K120.

На последнем поколении Toyota Corolla (c 2019 года) с 2-ух литровым бензиновым двигателем для рынка США устанавливается вариатор Aisin K120 (модификация K120-02A). Ниже фото таблички на данной Toyota Corolla.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

2. Двухсотая серия или серия K210. Вариаторы с бензиновыми двигателями объёмом 1,3 и 1.5 литра. Вариаторы модели K210 устанавливались на малолитражные модели только для внутреннего японского рынка (с правым рулём — Toyota Vitz, Toyota Ractis и Toyota Sienta).

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

3. Трехсотая серия (или серия K310). Появилась в 2006 году и производится до сих пор. Для атмосферных бензиновых двигателей объёмом 1.5, 1.6 и 1.8 литра. А так же (с 2015 года) вариатор данной серии устанавливается с турбированным двигателем 1.2 (8NR-FTS).

Модели вариаторов (версии с передним приводом) K310, K311, K312, K313.
Полноприводные версии отличаются наличием буквы «F» в названии модели — K310F, K311F, K313F.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Обратите внимание, что Toyota Avensis с двигателем 1.8 и вариатором K311-03A достаточно часто приходит в ремонт (вариатора) по причине редкости данной модификации (K311-03A) — ни на одном другом (праворульном) автомобиле данная модификация не устанавливалась, то есть практически невозможно купить б/у модификацию данного вариатора. А другие модификации модели Aisin K311 (которые как раз продаются на вторичном рынке) отличаются как по «железу», так и по настройкам гидроблока. И их установить и заставить нормально работать — большая проблема. Намного проще и быстрее — отремонтировать свой вариатор на Toyota Avensis, тем более при начальных стадиях проблем с этим вариатором — повреждения как правило незначительны (и устранение неисправности не так дорого).

4. Четырехсотая серия (или серия K410). По сути, это продолжение «двухсотой серии» (о которой было выше). Разработана для атмосферных бензиновых двигателей объёмом 1.0 — 1.3 литра.

Модели вариаторов (все версии с передним приводом) K410 и K411. А так же модели с уменьшенным размером корпуса вариатора K41A и K41B (их устанавливали на Toyota IQ, где маленькое подкапотное пространство). Так же интересно, что для сторонних производителей автомобилей (не Toyota) данная серия вариаторов от компании Aisin производилась и поставлялась под другим названием, а именно Aisin XA-15LN. Эту модель вариаторов устанавливали на Suzuki Splash, Suzuki Swift, Daihatsu Boon и др. В европейской части РФ автомобили с данной моделью вариатора — крайне мало. В случае проблем — большинство владельцев автомобилей предпочитают купить б/у вариатор.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

5. Вариаторы планетарного типа (с гибридными двигателями). Тут всё просто. Моделей и модификаций много. В ремонт приходят крайне редко (стоимость б/у вариатора достаточно низкая).

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Добавление по гибридам (не вошедшим в таблицу выше):

а) P610-01A — «Toyota Corolla Hybrid» в кузове 211L (2019 — настоящее время).
б) P710-02A — «Toyota RAV4 Hybrid» в кузове 54L (2018 — настоящее время).
в) P710-02A — «Toyota Avalon Hybrid» в кузове 50L (XX50) (2018 — ).
г) P710-03A — «Toyota Camry Hybrid» в кузове 70L (XV70) (2017 — ).
д) P711-01A — «LEXUS UX 250H» в кузове MZAH15 (XV70) (2018 — ).
е) Q410-01A — «Toyota Mirai (водородный гибридный автомобиль) 2018 —

Ну и самое главное — если вы почувствовали какие-то проблемы со своим вариатором (что он как-то не так едет, набирает скорость и т д), и тем более если есть какие-то толчки и рывки — то чем раньше вы приедете на диагностику, тем быстрее и дешевле будет решить проблему с вашим вариатором. Наши филиалы есть в Москве и Санкт-Петербурге. Звоните и приезжайте. Не затягивайте проблемы с вариатором.

Наш телефон в Москве — 8 (499) 110 12 41
Наш телефон в Санкт-Петербурге — 8 (812) 334 18 49

Есть вопросы и/или возражения? Приглашаем для дискуссии в комментариях (ниже). Если вам понравилась данная статья — будем признательны вам, если вы в своём блоге поделитесь данной записью с вашими подписчиками (уверены, что эта статья поможет многим людям сэкономить при обслуживании своего вариатора).

Источник

Пять причин, почему не стоит покупать автомобили с вариатором

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Вариаторные коробки передач в последнее время набирают популярность. Ведь, во-первых, такие трансмиссии обходятся автопроизводителям дешевле, чем гидромеханический «автомат». Во-вторых, они имеют сопоставимые с механическими и автоматическими коробками габариты, так что нет проблем с интеграцией. В плюсах также плавный набор скорости.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Не секрет, что вариаторные коробки передач очень не любят резкие перепады в подаче тяги, которые провоцируют пробуксовку.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Скажем, движение по скользким поверхностям, например, подъеме по мокрому гравийному склону, равно как буксование в снегу и грязи способствует повышенному износу элементов вариатора. Столь же серьезно жизнь вариаторной коробке сокращают резвые старты со светофоров, провоцирующие задиры на трущихся элементах ремня и на рабочих поверхностях конусов.

Правда и то, что ситуацию улучшило внедрение в конструкцию вариаторной коробки гидротрансформатора. Так удалось минимизировать скачки тяги на старте и снизить вероятность пробуксовки. Вариаторы с гидротрансформатором устанавливаются, к примеру, на новые кроссоверы Renault и Nissan.

Ускорение у машин с вариаторами происходит чрезвычайно плавно, линейно, без выраженного подхвата. При этом на большинстве моделей двигатель при резком разгоне машины еще и характерно завывает на одной ноте, что усиливает ощущение монотонности набора скорости.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Автопроизводители знают об этой особенности, в связи с чем многие из них снабжают такие трансмиссии функцией имитации или виртуального переключения передач. Вы меняете такие передачи рычагом селектора, как в машинах с «автоматами» и «роботами». В некоторых (но далеко не всех) моделях ручной алгоритм позволяет, к примеру, задействовать торможение двигателем на затяжном спуске.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

На ТО необходимо также очищать узел от продуктов износа и менять фильтр. В противном случае стальная пыль от конусов и микрочастицы, отслоившиеся от ремня или цепи, оставят систему без давления жидкости. Из-за этого валы не смогут нормально зажать или разжать ремень, он начинает пробуксовывать. Это чревато его быстрым износом или даже обрывом. В последнем случае он разлетается по всей коробке, оставляя колоссальные разрушения.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Исключением является транспортировка с вывешенной ведущей осью или на эвакуаторе. Заметим также, что у всех вариаторов сложная электроника, при выходе ее из строя дорога опять-таки к «официалам». При ремонте и замене механических деталей, как правило, удается уложиться в сумму от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. За эти деньги вам заменят ремень или цепь, отшлифуют или заменят конусы, установят новые подшипники и проверят клапаны насоса.

Мало того, что обездвиженные машины с вариатором нужно буксировать с особой осторожностью. Они сами не очень подходят для того, чтобы тянуть за собой прицеп или другой автомобиль.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Данная трансмиссия рассчитана на определенные нагрузки, читай, не может выдерживать длительных повышенных нагрузок. В противном случае возможны как механические поломки вариатора, так и его перегрев. В последнем случае возможны механические изменения в клиноременном агрегате, сбоям в его работе, появлению большого количества металлической стружки и ухудшению свойств смазочного материала.

Но все же непродолжительная буксовка при своевременном уходе за системой допустима. К тому же у большинства современных автомобилей с вариатором на «приборке» имеется индикатор, сигнализирующий о перегреве системы.

Источник

Вариаторы Toyota. Мифы и реальность

Как известно, в любом автомобиле есть коробка передач. Она помогает мотору приспособиться к различным скоростям и нагрузкам, но вот беда: и механика, и автомат – по сути набор пар шестерёнок с фиксированным отношением. Чтобы поменять отношение, эти пары надо переключать и на время смены отсоединять двигатель от ведущих колёс. При этом возникают рывки и мотор работает ступенчато – то на высоких, то на низких оборотах. Но есть способ соединить его с колёсами без ступеней. Такая трансмиссия называется вариатор, и основной её принцип – бесступенчатое изменение передаточного отношения.

В теории вариатор устроен просто: два раздвижных шкива с коническим ремнём между ними. Раздвигая и сдвигая половинки шкивов, можно менять диаметр, на котором работает ремень. Меняя диаметр, мы меняем и передаточное отношение. Вообще-то вариаторы далеко не новинка. Уже более ста лет их используют во всевозможном оборудовании, например, в печатных станках. Однако там они слишком громоздкие и выдерживают лишь небольшие нагрузки. Поэтому главными проблемами при вживлении вариатора под капот автомобиля стали уменьшение размеров и увеличение перевариваемого крутящего момента. Разные компании шли разными путями, и не у всех дело заканчивалось удачно. Первые вариаторы – и для стационарного оборудования, и для автомобилей – были с резиновым ремнём. И представьте, это работало, пока мощность мотора измерялась парой-тройкой десятков лошадиных сил, а крутящий момент не превышал 50 Нм. Но очень скоро стало понятно, что резина в качестве главного передающего звена в мощных автомобилях не годится. Исследования и эксперименты привели к выводу, что единственный материал, выдерживающий необходимые нагрузки, это сталь. И сегодня мы расскажем об одной из самых успешных, проверенной годами конструкции – вариаторе Toyota RAV4 со стальным ремнём.

Именно этот ремень, зажатый между двумя парами конусных шкивов, и меняет бесступенчато передаточное отношение трансмиссии. То есть одну пару шкивов крутит двигатель, другая соединена с ведущими колёсами. Когда первая пара максимально раздвинута, вторая, наоборот, сдвинута вплотную — это при старте. А по мере разгона вторые шкивы расходятся, ремень проваливается на меньший радиус, а первые синхронно сдвигаются — радиус растёт. Поскольку конусы шкивов гладкие, положений ремня (а значит, и передаточных отношений) может быть бесконечное количество – никаких ступеней, в каждый конкретный миг работы мотора можно обеспечить самое оптимальное с точки зрения экономии или самое мощное, если надо разгоняться, передаточное отношение. Что это даёт? Дело в том, что у мотора есть самая выгодная частота вращения – пик мощности. Обороты в стороне от этого пика тоже возможны и, в общем, используются в механических коробках и обычных автоматах, но эффективность силовой установки вне пика ниже. И только вариатор даёт возможность при нажатой в пол педали газа производить разгон точно на максимуме мощности. При этом вместо шагов по ступеням лестницы передач, ситуация больше напоминает плавный эскалатор.

А теперь о самом интересном в конструкции вариатора Aisin, который как раз и стоит на внедорожнике Toyota RAV4. Дело в том, что металлический ремень, который и есть сердце вариатора, крайне необычно устроен и работает не на растяжение, а на сжатие. Серебристая змейка набрана из плоских пластин, нанизанных на стальную ленту свёрнутую кольцом. На шкиве, где ремень изогнут, пластинки расходятся латинской «V», но стоит ветви ремня выйти на прямую между шкивами, пластинки встают в плотную стопку, отлично передающую любое усилие. Вариаторный ремень касается шкивов только боковыми поверхностями – тонкими торцами пластинок – и не пробуксовывает. Разумеется, для этого надо точно регулировать сжатие шкивов, расстояние между ними. Этим занимается гидроблок – система управления коробкой. А её электроника общается с системой управления двигателем.

вариатор тойота что это такое. Смотреть фото вариатор тойота что это такое. Смотреть картинку вариатор тойота что это такое. Картинка про вариатор тойота что это такое. Фото вариатор тойота что это такое

Однако есть ещё момент старта машины, и тут, как в большинстве автоматов, работает гидротрансформатор. Он первым встречает поток мощности от двигателя и способен не только плавно сдвинуть машину с места, но и увеличить крутящий момент. Хотя его работа скоротечна: как только машина тронулась, срабатывает блокировка, и дальше в дело вступает наш старый знакомый – ремень. Конечно, на самом деле вариатор устроен немного сложнее, и кажущаяся простота двух пар шкивов и ремня окружена многочисленными инженерными решениями. Но мы не будем погружаться в такие глубины — инженерный гений уже решил все задачи и нам остаётся только наслаждаться бесшумной и плавной работой механизма. Большинство так и поступает, но некоторые считают, что если вы продвинутый драйвер, то вариатор вам не подойдёт. Ничего подобного! Поверьте, и бесступенчатым трансмиссиям хорошо знакомы режимы спортивной езды, принудительно включённой передачи и торможения двигателем. «Какие передачи? – спросите вы. – Здесь же их нет». Действительно, фиксированных передач нет, но они существуют виртуально, так сказать, программно. Сотни лучших инженеров Toyota и Aisin десятилетиями доводили работу своего бесступенчатого агрегата до совершенства. И, прежде чем отправлять вариаторные машины на экспорт, тщательно испытывали их на внутреннем рынке, собрав массу информации по тонкостям настроек и научив заметно экономить топливо. Но вот европейскому клиенту, привыкшему к механике, непременно подавай ручное переключение на любой трансмиссии. Ну что тут скажешь? Клиент всегда прав, и если он хочет управлять всем, то пусть управляет.

В вариаторе Sport Sequential Shiftmatic такая возможность реализована. Стоит перевести селектор в режим М – и появится возможность менять рычагом семь диапазонов работы трансмиссии, однако электроника всё равно не даст вам сломать коробку. Как только обнаружится, что ваши желания идут вразрез с возможностями силового агрегата и включённая пониженная передача может привести к забросу оборотов, прозвучит двойной зуммер. Принудительное ограничение особенно полезно на затяжных спусках, когда надо экономить тормоза. Водитель может выбирать семь различных темпов замедления, но если вам лень оперировать вручную, есть и автоматическое управление вариатором при езде по холмистой местности – всё для комфорта и плавности хода. Кстати, и при разгоне в обычном режиме вариатор RAV4 умело имитирует переключения передач, не раздражая пользователя монотонным воем при разгоне. Ещё одна система бережёт топливо на светофорах и не позволяет скатиться назад на подъёме. Если трансмиссия определила, что вы остановились и селектор остался в положении D, мотор на время стоянки уменьшит дозу впрыскиваемого топлива. Обороты упадут, что снизит нагрузку и на мотор, и на коробку. Но так будет только в случае остановки на ровной поверхности – на уклоне холостые останутся неизменными, что даст дополнительную небольшую тягу на колёсах и не позволит скатиться назад.

Притча во языцех – перегрев трансмиссии. Многие его боятся, однако в реальности нужно очень постараться, чтобы действительно заметно нагреть масло в коробке. Хотя, конечно, при большом желании и вариатор можно перегреть. Для того чтобы этого не произошло, встроенная защита заранее уведомит водителя сообщением на приборной панели.

Кстати, о масле. Точнее, специальной жидкости для CVT. Вариаторы действительно очень требовательны к его качеству. Причина понятна – усилие к колёсам ремень передаёт при помощи трения, а значит, неизбежен износ стальных пластинок. Так же как и в моторе, и вообще в любом узле со смазкой, именно масло аккумулирует в себе мельчайшие частицы износа и переносит их в фильтр, заодно охлаждая стальные детали. По регламенту контролировать состояние масла надо каждые 40 тыс. км пробега, но если вы любитель активной езды или часто используете машину для буксировки и бездорожья, то лучше превентивно поменять масло в диапазоне 40–60 тысяч. Но даже без этого ваш вариатор прослужит никак не меньше обычного автомата, а с учётом отсутствия в нём фрикционов – даже больше. И, поверьте, это не миф!

А мифов немало, и первый, самый распространённый – «металлический ремень ненадёжен». Так вот, ресурс вариатора с толкающим ремнём не ниже, чем у коробок-автоматов традиционной конструкции, а уж тем более у роботизированных трансмиссий. Реальных отказов по причине износа ремня практически нет, а подавляющее большинство водителей, эксплуатирующих машины с бесступенчатой трансмиссией, даже не знают, какой тип коробки у них стоит.

Ещё один миф – «вариатор не позволяет двигаться по бездорожью». Трудно сказать, откуда он взялся. Даже теоретически, исходя из того, что вариатор способен поддерживать любое передаточное отношение и плавно менять его в любом диапазоне, выходит, что он как раз лучше других трансмиссий приспособлен к бездорожью. Быстрая смена режимов работы коробки с D на R и обратно тоже не проблема. Такой приём называют раскачкой, и выполнить его на машине с вариатором не составляет труда. Единственное, в чём вариатор действительно может спасовать, это очень долгое буксование на высоких оборотах. Для этого, кстати, существует предупреждение о перегреве. Но, признаем, это далеко не стандартный режим эксплуатации кроссовера.

О специфической рабочей жидкости вариатора мы уже говорили, и требование заливать только специально предназначенный состав, как вы понимаете, выглядит совершенно обоснованным. Ведь контакт «сталь по стали» нуждается в особенной смазке, которая в определённый момент может потерять свои свойства, превратившись практически в клей или в почти в обычное масло.

Ну и последнее предубеждение пытается внушить нам мысль о полной неремонтопригодности вариатора. Оно тоже не соответствует действительности. На самом деле, если уж вам доведётся по-настоящему спалить ремень и шкивы, всё это легко заменить. Причём сложность работы не выше, чем при стандартном ремонте обычного автомата. Так что не верьте никаким мифам и гаражным байкам, а, как говорится, доверяйте профессионалам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *