варианты морфем 5 класс что такое
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Варианты морфем. Морфемный анализ слова
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.
2. Разбор слова по морфемам.
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?
1) заберу – забирает
Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.
В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?
4) слон – прислониться
Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.
Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.
В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
В этих парах слов есть беглые гласные.
Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.
Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.
Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.
Порядок морфемного анализа:
Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.
Разбор тренировочных заданий
Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?
Правильный ответ: суффикс
Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.
Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Варианты морфем»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Варианты морфем
Цель: сформировать понятие о вариантах морфем.
развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;
обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
осуществление системно-деятельностного подхода;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Предметные: определять части слова, являющиеся вариантами морфем, выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов, осознать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слова.
Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания.
Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений.
Коммуникативные: рефлексия своих действий
Тип урока урок изучения нового
Основные понятия: морфема, корень, суффикс, приставка, окончание, основа
Оборудование урока: презентация
Межпредметные связи: литература
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя
Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Определите: являются ли слова дорога и дорожить однокоренными. Объясните почему? Чем ещё эти слова различаются.
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Размышляют, обсуждают, предполагают
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Постановка учебной задачи.
— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
— Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.
Мы продолжаем изучать морфемику и знакомиться с основными морфемами.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать варианты морфем, выделять морфемы в слове
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
4.Усвоение новых знаний
Формирование понятия «варианты морфем»
1. Прочитайте информацию на стр. 28 Приведите свои примеры вариантов корней, суффиксов и приставок.
Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5.Первичное закрепление знаний.
1.Упр.466 (работа в паре)
2. Упр. 467 (самостоятельная работа)
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).
Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута
6. Самостоятельная работа
Задание. Упр. 468 (парная работа).
Базовый : Посоветуйтесь и выполните задания.
Повышенный: Составьте со словами предложения
1. Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов?
1. приставка 3. корень 2. суффикс 4. основа
2. Укажите неизменяемое слово.
1.скука 3.сегодня 2. сделан 4.серия
3. Выделите в данных словах окончание и основу.
Пришел, изгородь, морской, золотая, водолей, группа, смотрят, хорошо, глубоко.
4. Сделайте морфемный разбор слов.
Грибок, тишина, заборчик, ушел, быстро.
5. Продолжи ряд с беглой гласной.
Как называется часть слова без окончания или всё неизменяемое слово?
1.основа 2.приставка 3.суффикс 4. корень
2. укажи неизменяемое слово.
1. серый 2. дача 3. весело 4. налил.
3. Выделите в данных слова приставку и основу
Приближаться, придорожный, заехать, подберезовик, наводнение, изучить.
4.Сделайте морфемный разбор слов.
Угол, водичка, осинка, бумажный, загородный, настенные, приплыл, догонишь.
5.Образуйте пары слов с беглой гласной.
Выполняют задания в паре. Взаимопроверка.
Два учащихся работают у доски
К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества)
Р: (нахождение слов с черед. гласными); познавательные (опираются на уже известное).
Чему был посвящен урок?
В чем суть понятия «вариант морфемы»?
Какие затруднения мы испытали?
Что помогло нам их преодолеть?
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1128595
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Варианты морфем. Урок 1″(5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда слова образуем или изменяем, то можем заметить, что происходит замена одних звуков другими, их ЧЕРЕДОВАНИЕ в одной и той же морфеме – корне, суффиксе или приставке.
Горошек – горошка
ноль звука
Описание слайда:
Если гласный чередуется с нулем звука,
то такой гласный называется БЕГЛЫМ.
Описание слайда:
ЧЕРЕДОВАНИЕ обозначается знаком //
Чередуются не только БУКВЫ, но и ЗВУКИ
Можно писать ноль звука и нуль звука, обозначаем его так
Описание слайда:
Описание слайда:
Продолжите заполнение таблицы.
Выделите морфемы по образцу.
Огонь – огни, горец – горцы, кружок, кружки,
взобраться – взберусь, надорвать – надрыв.
Описание слайда:
Продолжите по образцу!
Угол, ветер, шатёр, пень, ров.
Шатёр – многозначное слово.
1. Большая палатка, крытая обычно тканью.
2. Высокая пирамидальная четырёхгранная или
восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т. п.).
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Эссе «Речь наших детей»
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Олимпиадные задания по русскому языку
Сценарий к Международному Дню русского языка
Программа элективного курса по русскому языку
Рабочая программа «Русский язык 1 класс»
Проект по русскому языку «Словарь фразеологизмов» (8 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5289442 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему «Варианты морфем. Морфемный разбор слова» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-325074
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Варианты морфем»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Варианты морфем»»
План – конспект урока «Варианты морфем»
Кочкарова Светлана Николаевна ГБОУ СОШ с.Новая Бинарадка
Учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Тема и номер урока в теме: Варианты морфем (1 урок в теме)
Тип урока: повторение и углубление знаний по теме в условиях реализации ФГОС
Форма урока: повторение и закрепление
Модель обучения: базовая (5 класс – 4,5 часа в неделю)
Реализуемая программа: составлена на основании Примерных программ по учебным предметам. «Русский язык 5-9». М., Просвещение, 2018- Стандарты второго поколения (УМК: 1). Русский язык. 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской
Цель урока: сформировать понятие о вариантах морфем.
развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;
обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
осуществление системно-деятельностного подхода;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
мультимедийная презентация к уроку.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок
Урок № 47. Технологическая карта урока «Варианты морфем»
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя
Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаю.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.